Тургенева "АСЯ". Урок-подготовка к написанию сочинения по повести И.С.Тургенева "АСЯ" III. Заключительное слово учителя

Извечный вопрос на все времена – что же такое счастье? Однозначного ответа нет, каждый понимает его по-своему. Для кого-то в это понятие входит семья и собственный дом, для другого – богатство и материальные блага, ну а третьи во главу угла ставят любовь. А истинное наслаждение испытываешь от чувств, которые взаимны.

Жалко только, что в жизни часто бывают ситуации, когда ждешь и ждешь синюю птицу счастья, а она так и не прилетает. Либо манит высоко в солнечной синеве, а в руки не дается. Именно такое оно настоящее счастье – быстротечное и мимолетное. Оно как миг и не имеет не только завтрашнего дня, но и вчерашнего.

Та самая птица счастья появляется и в жизни героев повести Ивана Сергеевича Тургенева .

Главный герой этого произведения – , бесцельно путешествующий по европейским странам, останавливается в немецком городке и знакомится с молодым художником Гагиным и его сестрой Анной, в домашнем кругу именуемой Асей. Они заводят знакомство, начинают проводить вместе время, дружат.

Молодая семнадцатилетняя девушка привлекает Н.Н., она настоящая, искренняя, естественная, в ней кроется какая-то загадка. Спустя совсем короткое время юноша понимает, что влюблен. Ася сама решается на признание, пишет записку и зовет Н.Н. на свидание, где и происходит объяснение. Девушка открывает молодому человеку душу, вверяет ему свою судьбу. Она чиста и невинна, считает Н.Н. героем, который способен решить все ее проблемы.

Но молодой человек не так тверд и решителен, как девушка. О том, что его чувства также глубоки и сильны, он понимает лишь спустя мгновение, когда уже потерян шанс, когда , устав ждать того единственного слова, просто убегает из этой темной и тесной комнаты, где и крылья то расправить не получится, не то, что на них парить.

Синяя птица была так близко, она просто выпархивает из рук. Примечателен и тот факт, что автор сравнивает Асю с маленькой птичкой, которая и сама уже настоящее счастье. Она смогла бы изменить жизнь Н.Н., наполнить ее настоящими эмоциями, искренностью и любовью. А так, без этой девушки, он обречен просто на жалкое существование, на отсутствие семьи, на безрадостные однообразные серые дни.

Герой сам во всем виноват. Он не может отдаться чувствам. Он медлит, боится, взвешивает все «за» и «против». А счастье любит смелых, тех, кто решительно бросается в омут с головой.

Тургенев пытается показать читателю, насколько близко было счастье, насколько оно было возможно. Но герой не смог его удержать. Его даже жалко и совсем не хочется винить, ведь смысл жизни утерян и подобных чувств больше не испытать.

У счастья нет завтрашнего дня – этот факт подтверждается повестью. Глядя на героя этого произведения, мы понимаем, что счастье не случится, если отдаться сомнениям и страху, если действовать не в ладах с сердцем, а доверять только разуму, если медлить и сидеть в нерешительности. Нужно ловить свою птицу за хвост, решил идти по счастливому пути – иди и не сворачивай. Ни за что. Никогда!

Сочинение

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. Ася сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Н. Г. Чернышевский в статье «Русский человек на Rende Vous» высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из «Саши» Некрасова).

Чернышевский осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века.

В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть «очень горячо, чуть не со слезами». Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести «Ася», которая была напечатана в первом номере «Современника» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами».

«Ася» - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

Н.Г.Чернышевский посвятил повести «Ася» большую статью, под названием «Русский человек на rendez-vous». Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: «…пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, - большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке». «Таковы-то наши «лучшие люди…» - замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких «лучших людей» - это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева "Ася" Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно... (по повести И.С.Тургенева "Ася") Характеристика главной героини Ася в повести Тургенева Гагин - характеристика литературного героя

"А счастье было так возможно…" (по повести "Ася")

Цель урока:

    восстановить историю взаимоотношений героев; определить основную тему и идею произведения; ответить на вопрос: были бы счастливы герои вместе?

Материал к уроку:

    портрет писателя, запись музыки из цикла “Времена года”: “Лето”, “Осень”; словарь синонимов, антонимов , толковый словарь русского языка .

Предварительная работа : работа со словарем – определение слова “счастье”, подбор синонимов и антонимов к этому слову.

Ход урока

I. (Звучит музыка из цикла “Времена года”: “Лето” .)

Мы продолжаем разговор по повести “Ася”. Тема сегодняшнего урока: “А счастье было так возможно, так близко!..”

Ребята, а как вы понимаете слово “счастье”?

(Учащиеся дают свои понятия слову “счастье”)

А что нам говорит толковый словарь? (Работа учащихся со словарем “счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения” - толковый словарь.)

(Определение записывается на доске и в тетрадях.)

Подберите синонимы и антонимы к слову “счастье” (синонимы – радость, удача, … ; антонимы - огорчение, печаль, …)

Ребята, наш урок сопровождает музыка из цикла “Времена года” “Лето” и “Осень”.

Итак, сегодня на уроке предстоит:

    восстановить историю взаимоотношений главных героев, чтобы определить основную мысль и идею повести; ответить на вопрос: а были бы счастливы герои, если бы не расстались?

DIV_ADBLOCK387">

(Звучит монолог Аси, который читает заранее подготовленная ученица)

Моя матушка умерла, когда мне было 9 лет. Вся жизнь моя перевернулась. Меня забрали от тетки моей, скотницы, в городской дом. Но не прислугой. Вместо сарафана на меня надели розовое шелковое платье. Я до сих пор помню, какое оно было прохладное, гладкое блестящее…

Мне было не по себе. Я не могла привыкнуть к этому. А когда у меня поцеловали ручку, я думала, что потеряю сознание… Теперь-то я знала, что барин – мой отец и что любил меня страстно. Он никогда ничего не запрещал мне, выполнял все мои желания, во всем потакал мне. Наверное. Считал себя виноватым.

Скоро я поняла, что в доме я главное лицо, но мучило меня то, что приказывать должна была людям, с которыми прожила все свое детство, чьи сказки слушали, с кем вместе играла. Они-то знали, что моя мать была крепостная, а я – крестьянская дочь.

Я … я целый мир хотела заставить забыть мое происхождение! Я стыдилась своей матери, стыдилась своего стыда, я мучилась, не знала, что делать. Мне хотелось быть не хуже других барышень.

Но тут новое несчастье! Умер отец! Что будет со мной дальше? Как мне жить? У меня ведь есть старший брат. Как-то он меня воспримет? Я боялась его. Боялась его осуждения, боялась, что он не примет меня как родную, будет колоть меня крестьянским происхождением.

Но опасения мои были напрасны. Он признал меня за сестру. Я была ему больше чем благодарна…

Брат привез меня в Петербург и поместил в один из лучших пансионов. Там я прожила 4 года. Изучила французский, немецкий, музыку, училась рисовать. С девушками не сдружилась. И была рада, что брат забрал меня из пансиона.

В то время он вышел в отставку и мы поехали за границу. Останавливались в небольших живописных городках. Избегали шумных столиц и светских знакомств.

Городок Ленц понравился своими заброшенными виноградниками , садами и полуразрушенными стенами феодального замка. Обычно мы не задерживаемся в таких маленьких городках. Но здесь было так красиво, необыкновенно, не хотелось уезжать от этих дивных закатов и чудесного Рейна, да и от того, с кем встретилась в этом городе …

DIV_ADBLOCK388">

Чтение по ролям диалога Аси и господина N. (От слов “Пойти куда-нибудь …”

до слов “…я еще не летал”).

Какой мотив появляется в главе 9? Как он помогает понять душевное состояние героев?

Проследите развитие этого мотива на последующих страницах повести и ответьте на вопрос: зачем автор его вводит?

(В 9 главе появляется мотив любви, которая окрыляет человека. Для Аси все развивается стремительно и бурно, а для г-на N – постепенно. В жизни каждый человек, тем более девушка, хочет счастья.)

Какие мечты Аси характеризуют её? Почему странность в девушке, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе г-на N? (Она не такая как все. Ей нужен необыкновенный человек, так как только он может понять и полюбить Асю такой, какая она есть.)

Восстановите историю взаимоотношений Аси и рассказчика. Подумайте, почему не сложились их отношения? Как автор отвечает на этот вопрос?

(Работа с учебником гл. 14, гл. 15.)

Какие чувства испытывает герой после разрыва с Асей? (гл. 19.)

Почему же только после разрыва герой убеждается в своей любви? (Тургенев, таки образом, наказывает его.)

За что? (За нерешительность и медлительность.)

В повести Гагин задает г-ну N недоуменный вопрос: “Почему она Вас полюбила?” А как вы думаете, за что полюбила Ася г-на N? (г-н N для Аси первый молодой человек из высшего общества, который обратил на неё внимание. До этого ничего подобного не было в жизни Аси.)

А как вы думаете, были бы счастливы Ася и г-н N, останься они вместе?

(Мнение учеников может разделиться, что приведет к диспуту по этому вопросу.)

2. Составление сопоставительной характеристики и запись на доске и в тетрадях:

Г-н N:

скорее всего да

(Вопрос к классу: почему? )

1) любимый человек рядом;

1) социальное положение не позволяет;

2) молодость;

2) свет не примет;

3)это то, о чём не могла и мечтать;

3) Ася взбалмошная.

V. Выводы . (Звучит музыка “Осень” из цикла “Времена года”)

https://pandia.ru/text/78/220/images/image005_44.jpg" alt="E:\415951\Image60.jpg" width="307" height="199 id=">

Так о чем же эта повесть? (О первой любви.)

Какая она – первая любовь? (Лёгкая, чистая, светлая, искренняя и грустная одновременно).

Так счастлива ли героиня повести? (Да, счастлива, потому что любит, потому что узнала, что такое любовь.)

А счастлив ли герой? (Да, но поздно это понял.)

А какова же основная мысль повести “Ася”?

(Счастье мгновенно, скоротечно, у него нет ни прошлого, ни будущего)

Найдите этому подтверждение в тексте. (Гл. 20. “Завтра я буду счастлив… мгновенье”)

https://pandia.ru/text/78/220/images/image007_30.jpg" alt="E:\415951\Image62.jpg" width="268" height="177 id=">

2. “Мысли вслух”. Ваша строчка в заключении (мини-выводы)

(возможные варианты:

    Счастье – оно как птица, упустишь и не поймаешь. Что за прелесть эта “Ася”; Как жаль, что мужчины всегда чего-то боятся; Обидно, когда у тебя крылья выросли, а лететь некуда; Да, первая любовь великолепна и неповторима; Обидно, что первую любовь не воскресишь

VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем:

“Чем привлекает меня тургеневская девушка” или

“Злободневное и вечное в повести “Ася”.

Литература.

И др. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000. Литература (поурочные планы для 8 класса)./Сост. .- Изд. “Учитель-АСТ”, 2001 г.

Во время своего путешествия по Германии Иван Сергеевич Тургенев решил написать интереснейшую повесть о молодом человеке и его первой любви. Повесть была названа именем этой девушки - «Ася». Вначале рассказчик, о котором мы знаем только, что его зовут Н.Н. , делится некоторыми фактами из своей жизни, а затем пересказывает историю знакомства с двумя русскими на студенческой вечеринке, в тихом немецком городе, на берегу реки Рейн. Это знакомство перевернуло всю его жизнь с ног на голову, оставив глубокий след в душе.

Н. Н. избегал русских за границей, но Гагин и его сестра Ася произвели особое впечатление на него. У них были такие счастливые лица, «точно грели или гладили» человека. По одному только голосу Гагина слышно было, что он улыбается. Это был человек с русской душой, которая светилась тихим светом. В нем не было внутреннего жара или цепкости, но в нем был свет. По профессии Гагин был художником, а сестра, сопровождавшая его в этой поездке, была гораздо младше него. Н. Н. был приглашен в гости к новым друзьям, которые просто очаровали его.

С тех пор, он был частым гостем в доме Гагина. Поначалу Ася сторонилась его, а затем стала чувствовать себя раскованнее. Один день она могла прикинуться маленьким озорным ребенком, на другой день - благовоспитанной барышней. Как-то раз Н.Н. долго вальсировал с Асей, потом долго вспоминал этот танец. Он и представить себе не мог, что она будет испытывать к нему нежные чувства. И уж тем более не представлял, что сам полюбит ее. Как оказалось, у Гагина и его сестры была непростая история, настолько непростая, что Н.Н. начал было сомневаться в их родственной связи.

После смерти матери Гагин воспитывался отцом, но вскоре по настоянию дяди он был перевезен в Петербург для обучения в гвардейской школе. Когда ему было лет двадцать, в очередной свой приезд, он дома увидел маленькую девчушку. Это была дочь его отца от горничной Татьяны. Асе было девять лет, когда она лишилась матери, с тех пор воспитывал ее отец Гагина. А после смерти отца, Гагин взял всю ответственность за Асю на себя. Девушка очень стыдилась своего крепостного происхождения и даже поначалу боялась Гагина, но вскоре так привязалась к нему, что полюбила как родного.

Узнав правду о семейной истории своих новых друзей, Н.Н. немного успокоился и стал, как прежде, часто у них бывать. Вскоре Ася незаметно для себя влюбилась в Н.Н., о чем рассказала Гагину. Гагин, считая, что их друг не имеет пока никаких намерений жениться, рекомендует ему поговорить с Асей и честно признаться в отсутствии каких-либо планов на будущее. Во время этого злосчастного разговора Ася оказывается в объятьях Н. Н., но он начинает ее упрекать в том, что она все рассказала брату и теперь их счастье невозможно. После этих слов девушка вырывается и убегает. Весь день он ищет ее по городу и только к вечеру успокаивается, увидев свет в ее окне.

Н. Н. понял, что он любит Асю и готов был на следующее утро сделать ей официальное предложение. Но, как известно, у счастья нет завтрашнего дня. Оно не терпит промедленья. Когда он утром пришел к ним в гости, хозяйка дома сказала, что Гагин с Асей уехали из города. Напрасно Н.Н. пытается найти их. Больше никогда он не встречает их на своем жизненном пути и очень жалеет, что не предпринял решительных шагов раньше. Герой Тургенева наказан, в первую очередь, за то, что сомневался в ней. А ведь счастье было так возможно. В преклонном возрасте он осознает, что это и была его единственная любовь, которую он пронес через всю жизнь.

Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен. Некрасов после прочтения «Аси» написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Ася» могла бы быть названа повестью о первой любви. Эта любовь закончена для Аси печально.

Тургенева увлекла тема о том, как важно не пройти мимо своего счастья. Тургенев показывает, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Показывает, как все оборвалось в одно мгновение. сомневается, за что ее можно полюбить, достойна ли она такого прекрасного юноши. Ася стремится подавить в себе зародившееся чувство. Она переживает, что дорогого ей брата любит меньше меньше, чем человека, которого и видела-то всего один раз. Причину несостоявшегося счастья Тургенев объясняет безволие дворянина, который в решительный момент пасует в любви.

Н. Г. Чернышевский в статье «Русский человек на Rende Vous» высказал мнение, что личное безволие и эгоизм тургеневского героя есть выражение банкротства социального. Поведение героя социально типично. В подтверждение своего тезиса Чернышевский провел аналогию с Печориным, Бельтовым, Агариным (из «Саши» Некрасова).

Чернышевский осудил «лишних людей» и дворянский либерализм конца пятидесятых годов девятнадцатого века.

В Асе можно увидеть много общего с Лизой из «Дворянского гнезда». Обе девушки нравственно чисты, правдолюбивы, способны к сильным страстям. По признанию Тургенева, он писал повесть «очень горячо, чуть не со слезами». Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно - либеральной. Эти качества Тургенева - художника и психолога - проявились в повести «Ася», которая была напечатана в первом номере «Современника» за 1858 год. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами».

«Ася» - это повесть о любви. Герой полюбил девушку очень самобытную и смелую, с чистой душой, без тени искусственного жеманства светских барышень. Его любовь не осталась без ответа. Но в минуту, когда Ася ждала от него решительного слова, он стушевался, чего-то испугался, отступил.

Н.Г.Чернышевский посвятил повести «Ася» большую статью, под названием «Русский человек на rendez-vous». Он указал на связь этой повести с прежними произведениями Тургенева и с целым рядом произведений других авторов. Сходство между ними Чернышевский увидел в характере главного героя: «...пока о деле нет речи, а надобно только занять праздное время, наполнить праздную голову или праздное сердце разговорами или мечтами, герой очень боек; подходит дело к тому, чтобы прямо и точно выразить свои чувства и желания, - большая часть героев начинает уже колебаться и чувствовать неповоротливость в языке». «Таковы-то наши «лучшие люди...» - замечает Чернышевский, подчеркивая, что главная черта таких «лучших людей» - это боязнь решительного дела, решительного поступка во всем, а не только в любви, это неспособность идти до конца в своих прекрасных побуждениях, стремление остановиться где-то на полпути от свершения своих благородных надежд.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Тема своего счастья в повести Тургенева «Ася» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Похожие статьи

  • Ростов: "Денег нет - хоть утопитесь!

    Как сообщил в пятницу, 16 марта, ряд СМИ, бывший руководитель донской столицы Сергей Горбань нашёлся в Москве. Вопреки досужим домыслам о том, что он уже в СИЗО или в могиле, Сергей Иванович жив, здоров и даже «на плаву» - работает в...

  • Водка по старинным рецептам

    Настойки готовят из различных трав, листьев, цветов, корешков и прочих компонентов. Домашние настойки бывают сладкие, горькие, десертные, полусладкие. Как правило, настойки готовят на водке. В зависимости от выбранного сырья настойки...

  • Остроумные шутки иосифа сталина

    Чем полезны прикольные выражения и фразы? На любой случай жизни у некоторых людей всегда есть шутки-прибаутки-присказки, способные окружающим. Остроумный, ироничный, веселый человек легче переносит невзгоды и за словом в карман не...

  • Самые необычные животные мира

    Почти все дети обожают энциклопедии о животных, они легко запоминают информацию о повадках экзотических зверьков, могут показать точку на карте, где обитают необычные животные. Так они обогащают свой кругозор действительно широкими...

  • Значение слова аарон в библейской энциклопедии никифора

    После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними...

  • Аарон библия. Значение имени аарон. Перепись населения и посвящение левитов

    После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними...