Передвижение органических веществ в животном организме. Движение (биология). Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор

У большинства многоклеточных животных осуществляются при помощи специальных органов, строение которых своеобразно у разных животных и зависит от типа их локомоции и условий окружающей среды (наземная, водная, воздушная). Но и в этих случаях движение организма и его частей - результат немногих типов клеточной подвижности.

Для некоторых животных (например, гидроидных полипов) и многих растений характерны ростовые движения.

Формы клеточной подвижности

  • Псевдоподии (ложноножки) обеспечивают амёбоидное движение (медленное перетекание цитоплазмы, связанное с изменением формы клетки)
  • Реснички и жгутики обеспечивают ресничное и жгутиковое движение
  • Миоциты (клетки мышечной ткани) обеспечивают мышечное сокращение

Кроме этих основных форм, существуют и другие, слабее изученные (скользящее движение грегарин , миксобактерий и нитчатых цианобактерий , сокращение спазмонем сувоек и др.).

Двигательный аппарат и органы локомоции многоклеточных животных

  • Специальные придатки тела, с помощью которых животные цепляются за неровности субстрата (щетинки, чешуйки, щитки) или прикрепляются к нему (присоски).
  • Конечности, представляющие систему рычагов, приводимую в движение сокращениями мышц (наиболее распространённая конструкция).

Органы могут использоваться организмами, имеющие свободу движения. При отсутствии таковой (у прикреплённых водных животные - губки, кораллы и др., ведущих неподвижный образ жизни), используют реснички и жгутики для того, чтобы приводить в движение окружающую их среду, доставляющую им пищу и кислород.

Целенаправленные движения возможны лишь при согласованной работе значительного числа мышц или ресничек, координация которых, как правило, осуществляется нервной системой.

Классификация

По путям перемещения (движения)

  • По субстрату, то есть по твёрдой или жидкой опоре (ходьба , бег , прыжки, ползание, скольжение)
  • Свободное в воде - плавание
  • Свободного в воздухе - летание, планирование , парение
  • В субстрате (бурение)

По активности

Пассивное

В воде и воздухе движения может быть и пассивным:

  • перемещения на большие расстояния некоторые пауки выпускают паутинки и уносятся воздушными течениями.
  • парение, наблюдаемое у птиц, использующих воздушные течения
  • Некоторые водные животные имеют приспособления, обеспечивающие поддержание их тела во взвешенном состоянии (вакуоли в наружном слое протоплазмы радиолярий, воздушные пузыри в колониях сифонофор и т. п.).

Активное

  • В воде осуществляется:
    • с помощью специализированных гребных устройств (от волосков и жгутиков до видоизменённых конечностей водяных черепах, птиц, ластоногих)
    • изгибаниями всего тела (большинство рыб, хвостатых земноводных и др.)
    • реактивным способом - выталкиванием воды из полостей тела (медузы, головоногие моллюски и др.).
  • В воздухе - летание - свойственно большинству насекомых, птиц и некоторым млекопитающим (летучие мыши). Передвижение по воздуху т. н. летучих рыб, лягушек, млекопитающих (белки-летяги и др.) - не летание, а удлинённый планирующий прыжок, осуществляемый при помощи таких поддерживающих приспособлений, как удлинённые грудные плавники, межпальцевые перепонки ног, складки кожи и др.

Эволюция

В ходе эволюции типы движения животных усложнялись. Возникновение жёсткого скелета и поперечнополосатой мускулатуры было одним из важных этапов эволюции. В результате усложнилось строение нервной системы, появилось разнообразие движений, расширились жизненные возможности организмов.

Движения человека

Являются наиболее важным способом его взаимодействия с окружающей средой и активного воздействия на неё.

Отличаются большим разнообразием:

  • Движения, связанные с вегетативными функциями
  • локомоции
  • трудовые
  • бытовые
  • спортивные
  • связанные с речью и письмом.

«…все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» И. М. Сеченов

Изучение

Можно выделить два направления в изучении движения животных и человека:

  • выявление биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата, кинематическое и динамическое описание натуральных движений
  • нейрофизиологическое - выяснение закономерностей управления нервной системой движением

Мышцы, осуществляющие движение, рефлекторно управляются импульсами из центральной нервной системы.

Основные локомоторные движения, будучи унаследованными (безусловно рефлекторными), развиваются в ходе индивидуального развития и вследствие постоянных упражнений. Овладение новыми движениями - сложный процесс формирования новых условнорефлекторных связей и их упрочения. При многократных повторениях произвольные движения выполняются согласованнее, экономичнее и постепенно автоматизируются. Важнейшая роль в регуляции движения принадлежит сигналам, поступающим в нервную систему от расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах проприорецепторов, сообщающих о направлении, величине и скорости совершающегося движения, активирующих рефлекторные дуги в разных частях нервной системы, взаимодействие которых и обеспечивает координацию движения.

Движения у растений

Пассивные (гигроскопические)

Связаны с изменением содержания воды в коллоидах, составляющих оболочку клетки.

Играют большую роль для цветковых растений при распространение семян и плодов.

  • У растущей в пустыне Аравии иерихонской розы в сухом воздухе веточки свёрнуты, а в сыром развёртываются, отрываются от субстрата и переносятся ветром
  • Плоды ковыля и журавельника благодаря гигроскопичности зарываются в землю
  • У жёлтой акации зрелый боб высыхает, две его створки спирально скручиваются, а семена с силой разбрасываются.

Активные

В основе активных движений - явления раздражимости и сократимости белков цитоплазмы растений, а также ростовые процессы. Воспринимая влияния окружающей среды, растения реагируют на них усилением интенсивности обмена, ускорением движения цитоплазмы, ростовыми и др. движениями. Воспринятое растением раздражение передаётся по цитоплазматическим тяжам - плазмодесмам, а затем уже происходит ответ растения как целого на раздражение. Слабое раздражение вызывает усиление, сильное - угнетение физиологических процессов в растении.

Медленные (ростовые)

К ним относятся:

  • тропизмы (раздражение действует в одном направлении и происходит односторонний рост, в результате чего возникает изгиб органа - геотропизм, фототропизм, хемотропизм и др.)
  • настии (ответ растения на действие раздражителей, не имеющих определённого направления - термонастии, фотонастии и т. д.)

Быстрые (сократительные)

Вызываются односторонним действием раздражителей (по направлению к раздражителю или от него): света (фототаксис), химических веществ (хемотаксис) и др.

Осуществляется:

  • (в большинстве случаев) с помощью жгутиков (жгутиковые водоросли, бактерии, зооспоры неподвижных водорослей, а также низших грибов, сперматозоиды водорослей, грибов, мхов, папоротников и некоторых голосеменных растений)
  • (реже) в результате одностороннего выделения слизи (зелёная водоросль Closterium), активных змееобразных изгибов (синезелёная водоросль Oscillatoria, серобактерия Beggiatoa), одностороннего движения протоплазмы (подвижные диатомовые водоросли) или образования протоплазменных выростов (миксомицеты)

Эволюция

Эволюция растений шла в направлении потери ими способности к локомоторному движению. В вегетативном состоянии подвижны лишь бактерии, некоторые водоросли и миксомицеты: у остальных водорослей и низших грибов Локомоторные движения присущи лишь зооспорам и сперматозоидам, у высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, саговники и гинкго) - только сперматозоидам.

См. также

Примечания

Литература

  • Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 4, М., 1949, лекция 9
  • Курсанов Л. И., Комарницкий Н. А., Курс низших растений, 3 изд., М., 1945.
  • Дарвин Ч., Способность к движению у растений, Соч., т. 8, М. - Л., 1941
  • Зенкевич Л. А., Очерки по эволюции двигательного аппарата животных, «Журнал общей биологии», 1944, т. 5, № 3: Энгельгардт В. А., Химические основы двигательной функции клеток и тканей, «Вестник АН СССР», 1957, № 11, с. 58
  • Калмыков К. ф.. Исследования явлений раздражимости растений в русской науке второй половины 19 в., «Тр. института истории естествознания и техники АН СССР», 1960, т. 32, в, 7
  • Магнус Р., Установка тела, пер. с нем., М. - Л., 1962
  • Любимова М. Н., К характеристике двигательной системы растений Mimosa pudica, в кн.: Молекулярная биология. Проблемы и перспективы, М., 1964
  • Поглазов Б. Ф., Структура и функции сократительных белков, М., 1965
  • Бернштеин Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966
  • Суханов В. Б., Материалы по локомации позвоночных, «Бюллетень Московского общества испытателей природы», 1967, т. 72, в. 2
  • Александр Р., Биомеханика, пер. с англ., М., 1970.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Движение (биология)" в других словарях:

    Содержание 1 Физика 2 Философия 3 Биология … Википедия

    БИОЛОГИЯ - БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия

    - (от греч. bios – жизнь и logos – учение) наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их структура изучаются морфологией, которая как органология, анатомия и гистология ставит себе целью… … Философская энциклопедия

    - (от Био... и...Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой… …

    БИОЛОГИЯ - уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… … Российская педагогическая энциклопедия

    ДВИЖЕНИЕ - общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… … Современный философский словарь

    Портал «Биология» … Википедия

    Наука, ставящая своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом… … Большая советская энциклопедия

    Изучает осн. свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Важнейшими направлениями в М. б. являются исследования структурно функциональной организации генетического аппарата клеток и механизма реализации наследственной информации… … Биологический энциклопедический словарь

    Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия

Одно из важнейших свойств всех живых организмов -способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.

Движение одноклеточных организмов

Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами. Многие бактерии, одноклеточные и простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся, как правило, волнообразно- Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. Они более чем в 10 рая короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника. обыкновенная движется с помощью временных выростов - ложноножек. Она словно перетекает по дну. Выпуская ложноножки, амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.

Движение растений и грибов

Растения и , в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений грибов и растений результат их роста. Гормон роста, образующийся в клетках растений на верхушке , очень чувствителен к свету, поэтому теневая сторона растет быстрее освещенной и стебель изгибается в направлении к свету. У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света - вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.

Благодаря движению органы растений могут максимально использовать свет, влагу и питательные вещества.

Движение животных

В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно-двигательная система. Основа такой системы - скелет. У позвоночных животных скелет внутренний, он построен из костной и хрящевой тканой. Части сколота соединяются неподвижно или с помощью суставов. Скелет служит местом для прикрепления мышц При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит
к различным движениям. Согласованную работу мышц, их сокращение и расслабление обеспечивает нервная система.

Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей это видоизмененные передние конечности. Крылья и других насекомых - это выросты покровов.

Технологическая карта урока

Тема: Движение веществ в организмах животных.

6 класс.

Цель: Изучить особенности движения веществ в организмах животных

Задачи:

1. изучить различные особенности переноса веществ в организмах животных

2. сформировать понятие о переносе веществ у беспозвоночных животных

3. сформировать понятие у учащихся об органах, образующих кровеносную систему

4. развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Планируемый результат: называть компоненты транспортной системы животных; уметь составлять схемы отображающие транспорт веществ, круги кровообращения; сворачивания информации; понимать принципы движения крови и гемолимфы в организмах животных.

Основные термины и понятия: диффузия, замкнутая кровеносная система, сердце, незамкнутая кровеносная система, сердца, сосуды, артерии, вены, капилляры.

Основное содержание:

1. Вещества поступающие и выводящие из организма.

2. Тип Простейшие.

3. Тип Кишечнополостные.

4. Тип Плоские и Круглые черви.

5. Кровеносная система:

Незамкнутая кровеносная система

Замкнутая кровеносная система.

Ресурсы:

Учебник: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику

Компьютерная презентация по теме: «Транспорт веществ в организме животных», выполненная в программе Microsoft Office Power Point.

Домашнее задание: «Транспорт веществ в организме», стр. соответствуют учебнику, записи в тетради, ответить на вопросы теста в конце параграфа, составить тест по теме из 10 вопросов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ ОРГАНИЗМАХ ЖИВОТНЫХ В

Цель: изучить особенности движения веществ в организмах животных.

ПЛАН УРОКА Вещества поступающие и выводящиеся из организма животных 2. Тип Простейшие 3. Тип Кишечнополостные 4. Тип Плоские и Круглые черви 5. Кровеносная система - незамкнутая кровеносная система - замкнутая кровеносная система

ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О) ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩИЕ И ВЫВОДЯЩИЕСЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ (СО 2) КИСЛОРОД (О 2) ВОДА (Н 2 О)

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная? ? ? ?

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ) Амеба обыкновенная Н 2 О, О 2 Н 2 О, СО 2 Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная? ? ? ? ? ?

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ Гидра пресноводная Н 2 О Н 2 О Вещества минеральные Вещества органические Вещества минеральные Вещества органические О 2 СО 2 Диффузия – свободный транспорт веществ, через клеточную оболочку.

ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) О 2 , Н 2 О, питательные вещества питательные вещества всей поверхностью тела (диффузия) пищеварительная система (рот) продукты метаболизма СО 2 Н 2 О

ТИП ПЛОСКИЕ и КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ Поглощение веществ Выведение веществ

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА – СИСТЕМА ОРГАНОВ, ПЕРЕНОСЯЩАЯ ПО ОРГАНИЗМУ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КИСЛОРОД И ВЫВОДЯЩАЯ ИЗ ОРГАНИЗМА ПРОДУКТЫ МЕТАБОЛИЗМА И УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ. КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ ГЕМОЛИМФА СОСУДЫ СЕРДЦЕ СЕРДЦА 1. АРТЕРИИ 2. ВЕНЫ 3. КАПИЛЛЯРЫ

НЕЗАМКНУТАЯ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА Кровь (гемолимфа) течет не только по сосудам, но и выходит в полость тела Кровь течет только по сосудам Представители: Моллюски Членистоногие Представители: Позвоночные Кольчатые черви Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие

СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ПОЛОСТЬ ТЕЛА СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – ГЕМОЛИМФА БЕСЦВЕТНАЯ ЖИДКОСТЬ

СЕРДЦЕ СОСУДЫ АРТЕРИИ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ КАПИЛЛЯРЫ всего организма СОСУДЫ ВЕНЫ СОСУДЫ КАПИЛЛЯРЫ ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА КРОВЬ – красного цвета содержит гемоглобин

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

НЕЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ЗАМКНУТАЯ КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Простейшие Тип Гидроидные

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ У ДАННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРОИСХОДИТ ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМ. Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Плоские черви

ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие Тип Моллюски

ОПРЕДЕЛИТЕ У КАКИХ ЖИВОТНЫХ КАКОЙ ТИП КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЕ. Класс Пресмыкающиеся Класс Рыбы Класс Птицы Класс Земноводные Класс Млекопитающие




























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» учитель биологии Фёдорова Екатерина Николаевна

Слайд 2

Дыхание.

  • Слайд 3

    Дыхание

    кислорода митохондриях энергии углекислого газа органических веществ

    Слайд 4

    Транспорт веществ в организме.

    Транспорт

    Слайд 5

    Цель урока:

    Познакомиться с особенностями переноса веществ в организмах растений и животных.

    Слайд 6

    Движение цитоплазмы

  • Слайд 7

    Клетки сообщаются между собой цитоплазматическими каналами

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    У растений передвижение веществ осуществляется по двум системам: СОСУДЫ ДРЕВЕСИНЫ (КСИЛЕМА) - вода и минеральные соли; СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ ЛУБА (ФЛОЭМА) - органические вещества.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Типы кровеносной системы

    Слайд 15

    Кровеносная система Дождевой червь Моллюскигемолимфа Рыбы Насекомые Земноводные Рептилии Птицы Млекопитающие Замкнутая Незамкнутая

    Слайд 16

    Органы кровеносной системы ________ ___________ ______________ ____________ ___________ _______________

    Слайд 17

    Органы кровеносной системы СердцеСосуды Предсердия Желудочки Артерии Вены Капилляры Артерии – От сердца (гласные) Вены – КСердцу (согласные)

    Слайд 18

    Слайд 19

    Кровь _____________ (жидкая часть) ______________ _____ (цвет) ______ (функции) _____ (цвет) ______ (функции) Тромбоциты ______ ______ (функции)

    Слайд 20

    Кровь Плазма Клетки крови Эритроциты Красные Переносят кислород Лейкоциты Белые Убивают микробы Тромбоциты Участвуют в Свёртывании крови

    Слайд 21

    Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Слайд 22

    У позвоночных животных кровеносная система

    А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

    Слайд 23

    Сосуды, которые отходят от сердца, называются

    А) вены Б) капилляры В) артерии

    Слайд 24

    Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется

    А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

    Слайд 25

    Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор

    А) артерии, лёгкие, вены, капилляры. Б) артерии, вены, гемоглобин, капилляры. В) эритроциты, лейкоциты, желудок.

    Слайд 26

    Водном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов. Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет. В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.

    Слайд 27

    Домашнее задание:

    §12; вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

  • Слайд 28

    Спасибо за урок!!!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:

    Воспитательные:

    Развивающие:

    Тип урока:

    Методы:

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи

    Средства:

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Изучение нового материала

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка знаний.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Изучение нового материала.

    2.

    (в листьях)

    (через устьица)

    (Испаряется)

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    3: Работа с текстом:

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    Литература.

    Интернет ресурсы.

    Конспект урока биологии в 6 классе.

    Тема: Транспорт веществ в организме.

    Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

    Задачи:

    Образовательные:

    Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

    Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

    Показать значение процесса движения веществ.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

    Развивающие:

    продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

    Тип урока:

    По дидактической цели – комбинированный;

    По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

    Методы:

    Словесные: беседа, объяснение.

    Наглядные: демонстрация рисунков

    Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи : ботаника, зоология, цитология.

    Средства:

    ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    Изучение нового материала

    Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.

    Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

    Проводящие образования растений.

    Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.

    Закрепление. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

    Проверка знаний.

    Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.

    Задание: вставьте пропущенные слова.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    На доске записано слово «транспорт».

    Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

    Что перемещается в живом организме?

    Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.

    Изучение нового материала.

    1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.

    Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

    На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).

    2. Особенности транспорта веществ в растении.

    Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

    Где происходит этот процесс? (в листьях)

    Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)

    Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)

    Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

    У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

    Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

    Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

    3. Проводящие образования растений.

    Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

    Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

    Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:

    Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?

    У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

    Особенности переноса веществ в организме животных.

    Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

    Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

    Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    ___________ __________ ___ ________ _______ _______

    3: Работа с текстом:

    В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    V. Закрепление. Подведение итогов урока.

    Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

    А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

    2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

    3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    §12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

    Литература.

    Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.

    Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.

    Лекарственное средство вводится в организм для того, чтобы оказать какое-либо терапевтическое действие. Однако и организм оказывает влияние на лекарственное средство, и в результате этого оно может попадать или не попадать в определённые части организма, проходить или не проходить определённые барьеры, видоизменять или сохранять свою химическую структуру, покидать организм определёнными путями. Все этапы движения лекарства по организму и процессы, происходящие с лекарством в организме, являются предметом изучения особого раздела фармакологии, который называется фармакокинетикой .

    Выделяют четыре основных этапа фармакокинетики лекарственных препаратов - всасывание, распределение, метаболизм и выведение.

    Всасывание - процесс поступления лекарственного средства извне в кровеносное русло. Всасывание лекарственных препаратов может происходить со всех поверхностей организма - кожи, слизистых оболочек, с поверхности лёгких; при приёме внутрь поступление лекарств из желудочно-кишечного тракта в кровь идёт с использованием механизмов всасывания питательных веществ. Следует сказать, что лучше всего в желудочно-кишечном тракте всасываются лекарственные средства, которые обладают хорошей растворимостью в жирах (липофильные средства) и имеют небольшую молекулярную массу. Высокомолекулярные средства и вещества, нерастворимые в жирах, практически не всасываются в желудочно-кишечном тракте, и поэтому их следует вводить другими путями, например в виде инъекций.

    После попадания лекарственного средства в кровь наступает следующий этап - распределение . Это процесс проникновения лекарственного средства из крови в органы и ткани, где чаще всего и находятся клеточные мишени их действия. Распределение вещества происходит тем быстрее и легче, чем больше оно растворимо в жирах, как и на этапе всасывания, и чем меньше его молекулярная масса. Однако в большинстве случаев распределение лекарственного средства по органам и тканям организма происходит неравномерно: в какие-то ткани попадает больше лекарства, в другие - меньше. Этому обстоятельству есть несколько причин, одна из которых - существование в организме так называемых тканевых барьеров. Тканевые барьеры защищают от попадания в определённые ткани чужеродных веществ (в том числе и лекарств), предотвращая повреждение ими тканей. Наиболее важными являются гематоэнцефалический барьер, препятствующий проникновению лекарств в центральную нервную систему (ЦНС), и гематоплацентарный барьер, который защищает организм плода в матке беременной. Тканевые барьеры, конечно же, не являются абсолютно непроницаемыми для всех лекарств (иначе у нас не было бы лекарственных средств, влияющих на ЦНС), однако значительно изменяют характер распределения многих химических веществ.



    Следующим этапом фармакокинетики является метаболизм , то есть видоизменение химической структуры лекарства. Основной орган, где происходит метаболизм лекарств, - это печень. В печени в результате метаболизма лекарственное вещество в большинстве случаев превращается из биологически активного в биологически неактивное соединение. Таким образом, печень обладает антитоксическими свойствами в отношении всех чужеродных и вредных веществ, в том числе и лекарств. Однако в некоторых случаях происходит противоположный процесс: лекарственное вещество из неактивного «пролекарства» превращается в биологически активное лекарственное средство. Некоторые лекарственные средства вообще не подвергаются метаболизму в организме и покидают его в неизменном виде.

    Последний этап фармакокинетики - выведение . Лекарственное средство и продукты его метаболизма могут выводиться различными путями: через кожу, слизистые оболочки, лёгкие, кишечник. Однако основной путь выведения подавляющего большинства лекарств - через почки с мочой. Важно отметить, что в большинстве случаев лекарственное средство подготавливается к выведению с мочой: при метаболизме в печени оно не только теряет биологическую активность, но и превращается из жирорастворимого вещества в водорастворимое.

    Таким образом, лекарственное средство проходит через весь организм, прежде чем покинет его в виде метаболитов или в неизменном виде. Интенсивность этапов фармакокинетики отражается на концентрации и длительности нахождения активного соединения в крови, а это в свою очередь определяет силу фармакологического эффекта лекарства. В практическом отношении для оценки эффективности и безопасности лекарства важно определить ряд фармакокинетических параметров: скорость нарастания количества лекарства в крови, время достижения максимальной концентрации, длительность поддержания терапевтической концентрации в крови, концентрации препарата и его метаболитов в моче, кале, слюне и других выделениях и т.д. Этим занимаются специалисты - клинические фармакологи, которые призваны помочь лечащим врачам выбрать оптимальную тактику фармакотерапии конкретного больного.

    Аптечка первой медицинской помощи

    Состав аптечек отличается для различных сфер применения, однако существуют общие принципы комплектования. В состав обычно входит:

    • Набор для обработки ран и остановки кровотечений: бинты, пластыри, жгуты;
    • Антисептики (спиртовые растворы йода, бриллиантового зелёного, 3 % раствор перегидрата водорода, Марганцовокислый калий (он же перманганат калия или «марганцовка»), хлоргексидин и т. д.)
    • Анальгетики и иже с ними: Метамизол (он же анальгин), цитрамон, ацетилсалициловая кислота или аспирин, папаверин.
    • Антибиотики общего действия (ампициллин, стрептоцид) .
    • Нитроглицерин и/или валидол, их аналоги или производные.
    • Антигистаминные (противоаллергические) препараты (Дифенгидрамин (известный также, как димедрол) и/или супрастин).
    • Спазмолитические препараты (напр., Дротаверин (Но-шпа)).
    • Нашатырный спирт
    • Борная кислота и Бикарбонат натрия (известный также как питьевая сода)
    • Инструмент: ножницы, хирургические перчатки, шпатель или ложка, мерный стаканчик и др.
    • Средства для дезинтоксикации: активированный уголь или белый уголь, калия перманганат.

    Также в состав индивидуальных аптечек могут включаться:

    • Средства для проведения вентиляции лёгких.
    • Противошоковые наборы.
    • Средства для обеззараживания (хлорирования) воды.
    • Антидоты и стимуляторы.

    Маркировка

    Знак первой помощи

    Аптечка должна располагаться в футляре с жесткими стенками для предотвращения повреждения стеклянных упаковок лекарств. На аптечке должен быть нанесён отличительный знак для облегчения поиска сумки в случае необходимости. В качестве такого знака может использоваться красный крест на белом фоне, белый крест на зелёном фоне и другие.

    43 ВОПРОС Техника измерения АД и частоты сердечных сокращений.

    Измерение артериального давления проводится при помощи специального прибора – сфигмоманометра, или как его еще называют, тонометра. Прибор состоит непосредственно из сфигмоманометра, который служит для сжимания плечевой артерии и регистрации уровня давления, и фонендоскопа, которым выслушивают тоны пульсации артерии. Для того, чтобы измерить АД, необходимо обернуть манжетку тонометра вокруг плеча больного (то есть выше локтя на пару сантиметров). Далее к области локтевой ямки, немного кнутри прикладывается головка фонендоскопа. После этого грушей накачивается воздух в манжетку. Тем самым сживается плечевая артерия. Обычно достаточно довести давление в манжете до 160 – 180 мм рт.ст., но бывает необходимо поднять уровень давления и выше, если давление измеряется у больного, страдающего гипертонией. Дойдя до определенного уровня АД, воздух из манжетки начинают постепенно спускать с помощью вентиля. При этом слушают тоны пульсации плечевой артерии. Как только в фонендоскопе появляются биения пульсации артерии, этот уровень АД считается верхним (систолическое АД). Далее воздух продолжают спускать, и тоны постепенно ослабевают. Как только пульсация перестала слышаться, этот уровень АД считается нижним (диастолическим).

    Кроме того, можно измерять давление и без фонендоскопа. Вместо этого уровень АД отмечается по появлению и исчезновению пульса на запястье. На сегодняшний день существуют и электронные аппараты для измерения артериального давления.

    Иногда приходится измерять АД на обеих руках, так как оно может быть разным. Измерение давления следует проводить в спокойной обстановке, больной должен при этом спокойно сидеть.

    ЧСС обычно подсчитывают на запястье (запястная артерия), на шее (сонная артерия), на виске (височная артерия) или на левой стороне грудной клетки. Для подсчета ЧСС с помощью этого метода человеку необходимо нащупать пульс в любой из указанных точек и включить секундомер непосредственно во время удара сердца. Затем начинаем подсчет последующих ударов и на 15 ударе останавливает секундомер. Предположим, что в течение 15 ударов прошло 20,3 с. Тогда количество ударов в минуту будет равно: (15 / 20,3) х 60 = 44 уд/мин.

    Похожие статьи