Изучаем буквы в действии!: Буква Ш. Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш. план-конспект на тему Игра «Какая буква лишняя?»

Скачать –

Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Произнесите слова, выделите в каждом слове первый звук. Это звук [ш] – твёрдый согласный. Этот звук обозначается буквой “ша”.

Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка назвать слова, в которых он услышал новый звук. Где находится звук (в начале слова, в середине слова)? Придумайте свои слова с новым звуком.

Распечатайте картинку с буквой. Букву можно заштриховать или раскрасить. Прочитайте стишок-скороговорку. Попросите ребёнка назвать слова с новым звуком, которые он запомнил. Попробуйте выучить стишок. Посчитайте, сколько раз встретился новый звук (читайте медленно, пусть ребёнок загибает пальчики, как только услышит звук [ш]).

Нарисуйте букву в альбоме, подумайте, на что похожа буква. Дорисуйте букву до представляемого образа.

Посмотрите фрагмент мультфильма. В каких словах встретился новый звук? (Чебурашка, Шапокляк) Где находится звук в слове?

Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!

Для загрузки ролика может понадобиться некоторое время.

Узнать всё об инфекционном мононуклеозе у детей вы можете на сайте LADY-ALL.RU Инфекционный мононуклеоз у детей – это вирусная болезнь, передающаяся самыми распространенными способами: воздушно-капельным и контактным. Лечение этого недуга у детей должно быть незамедлительное.

Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.

Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.

Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба, шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.

Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.

– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский день.
– Мы будем поздравлять своих мам.

Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)

– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку – четко произносите гласные по символу звука.

2. Введение в тему.

– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.

Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.

Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.

– Догадались? – Это звук Ш.

Упражнение перед зеркалом.

– Произнесите звук Ш перед зеркалом.

Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.

Произносим Ш-Ш-Ш...

Характеристика звука Ш.

– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)

3. Основная часть.

Развитие фонематического слуха.

– Выполним упражнение:

“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:

Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.

– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар, шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:

шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.

Закрепление правильного произношения звука Ш.

“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).

Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.

Звуковой анализ слова:

– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.

Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?

Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.

Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?

Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.

– Молодцы! Наши мамы лучше всех!

Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.

– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.

Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.

(Показ буквы Ш.)

– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.

Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш

– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!

4. 3аключительная часть.

Печатание буквы Ш в тетради.

(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)

– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.

Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.

– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.

И еще раз покатаем между ладошками.

– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.

Недостающие элементы буквы Ш.

– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.

Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.

Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:

1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)

3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)

– Молодцы!

5. Итог занятия

– Какой звук мы сегодня повторяли?

(Ответ детей – звук Ш.)

– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!

Домашнее задание:

Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.

Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.

– Всем спасибо за занятие.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 1368

дошкольное отделение №3

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

«Путешествие в страну Смешариков.

Звук [ш]. Буква Ш»

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

Глебова О. В.

Москва 2018

Цель занятия : Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.

Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].

Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.

Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.

Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.

Учить писать слова печатными буквами.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.

Развивать фонематические процессы.

Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Развивать логическое мышление, воображение.

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.

Оборудование и материалы:

Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки (кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];

учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.

1.Оргмомент.

Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.

2.Повторение пройденного материала.

Чем звуки отличаются от букв?

(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)

На какие две основные группы делятся все звуки?

(-Звуки бывают гласные и согласные.)

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)

Назовите шесть гласных звуков.

(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)

Назовите твердый согласный звук в слове киты.

(-[Т].)

Назовите гласные звуки в слове утка.

(-[У], [а]).

Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.

(-[М], [ч]).

3.Знакомство со звуком [ш].

Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.

Живут на свете Шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот Баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик - зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша!

Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?

(Звук [ш].)

Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш .

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Давайте пошипим, как змейки. (Ш-ш-ш)

Анализ артикуляции по схеме:

В каком положении находятся губы?

(Губы округляются.)

В каком положении зубы?

(Между зубами небольшая щель.)

Где находится язык?

(Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)

Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?

(Согласный.)

Почему вы так решили?

(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)

Он твердый или мягкий?

(Твердый.)

Каким цветом мы будем его обозначать?

(Синим.) (На доску выставляется макет звука.)

Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.

5. Произношение звука [ш].

Физкультминутка.

Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.

Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш

Дыхательная гимнастика.

Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)

Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.

6. Развитие фонематических представлений.

Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.

Теперь со звуком [ш] в середине слова.

В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)

Молодцы!

7. Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.

А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.

(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)

Какое слово у вас получилось?

(Кролик.)

Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.

Пальчиковая гимнастика.

Маленький кролик с большими ушами

Розовым носом, смешными усами,

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шерстку себе или спит,

Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)

Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)

8.Знакомство с буквой ш.

Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш . (буква выставляется на доске), которая на письме обозначает звук [ш].

На что похожа эта буква?

(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)

Три столбца красиво в ряд

Как солдатики стоят.

Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).

А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.

9.Чтение слогов.

Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5 (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.

10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.

Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. (Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)

11.Развитие логического мышления.

Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш. (Показ игрушки.)

Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).

Какое слово лишнее и почему?

(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)

12.Чтение текста. (По цепочке.)

Стр.56, №10

О каком времени года мы читали?

(О зиме.)

Какую одежду надели дети?

(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)

Кто взял санки?

(Миша и Саша взяли санки.)

Как веселились ребята?

(Они катались с горки.)

Назовите имена, которые встретились в тексте.

(Саша и Миша.)

Вспомните правило правописания имен.

(Имена пишутся с большой буквы.)

13. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.

С каким звуком познакомили нас Смешарики?

(Они нас познакомили со звуком [ш].)

Какой это звук?

(Он согласный, твердый, глухой.)

Какой буквой он обозначается на письме?

(Он обозначается буквой Ш .)

Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?

А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.

Смешарики прощаются с вами. До свидания.


Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.

Стихи про букву Щ

Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука Щётку раскусила,
Щётку чуть не проглотила.

Стихи про букву Ш

Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.

Стихи про букву Щ

Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.

Стихи про букву Ш

Змея шипит,шипит,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.

Стихи про букву Щ

Букве Щ мы скажем: «Ну-ка,
ПритаЩи на ужин Щуку
Или парочку леЩей,
Да Щавель нарви для Щей»

Стихи про букву Ш

Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шёл до школы и вспотел.

Стихи про букву Щ

Щегол щебечет:
– Ще-щу-ща!
Щеглятам я несу леЩа.
Щеглята со Щенком играют –
Щенка Щекочут и Щипают.

Стихи про букву Ш

Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».

Стихи про букву Щ

Как леЩи Щавель Щипали,
Щуку Щами угоЩали,
Чтобы Щука после Щей
ЗаЩиЩала бы леЩей.

ЗАГАДКИ ПРО БУКВУ Ш и Щ

Для шипенья хороша
В алфавите буква …

***

Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, —
Но только не так — понарошку!

***

Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она - за львом доест.
Ответ: буква Ш
(шуба, шутка, шляпа, шакал)

***

Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед - спешит на стол.

Ответ: буква Щ
(щенок, щит, щетка, щи)

***

Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ )

***

Не получится борща,
Если нет в нем буквы …

Похожие статьи