Духовные ценности и будущее человечества. Человек будущего – человек нравственный. Направления работы конференции

На пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений Высокопреосвященнейший Иларион, Митрополит Волоколамский , Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, прочитал доклад: «Нравственные ценности и будущее человечества».

Теория планетарного гуманизма

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», - говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.
История человечества неоднократно демонстрировала утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, которые построены на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь в отдельно взятой стране. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности. Попытаемся понять, к чему это может привести.

Основные понятия нравственности
На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла - это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).
Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.
Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.
Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным - нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет. Вспомним Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет… стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла - это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее весьма давнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.
В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения «условной нравственности»: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.

Христианизация и дехристианизация мира
Абсолютные нравственные ценности - это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории - свобода и нравственность - находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.
Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, - самостоятельного места в истории.
Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века И. А. Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?
Разрушение семьи - это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Залог будущего человечества
В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.
Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь - главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.
Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних - сильнее, у других - слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.
Нравственный выбор современного человека всегда имеет схатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности - это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума - это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена «Я стал бояться… страшно бояться юности… Юность - это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того какая система ценностей будет заложена в них сегодня зависит развитие нашего общества в будущем.
Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.
Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, - надежного государства.
Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой - быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.
Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу - это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами.

26.01.2018

Мораль - это то, что отличает человека разумного от прочих живых существ. Нечто, данное нам свыше и определяющее наше бытие. Казалось бы, незыблемы устои, не подлежащие ревизии и пересмотру. Однако в нашем быстро меняющемся и, к сожалению, не всегда к лучшему, мире далеко не всё так однозначно и определённо.

24 января, в среду, в Большом Кремлёвском дворце состоялось торжественное открытие «Нравственные ценности и будущее человечества».

В своём роде это уникальное событие. Чтения выросли из конференции православных педагогов и впервые были проведены в 1993 г., когда Россия переживала далеко не простые времена. Упадок нравственности и культуры, как и общий упадок всего российского государства, трагические события, связанные с расстрелом Белого дома, – всё это происходило именно в этот год. Общество мучительно искало ответ на вопрос о нравственных ориентирах, на смену которым пришла безнравственность и откровенное пренебрежение как нормами права, так и духовными ценностями. На этом фоне церковно-общественный форум стал уникальным проектом в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. То, что сегодня наше общество преодолело в основном негативный осадок 1990-х, во многом заслуга и тех, кто непосредственно принимал участие все эти годы в этом авторитетном международном мероприятии.

Традиционно форум проходит в первые дни Нового года после празднования одного из наиболее почитаемых в христианстве праздника Рождества Христова. Отсюда происходит и его название. Председатель чтений – Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главой оргкомитета является председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. На нынешних Рождественских чтениях было представлено более 15 тысяч участников из 16 стран.

На церемонии в Государственном Кремлёвском дворце в качестве почётных гостей присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Н. В. Фёдоров; первый заместитель председателя Госдумы А. Д. Жуков; первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко; министр иностранных дел РФ С. В. Лавров; министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева; министр культуры РФ В. Р. Мединский; министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. А. Пучков; министр внутренних дел РФ В. А. Колокольцев; полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А. Д. Беглов; президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Л. А. Вербицкая; заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А. С. Горбенко.

Приветствие в адрес Международных Рождественских образовательных чтений Президента России В. В. Путина огласил первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко. В нём, в частности, говорилось: «На протяжении многих лет ваш авторитетный форум является одним из наиболее ожидаемых и по-настоящему важных событий в общественной, культурной, духовной жизни страны, — объединяет вокруг своих благородных идей и целей большое число участников и гостей - неравнодушных, деятельных людей».

На пленарном заседании выступил с докладом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть понятие «изменённого сознания», когда человеку разумному пытаются внушить идеи, противоречащие его сущности, направленные на постепенное его разрушение и самоуничтожение как личности в полном понимании этого слова. Происходит подмена понятий, когда на «белое» говорят «чёрное» и наоборот. Нарушаются базовые принципы морали. Нравственность трактуется как нечто аморфное и даже необязательное.


Делается это вполне сознательно с целью подавить волю индивида, который в итоге теряет способность мыслить самостоятельно и оценивать объективно окружающую его действительность.

Подобные процессы наблюдаются сегодня в «просвещённом» западном мире, считающем себя «образцом демократии», хранителем неких «либеральных ценностей».

«Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а всё остальное – вторично. Всё чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них» , – с тревогой отметил в своём докладе патриарх Кирилл.

Далее предстоятель Русской православной церкви сказал: «Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов "отец" и "мать" в пользу ублажающего слух однополых партнёров "родитель № 1" и "родитель № 2", а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет своё осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран».

Ныне подобное отвергается практически солидарно представителями различных религий. Как отметил в своём выступлении патриарх Кирилл, «…вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов».

Единство в основных подходах к сохранению нравственных ценностей человечества нашло своё отражение и в подписанной главами Русской православной церкви и Римско-католической церкви совместной Декларации во время их в феврале 2016 г. в Гаване.

Важно отметить, что с аналогичных позиций высказывался и присутствующий на чтениях министр иностранных дел России С. В. Лавров, который, кстати, был встречен продолжительными и бурными аплодисментами присутствующих, граничащих с овацией. Так зал выразил поддержку принципиальной и последовательной политике нашей страны на внешней арене и лично главе российского внешнеполитического ведомства.

Вот дословная цитата из выступления С. В. Лаврова: «Очевидно, что пересмотр базовых норм морали, вседозволенность, доведённая до абсурда толерантность наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью людей, лишают их культурно-цивилизационных корней. Например, в ряде стран – членов Евросоюза вводятся запреты на религиозную атрибутику, родителей лишают права воспитывать детей в духе христианской морали и другие примеры, которые приводились во вступительном слове Его Святейшества. Хотел бы напомнить, что в своё время Евросоюз отказался закрепить в своих уставных документах тезис о том, что европейская цивилизация имеет христианские корни. Думаю, что тот, кто стыдится своих нравственных корней, не может уважать представителей других вероисповеданий, точно также, как не вызывает у них уважения к себе. Это создаёт питательную среду для ксенофобии и нетерпимости, открывает путь к саморазрушению общества. Важно энергично противостоять псевдолиберальным подходам, поощряющим деструктивные модели поведения» .

Очевидно, что отсутствие нравственности означает, по сути, отсутствие будущего. Человечество может возвратиться к своему первобытному состоянию, когда сила заменяла всякую мораль и могла быть оспорена лишь другой силой. Но это путь в никуда, путь к прекращению существования рода человеческого. Причём такой подход неизбежно отразиться и на тех, кто осознанно или в силу собственных заблуждений его проводит. Присутствующий на пленарном заседании Рождественских чтений заместитель мэра Москвы А. С. Горбенко справедливо предложил уточнить их название, заменив союз «и» на «тире»: «Нравственные ценности – будущее человечества» .

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра теологии

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе IX заочной

Международной научно-практической конференции

«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Направления работы конференции

  1. Нравственные основы патриотизма в современной России.
  2. Место христианских добродетелей в системе нравственных ценностей.
  3. Приемы и методы реализации образовательного и воспитательного потенциала святоотеческого наследия и православной агиографии в светских и православных учреждениях образования и воспитания.
  4. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.
  5. Миссионерское и социальное служение Русской Православной Церкви.
  6. Значение православного краеведения и паломнического туризма в формировании нравственных ценностей.
  7. Традиции православной нравственности в отечественной культуре и словесности.
  8. Нравственный кодекс врача в контексте православного вероучения.

Заявки на участие в конференции и статьи, полностью подготовленные к публикации, принимаются до 1 марта 2018 г. Вместе со статей высылается фото автора: размер 9х12. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, научное звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны. Сборник научных работ по материалам конференции издается за счет организаторов.

Статья должна иметь следующую структуру:

1) в правом верхнем углу УДК;

2) название статьи на русском и английском языках (шрифт полужирный, прописные буквы, выравнивание по центру, переносы не допускаются);

4) место работы, город, страну, E-mail для контактов на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по центру);

5) аннотацию на русском и английском языках: 3-4 предложения объемом примерно 300 знаков, где изложены цели, методы и результаты работы, подчеркнуты новые и важные аспекты исследования (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

6) ключевые слова: 10 слов, характеризующих статью, на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

7) основной текст (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

8) список использованной литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: . Не допускаются подстрочные ссылки на литературу и колонтитулы, использование табуляций и автоматических списков.

Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев объяснит, почему человечество болезненно переживает процессы осмысления, и как это связано с нравственностью.

Братья и сестры, приветствую вас! Завтра в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл торжественно откроет 26-е Рождественские чтения. Называются они в этом году так: "Нравственные ценности и будущее человечества".

Мы сейчас об этом скажем два слова. Вообще, что это за мероприятие? Природа Церкви - соборная. Такой мы исповедуем Церковь - Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Соборность реализуется в самых разных формах нашей церковной жизни. Нужно, чтобы люди собирались на уровне благочиний, духовенство или миссионеры, например. На уровне епархий, на уровне полноты епископата. На уровне всей полноты церковной, что бывает на полноценных Соборах, время от времени проводящихся.

Но в межсоборные времена Соборность ищет тоже возможности реализоваться. И миряне хотят играть более активную роль, в особенности верующие христиане. Те миряне, которые заняты в сфере образования, юриспруденции, медицины, армии. В таких значимых ключевых вещах, где от человека требуется высокое личное самосознание, нравственный стержень, историческое мышление, верность Христу в сегодняшнем дне. Вот такие люди со всех сторон нашей необъятной Родины собираются в урочное время в Первопрестольный белокаменный град Москву, для того, чтобы поговорить о, например, монашестве в современном мире.

Мир так меняется, что монашество можно иногда заносить в Белую книгу. А иногда, наоборот, оно удивляет нас вдруг забившим ключом святости посреди этой пустыни.

На предстоящих рождественских чтениях будет рассматриваться также такая тема как старый обряд в русской Церкви. Тоже очень важная. Старообрядцы психологически сохранили многие исчезающие черты русского этноса, русского верующего человека, еще от тех времен, от XVII века, когда случилась беда раскола.

Далее - Церковь и культура, образовательный процесс, присутствие Церкви и христианских идей в образовательном процессе и сложности, с этим связанные. Будет такая секция как "Год доброго кино" - на материале тех фестивалей, которые проходят в большом количестве. Именно на границах ее, там, где культура и Церковь соприкасаются. Это православная мультипликация, православный кинематограф, православная драматургия. Такие вещи есть.

Очень важная тема семейное, молодежное служение, строительство семьи. Ведь семья иногда - чуть ли не последний бастион нравственности в погибающем мире, настоящая семья, которая, как говорил Паисий Святогорец, ежели исчезнет, то исчезнет вообще всё, и священство, и монашество, и прекратится всякая молитвенная жизнь.

Всё это будут обсуждать люди, представители всех епархий Русской Православной Церкви и всех канонических территорий, к ней принадлежащих.

Но вернемся к началу, так сказать, к лейтмотиву, к лозунгу, слогану, мото, имени, которым названы сегодняшний чтения: нравственные ценности и будущее человечества.

Какое оно, это человечество? Оно болезненно переживает процессы самоосмысления. Как взрослому человеку нужно осознавать себя, сравнивать свой детский период жизни с собой юношей, с собой впервые согрешившим, с собой покаявшимся, с собой постаревшим, с собой движущимся в вечность. Постоянно нужно анализировать себя с окружающим миром, в своих отношениях. Такой тяжелый труд дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

Но человечество тоже должно осознавать себя. Оно должно осознавать себя через свое сердце, через Церковь Христову, которая знает не только себя, но знает и Творца своего. И вот технологически оснащенное, нравственно дезориентированное, идейно опустошенное, опутанное проволочной связью и беспроволочной связью, современное человечество рискует быть то ли мутантом, то ли чем-то очень красивым, но слабым, которое может само себя убить одним неверным шагом. Одна технологичность нашей жизни, с ядерными электростанциями, с химическим производством, с высокими скоростями, с ядерным накопленным оружием делает нас уязвимыми от самих себя.

Какое оно, это человечество и возможно ли ему жить дальше, наплевав на нравственность. Ведь согласимся с тем, что заповеди как нравственная база, и вообще вопросы различения добра и зла, вопрос такой жаркой, иногда до пролития собственной крови, борьбы за то, чтобы было хорошо и не было плохо. За то, чтобы выбрать из двух лучшее. Вот эта борьба ушла за скобки современного человечества. Она ушла на периферию сознания.

Человечество переживает об экологии, но не увязывает ее с нравственностью, а они связаны. Человечество переживает о демографии, но не связывает ее с нравственностью. А они связаны. Человечество переживает о разрыве между богатыми и бедными, но не связывает это с нравственностью. А это связано. Человечество переживает о тысяче проблем.

Мы невротики, мы дети невротической эпохи. Мы лихорадочно движемся при свете дня и просыпаемся ночью от кошмаров, приходящих к нам во сне. Наше невротическое человечество страдает от многих вещей, которых не знали древние цивилизации. А надо все это связать с нравственностью. С тем, что такое хорошо и что такое плохо. Как "крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?" И как от этого зависит наша возможность жизни завтра. Вообще, возможна ли наша жизнь завтра, если сегодня мы не разберемся с вопросами должного и недолжного, предпочтительного и осужденного, священного и профанного, небесного и земного.

Древняя мудрость говорит, что человек, не различающий будни от праздников, злое от доброго, небесное от земного, теряет право называться человеком. Человеческая цивилизация вполне может стать бесчеловечной цивилизацией. Об этом тоже будут говорить участники и активные пользователи из всех этих информационных ресурсов Рождественских чтений. Они уже 26-е. Это такой мирянский народный собор, при активном участии представителей духовенства. Это одна из форм, повторяю, нашей соборности, которая осеменяет правильными логосами сознание сотен тысяч людей, которые разъедутся потом по своим городкам, селам и епархиальным центрам, для того, чтобы претворять в жизнь то, чем они обогатились, то, что они узнали, и то, в отношении чего у них открылись глаза.

Пожелаем им Божиего благословения и будем надеяться, что мы не утратим возможность различать между профанным и священным, небесным и земным, запретным и благословенным. И не утратим возможность оставаться человеком.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

«Нравственные ценности и будущее человечества» на уроках географии»

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.»

Антон Семенович Макаренко

География - это предмет, где можно привить любовь к Родине, бережному отношению к природе своего края, научить ценить и уважать людей, их труд, культуру и традиции, проявлять толерантное отношение к их национальности и конфессии.

В настоящее время подростки стремятся к материально-обеспеченной жизни, подчас не считаясь с духовно - нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Понятие Родина, гражданин своего Отечества отходят также на задний план при достижении цели. Очень часто привожу пример с притчей о том, как отец, у которого было трое сыновей, наказал жить сыновьям дружно, в единстве, чтобы противостоять опасностям. Например, при изучении Северо – Западного экономического района в 9-х классах, мы говорили с ребятами о блокаде Ленинграда, о том, как вся страна поддерживала защитников города и город выстоял. Очередной раз подтвердив, что только в единстве наша сила, только все вместе мы способны защитить свой дом от врагов, поднять страну и построить благополучное будущее для себя и своих детей.

Формирование духовно-нравственной личности на уроках географии.

Ставлю для себя это первоочередной задачей почти на каждом уроке, потому что считаю, что проблемы в нашем обществе существуют только по причине недостаточно высокого уровня духовно – нравственного воспитания.

Задачи, которые должен решить педагог:

1. Ознакомить учащихся с системой духовных ценностей и развивать способности реализовывать их в практической деятельности.

Как правило, многие школьники иногда даже и не подозревают о том, что совершают какие-то неблаговидные поступки. Поэтому, приходится всегда им напоминать о системе духовных ценностей. Что нужно делать и как себя вести в различных ситуациях, например, постоянно напоминаю о «волшебных словах».

2. Формировать у школьников ценностные ориентиры, моральные нормы и нормы человеческого общения.

Я часто обращаю внимание ребят, которые посещают другие страны, что по их поведению иностранцы судят о нашей стране в целом. Являясь «лицом» нашей страны, необходимо вести себя в соответствии всем нормам культуры поведения в обществе.

3. Формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей.

Изучая тему «Границы России», мы говорим о Чудском озере, через которое проходит граница с Эстонией. Я спрашиваю у ребят, с какими историческими событиями связано Чудское озеро. Мы вспоминаем Ледовое побоище 1242 года и слова, которые произнес Александр Невский: «Кто к нам с мечом, тот сам от меча и погибнет». Свожу это к тому, что мы – народ дружественный, гостеприимный, но, если на нас нападут, мы всегда сможем за себя постоять. Тем более, что это актуально в современном мире: расширение границ НАТО, агрессивная политика США и т.д.

Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. При изучении темы «Национальный состав России» в 9 классе вначале урока я ставлю вопрос «Что такое толерантность». В нашей школе обучаются ребята разных национальностей и вероисповеданий. Перед учащимися ставится вопрос: «А так ли сильно мы друг от друга отличаемся?». Ребята рассказывают друг другу о своих традициях и обычаях, о вероисповедании, о проблемах, которые беспокоят их. Выделяя главные ценности своих народов, например, ценность семьи, уважение к старшим и к родителям, почитание предков, отношение к женщине, выясняется, что они все между собой схожи, в том числе и религиозные заповеди, а это всё сближает народы. И даже проблемы тоже во многом совпадают, например, безработица, нехватка жилья и др.

Тогда задается другой вопрос: «Почему же возникают конфликты на национальной и религиозной почве в мире и, в том числе, в России?». Ребята начинают выдвигать свои версии, например, что кто-то провоцирует конфликты, преследую цель захвата власти, чтобы продать оружие, кто-то пользуется беспорядками для своего обогащения, то есть решаются вопросы только личной выгоды, а не благосостоянии народа. Следующий вопрос для ребят: «Как решить эту проблему?» ставит ребят немного в тупик, т.к. это действительно очень трудно разрешимая проблема даже для взрослых. Потом они начинают предлагать очень жёсткие меры по отношению к людям, которые специально провоцируют конфликты, принять против них соответствующие законы. Затем они говорят, что необходимо пропагандировать в стране среди подростков, молодежи такие принципы, как уважение, терпимость, воспитывать у них принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. А ведь это и означает толерантность. Учащиеся приходят к выводу, что Россия – это многонациональная страна. И ее культура – это совокупность культур всех национальных меньшинств. Если мы отделим все республики, входящие в состав России, то от великого государства ничего не останется. Следовательно, межнациональные конфликты должны быть ликвидированы, а для этого надо проявлять терпимость к людям другой национальности.

Вот мы и ответили на главный вопрос «Что такое толерантность».

Следующий вид работы – это дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Использую её при малейшей возможности, т.к. очень хочется знать мнение ребят по тем или вопросам. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у подростка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому

В подростковом возрасте мышление становится абстрактным, более самостоятельным, активным, творческим. Подросток способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с какой - либо задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Тематическая беседа в 9-х классах по теме «С чем связаны проблемы в автомобильной промышленности России» позволяет им высказаться о том, что российские автомобили уступают по качеству, дизайну, техническим характеристикам немецким, японским, американским и другим признанным лидерам в этой отрасли.

Прошу ответить ребят: «Чем отличаются наши автомобили от иностранных?» Ребята быстро находят различия. При определении проблем, связанных с данной отраслью в России, активно выступают мальчики, которые говорят об отсутствии хороших специалистов в этой области, о технической отсталости, о большой конкуренции на мировом рынке автомобилестроения, о трудовой дисциплине на ведущих заводах мира, о нашей бюрократии, которая не дает возможность нашим продвинутым талантам внедрять новые разработки. А когда мы вместе делаем вывод о разрешении этих проблем, ребята понимают, чтобы в нашей стране собирались хорошие автомобили, и мы могли гордиться ими, нужно им, будущим инженерам и специалистам в других отраслях, хорошо учиться, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, любить свою Родину и делать все на её благо. Тогда и наступит прогресс и благополучие в этой отрасли и в остальных.

Большую гордость за свою страну ребята испытывают на уроке, посвящённому теме «ВПК». Мы говорим о том, что наша оборонная промышленность самая лучшая в мире, при этом делаем вывод, что развитие этой отрасли связано не с целью нападения на другие государства, а для безопасности нашей страны и мира в целом.

Метод исследовательского проекта в 8 –х классах в курсе «География Иркутской области» по теме «Моя семья», позволяет ребятам узнать много нового о своей семье. Как правило, многие знают только представителей трех последних поколений, не более, но каково их удивление, когда они у своих бабушек и прабабушек узнают о своих далеких предках. Цель этой работы показать, как важна семья в жизни каждого человека, ведь без семьи – нет общества, а без общества нет государства. американский профессор политической и социальной этики. Основатель движения Этической Культуры Феликс Адлер (1851-1933) сказал: « Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого сообщества». Одним из вопросов исследований, анализ информации о количестве детей в семьях. Делаем вывод о том, что у наших предков были большие семьи, взрослые заботились не о собственном благополучии, а о достатке в семье, о своих детях. Дети же в благодарность, заботились о родителях в старости. И это был нормальный ход вещей. Привожу в пример китайский народ. В Китае из-за большой численности населения и старения нации на государственную пенсию могут надеяться только те, кто был на государственной службе и лица, работающие в промышленности. Сельское население пенсию не получает вообще. Т.е большинству стариков после выхода на пенсию можно надеяться только на своих детей, для этого нужно воспитать духовно-нравственную личность, для которой почитание своих родителей – это одна из главных ценностей. Для того, чтобы в России решилась демографическая проблема, необходимо, чтобы у всех в семьях было не менее 3-х детей. Интересуюсь у ребят, а сколько детей в их семьях и сколько бы детей они хотели сами. Очень радуют ответы учащихся, когда говорят о том, что хотели бы иметь двух или трех детей, даже перечислять какого пола. Значит, не все так плохо у нас.

На первом уроке «География России» в 8 классе мы даем характеристику ГП России. Основная цель – дать понятие слову Родина, что такое Россия для каждого из нас? Эпиграфом урока служат слова К.Симонова

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сетью меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Первое задание: написать несколько слов или словосочетаний, которые характеризуют современную Россию. Затем идет обсуждение.. Россия самое большое государство мира и о ее величии уместно сказать словами из стихотворения Ната́льи Льво́вны Заби́ла:

Как велика моя страна,

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы…

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

Определяя крайние точки страны я рассказываю о великих людях, которые их открыли: восточная материковая - мыс Дежнева (169°40" з.д.) на Чукотском полуострове;

Открыт в 1648 году русским землепроходцем С. И. Дежнёвым, который впервые обогнул этот мыс. В челобитных Дежнева говорится, что он обошел Большой Каменный нос. В XVII- XVIIIвв. упоминали этот мыс под названиями Необходимый нос, Чукотский нос. В 1898 году в ознаменование 250-летия открытия мыса по ходатайству Русского географического общества он был переименован в честь его первооткрывателя.

«Стоя под моросящим дождем на самой восточной точке Азии, я ощутил, что стою на краю земли и что за мною простирается огромный материк, имя которому - Евразия.

При изучении природных различий на территории России в 8-х классах, я несколько уроков посвящаю просмотру научно – популярного фильма «Россия от края и до края», состоящая из следующих циклов: «Арктика», «Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Камчатка», «Дальний Восток». Год выпуска фильма: 2011, производство: Россия, США, режиссер: Генри Микс. Цель просмотра: показать всю красоту природы России, ее безграничные просторы, удивительных людей, населяющих нашу страну. После каждого просмотра ребята обмениваются впечатлениями, рассказывают о самом главном, что наиболее запомнилось. Я надеюсь, что, глядя на такую красоту, ребята поймут значение слов «Россия», «Родина» и ещё больше полюбят свою страну.

Какой прогноз мы можем сделать на основании вышеизложенного. Через систему духовно-нравственного воспитания на уроках географии закладывается прочная основа духовности и нравственности у учащихся, готовится почва для становления их личности. Учебная и воспитательная работа на уроке носит деятельностный характер и поможет школьникам глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины, определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.

А в заключении, мне хочется пожелать своим коллегам успехов в воспитании современного подрастающего поколения. Мы – учителя являемся носителями духовности и нравственности для наших школьников. Только духовно – нравственная личность способна воспитать такую же личность.

После проведения такой большой работы по духовно – нравственному воспитанию учащихся, можно провести мониторинг. Тестирование уровня сформированности духовно-нравственной основы развития личности учащегося.

Тестирование – самый легкий способ определения уровня развития учащихся.

    Мониторинг результатов духовно-нравственного развития личности и коллектива учащихся (методическая основа: оценивающие тренинги, анкетирование)

Мониторинг помогает провести систематический сбор и обработку информации об уровне духовно – нравственного воспитания подростков, дать оценку нашей работе

Вот и я вам предлагаю вам, уважаемые коллеги, пройти небольшое тестирование.

Спасибо за внимание!

Похожие статьи