Основные тенденции образования в 21 веке. Современные тенденции развития образования в россии. Основные тенденции современного образования

То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.

Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: "Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием". Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире.

1. Реформа образования, как часть всего переустройства советского общества, была и есть инструмент, подрывающий воспроизводство советского человека в новых поколениях. Вместо этого пошел процесс поляризации образования на элитарное и массовое. Появились, соответственно, школы с хорошим и с плохим образованием.

Двадцать первого века претерпевает массу изменений это связано с расширением доступного информационного поля, прогрессом, стремительным экономическим развитием, которое требует квалифированные кадры. В связи с этим наблюдаются новые тенденции в развитии образования:

  • гуманизация;
  • гуманитаризация;
  • национализация;
  • открытость;
  • деятельный подход;
  • осмысление и анализ;
  • направленность на самореализацию и самообразование;
  • сотрудничество;
  • творческая направленность;
  • использование стимулирующих и развивающих методик;
  • оценка результата образования;
  • непрерывность;
  • неразрывность обучения и воспитания.

Схема, представляющая вектор направленности развития современного образования представлена на рисунке 1.

Рассмотрим эти тенденции подробнее.

Основные тенденции современного образования

Определение

Гуманизация образования заключается в признании человека высшей социальной ценностью. Новое образование учитывает приоритет образования, ориентированного на индивидуальность обучающегося над обучением, направленного на получение знаний по определнным дисциплинам. Такое образование способно полностью раскрыть способности ученика, удовлетворить его разнообразные образовательные потребности , воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация образования помогает личности обрести духовность, широту мышления, сформировать целостную картину окружающего мира. На основе усвоенной общечеловеческой культуры успешно развиваются все стороны личности с учетом ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с уровнем материального и кадрового потенциала образования.

Неотделимость образования от национальной основы государственности определяет национальную направленность образования. Вектор развития обязан быть направлен вперед, но при этом основываться на истории, народных традициях. Образование должно помогать сохранять и обогащать национальные ценности.

В современном обществе образовательная система должна быть открытой. Цели образования должны формироваться не только государственным заказом, но и расширяться потребностями учеников, их родителей и педагогов. Образовательные программы подчиняются принципу открытости. Они должны содержать базовое ядро знаний и легко дополняться, учитывая культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Новое время требует переноса внимания педагога с учебной деятельности на более продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность учащегося. Культура способна реализовать свою функцию личностного развития только тогда, когда она побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней является значимая для человека деятельность, тем эффективнее он овладевает культурой. Деятельностный подход к образованию позволяет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом деятельности человека.

Ранее в образовании использовались в основном информативные формы обучение. Сегодня этот подход не работает. Обучение должно проходить с использованием элементов определения и разрешения проблем, научного поиска, самостоятельной работы, взаимодействия учащихся. Сегодня должен быть осуществлен переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использованию полученных знаний в реальной жизни.

Согласно потребностям сегодняшней действительности в образовании важно создать условия и дать ученикам возможность для самоутверждения, самореализации и самоопределения. Это помогает развитию самоорганизации.

Настало время, когда позиции обучающего и обучаемого переходят в форму сотрудничества. Преобразование форм взаимодействия связано с изменением ролей и функций всех участников образовательного процесса.

Современный педагог старается активизировать, стимулировать стремление, формировать мотивы, побуждающие к саморазвитию, изучает активность ученика, создает условия для самостоятельного движения вперед. При этом следует придерживаться определенной последовательности: от максимальной помощи педагога в решении учебных задач на начальной стадии образования, до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между учеником и учителем. Очень важно в процессе перехода от наставничества к сотрудничеству сохранить уважение к педагогу со стороны учащегося.

В современном образовании ярко проявляется творческая направленность. Обращение к творческому процессу, открытие творческой стороны образования помогает ученику пережить ощущение собственного роста и развития, удовлетворение от достижения поставленных целей. Творческая составляющая помогает ученику находить удовольствие в самом образовательном процессе.

Строгая регламентация образовательного процесса уходит в прошлое. Сегодня педагог свободен от строгих правил и регламентов. Это сложнее для преподавателя, но эффективнее с точки зрения достижения результата. Такой подход делает образование индивидуально направленным.

Результат любой деятельности должен подлежать оценке. Это помогает понять степень эффективности образования. Оценка результата образовательной деятельности определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы и специфики обучения.

О непрерывности образования говорят достаточно давно. Но на сегодняшний день это особенно важная тенденция в развитии образования. Непрерывность открывает возможность для постоянного углубления знаний, помогает достичь целостности и преемственности в обучении и воспитании; помогает преобразовывать полученные знания на протяжении всей жизни человека.

Обучение и воспитание должны быть нераздельно связаны между собой. К сожалению, воспитательная составляющая ушла из многих образовательных учреждений. Но только в симбиозе этих двух педагогических категорий возможно формирование целостной и гармонично развитой личности.

Технический прогресс не стоит на месте. Это важно учитывать и применять в образовательном процессе. Новые методики должны сопровождаться внедрением современных технологий. Необходимо научить пользоваться огромным информационным массивом, в котором мы живем. Не потеряться в нем, а взять все полезное из информационного поля и применять в реальной жизни.

Иокша Елена Александровна

Санкт-Петербург
2018 1.Введение ……………………………………… 3
2. Основные тенденции развития образования…. 5
3. Фундаментализация образования ……………….6
4. Технологизация образования……………………9
5. Демократизация образования …………………..11
6. Информатизация и компьютеризация образования.………13
7. Глобализация образования.………14
8. Заключение……………………………………………………19
9. Список литературы……………………………………………19

Введение:
В последнее время всю прогрессивную общественность волнуют вопросы организации образования, его модернизации, формирования новых жизненных установок личности. Процесс обучения должен обеспечить возможность получения надежных, необходимых и прочных знаний, являющихся фундаментом компетентной личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу страны.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Первая тенденция - гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности. Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (ориентированной) над образованием, ориентированной на "знания по предмету"; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, свободы, гармонии отношений с окружающим миром.

Вторая тенденция - гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира. От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой. На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образования.
. Третья тенденция - национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.
. Четвертая тенденция - открытость системы образования. Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают баз зовы, т.е. необходим, ориентир-минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образования.
. Пятая тенденция - перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности. Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой. Действие личности как раз и является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних воздействий в новообразования личности как продукт развития. Деятельностный подход позволяет "превратить" педагогические задачи в"личностный смысл" деятельности личности
. Шестая тенденция - переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы, взаимодействия учащихся и. Другими словами: переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельности
Седьмая тенденция - создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации.
Восьмая тенденция - преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом необходимо придерживаться определенной последовательности, динамики: от максимальной помощи педагога ученику в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерства между ними.
. Девятая тенденция - творческая направленность образовательного процесса. Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность ученику пережить радости от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности, выявления и развития его творческих возможностей.
. Десятая тенденция - переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч ские.
Одиннадцатая тенденция - оценка результата деятельности системы образования по выходу (outcome edukation), который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения
. Двенадцатая тенденция - непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в о оцес, длящийся на протяжении всей жизни человек.
. Тринадцатая тенденция - нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности.
Образование должно быть переориентировано с интересов общества и производства на интересы и возможности личности обучающихся и означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Основными характерными чертами такого обучения являются:
.приоритет развития над обучением;
.субъект-субъектные отношения;
.знания, умения и навыки как средство развития личности;
. использование активных методов обучения;
. включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
Гуманистическое образование должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры личности:
.культуры жизненного и профессионального самоопределения;
.интеллектуальной культуры;
.нравственной культуры;
.технологической культуры;
.информационной культуры;
.гражданской культуры;
.экологической культуры.
Гуманизация современной школы способствует усилению и усложнению уровневой и профильной дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и способностям учащихся.
Фундаментализация образования .
Фундаментализация образования - это тенденция распространения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объёма общих и обязательных дисциплин за счёт более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения основных инвариант.
Необходимость фундаментализации образования обусловлена лавинообразным нарастанием объёма информации. Научных, технологических, исторических, социологических и иных фактов становится всё больше и больше, и преподать их все за небеспредельный период обучения невозможно. Да и запомнить все факты, которые имеют существенное значение, невозможно. Но можно и нужно научить работать с информацией: научить её поиску, систематизации, анализу. Иными словами, выход только один: нужно переходить от фактологической формы обучения к методологической. Фундаментализация образования эффективно способствует формированию творческого мышления, ясного представления о месте своей профессии в системе общечеловеческих знаний и практики.
В условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он был «конвертируемым», то есть находил применение на рынке труда. Отсюда возникает необходимость фундаментализации.
Условиями обеспечения фундаментализации образования являются:
1 Сокращение ядра содержания образования.
2 Обучение учащихся и студентов базисным квалификация
3 Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.
4 Усиление научного потенциала учебных заведений.
Зарубежные образовательные системы к этому достаточно приспособлены, так как они традиционно многоуровневые и более разнообразные в плане образовательных программ, приближённых к реальным потребностям в профессионалах соответствующего уровня подготовки.
В России же образовательная система остаётся унифицированной, какою она была в СССР. Поэтому она лишена гибкости, оторвана от жизненых реалий, перегружена хотя и важной в плане общего уровня развития информацией, но поглощающей ресурс времени. И хотя система реформируется, она всё ещё остаётся в плену устаревших стандартов. Но это ни что иное, как консервативные мыслительно - поведенческие стереотипы "управленцев в науке и образовании", грудью защищающих "всё лучшее" под красивым флагом сохранения традиций русской научной школы и образовательной системы, благодаря которым выпускники нашей высшей школы по уровню образования "на голову выше всех".
Да, это так, и высокой образованностью можно гордиться. Но в жизни, когда новоиспечённый сверхобразованный специалист приходит на производство или в какую-то фирму, ему говорят: "А теперь забудь всё, чему тебя учили, и постигай то, что ты должен делать". Но при этом ни на производстве, ни в фирме, нет внутренней системы "переучивания" молодого специалиста, и он начинает это делать путём проб и ошибок. Как говориться, начинает "набивать шишки на лбу".
Тут возникает другой вопрос: "Тогда почему наших сверхобразованных специалистов, если они так далеки от деловых потребностей, переманивают на запад? Почему продолжается "утечка мозгов"?
Потому и продолжается, что за рубежом выгоднее для повседевных нужд производства и бизнеса готовить по своей системе (поменьше общей эрудиции - побольше конкретных знаний и опыта), а для развития производства и бизнеса, да и науки в целом, выгоднее почти даром заполучить наших "талантливых и продвинутых эрудитов", создать им в соответствии с тем, чего от них ждут, условия для работы на перспективу.
Таким образом получается, что мы готовим перспективные для научного творчества кадры для запада, а у себя используем такие же кадры неэффективно и затратно, так как их в нашей системе надо сначала усердно учиться, а потом столь же усердно переучиваться.
Ситуация абсолютно абсурдная, а по существу это причинение ущерба нашей стране. Если неумышленное, то ещё простительно. Но неужели нашим "генералам образования и науки" это не понятно? Не пора ли задать им некоторые вопросы по существу результатов их "реформаторской деятельности"?
Проблематика фундаментализации образования не сводится только лишь к "уплотнению" обучающих программ путём сокращения фактологической информации. Это не так уж сложно. И такое "уплотнение" осуществлялось всегда. Например, если мы обратимся к стихам А.С. Пушкина, то встретим в них множество упоминаний об античных богах. О чём это говорит? А о том, что в те времена практически все образованные люди знали этих богов, знали, кто из них за что "отвечает", и легко улавливали ход мысли поэта и смысл его поэтических строк. Теперь же нам требуются соответствующие комментарии, потому что кроме имён этих богов, да и то не всех, мы уже ничего не знаем. То же можно сказать и о глубоком знании мифологии и античной литературы в те времена, и поверхностном знании - в наше время. А иностранные языки? Я уж не говорю про латынь и греческий...
Да, устаревающая фактология и ранее уплотнялась и заменялась новой фактологией. Но мало менялась методология. Вот в чём главная проблема! И связана она прежде всего с тем, что новейшая фактология не просто "накатывает" и "подминает" нас - она "обрушивается" на нас лавиной, и её приходится постоянно "разгребать"! Но как и чем?
Уж простите за сравнение, но, поскольку мы, как принято теперь говорить, во многом "совки", то и "разгребаем мы "совковой лопатой"... А уже давно пора это делать "ковшом экскаватора"! Но где он? Его нет. Его надо делать!
Что для этого нужно? Нужно понять принцип работы "экскаватора". Переходя от образа к педагогике как таковой, прежде всего нужно иметь современное представление о педагогике. Для этого нужно знать основные моменты истории педагогики. Нужно знать историю появления и развития университетов. Нужно постигать опыт зарубежного университетского образования. Нужно понимать разницу между академической и университетской наукой. Нужно понимать, как должны сочетаться процессы преподавания и научных исследований, глядя на это как на основу выбора пути учёного в науке и практике. Надо знать традиционные и современные, актуальные, новаторские методы обучения. Надо, наконец, обратить внимание на тьюторство, осознать его эффективность, основанную на индивидуальном подходе к обучаемому, на стремлении к тому, чтобы учитель и ученик имели равноправные отношения, на стремлении заменить привычную для российского менталитета назидательность на авторитет учителя. Только в связке "учитель - ученик" возможна продуктивная преемственность. Надо понимать, что переход от фактологии к методологии возможен лишь на основе глубоких современных знаний механизмов мышления, насущных психологических и социальных проблем.

Технологизация образования . Становление и развитие информационно-технологической цивилизации обусловило осуществление технологизации образования. Технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования.
Технологизация обучения — это направление педагогической науки, исследующее и открывающее закономерности и принципы, оптимальные способы и средства эффективного достижения образовательных целей на основе технологического подхода к процессу обучения и развития обучающихся. Педагогическую технологию определяют как область знаний о проектировочной деятельности, позволяющую, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.
В более широком смысле образовательная технология состоит из: - проектирования и представления планируемых результатов обучения; - создания и использования средств диагностики учебных достижений обучающихся в предметных областях и сформированности компетенций:
- набора моделей обучения, средств и методов активизации познавательной деятельности;
- критериев выбора оптимальной модели для конкретных условий обучения; - широкого использования компьютерной и аудиовизуальной техники, активных форм обучения, современной организации образовательного процесса и самостоятельной работы. Объектами технологизации в образовательной деятельности должны быть: цели; содержание; организационные способы восприятия, переработки и представления информации; формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития. Продуктами технологизации образовательного процесса могут выступать личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения обучающихся, результатом чего становится успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных организаций. Признаками технологичности образовательного процесса являются:
- детальное описание образовательных целей;
- поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов;
- системное применение психолого-педагогических и технических средств передачи, представления, восприятия, переработки учебной и социокультурной информации;
- системное использование обратной связи в целях корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
- гарантированность достигаемых результатов;
- воспроизводимость процесса обучения вне зависимости от мастерства педагога;
- оптимальность соотношения затрачиваемых ресурсов и усилий.
Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательной организации и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса, и как специальным образом сконструированные под заданную цель наборы методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательных отношений, которые должны гарантировать достижение поставленных образовательных целей и свободу их осознанного выбора.

Демократизация образования .
Демократизация - это одно из ведущих направлений развития современного образования. Демократизация образования строится на следующих принципах:
.самоорганизация учебной деятельности учащихся и студентов;
.сотрудничество педагогов и обучаемых;
.открытость образовательных учреждений;
.многообразие образовательных систем;
.регионализация образования;
.равные возможности в получении образования;
.общественно-государственноеуправление.
Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на образование, независимо от его социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Интеграция образования . В мире всё большее распространение получает интегрированное обучение.
Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.
Кроме внутренней, осуществляется и внешняя интеграция, направленная на сближение систем образования различных стран и формирование единого мирового образовательного пространства. Интеграцию обучения сегодня внедряют прежде всего на его первой ступени - в начальной школе. И начинают этот процесс с содержания начального образования, сущность которого заключается в том, что интеграция даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления разносторонне и системно в целостном виде.
По существу, интеграция обучения позволяет уже в начальной школе заложить основы целостного восприятия природы и общества и сформировать собственное отношение к законам их развития Стандартизация образования. Важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.
ФЗ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти формируются образовательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
С переходом человечества к новому типу высокотехнологичной цивилизации, в эпоху глобализации и информатизации общества, уровень образованности и культуры всего населения, приобретает решающее значение. Особенно значимую положительную роль в повышении качества образования и управления учебными заведениями, играют такие мероприятия в русле процессов глобализации: усиление демократизации управления учебными заведениями, в первую очередь посредством распространения децентрализации; содействие развитию творчества и инициативы педагогических коллективов; подготовка компетентных управленцев учреждениями образования и учреждений сферы образования; создание и развитие открытых университетов и др.
Все эти меры уже эффективно реализуются, подчеркивая потребность в продолжении и усилении соответствующих тенденций. В частности к демократизации образовательной деятельности следует отнести разработку новой законодательной базы отрасли, внедрения непрерывного многоуровневого образования, обновление содержания и форм образования.
«Тенденция демократизации проявляет себя в нескольких направлениях: децентрализация управления учебными заведениями; развитие университетского самоуправления; повышение общественного статуса профессорско-преподавательского состава; расширение студенческого самоуправления; усиление влияния общественности на высшую школу». Децентрализация управления учебными заведениями является одним из направлений демократизации в сфере образования. Это отражается в распространении прав ВУЗов и углублении университетской автономии. Эта проблема является особенно актуальной для стран с высоким уровнем централизации (Франция, Швеция, Япония и т.д.). Однако в таких странах вводится и эффективно функционирует процесс стандартизации образования, который одновременно выступает и способом преодоления чрезмерной децентрализации и вариативности.
Развитие вузовского самоуправления (расширение права университетов определять все стороны научной, учебной и коммерческой деятельности, формировать новые структурные подразделения, и т.д.) является неотъемлемым сопутствующим фактором демократизации образования. Канадские университеты уже определились с границей внутренней демократии, тогда как французские и шведские университеты делают первые шаги в этом направлении.
Так, во Франции внутреннее самоуправление имеют только классические университеты и Сорбонна с ее особым статусом. В нашей стране управление ВУЗа, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется на основе принципов автономии и самоуправления, которые предусматривают самостоятельное определение формы обучения и организации учебного процесса, собственную разработку и внедрение научной, научно-исследовательской, инновационной деятельности, создания согласно законодательству страны структурных подразделений и др.

Информатизация и компьютеризация образования .
Становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. В образовательных учреждениях внедряются новые информационные технологии, Изменяется и само понятие обучения, так как продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.
Компьютерные технологии развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения.
Глобализация образования . Начало XXI века характеризуется усилением процессов глобализации всех сфер жизни мирового сообщества и нашей страны. В Большой Российской энциклопедии представлено следующее определение глобализации: «Глобализация
- современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации - консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий».
На сегодня существует большое количество разнообразных мнений по основным проблемам глобализации, но в основном преобладают два подхода к этому процессу. Некоторые ученые рассматривают глобализацию как процесс, который является гарантом целостности мира и его развития, другие видят в глобализации процесс «вестернизации», то есть распространение ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.
Процессы глобализации затрагивают практически все стороны жизни нашего общества, включая образование.
В результате крупнейшего в мировой истории исследования процессов глобализации, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, было выяснено, что шестеро из каждых десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом.Трактовка и понимание термина «глобализация» еще не успели оформиться в строгое определение, и в таком случае любые исследования на этот счет требуют дополнительных разъяснений. Роль России и системы российского образования как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности нашей страны в формирующихся процессах глобализации оказывается очень заметной и важной.
Роль образования, которую оно продемонстрировало в прошлом, позволяет надеяться, что в новом глобальном мире оно сумеет сохранить за собой роль ведущего центра. Роль университета как гаранта академического порядка и стабильности может стать даже более важной.
Уже сегодня он должен взаимодействовать с образовательными и другими учреждениями, все более увеличивая открытость образовательной системы. Ее смысл состоит в том, что образование, прежде всего, не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию.
Проблемы образования активно разрабатываются известными организациями. К научным исследованиям привлекаются коллективы ученых из разных стран мира, создаются рабочие группы и комиссии для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества в области образования.
Наиболее крупными проектами, определяющими вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования, являются:
1. В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке). Основные направления деятельности в сфере образования: «Содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости законности и прав человека…». Нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью. Укрепление инфраструктур на национальном уровне. Обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования. Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам: политика, планирование, администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1%), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%), программа УНИТВИН, призванная навести мосты между местными и национальными партнерами, а также между странами, проекты ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать «утечке умов» из развивающихся стран в плане повышения заинтересованности специалистов оставаться в своих странах или поощрения к возврату путем формирования международного сотрудничества Север — Юг и др.
2. В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation — CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe). Основные направления деятельности в сфере образования: решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем в Европе (англо-американской, германской, испанской и французской). Изучение проблем среднего школьного образования, подготовки молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. Поощрение школьных связей и обменов, создание сетей обмена информацией и партнерских связей между странами, исследования и практические рекомендации для учителей и для тех, кто принимает решения. Сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию. Ответы на информационные запросы министерств и других учреждений государств — членов СЕ, а в пределах возможностей на индивидуальные запросы. Среди конкретных проектов можно обозначить следующие: «Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ к университетским учебным заведениям» (1959), «Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения» (1956), «Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций» (1959). Темы проектов 1995-1997 гг.: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность, сотрудничество университетов Европы, программа реформы законодательства о высшем образовании, изучение языков и европейское гражданство и др. Проекты 1998-2000 гг.: пять крупных проектов по школьному образованию, четыре по организации высшего образования и педагогических исследований. «Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе», «Высшее образование для демократического общества» и др. Международные программы в области высшего образования: ERASMUS (обмен студентами различных стран), FORCE (продолженное обучение), PETRA (базовое обучение), COMMET (сотрудничество меду университетом и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанным с технологическими инновациями), PHARE (развитие дистанционного образования), LINGUA (языковая подготовка).
3. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Направления деятельности: переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: «доступ», «прием», «оценка», «высшее образование», «период обучения» и др.) Определены различия между терминами «доступ» и «прием», квалификации высшего образования и квалификации, дающие доступ к высшему образованию, термин «признание» определен как вид оценки индивидуальных квалификаций, где под признанием подразумевается транснациональное признание, а не внутри конкретной страны и др.
4. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации (совместная декларация Франции, Германии, Италии и Великобритании открыта для присоединения других стран). Подписаны с целью политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей «гармонизации» европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней. Создание общего «европейского пространства высшего образования». Установление европейской зоны высшего образования, активизация европейской системы образования в мировом масштабе. К конкретным пректам относятся: содействие трудоустройству европейских граждан на основе более удобной системы уровней обучения. Повышение конкурентоспособности европейского образования в мире. Создание системы зачетных единиц. Устранение препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам. Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания и др.
Особый упор в реформировании образования делается на новые формы образования, которые смогли возникнуть только с помощью новых информационных технологий и технологий связи. Применение новых информационных технологий для развития новых форм дистанционного обучения на базе Интернета приводит к новому пониманию «реального значения» международного уровня в образовании. В то время как реальная мобильность продолжает иметь большое значение, она начинает рассматриваться как один из элементов интернационализации. Растущее значение приобретает такое международное измерение в образовательной практике, при котором мобильность осуществляется в виртуальном пространстве или когда целью является создание международных условий для обмена идеями. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире. Многие стараются преуменьшить основные трудности развития обучения в системе «он-лайн». Для большей части планеты подключение к системе современного дистанционного образования возможно только после привлечения огромных инвестиций в инфраструктуру современных средств связи. Интернет обладает несоизмеримым потенциалом и огромной силой, однако нельзя позволить, чтобы он стал новым источником мирового неравенства.
По прогнозам растущий мировой спрос на образование будет увеличиваться. Венчурный капитал способствовал развитию дистанционного образования, которое стало большим бизнесом (огромные суммы тратятся на организацию «слияния» образования и Интернета, наряду с электронной коммерцией). Распространение инноваций «подталкивает» рынок, частично из-за того количества средств, которые вложены в информационные технологии. Ритм изменений становится все более быстрым.
Однако специалисты по маркетингу систем о

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. Таким образом, в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века.Проект Государственной программы «Развитие образования (2013-2020 гг.) и новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (подписанный Президентом Российской Федерации 30 декабря 2012 года, одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года и принятый Государственной Думой 21 декабря 2012 года), определяют приоритетные направления совершенствования современного российского образования.

Среди основных приоритетов государственной политики была выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков. Главное - дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, реализовать личные планы, научить быть гибкими, адаптивными к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться.

Необходимость модернизации обусловлена приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Основная педагогическая цель - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Организация воспитания и социализации учащихся школы осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Формируются представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы в образовательном учреждении, которое может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее. При этом важно помнить, что Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. Поэтому все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо помнить о воспитательных результатах.

Воспитательный результат - это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими педагогами как значимыми носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергает.

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится, а не просто узнает о том, как стать социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Наиболее значимая функция учреждения образования сегодня - это выявление и поддержка детей, способных к творческой деятельности. Ведущей является образовательная деятельность, которая становится многоаспектной:

Образование по дополнительным образовательным предметам;

Пропедевтика профессионального образования;

Профессиональное самоопределение;

Обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

Социализация.

Применительно к российскому феномену дополнительного образования детей неформальное образование, определяемое как организованная в определённой логике в целенаправленно создаваемых учебных ситуациях вне рамок формального образования образовательная деятельность, представляет предметный интерес, так как в основании дополнительного образования детей лежат характеристики неформального образования, но при этом его ядром является регулируемый государством процесс создания возможностей освоения детьми дополнительных образовательных программ в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Россия - одна из немногих стран, где обеспечивается государственное финансирование организаций дополнительного образования детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 10,9 млн детей, или 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и туризма. В утвержденных ФГОС начального общего и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.

Еще одна важная особенность дополнительного образования детей - многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и наклонности обучающихся, дающие возможность получить допрофессиональное и начальное профессиональное образование.

Дополнительное образование - процесс непрерывный: он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Сначала создается почва, благоприятная для творчества, затем обеспечивается сотрудничество с теми, кто уже имеет определенные умения и навыки. За сотворческой деятельностью следует самостоятельное творчество, которое сопровождает человека всю жизнь, формируя потребность в творческом восприятии мира и осмыслении себя в этом мире.

Характерной особенностью педагогического воздействия является его динамичность, стимулирующая творческую активность ребенка. Развиваются способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию, оценке тех или иных действий, событий, ситуаций. Формируется новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию, а в малых исследовательских группах происходит овладение специализированными языками наук. Сфера дополнительного образования может рассматриваться как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы вариативного образования, а также социальных образовательных институтов, в том числе дошкольных, общеобразовательных и профессиональных.

Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач - нормативно - правовых экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижение нового современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество образования.

Система образования должна адекватно реагировать на вызовы социальной среды, искать и находить конструктивные управленческие, технологические и педагогические решения возникающих проблем. При этом надо учитывать, что образовательная система и образовательное учреждение подвержены воздействию извне (быстроразвивающаяся экономика, высокие технологии, Интернет, динамизм и противоречивость общественных процессов, размытость ценностей современного российского общества и многое другое). Названные факторы обуславливают необходимость проведения серьезных изменений в образовании.

Модернизация образования ориентирована на удовлетворение потребностей личности, общества, государства в сфере культуры, творчества, инновационной деятельности. Но в центре всех педагогических устремлений находится личность обучающегося, которая в процессе обучения должна приобрести такие жизненно важные качествами, как гибкость, критичность, масштабность мышления; самостоятельность в принятии решений; чувство гражданской ответственности; самообразование как элемент образа жизни; наличие системы жизнеутверждающих смыслов, ценностей здорового образа жизни; способность к адаптации к меняющимся жизненным ситуациям; социально-психологическая компетентность (коммуникабельность и коммуникативность, умение прогнозировать и разрешать трудные ситуации межличностного общения, организаторские способности, умение работать в коллективе).

Таким образом, внедрение новых подходов способствует выявлению и активизации внутреннего потенциала учеников.

Мы - современные учителя. От нас во многом зависит, какими наши ученики войдут в самостоятельную жизнь.

Перед нами, учителями, стоит задача вовлекать учащихся в работу и позволять им принимать активное участие во всём, что происходит в классе. Создавать условия для развития у обучающихся внутренней мотивации и саморегуляции. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должно помочь не только учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни, но и учителям для критического оценивания собственных работ и идей. Только критически мыслящий учитель может воспитать конкурентоспособную личность.

Формула «Образование – для всех» – не фэнтези, не научная фантастика, но «категорический императив» для любой страны, которая стремится к модернизации в направлении к «обществу знаний» и желает обеспечить себе достойное будущее среди других народов и государств». О.Н.Смолин «Образование для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство»

В последние десятилетия происходят радикальные изменения в сфере образования и формирование новой образовательной системы. Распространено мнение, что во второй половине 20-го века произошла информационная революция и формируется новый тип общественного устройства – информационное общество, которое пришло на смену индустриальному. Это выдвигает информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

    Именно с таких позиций можно выделить основные тенденции мирового образования:
  • Знания все чаще выступают в качестве источника прибыли. Получение новых знаний, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в современной постиндустриальной экономике. Работники несколько раз в течение жизни вынуждены менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.
  • Информация и знания являются стратегическими ресурсами страны. Они во многом определяют суверенитет страны и национальную безопасность.
  • Образование становится важнейшим фактором преодоления отсталости в развитии многих стран. Наложение информационного и индустриального разрывов в развивающихся странах создает двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые неблагоприятно скажутся на человеческом сообществе. Для создания современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах требуются современные технические системы, знания, навыки, умения.
  • Знания превращаются в товар. От полученных знаний выгоды получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Развиваются рыночные отношения в сфере образования на фоне проблем государственного финансирования, имеющего тенденцию к сокращению, как в развитых, так и в развивающихся странах. Финансирование образовательных программ снизилось даже в Америке, где на образование выделяется больше средств, чем на оборону государства. В России наблюдается та же тенденция к сокращению бюджетных средств на подготовку кадров.
  • Интеграция образования. Главная черта современного образования – его глобальность. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
  • Понятие «образование» расширяется. Образование перестает отождествляться только со школьным и вузовским обучением. Сегодня деятельность может трактоваться как образовательная, если она направлена на изменение установки и модели поведения человека путем передачи ему новых знаний, умений и навыков. Образовательные функции берут на себя, например, предприятия, которые имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Цель неформального образования – компенсация недостатков и противоречий традиционной образовательной системы. Оно часто применимо там, где формальное образование не в состоянии удовлетворить насущные образовательные потребности. На такую трансформацию понятия «образование» указано и в докладе Юнеско "Учиться быть".
  • Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предполагает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого человека и способствовать его самореализации и развитию. Процесс образования направлен на формирование у учащихся умения учиться, умения самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных информационных технологий.
  • Развитие концепции непрерывного образования. Последние десятилетия ознаменовались чрезвычайно быстрым обновлением технологий и знаний практически во всех сферах деятельности человека. Школьное и вузовское образование часто неактуально для промышленников и предпринимателей. Стремление реализовать на практике эту концепцию обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Непрерывное образование взрослых рассматривается сейчас как основной путь формирования адекватной современному обществу системы образования. Однако на этом пути немало невыясненных вопросов.
    • Образование уже давно вышло из «сферы услуг», и стало «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, т.е. основой и экономического, и социального развития, а наука обретает статус производительной силы и силы управления. Вот почему образование и наука, с учетом вызовов XXI века, есть высший приоритет стратегии развития России в XXI веке, ее системообразующий фактор и системное основание, вне которых все разговоры о модернизации, об инновационном развитии в России превращаются в демагогию. (А.И. Субетто «Образование как системообразующий фактор стратегии развития России в XXI веке»).

Похожие статьи

  • Чем отличается прикладной бакалавриат от академического: основные особенности

    С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о...

  • Краснодарское высшее военное училище летчиков

    Вам понадобится - высокие баллы по физике и математике;- аттестат об окончании 11 классов средней школы или диплом об окончании специального учебного заведения;- сертификат о прохождении Единого Государственного экзамена;- медицинская...

  • Значение иконы «Умиление» Пресвятой Богородицы фото и видео

    Серафимо-Дивеевская Икона Божией Матери «Умиление»Серафимо-Дивеевская В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость», упоминается в описаниях последнего периода жизни...

  • Жития святых Житие святых читать по алфавиту

    Жития святых Житие (биос (греч.), vita (лат.)) - жизнеописания святых . Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон ,...

  • Особенности богослужения праздника воздвижения

    Служба праздника Воздвижения Креста Господня имеет очень много особенностей. Здесь будут приводиться основные моменты, но и их обретается достаточное количество. Первой отличительной чертой праздника является само событие, которое легло в...

  • Что такое фразовые глаголы (phrasal verbs)

    Английский — язык чудаков и любителей загадок. Вот, есть всем известные английские глаголы get, look, take и give. И, вроде как, все с ними в порядке. Но, англичанам так не показалось, и они решили разнообразить лексику дополнительными...