Дефисное написание прилагательных таблица. Открытый урок "дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных". Особенности правописания сложных прилагательных

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Для организации закрепления и проверки знаний – печатные рабочие тетради Г.А. Богдановой для 6 класса, Москва, «Генжер». Тетрадь содержит разноуровневый материал, расширяет кругозор учащихся, повышает их грамотность, позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ.

Цели урока:

  1. Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов.
  2. правильно писать сложные прилагательные.
  3. Повторение написаний окончаний прилагательных, безударных гласных в корне.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Какие есть вопросы по домашнему заданию? Упр. 304

Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:

  1. деревянными изделиями
  2. утиный нос
  3. обыкновенным резцом
  4. стеклянный графин
  5. кожаный портфель
  6. оловянный солдатик
  7. песчаный берег
  8. безветренный день
  9. торфяное болото
  10. соломенная крыша

Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.

3. Подготовка к изучению нового материала

На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина

В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.

Один ребенок читает вслух:

…Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.

Учитель сразу же задает вопрос:

– О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)

Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:

Нежно-малиновый
Сине-лиловый
Густо-фиолетовое

В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.

4. Объяснение нового материала

Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.

Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.

Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.

Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад) , свой пример: северо-восточный (северо-восток);

Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:

Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).

Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:

Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):

Задание: заполнить своими примерами таблицу.

В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.

5. Первичное закрепление

Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:

Тёмно-русый паренёк
Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)

Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.

(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).

Объяснение детей:

Темно-русый
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.

Какой частью речи является северо-восток ?

Рассуждение учеников:

Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный , которое будет писаться через дефис.

На доске записано слово горько-соленый , учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?

Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.

По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.

Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:

Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:

Дальний Восток –
Древний Рим –
(языки) восточных славян –
Черные волосы –
Длинные ноги (журавля) –
Широкие плечи (юноши) –
(дом) из крупных паилей –

Учитель спрашивает выборочно.

Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.

В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).

Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:

    (Зелено)серебристый свет,
    (Не)уловимый свет
    Восход…т над землёй.

    (Прозрачно)бледный, как весной,
    Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.

    Вдруг молния всю чащу озарила
    Таинствен…ым и (бледно)синим светом.

    …Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.

    И ягоды (туманно)сини
    На можжевельнике сухом.

    …Лишь море в летн…й штиль
    Все так же сыпл…т ласково на рифы
    (Лазурно)фосфорическую пыль.

    В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.

    Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
    Покачивался на краю неба.

    На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.

    Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.

Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.

6. Итог урока

Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:

Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.

Железнодорожный < железная дорога

Через дефис пишутся сложные прилагательные:

  1. обозначают оттенки цветов: жёлто-синий
  2. образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис: юго-западный< юго-запад
  3. Слово образовано от сочетания независимых слов: садово-огородный< сад и огород.

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный
Общественно-политический

7. Домашнее задание

Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.

Русский язык 6 класс Дата ________

Тема : ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ

СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: образовательная: познакомить с условиями употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов;

развивающая: развивать умение правильно писать сложные прилагательные;

воспитательная: формировать культуру речевого общения.

Тип урока: комбинированный

Методы: информационно-развивающий, творчески-репродуктивный,

метод контроля, наглядный

Оборудование: карточки для индивидуальной работы

иллюстративный материал

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Концентрация внимания учащихся.

Синтаксический разбор предложения

Снежинки - одно из самых красивых , сложных и абсолютно уникальных творений природы , ее многовековая тайна .

IV. Подготовка к изучению темы

Обратите внимание, как пишется слово многовековая.

Замените это слово сочетанием слов. Какой можно сделать вывод?

Объявление темы, целей, задач урока. Ознакомление с планом работы.

V. Усвоение новых знаний

1. Чтение орфограммы ______________________

2. Составление схемы:

через дефис: слитно:

1. цвет можно заменить словосочетанием

ярко-голубой железнодорожный (железная дорога)

темно-красный большегрузный (большой груз)

2. можно поставить И

горько-соленый

3. стороны света

северо-восточный

4. повторение слов

хороший-прехороший

VI. Первичная проверка знаний

В каких случая прилагат. пишутся слитно, а в каких – через дефис?

1.Выберите прилагательные, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому.

Зеленоглазая девушка, музыкально-развлекательная передача, среднеуральское направление, горнолыжный курорт, древнерусский язык, бледно-лиловый костюм, воднотранспортная артерия, юго-восточный берег, чугунолитейный цех.

*********************************************************************

Зеленоглазая (зелёные глаза) девушка, среднеуральское (Средний Урал) направление.

Горнолыжный (горные лыжи) курорт, древнерусский (Древняя Русь) язык.

Воднотранспортная (водный транспорт) артерия, чугунолитейный (чугун лить) цех.

2.Выберите прилагательные, которые пишутся через дефис.

Светло(голубой), плодово(ягодный), стале(литейный), жизне(радостный), парашютно(десантный), взрыво(опасный), научно(популярный), картофеле(уборочный), санитарно(гигиенический), десяти(летний), северо(западный).

************************************************************

Светло-голубой (цвет)

Плодово-ягодный (можно вставить и)

Парашютно-десантный (можно вставить и)

Научно-популярный (можно вставить и)

Санитарно-гигиенический (можно вставить и)

Северо-западный (от северо-запад).

3.Выберите прилагательные, которые пишутся слитно.

Госте(приимные) хозяева, боле(утоляющее) средство, растительно(животный) мир, тридцати(градусный) мороз, литературно(художественный) кружок, железно(дорожная) станция, зелёно(золотистые поля), тёмно(каштановые) волосы, древне(русский) язык, русско(английский) словарь, трёх(комнатная) квартира, паро(ходный) гудок.

Выборочный диктант

* Выписать из текста сложные слова, объяснить их написание.

Интересные факты о снежинках.

Снежинки очень красивый и интересный материал, созданный природой. Каждый из нас пытался разглядеть этих красавиц. Но это очень трудно, так как они сразу тают

1. не бывает пятиугольных или семиугольных снежинок. Все снежинки имеют строго шестиугольную форму.

2. в одном кубометре снега находится 350 миллионов снежинок.

3. снежинки легкие-прелегкие , ее вес всего около миллиграмма, иногда 2, 3 мг.

4. самая большевесная снежинка была обнаружена в 1887 году. Диаметр ее был 38 см. Размер обычной снежинки в среднем 5 мм.

5. снежинки - воздухоочистители , они очищают воздух от пыли и гари. Вот почему легко дышать во время снегопада .

6. снежинки только кажутся нам белыми-пребелыми из-за преломления света на краях кристаллов, а на самом деле они абсолютно прозрачные, так как состоят из 95% воздуха и 5% воды.

7. снежинки – парообразные вещества, они образуются не из воды, а из водяного пара. Замор о зка растаявшей снежинки не возродит её.

8. И еще один интересный факт. Красивые шестилучевые искусственные снежинки можно получить в специальной установке. На острове Хонсю существует Музей снега и льда имени японского ученого Укихиро Накайя, который первый создал искусственную снежинку. Там хранится и машина для получения снежинок.

Вот такая она снежинка, интересная и до сих пор до конца не изученная.

Итог урока

Домашнее задание_____________________________________

Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например:железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство),естественнонаучный (естественные науки), сложноподчинённое (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа),полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный , близлежащий ,животрепещущий , глубокоуважаемый , свежеиспеченный , ясновидящий , сильнодействующий ,дикорастущий , вечнозелёный , гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный , прямо противоположный , чисто русский , детски наивный , плохо скрываемый , отчётливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трёх основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки),древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также - глухонемой .

Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных наименований - сочетаний имён и фамилий, а также от названий населённых пунктов, представляющих собой сочетания имён и фамилий, имён и отчеств, например: дизель-моторный , социал-демократический , бурят-монгольский , северо-восточный , алма-атинский , орехово-зуевский ,нижне-масловский , усть-абаканский , ромен-роллановский , вальтер-скоттовский , лев-толстовский , ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имён собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский , заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например:беспроцентно-выигрышный , выпукло-вогнутый , партийно-комсомольский , садово-огородный ,мясо-молочный , англо-японский , русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например:раскатисто-громкий , горько-солёный ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый , ярко-синий ,тёмно-русый , чёрно-бурый , синевато-голубой , золотисто-жёлтый , пепельно-серый , бутылочно-зелёный , лимонно-жёлтый , изжелта-красный .



4. Входящие в состав географических собственных имён и начинающиеся с восточно- , западно- ,северно- и северо- , южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область , Восточно-Китайское море , Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный , рыхло-комховато-пылеватый , удлинённо-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам- , сама- , например: сам-друг , сам-третей , сам-пят , сама-пята .

Каждому из нас хотя бы однажды доводилось проверять, как пишутся такие прилагательные, как «научно-популярный», «зоотехнический», «двухэтажный», «сине-зеленый». Ошибиться - значит, допустить грубый промах в знании родного языка. Вместе с тем не всегда понятно, каким образом определяется наличие или отсутствие дефиса.

Прилагательные, состоящие сразу из двух, а иногда даже из трех основ, называются сложными. Если запомнить простые правила, то больше не придется пользоваться поисковиками, чтобы проверить очередное словосочетание.

Когда между частями сложного прилагательного ставится дефис?

Русским языком предусмотрено четыре случая, в которых составные части прилагательного разделяются чертой.

  • Если два слова, лежащие в основе, неоднородны по своему смыслу. Например, «научно-популярный» - части прилагательного не дополняют друг друга, а описывают два разных понятия.
  • Если прилагательное происходит от сложносоставного существительного, которое, в свою очередь, пишется именно через дефис. Например, «северо-восточный» - поскольку исходное существительное «северо-восток» имеет в своем составе дефис, то и произведенное от него прилагательное тоже необходимо снабжать дефисом.
  • Если обе части сложного прилагательного описывают какое-либо качество объекта - «сине-зеленый», «кисло-сладкий».
  • Если слово состоит из двух равноправных частей, и дефис между ними можно без потерь заменить союзом «и». Например, «литературно-художественный замысел» - можно выразиться, что замысел «литературный и художественный», суть останется прежней.

В каких случаях сложное прилагательное пишется слитно?

Запомнить, в каких случаях дефис ставить не надо, тоже довольно легко.

  • Если первая часть - это числительное. Например, «двухэтажный» или «трехзначный». Также дефис не ставят, если первая часть - это наречие с окончанием на «о» и «е». Слова «малоподвижный», «легковоспламеняющийся» будут примерами.
  • Если прилагательное происходит от сложного существительного, также пишущегося без дефиса - например, слово «полугодовой», образованное от «полугодия».
  • Когда первая или вторая часть прилагательного не может использоваться сама по себе. Например, в слове «широкогрудый» первая часть имеет описательное значение только в сочетании со второй частью.

Кроме того, слитно пишется большая часть научных и лексических терминов. Не ставится дефис в словосочетаниях с подчинительной связью внутри предложения - например, «кровеносный сосуд», то есть, «сосуд, переносящий кровь».

Похожие статьи