Устюг галерея троицкого собора старинные камни пола. Гледен. троице – гледенский мужской монастырь. Гледенский женский монастырь

Троице-Гледенский монастырь - не действующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга, при слиянии рек Сухоны и Юга. Его здания находятся в ведении Великоустюгского музея-заповедника.

Достоверные сведения о монастыре, в то время небольшом и малобратном, появляются с середины XVI века. В позднем житии Киприана Устюжского утверждается, что обитель существовала на этом месте ещё в домонгольское время. Достоверно известно, что монастырь занимает холм Глядень, где в средние века стоял русский город Гледен, заложенный, по локальному преданию, Всеволодом Большое Гнездо.

Параллельно росту торговых оборотов устюжских купцов в XVII веке укреплялась и Гледенская обитель. В середине XVII века на средства купцов Грудцыных и с благословения митрополита Ионы Сысоевича она начинает застраиваться кирпичными зданиями. В 1697 году в Троице-Гледенском монастыре учреждается архимандритское правление. В то время основание обители приурочивали к 1492 году: «Троицкай же Гледенский монастырь, скажут, архангелские помогали строить: хлебом ссужали и людей работных посылали церковной лес ронить и возить».

Дореволюционное фото

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века: сначала был построен двухстолпный Троицкий собор (по образу и подобию собора Архангельского монастыря в Устюге), затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег.

В 1784 г. были завершены работы по созданию жемчужины обители - нового барочного иконостаса, длившиеся 8 лет. Образцом при его создании послужил иконостас старого собора Яковлевского монастыря в Ростове. Иконостас сохранился и знаменит своей резьбой по дереву.

Монастырь был упразднен за малобратностью в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.

В начале 1980-х здания переданы музею. Епископ Игнатий 16 июля 2014 года распорядился образовать архиерейское подворье «Троице-Гледенский монастырь». Сохранившиеся постройки:

  • Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.)
  • Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.)
  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.)
  • Сторожевая башня (1759-1763)
  • Святые и Северные (хозяйственные) ворота.

Троице - Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице - Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 - х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из-за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице - Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.

Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице - Гледенский монастырь.

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.

Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12–15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледенского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.

Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «... в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.

Вся с была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.

К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа. Так же, как в Михайло-Архангельском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля – величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаило-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.

В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.

Троице-Гледенский монастырь - недействующий православный монастырь. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Троице - Гледенский монастырь..Памятники Великого Устюга.

Троице - Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области, при слиянии рек Сухоны и Юга. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы.


Троицкий собор

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.


Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге.


Царские врата


Саваоф


Евангелисты Иоанн и Матфей


Евангелисты Марк и Лука


Саваоф. Деталь Царских врат


Троица


Иконостас Троице - Гледенского монастыря.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.


Сошествие Святого Духа на апостолов

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.


Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике.

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.





Святой Петр

a>
Троице - Гледенский монастырь 17-18 век






Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице-Гледенский монастырь.



Евангелист Матфей


Евангелист Иоанн


Иоанн Предтеча


Деревянная резная деталь иконостаса

Троицкий собор монастыря

Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.


Двухстолпный Троицкий собор (2-я полов. 17 в.). Возведен на средства видных купеческих фамилий Великого Устюга - Грудцыных и Босых.


Архидиакон Стефан

С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.


Сторожевая башня монастыря


Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной

Святые врата обители

Троице-Гледенский монастырь

(с. Морозовица)

На высоком коренном берегу над пойменными лугами и староречьями, образовавшимися при слиянии рек Сухоны и Юга, стоит гора Гледен. Согласно летописным известиям здесь в 1178 г. великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо было основано древнейшее укреплённое поселение устюжан ­– Гледен, заброшенное лишь в XV в. Сегодня отовсюду виден находящийся на этом возвышении Троице-Гледенский монастырь. Это одна из старейших на Русском Севере обителей, время основания которой, видимо, уходит в XII–XIII вв.

В период расцвета число монашествующих в обители достигало четырёх десятков. Патриаршим указом 1697 г. игумены Троице-Гледенского монастыря получили чин архимандрита. На монастырь работали более полутора сотен служителей-бельцов. В 1725 г. в принадлежащих монастырю 60 деревнях проживало более 1000 душ мужского пола крестьян-половников. В это время монастырь владел 8 мельницами, более чем тысячью голов скота, 187 лошадьми; в Устюге ему принадлежали лавка и двор. Монастырь вёл прибыльную торговлю солью и зерном.

В 1764 г. в ходе проведения секуляризационной реформы имущество монастыря было передано государству, а взамен обитель, отнесённая к третьему классу, получила финансирование по смете.

В половодье 1807 г. реки Сухона и Юг, некогда сливавшиеся напротив монастыря, изменили русла и отдалились от горы Гледен, и пристань здесь перестала существовать. Монастырь потерял ещё одну из статей своих доходов. Это событие оказалось символом перемен. В иные годы в монастыре было от двух до четырёх монашествующих. В 1841 г. утративший популярность монастырь был упразднён. В 1911 г. монастырь был возрождён как женский и существовал до закрытия в 1918 г. Бывшие монахини образовали трудовую сельскохозяйственную коммуну во главе с бывшей настоятельницей монастыря, и продлили существование обители до 1925 г.

Сегодня монастырский ансамбль состоит из каменных построек XVII–XVIII вв. – времени расцвета Великого Устюга и Троице-Гледенского монастыря. В XIX в. постройки монастыря практически не подвергались перестройкам из-за его тяжелого материального положения.

Древнейшая из сохранившихся до наших дней построек монастыря – Троицкий собор . Он был построен на средства Босых – одной из крупнейших устюжских купеческих фамилий. Собор заложили в 1659 г., но завершили строительство после перерыва лишь в 1690-х гг. Блистающий позолотой иконостас Троицкого собора, сооруженный в конце XVIII в., проникнут торжественным и праздничным настроением. Иконостас сооружался с 1776 по 1784 г. резчиками из Тотьмы – братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. Иконы к нему в 1776–1781 гг. писали устюжские художники Алексей Васильевич Колмогоров, Егор Александрович Шергин и отец Василий Аленев. Скульптуру в иконостасе расписывали устюжане Прокопий Андреевич Износов и Семён Попов.

В XVIII в. в монастыре под руководством ярославского мастера Михаила Борисова был сооружен ряд каменных построек. В 1738 г. была заложена тёплая . Её строительство было завершено в 1740-х гг. В 1750-х гг. собор и трапезную соединили крытыми каменными переходами. Возле северных ворот по линии стен в 1730–1740-е гг. была построена небольшая каменная Успенская больничная церковь . В XVIII в. с запада и севера от монастыря возведена невысокая каменная ограда с двумя воротами. С востока и юга ограда оставалась деревянной.

С момента закрытия обители Троицкий собор находится в ведении музея. В остальных зданиях с 1925 по 1983 г. последовательно располагались далёкие от задач сохранения монастыря и благочестия колония для беспризорников, детдом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом престарелых. С 1970-х гг. ведётся реставрация зданий и иконостаса собора. Ныне все здания монастыря используются Великоустюгским государственным музеем-заповедником.

Центральные сооружения монастыря – Троицкий собор и Тихвинская церковь с трапезной. Они составляют основу планировочной структуры монастыря и определяют его объемно-пространственную композицию. Успенская церковь находится в северо-западном углу огороженной территории монастыря. С запада и севера сохранилась каменная монастырская ограда. К северо-востоку от Троицкого собора находится угловая башня ограды, напротив его западного фасада – главные ворота монастыря.

Крупнейшим зданием монастыря является поставленный на высокий подклет Троицкий собор , который, видимо, сооружался по образцу собора Михайло-Архангельского монастыря. Троицкий собор производит впечатление строгости за счёт сдержанного декора. Подчёркнуто нарядно смотрится шатровая колокольня, украшенная многочисленными ширинками и карнизами. В соборе сохранился один из лучших в Великом Устюге вырезанный из дерева позолоченный пятиярусный иконостас, выполненный в стиле елизаветинского барокко. В иконостасе представлено более четырёх десятков выразительных образцов объёмной скульптуры.

Тихвинская церковь с трапезной палатой представляет собой традиционное для монастырей сооружение, выдержанное в формах архитектуры середины XVII в. Высокий нижний подклетный этаж служил для хозяйственных нужд. Западную часть второго этажа занимает большая трапезная палата. Внутри неё – характерный обширный зал для трапез с могучим квадратным столбом в центре, поддерживающим своды.

Успенская больничная церковь – традиционный для рубежа XVII–XVIII вв. храм типа «восьмерик на четверике», прежде увенчанный небольшой главкой. С запада к церкви примыкает низкий одноэтажный корпус больничных палат и братских келий, составляющий с ней единое целое.

Монастырь окружает невысокая каменная ограда с двумя воротами с северной и западной стороны и с небольшой двухъярусной башней на северо-восточном углу. Привлекают внимание Святые ворота, выполненные в виде однопролётной арки с аттиком, в рамах на котором находились иконы. Обрамление этих ворот напоминает перспективные порталы храмов XVI–XVII вв.

Первоначально открытые галереи Троицкого собора были заложены. До наших дней не сохранились соединявшие собор и трапезную палату каменные переходы. В 1898 г. надстроен окружённый галереей второй этаж угловой башни ограды. В ХХ в. были утрачены деревянные южная и восточная части ограды монастыря, хозяйственные постройки. В настоящее время реставрируется угловая башня ограды. Тихвинская и Успенская церкви в XX в. были лишены главок, ныне на Тихвинской церкви завершение восстановлено. На территории монастыря в XX в. были возведены хозяйственные и жилые постройки, не относящиеся к монастырю.

© А.В.Суворов

Михайло-Архангельский монастырь. Открытка начала XX века Вид на ансамбль Троице-Гледенского монастыря с севера. Фото И.Б.Воронина, 2005 г. Западные ворота ограды Михайло-Архангельского монастыря. Фото А.И.Меньшикова, 2009 г. Троицкий собор. Вид с запада. Фото И.Б.Воронина, 2005 г.
Троицкий собор. Вид с северо-запада. Фото А.А.Бобкова, 2008 г. Троицкий собор. Вид с северо-востока. Фото И.Б.Воронина, 2005 г. Портал западного входа Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Фото А.А.Бобкова, 2013 г.
Северная угловая башня ограды. Фото А.А.Бобковой, 2013 г. Иконостас Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г. Резная скульптура евангелиста Иоанна на Царских вратах Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г. Резная скульптура евангелиста Луки на Царских вратах Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г.
Резная скульптура евангелиста Матфея на Царских вратах Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г. Царские врата иконостаса Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г. Господь Саваоф. Резная скульптура иконостаса Троицкого собора. Фото А.А.Бобкова, 2013 г. Резные скульптуры ангелов на царских вратах Троицкого собора. Фото А.В.Суворова, 2013 г.

Похожие статьи

  • Академия пищевых производств

    Ежегодно из школьных стен выпускаются молодые люди, перед которыми встает необходимость серьёзного выбора: куда, в какой вуз поступить далее? В этой статье мы рассмотрим образовательное учреждение, которое поможет получить высшее...

  • Национальные традиции питания в разных странах

    Разные нации и народы отличаются друг от друга не только по внешним признакам, языку, культуре и быту, но имеют также отличия в здоровье, то есть им присущи различные заболевания. Определяющая роль этого фактора во многом принадлежит...

  • Инновационные технологии в образовании (доклад)

    Инновационная технология - инструмент области знаний, охватывающей методологические и организационные вопросы Исследованиями в данной сфере занимается такая область науки, как инноватика.Современные инновационные технологии связаны с...

  • Ты определил свой уровень английского языка

    Или на курсах, вы обязательно столкнетесь с понятием “уровни английского языка” или “уровни владения английским языком”, а также с такими непонятными обозначениями, как А1, В2, и более понятными Beginner, Intermediate и так далее. Из этой...

  • Тайны марса. Древние тайны марса

    Когда NASA объявило об обнаружении признаков воды на Марсе, новость стала ошеломляющей. С тех пор было совершено множество открытий, информация о большинстве из которых сразу же становилась достоянием общественности. В настоящий момент на...

  • Документы для регистрации политической партии

    Подтверждением государственной регистрации или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц.См....