Что произошло в 1328 году иван калита. Рождение империи. История в лицах

Большие политики попадают в историю благодаря своим делам, а не прозвищам, но именно они, когда-то метко данные, позволяют потомкам оценить масштабы личности правителя. Свое прозвище Калита Иван Данилович получил еще при жизни за

щедрость, проявляемую к нищим. Калита - это кожаная сумка, кошель. В Московских землях сохранилась легенда о том, как князь раздавал серебряные деньги, которые доставал из кожаного кошеля, висящего на поясе. Кроме того, не жалея денег, он покупал соседствующие княжества, неустанно приращивая новые земли. Человек недюжинного дипломатического таланта, умный и щедрый, изворотливый и жесткий, объединивший многие русские земли и основавший Московское государство - это все Великий князь Московский Иван Калита, годы правления которого - с 1325 по 1340 г. Сегодня речь пойдет о нем.

Потомок Александра Невского

В летописях не сохранились точные данные о времени рождения Ивана Даниловича: историки ориентируются на период с 1282 по 1283 годы. Он был четвертым сыном Московского князя Даниила Александровича и внуком Александра Невского. По законам того времени четвертый сын не мог надеяться на княжеский престол, но сложилось так, что занял его именно Иван I Данилович Калита. часто занимали государственные должности неожиданно.

Путь к престолу

Первое упоминание об Иване Даниловиче в датировано 1296 годом в связи с его появлением в городе. В начале он княжил в Переяславле-Залесском и успешно отстоял его в сражении с тверским боярином Акинфом в 1305 году.

В 1303 году умирает отец Ивана Даниил Александрович, и княжеский престол переходит старшему брату Юрию, который правил Московскими землями с 1303 по 1325 годы. Все это время Иван оказывал Юрию мощную поддержку.

Часто участвующий в походах и уезжающий в Золотую Орду со спокойным сердцем оставлял княжество, за которым успешно присматривал Иван Калита. Годы правления Юрия Даниловича - с 1303 по 1325 г. За это время в силу разных причин погибают остальные братья Ивана Калиты, а когда в Орде от руки Тверского князя умирает Юрий Данилович, приходит время княжения Ивана Калиты.

Начало правления

Это был тяжелый период. Ордынская власть распространялась на всей Руси. И правление каждого князя утверждалось в Орде. Когда Иван Данилович занял престол, он вынужден был поехать в Золотую Орду. Там во всем блеске проявились его потрясающие дипломатические способности. Он умел договариваться с татарами: дарил огромной ценности подарки, чем добивался спокойного существования и оберегал от набегов татар, приносивших неисчислимые беды.

В те времена тишина и спокойствие были практически невозможны. Ведь если удавалось путем платы огромной дани на время освободиться от татарских вылазок, соседи - князья - могли развязать новый поход. Московские князья всегда соперничали с тверскими. И Тверь была в более выгодном положении, чем Москва. Она стояла на Волге, богатела торговлей и с каждым годом подчиняла себе все больше русских земель.

Это понимал Иван Данилович Калита. Годы правления научили его терпению и использованию выпадающих шансов, даже самых трагических.

Участие в карательной экспедиции на Тверь и ее последствия

Случившееся в августе 1327 года в против татар, притеснявших тверичей, повернуло ход истории в другую сторону. Результатом народного бунта стало полное истребление татарского гарнизона, на что Орда не могла не отреагировать. И в 1328 году она снаряжает карательную экспедицию на Тверь, в которой участвуют многие князья, и в том числе Иван Калита, годы правления которого только начинались. Ослушаться он не мог, да и видел в подавлении Твери будущее могущество Московского государства. После разгрома Твери правящий в ней князь Александр сбежал в Псков. Иван Калита от хана Узбека получил во владение Костромское княжество и возможность контролировать Новгород Великий.

После смерти князя Суздальского в 1331 году Московский князь добился у хана Узбека ярлыка (разрешения) на Владимирское великое княжество и стал руководителем всей политической системы Восточной Руси.

Кроме того, Иван Данилович, проявляя незаурядные способности, уговорил хана на неслыханное соглашение: Узбек поручил Ивану 1 сбор податей с населения в обмен на обещание не устраивать набеги и не присылать баскаков. Обе стороны сдержали свои обещания, татары перестали грабить русские земли, опасаясь гнева Узбека, а Калита в полном объеме выплачивал установленные подати.

Дела внутренние

Летописи тех времен прославляют правление князя Ивана Даниловича Калиты: договариваясь с Ордой, он добился значительного периода тишины и покоя, во время которого осуществил несколько грандиозных проектов, весьма способствовавших укреплению Московского могущества.

Сорок лет тишины было подарено русской земле Иваном Даниловичем. Вплоть до 1368 года на Московские земли не было сделано ни одного набега. Как это удавалось? Князь выполнял перед Ордой все взятые на себя обязательства: он исправно платил дань, делал бесчисленные подарки хану, периодически приезжая к нему.

Иван Калита: годы правления

На вопрос, каким образом собирались такие огромные средства, нет однозначного ответа. Тем не менее известно, что уже в начале своего правления князь смог очистить дороги от разбойников и грабителей, чинивших на них безобразия, за что получил второе прозвище - Добрый, и привлек в Москву купцов и торговые караваны, увеличивая обороты и таможенные пошлины.

Кроме того, понимая, что местными правителями присваивалась немалая доля собранной дани, Иван Данилович применял жестокие методы для ее полного сбора, наказывал проворовавшихся воевод и был беспощаден к своим противникам.

Иван Данилович предпринимает несколько походов на русский север, в ходе которых открывает еще один источник доходов - промысел пушнины. Эти способы, вероятно, и позволили ему не только полностью рассчитываться с Золотой Ордой, но и проводить грандиозные изменения в княжестве.

Москва - столица русской церкви

Иван Данилович был не просто религиозен, он был уверен в собственной исключительности благодаря Божьему промыслу и рассчитывал на помощь Митрополита в реализации своих планов по объединению русских земель и усилению Московского государства. Заботясь о безопасности княжества, Иван Данилович возводит новый дубовый Кремль, защищающий центр города и посад. На территории Кремля с 1326 по 1333 годы строятся великолепные каменные храмы: Архангельский, Спасский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника и Преображенская церковь.

Одним из важных достижений борьбы московских князей за первенство в русских землях Северо-востока является союз с митрополичьей кафедрой, начало которому было положено еще Юрием Даниловичем.

Возможно, именно этот грандиозный строительный проект повлиял на решение

Митрополита Петра устроить свою резиденцию в Москве. Несколько лет он искал подходящие для этого земли. В 1326 году скончался и был похоронен в Москве. Позднее, будучи Владимирским князем, Иван Данилович добился канонизации Петра.

Правление и деятельность Ивана Калиты

Опираясь на активную поддержку Русской Православной Церкви и проводя грамотную политику объединения русских земель, Иван 1 покупал или завоевывал новые княжества, оставляя бразды правления в руках местных князей, переходивших в статус наместников московского князя. В духовной грамоте Дмитрия Донского, внука Ивана Даниловича, указывается о присоединении к Московским землям купленных в разное время Углича, Галича Мерьского и Белоозера.

Сложными для Ивана Даниловича всегда были отношения с Тверью. После восстания с 1327 по 1337 годы ею правил достаточно лояльный Константин Михайлович, но затем в Тверь вернулся князь-изгнанник, прощенный ханом Узбеком, Александр Михайлович. Понимая, что противостояние снова начинается, Иван Данилович уезжает в Орду и, одарив хана подарками, внушает ему, что Александр Михайлович ведет двойную игру, находясь на службе у Литвы. В свою очередь Тверской князь также плетет интриги, но побеждает Калита, и в 1339 году в Орде хан Узбек казнил его вместе с сыном Федором. Жестоко расправлялся со своими врагами Иван 1 Калита. Годы правления совпали со временем беспощадным и трудным, поэтому и играл он по его правилам.

Оценка дел правителя современниками

Это был последний успех Ивана Даниловича. Весной 1340 года он тяжело заболел, отошел от дел и принял монашеский постриг в Спасском монастыре, который построил неподалеку от своей резиденции. Там он провел свои последние месяцы жизни и умер в марте 1341 года.

Сохранился превосходный литературный памятник, написанный кем-то из монахов. Он называется «Похвала Ивану Калите», где высоко оцениваются дела и поступки «собирателя земли русской», коим являлся князь Иван Калита, биография, правление политика и устремления которого были подчинены одной благородной цели - создать Московское государство.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА
(1328-1340)

Когда родился княжич Иван – достоверно неизвестно. Летописцы не отметили такое малозначительное событие, как появление на свет еще одного, четвертого сына в семье Даниила Московского . Вероятно, это произошло около 1288 года. Впервые имя Ивана Калиты прозвучало в 1304 году, когда Михаил Тверской и Юрий Московский вели в Орде спор о великом княжении. Иван Данилович был послан старшим братом Юрием охранять Переяславль-Залесский от поползновений тверичей и с поставленной задачей справился блестяще. Боярин Иакинф (в просторечии – Акинф), перешедший к Михаилу Тверскому вместе в другими знатными людьми из свиты прежнего великого князя Андрея Александровича , был послан своим новым хозяином, чтобы смелым налетом захватить Переяславль-Залесский. Однако московская разведка не дремала. Получив весть из Твери, сидевший в Переяславле юный Иван Данилович предпринял энергичные и разумные меры. Он заставил не только переяславцев, но и своих собственных бояр поцеловать крест на верность московскому делу. Это говорит о том, что возможность измены была вполне реальной. Одновременно Иван послал гонца в Москву за подкреплением. Когда тверичи подошли к городу, Иван вывел свое войско им навстречу. Вероятно, он уже знал о приближении московской рати и сговорился с ее предводителями об одновременном ударе на тверичей с фронта и с тыла.
Несмотря на все преимущества москвичей и, вероятно, их численное превосходство, Акинф вступил в бой. Он сражался с мужеством отчаяния и сложил свою голову под московскими саблями. Вместе с ним в этой сече погиб и его зять Давид.
Эта жестокая схватка, в которой довелось участвовать Ивану Даниловичу в возрасте около 16 лет, навсегда осталась в его памяти. Уже в конце жизни он основал в Переяславле монастырь с храмом во имя Успения Божией Матери. Обитель была поставлена на холме («на Горицах»), неподалеку от того места, где произошла битва Ивана с Акинфом.

В то время как князь Юрий Данилович метался от одного края Руси к другому, его младший брат Иван по большей части пребывал в Москве. Здесь он вырос, возмужал, обзавелся большой семьей. Москвичи знали его как рачительного хозяина и хорошего управителя, но при этом и как набожного, «христолюбивого» человека. Благочестивый, Иван мог, однако, при необходимости крепко постоять за свою правду. На войне он умел действовать быстро и решительно.

В 1322 году Иван Калита совершил первую поездку в Орду. Судя по всему, ездил он в Орду за ярлыком на Нижегородское княжество, оставшееся бесхозным после смерти его брата Бориса Даниловича. Вернулся он от хана Узбека с ордынским войском, возглавляемым послом хана, Ахмылом, которому хан поставил задачу навести порядок в Великом княжестве Владимирском. Ахмыл разграбил Ярославль и с добычей вернулся к Узбеку. Появлению Ахмыла предшествовала война между Москвой и Тверью. Тверь выплатила ордынский выход великому князю, но Юрий «забыл» отправить его хану. Эта «забывчивость» стоила Юрию Даниловичу власти, а в конце концов и жизни. И хотя убит он был тверским князем Дмитрием, все говорит за то, что Юрий из Орды на Русь в любом случае не вернулся бы.

Весть о гибели в Орде князя Юрия Даниловича достигла Москвы где-то в самом конце 1325 года. А 8 февраля 1326 года, в первую субботу Великого поста, москвичи встречали гроб с телом Юрия, привезенным из Орды. Князь Юрий Данилович был дорог москвичам как их давнишний предводитель и неугомонный боец за возвышение Москвы. Они искренне скорбели о нем. Новгородский летописец, вероятно, со слов свидетеля событий архиепископа Моисея, повествует: «И плакася по нем брат его князь Иван и весь народ от мала до велика плачем великим зело». Схоронив Юрия, Иван остался наследником всех дел и забот, коими был так отягощен его старший брат.
Заложив вместе с митрополитом Успенский собор, Иван Данилович не спешил отправляться в Орду, а терпеливо ждал, когда Узбек сам примет решение. Из Москвы князь выехал лишь где-то в середине октября 1326 года, получив известие о казни в Орде князя Дмитрия Тверского, состоявшейся 15 сентября 1326 года.
Ярлык на великой княжение хан Узбек в итоге передал Александру Михайловичу Тверскому, что, естественно, не устраивало ни московских бояр, ни Ивана Калиту. На помощь им пришел случай.

В 1327 году в Твери началось восстание против татарского царевича Шевкала (Чолхана), закончившееся уничтожением татар. Александр Михайлович Тверской, то ли возглавил это восстание, то ли примкнул к нему. (Подробнее о восстании читайте в статье «Князь Александр Тверской» ) В любом случае в глазах ордынского хана он стал мятежником, которого следовало покарать.
Узбек был человеком неглупым, решительным и суровым. Узнав о трагедии в Твери, он повел дело очень мудро: призвал к себе Ивана Даниловича, дал пятьдесят тысяч человек и, пообещав в случае успеха боевой операции выдать ему ярлык на великое княжение, отправил на Тверь. Ордынское войско, подкрепленное суздальцами и москвичами, захватило Тверь, Кашин, Торжок. Темники на радостях чуть было не двинулись на Новгород. Но новгородцам удалось откупиться. Как объевшийся удав, ордынское войрко потянулось на юг, к теплу. Хан Узбек был доволен и выдал, как обещал, Ивану Даниловичу «самую милостивую грамоту на великое княжение», а кроме этого, еще и разрешение единолично собирать ханскую дань со всех русских княжеств.

Надо отдать должное великий князью Владимирскому Ивану Даниловичу, милостью хана он пользовался по-хозяйски, мудро, как человек государственный. Летом 1328 года, Иван Калита одержал в Орде и еще одну бескровную победу. Летопись сообщает, что, кроме земель из состава великого княжения Владимирского, хан Узбек «и иныя княжениа даде ему к Москве». Это были три огромные территории, центрами которых служили города Галич, Белоозеро и Углич. Внук Ивана Калиты князь Дмитрий Донской, передавая эти земли своим сыновьям, назвал их в своем завещании «куплями деда своего». Скорее всего Иван Данилович купил в Орде ярлыки, дававшие ему право на пожизненное управление этими областями. Измельчавшие местные князья (главным образом – из ростовского дома) не в состоянии были своевременно и в полной мере платить положенную дань в ханскую казну. Московский князь взял на себя их долги и платежные обязательства, а за это получил право верховной власти над огромными лесными территориями. Эти области имели большое стратегическое значение для борьбы с Новгородом за русский Север. Кроме того, Углич с округой имел очень выгодное положение на Волге: отсюда начинались водные пути в тверские, новгородские и белозерские земли. Наконец, лесные княжества были богаты пушным зверем. Ценные меха составляли важнейший источник пополнения казны московского князя. «Мягкое золото» было главной статьей русской торговли с восточными и западными соседями.

Всю свою жизнь Иван Данилович носил на поясе мешок для денег (калиту), как бы показывая всем суть своей политики, внутренней и внешней. Все деньги, которые добывал великий князь, собирая с Русской земли ордынскую дань, он пускал на развитие и укрепление Московского княжества. Главной заботой нового великого князя стал мир. Иван хотел дать стране покой, прекратить ордынские «рати». Трудно даже представить, сколь сложной была эта задача. Но Калита сумел добиться своего. Летописец, работавший во второй половине XIV века, оглядываясь на времена Ивана Даниловича, позволил себе небольшое, но очень интересное рассуждение. Сообщив о приходе Калиты на великое княжение в 1328 году, он добавляет: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли». Эта «великая тишина» продолжалась, по мнению летописца, сорок лет – с 1328 года до начала московско-литовских войн в 1368 году.

«Конечно, «великая тишина» существовала не только в воображении московских книжников. Это была политическая реальность, вселявшая надежду на перемены. Она стала возможной только благодаря тому, что князь Иван, а позднее его сыновья Семен Гордый и Иван Красный, сумели обеспечить полную и своевременную выплату ордынской дани с русских земель. Правители Орды ханы Узбек (1313 – 1341) и Джанибек (1341 – 1357) были вполне удовлетворены таким положением дел и не препятствовали постепенному усилению московского княжеского дома. Основанием «великой тишины», за которую так чтили Ивана Калиту современники, потомки и историки, был исправный сбор ордынской дани. Этот успех московского князя стал возможным только благодаря общему укреплению государственного начала в жизни Северо-Восточной Руси. Разумеется, на этом пути он не мог обойтись без насилия. Наведение порядка осуществлялось средневековыми методами. Письменные источники сохранили жалобы и стоны удельной знати, попавшей под тяжкие жернова московского порядка.» (Борисов. «Иван Калита»)

Получив от хана распоряжение о сборе недоимок в Ростове (или попросту взяв на откуп эту статью дохода ханской казны), князь Иван вскоре предпринял суровые меры по отношению к задолжавшим ростовцам. Посланные им воеводы Василий Кочева и Мина учинили в Ростове настоящий погром. Насилием, а порой и пытками они заставляли жителей отдавать последние деньги и ценности. По-видимому, князь Иван выплатил ханской казне недоимку по ордынской дани с Ростова и за это года три спустя получил от хана право включить Сретенскую половину Ростовского княжества в состав великокняжеских владений.

А жизнь непрерывно ставила перед Калитой все более сложные задачи. Иван Данилович и впредь старался избегать военных столкновений со своими соотечественниками, но политику централизации власти проводил жестко и не останавливался ни перед чем в достижении цели. Ему давно было известно, что новгородцы, торгуя с народами Зауралья, получают от них много серебра. Несколько раз он пытался повлиять на купцов Великого Новгорода, вынудить их платить в казну Великого князя долю с выгодной торговли. Купцы отказывались платить «серебряные деньги».
В 1333 году терпению Калиты пришел конец. Он собрал дружины князей низовских и рязанских и вторгся в пределы Новгородской земли. Поход был чисто грабительский, показательный. Войско Ивана Даниловича взяло Бежецк и Торжок, принялось опустошать окрестности этих городов. Ущерб Новгородской земле причинен был немалый, но справиться с сильной армией Великого князя, поддерживаемого к тому же ханом Узбеком, новгородцам было трудно. Все попытки уладить дело миром – откупом, переговорами – успеха не имели. Калита отклонил предложения испугавшихся новгородцев, забрал все награбленное и демонстративно отвел войско домой. Затем он явился в Орду с очередной порцией дани и богатых даров хану, жене его, вельможам. Возникает естественный вопрос, откуда Иван Калита брал деньги на ордынскую дань, подарки ханам и одновременно на укрепление своего княжества. По мнению Борисова, автора книги «Иван Калита», ответ до смешного прост:

«Московский князь твердой рукой навел относительный порядок в том беспределе анархии, воровства и местного произвола, который царил на Руси. Огромное количество средств (в том числе и тех, которые должны были идти на выплату ордынской дани) попросту разворовывалось всякого рода «сильными людьми». Эту вакханалию грабежа дополнял разбой на дорогах, сильно затруднявший торговлю между городами.
Один из древних источников с похвалой отзывается об Иване Калите за то, что он «исправи Руськую землю от татей и от разбойник». Можно только догадываться, каких усилий это ему стоило и сколько разбойничьих гнезд, свитых в лесных чащобах, было обнаружено, захвачено и разорено тогда московскими воеводами.»

По-настоящему приняться за эту работу князь Иван смог только после того, как внес существенные изменения в тогдашние правовые нормы. Согласно древней традиции крупные земельные собственники (бояре, монастыри, епископские кафедры) имели право суда по всем без исключения уголовным делам в пределах своих вотчин. Однако далеко не все вотчинники имели возможность вести успешную борьбу с разбойничьими шайками или матерыми преступниками-одиночками. Кроме того, даже изловив злодеев, местные судьи зачастую отпускали их за взятку. Только сильная рука центральной власти могла как следует наладить это сложное дело.
Иван Калита стал изымать наиболее серьезные уголовные дела из ведения вотчинников и передавать их своей администрации. Сохранилась его грамота новгородскому Юрьеву монастырю. Согласно ей, монастырские люди, живущие в городе Волоке (современный Волоколамск), должны судиться у своих монастырских властей по всем делам «опроче татьбы, и розбоя, и душегубства». Расследование и наказание этих преступлений князь вверяет своим наместникам.
Случай с юрьевскими вотчинами – не исключение. Исследователи древнерусского права отмечают, что в московских землях княжеская администрация взяла в свои руки борьбу с тяжкими преступлениями гораздо раньше, чем в других русских княжествах.
Но главными ворами всегда были представители местной знати. С ними князь Иван расправлялся «не взирая на лица». Судьба ростовского «епарха градскаго (тысяцкого), старейшаго болярина» Аверкия, подвешенного за ноги и замученного до полусмерти московскими палачами, служит примером того, какими средствами Иван Данилович сбивал спесь с этих людей.

Однако многим соотечественникам не нравилась такая политика. После отъезда Ивана Даниловича новгородцы примирились с псковичами и князем Александром Михайловичем, что резко изменило соотношение сил. Не надо забывать, что Александра поддерживал великий князь литовцев Гедимин – опытный и очень авторитетный политик. Калита эти перемены учел и, вернувшись из Орды, примирился с новгородцами. Те, в свою очередь, тоже пошли на уступки, порвали отношения с Псковом, обещали Великому князю выделить войско для похода на отколовшуюся республику. Этот поход, однако, не состоялся, потому что Иван Данилович, обуреваемый желанием получить серебро Зауралья в казну, нарушил договор с новгородцами и отправил войско за Урал. Поход прошел неудачно. Изнуренные зимними дорогами, воины не смогли дать решительное сражение богатому сопернику и вернулись домой ни с чем. Случилось это в 1337 году.

Буквально через несколько месяцев отправился в Орду Александр Михайлович, самый непримиримый враг Ивана Калиты. Несчастья собственные и скитания по чужим уделам закалили тверского князя. Перед этой опасной поездкой он провел, если так можно сказать, тщательную дипломатическую подготовку и получил благословение митрополита всея Руси Феогноста. По прибытии в Орду Александр был немедленно приглашен в шатер хана. Суровому Узбеку понравился прямой, открытый человек. Повелитель Орды, выслушав смелую, но уважительную и краткую речь гостя, сказал, что князь Александр смиренною мудростью освобождает себя от казни. И возвратился Александр в Тверь тверским князем.

Неизвестно, какими именно аргументами или документами московские бояре заставили хана «оскорбиться до зела». Вероятно, самые сильные из них представил Узбеку сам Иван Калита, явившийся в Орду вместе с двумя старшими сыновьями в начале 1339 года. Судя по последующим событиям, можно думать, что речь шла о литовско-тверском сговоре, направленном против Орды. Вероятно, московский князь сумел добыть (или сфабриковать) какие-то документы на сей счет.
Впрочем, речь тогда шла не только об «измене» Александра Тверского. Этот визит Калиты к хану отличался какой-то особой значительностью и торжественностью. По мнению многих историков, князь Иван во время этой поездки не только представил хану своих старших сыновей, но и предложил для утверждения «духовную грамоту» – завещание.
Особый, итоговый характер своей последней поездки в Орду в 1339 году князь Иван мог обосновать только двумя причинами: тяжкая болезнь, предчувствие скорой кончины – или намерение принять монашеский постриг. Вероятно, само по себе заявление Калиты о его намерении уйти с политической сцены было тонко рассчитанным действием. Этот ход должен был произвести впечатление на старого хана, заставить его благосклоннее отнестись к молодому предводителю московского княжеского дома князю Семену Ивановичу.

В ходе недолгого, но весьма важного по своим последствиям визита Калиты в Орду в 1339 году судьба Александра Тверского была предрешена. Хан вновь остановил свой качнувшийся выбор на московских князьях. Его насторожила не только личная неблагонадежность Александра Тверского, о которой так много говорили московские ходатаи. Один из самых выдающихся правителей Орды, хан Узбек умел заглянуть в будущее. Он хорошо понимал, что возвышение тверского княжеского дома неизбежно приведет к усилению антиордынских настроений на Руси. Дело было не в личностях, а в логике политических традиций и геополитических интересов. Тверь уже в силу своего географического положения выступала носителем «западнических» настроений в сообществе земель и княжеств, объединенных под эгидой великого княжения Владимирского. В условиях быстрого усиления Литвы передача великокняжеской власти тверским князьям могла привести к ослаблению контроля Орды над русскими землями. Игра с «помилованием» опального Александра Тверского была затеяна ханом главным образом для того, чтобы дать наглядный урок русским князьям, попугать Ивана Калиту и потешить собственное самолюбие. Теперь эта игра подходила к концу. Продолжать ее было не только бессмысленно, но и опасно для Орды.

Калита ненадолго пережил казненного в орде Александра Тверского. Через некоторое время внезапная болезнь уложила Ивана Даниловича в постель, и 31 марта 1340 года он, приняв схиму, умер. Похоронили его на следующий день в построенной им церкви Архангела Михаила.
По завещанию, оставленному Иваном Даниловичем, Московское княжество в целом делилось между членами княжеской семьи, каждый из которых получал в нем свой удел. Столица княжества рассматривалась как общее владение всех потомков Калиты. Это общее владение находило выражение в «сместном», то есть совместном, управлении Москвой членами Московского княжеского дома.
Калита завещал Москву трем своим сыновьям – Симеону, Ивану и Андрею, которые договорились совместно владеть городом. Управляли же ею – тысяцкий, наместник Великого князя, и наместники от князей – совладельцев. «Третное» владение Москвой установилось с 1340 года и продолжалось почти до конца XV века.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев


Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 - 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340
Великий князь Московский в 1325 - 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 - 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 - 1337 годах.

Из рода Московских великих князей.

Сын Даниила Александровича. Мать - Мария. Внук Александра Невского.

Свое прозвище Калита Иван Данилович получил скорее всего от привычки носить с собой постоянно кошелек ("калиту"), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.

После гибели своего брата Юрия в 1325 году Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека. "Перестали поганые воевать русскую землю, - писал летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".

Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.

В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.

Получив титул князя Новгородского в 1328 г., Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.

В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье. В 1333 г., растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.

Иван, после этих событий, в 1336 г. при помощи митрополита Феогноста заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги причитающиеся деньги.

Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митр. Московский, Петр, помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации рус. земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище - Добрый.

При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве - Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

31 марта 1341 г. Иван I Данилович Калита умер, приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе , построенном при его княжении

Деятельность Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, В.О. Ключевский не сильно выделял его "в череде серых личностей». М.Н. Тихомиров полагал, что "Калита заложил основы могущества Москвы", видел в нем блестящего политика, дипломата.

У Ивана Даниловича было 2 жены:

1) княгиня Елена;

2) княгиня Ульяна.

От Елены дети:

Симеон Гордый (1316-1353 гг.)

Даниил (1320-1328 гг.)

Иван (1326-1359 гг.)

Андрей Серпуховский (1327-1353 гг.)

Владимир Храбрый (1353-1410 гг.)

Феотиния

От Ульяны.

Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Соловьев Сергей Михайлович

Иван Данилович Калита (1328–1340 годы)

Месть Орды была страшной.

Но, по словам Соловьева, защищать Орду взялся московский князь Иван Данилович Калита:

«Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50 000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михайлова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем, 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра».

Князь Александр, не видя выхода, бежал в отдаленный Псков, и горожане его приняли. Это вызвало в Орде и Москве одинаковую ярость, на Псков пошел князь Иван Данилович. Прежде он послал в город послов, уговаривая Александра идти в Орду с повинной. Псковичи князя не пустили, они понимали, что там его убьют. Они обещали стоять за князя насмерть, и Калита понимал, что эти – будут, а могут еще и позвать на помощь немцев. Так что он предпринял чудесное усмиряющее средство: пообещал горожанам, что если князя не выдадут, отлучить город от церкви и предать анафеме. Анафема вкупе с московским войском была средством исключительно сильным. Понимая, что городу не выстоять, псковичи не противились тому, что князь решился бежать в Литву, они целовали ему крест, что не выдадут врагу его княгини. Когда в очередной раз в город явились послы, псковичи честно сказали, что -

«…Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети».

Дальнейшее стояние против «пустого» города было бессмысленным. Калита заключил мир, а митрополит Феогност благословил город и его посадников. Через полтора года, когда гроза улеглась, князь вернулся в Псков к жене, горожане приняли его с радостью, и он княжил десять лет. Но Тверь по тогдашнему закону не могла перейти его детям – князь считался изгнанником, поэтому, в конце концов, он поехал в Орду за прощением.

«Я сделал много зла тебе, – сказал он хану, – но теперь пришел принять от тебя смерть или жизнь, будучи готов на все, что бог возвестит тебе».

Узбек давно уже забыл про тверское восстание, так что простил князя и вернул ему Тверь. Но Калита не простил Александру. Дарами и верной службой он снискал у хана уважение. Так что, когда Александр вернул себе княжение, Калита поехал в Орду с двумя сыновьями и склонил хана на свою сторону. Хан вызвал Александра в Орду.

Участь того была решена.

«И придя в Орду, – сообщает Тверская летопись , – великий князь Александр по обычаю тешил царя и его приближенных, найдя сына своего князя Федора в добром здравии. И пробыв месяц в Орде, слышал от беззаконных татар много коварства. Одни говорили: „Княжение великое даст тебе царь“, а другие говорили: „Убиту тебе быть“. Он же, укрепляясь силой свыше, во всякое время призывал чистым сердцем Господа и всякий час говорил: „Господи Иисусе Христе, сподоби меня принять горькую эту смерть за род христианский“. И когда наступил день памяти великого и славного мученика Дмитрия, пришел вестник об убиении его, говоря: „В ближайшие три дня злой смертью жизни лишишься. Князь же великий Александр, выслушав эти слова, спрятал их в сердце своем и не сказал никому, только вздыхал из глубины сердца. На следующий день после праздника Христова мученика Дмитрия велел петь вечерню и, так воздав хвалу Богу, лег спать. Был же сон его в великой тоске и печали. Когда же прошла ночь, и наступил день памяти святых мучеников Терентия и Неонилы и святой мученицы Параскевы, велел петь заутреню и прилежно слушал Давидовы псалмы: „Господи, умножились притесняющие меня, многие говорят о душе моей“… Слыша это, испустил слезы из глаз своих и сказал: „Давид, царствуя, сколько мучений принял, как же я не хочу пострадать? “ По окончании заутрени сел он на коня и начал ездить, чтобы перенять весть о смерти своей, а одного из слуг послал к царице. И переняв весть, приехал в стан князь великий Александр. А слуга его от царицы с вестью пришел, чтобы оставили мы, братия, своего господина князя Александра и сына его, князя Федора. Князь же Александр, возведя очи свои, велел петь предсмертные молитвы. Когда же закончили петь, посмотрел и увидел черкеса, идущего прямо к его веже, и с ним татар, и выскочил против него. Они же, немилостивые, схватили его, уронили на землю и, сорвав с него одежду, поставили перед Товлубием нагого и связанного. Тот же, беззаконный, стоя верхом на коне в окружении множества татар, испустил, окаянный, крик: «Убейте!» Они же схватили князя Александра и сына его князя Федора, без милости изранили их и, повергнув на землю, отсекли головы им. И так скончались, приняв такую кончину за род христианский. Бояре же и слуги его разбежались, а другие, взяв тела убиенных, повезли их на Русь. Когда же привезли их во Владимир, встретил их Феогност митрополит с игуменами и со священниками, и пели пение надгробное, и проводили его. Братья же его князь Константин и князь Василий, епископ Федор Тверской и Гавриил, епископ ростовский, собрались и пели над ними надгробное пение в церкви Святого Спаса в Переяславле, и проводили его. И привезли их в Тверь, и встретили их горожане у церкви святого Архангела Михаила, и на руках несли в город к собору Святого Спаса. Мать же его, и братья, и княгиня его с детьми своими, и все горожане плакали горько. Епископ же с игуменами и священниками пели над убиенными и гробу предали…»

Калита же вернулся в Москву куда как раньше и в полном ликовании, по всему московскому княжеству, пишут летописи, было веселие великое. Впрочем, гонитель Александра Иван Данилович Калита пережил своего врага всего на четыре года. Перед смертью он принял схиму и умер с полным осознанием исполненного долга. Княжение Калиты, по словам Соловьева, стало началом насилия для других княжеств, где московский собственник распоряжался своевольно. За время его правления были обезврежены враги Москвы, несколько приросли московские земли, потеряли значение Ростов и Владимир, усилилось давление на Новгород, который все больше становился зависимым от «низовской земли» и ее князей. Калита сумел ослабить рязанских князей и самого главного врага – Тверь. С его времени значение маленькой Москвы стало быстро расти, и скоро этот город занял центральное место среди всего северо-востока. В промосковски ориентированных летописях время Калиты называют временем великой тишины, когда монголы перестали разорять Русь. Но тут надо понимать, что имеется в виду под «Русью» – это московское княжество. В другие области Руси Калита замечательно дружно ходил вместе с монголами Тэвлубея. По словам Соловьева,-

«…предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счет всех других, что вело к единовластию… Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешел в потомство с именем первого собирателя Русской земли».

Между наследниками он разделил -

«движимое и недвижимое имение: старшему, Семену, отдано 26 городов и селений, в числе которых примыслы Юрия Даниловича – Можайск и Коломна; второму сыну, Ивану, 23 города и селения, из них главные Звенигород и Руза; третьему, Андрею, 21 город и селение, из них известнее Серпухов; княгине с меньшими детьми опять 26».

Семен Иванович и стал после Калиты хозяином Москвы. За время княжения его отца случилась и еще одна приятная для Москвы перемена – митрополичий престол из Владимира переместился в Москву. Москва таким образом становилась и церковным центром Руси.

Из книги История России в рассказах для детей автора

Иоанн Калита и Москва, столица России 1328–1340 годы Ссоры князей московских, потомков Александра Невского, с князьями тверскими, детьми брата его Ярослава Ярославича, напоминают нам старинное, более ста лет продолжавшееся несогласие Олеговичей и Мономаховичей. Разница

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Князь Иоанн Калита. Гравюра 1850 г. Князь Иоанн (1283–1340) - первый великий князь московский. Он первым стал называться великим князем всея Руси. Иоанн смог убедить митрополита Петра переселиться в Москву и

Из книги История государства Российского. Том IV автора

Глава IX Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. 1328-1340 г. Северная Россия отдыхает. Москва глава России. Предсказание Митрополита. Милость Хана к Иоанну. Великодушие Псковитян. Особенный Епископ во Пскове. Происшествия Новогородские. Закамское серебро.

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Иван Данилович Калита (1288–1340) Внук Александра Невского, сын Даниила Александровича, Иван I Калита, получил прозвище по имени большого кошелька-калиты, который неизменно носил на поясе. Из своей калиты Иван Данилович всегда щедро одарял нищих. Год рождения князя Ивана

автора Вяземский Юрий Павлович

Иван Калита (годы княжения - 1325–1340/41) Вопрос 2.23В каком году родился собиратель земли московской Иван Данилович Калита? Что по этому поводу говорят летописи?Вопрос 2.24Почему Ивана Даниловича прозвали Калитой? Разные есть версии. Припомните, пожалуйста, версию святого

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Иван Калита (годы княжения - 1325–1340/41) Ответ 2.23Летописцы не отметили такое малозначительное событие, как появление на свет четвертого сына Даниила Александровича, князька в ту пору мелкого московского княжества.Ответ 2.24«… бе бо милостив зело и ношаше при поясе калиту

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Иоанн Калита и Москва, столица России 1328-1340 годы Ссоры князей московских, потомков Александра Невского, с князьями тверскими, детьми брата его Ярослава Ярославича, напоминают нам старинное, более ста лет продолжавшееся несогласие Олеговичей и Мономаховичей. Разница была

автора Ключевский Василий Осипович

Иван Данилович Калита (1328–1340 годы) Почему?И почему именно Москва?Кроме хорошего торгового положения Москва имела еще пару преимуществ. Этот город стоял среди наиболее русского населения, то есть хотя земля прежде и была мордовская, но с этой территории переселенцы

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Иван Данилович Калита (1328–1340 годы) Месть Орды была страшной.Но, по словам Соловьева, защищать Орду взялся московский князь Иван Данилович Калита:«Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50 000 татарского войска. Присоединив к

Из книги История государства Российского автора Карамзин Николай Михайлович

Великий Князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. 1328–1340 гг. Великий князь Иван Даниилович Калита. Миниатюра из «Царского титулярника». 1672 г.Летописцы говорят, что с восшествием Иоанна на престол Великого Княжения мир и тишина воцарились в северной России; что Моголы

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Великий князь Иван I Данилович Калита Годы жизни до 1296–1340 Годы правления 1328–1340 Калита - так назывался в старину кожаный кошель, в котором хранили деньги.Cвое прозвище великий князь Иван I Данилович Калита получил за то, что он был щедрым к нищим («даяше нищим сколка

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1328–1340 Иван по прозвищу Калита Иван Данилович был младшим сыном князя Даниила Московского, братом князя Юрия Даниловича. Став великим князем, он сумел с помощью Орды не только расправиться с Тверью, но и присоединить к Москве Суздаль, а также часть Ростовского княжества.

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ И ВЛАДИМИРСКИЙ ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (до 1296–1340) Сын Даниила Александровича и внук Александра Невского. О его молодых годах известно очень мало. Существует предположение, что молодой княжич Иван был крестным отцом Елевферия, сына московского

Из книги Москва. Путь к империи автора Торопцев Александр Петрович

Иван Данилович Калита (? - 1340) Год рождения второго сына Даниила Александровича неизвестен. Но уже на Соборе князей в Переяславле-Залесском, который упоминался в рассказе о митрополите Петре, Иван Данилович предстает перед князьями и священнослужителями как опытный

Из книги Том 4. От Великого князя Ярослава II до Великого князя Дмитрия Константиновича автора Карамзин Николай Михайлович

Глава IX Великий князь Иоанн Даниилович, прозванием Калита. г. 1328-1340 Северная Россия отдыхает. Москва глава России. Предсказание Митрополита. Милость Хана к Иоанну. Великодушие Псковитян. Особенный Епископ во Пскове. Происшествия Новогородские. Закамское серебро. Политика

Похожие статьи