Гледенский монастырь иконостас. Троице - Гледенский монастырь. Памятники Великого Устюга (Резной иконостас!!!)! Гледенский женский монастырь

Троице - Гледенский монастырь расположен в отдалении от Великого Устюга, возле деревни Морозовица, на высоком холме при слиянии рек Сухоны и Юга. Ансамбль монастыря доступен для внешнего осмотра круглый год, Троицкий собор открыт для посетителей только в летний период.

В незапамятные времена здесь стоял город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо в последней четверти XII века. Примерно тогда же близ города был основан и монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, который по праву считается одним из древнейших на Русском Севере.

О самом городе сведений сохранилось очень мало. Его история овеяна легендами и преданиями, в которых Гледен предстает богатым и славным городом. Погубили его якобы злые татары, польстившиеся на золото устюжан. Доподлинно же известно, что он был разрушен в середине XV века в результате жестоких междоусобных войн русских князей. Город восстановлен не был, но Троице - Гледенский мужской монастырь устюжане отстроили заново.

Он просуществовал еще несколько веков, став свидетелем многих событий, происходивших в этих местах. Пережил и реформы Петра I, и секуляризацию церковных владений в правление Екатерины II, был упразднен в 1841 году, открылся вновь в 1912 году в качестве женской обители и был окончательно закрыт в 1925 году. После этого монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом для престарелых. С начала 1980 - х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря является филиалом музея.

Ансамбль монастыря сложился в конце XVII - первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов в камень оделся сначала Троицкий собор, затем - теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей и началось возведение каменной ограды, которое осталось незавершенным из-за нехватки денег. Примечательно, что почти все каменные постройки Троице - Гледенского монастыря не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы, что придает комплексу особое очарование. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера.

Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге. Его возведение продолжалось восемь лет (с 1776 по 1784 год) на пожертвования устюжан.

Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы. Используя традиционные для ХVIII века мотивы (гирлянды, волюты, рокайли, завитки и т.п.), они украсили иконостас резьбой, поражающей богатством и редкостным разнообразием форм.

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.

Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике двойника со сплошными цировками (фигурными оттисками по сырому левкасу).

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.

Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице - Гледенский монастырь.

Гледенский Троицкий мужской монастырь.

С 1912 года Гледенский Троицкий женский монастырь.

Описание Зверинского В.В. №162

«Гледенский Троицкий или на Глядене, мужской, приписанный к Архангельскому Устюгскому монастырю, Вологодской губернии Устюгского уезда, в четырех с половиной верстах к югу от Устюга, на высокой горе Гледень, при слиянии рек Сухоны и Юга. Основан, как полагают, в 12 столетии праведником Иоанном ещё в то время, года самый город Устюг находился здесь, на этом самом месте. Во всяком случае он уже существовал в начале 13 столетия, когда в нем принял иночество преподобный Киприан, основатель Архангельского монастыря в Устюге. По штатам 1764 года положен в 3 классе, но в 1841 году приписан к Архангельскому Устюжскому монастырю».

Описание Зверинского В.В. № 1615

«Ивановский, мужской, ныне церковь в селе Пухове Вологодской губернии Устюгского уезда в четырех с половиной верстах от Устюга и в полверсте от Гледенского монастыря. Построен на месте рождения (История Российской иерархии) или на месте погребения (Словарь исторический о святых) Устюжского юродивого Иоанна, скончавшегося в 1494 году 29 мая, в каковый день и чтится его память. Церковь состояла приписною к Гледенскому монастырю».

Уточнения и дополнения к описаниям

Местоположение

Гледенский Троицкий монастырь находился на правом берегу Сухоны на высокой горе Гледен.

Ныне – деревня Морозовица Великоустюжского района Вологодской области.

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Гледенского монастыря показано на листе карты № 38, шифр 37-5.

Гледенский мужской монастырь

Основан в конце 12-го века.

Управляли монастырём игумены и архимандриты.

В 1744 году за Гледенским монастырем числилось 994 души.

При проведении монастырской реформы в 1764 году Троицкий Гледенский монастырь оставлен штатным мужским монастырем 3-го класса с настоятельством игуменским.

В 1841 году стал приписным к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю. Все земли Гледенского монастыря и его имущество переданы Михаило-Архангельскому монастырю.

В это время на территории Гледенского монастыря находились три церкви:

1. Троицкая соборная каменная пятиглавая церковь, окруженная с 3-х сторон папертями, построенная в 1701 году. Церковь заложена в 1659 году на средства купца Силы Грудцына. Колокольня с часами соединена с соборной церковью.

2. Тихвинская с трапезной - каменная одноглавая церковь 1736 года постройки. На южной стороне трапезной - придел святителя Николая.

Между Троицкой и Тихвинской церквями сделаны каменные переходы на столбах.

3. Успенская при воротах каменная одноглавая церковь 1740 года постройки.

В связи с Успенской церковью располагались каменные одноэтажные братские кельи.

Одноэтажные настоятельские кельи были деревянными.

Ограда на северной и половине западной стены каменная, в остальной части – деревянная. В юго-восточном углу располагались конюшенный и скотный дворы.

Вне территории монастыря в Пухове находилась приписная каменная одноэтажная одноглавая церковь, освященная во имя святого Иоанна Устюжского.

Праведный Иоанн Устюжский Христа ради юродивый, родился в Пухове. Мать Иоанна, овдовев, постриглась в Троицком Орловском монастыре. Иоанн после смерти матери поселился при Успенском соборе в Устюге в хижине и стал юродствовать. Умер он 29 мая 1494 года. В 16 веке канонизирован. Память блаженного Иоанна Устюжского празднуется 11 июня. Мощи святого покоятся под спудом в Ионновской (Происхожденской) церкви в городе Великий Устюг.

Пуховская церковь устроена на месте рождения святого. Сюда в Духов день совершался крестный ход от Гледенского монастыря.

Гледенский женский монастырь

В 1912 году Троицкий Гледенский монастырь стал женским.

Ему принадлежали 4 каменные церкви (одна из них за оградой монастыря, в Пухово), одна деревянная часовня, один каменный корпус, один деревянный дом. Внизу Тихвинской церкви размещались сестринские кельи, кухня, трапезная, просфорня, вверху жила настоятельница.

В монастыре в 1914 году проживали 44 человека: игумения Рипсимия, монахиня Серафима, 7 указных послушниц, 32 послушницы на испытании и 3 работницы.

Послушания у послушниц были разные и соответствовали их способностям.

Большинство насельниц монастыря прибыли из Рдейской пустыни.

Служил священник Прахов Павел Афиногенович, 1862 года рождения, выпускник ВДС 1883 года.

Монахини и указные послушницы в 1914 году

№№ Монашеское имя, имя указной послушницы, год поступления в Гледенский монастырь В миру Год рождения Год поступления в Рдейскую пустынь Год пострижения
1 Настоятельница монастыря игумения Рипсимия. В 1911 году по просьбе Священного Синода допущена епископом Никоном временно поселиться близ Гледенского монастыря для устроения обители. С 1912 года – исполняющая обязанности настоятельницы Гледенской пустыни, с 1914 года – настоятельница. Мавра Тимофеевна Ионичева, дочь крестьянина Новгородской губернии 1844 1858 год – поступила в Новгородский Десятинный монастырь. В 1889 году переведена в Рдейскую пустынь, с 1903 года – игуменья, в 1911 году уволена на покой. 1885
2 Монахиня Серафима. В 1912 году поступила в Гледенский монастырь. Алтарница и чтица. Мария Константиновна Бистерфельд, дочь коллежского советника из Черниговской губернии, окончила Вятское епархиальное училище 1857 1895 год – поступила в Николаевский Косинский монастырь Новгородской епархии. 1912
3 Горлина Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковных вещей и клиросное Горлина Пелагея Петровна, дочь мещанина из Холмска Псковской губернии 1876 1902 нет
4 Никитина Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – церковница, просфорня. Никитина Евдокия Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1878 1893 нет
5 Орлова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – клиросное, ризничая Орлова Евдокия Васильевна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1882 1903 нет
6 Петрова Екатерина. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. Петрова Екатерина Петровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1875 1897 нет
7 Самойлова Васса. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – по назначению. Самойлова Васса Филипповна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1867 1890 нет
8 Тиханова Пелагея. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – экономка. Тиханова Пелагея Ивановна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1875 1895 нет
9 Федорова Евдокия. В 1911 году приехала к Рипсимии для трудов в Гледенском монастыре. Указная послушница с 1912 года. Послушание – шитьё церковной и монастырской одежды. Федорова Евдокия Егоровна, дочь крестьянина из Новгородской губернии 1882 1896 нет

Сельскохозяйственная коммуна после революции 1917 года

Игумения Рипсимия утверждена в должности настоятельницы Гледенского монастыря в 1914 году, через четыре года она избрана председательницей Гледенской коммуны.

Было решено заниматься огородничеством, садоводством, пчеловодством, а в зимнее время – шитьем и вязанием. В 1919 году сестры - коммунарки поработали отлично.

В 1920 году руководство земотдела решило соединить три коммуны (бывшие Яиковский, Гледенский и Великоустюжский Предтеченский женские монастыри) в одну общину «Путеводная звезда». Все три коммуны должны быть расформированы, насельниц моложе 50-и лет обязали написать заявления о приёме их в члены единой общины. Ненаписавшие приравнивались к дезертирам трудового фронта. Для пожилых насельниц создавалась своего рода богадельня в бывшем Гледенском монастыре. Однако проект не осуществился и «Путеводная звезда» погасла, не успев посветить.

В этом же году коллектив Гледенской общины раскололся на 2 лагеря: сторонники игуменьи Рипсимии и казначеи Пелагеи Захаровой и сторонники Серафимы Бистерфельд.

В 1921 году избран новый совет Гледенской коммуны. Рипсимия, Пелагея и родственница Рипсимии Анна Ионичева вышли из общины и поселились поблизости - в монастырском доме в деревне Морозовица. В Гледенской коммуне остались не только их противники, но и сторонники, поэтому раздоры продолжались. Было не до работы. Производительность труда падала.

В 1922 году губисполком вынес решение о высылке из Северо-Двинской губернии зачинщиков скандалов - Захаровой и Бистерфельд. Серафима Бистерфельд выехала, Пелагея Захарова не подчинилась и стала писать жалобы о неправильности решения о выселении её. В 1923 году она добилась отмены решения о высылке. Но её победа не имела никакого значения. Так как коммуна оставалась по свой сути монастырем, решено было закрыть общину.

Один из самых древних монастырей на севере России - монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, расположенный вблизи города Гледен. Этот город заложил в конце 12 века князь Всеволод. Расположен он был на холме, вблизи перекрестка речных путей. Примерно в то же время возле города был построен и монастырь.

От места, где находился Гледенский монастырь видно, как соединяют свои воды реки Сухона и Юг. В двадцати километрах от этого места в древности проходила главная дорога Русского Севера. На Сухоне стоит город Устюг. Название города произошло именно от его расположения: Усть-Юг. Благодаря своему расположению, на перекрестке всех путей, когда-то он был одним из главных городов России.

А вот у Гледена, история более запутанная и загадочная. Об этом городе сохранилось мало сведений. Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине 15 века, как следствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен, но мужской Троице-Гледенский монастырь был восстановлен устюжанами. Его буквально возродили из пепла.

Он просуществовал долго, и в течении нескольких веков был свидетелем еще многих событий, которые происходили в этих местах: реформы Петра I, секуляризация при Екатерине II и.т.д. В 1841 году монастырь был упразднен, а в 1912 году он был вновь открыт как женская обитель. Окончательное закрытие произошло в 1925 году. После закрытия, монастырские строения использовались колонией для беспризорников, потом здесь был устроен детский дом-изолятор. Еще в зданиях монастыря был пересыльный пункт, где держали раскулаченных, и дом престарелых.

Монастырь строился в конце 18 века. Тогда богатые устюжские купцы выделили средства на реконструкцию Троицкого собора, затем были перестроены церкви Успения Богоматери и Тихвинская, больничная палата. Позже, в начале 19 века, Троицкий собор был соединен крытой галереей с Тихвинской церковью, и началось строительство каменной ограды. К сожалению, из-за нехватки денег, ограждение осталось незавершенным. Надо отметить, что почти все каменные строения монастыря не были подвергнуты последующим переделкам, поэтому сохранили свои первоначальные формы неизменными. Этот факт придает комплексу особенную ценность и очарование. Искусствоведы единодушно относят его к наиболее совершенным монастырским ансамблям Российского Севера.

Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас находящийся в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века: рокайли, завитки, гирлянды, волюты и т.п. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.

Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись. Позолоченное одеяние иконостаса придает ему особенно богатый и нарядный вид. Оно было выполнено местной артелью, в очень сложной технике, и свидетельствует о высоком мастерстве исполнителей.

Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Скульптурная композиция состоит из головок херувимов и ангелов, предстоящих у Распятия. Резьба, скульптуры, иконы и позолота органично сочетаются в одно целое и представляют подлинное произведение искусства. Можно с уверенностью сказать, что мастера, выполнившие иконостас обладали тонким вкусом и незаурядным мастерством.

Троице-Гледенский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Троице-Гледенский монастырь сейчас не действует и является частью Великоустюгского музея-заповедника. Комплекс построек находится не в самом городе, а в 4 км от него, в месте слияния рек Юга и Сухоны у деревни Морозовица. Именно здесь раньше был русский город Гледен, его обитель, существовавшая еще с домонгольских времен, называлась Гледенской - этим объясняется современное название монастыря.

В летописях упоминания о Троице-Гледенском монастыре появляются только с середины 16 века. Каменные постройки здесь стали возводиться в 17 веке, а в 18 архитектурный ансамбль сложился полностью. Таким он и остался спустя 300 лет - церкви ни разу не перестраивали.

Каменная ограда вокруг монастыря не разрушена - ее не достроили из-за нехватки средств.

В 1841 г. монастырь упразднили, так как в нем было очень мало послушников. Незадолго до революции он снова начал действовать как женская обитель, но в 1925 г. советская власть закрыла его окончательно, а помещения использовались под дом престарелых и инвалидов, колонию для беспризорников, пересыльный пункт для раскулаченных и других врагов народа.

Что посмотреть

Сейчас на территории монастыря сохранились Троицкий собор, Тихвинская церковь с трапезной и больничная церковь Успения Богоматери с кельями. Дополняют ансамбль Сторожевая башня и двое ворот: Северные и Святые.

Троицкий собор - основная постройка, он находится в центре всего комплекса напротив Святых ворот. Раньше с теплой Тихвинской церковью его соединяла галерея. Каменная ограда стоит углом, а не окружает монастырь полностью. В месте соединения стен расположена церковь Успения Богоматери с больничной палатой.

В Троицком соборе находится знаменитый барочный иконостас с тончайшей резьбой по дереву и позолотой. Его изготовление заняло 8 лет и завершилось в 1784 г.

Практическая информация

Адрес: Вологодская область, Великоустюгский район, Морозовица, ул. Центральная, 122.

Троицкий собор считается самым красивым храмом Устюга. Собор – пятиглавый, построен на месте обветшавшей деревянной церкви, в 1659 году. Храм построен на средства купца С. Грудцына. Годом раньше купеческая семья Босых пожертвовала монастырю на строительство церкви 1500 руб. Начатое строительство было впоследствии профинансировано И. Грудцыном. Однако когда братья умерли, работы пришлось приостановить. Тогда старец Филарет, завещал третьему брату, В.Грудцыну достроить храм. Он даже дал ему деньги на строительство. Однако Василий возобновил строительство только после того, как игумен монастыря написал жалобу патриарху Иоахиму. Строительство было закончено в 1690-х годах.

Над строительством собора и всего монастыря работали зодчие, которые ранее возводили Михайло-Архангельский монастырь. Троицкий собор практически аналогичен с Михайло-Архангельским. Почти идентичны композиции находящихся рядом церквей и трапезных. Надо отметить, что Троицкий собор имеет, все-таки, более взвешенные пропорции. Его архитектурная композиция симметрична. Особое внимание заслуживают отдельные части собора, как, например, апсиды. Они имеют плавные, мягкие очертания с изящно украшенным наличниками центральным окном. Изразцы, использованные в декоративной обработке, типичны для вологодско-устюжской архитектуры.

Основной объем храма имеет кубическую форму, с трех сторон к нему пристроена двухэтажная галерея. Храм украшен цветными изразцами, уступчатым карнизом с закомарами и обычными пилястрами. Алтарный придел выстроен с правой стороны основного объема и состоит из волнообразных трехлопастных апсид, плавно примыкающих к основному объему.

Сооружение – стройное, устремленное ввысь, удачно подчеркивающее собранное на граненых барабанах пятиглавие. У основания барабанов выстроен ряд кокошников. Окна храма обрамлены «муравлеными» изразцами зеленого цвета. По верхнему периметру галереи находится ширинчатый пояс. Идентичными мотивами декорирован и четверик колокольни.

Колокольня построена отдельно от храма, что обеспечивает оптическое равновесие объемов. Она поставлена на четверик, состоящий из арок, соединенных мощными четырехгранными столбами. Звон имеет форму восьмерика и увенчан невысоким шатром с двухрядными слуховыми окнами. Нижние окна больше, чем верхние, поэтому создается оптический эффект перспективного сокращения, так что конструкция представляется выше и грандиознее. Колокольня Троицкого собора расположена посередине западного фасада храма, с выстроенным у основания входом, и лестницей, выходящей на паперть. В целом, здание колокольни имеет стройный, законченный вид.

Значительную художественную ценность имеет пятиярусный иконостас в стиле барокко. Он изумляет своей необыкновенной тонкой резьбой. Его создание было возможным благодаря пожертвованиям устюжан, и продолжалось долгие восемь лет – между 1776 и 1784 годами. Строительство иконостаса было задумано игуменом Геннадием, добившимся благословения епископа Иоанна. В архивах монастыря сохранились договора с резчиками и иконописцами, что в значительной мере помогло восстановить историю создания иконостаса и имена мастеров, работающих над ним. Именно тотемские резчики Богдановы придали иконостасу барочный стиль, тогда как в Устюге в эти годы уже увлекались новым стилем, позаимствованным у петербуржцев – классицизмом. Позолота на царских вратах и иконостасе была выполнена под руководством искусного мастера П. Лабзина. Большинство икон написано известным иконописцем А.Колмагоровым. Впечатляющий своим богатством и красотой, иконостас представляет стоящих в царских вратах евангелистов, над которыми парят серафимы, а рядом с ними находятся ангелы. Все эти образы выполнены в виде скульптур, автор которых, к сожалению, не известен. В художественном плане иконостас является образцом итальянской школы.

В 70-е годы 20 века, древний иконостас, как главное достояние Троицкого собора был отреставрирован, и теперь его можно созерцать в первоначальной красе.

Похожие статьи

  • Как лечить мокрый кашель у ребенка комаровский

    Появление кашля у ребёнка беспокоит не только самого малыша, но и его родителей. Они сразу же начинают поиски средств, как облегчить состояние своего чада, избавить его от неприятного симптома. Кто-то предпочитает лечиться народными...

  • Почему у ребенка не проходит сухой кашель и как от него избавиться?

    Когда ребенок болеет, это всегда неприятно и страшно, особенно если касается грудничков. Нужно четко знать, что делать в каждой ситуации. Во-первых, необходима консультация педиатра, даже если у малыша банальный насморк. Во-вторых, лечить...

  • Объект преступления Что понимается под объектом

    При написании курсовой, дипломной или другой научной работы студент обязательно пишет вступление. При его разработке автор должен подробно описать такие обязательные элементы структуры, как актуальность представленной темы, цели и задачи,...

  • Рене магритт картины. Рене Магритт. Мастер живописных ребусов Рене магритт предвидение

    17.03.2011 в 22:08 Сюрреализм Рене Магритта Насилие (все работы можно увеличить) Один из выдающихся художников прошлого столетия, Рене Магритт (1898–1967) был родом из Бельгии. Получив образование в Академии изящных искуств в Брюсселе,...

  • Родительские субботы — что это?

    Родительские субботы в 2016 году «Сегодня родительская!» - фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях - важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие...

  • Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

    Публикации раздела МузеиРусская история на полотнах Николая ГеЖ ивописец Николай Ге прославился своими религиозными картинами, но его кисти принадлежат и работы на исторические сюжеты. Петр I и царевич Алексей, будущая императрица...