Неемия. Неемия, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов Толкование книги Неемии

В. Служение Ездры (8:1 - 10:39)

1. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЗАКОНУ (8:1-18)

Построение текста в 8:1 - 10:39 согласуется с таковым в сюзеренно-вассальных договорах, заключавшихся в древности на Ближнем Востоке (толкование на 9:5б-31). Вот вслух и с определенными интервалами читается книга закона, внятно, с сопутствующими объяснениями (глава 8); вот сыны Израилевы исповедуются в своих грехах (глава 9) и обещают впредь повиноваться Господу (глава 10).

Неем. 8:1-9 . Прежде чем наступил седьмый месяц (хотя в тексте не говорится, в каком году это было, есть все основания полагать, что подразумевается год возведения иерусалимской стены), т. е. до наступления сентября-октября (таблицу "Календарь в Израиле" близ комментариев на Исх. 12:1), израильтяне расселились по городам своим (сравните 7:73). А в "седьмый месяц" собрался весь народ… на площадь… пред Водяными воротами, или у восточной стены (Неем. 3:26 и карту "Иерусалим в дни Неемии"; толкование на 3:1), чтобы послушать Ездру, книжника и священника (8:2,4,9,13; 12:26,36), как он станет читать книгу закона Моисеева (пять книг Моисея).

Ездра возвратился в Иерусалим на 14 лет раньше Неемии (в 458 г. до Р. Х.) и тоже с благословения царя Артаксеркса. Главной целью его возвращения в землю отцов было учить евреев Божиему закону. В Езд. 7:6,11-12,21 он назван "сведущим в законе", "учившим ему", "учителем закона". Они были современниками - Неемия и Ездра (Неем. 12:33,36). Ездра происходил от Елеазара, третьего сына Аарона (таблицу "Родословие Ездры" в комментариях на Езд. 7:1-5).

Когда Ездра пришел в Иерусалим, народ пребывал в глубоком нравственном и духовном упадке (Езд. 9:1-4; 10:2,10). Борясь с врагами иудеев и заботясь об устроении жизни общины, Ездра, по всей видимости, находил время и для того, чтобы воскрешать в сознании соплеменников законы Иеговы. Он молитвенно учил их слову Божиему, и постепенно это приносило плоды.

Ездра готовил почву для усвоения закона, но только после того, как в Иерусалим пришел Неемия, призвавший народ довериться Богу и, положившись на помощь Его, приступить к возведению стен, после того, как стены были подняты, и жизнь в городе сделалась более безопасной, возникла у Ездры возможность приступить к утверждению закона в народе.

О плодотворности религиозно-просветительской деятельности Ездры в предыдущие годы, по всей видимости, свидетельствует то обстоятельство, что после вероятного перерыва в ней (в дни возведения стен) народ единодушно призвал Ездру продолжить его служение (8:1). И в первый день седьмого месяца, когда праздновался Праздник труб (Лев. 23:24; Чис. 29:1), принес священник Ездра… книгу закона и стал читать ее вслух, а мужчины и женщины, вероятно, и дети, которые могли понимать (стихи 2-3), внимательно слушали его от рассвета до полудня.

Ездра стоял у Водяных ворот (стих 1) на специально для этого сделанном деревянном возвышении и читал из закона Божия. 13 человек (стих 4), которые стояли по правую руку и по левую руку от него, возможно, были священниками.

Неемия не поясняет, как именно происходило чтение и толкование прочитанных мест перед огромной толпой, которая могла насчитывать от 30 до 50 тысяч человек (7:66-67). Может быть, Ездра внятно читал Пятикнижие по разделам, а затем левиты (все перечисленные в стихе 7 были левитами) принимались ходить среди толпы и толковать отдельным группам прочитанное, с тем, чтобы ничего непонятного для народа не осталось.

Не могла не радовать глубокая взволнованность народа, который весь… плакал, слушая слова закона (стих 9). Ведь это были слезы раскаяния в прежних преступлениях против него.

Неем. 8:10-18 . Неемия ("Тиршафа", губернатор) и Ездра успокаивали плачущих (стих 9) и призывали их не плакать, а пировать и веселиться, посылая праздничную пищу неимущим, потому что день сей свят в глазах Господа, и потому что радость пред Господом - источник силы для иудеев, говорили они.

На следующий день… главы семейных кланов и духовные вожди - представители (судя по еврейскому тексту) священников и левитов - собрались… к… Ездре, чтоб он более глубоко и подробно объяснил им слова закона.

Они обнаружили написанное в законе о Празднике кущей (в книге Левит; Лев. 23:37-43), который надлежало справлять в седьмом месяце (Тишри), с 15-го по 22-ой день. Поскольку открытие это было сделано во второй день 7-го месяца (8:2,13), в их распоряжении оставалось достаточно времени (две недели), чтобы надлежащим образом подготовиться к нему. Поражает реакция народа, которому объявили о предстоящем празднике, как и все "развитие действия" в 8-ой главе: в стихах 1-8 мы "видим" иудеев, вдумчиво внимающих слову Божию; в стихах 9-12 являемся свидетелями их эмоциональной реакции на него, а в стихах 13-18 - их дружной готовности действовать.

Итак, народ… пошел… и принесли… ветви различных деревьев и повсюду построили кущи - на кровлях и на дворах (можно предположить, что на дворах дома Божия праздновали в кущах священники) и на площадях у… ворот - чтобы в дни праздника жить в шалашах не древесных ветвей, как написано в законе.

Жизнь в кущах должна была напоминать им о днях пребывания их предков в пустыне (Лев. 23:43).

Говорится, что Праздник кущей не праздновался так от дней Иисуса… Навина. В Езд. 3:4 читаем о том, что более чем за 90 лет до событий, описываемых Неемией, а именно в 536 г. до Р. Х., после того, как был сооружен жертвенник для всесожжений (в год закладки фундамента храма), Праздник кущей тоже был отпразднован, "как предписано"; однако в 444 году его отпраздновали несравненно радостнее. В этот раз Ездра читал из книги закона Божия в каждый из семи дней праздника, очевидно, во исполнение указания Моисея о том, чтобы это делалось в Праздник кущей каждые 7 лет (Втор. 31:10-13).

Книга Неемии была написана после 443 г. до н. э. в Иерусалиме и охватывает события 456-443 гг. до н. э. после возвращения из вавилонского плена. Авторство книги приписывают Неемии. В отличии от священнослужителя Ездры, который основное внимание обращал на заботы по упорядочению религиозной жизни общины репатриантов, Неемия, человек в большей степени светский, в своей книге отразил заботу о гражданской жизни возвратившихся из плена.

Исторические события

Во время вавилонского плена израильтяне в основном большинстве были ассимилированы ассирийцами и некоторыми соседними народами, тогда как иудеям удалось сохранить свою общину и после падения Вавилона они вернулись на свои земли.

Первая группа возвращенцев, несмотря на сопротивление самаритян, восстановила храм в Иерусалиме. Вскоре на земли отцов вернулась вторая группа евреев, которую привел Ездра. Священнослужитель Ездра ужаснулся, увидев, что многие из представителей аго народа живут не по законам Божьим, что нация находится в духовном упадке. Многие были женаты на язычницах и поклонялись лжебогам. Реформы Ездры заставили народ иудейский вернуться к Богу и чтить законы Моисеевы. Через 14 лет после Ездры в Иерусалим возвращается Неемия, который занимается восстановлением стен Иерусалима и реорганизует экономическую и социальную жизнь.

Ездра описывает восстановление храма и возвращение к церковно-религиозному уставу, тогда как Неемия описывает восстановление Иерусалима, возвращение к обычной жизни. На страницах книги Неемии нашла отражение также и борьба с соседними народами, препятствующими восстановлению Иерусалима.

Книгу Неемии можно условно разделить на 2 части. В первой (главы 1 – 7) Неемия описывает события в гражданской жизни Иерусалима и свое в них участие. Вторая часть книги (8 – 13 главы) описывает деятельность Ездры.

Толкование книги Неемии.

Книга Неемии проникнута идеей о том, что бог не оставляет избранный Им народ. Неемия подчеркивает, что именно Бог помог ему вернуться из плена и принять участие в востановлении Иерусалима. Именно Бог хранил свой народ от врагов, помогал обустройству общины и упорядочению общественной жизни

Как и другие исторические книги Ветхого завета, книга Неемии отличается теократическими воззрениями автора на описываемые исторические события.

Историческая достоверность книги Неемии практически не подвергается сомнениям. Повествование отличается высокой точностью и документальностью.

Глава 1. Молитва Неемии

Глава 2. Ответ на молитву. Подготовка к восстановлению стен Иерусалима.

Глава 3. Неемия руководит работами.

Глава 4. Попытки препятствовать восстановлению стен.

Глава 5 . Решение проблем.

Глава 6. Завершение строительства стен.

Глава 7. Перепись возвратившихся на родину.

Глава 8 – 10. Служение Ездры

Глава 11. Жители Иудеи.

Глава 12 . Освящение стен.

Глава 13. Социальные реформы Неемии.

Собрание всего народа, чтобы выслушать слова закона из книги, принесенной Ездрою из Вавилона;

1 . Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю. Втор. 31:9 , Ездр. 3:1 , Неем. 9:1

2 . И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; Лев. 23:34

3 . И читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа были приклонены к книге закона. Неем. 13:1

4 . Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. Неем. 9:4 , Мат. 23:2

5 . И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.

6 . И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: «аминь, аминь», поднимая вверх руки свои, - и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли. Числ. 5:22

7 . Иисус, Ванаия, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан, Фелаия и левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте.

8 . И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное.

9 . Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: «день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте», потому что весь народ плакал, слушая слова закона. Лев. 23:24 , Втор. 16:11 , Ездр. 2:63

10 . И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас. Есф. 9:19 , Прит. 31:6

11 . И левиты успокаивали весь народ, говоря: перестаньте, ибо день сей свят, не печальтесь.

12 . И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им.

Народ сделал кущи, чтобы жить в них по уставу о празднике кущей.

13 . На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона.

14 . И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. Исх. 23:16

15 . И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному.

16 . И пошел народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия, и на площади у Водяных ворот, и на площади у Ефремовых ворот.

17 . Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая.

18 . И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу.

Содержание книги Ниемия

I. Возвращение Неемии в Иерусалим и восстановление городских стен (1,1 - 7,3)

А. Возвращение Неемии в Иерусалим (1,1 - 2,10 )
1 . Приготовления к возвращению (
1,1 - 2,8 )
2 . Возвращение (
2,9.10 )

Б. Восстановление городских стен (2,11 - 7,3 )
1 . Осмотр стен и предложение начать их восстановление (
1,11-18 )
2 . Первая вспышка конфликта (
2,19.20 )
3 . Начало восстановления (
3,1-32 )
4 . Вторая вспышка конфликта (
4,1-5 )
5 . Восстановление продолжается (
4,6-23 )
6 . Внутренние проблемы, ставящие под угрозу восстановление стен (
5,1-19 )
7 . Высшая точка конфликта (
6,1-14 )
8 . Восстановление завершено (
6,15 )
9 . Разрешение конфликта (
6,16 - 7,3 )

II. Возвращение изгнанных и восстановление народа израильского (7,4 -13,31)
А. Возвращение изгнанных (7,4-73 )
1 . Необходимость вновь заселить Иерусалим (
7,4.5 )
2 . Перепись возвратившихся (
7,5-73 )

Б. Восстановление общества израильского (7,73 - 13,31 )
1 . Возобновление завета (
7,73 - 10,39 )
2 . Освящение стен (
11,1 - 12,47 )
3 . Преобразования Неемии (
13,1-31

1 глава

1:1- 3 Неемия беспокоился о судьбе народа своего, хотя, казалось бы, работать виночерпием при персидском царе можно бы и до скончания жизни: виночерпии при царях очень неплохо пристраивали седалища свои . И что ему до того, что Иерусалим - в запустении, стены его - разрушены, а собратья его, иудеи - в бедствии и уничижении, если сам он - в большом доверии у царя? Но нет, Неемия неуютно себя чувствовал в рабах царя чужой земли, любил он отечество своё и братьев своих. Узнав об участи столицы своей и народа своего –

1:4 Неемия сильно расстроился И пред Богом небес, не афишируя сетования своего всенародно, Неемия плакал в молитве к Богу своему.

Услышав эти слова, я сел и заплакал, и печален был несколько дней, и постился и молился пред Богом небесным

Будем ли плакать о народе Божьем, и сокрушаться о том, что не все хорошо в нём, или скажем: "сами виноваты, за что боролись, на то и напоролись"?

По отношению к чему-либо - и сердце открывается. Ибо любящие народ Божий и считающие его - своим, не станут злорадствовать и злобой дышать, а, скорее - плакать, что в доме горе, ибо дом своим считают.

А кто дом своим не считает, тот и позлорадствовать может чужому горю.

1:5 Неемия понимал, что гнев Иеговы - страшен, но к любящим Его - он милостив и великодушен, на это - и надежда вся у плачущих к Богу.

1:6,7 день и ночь с того времени Неемия просил прощения у Иеговы за весь народ свой, не отделяя себя от них и не говоря, что они согрешили, но говоря, что МЫ ВСЕ согрешили. Так может говорить только любящий ближнего своего.

1:8-10 Неемия попросил Бога вспомнить ЕГО же слова о том, что даже в случае согрешения всего народа Он может оказать им милость. Только для этого обратиться к Нему необходимо, ибо милостив Господь, но для оказания милости - Ему повод нужно дать, а сам Он – не навязывается с милостью Своею никому.

Неемия понимал, что Бог не обязан реагировать на бедствие Израиля и избавлять его, хотя видит и слышит всё. Потому осмелился просить о благоволении, и не один раз, а день и ночь в надежде, что Бог приклонит ухо Своё к воплю его. Ибо Неемия уже кое-что задумал со своей стороны, но без помощи Иеговы - ему никак невозможно было обойтись.

1:11 Неемия высказал Богу не размыто и не в общем, а КОНКРЕТНУЮ проблему, в которой просил помощи. Он нуждался благоволении царя Артаксеркса к нему, виночерпию.

О многом Неемия Бога не просил. Он просто хотел вернуться в отечество своё, и без разрешения царя - этот сделать было невозможно. А просить у царя виночерпию уйти - было проблематично, так как виночерпий - должность непростая, подбирались люди на неё надёжные, не планирующие царя отравить. Если мы не конкретизируем свои проблемы пред Богом - не обязательно, что Бог Сам должен увидеть их и непременно пожелать решить их за нас.

1) Неемия, сын Ахалии (Неем 1:1) , был виночерпием (см. Виночерпий) перс. царя см. Артаксеркса (Артаксеркса Долгорукого; 464-424 гг. до Р.Х.). В 445 г. до Р.Х. Неемия был назначен наместником в Иудею, получив при этом полномочия на восстановление гор. стены Иерусалима (Неем 2:5-9) . Здесь он встретился с Ездрой (см. Ездра), вернувшимся в Иерусалим еще в 458 г. до Р.Х. Действуя энергично и осмотрительно, Неемия смог восстановить стену за 52 дня (Неем 6:15) . За этим последовало обновление завета с Господом, ставшее результатом проведенной Ездрой религ. реформы (Неем 9-10) . Все это произошло в течение первого года наместничества Неемии. О его дальнейшей деят-сти известно лишь то, что через 12 лет (в 433 г. до Р.Х.) он явился с отчетом к перс. царю, но затем вновь возвратился в Иерусалим (Неем 13:6,7) и положил конец возникшим здесь неурядицам (ст. 4 и след.). Дата смерти Неемии неизвестна; согл. папирусам Элефантины, в 410 г. до Р.Х. перс. наместником в Иудее был Багохи, первосвященником же в то время был см. Иоханан (12) (Неем 12:22 и след.) ;
2) К.Н. содержит в основном собств. записи Неемии (Неем 1:1 - 7:5; 12:27-43; 13) , списки израильтян, возвратившихся из плена и живших в Иерусалиме (Неем 7:6-73; 11:1 - 12:26) , а также отчет о публичном чтении Закона и о принятии обязат-ва соблюдать Закон (Неем 8-10) . Один из списков Неемия включил в свои записи (Неем 7:5 и след. ; хотя в других случаях об этом прямо не сказано, исключать такую вероятность нельзя). Исходя из этого, создание книги можно было бы отнести к периоду между 430 и 420 гг. до Р.Х. Тогда текст Неем 12:22 и след. оказывается более поздним дополнением, поскольку описанные здесь события произошли уже после смерти Неемии (см. Дарий (3) см. Иаддуй). Высказываются многочисл. предположения, что книги Ездры (см. Книга Ездры, III,2) и Неемии получили свой окончат. вид благодаря составителю книг см. Паралипоменон (III), с к-ры-ми они представляют единое целое.

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. Неемия - наместник в Иудее (1:1 - 2:10):

1. Неемия получает известие о том, что евреи терпят бедствие, потому что стены Иерусалима разрушены (1:1-11).
2. Перс. царь направляет Неемию, по его просьбе, наместником в Иерусалим (2:1-10).

Б. Восстановление гос. порядка в Иудее (2:11 - 7:4):

1. Ночной осмотр стены и начало строитва (2:11-20).
2. Список израильтян, принимавших участие в восстановлении стены (3:1-32).
3. Угрозы врагов и их планы нападения (4:1-11).
4. Меры предосторожности, предпринятые Неемией (4:12-23).
5. Упорядочение социальных отношений: прощение долгов и отказ Неемии от жалования областеначальника (5:1-19).
6. Новые замыслы врагов и окончание строит-ва стены (6:1 - 7:4).

В. Список вернувшихся вместе с Зоровавелем (7:5-73).
Г. Упорядочение религ.-нравств. жизни народа (8:1 - 10:39):

1. Публичное чтение Закона (8:1-12).
2. Праздник Кущей (8:13-18).
3. Возобновление союза с Богом (9:1 - 10:39).

а) публичное покаяние народа (9:1-37);
б) подписавшиеся под Законом и взятые ими обязат-ва (9:38 - 10:39).

Д. Перепись жителей по родам (11:1 - 12:26):

1. Жители Иерусалима и других городов (11:1-36).
2. Списки священников и левитов (12:1-26).

Е. Завершение гос. и религ. устройства (12:27 - 13:3):

1. Освящение стены (12:27-43).
2. Порядок богослужений (12:44-47).
3. Отделение от язычников (13:1-3).

Ж. Последующие реформы Неемии (13:4-31).

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ НЕЕМИИ.
Ездра положил начало духовно-нравств. возрождению евреев, вернувшихся из вавил. плена, но его реформа не была завершена. Храм был восстановлен, но разруш. стены Иерусалима делали город беззащитным перед любым агрессором. Обусловленная этим неуверенность его жителей, окруженных недружелюбными и завистливыми соседями, сковывала их инициативу. Похоже, что первая попытка строит-ва гор. стены, предпринятая в царствование Артаксеркса, уже потерпела неудачу (Езд 4:7-23) . Появление Неемии дало евреям, в т.ч. и тем, к-рые жили в областях, управляемых противниками Неемии (ср. Неем 4:12) , новую общую цель и новую надежду. Несмотря на сопротивление извне и многочисл. трудности внутри страны (см. Неем 3:5; 4:10; 5:1; 6:16-19; 13:4 и след.) , Неемии удалось в кратчайший срок справиться с задачей; восстановление стены способствовало укреплению самосознания народа. Евреи вновь смогли осознать свою избранность как народа Божьего. Ездра получил возможность продолжить свою религ.- нравств. реформу, к-рая с возобновлением завета нашла свое завершение; первым, кто подписал возобновленный завет, был Неемия (Неем 10:2) . Т.о., Ездра и Неемия вместе заложили новое основание иуд. религии. Заключит. глава, Неем 13 , показывает, однако, что ни гос. устройство, ни новый порядок богослужения не смогли привести к настоящему, нравств. обновлению народа.

Похожие статьи

  • Карри из курицы Куриное филе с карри рецепт

    Рецепт куриного филе в соусе Карри несложный, причем, блюдо готовится очень быстро. Приправа Карри придает блюду восточные нотки. Для приготовления куриного филе в соусе Карри требуется: 500-700 граммов мяса курицы (индейки), 1 головка...

  • Клубника на зиму лучшие рецепты с фото

    Клубника на зиму, рецепты: варенье, джемы, конфитюры, компоты, в собственном соку5 (100%) 4 голос[ов] Кто из нас не любит эти красные, сладкие ягодки? Клубника является одним из самых изысканных десертов. Конечно, свежие ягоды приносят...

  • Куриное филе в соусе карри Куриное филе с приправой карри

    Рецептов курицы карри много. Объединяет вкусы и ароматы карри и куриное мясо. А индивидуальности придаст технология приготовления и дополнительные ингредиенты. Они могут быть самыми неожиданными. Предлагаемый рецепт курятины под соусом...

  • Жаркое из курицы по-домашнему

    Жаркое из курицы - это вкусное, сытное и довольно экономичное блюдо. Сделать его очень просто, с этой задачей справится даже малоопытная хозяйка. Готовить жаркое можно в кастрюле, сковороде, мультиварке или духовке.Чтобы приготовить жаркое...

  • Все способы приготовления говядины в томатном соусе Говядина жареная с томатной пастой

    Говядина в густом соусе, приправленном специями самое то, когда хочется съесть большой кусок мяса и дополнить его соответствующим гарниром. Особенно чудить не надо, гарнир лучше всего выбрать классический, а именно картофельное пюре....

  • Запеканка из каши овсяной

    Надоела обычная каша и мне, и моей малышке. Рискнула, поэкспериментировала... и мы обе остались довольны! Попробуйте, может, и вам понравится! А у кого-то появится возможность накормить кашей своих маленьких "нехочух" :-)Как приготовить...