Методики изучения толерантности. Индекс толерантности тест на тему Методика «Виды агрессивности»

Для изучения и измерения толерантности применяются существенно различные методы. Это обусловлено, скорее, отсутствием однозначности в трактовании признаков проявления толерантности и факторов способствующих ее становлению.

Выделяют следующии методы исследования толерантности:

· специфические - направленны на выявление установок толерантного сознания;

· неспецифические - описывают характеристики личности и межличностного общения, являющиеся, в свою очередь, признаками проявления толерантности, либо интолерантности.

В российской психолого-педагогической литературе, в самое последнее время, появилось большое число работ, которые предлагаются более или менее целостные «диагностические комплексы» измерения толерантности. В качестве такого примера можно назвать «Практикум по исследованию и диагностики толерантности личности» (авт: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

· Шкала социальной дистанции (Э. Богардус);

· Шкала фашизма (Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсон, Р. Сэнфорд);

· Методика для измерения степени предубежденности (Г. Олпорт , Б. Крамер);

· Опросник для измерения общих социальных установок у детей (Э. Френкель-Брунсвик);

· Диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова);

· Опросник «Типы этнической идентичности» (Т.У. Солдатова, С.В. Рыжова);

· Социологические индикаторы социальной и этнической толерантности;

· «Евробарометр».

Отдельные методики с дополнительно расширенной информацией к ним приведены ниже. Описание каждой методики предваряется теоретическим введением, в котором дается оценка метода и область его применения.


Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

(авт. Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)

Экспресс-опросник разработан для диагностики:

Аспектов толерантности: общий уровень и/или черта личности;

Видов толерантности: этническая и социальная.

Стимульный материал опросника составили утверждения отражающие:

1. Толерантность как черту личности, выявляем: общее отношение к окружающему миру; отношение к другим людям; социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека;

2. Социальную толерантность, выявляем: отношение к некоторым социальным группам (меньшинств, преступников, психически больным, нищим); коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов, продуктивному сотрудничеству); установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

3. Этническую толерантность/интолерантность, выявляем: отношение к людям иной расы, этнической группы, к собственной этнической группе; установки в сфере межкультурного взаимодействия.

Бланк ответа

Утверждение Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласе Скорее согласен Согласен Полностью согласен
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности
Если друг предал, надо отомстить ему
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение
В споре может быть правильной только одна точка зрения
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные
С неопрятными людьми неприятно общаться
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться
Беспорядок меня очень раздражает
Любые религиозные течения имеют право на существование
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов . Количественный анализ - суммируются все баллы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные результаты суммируются.

Утверждения прямые : 1,9,11,14,16,20,21,22; обратные: 2,3,4,5,6,7,8,10,12,13,15, 17,18,19.

Интерпретация результатов . Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Ключ для обработки

1. Субшкала «этническая толерантность»: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Субшкала «социальная толерантность»: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Субшкала «толерантность как черта личности»: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Экспресс-опросник разработан психологами (центр «Гратис») Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаевым, Л.А. Шайгеровой в 2002г. Основа: отечественный и зарубежный опыт.

2001-2002гг. - с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия - тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра «Гратис» «Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения». Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах дважды: до начала занятий и после их завершения.

2002г. - опрошены: студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета; студенты факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; практические психологи г.Москвы, занимающиеся проблемой толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошеных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, участники заполняли опросник до и после тренинга. Средние значения индекса толерантности в различных группах представлены в таблице.

Установите безопасный браузер

Предпросмотр документа

Возраст ……., пол……., группа…….

ЭКСПРЕСС-ОПРОСНИК "ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ"

(Г.У.СОЛДАТОВА, О.А.КРАВЦОВА, О.Е. ХУХЛАЕВ, Л.А.ШАЙГЕРОВА)

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.

В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах

Студенты ДГУ

Студенты ДГУ (после тренинга)

Студенты психол. фак-та МГУ

Практические психологи Москвы

служащие

Количество респондентов

Среднее значение

ДИАГНОСТИКА РЕАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (С.С.Бубнова)

Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Инструкция. Данный опросник направлен на исследование Вашей личности и Ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-.», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.

Опросник

Хотите ли Вы лежать на диване и ничего не делать?

Хотите ли Вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

Часто ли Вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку?

Часто ли Вы помогаете близким по хозяйству?

Считаете ли Вы, что любовь - определяющее чувство в жизни?

Хотите ли Вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

Хотите ли Вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

Хотите ли Вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

Считаете ли Вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

Считаете ли Вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

Часто ли Вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)?

Вы избрираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

Считаете ли Вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.?

Если кто-то из Ваших знакомых заболел, выберете ли Вы время, чтобы его навестить?

Ваш брак заключен (будет заключен) по любви?

Хотели Вы в школе стать каким-либо организатором?

Если Вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям, коллегам, будете ли Вы переживать по этому поводу?

Считаете ли Вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни?

Можете ли Вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

Считаете ли Вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

Главное для Вас - Ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно?

Считаете ли Вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага?

Любите ли Вы гулять по лесу, парку?

Как Вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню?

Любовь - это чувство, которое рождается и умирает?

Хотели бы Вы стать ученым или научным сотрудником?

Власть - это почетно и значимо или от неё больше хлопот и всяких неприятностей?

Хотели бы Вы, чтобы у Вас было больше друзей?

Приходило ли Вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)?

Много ли своего свободного времени Вы хотели бы уделять общению?

Часто ли Вы задумываетесь о своем здоровье?

Считаете ли Вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие?

Если все начать сначала, выбрали бы Вы ещё более высокооплачиваемую работу?

Хотели бы Вы заняться фотографией?

Считаете ли Вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

Чувство любви для Вас - это первооснова жизни или нет?

Часто ли Вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?»

Хотели бы Вы «делать» политику?

Являются ли для Вас общественные явления предметом обсуждения дома, на учебе или на работе?

Если Вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли от одиночества?

Катаетесь ли Вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье?

Часто ли Вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес?

Часто ли Вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить?

Если кто-то из близких долго болеет, будете ли Вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

Любите ли Вы маленьких детей?

Хотели бы Вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)?

Хотите ли Вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)?

Важно ли Вам, чтобы Вас уважали сослуживцы за профессиональные знания?

Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике?

Вы человек решительный?

Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния?

Нормальный отдых - это чрезвычайно важно?

В жизни очень важно накопить материальные средства и передать их детям?

Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»?

Для Вас важнее любить самому, чем быть любимым?

«Во всем хочется дойти до самой сути» - это про Вас?

Вы хотели бы, чтобы Ваши дети стали знаменитыми людьми?

Хотели бы Вы, чтобы сослуживцы обращались к Вам за помощью в личном плане, как к человеку?

В общественной жизни пусть остается всё, как есть?

Общение - это лишь пустая трата времени?

Здоровье - это не самое главное в жизни?

Номера вопросов

Обработка и интерпретация результатов

Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей.

Перечислим эти ценности в обобщенном виде:

1. Приятное времяпрепровождение, отдых.

2. Высокое материальное благосостояние.

3. Поиск и наслаждение прекрасным.

4. Помощь и милосердие к другим людям.

5. Любовь.

6. Познание нового в мире, природе, человеке.

7. Высокий социальный статус и управление людьми.

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.

10. Общение.

11. Здоровье.

Диагностика интерактивной направленности личности

(Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)

Инструкция. Вам будет предложен опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Вам следует выбрать не тот ответ, который считается желательным или правильным, а тот, который в большей степени соответствует вашему мнению и наиболее ценен для вас.

Отвечайте по возможности быстро, так как важна первая реакция, а не результат долгого обдумывания. В бланке ответов сначала запишите номер вопроса, а рядом с ним - свой ответ в буквенной форме.

Опросник

1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив.

в) Отодвину и пройду.

с) Смотря какое будет настроение.

2.Вы замечаете среди гостей невзрачную девочку, одиноко сидящую в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело?

в) Не знаю, как сложатся обстоятельства.

с) Подойду, заговорю непременно.

3.Вы опаздываете в школу (на работу). Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь в школу (на работу).

в) Если попросят о помощи, не откажу.

с) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих.

4.Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь.

в) Не вмешиваюсь в чужую жизнь.

с) Если попросят, я, конечно, помогу.

5.Недалеко от дома продают клубнику. Вы покупаете оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для внучки. Как реагируете на голос?

а) Выражаю сожаление, конечно.

в) Оборачиваюсь, предлагаю уступить..

с) Не знаю, посмотрю, как выглядит эта бабушка.

6.Узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете?

а) Очень сержусь, ругаю обидчика крепкими словами,

в) Ничего, жизнь вообще несправедлива,

с) Вступаюсь за обиженного.

7.Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел,

в) Завтра спрошу, кто потерял,

с) Может быть, возьму себе.

8.Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно, или на везенье.

в) На усталость экзаменатора - авось пропустит,

с) На себя самого, свои знания.

9.Вам предстоит выбирать профессию. Как будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом.

в) Поищу высокооплачиваемую работу,

с) Выбирать стану творческую работу.

10. Вам предлагают три вида путешествия. Что выбираете?

а) Неизвестные красоты нашей страны,

в) Экзотические страны,

с) Богатые страны.

11. Группа решила произвести уборку помещения. Вы видите, что все орудия труда разобраны. Что делаете?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет.

в) Ухожу домой, конечно.

с) Присоединюсь к кому-нибудь.

12. Волшебник предлагает устроить вашу жизнь обеспеченной, без необходимости трудиться. Что отвечаете?

а) Соглашаюсь с благодарностью.

в) Сначала узнаю, сколько было таких случаев.

с) Отказываюсь решительно.

13.Вас просят выполнить одно дело. Вам не хочется. Что происходит дальше?

а) Забываю про него, вспомню, если скажут.

в) Выполняю, разумеется.

с) Ищу причины, чтобы дать отказ.

14.Побывали на удивительном вернисаже. Кому-нибудь расскажете?

а) Да, непременно - всем друзьям и знакомым,

в) Не знаю, скажу, если случай подвернется,

с) Нет, пусть каждый живет, как хочет.

15. Группа решает, кому поручить работу. Вам эта работа нравится. Что делаете?

а) Прошу поручить мне.

в) Жду, когда кто-то назовет мою кандидатуру.

с) Ничего не делаю, пусть будет, как будет.

16.Собрались ехать на дачу к другу. Вам звонят, просят отложить планы ради дела. Что говорите?

а) Еду на дачу, как было договорено.

в) Не еду, конечно.

с) Спрошу друга, что скажет.

17.Вы решили завести собаку. Что вас устроит?

а) Бездомный щенок.

в) Взрослый пес с известным нравом.

с) Щенок редкой породы с родословной.

18.Стрелки часов указывают на конец занятий. Преподаватель просит пять минут. Ваша реакция?

а) Напоминаю о праве на отдых,

в) Соглашаюсь,

с) Как все, так и я.

19.С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как реагируете?

а) Отвечаю тем же.

в) Не замечаю, это не имеет значения.

с) Разрываю связь.

20.Вы плохо играете на скрипке, но родители просят сыграть для гостей, хваля вас. Что делаете?

в) Разумеется, не играю.

с) Приятно, что хвалят, но увиливаю.

21.Задумали принять гостей. Чем озабочены?

а) Угощениями, конечно,

в) Программой общения,

с) Ничем - они же мои друзья.

22.Школу закрыли на карантин. Как реагируете?

а) Как все, гуляю, наслаждаюсь свободой.

в) Создаю программу самостоятельных занятий.

с) Живу в ожидании новых сообщений.

а) Отдаю - жизнь дороже,

в) Постараюсь убежать от них.

с) Подарков не отдаю.

24.При вас хвалят вашего знакомого. Что вы чувствуете?

а) Мне неудобно, слегка завидую.

в) Рад, мои достоинства от этого не уменьшаются.

с) Меня не касается, ничего не чувствую.

25.Наступает Новый год. О чем думаете?

а) О подарках, конечно, и о елке,

в) О новогодних каникулах,

с) О новом этапе своей жизни.

26.Какова роль музыки в вашей жизни?

а) Нужна для танцев,

в) Является фоном жизни,

с) Возвышает душу.

27.Уезжаете надолго из дома. Как себя чувствуете вдали от дома?

а) Снятся родные места.

в) Лучше, чем дома.

с) Не знаю, надолго не уезжал.

28.Меняется ли ваше настроение во время информационных телепередач?

а) Нет, если мои дела идут хорошо,

в) Да, и постоянно,

с) Не замечал.

29.Проводится благотворительный сбор книг. Вы участвуете?

а) Отбираю интересные книги, приношу.

в) У меня нет книг, ненужных мне.

с) Если увижу, что все сдают, я тоже принесу.

30.Можете ли назвать 5 дорогих вам мест на земле, 5 интересных общественно-исторических
событий, 5 дорогих вам имен выдающихся людей?

а) Безусловно, могу.

в) Нет, на свете так много интересного.

с) Не знаю, не считал.

31.Слышите сообщение о подвиге человека. О чем думаете?

а) У этого человека была своя выгода.

в) Повезло прославиться.

с) Глубоко удовлетворен, не перестаю удивляться.

Ориентация на личные (эгоистические интересы)

Ориентация на взаимодействие и сотрудничество

Маргинальная ориентация

Назначение. Изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации у современных школьников.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие - 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить, исходя из следующих показателей:

24 балла и выше - высокий уровень;

14-23 балла - средний уровень;

13 баллов и менее - низкий уровень.

Ориентация на личные (эгоистические) интересы связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.

Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми обусловлена потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Как правило, высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.

ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

(Г.У.СОЛДАТОВА, С.В.РЫЖОВА)

Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня "негативизма" в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к других групп.

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от "отрицания" идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.

Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.

1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.

2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:

4. Этноэгоизм – данный тип идентичностиможет выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта "мой народ", но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за "чужой" счет.

5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости "очищения" национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.

6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических "чисток", отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида (Солдатова, 1998).

В результате серии экспертных оценок и пилотажных исследований были отобраны 30 суждений – индикаторов, интерпретирующих конец фразы: "Я – человек, который…" Индикаторы отражают отношение к собственной и другим этническим группам в различных ситуациях межэтнического взаимодействия.

Бланк методики

Инструкция: Ниже приводятся высказывания различных людей по вопросам национальных отношений, национальной культуры. Подумайте, насколько Ваше совпадает с мнением этих людей. Определите свое согласие или несогласие с данными высказываниями.

Я – человек, который…

Согласен

Скорее согласен

В чем-то согласен, в чем-то нет

Скорее не согласен

Не согласен

предпочитает образ жизни своего народа, но с большим интересом относится к другим народам

считает, что межнациональные браки разрушают народ

часто ощущает превосходство людей другой национальности

считает, что права нации всегда выше прав человека

считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения

предпочитает образ жизни только своего народа

обычно не скрывает своей национальности

считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности

часто испытывает стыд за людей своей национальности

считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа

не отдает предпочтения какой-либо национальной культуре, включая и свою собственную

нередко чувствует превосходство своего народа над другими

любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов

считает строго необходимым сохранять чистоту нации

трудно уживается с людьми своей национальности

считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей

безразлично относится к своей национальной принадлежности

испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь

готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия

считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов

часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности

считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами

считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории

раздражается при близком общении с людьми других национальностей

всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре

считает необходимым "очищение" культуры своего народа от влияния других культур

не уважает свой народ

считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу

никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам

считает, что его народ не лучше и не хуже других народов

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Ответы испытуемых переводятся в баллы в соответствии со шкалой:

"согласен" – 4 балла;

"скорее согласен" – 3 балла;

"в чем-то согласен, в чем-то нет" – 2 балла;

"скорее не согласен" – 1 балл;

"не согласен" – 0 баллов.

Затем подсчитывается количество баллов по каждому из типов этнической идентичности (в скобках указаны пункты, работающие на данный тип):

1. Этнонигилизм (пункты: 3, 9, 15, 21, 27).

2. Этническая индифферентность (5, 11, 17, 29, 30).

3. Норма (позитивная этническая идентичность) (1, 7, 13, 19, 25).

4. Этноэгоизм (6, 12, 16, 18, 24).

5. Этноизоляционизм (2, 8, 20, 22, 26).

6. Этнофанатизм (4, 10, 14, 23, 28).

В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.

Обработка результатов. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» –1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням.

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Анкета-Экспресс-опросник "Индекс толерантности"

Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Бланк методики

Утверждение

Абсолютно не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее согласен

Согласен

Полностью согласен

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

Если друг предал, надо отомстить ему

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

В споре может быть правильной только одна точка зрения

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

С неопрятными людьми неприятно общаться

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука"

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

Беспорядок меня очень раздражает

Любые религиозные течения имеют право на существование

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.

Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" - 1 балл, "полностью согласен" - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" - 6 баллов, "полностью согласен" - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1,9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 - низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 - средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 - высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2,4,7, 11, 14, 18,21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

4. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие Бакулина Светлана Дмитриевна

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)

Обработка результатов. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» –1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням.

22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.

2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.

3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Солдатова Г. У., Кравцова О. А., Хулаев О. Е. и др. Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: инф. – аналит бюллетень. – М., 2002. – № 4. – С. 59–65.

Из книги Цивилизация Древней Индии автора Бэшем Артур

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС В этом справочном индексе, расположенном в алфавитном порядке, можно найти большую часть важных понятий, которые встречаются в этом произведении. Кроме того, как это принято в научных трудах серии «Великие цивилизации», в некоторых статьях авторы

Из книги Японская цивилизация автора Елисеефф Вадим

Справочный индекс В данный справочный указатель включено большинство важных понятий, которые упоминаются в тексте. Указатель составлен в алфавитном порядке. Кроме того, в соответствии с общим принципом построения серии авторы в некоторых рубриках более детально

Из книги Цивилизация классического ислама автора Сурдель Доминик

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС

Из книги Цивилизации древней Европы автора Мансуэлли Гвидо

Справочный индекс Этот индекс вовсе не претендует на энциклопедичность. Единственная его цель - упростить для читателя процедуру поиска справочных сведений. Таким образом, по большей части в нем содержатся важные понятия, которые фигурируют в тексте. Кроме того, в

Из книги Цивилизация средневекового Запада автора Ле Гофф Жак

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС

Из книги Цивилизация классической Европы автора Шоню Пьер

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС ААбсолютизмТеория абсолютной монархии, сформулированная в Англии и Франции в XVI веке и в остальной Европе в XVII веке. Король обладает абсолютной властью в той степени, в какой он является источником всякой власти, источником закона. Но король осуществлял

Из книги Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт автора Кривич Наталья Алексеевна

Современный государственный праздник. Экспресс-исследование в формате культурологической экспертизы А. С. Макашова Креативным форматом культурологической экспертизы является совместное обсуждение проблем и выработка по отношению к ним нового подхода, причем

Из книги Цивилизация Просвещения автора Шоню Пьер

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС Настоящий Индекс ни в коей мере не претендует на энциклопедичность. Единственное его назначение - облегчить читателю знакомство с книгой. Именно поэтому он включает в себя большую часть ключевых слов, встречающихся в тексте, с соответствующими

Из книги Цивилизация Древней Греции автора Шаму Франсуа

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС ААвгустГай Октавий Турин, внучатный племянник Цезаря по женской линии, родился в 63 г. до н. э. в год консульства Цицерона и заговора Катилины. Его отец, умерший в 58 г., принадлежал к зажиточной семье из Велибры и был одним из первых представителей этого

Из книги Русская Австралия автора Кравцов Андрей Николаевич

Дальний материк О русской эмиграции в Австралии глазами исследователя А. Кравцова «Два чувства дивно близки нам: // В них обретает сердце пищу// Любовь к родному пепелищу,// Любовь к отеческим гробам» - эти строки Пушкина, написанные им в 1830 г., невольно приходят на память,

Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана Дмитриевна

Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме (1997) 1. Толерантность как безразличиеПервое понимание толерантности, которое я анализирую, было первым и исторически. В некоторых отношениях оно считается классическим и дожило до наших дней. Оно связано с именами

Из книги автора

Негативный аргумент в пользу толерантности Субъект толерантности сталкивается с мнением или действием, которые он считает неправильными. И он не только отвергает их для себя, но и полагает, что для любого человека неверно будет придерживаться этого мнения либо

Из книги автора

Позитивный аргумент в пользу толерантности Положительная сторона толерантности открывает нам другую перспективу. Если толерантность – благо и в ее пользу можно выдвинуть положительные обоснования, нет нужды мыслить ее как что-то такое, чего мы не хотим делать. Но как

Из книги автора

Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКОот 16 ноября 1995 г.Государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной

Похожие статьи