Что такое личные местоимения. Личные местоимения в русском языке Местоимения 2 и 3 лица

Личные местоимения - это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы кто? что? Например:

стол стоит - он (стол) стоит

монета упала - она (монета) упала

В примере он и она являются личными местоимениями, обратите внимание, что личными местоимениями можно заменять имена существительные.

К личным местоимениям относятся:

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).

1 лицо личных местоимений

К первому лицу относятся местоимения я и мы . Местоимение я - единственное число, а мы - множественное число.

Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе:

я говорю, я умный, я поеду

Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё:

мы говорим, мы умные, мы поедем

2 лицо личных местоимений

Ко второму лицу относятся местоимения ты и вы . Местоимение ты - единственное число, а вы - множественное число.

Личные местоимения 2-го лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника:

ты хочешь, ты добрый, ты поедешь

Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника:

вы хотите, вы умные, вы поедете

Местоимение вы часто употребляется вместо местоимения ты для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно иногда вы является формой единственного числа. Например:

Пётр Семёнович, вы уже уезжаете?

3 лицо личных местоимений

К третьему лицу относятся местоимения он, она, оно и они . Местоимения он, она, оно - единственное число, а они - множественное число.

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

он - мужской род

она - женский род

оно - средний род

Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма они .

Личные местоимения 3-го лица единственного числа указывают на того или на то, не участвующего в обсуждении (указание о ком или о чём говорят):

он говорил, она добрая, оно яркое

Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:

они шумят, они быстрые, они поедут

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):

Таблица склонения личных местоимений
Падежи
Им. Род. Дат. Вин. Творит. Предл.
1-е лицо ед.ч. Я Меня Мне Меня Мной Обо мне
1-е лицо мн.ч. Мы Нас Нам Нас Нами О нас
2-е лицо ед.ч. Ты Тебя Тебе Тебя Тобой О тебе
2-е лицо мн.ч. Вы Вас Вам Вас Вами О вас
3-е лицо ед.ч. м.р. Он Его Ему Его Им О нём
3-е лицо ед.ч. ж.р. Она Её Ей Её Ей (Ею) О ней
3-е лицо ед.ч. ср.р. Оно Его Ему Его Им О нём
3-е лицо мн.ч. Они Их Им Их Ими О них

Использование встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их не допустимо и является грубой ошибкой.

Правописание с предлогами

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:

ко мне, у вас, к нам

После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими ) добавляется буква н :

с н им, к н ей, у н его, для н её, за н ими

Личные местоимения в русском языке – это группа слов, которые в речи указывают на предметы (лица, явления), но не называют их. Личные местоимения отвечают на вопросы – Кто? Что?

Примеры личных местоимений в словосочетаниях : его вызвали к доске, мы читали книгу, о вас рассказывал учитель.

Личные местоимения. В речи указывают на ее объект – лицо, о котором идет речь. Местоимения 1 (я/мы ) и 2 (ты/вы ) лица обозначают участников речи. Местоимения 3 лица (он, она, оно / они ) указывают на лиц, которые в речи не участвуют.

Устаревшее личное местоимение оне использовалось для обозначения объектов речи женского рода (множественное число).

Изменяются личные местоимения в русском языке по лицам и числам, местоимения 3 лица единственного числа – еще и по родам, а также по падежам.

В предложении исполняют роль подлежащего либо дополнения.

  • Я не мог избавиться от ощущения, что они видят нас. (Ч.Т. Айтматов)
  • Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами. (И.А. Гончаров)
  • Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени… а потом я понял, что это и вовсе невозможно. (Ф.М. Достоевский)

Грамматические признаки личных местоимений

У личных местоимений грамматические категории лица и числа являются неизменяемыми признаками, падеж – изменяемым признаком. Морфологическая категория рода присуща только формам 3-его лица единственного числа.

Формы числа и лица личных местоимений приведены в таблице.

Единственное число Множественное число
местоимение значение местоимение значение
1-е лицо я указывает на лицо, которое осуществляет действие, на говорящего мы указывает на группу лиц, которые осуществляют действие, включая говорящего
2-е лицо ты указывает на лицо, к которому обращаются с речью вы указывает на группу лиц, к которым обращаются с речью, включая собеседника
3-е лицо Мужской род он указывают на лицо (предмет, явление), о котором идет речь они указывает на группу лиц (предметов, явлений), о которых идет речь
Женский род она
Средний род оно

Склонение личных местоимений

Единственное число Множественное число
И. п. я ты он, оно она мы вы они
Р. п. меня тебя его ее нас вас их
Д. п. мне тебе ему ей нам вам им
В. п. меня тебя его ее нас вас их
Т. п. мной (мною) тобой (тобою) им ею нами вами ими
П. п. обо мне о тебе о нем о ней о нас о вас о них

Обратите внимание! Если местоимение 3-его лица употребляется с предлогом (но не с союзом), к форме присоединяется буква «н » (у него, о них, над нею) .

Синтаксическая роль личных местоимений

Обычно в предложении личные местоимения выполняют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

Примеры : Вы хорошо говорите по-французски (подлежащее). Мальчик принес его в корзинке (дополнение).

Безыменская ОШІ - III ст.

Новоазовский р-он

Донецкая обл..

Учитель Глинянская Н.С.

2016г.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим ; воспитывать любовь к ; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Яя яя яяя ям яр ня оя вя

Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.

3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).

Я прочитаю вам стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

Вставить пропущенные буквы:

Са поги, бо тинки, ко стюм, пла ток, бо гатство, се йчас, са лют, ра кета, ка стрюля, та релка, се ме на, ва гон, космо с, ки ломе тр.

Вставить пропущенные буквы.

4. Повторение изученного материала

Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я"....

Найдите местоимения.

Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные. слайд 3
Это, без сомнения,
Все ________________.
Ответ: местоимения.

3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.(слайд 4 и 5 проверка)

. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном

Как называются эти местоимения? (личные)
- Что же значит слово личные? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это , которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)(иллюстрацию с цветами). Слайд 6

Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?

Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

Кто может сказать о себе я ? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты ! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.

Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы )

При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы .

Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

1. Прочитайте текст . (слайд 12)

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? (О сове)

Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».)

-Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

2. Работа с книгой.

Выпишите местоимения, укажите лицо и число. (на доске и в тетрадях). Упр. 113

2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.

Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.

Взаимопроверка.

3. Работа в группах.

1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений

Знаете ли......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

3. Загадки. (слайд 13)

Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка – я

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

Но все же называются

Они - морские…………… Свинки – они

Вырыл нору, сделал дыру,

Солнце сияет, а он и не знает. Крот – он

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он,на,ты. (предлог)

Мы, они, вы,но. (союз)

Нас, нами,нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой,табун.(существительное)

Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно) 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

Я благодарю вас за работу на уроке.


10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116

Что такое местоимение?

В этом уроке познакомимся с самой необычной и загадочной частью речи. Она не называет ни предметов, ни действий, ни признаков и при этом является самостоятельной частью речи.

Знакомство начнем с прочтения небольшого кусочка текста. Какая речевая ошибка в нём допущена?

Утром взошло солнце. Солнце поднялось над лесом. Обрадовавшись солнцу, запели птицы. Птицы разбудили лесных обитателей.

В тексте повторяются существительные «солнце» и «птицы». Нельзя сказать, что это звучит красиво. Попробуем отредактировать его следующим образом:

Утром взошло солнце. Оно поднялось над лесом. Обрадовавшись ему , запели птицы. Они разбудили лесных обитателей.

Вместо имён существительных «солнце» и «птицы» мы вставили в текст слова «оно», «ему», «они» и таким образом избежали повторов.

Эти слова называются местоимениями.

Название этой части речи говорит само за себя: местоимения занимают место имени существительного.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, но не называет их.

§2. Личные местоимения

Когда мы вступаем в разговор с собеседником, мы являемся в этом диалоге первым лицом, наш собеседник - вторым лицом, а люди или предметы, о которых мы говорим, - третьими лицами.

В диалоге мы используем местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Эти местоимения называются личными , так как указывают на лицо, о котором идёт речь.

Личные местоимения изменяются по лицам и числам.

К именам существительным мужского рода мы подставляем местоимение он, к существительным женского рода - она, к существительным среднего рода - оно.У имён существительных мы можем определить род. Для существительных этот признак является постоянным. Вспомним, как мы это делаем.

Соответственно, у местоимений он , она , оно определить можно род. Попробуем определить род у других местоимений.

Я , мы - так о себе могут сказать и мужчины, и женщины. Ты , вы - так в диалоге мы можем обратиться и к мужчине, и к женщине.

Следовательно, у местоимений 1-го и 2-го лица род не определяется.

Местоимение третьего лица они в речи может употребляться вместо существительных любого рода: они - дома, они - рыбы, они - платья.

Значит, у местоимений третьего лица во множественном лице род тоже не определяется.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они - это начальная форма личных местоимений .

Как и существительные, личные местоимения изменяются и употребляются с предлогами:

Я - у меня, ко мне, со мной.

Ты - для тебя, о тебе, за тобой.

Он - к нему, с ним, от него.

Мы - к нам, до нас, перед нами.

Вы - с вами, у вас, к вам.

§3. Местоимения в русском языке

Местоимений в русском языке немного, около семидесяти, но они используются нами в речи почти также часто, как имена существительные. В этом и состоит их загадочность.

Местоимения могут заменять в нашей речи не только имена существительные. Часто в речи мы используем такие местоимения: мой , твой , этот , тот , свой , такой , весь , каждый ,несколько и так далее. На уроках русского языка вы расширите и углубите свои знания об этой части речи.

Подведем итоги урока:

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на людей, животных, предметы, признаки, но не называет их. Местоимения заменяют в речи имена существительные. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называются личными. Личные местоимения изменяются по лицам и числам. Местоимения третьего лица в единственном числе изменяются по родам.

ИСТОЧНИКИ

ТЕМА: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа

ЦЕЛЬ: обучающая: познакомить с местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица по родам;

развивающая: развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу; развивать логическое мышление;

воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чувство доброты и дружелюбность.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Личные местоимения», карточки для индивидуальной работы

ХОД УРОКА

Ӏ. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

ӀӀ. Проверка домашнего задания

- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Какое было домашние задание?

стр. 53 Упр. 111

С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с местоимением)

Что такое местоимения? (Местоимения – это самостоятельная часть речи, которая не называет имя или предмет, а только указывает на него)

ӀӀӀ. Мотивация учебной деятельности

Послушайте стихотворение А. Барто «Сильное кино».

И вот он начал

Свой рассказ:

Они ползут,

А он им - раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Они ей - раз!

Она им - раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Вам было понятно, про что говорилось в стихотворении? Объясните почему так сложно было понять стихотворение?

ӀV. Актуализация опорных знаний

Какие местоимения чаще всего повторялись в стихотворении (Он и она). А к какому роду они относятся? (Он относится к м.р., а она – к ж.р.)

Открываем тетради и записываем число и классная работа.

V. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучать местоимения и узнаем на какие группы можно разбить личные местоимения.

В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8.

Работа по таблице.

ЛИЦО

ЕДИНСТВЕННОЕ

ЧИСЛО

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

1 – е

2 – е

3 – е

он, она, оно

И первое личное местоимение, с которым мы познакомимся, это местоимение, которое считать себя самым главным? (Я)

Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

Если я иду с Машей, то, как скажем о себе? (мы). На сколько человек указывает это местоимения? Значит будет относиться ко мн. числу.

Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица. И он у нас, значит относиться к ед.числу.

При беседе с Софией и Денисом я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

А что же у нас необычного в 3 лице? (3 лицо ед.ч. имеет род). Давайте скажем, какие местоимения относятся к 3 лицу? (Он, она, оно).

А какое местоимение будет во мн.ч.? (Они).

Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)

Таблицу заполнили, а теперь выучим правило.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

Выполнения упр. 113 стр. 54

- Теперь выполним упражнение 113. Что мы должны в нем сделать?

В каком лице можно определить род? (Определить род мы можем в 3 лице, ед.ч.) Назовите местоимения м.р.? ж.р.? ср.р.?

VӀ. Физкультминутка

Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Беседа:
- Как начинается песня?
- Какую часть речи мы услышали в песне?
- Какие это местоимения?
- Назовите мне все личные местоимения.
- Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
(изменяются по лицам и числам)
1 лицо ед. ч я мн.ч. мы
2 лицо ед.ч. ты мн.ч. вы
3 лицо ед.ч. он, она, оно мн.ч. они

VӀӀ. Закрепление изученного материала

1. Выполнение упражнения стр.54 Упр.114

А сейчас поработаем над упражнением 114. Что мы должны в нем сделать?

Какие местоимения мы вставили в предложения? (ты, вы, я, мы, она)

На сколько лиц, делится личные местоимения? (Местоимения делятся на 3 лица, а также имеют ед. и мн. число)

2. Работа по карточкам

Карточка 1

Выпиши местоимения:

Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

Определи лицо и число местоимений.

Карточка 2

Вставьте пропущенные личные местоимения и укажите их лицо и число.

Митя, подбежав к ребятам, спросил: «… куда идёте?» Геннадий ответил: «… торопимся на стадион, там интересные состязания. … пойдёшь с нами?»

Карточка 3

Работа с деформированными предложениями. Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.

1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.

2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.

Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, а вы хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он , и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы

3. Самостоятельная работа.

- Упражнение 116 сделайте самостоятельно.


Какие личные местоимения вы вставили? (он, она, оно). К какому роду относится местоимение он? Она? Оно? (М.р. – он, ж.р. – она, ср.р. – оно)

VӀӀӀ. Итог урока

Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали про, то что личные местоимения имеют 3 лица и делаться на ед. и мн. числа)

Назовите группу местоимения, про которую мы говорили на уроке? (МЫ говорили про личные местоимения)

Назовите местоимения, которые относятся к 1 лицу? ко 2 лицу? к 3 лицу? (К 1 лицу относятся местоимения – я и мы, ко 2 лицу – ты и вы, к 3 лицу – он, она, оно и они).

ӀХ. Рефлексия

Веселые задачки
Задаю вопросы, кто знает ответ поднимает руку.
1) Первый слог слова – местоимение 2 лица ед.ч., второй слог – звук, который издает лягушка . Вместе – овощ. (Ты-ква).
2) Первый слог – личное местоимение 1 лица ед.ч., остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают человека, который часто жалуется. (Я-беда).
3) Какие два местоимения портят дорогу? Местоимения 1 лица ед.ч. и мн.ч. (Я-мы)

4) Какие два местоимение одинаково читаются слева направо и справа налево? Местоимения 3 лица ед.ч. (Оно)

5) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? Эти местоимения 1 лица мн.ч., 2 лица ед. и мн. числа и 3 лица мн.ч. (Они вы-мы-ты).

Х. Домашнее задание
- Вот и закончился наш урок. Открываем дневники и записываем домашнее задание. стр. 55 Упр. 117.

Похожие статьи