Барокко в скульптуре примеры. Скульптура барокко италии. Миф о похищении Прозерпины

Для эпохи барокко скульптура была весьма «незаменимым» видом искусства. Можно сказать, что всё направление в целом было «скульптурным»: в скульптурное произведение превращались монументальные здания, скульптурная пластика была присуща героям живописных полотен, со скульптурной грацией обустраивались садово-парковые, городские и дворцовые ансамбли. И сам человек, заключённый в элегантные одежды, парики и высокие шляпы, обсыпанный пудрой, превратился в живую скульптуру.

Скульптура для барокко была незаменима ещё и по той причине, что позволял добиться нужной торжественности и впечатляющего эффекта. Скульптура в эпоху барокко становится частью дворцового и церковного интерьера, парка, городской площади, поэтому заказывается в значительных объёмах.

Скульптура барокко характеризуется избыточностью деталей, театральностью поз и жестов, сложностью сюжетов и торжественностью обстановки. Эти принципы творчества потребовали от мастеров тщательной проработки своих произведений, включая мельчайшие детали. Скульпторы пользовались различными материалами, создавая насыщенные и зачастую многоцветные композиции, цель которых – подчеркнуть богатство и могущество владельца произведения, даже если такового не было. Так, массивная скульптурная группа в алтаре церкви должна была внушать прихожанам благоговейный страх и покорность, смешанные с восхищением.

У скульптур и лепнины было и ещё одно предназначение в этом смысле. В эпоху барокко распространение научных знаний и популяризация светского образа жизни изменили мировоззрение человечества. Человек перестал бояться бога и его рясоносных слуг, а помыслы из этических переросли в эстетические. Пугать население «божьей карой» и обещать послушным рабам «царство небесное» уже не было смысла, и церкви нужно было изобрести что-то, что могло бы поразить людей и вернуть церкви былой авторитет. Таким изобретением и стало барочное искусство в целом и скульптура в особенности. Поэтому темами барочных произведений становились чаще всего библейские мифы и аллегорические творения, излагающие христианское учение. Наконец, с помощью пышного искусства католическая церковь пыталась бороться с набиравшим силу протестантизмом.

Скульптуры с прямо-таки античной претенциозностью (и неким азиатским роскошеством) как бы бросали вызов скромным молельным домам протестантов, лишённым всяких «благоукрашений», кроме того – церковь, позволяя в своём пространстве подобные «вольности» и даже покровительствуя им, пыталась «переманить» на свою сторону творческих людей, которых она в предшествующую эпоху тщательно от себя отторгала.

Знаменитые скульптурные произведения барокко, фото которых представлены, в частности, на различных туристических сайтах, стали «визитной карточкой» многих городов, площадей и церквей.

Экстаз святой Терезы

Характерное произведение эпохи итальянского барокко, созданное Джованни Лоренцо Бернини. Работы этого великого скульптора считаются эталонными для всей барочной эпохи. Сюжет этой скульптурной группы, расположенной в капелле церкви Санта-Мариля-Делла-Витториа, взят из христианской легенды о святой Терезе – испанской монахине, канонизированной церковью. Она якобы удостоилась видения: к ней спустился ангел, когда она лежала в постели, и пронзил ей живот золотой стрелой, отчего она испытала «сладостную муку».

Скульптура выполнена из мрамора; в мраморе же вырублен фон произведения – облака на небе. Одеяния персонажей – святой Терезы и ангела – как бы развеваются на ветру. Чувства их, особенно оперируемой «святой», сильно выражены и преувеличены, что создаёт эффект пафоса и неестественности. Действие происходит под сиянием бронзовых лучей, обозначающих божественный свет.

Однако барочная скульптура тяготела не к одной лишь пафосности. Художники и скульпторы продолжают изучать человеческое тело, предметы и законы окружающего мира; при всей своей фантастичности произведение должно было быть правдоподобным.

  • Если это человеческий портрет, то он должен подчёркивать особенности внешности изображённого, даже если эти особенности окружены неестественным фоном.
  • Правдоподобие для барочных скульпторов было одним из действенных средств их арсенала: зрителю должно казаться, что сейчас вот эта величественная скульптура оживёт и пойдёт бродить по городу, а то и начнёт преследовать непокорного грешника.
  • Характерно в этом плане испанское барочное искусство. Скульптуры в Испании чаще всего изготавливались из дерева, а для пущего правдоподобия их снабжали стеклянными глазами, хрустальной слезой, одевали в настоящую одежду.

«Экстаз святой Терезы» связан с непростой жизненной судьбой Бернини, которая является хорошим примером образа жизни человека эпохи барокко. Сын и ученик известного скульптора Пьетро Бернини, Джованни Лоренцо Бернини поначалу развивается как полноценная творческая личность: у него множество заказов от знатных особ, ему покровительствуют римские папы, называющие его своим другом; папа Григорий XV посвятил его в рыцари. При этом Бернини сожительствует с некоей Констанцией, однако однажды узнаёт, что она изменяет ему с его младшим братом Луиджи.

Бернини подстерегает брата и вступает с ним в драку, а его слуга в отместку за измену по приказу Бернини уродует Констанцию, пока она спит. История имеет неприятный исход: Бернини калечит своего брата. Констанция садится в тюрьму за измену, а Луиджи подвергается высылке из города. Сам Бернини, однако, отделывается лёгким штрафом – ведь за него вступился его друг – папа Урбан VIII.

Но популярность Бернини падала, а очередной папа приблизил к себе другого фаворита. Чтобы вернуть утраченную популярность и положение в обществе, Бернини на поздней стадии своего творчества и создал скульптуру «Экстаз святой Терезы». Скульптура произвела нужное впечатление, репутация Бернини была восстановлена, а сам он, по легенде, прожил оставшуюся жизнь как прилежный христианин.

Бывало, что стремление к внешнему впечатлению соседствовало с конструктивной недальновидностью неопытных мастеров. Тому же Бернини были заказаны две башни на собор Святого Петра в Риме. Он решил сделать их побольше, но не учёл элементарных обстоятельств конструкции, и первая же башня вскоре разрушилась.

Видео: Архитектура барокко

Произведения скульптуры периода барокко (примерно 1600–1700 годы) можно разделить на две основные категории: те, что предназначались для украшения и дополнения архитектурных проектов, и скульптуры как отдельные самодостаточные работы. Вне зависимости от этого скульптура барокко являет собой яркую страницу в истории искусства.

Архитектурная скульптура

В архитектуре декоративные скульптуры использовались тремя различными способами.

Первый представлен в виде горизонтального размещения статуй и скульптур для детализации верхней части помещения. Это не изобретение эпохи, однако стоит выделить стилистические особенности и методы подхода мастеров того периода. Пример статуй, размещенных подобным образом, можно увидеть на Базалике Святого Петра (Рим) и дворце Версаля.

Еще один способ применения скульптуры в архитектурном деле – использование статуй вместо колонн и стоек, обеспечивающих поддерживающие функции. Такой подход применялся в древней Греции, а особенно модным стал в эпоху барокко в Австрии и Германии.

Третье и наиболее типичное использование скульптуры представляло собой различные фризы и различные декоративные элементы.

Традиционная скульптура

Такого рода работы обычно предназначались для оформления могил, алтарей, мемориальных памятников и пр. Традиционная скульптура в стиле барокко, как правило, имела две выдающиеся характеристики. Во-первых, она была технически совершенна. Мастерство и виртуозность барочных мастеров позволило им создавать реалистичные фактуры поверхностей, сложные драпировки, имитирующие различные виды ткани, даже кожа героев различалась в зависимости от возраста человека. Творцы эпохи при создании произведений придерживались цели увековечить движение и сделать скульптуры максимально реалистичными. Стоит отметить и влияние на сюжеты и сцены современного театра.

В скульптуре того периода появляется движение. Фигуры никогда не изображены в неподвижности, обычно фиксировался кульминационный драматичный момент, наполненный динамизмом.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Известные скульпторы

Среди прославленных мастеров барокко можно отметить Бернини, Стефано Мадерно, Франческо Моти, Дюкенуа, Пюже, Антуана Куазево, Шлютера, Хуана Мартинеса Монтаньеса и других.

Скульптура Барокко обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

Высота 2 м

В честь победы над лалубеями

Вверху – гора

2 символа – луна и солнце

Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)

Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

Царь лалубеев молит о пощаде

Юноша выразительно откинулся назад

Единство композиции

Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

Несколько трупов – условно показанное поражение

Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко – это театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.


В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг.) (Рис. 1.3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.

СТИЛЬ БАРОККО В ИТАЛИИ. 17 век Архитектура. Скульптура. Живопись. «Так много новостей за 20 лет И в сфере звёзд, И в области планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались и сейчас Всё стало относительным для нас» . Джон Донн (1572 -1631) Для искусства 17 века в целом характерно: - вершины достигли пластические искусства - расцвет музыкальной культуры - золотой век театра

Кризис гуманизма Ренессанса предопределил возникновение драматического стиля БАРОККО. « Исчезает уверенность в близком и положительном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней. » А. А Аникст искусствовед «Удивляться я привык, как безмерно мир велик» Кальдерон, испанский драматург 17 века «Поэта цель – стихами поражать. Не о смешном – о славном сочиняю. Кто удивлять не в силах, брось писать. » Марино, итальянский поэт 17 века «Что жизнь? Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час зыбытый всеми; сказка, В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем» Шекспир, английский драматург

БАРОККО Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. Термин «барокко» восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину. Три фактора возникновения барокко: 1. Величие Королевских дворов 2. Притязание католической церкви на всеобщую духовную власть 3. Любовь к театральности и церемониям

ЧЕРТЫ ЭПОХИ «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм. ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА БАРОККО Драматизм, конфликт добра и зла, мистика Передача эмоций, накал страстей, Преувеличенная детализация, сложность формы, контраст, иллюзии. Динамизм, бурное движение Популярны темы мучений и страданий человека Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь)

ЗАДАНИЕ просмотрите видеофрагмент и выпишите в тетрадь особенности стиля барокко в архитектуре: принципы, формы, детали. … Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. … В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры. Вензеля, вплетённые тайком, И головы ягнят, увитые шнурком И статую найдёшь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Фр. Поэт Жорж де Сюдери, 17 век

Архитектура БАРОККО Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко» Игорь Грабарь, искусствовед Ансамбль площади Св. Петра в Риме Купол и фасад собора, арх Микеланджело Колоннада, балдахин (киворий) арх. Лоренцо Бернини

Первым образцом стиля Барокко считается церковь Иль-Джезу (1575 г.) архитекторов Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта для монашеского ордена иезуитов. Интерьер храма очень торжественен: он оформлен мощными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей притягивает к себе внимание вошедшего в церковь, как бы намеренно затрудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом - через преодоление страстей и пороков. Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями - волютами (итал. volute- "завиток") и словно перетекает вниз. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко.

характерные черты итальянского барокко воплотились в творчестве двух зодчих ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ Для его работ типично: 1. Изящество в сочетании с математическим расчетом; 2. Мастерская работа с фактурой камня; 3. Использование оптических эффектов. Например: ансамбль площади собора Святого Петра в Риме, ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ Для его работ типично: 1. Дробность массы здания; 2. Дематериализация каменных масс; 3. Динамизм решений; 4. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. . . Например: церковь Св. Карло алле квадро фонтане в Риме.

ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598 - 1680 скульптор, архитектор, живописец и поэт. Рассказывают, что он поставил оперу, к которой написал либретто и музыку, создал декорации, эскизы костюмов и даже изобрел сценические механизмы! Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим. Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе. К 26 годам молодой Бернини был назначен архитектором крупнейшего в христианском мире собора св. Петра. Он почти безвыездно работал в Риме, и многие великие памятники и достопримечательности древнего города обязаны ему своим рождением.

Самым ярким примером архитектуры Барокко является Площадь Святого Петра в Ватикане архитектора Лоренцо Бернини. Здесь, перед главным собором католического мира, огромное число паломников должны были почувствовать своё духовное единство. Для воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними - обелиск. Характерный для барокко эффект "затягивания" в глубину архитектурного пространства. Общие очертания ансамбля имеют скрытое Колоннады, как огромные руки, сходство с ключом, напоминая слова Христа, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и обращенных к апостолу Петру: "И дам тебе ключи Царства Небесного". гармонично сочетается с площадью.

Из всей титанической работы Бернини над интерьерами собора св. Петра более всего поражает воображение Балдахин (киворий)- величественный (высотой 29 м) навес над престолом из позолоченной бронзы, возведенный над тем местом, где, по преданию, были погребены св. Петр и св. Павел. Характерные черты архитектора Бернини "Боязнь пустоты": многочисленные скульптурные украшения; бесконечное повторение, дублирование одних и тех же элементов; "перетекания" формы из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора; появление спиралевидных деталей. Всё должно создавать впечатление, какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. Принцип формообразования -

Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре и в скульптуре. Одну из лучших своих композиций "Экстаз Святой Терезы" (1645 - 1652 гг.) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. В ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, в котором к ней является ангел с огненной стрелой в руке, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. «Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи, символизирующие Божественный свет. Св. Тереза погружена в состояние духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза закрыты, за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа. »

Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал "Давид" (1623 г.) - юношапастух (будущий царь Иудеи), победивший в поединке великана Голиафа. В отличие от скульптур Микеланджело и Донателло Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. На лице точно переданы эмоции борьбы.

Характерные черты скульптора Бернини Он показывает не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур очень сложны. Бернини шлифовал камень, передавал тончайшие ньюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. В скульптурной группе "Аполлон и Дафна" Бернини показывает момент, когда бог Аполлон преследует нимфу, которая стремилась соблюсти целомудрие. В момент, когда Аполлон уже почти настиг свою жертву, произошло чудо: боги превратили Дафну в лавровое дерево.

"Похищение Прозерпины" Бернини изобразил момент, когда бог подземного мира Плутон похитил дочь богини плодородия Цереры, чтобы сделать её своей женой. Фигура Прозерпины уменьшена в размерах, чем усиливается передача её сопротивления. Фантастическое мастерство обработки камня!

ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599 -1667) Это был занудный эксцентричный холостяк с невротическим характером – полная противоположность Бернини. Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634 -1667 гг.) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибается, то слегка выступает вперед, её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах-это любимый мастерами барокко мотив преображения материи.

Специфические черты стиля барокко. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 2. Повышенная эмоциональность; 3. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 4. Яркая контрастность, эмоциональность образов; 5. Динамизм (“Мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 6. Поиск единства в противоречиях жизни; 7. В архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; 8. Скульптура подчинена общему декоративному оформлению

Микеланджело да Караваджо (1573 -1610) Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете. Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев. Позднее в истории искусства даже появился термин "караваджизм", который применяется к мастерам, пользующимся его стилистикой. Караваджо и другие мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.

На картине молодого мастера "Вакх с чашей в руках" (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живописцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека.

Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Божественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом. У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка - это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.

в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как картина Гадалка (ок. 1595,) и Шулеры (ок. 1596, Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура - единственная наставница, в которой он нуждается.

композиция "Призвание апостола Матфея" (1599 -1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: ". . . Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною". Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним. Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя.

Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине "Обращение Савла", повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня? ". Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади. Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность.

Юдифь Укус ящерицы Маленький больной Вакх Реализм Караваджо - это нечто большее, чем просто подражание природе; в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы,

Барокко (итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков.

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится кавалер, джентльмен - от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Барокко в скульптуре

Скульптура — неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа«Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелл и в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Барочная мода

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо .

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо , считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Похожие статьи