Федор чижов кто. Азбука СЖД от А до Я: Чижов Фёдор Васильевич. Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно

  • Как купить ж/д билет?

    • Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости.
    • Выберите подходящий поезд и места.
    • Оплатите билет одним из предложенных способов.
    • Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.
  • Как вернуть купленный ж/д билет?

  • Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

    Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу.

    Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1.

    Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure : Verified by Visa и MasterCard SecureCode.

    Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств.

    Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

  • Что такое электронный билет и электронная регистрация?

    Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора.

    При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты.

    После оплаты для посадки в поезд нужно:

    • либо пройти электронную регистрацию;
    • либо распечатать билет на вокзале.

    Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать.

Другие страны

Экономисты милостью Божьей: Фёдор Чижов

В XIX веке его знала вся Россия. Промышленники, купцы, железнодорожники, учёные, художники и литераторы переписывались с ним, искали встреч. «Суждения этого мыслителя и практика быстро разносились по всей Европе. Не было мнения справедливее и выше, если оно звучало из его уст».

~~~~~~~~~~~



Фёдор Чижов


«Он пользовался неограниченным доверием за границей; его имя было и перед русской высшей администрацией ручательством за успех и правильное ведение всякого дела». Так отзывались современники о Фёдоре Чижове. А ныне он почти забыт, хотя отличился не только на поприще предпринимательства, но и на ниве благотворительности.

Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - общественный деятель, писатель и предприниматель, родился в семье преподавателя Костромской губернской гимназии. Отец воспитал сына как истинного христианина, вложил в ребёнка твёрдые нравственные устои, научил мыслить строго логически, обогатил его ум философскими идеями.

Хотя Чижов и принадлежал к дворянству, из-за ухудшения материального положения семьи он прошёл в детстве и юности суровую школу труда, нужды и лишений. Тем не менее, сумел окончить Петербургский университет, показав особые способности к математике. Написал первое отечественное сочинение о паровых машинах. Одновременно глубоко изучал историю искусства, которую считал «одним из самых прямых путей к истории человечества». Бывал за границей - в Италии, Германии, Богемии, южнославянских странах, во Франции. В Париже изучал идеи Фурье и Сен-Симона, но они не удовлетворили его в силу чрезмерной приземлённости и учёта только материальной стороны жизни.

Общаясь с виднейшими славянофилами, Чижов стал глубоко привержен вере в особое предназначение «русского стебля от корня Иафетова», по выражению отца-основателя учения Алексея Хомякова. В 1847-м был арестован за несанкционированное посещение южнославянских стран и выслан из столиц на Украину. Только в 1856-м Александр II разрешил Чижову вернуться в Москву.

В промышленном и торговом центре страны набирало силу движение, ориентировавшееся на национальные ценности; нередко новые предприятия основывались по патриотическим соображениям. Однако хозяевами многих отраслей экономики России являлись иностранцы. Сердце Чижова болело от этого. Его заветной целью становится просвещение народа и содействие всестороннему развитию промышленности и торговли в России.


Костромское среднее механико-техническое училище имени Ф. В. Чижова. 1910 г.


Чижов подал анонимную записку на имя Александра II о необходимости реорганизации системы управления промышленностью России. Если бы его предложения были приняты, страна получила бы экономическое самоуправление, какого не знала и Западная Европа. Однако финансовое ведомство на это не согласилось.

По-иному приняли идеи Чижова основатель «Вестника промышленности» Александр Шипов и его брат, владелец бумагопрядильной фабрики и механического завода Дмитрий. Они поручили Фёдору Васильевичу редактировать журнал и приложение к нему - газету «Акционер» (впоследствии - совместно с профессором Московского университета Иваном Бабстом).

Каждый номер содержал обзор экономической конъюнктуры в России и за рубежом, состояния промышленности и торговли, новинок механики и технологий, свежих идей и трудов в области экономики и финансов. Названия многих статей говорят о проблемах, не решённых в России до наших дней, например, «О лесных продуктах как о богатстве, которым мы не умеем ещё пользоваться». Авторы выступали за быстрое развитие промышленности в России, доказывали необходимость уничтожения крепостного права, подчёркивая, что «свободный труд - непременное условие каждого промышленного дела», и ратуя за замену барщины вольным наймом. Уже в первом номере журнала отмечалось, что строительство заводов и фабрик часто ведётся совершенно невежественными людьми. У кого завелись деньги, тот и строит, «но из двадцати заводчиков едва ли хоть один понимает и изучает дело». Обычно - копируют то, что у других, по слухам, идёт хорошо.

В первое время становления промышленности в России заводчики и фабриканты стремились получить наибольшую прибыль и жестоко эксплуатировали рабочих, сводя оплату к минимуму. А славянофилы настаивали на том, что она должна не только полностью удовлетворять все потребности, но и содержать некоторый излишек, чтобы обеспечить развитие человека. В очерках об отдельных промышленных центрах (например, «Село Иваново» - о средоточии российской хлопчатобумажной промышленности) показывалось, что неразумность жизни рабочих, лишённых образования и духовного просвещения, становится одной из общественных язв. В статье «Каким путём должно идти образование низших сословий общества?» Чижов утверждает, что ограничивать доступ к знаниям - преступление перед обществом и Богом.

В журнале впервые в России был поставлен и всесторонне обоснован вопрос о необходимости создания частных банков. В Англии, где капитал накапливался постепенно, они существуют давно. В США обосновались переселенцы, не имевшие больших средств, а потому в этой стране получили распространение акционерные банки. В России же нет доверия к такой форме, потому что здесь нет единого хозяина. Случаи банкротства акционерных обществ нередки; бывало, что учредители, забрав деньги вкладчиков, исчезали в неизвестном направлении. Поэтому к частным банкам доверия будет больше.

С 1864 года Чижов возглавляет экономический отдел в газете Ивана Аксакова «День», где инициирует пересмотр разорительного для России таможенного тарифа. Неизменно выступает за расширение прав земства. Пытается распространить славянофильский идеал свободы на частное предпринимательство. Цель - просвещение народа и содействие всестороннему развитию промышленности и торговли в нашей стране.


Открытие движения от Москвы до Сергиева Посада. 1862 г.


Одним из самых злободневных вопросов в экономической и общественной жизни России второй половины XIX века становится строительство железных дорог. У нас много пишут о его размахе в тот период, но обычно не уточняют, что осуществлялось оно в основном на внешние займы, а проложенные пути находились под контролем иностранного капитала. Чижов считал, что зарубежные инвесторы и специалисты наносят вред отечественной промышленности. Вот как он отзывался о деятельности Главного общества российских железных дорог, которое контролировалось иностранным капиталом и управлялось французскими инженерами: они «просто грабили Россию, строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы и того невыносимого презрения, которое они питали к русским инженерам».

К слову, Чижов стремился применить свои идеи в жизни, прежде всего в области конкретной экономики, и весьма преуспел в этом. Чтобы убедить сомневающихся в возможности России самостоятельно строить хорошие дороги, он вместе с инженер-генерал-лейтенантом Андреем Дельвигом, (двоюродным братом Антона, лицейского друга Пушкина) и своими давними партнёрами Шиповыми становится инициатором прокладки первой русской частной «образцово-показательной паровозной железной дороги». Она прошла от Москвы до Сергиева Посада, была продлена впоследствии до Ярославля, а затем и до Вологды. Построенная силами исключительно русских рабочих и инженеров, на деньги отечественных капиталистов, дорога получилась действительно образцовой - и по устройству, и по бережливости в расходах, и по строгой отчётности в управлении.

Чижов вошел в состав ещё одного правления - Московско-Саратовской железной дороги. Но масштабное строительство требовало развития банковского дела, кредитной системы. При активном участии Чижова в 1866 году открылся Московский купеческий банк, ставший в России вторым по величине. Он был организован учредителями не как акционерное общество, а как товарищество на паях. Только за первые два года основной капитал банка вырос с 1,2 до 5 миллионов рублей. В «помощь... бедному и слабокредитному торгующему люду» в 1869 году учреждается Московское купеческое общество взаимного кредита, Чижов избирается председателем.

Наладив работу этих учреждений, он передал бразды правления в них ближайшим сподвижникам. А сам вместе с группой промышленников решил выкупить у правительства Московско-Курскую железную дорогу, не допустив тем самым её передачи иностранным компаниям. Для этого пришлось разработать сложную финансовую операцию, которая увенчалась успехом. К 1889 году, когда правительство опять вернуло себе эту железную дорогу, выкупив её в казну, стоимость акций МКЖД возросла в несколько раз, а на имя уже умершего к тому времени Фёдора Чижова оказались отложенными более шести миллионов рублей.

Наживший крупное состояние, деньгами он интересовался мало. Жил холостяком, на себя тратил лишь самое необходимое, доходы употреблял на покупку книг и помощь нуждающимся. «Деньги портят человека, - говорил он, - а потому я отстраняю их от себя». Много помогал учреждениям народного образования, лично содержал стипендиатов, оплачивал поездки молодых специалистов за рубеж для ознакомления с постановкой дел на промышленных предприятиях и железнодорожном транспорте.

Чижов выступал за создание сети путей сообщения, развитие металлургии и машиностроения, повсеместное открытие учебных заведений технического профиля. В 1876 году организовал строительство стратегической Донецкой каменноугольной железной дороги до Мариуполя, которую возглавил молодой Савва Мамонтов.


Настольная медаль «Фёдор Васильевич Чижов. 1877-1902».


В последние годы жизни Чижов продолжал принимать деятельное участие в финансово-промышленном учредительстве: вёл переговоры об образовании акционерного общества Киево-Брестской железной дороги, занимался экономическим обоснованием и расчётами рентабельности Костромской и Киржачской веток Ярославского направления, планируя продлить их в Сибирь. Им было создано Ташкентское акционерное шелкомотальное общество, написан устав сельского банка. Чижов намеревался построить кольцевую железную дорогу вокруг Москвы, так как был убеждён, что для города это будет «просто благодеяние».

Крупным торгово-промышленным предприятием Чижова была прокладка морских путей на русском Севере. Осуществить проект взялось образованное Архангельско-Мурманское срочное (т. е. регулярное) пароходство по Белому морю и Ледовитому океану. В этом проекте воплотилось давнее стремление предпринимателя оживить северные окраины России. Комментируя учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, приступившего к разработке богатств территории, Чижов указывал: «Устройство общества… должно радовать, как доказательство, что деятельность и предприимчивость проявляются не в одних столицах, которые до сих пор почти исключительно работали и за себя, и за провинции. Подобная сосредоточенность, вредная во всех отношениях, в особенности вредна в деле промышленности тем именно, что, стягивая все силы и выгоды к одним центрам, препятствует образованию в провинциях… новых капиталов, останавливает… дальнейшее развитие отдалённых от столиц краёв…» Чижов доказывал необходимость равномерного развития регионов Российской империи.

По мнению северян, он стал для России такой же ключевой и значительной фигурой, как Михайло Ломоносов. Родившись веком позже, предприниматель сумел воплотить в жизнь то, что учёный-энциклопедист гениально предвидел.

Стремясь приблизить народное образование к запросам развивающейся отечественной промышленности, Чижов всемерно содействовал подготовке для её нужд технической интеллигенции и рабочих. Свой огромный по тем временам капитал он завещал на благотворительные цели - строительство родильного дома и открытие в Костромской губернии технических училищ.

Савва Мамонтов, ученик и душеприказчик Чижова, выполнил завещание наставника. На два миллиона рублей были построены пять первоклассных технических училищ в Костромской губернии, остальные четыре миллиона стали неприкосновенным капиталом, обеспечивающим на проценты от них ежегодное содержание образовательных учреждений и премирование авторов лучших работ в области промышленности.

Выдающийся российский публицист, ученый-математик, искусствовед, крупный промышленник, финансист, издатель.

Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года в Костроме, в семье преподавателя гимназии В.В. Чижова, происходившего из духовного сословия и У.Д. Чижовой (Ивановой), дочери обедневшего дворянина, воспитывавшейся в семье своего дальнего родственника - графа И.А. Толстого. У Федора было три младших сестры. Впоследствии (1822) отец Чижова получил право потомственного дворянства. Крестным мальчика стал , в честь которого он получил свое имя.

С детства Чижов проявлял способности к математике. В 1823 году семья Чижовых переехала в Петербург, а в 1829 году Федор поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Во время учебы в университете Чижов участвовал в литературно-философском прозападническом кружке . В 1832 году окончил университет, имея степень кандидата физико-математических наук, и начал преподавать там математические дисциплины. Средств на жизнь едва хватало, и Федор Васильевич занимался репетиторством. Работая под руководством академика М.В. Остроградского, Чижов в 1836 году защитил магистерскую диссертацию и получил должность профессора в университете. До конца 1830-х Чижов опубликовал множество работ в области математики и механики, а также начал обращаться к сфере гуманитарных знаний - литературе, этике и эстетике. К 1840 году интересы Чижова полностью перешли в плоскость гуманитарных областей, что заставило его уйти из университета. Чижов увлекся политикой, философией, историей, словесностью. Его также интересовала история мирового искусства, изучать которую он в 1841 году уехал за границу.

Из стран Западной Европы более всего Чижова привлекла Италия. Там он работал над историей Венецианской республики, знакомился с произведениями искусства и памятниками архитектуры. В Риме Чижов познакомился и подружился с и . Завязалась дружба молодого ученого с живописцем А.А. Ивановым, которая чрезвычайно взаимно обогатила обоих.

В Италии, благодаря Языкову, Чижов познакомился с течением славянофильства. Последующие поездки в Чехию, Далмацию, Черногорию еще более увлекли Чижова идеями славянофильства и панславизма. Кроме того, Чижов решился на оказание практической помощи братской Далмации. Он нелегально перевез в город Порой православные иконы, церковные облачения и богослужебные книги от костромского благотворителя П.В. Голубкова на сумму в три тысячи рублей. За это на Чижова поступил первый донос в Третье отделение.

В 1844 году он отправился в Париж, где познакомился с представителями польских партий и французских общественно-политических движений. Там он познакомился с , увлекся его идеями.

В 1845 году Чижов снова посетил южнославянские страны: Боснию, Хорватию, Сербию, Славонию. Свои путевые впечатления, встречи с видными южнославянскими литераторами и общественно-политическими деятелями путешественник описал в дневнике. Вскоре Чижов отправился в Москву, чтобы лично познакомиться с московскими членами славянофильского кружка.

В Москве профессор Чижов познакомился с семьями славянофилов Елагиных, Свербеевых, Аксаковых, Хомяковых. Восторженное отношение к славянофильству вскоре сменилось трезвой оценкой недостатков этого течения. Чижов критиковал славянофилов за их инертность и созерцательность, призывая к активному общественному деланию. Чижов предлагал соединить идеи славянофильства и лучший практический западный опыт, в частности, в деле просвещения и развития технических знаний в России. Будучи убежденным противником монархического строя, Чижов считал федеративную славянскую республику идеалом политического устройства.

Вскоре представилась возможность заявить о своих взглядах с общественной трибуны: Чижову предложили стать редактором обновленного «Русского вестника». В 1846 году он вновь отправился за границу в поисках корреспондентов для будущего издания. Однако, по возвращении в Россию в мае 1847 года он был арестован и вскоре выслан на Украину без права проживания в столицах.

В украинской ссылке Чижов занялся новым для него делом. В 1850 году он взял в аренду тутовые плантации в Триполье и начал активно налаживать производство шелка-сырца. Как человек основательный, Чижов посетил лучшие плантации юга России и даже поработал сам в качестве ученика и рядового работника на одной из них. Чижов стремился вовлечь в перспективное производство местных крестьян и помещиков, раздавая им саженцы тутовых деревьев и личинки шелкопряда. Кроме того, при своих плантациях он организовал практическую школу для мальчиков - будущих шелководов.

В 1853 году Чижов обобщил свой опыт в книге «Письма о шелководстве», изданной в Петербурге и удостоенной медали Московского общества сельского хозяйства.

В 1855 году, после смерти императора Николая I и политических изменений в стране, славянофилы начали издание журнала «Русская беседа». В нем Чижову удалось опубликовать свои «Заметки путешественника по славянским странам» и несколько статей о западном искусстве и русской иконописи, ставших своего рода манифестом эстетических взглядов славянофилов. В 1857 году Российская Императорская Академия художеств удостоила Ф. В. Чижова звания вольного общника, а в 1858 году его избрали действительным членом «Общества любителей российской словесности».

В 1857 году Чижов получил разрешение перебраться в Москву, где начался новый период его деятельности: отныне ему предстояла огромная практическая работа по проведению в жизнь социально-экономической программы славянофильства. Это была, по выражению Чижова, «черновая, поденная работа». На этой почве Чижов тесно сблизился с представителями торговой и промышленной Москвы, разделявшими взгляды славянофилов на будущее общественно-политического развития России. Перспективным и приоритетным Чижов считал развитие национальной промышленности, политику протекционизма, рациональное использование природных богатств, решение проблем бездорожья и создание разветвленной транспортной сети.

В 1858 году Чижов начал редактировать новый журнал «Вестник промышленности» и приложение к нему, газету «Акционер». В середине 60-х Чижов вел специальные экономические выпуски в газете И.С. Аксакова «День». В 1867 году основал на деньги московских купцов и промышленников новую политико-экономическую газету «Москва».

В 1858 году произошло знакомство Ф.В. Чижова с . Вскоре Чижов, Дельвиг и костромичи братья Шиповы учредили Общество Московско-Троицкой железной дороги. Свои капиталы в это общество вложили состоятельные купцы-откупщики И.Ф. Мамонтов и Н.Г. Рюмин. Общество было создано с целью постройки в России первой частной железной дороги силами исключительно русских рабочих, русских инженеров и на капиталы русских купцов. Предварительно Чижов и Мамонтов просчитали окупаемость дороги весьма оригинальным способом: группы студентов по шесть человек круглосуточно подсчитывали количество всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву Лавру и обратно. В дежурствах принимал участие и юный Савва Мамонтов, также будущий строитель этой дороги и душеприказчик Ф.В. Чижова. Вскоре Высочайшее разрешение на постройку дороги было получено. Чижов счел необходимым обязательную открытую отчетность по движению денежных средств акционеров дороги через публикации в газете «Акционер».

Первая очередь железной дороги была пущена 18 августа 1862 года из Москвы до Сергиева Посада. Первая частная русская железная дорога получилась образцовой по надежности, благоустроенности, бережливости денежных вложений и прозрачности отчетов. В 1870 году было построено продолжение дороги до Ярославля, а в 1872 году была проложена узкая колея до Вологды.

В 1869 году московские вкладчики образовали товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избрали Чижова. Впоследствии он стал председателем правления дороги.

Финансовая деятельность Чижова в сфере железнодорожного строительства дала ему необходимый опыт и подняла его авторитет в финансовых кругах. В 1866 году пайщики избрали Чижова председателем правления учрежденного ими Московского купеческого банка, а в 1869 году он стал руководителем Московского купеческого общества взаимного кредита.

Интерес Чижова к транспортной сфере не ограничивался строительством железных дорог. В середине 1870-х он стал инициатором создания Архангельско-Мурманского срочного пароходства, осуществлявшего навигацию по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Это его начинание, как и учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, стало шагом к осуществлению давней идеи Чижова об оживлении русского Севера и активном освоении его богатств. Чижов ратовал за равномерное развитие в хозяйственном отношении всех областей России, критиковал чрезмерную централизацию властных структур и общественных институтов. Отсутствие последовательно проводимой политики протекционизма он считал одной из причин медленного и неравномерного развития страны. Большие надежды Чижов возлагал на земства, на широкое и активное участие в их деятельности новой силы - российских промышленников и купцов. Чижов считал необходимым и неотложным делом развитие и реформирование системы технического образования в России и сам внес весомый вклад в это направление.

Весь свой нажитый капитал Ф. В. Чижов в конце своей жизни завещал на благородные цели создания новых учебных заведений в России. Своим душеприказчикам - и А.Д. Поленову - он поручил вложить накопленные им средства в учреждение и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений в Костроме, Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Средние и одно высшее училища, технического, сельскохозяйственного и медицинского профиля были открыты в 1892-1897 годах. Они стали образцовыми на тот момент российскими образовательными учреждениями, имевшими превосходную материальную базу, высококвалифицированный преподавательский состав, развитую инфраструктуру. Обучение велось на платной основе, плата была невысокой. Неимущие ученики освобождались от платы и получали пособия. Выпускники училищ впоследствии стали выдающимися инженерами, хозяйственниками и учеными.

Федор Васильевич Чижов умер в Москве 14 ноября 1877 года в своем кабинете за рабочим столом. Это был человек энциклопедических знаний и фантастической работоспособности. Блестящий математик, талантливый искусствовед, философ, политик и общественный деятель, рискованный и удачливый финансист, бережливый и прагматичный хозяйственник, благотворитель и патриот. Человек будущего, опередивший свое время.

Его могила до 1829 года находилась в . После закрытия обители надгробие исчезло, а место погребения затерялось.

Имя Чижова сегодня носит Костромской энергетический техникум. Электропоезд - экспресс Ярославской железной дороги называется «Федор Чижов». В Костроме в 2011 году заложен камень в основание памятника Ф.В. Чижову.

(1811-1877)

Фёдор Васи́льевич Чижо́в (1811-1877) - русский промышленник, общественный деятель, ученый. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, меценат.

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Ф. И. Толстой - «Американец». До 3 лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее - в Санкт-Петербург.

Благодаря рано выявившимся математическим способностям поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1829 года участвует в «святой пятнице» - кружке студентов и выпускников, собиравшихся у А. В. Никитенко. В кружке велась критика негативных общественных явлений в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов блестяще оканчивает университет со степенью кандидата физико-математических наук.

В 21 год Чижов начинает преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика М. В. Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимается репетиторством. В 1836 году Чижов защищает диссертацию и получает должность профессора. Его высоко ценят студенты и коллеги по университету.

В конце 1830-х годов Чижов печатает множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставляет университет.
В 1858 году Чижов знакомится с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Предполагается построить первую частную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организует группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов публикуется статья в «Вестнике промышленности» и направляется записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году - узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовывают товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избирают Чижова. Он же становится председателем правления дороги после её покупки.
В середине 1860-х годов либерализуется кредитная система, и Чижова избирают председателем правления созданного Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний.

В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.
Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё четыре низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1894-1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище - 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств . Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на казенные и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.

Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.


Чижов Фёдор Васильевич
Родился: 27 февраля (11 марта) 1811 года.
Умер: 14 (26) ноября 1877 (66 лет) года.

Биография

Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.

Детство и юность

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Ф. И. Толстой - «Американец». До 3 лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее - в Санкт-Петербург.

Благодаря рано выявившимся математическим способностям поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1829 года участвует в «святой пятнице» - кружке студентов и выпускников, собиравшихся у А. В. Никитенко. В кружке велась критика негативных общественных явлений в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов блестяще оканчивает университет со степенью кандидата, получив направление на заграничную стажировку с целью приготовления к профессуре. Но ввиду состоявшегося в 1831 году императорского повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге.

Преподавание в университете

В 21 год Чижов начинает преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика М. В. Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимается репетиторством. В 1836 году Чижов защищает диссертацию «Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли» и получает звание магистра математических наук. Его высоко ценят студенты и коллеги по университету.

В конце 1830-х годов Чижов печатает множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставляет университет.

Чижов за границей

Благодаря своему знакомству со знатной малороссийской семьёй Галаганов, одного из которых Чижов готовил к поступлению в Петербургский университет, он в 1840 году уезжает в их имение Сокиренцы в Малороссии. Он изучает социологию и историю искусств, а летом 1841 года едет в Западную Европу и надолго останавливается в Италии. Там Чижов работает над историей Венецианской республики, которая привлекает его республиканской формой правления.

В 1842 году Чижов квартируется в центре Рима в одном доме с Н. В. Гоголем и Н. М. Языковым, сближается с А. А. Ивановым. От Языкова Чижов узнаёт о славянофильстве как о новом направлении общественной мысли в России.

В 1843 году Чижов совершает пешеходное путешествие из Венеции в её бывшие владения: Истрию, Далмацию и Черногорию. «В продолжение всего этого путешествия я видел пламенное сочувствие ко мне как к русскому… Народ любит русских за веру и за то, что у нас есть много общего в простоте нравов. Черногорье было последним местом, которое совершенно привязало меня к славянам и заставило невольно всем моим понятиям сосредоточиться на этом вопросе, о котором мне до этого не приходило в голову,» - вспоминает Чижов.

В 1844 году Чижов едет в Париж, где знакомится, в частности, с А. Мицкевичем, М. А. Бакуниным. В Париже укрепляется его убеждение в том, что «только простой, ещё не испорченной природе» славян суждено вернуть западноевропейскую цивилизацию к гармонии.

Зиму 1844-1845 годов Чижов проводит в Италии в среде русских художников, где становится неформальным лидером их еженедельных собраний. Фёдор Васильевич был убеждён, что труд художника - род общественного служения, что необходимо развивать народные начала в творчестве. Чижов считает, что иконопись, выражая чувства религиозной общины, лишена индивидуального своеобразия, личностного переживания и потому наиболее полно и совершенно воплощает присущие русскому народу чувства глубокой религиозности и общинности.

Чижов и славянофилы

В 1846 году Чижов возвращается из-за границы. Заехав в Петербург, он отмечает, что в городе, «кроме Царя, его семьи и народа все какого-то космополитического направления», и направляется в Москву, где знакомится с кружком славянофилов. Он находит, что русское общество резко разделилось здесь на обожателей своего отечества и западопоклонников. Чижов критикует московских славянофилов за инертность и за вражду к европейскому. По его мнению, Россия не должна подражать Западу, но применять его достижения творчески, с учётом своеобразия своего исторического развития.

Чижов настойчиво пропагандировал прогрессивный опыт Запада в деле просвещения и распространения научно-технического образования. Он предлагал расширять сеть реальных училищ в стране, открывать доступ к высшему инженерному образованию выходцам из разных сословий, вводить в университетах преподавание технических дисциплин.

Чижов был убеждённым противником монархического образа правления, идеалом политического устройства славян для него была федеративная республика. Он считал необходимым устранение сословных барьеров, сближение с народом. В частности, он выступает за воспитание русских русскими, иначе «многого будут стоить усилия, чтоб в каждом из народа своего собрата, а не животное, не имеющее с ними ничего общего, кроме человеческого образа».

Чижов соглашается редактировать журнал «Православного, русского направления», позволяющий представить русскую народность «не на словах, а в сущности». В качестве редактора он отправляется в южнославянские земли в поисках корреспондентов для журнала, однако по дороге оттуда его задерживают жандармы. За тесную связь с московскими и малороссийскими славянофилами Чижову запрещается проживать в обеих столицах. Издание журнала так и не состоялось.

Ссылка

Оказавшись в ссылке на Украине, Чижов решил заняться шелководством. В 1850 году он берёт в аренду 60 десятин шелковичных плантаций в Триполье и посвящает себя шелководческой деятельности. В шелководстве он видит «источник вещественного благосостояния всей средне-южной России» и вместе с тем отрасль, «прямо развивающую личность человека». Соседи-помещики стали заводить у себя в имениях шелководческие хозяйства, опираясь на опыт и помощь Чижова.

Тем не менее, шелководство не полностью захватывает Чижова, и он ищет литературных занятий.

Редакторская деятельность

В 1857 году Чижов переезжает в Москву и начинает редактировать специализированный журнал для предпринимателей «Вестник промышленности». К работе над журналом он привлекает И. К. Бабста, несмотря на расхождения во взглядах. По задумке Чижова, авторы «Вестника промышленности» должны стремиться содействовать экономическому росту и процветанию России, независимо от своей идейной платформы.

Каждый выпуск журнала включает обозрение промышленности и торговли в России, корреспонденции о положении промышленности и торговли за рубежом (для усвоения опыта), сведения о состоянии и перспективах различных отраслей отечественного предпринимательства, раздел о зарубежных технических открытиях и усовершенствованиях, жизнеописания лиц, ставших известными на поприще промышленности и торговли. С 1860 года выпускается еженедельное приложение к «Вестнику промышленности» - газета «Акционер» с материалами более конкретного, частного характера.

В целом издания Чижова защищают интересы русских торгово-промышленных кругов. Они публикуют статьи, призывающие инициативнее и шире разрабатывать несметные богатства страны. Читателями являются не только купцы и помещики-предприниматели, но и интеллигенция, чиновники, приказчики, крестьяне. По мнению И. С. Аксакова, купцы любили, уважали, но и боялись Чижова.

В 1861 году Чижов, уязвлённый несвоевременной оплатой подписки на журнал, прекращает его издание. В 1864 году он редактирует экономический отдел газеты «День». Выходят, в частности, статьи, касающиеся ликвидации бездорожья, исправности и удобства путей сообщения.

В 1866 году группа крупных московских предпринимателей - Т. С. Морозов, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков - обращается к Чижову с просьбой начать издание новой политико-экономической еженедельной газеты. В 1867-1868 гг. при участии Чижова, руководившего совместно с Бабстом экономическим отделом, выходит газета «Москва».

Железнодорожное строительство

В 1858 году Чижов знакомится с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Предполагается построить первую частную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организует группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов публикуется статья в «Вестнике промышленности» и направляется записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году - узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовывают товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избирают Чижова. Он же становится председателем правления дороги после её покупки.

Участие в финансовых предприятиях

Пайщик, председатель правления созданного в 1866 году Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний. В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.

Оживление Севера

Одним из предприятий, созданных по инициативе и участии Ф. В. Чижова в середине 1870-х годов, стало Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Через развитие флота Чижов собирался начать хозяйственное освоение северных окраин Европейской России, развить рыбные и звериные промыслы среди поморов, наладить добычу гуано, открыть склад предметов, необходимых для промыслов и хозяйства поморов, основать Северный банк в Коле. Однако предприятие наладилось уже после смерти Чижова.

Наследие

Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны были быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1892-1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище - 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств. Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.

Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.

Память

Имя Ф. В. Чижова носит Костромской энергетический техникум (ранее химико-технологический), расположенный в здании Промышленного училища, выстроенного по его завещанию.
В честь Фёдора Чижова назван электропоезд маршрута Москва - Сергиев Посад - Александров.
На Севере имя Ф. В. Чижова носило небольшое грузо-пассажирское судно (фото хранится в АОНБ им. Н. А. Добролюбова).
В Костромской области действует сеть аптек «Аптека Чижова», несмотря на то, что Чижов никогда не имел отношения к аптечному делу.
В 2011 году в Костроме заложен камень в основание памятнику Фёдору Васильевичу Чижову.
На Павелецком направлении курсирует ЭМ2-030 "Фёдор Чижов".
На Ярославском направлении курсирует ЭД4М-0387 "Фёдор Чижов".

Чижов носил бороду и отмечал по этому поводу: «борода моя дала мне много способов прямее и лучше смотреть на ход вещей, потому что все были со мной запросто, мужики рассказывали все подробности их быта и их промышленности, что меня очень занимало».
По мнению биографа И. Симоновой, Чижов имел внебрачную дочь от К. В. Маркевич, при родах которой мать умерла. Именно в связи с этим Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и учебное родовспомогательное заведение.
Чижов был близко знаком с Н. В. Гоголем, стал душеприказчиком его наследства и редактором его полного собрания сочинений. Его прах покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря рядом с могилой Гоголя.
До последних лет жизни Чижов жил очень скромной жизнью, в частности, друзья замечали ему, что «не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой».

Похожие статьи

  • Карри из курицы Куриное филе с карри рецепт

    Рецепт куриного филе в соусе Карри несложный, причем, блюдо готовится очень быстро. Приправа Карри придает блюду восточные нотки. Для приготовления куриного филе в соусе Карри требуется: 500-700 граммов мяса курицы (индейки), 1 головка...

  • Клубника на зиму лучшие рецепты с фото

    Клубника на зиму, рецепты: варенье, джемы, конфитюры, компоты, в собственном соку5 (100%) 4 голос[ов] Кто из нас не любит эти красные, сладкие ягодки? Клубника является одним из самых изысканных десертов. Конечно, свежие ягоды приносят...

  • Куриное филе в соусе карри Куриное филе с приправой карри

    Рецептов курицы карри много. Объединяет вкусы и ароматы карри и куриное мясо. А индивидуальности придаст технология приготовления и дополнительные ингредиенты. Они могут быть самыми неожиданными. Предлагаемый рецепт курятины под соусом...

  • Жаркое из курицы по-домашнему

    Жаркое из курицы - это вкусное, сытное и довольно экономичное блюдо. Сделать его очень просто, с этой задачей справится даже малоопытная хозяйка. Готовить жаркое можно в кастрюле, сковороде, мультиварке или духовке.Чтобы приготовить жаркое...

  • Все способы приготовления говядины в томатном соусе Говядина жареная с томатной пастой

    Говядина в густом соусе, приправленном специями самое то, когда хочется съесть большой кусок мяса и дополнить его соответствующим гарниром. Особенно чудить не надо, гарнир лучше всего выбрать классический, а именно картофельное пюре....

  • Запеканка из каши овсяной

    Надоела обычная каша и мне, и моей малышке. Рискнула, поэкспериментировала... и мы обе остались довольны! Попробуйте, может, и вам понравится! А у кого-то появится возможность накормить кашей своих маленьких "нехочух" :-)Как приготовить...