Зима недаром злится. Конспект НОД «Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится. Зима ещё хлопочет

Весна, весна красная…

Ответы к стр. 63 — 64

Фёдор Тютчев
«Зима недаром злится…»

Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

+ с радостью с печалью с лаской
с грустью с тоской

2. Допиши предложения.

Ведьма злая это — Зима.
Прекрасное дитя — это Весна.

3 ∗ . Допиши строки, расставив знаки препинания. Подчеркни рифмующиеся слова.

Зима недаром злится ,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора .

4 ∗ . Попробуй сочинить стихотворение с предложенными рифмами.

За окошком Вьюга злится , —
Ночью в дом ко мне стучится .

5. Найди в тексте слова-действия и запиши.

6. Запиши имя, отчество и фамилию поэта.

«Зима недаром злится…» Федор Тютчев

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…»

Благодаря удачной дипломатической карьере Федор Тютчев почти 20 лет прожил за границей, где открыл в себе тягу к романтизму. Этому способствовало не только увлечение литературой, но и возможность напрямую общаться с выдающимися немецкими поэтами. Сам Тютчев к тому времени уже писал весьма утонченные стихи и публиковал их в России под различными псевдонимами, считая, что дипломат не имеет права публично афишировать свои увлечения. Тем не менее, именно раннее творчество этого поэта может похвастаться обилием произведений, относящихся к пейзажной лирике. Среди них – стихотворение «Зима недаром злится….», созданной в 1836 году. Поэт отправил его в письме к своему другу князю Гагарину в виде наброска, однако опубликовано это произведение было лишь после смерти автора.

Особенность этого стихотворения в том, что оно написано не «высоким штилем», к которому время от времени прибегал Тютчев, а разговорным языком, с помощью которого в то время изъяснялись дворовые крестьяне. Однако не стоит списывать это на прихоть поэта. Просто Тютчев, находясь за сотни верст от России, попытался воспроизвести знакомую с детства картину, когда весна вступает в свои права, а зима все никак не хочет уходить. Естественно, что требуемого эффекта в произведении можно было добиться лишь при условии его написания простым и незатейливым слогом, граничащим с примитивизмом. Поэтому особой художественной нагрузки это стихотворение не несет, однако с его помощью автору удалось очень точно передать то пограничное состояние природы, когда одно время года сменяет другое.

Поэт указывает, что время зимы уже прошло, и теперь уже «весна в окно стучится». Однако ее соперница проявляет завидное упорство, не желая так просто уступать ранее завоеванные позиции, она «злится», «все еще хлопочет» и надеется повернуть время вспять. Но это невозможно, так как все вокруг указывает на скорый приход весны, которая «в глаза хохочет» своей сопернице, продолжая вдыхать жизнь в замерзшие реки и поля, оживлять леса и наполнять воздух удивительным ароматом. Ее поэт сравнивает с прекрасным дитя, которое обладает волшебным даром преображать окружающий мир. Зима же изображена Тютчевым в виде злой и ворчливой старухи, которая любым способом пытается сохранить свою власть и даже идет на то, чтобы швырнуть в соперницу снег. Но эта уловка не помогает, так как весна «лишь румяней стала наперекор врагу».

Тема: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится».

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ф. И. Тютчева; вспомнить главные отличительные особенности зимы и весны; развивать речь; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: портрет поэта; выставка книг с произведениями Тютчева.

План урока

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.
  3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Новый материал.
  6. Физминутка.
  7. Самостоятельная работа.
  8. Итог урока. Комментирование оценок
  9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Речевая разминка.

Учим чистоговорку (сначала учитель читает вслух, затем дети повторяют ее хором).

На - на - на - наконец пришла весна.
Ло - ло - ло - на улице тепло.
Ка - ка - ка - разлилась наша река.
Ель - ель - ель - с крыши капает капель.
Чьи - чьи - чьи - на улице ручьи.
Ождь - ождь - ождь - льет весенний дождь.

3. Проверка домашнего задания.

Повторение пройденного материала на предыдущем уроке.

4. Сообщение темы и целей урока .

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Ф. И. Тютчева иего произведением « Зима недаром злится». Выясним, как поэт представлял себе зиму и весну.

5. Новый материал

Для начала познакомимся с биографией поэта (на доске висит портрет). Родился Ф. И. Тютчев 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Первое образование получил в домашних условиях под руководством поэта Семёна Раича. Затем учился в Московском университете, после работал в русском посольстве в Мюнхене. Службу провёл в Турине. Благодаря своим путешествиям, его творчество насчитывает сотни произведений, в которых он описывает интересные события. Свои первые стихи начал писать уже в 15 лет. Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры. Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.

Учитель предлагает детям на перемене познакомиться с выставкой книг с произведениями Ф. И. Тютчева.
Работа над стихотворением (учитель читает его наизусть).

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Словарная работа (слова написаны на доске).

  • нудит
  • трезвон
  • наперекор

Какие времена года встречаются в стихотворении?

Как охарактеризовал их поэт?

Какие отношения между зимой и весной?

Как вы думаете, мог ли быть другой итог борьбы?

(Картина Крымова "Зимний вечер" )

Подготовка к выразительному чтению (ищем паузы, ставим логическое ударение, определяем темп чтения, тон).

Сколько строф в стихотворении? (пять)

Сколько продолжительных пауз? (четыре)

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
- Почему Зима злится?

Подберите синонимы к слову «недаром » (Не зря, не напрасно).

Прочтите 2 последние строки, объясните, как вы их понимаете. (Весенняя пора совсем близко).

Какие слова главные в этой части? (Недаром, прошла, Весна, гонит).

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Объясните смысл высказываний «все засуетилось", "все нудит"

Какие слова главные? (Засуетилось, нудит, жаворонки)

Обратите внимание на последние две строки, в них очень часто встречаются звонкие звуки «ж, в, н, б», именно они позволяют нам услышать пение птиц.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...

Прочтите слова, передающие настроение Зимы и Весны (хлопочет, ворчит, хохочет, шумит).

Как вы считаете, на какие слова падает логическое ударение?

А как шумит Весна? (Ручьями, шумом ветерка, птичьим криком).

Подберите синоним к слову пуще? (Сильнее)

4 и 5 строфы дети читают самостоятельно.

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Прочтите слова, доказывающие противостояние Зимы. (Взбесилась, пустила убегая).

Как поэт называет Зиму? Весну?

Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

Синоним к слову "наперекор"? (Назло)

Почему Весна - молодая девушка, а Зима-старушка?

6. Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп (хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)

Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.

Подготовка к выразительному чтению.

Прежде чем начать стихотворение, представьте себе образ главных героинь.

Чтение стихотворения учащимисявслух четверостишьями, по очереди.

7. Самостоятельная работа.

Выписать в тетрадь слова-действия, характеризующие зиму и весну (работа по вариантам). Проверка.

8. Итог урока.

С каким произведением познакомились?

О каких изменениях в природе мы узнали?

Что ещё нового узнали?

Оценить учащихся.

9. Домашнее задание.

Выучить стих наизусть. В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения.

Читать стих “Зима недаром злится” Тютчева Фёдора Ивановича – словно погрузиться в прекрасную предвесеннюю пору, когда все вокруг кажется восхитительным. Произведение было написано в 1936 году, однако опубликовали его только после смерти автора. Такие романтические веяния в творчестве поэта стали проявляться после того, как он переехал за границу. Там он не просто увлекся литературой, но и имел возможность общаться с известными авторами. Вдохновленный их творчеством, Тютчев написал это пейзажное лирическое произведение, которое отправил своему другу в качестве наброска. Он нечасто публиковался, да и делал это под разными псевдонимами, поскольку считал, что дипломату не под стать афишировать свои творческие потуги.

Стихотворение написано простой речью. Возможно, таким слогом автор пытался связать его с детскими воспоминаниями. Именно в юношеские годы смены времен года ощущаются наиболее остро. И это событие поэту удалось описать максимально точно. То время, когда весна еще не вступила в свои права, но уже не дает зиме торжествовать на троне; то прекрасное предвкушение чего-то светлого и нового. Снежная пора предстает в виде сварливой старухи, которая не хочет уступать свое место прекрасному ребенку. В этом есть отголосок философии жизни, ведь все когда-нибудь заканчивается, а на смену приходит нечто новое.

Текст стихотворения Тютчева “Зима недаром злится” будоражит сознание. Он погружает в размышления о скоротечности жизни, в которой времена года сменяют друг друга так мимолетно, что, порой, не замечаешь их бег. Однако именно здесь автор останавливает взор читателя, заставляя увидеть этот момент, запомнить его, словно это нечто очень важное. Такое произведение обязательно нужно учить на уроках литературы в старших классах. Скачать его или прочесть полностью онлайн можно на нашем сайте.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

Похожие статьи

  • Молитва при вселении на новую квартиру Молитвы на новоселье

    Статья включает также ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, где раскрываются тонкости переездов по правилам разных религий. переезд по христианским обычаям переезд по-мусульмански буддийские обычаи переезда Переезд. Нет события, которое вызывало бы в себе...

  • Молитва о даровании детей, зачатии ребенка Молитва о даровании детей на русском языке

    Некоторые семейные пары долго не могут зачать ребенка, имея при этом безупречные медицинские показания. В таких случаях на помощь приходят молитвы о даровании детей, но здесь важно знать, как правильно читать и каким святым молиться, чтобы...

  • Что нужно сказать приснился вещий сон

    Одним из наиболее достоверных способов узнать свое будущее является заговор на вещий сон. К подобному ритуалу прибегали еще наши прабабушки, когда хотели немного заглянуть в свое будущее. Сны всегда считались самой потаенной частью...

  • Признаки язвы желудка и все, что нужно знать об этом заболевании

    Статистика утверждает: каждый десятый человек на планете страдает язвенной болезнью, известной еще как язва желудка. В большей степени ей подвержены мужчины до 50 лет с первой группой крови и женщины в период климакса. В чем причины...

  • О наказании за грехи Как наказать себя за грехи

    РЕЛИГИОЗНЫЕ СТАТЬИ. ЧАСТЬ 24. КАК БОГ НАКАЗЫВАЕТ ЗА ГРЕХИ. Этот вопрос на самом деле постоянно виден человеку, но, будучи нерелигиозным, человек все свои страдания видит, как следствие деятельности тех или иных людей, как следствие...

  • Лишение родительских прав – помощь профессионалов

    Процедура лишения родительских прав отца дело неприятное, но в некоторых случаях у матери просто не остается другого выбора. В этой ситуации нужно руководствоваться здравым смыслом и постараться абстрагироваться от обиды к бывшему или...