Изучаем буквы в действии!: Буква Ш. Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш. план-конспект на тему Игра «Какая буква лишняя?»
Скачать –
Рассмотрите с ребёнком картинки на 2 слайде. Произнесите слова, выделите в каждом слове первый звук. Это звук [ш] – твёрдый согласный. Этот звук обозначается буквой “ша”.
Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка назвать слова, в которых он услышал новый звук. Где находится звук (в начале слова, в середине слова)? Придумайте свои слова с новым звуком.
Распечатайте картинку с буквой. Букву можно заштриховать или раскрасить. Прочитайте стишок-скороговорку. Попросите ребёнка назвать слова с новым звуком, которые он запомнил. Попробуйте выучить стишок. Посчитайте, сколько раз встретился новый звук (читайте медленно, пусть ребёнок загибает пальчики, как только услышит звук [ш]).
Нарисуйте букву в альбоме, подумайте, на что похожа буква. Дорисуйте букву до представляемого образа.
Посмотрите фрагмент мультфильма. В каких словах встретился новый звук? (Чебурашка, Шапокляк) Где находится звук в слове?
Слайды с написанием письменных букв для первоклассников. Удачи!
Для загрузки ролика может понадобиться некоторое время.
Узнать всё об инфекционном мононуклеозе у детей вы можете на сайте LADY-ALL.RU Инфекционный мононуклеоз у детей – это вирусная болезнь, передающаяся самыми распространенными способами: воздушно-капельным и контактным. Лечение этого недуга у детей должно быть незамедлительное.
Цель: уточнение и автоматизация звука Ш в речи. Знакомство с буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– обучение акустико-артикуляционной характеристики звука Ш с опорой на
различные виды контроля;
– закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
– закреплять умение определять звук Ш в слогах, словах;
– обучение звуко-слоговому анализу слогов, слов;
– обучение печатанию.
Коррекционно-развивающие:
– автоматизация произношения звука Ш изолированно, в слогах, словах;
– развитие фонематического слуха и восприятия;
– улучшение общей моторики и координации движений;
– развитие дыхания и голоса;
– развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать благородные чувства к маме – самому дорогому человеку.
Оборудование:
индивидуальные зеркала, индивидуальные пеналы со схемой
предложения, “Волшебный сундучок” с предметными картинками: кувшин, шапка, шуба,
шишки, машина, мишка, мышка, кошка;
“Пуговица”, слоговые домики;
Символы гласных звуков;
Мяч;
Дидактический материал “Эмоция радости”;
Буква Ш;
Тетради, простые карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент.
– Сколько рисунков у вас в группе?
– Кого вы, ребята, рисовали? – Папу, маму.
– Это семья? – Да.
– Дружная семья? – Да.
– У нас с вами тоже дружная семья.
Давайте возьмемся за руки и сделаем круг. – Движение по кругу.
– Скажите, ребята, а какой праздник приближается в марте? – 8 Марта. Женский
день.
– Мы будем поздравлять своих мам.
Я хочу. Чтобы вы поздравили свою маму ласково. Обнимите себя руками и скажите: “Дорогая мамочка, поздравляю тебя с праздником!” (Каждый ребенок проговаривает эту фразу.)
– Молодцы!
– А сейчас на занятие в кабинет.
– Займите свои места.
– Слушайте внимательно, думайте, правильно отвечайте.
– Чтобы у нас было вот такое настроение (показ “эмоции радости”), споем песенку
– четко произносите гласные по символу звука.
2. Введение в тему.
– Послушайте стихотворение и определите, какой звук я выделяю; запомните слова с этим звуком.
Шимпанзе – артист бывалый:
Шуток знает он немало,
И с шарманкою своей
Целый день смешит детей.
Ребята! Шарманка – это музыкальный инструмент.
– Догадались? – Это звук Ш.
Упражнение перед зеркалом.
– Произнесите звук Ш перед зеркалом.
Выполняем упражнение “Чашечка”: широкий язык в форме чашечки поднять к верху, края языка прижаты к верхним зубам.
Произносим Ш-Ш-Ш...
Характеристика звука Ш.
– Ребята, есть ли преграда, когда мы произносим звук Ш? – Да.
– Значит, какой звук Ш – гласный или согласный?
– Дрожит ли при произношении звука горлышко? – Нет.
– Звук звонкий или глухой? (Проверим ладошкой.)
– Запомните: звук Ш – согласный, глухой всегда твердый, шипящий.
– Повторим. (Все вместе повторяем.)
3. Основная часть.
Развитие фонематического слуха.
– Выполним упражнение:
“Хлопните в ладоши, если услышите слог со звуком Ш:
Са-ша, жу-ши-ша-сы-ща-щу-жи-ши.
– А теперь слово со звуком Ш: “Цепочка слов” – кушетка, жаворонок, самовар,
шелест, площадь, полушубок, часовщик, шуршать, мышеловка, сковорода, лягушка.
– Игра “Пуговица” – звук в слове (в начале, в середине, в конце)
– Определяем место звука Ш в каждом слове:
шляпа, подушка, ландыш, машина, шорты, карандаш.
Закрепление правильного произношения звука Ш.
“Повторим чистоговорки”: (внимательно слушаем и повторяйте после меня).
Ша-ша-ша-наша Маша хороша. Шу-шу-шу-шубу новую ношу. Шо-шо-шо-Шура пишет хорошо.
Звуковой анализ слова:
– Произнесем слово КАМЫШ.
– Назовем звуки по порядку.
– Назовем согласные звуки: (К, М, Ш) – 3 звука.
– Назовем гласные звуки: (А, Ы) – 2 звука.
– Если в слове 2 гласных звука – сколько будет слогов в слове? – Два.
– Назовите первый слог? – КА.
– Назовите второй слог? – Мыш.
– Молодцы!
– Игра “Домики” – определение слогов в слове.
Шуба, шапка, шарф, шахматы, камыш, малыш, погремушка – сколько?
Физкультминутка. “Встали и отдохнем”.
Игра с мячом. Подберем слова к слову МАМА – какая?
Добрая, нежная, самая лучшая, самая чуткая, самая красивая.
– Молодцы! Наши мамы лучше всех!
Знакомство с буквой Ш: рассматривание, обведение контура в воздухе, печатание.
– Звук Ш обозначается вот такой буквой Ш.
Вертикально три палочки я положу,
А внизу четвертую ровно провожу.
(Показ буквы Ш.)
– На что похожа буква Ш? – Ответы детей. (Забор, подсвечник, расческа.)
– Из каких элементов состоит буква. – Ответы детей. (Из палочек.)
– Напишите букву Ш в воздухе, на спине соседа.
– Выложите букву Ш из палочек.
– Построим из пальцев рук букву Ш.
Мы сейчас удивлены –
Три пальца вверх устремлены.
У основанья пальцев рядом
Указательный положим прямо.
Да, постройка хороша
Она похожа на букву Ш
– Построим из пальцев рук слово ШУМ.
– Молодцы!
4. 3аключительная часть.
Печатание буквы Ш в тетради.
(Проверить правильность посадки, положение тетради, как держит карандаш.)
– Подготовим руки к работе.
– Взяли карандаши.
Катаем между ладошками,
потом между большим пальцем и указательным,
между большим пальцем и средним,
между большим пальцем и безымянным,
между большим пальцем и мизинцем.
И наоборот.
– Покрутим карандаш в одну сторону, в другую сторону.
И еще раз покатаем между ладошками.
– А теперь открываем тетради и печатаем букву Ш – сверху вниз и слева
направо.
– Вторая строчка? – ответ детей.
Недостающие элементы буквы Ш.
– Отложите тетради на угол стола.
– Ребята! В волшебном сундучке есть чудесные картинки.
Вы берете картинку, составляете предложение и выкладываете схему предложения.
Дети составляют предложения. Логопед подходит к каждому ребенку, слушает составленное предложение, оказывает помощь, кому требуется. По ходу спрашивает основные правила о предложении:
1. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)
2. Как пишутся слова в предложении? (Отдельно.)
3. Какой знак ставиться в конце предложения? (Точка.)
– Молодцы!
5. Итог занятия
– Какой звук мы сегодня повторяли?
(Ответ детей – звук Ш.)
– Звук Ш какой? – Согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.
– Ребята, какую букву вы научились писать? – Ш.
– Найдите букву Ш и прикрепите на вагончик паровозика.
– Молодцы! Поработали отлично!
Домашнее задание:
Вспомните слова, в которых звук Ш в начале, в середине, в конце.
Кто больше? А завтра проведем соревнование на знатока звука Ш.
– Всем спасибо за занятие.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Средняя общеобразовательная школа № 1368
дошкольное отделение №3
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
«Путешествие в страну Смешариков.
Звук [ш]. Буква Ш»
Подготовила и провела
Учитель-дефектолог
Глебова О. В.
Москва 2018
Цель занятия : Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.
Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].
Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.
Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.
Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.
Учить писать слова печатными буквами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.
Развивать фонематические процессы.
Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Развивать логическое мышление, воображение.
Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.
Оборудование и материалы:
Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки (кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];
учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.
1.Оргмомент.
Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.
2.Повторение пройденного материала.
Чем звуки отличаются от букв?
(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)
На какие две основные группы делятся все звуки?
(-Звуки бывают гласные и согласные.)
Чем гласные звуки отличаются от согласных?
(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)
Назовите шесть гласных звуков.
(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)
Назовите твердый согласный звук в слове киты.
(-[Т].)
Назовите гласные звуки в слове утка.
(-[У], [а]).
Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.
(-[М], [ч]).
3.Знакомство со звуком [ш].
Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.
Живут на свете Шарики,
Шарики-Смешарики.
Вот Баран, зовут Бараш.
Мудрый лось, зовут Лосяш.
Крошка кролик - зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Кругленькая хрюша
По прозванью Нюша!
Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?
(Звук [ш].)
Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш .
4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Давайте пошипим, как змейки. (Ш-ш-ш)
Анализ артикуляции по схеме:
В каком положении находятся губы?
(Губы округляются.)
В каком положении зубы?
(Между зубами небольшая щель.)
Где находится язык?
(Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)
Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?
(Согласный.)
Почему вы так решили?
(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)
Он твердый или мягкий?
(Твердый.)
Каким цветом мы будем его обозначать?
(Синим.) (На доску выставляется макет звука.)
Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.
5. Произношение звука [ш].
Физкультминутка.
Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.
Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш
Дыхательная гимнастика.
Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)
Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.
6. Развитие фонематических представлений.
Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.
Теперь со звуком [ш] в середине слова.
В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)
Молодцы!
7. Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.
А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.
(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)
Какое слово у вас получилось?
(Кролик.)
Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.
Пальчиковая гимнастика.
Маленький кролик с большими ушами
Розовым носом, смешными усами,
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Чистит он шерстку себе или спит,
Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)
Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)
8.Знакомство с буквой ш.
Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш . (буква выставляется на доске), которая на письме обозначает звук [ш].
На что похожа эта буква?
(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)
Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).
А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.
9.Чтение слогов.
Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5 (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.
10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.
Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. (Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)
11.Развитие логического мышления.
Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш. (Показ игрушки.)
Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).
Какое слово лишнее и почему?
(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)
12.Чтение текста. (По цепочке.)
Стр.56, №10
О каком времени года мы читали?
(О зиме.)
Какую одежду надели дети?
(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)
Кто взял санки?
(Миша и Саша взяли санки.)
Как веселились ребята?
(Они катались с горки.)
Назовите имена, которые встретились в тексте.
(Саша и Миша.)
Вспомните правило правописания имен.
(Имена пишутся с большой буквы.)
13. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.
С каким звуком познакомили нас Смешарики?
(Они нас познакомили со звуком [ш].)
Какой это звук?
(Он согласный, твердый, глухой.)
Какой буквой он обозначается на письме?
(Он обозначается буквой Ш .)
Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?
А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.
Смешарики прощаются с вами. До свидания.
Буква Ш- Шипящая,
Иногда-Шуршащая,
Часто- Шелестящая,
Изредка- Шкварчащая.
Стихи про букву Щ
Щуке в речке каждый день
Щёткой зубы чистить лень.
Щука Щётку раскусила,
Щётку чуть не проглотила.
Стихи про букву Ш
Шакал по дороге бежал,
Букву Ш он потерял,
Помогите мне друзья,
Мне без Ш никак нельзя.
Стихи про букву Щ
Буква Щ – зубная Щетка,
Непоседа и трещотка.
Никак на месте не сидит,
Зубы чистить всем велит.
Стихи про букву Ш
Змея шипит,шипит,шипит,
Полгода учит алфавит,
Устала бедная уже,
А знает только букву —
Ш-Ш-Ше.
Стихи про букву Щ
Букве Щ мы скажем: «Ну-ка,
ПритаЩи на ужин Щуку
Или парочку леЩей,
Да Щавель нарви для Щей»
Стихи про букву Ш
Школьник в школу собирался,
Потеплее одевался:
Шубу, шапку, шарф надел —
Шёл до школы и вспотел.
Стихи про букву Щ
Щегол щебечет:
– Ще-щу-ща!
Щеглятам я несу леЩа.
Щеглята со Щенком играют –
Щенка Щекочут и Щипают.
Стихи про букву Ш
Шу-шу-шу — шуршала мышь,
Шу-шу-шу — шумел камыш,
Дятел шустрый, шалунишка,
Шелушил шестую шишку.
Что за шорох? Слышат уши,
Кто-то дышит глуше, глуше,
Кто-то машет выше, выше,
Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Стихи про букву Щ
Как леЩи Щавель Щипали,
Щуку Щами угоЩали,
Чтобы Щука после Щей
ЗаЩиЩала бы леЩей.
ЗАГАДКИ ПРО БУКВУ Ш и Щ
Для шипенья хороша
В алфавите буква …
***
Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, —
Но только не так — понарошку!
***
Эту букву шьют из меха,
Повторяют ради смеха,
Носят с перьями и без,
А она - за львом доест.
Ответ: буква Ш
(шуба, шутка, шляпа, шакал)
***
Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед - спешит на стол.
Ответ: буква Щ
(щенок, щит, щетка, щи)
***
Наш щелкунчик для потехи
Детям щелкает орехи.
Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки
Щелкают скорлупки!
Всё! Орехов нет вообще –
Стал щелкунчик буквой… (Щ
)
***
Не получится борща,
Если нет в нем буквы …
Похожие статьи
-
Действие алюминия на здоровье человека Лечебное действие неорганических соединений бора и алюминия
Вас интересует применение алюминия в медицине? Поставщик Evek GmbH предлагает купить алюминий по доступной цене в широком ассортименте. Обеспечим доставку продукции в любую точку континента. Цена оптимальная. Использование в медицине...
-
Заготовки на зиму из алычи, что можно приготовить из алычи на зиму
Когда заходит вопрос о том, блюда из алычи, рецепты какие приготовить, то на ум чаще всего приходят различные десерты и компоты. Но, на самом деле, этот продукт уникален тем, что можно использоваться для приготовления отличных...
-
Регуляция деятельности организма: нервная и гуморальная
Важнейшие понятия теории физиологических регуляций. Прежде чем рассматривать механизмы нейрогуморальных регуляций, остановимся на важнейших понятиях этого раздела физиологии. Некоторые из них разработаны кибернетикой. Знание...
-
Распределение зарядов на проводнике Статическое распределение зарядов в проводнике
Проводники это тела, в которых электрические заряды способны перемещаться под действием как угодно слабого электростатического поля. Вследствие этого сообщенный проводнику заряд будет перераспределяться до тех пор, пока в любой точке...
-
Однородные деепричастия и деепричастные обороты подчиняются правилу однородных членов
Сравните два предложения:Космонавт рассказывает о полёте и улыбается . Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь .Назовите основы предложений.В каком предложении от одного из выделенных слов можно поставить вопросы к другому?В каком...
-
Николай Ягодкин: методика, технология и особенности изучения английского языка и отзывы о ней
Как ГАРАНТИРОВАННО Выучить Английский Язык ЗА ТРИ МЕСЯЦА - Без Зубрежки и Глупых Самоучителей?Узнайте технологию изучения иностранных языков, которая помогла освоить язык уже более чем 30.000 человек по всему миру!Как правило, человек...