Подвиг экипажа миноносца «Стерегущий. Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память Эскадренный миноносец стерегущий

В Ленинграде, на Петровской стороне, в красивейшем уголке парка имени В. И. Ленина, высится памятник матросам российского флота В граните запечатлен момент, когда они открывают кингстоны миноносца "Стерегущий", чтобы он не достался врагу...

"Стерегущий" принадлежал к крупной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый "Сокол", заказанный в 1895 году в Англии российским Морским техническим комитетом. Впервые в истории судостроения построенный из никелевой стали (что позволило сэкономить на массе конструкции в пользу вооружения), он по вооружению, скорости (29,7 узла), мореходности превосходил почти все корабли этого класса Кстати, напомним происхождение термина миноносцами называли корабли, оснащенные аппаратами, выпускавшими, как тогда говорили, "самодвижущиеся мины" - торпеды, в отличие от минных транспортов, выставлявших в море якорные мины заграждения. После испытаний "Сокола" было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях, несколько изменив первоначальный проект. Корпуса упрочили, увеличив толщину обшивки в средней части до 6-7,5 мм, а в оконечностях до 4,5-6 мм и применив улучшенные котлы, вырабатывавшие пар для поршневых машин. Из-за этого водоизмещение миноносцев возросло на 20 т, скорость же несколько снизилась.

В 1898-1902 годах на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи а Або заложили 26 "Соколов" улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными На них устанавливалось не по четыре, а по восемь, но более компактных, удобных для перевозки, котлов

Представители Главного управления кораблестроения постоянно наблюдали за изготовлением миноносцев, при необходимости советуя подправить проект. Так, капитан 2-го ранга А. Муравьев, находившийся на Невском заводе, отмечал: "Погоня за скоростью хода отучила нас от мысли, что миноносец должен быть судном, обязанным выдерживать шторм". И пояснял миноносцам выгоднее атаковать крейсера и броненосцы в ненастную погоду, когда качка мешает вражеским комендорам вести прицельный огонь.

Части миноносцев, построенных на Невском заводе, везли на пароходах Добровольного флота в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, на полуострове Тигровый хвост, в начале 1900 года был сооружен крытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев.

И вот 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля - "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а потом в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название - "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все напряженнее, война с Японией приобретала реальные очертания. В ночь на 9 февраля флот Страны восходящего солнца коварно атаковал русские корабли в Порт-Артуре и Чемульпо.

В тот же день лейтенант Кузьмин-Караваев-2 четырежды выводил "Стерегущий" в море, утром в дозор, потом в атаки на эскадру адмирала Х. Того и поздним вечером на поиски японских кораблей. Так началась боевая служба миноносца.

14 февраля "Стерегущий" в паре со "Скорым" сопровождает минный крейсер "Всадник", через десять дней со "Сторожевым" дежурит на внешнем рейде, отгоняя японские миноносцы от подбитого при нападении броненосца "Ретвизан".

9 марта, в 18 ч, "Стерегущий" (им командовал лейтенант А Сергеев) и "Решительный" ушли разведать воды, омывающие Квантунский полуостров. Выполнив задание, они на рассвете уже приближались к Порт-Артуру, когда впереди вдруг показались четыре японских миноносца. "Решительный" дал полный ход, отбился от наседавших "Акебоно" и "Сазанами" и, несмотря на повреждения, прорвался под прикрытие береговых батарей. А "Стерегущему" не повезло - в самом начале боя японский снаряд разорвался в кочегарке, вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Японские миноносцы окружили "Стерегущий" и взяли его под перекрестный обстрел Четыре пушки русского корабля против 24 японских, а к противнику тем временем подошло подкрепление - два крейсера.

Взрыв, и командир миноносца А. Сергеев падает с перебитыми ногами. На помощь бросается минный унтер-офицер Ф. Юрьев. Ему командир отдал последний приказ - драться до последнего снаряда так, чтобы "каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного судна!"

Прогремел новый взрыв, лейтенант Сергеев погиб, а тяжело раненного Юрьева выбросило за борт. Следующий снаряд вывел из строя рулевого и расчет носового орудия. Тогда за штурвал встал раненый мичман К. Кудревич, а командование кораблем принял старший офицер, лейтенант Н. Головизнин. От "Стерегущего" поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Мичман Кудревич, уйдя от бесполезного теперь штурвала, встал к носовой пушке и в одиночку повел огонь по японцам. Никто не помышлял о сдаче!

Когда в кочегарке вспыхнул пожар, его быстро погасили машинисты и кочегары П. Хасанов, А. Осинин и В. Новиков - они еще надеялись спасти миноносец. Другой снаряд пробил борт ниже ватерлинии, навстречу забортной воде бросился кочегар И. Хиринский и, задраив дверь в переборке горловины, не пустил ее в соседние отсеки.

А на верхней палубе одно за другим умолкали орудия. Погибли Кудревич и Головизнин, почти вся палубная команда. Последний из офицеров "Стерегущего", инженер-механик В Анастасов, приказал уцелевшим матросам покинуть тонущий миноносец. В эти минуты смертельно раненный сигнальщик Кружков подозвал кочегара Осинина - тот принес сигнальные книги помог привязать к ним обрывком фала кусок железа, и секретные документы полетели за борт.

Это сделали вовремя - к миноносцу подходил вельбот с "Сазанами". Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем. Неравный бой закончился. Шестерым кораблям японского флота победа над "Стерегущим" далась недешево: в "Сазанами" попало 8 снарядов, в "Акебоно" - 27, корабли получили серьезные повреждения, понесли убыль в командах.

Из экипажа "Стерегущего" в живых остались только Ф. Юрьев, И Хиринский, А. Осинин и В. Новиков. Все они по возвращении на Родину были награждены знаками отличия военного ордена IV степени (обычно его называли Георгиевским крестом) А в 1911 году, когда в Петербурге торжественно открыли памятник героям "Стерегущего", построенный по проекту А. Изенберга, ветеранам пожаловали следующую степень той же награды. Еще раньше, 15 апреля 1905 года, в списки российского военного флота зачислили два новых миноносца - "Инженер-механик Анастасов" и "Лейтенант Сергеев". Тогда же на Невском заводе началась постройка минного крейсера "Стерегущий".

Миноносец «Стерегущий»

Миноносец «Стерегущий», построенный в Петербурге на Невском заводе и собранный в Порт-Артуре, относился к типу «Сокол». Головной корабль серии был построен в Великобритании, на заводе «Ярроу» в Лондоне в 1895 г. В России серия миноносцев строилась на Невском, Ижорском заводах, на верфи Крейтона в Охте с 1897 по 1907 гг. Всего было построено 32 единицы, из них 17 разборных. Миноносец имел следующие характеристики: водоизмещение – 258 т, длина наибольшая – 57,9 м, ширина – 5,67 м, осадка – 2,5 м. Мощность двух паровых поршневых машин тройного расширения составляла 3800 и.л.с. Корабль имел два гребных винта и на испытаниях развил скорость около 27 узлов. Вооружение: два однотрубных 381 мм торпедных аппарата, одно 75 мм и три 47 мм орудия. Экипаж по штату состоял из 4 офицеров и 48 матросов.

12 разборных миноносцев Невского и Ижорского завода были доставлены в Порт-Артур в марте – ноябре 1900 г. Сборка осуществлялась на косе Тигровый хвост силами специалистов Невского завода. «Стерегущий» был спущен на воду 9 июня 1902 г. С началом Русско-японской войны 27 января 1904 г. он использовался в дозорах и сторожевой службе на внешнем рейде Порт-Артура, а также в проходе у Золотой горы и за месяц боевых действий совершил 13 выходов в море. 28 января на рейде «Стерегущий» столкнулся с миноносцем «Боевой», 11 февраля участвовал в перестрелке с японскими миноносцами.

24 февраля в Порт-Артур прибыл назначенный командующим флотом вице-адмирал С.О. Макаров. Он принял решение немедленно усилить разведку, для чего вызвал к себе командиров миноносцев «Решительный» капитана второго ранга Ф.Э. Боссэ и «Стерегущий» – лейтенанта А.С. Сергеева. Им было поручено произвести подробный осмотр побережья Квантунского полуострова и островов Элиот и Блонд. Вечером 25 февраля оба миноносца вышли в море. Около 21:00 с шедшего головным «Решительного» обнаружили отблески прожектора у входа в Талиенванскую бухту. Командир «Решительного» отдал приказ увеличить ход, решив атаковать противника. Миноносцы набрали скорость, и из дымовых труб кораблей вырвалось пламя, которое заметил противник. Японские корабли принялись с помощью прожекторов осматривать окрестности. «Решительный» и «Стерегущий», сбросив ход до малого, воспользовались темнотой и укрылись в тени острова Наньсаньшаньдао. Но достигнуть цели похода – острова Элиот – до восхода Луны они не успевали. Командиры решили вести наблюдение за противником, предположив, что обнаруженные корабли – это авангард очередной операции по заграждению фарватера у Порт-Артура. Наблюдение продлилось до трех часов ночи, но вражеские корабли обнаружены не были, и русские миноносцы отправились обратно.

Через три часа хода, на подходе к мысу Ляотешань, прямо по курсу сигнальщики обнаружили четыре силуэта. Это был отряд японских истребителей («Усугумо», «Синономе», «Акебоно», «Сазанами»), возвращавшийся после ночной вылазки на порт-артурский рейд. Русские корабли резко повернули в море и попытались скрыться в темноте, но противник заметил их, изменил курс и увеличил ход. «Решительный» со «Стерегущим» попробовали обойти строй вражеских истребителей с фланга, но неприятель лег на параллельный курс и открыл огонь. «Решительный», шедший головным, оказался в более выгодном положении, чем «Стерегущий», по которому вели огонь три «японца». Корабли, ожесточенно отстреливаясь, отходили к Порт-Артуру. В правый борт «Решительного» попал снаряд, он разорвался в угольной яме и повредил паропровод. К счастью, миноносец не полностью потерял ход, машинной команде удалось справиться с повреждением. В этот момент открыли огонь береговые батареи Порт-Артура, но после трех выстрелов замолчали.

«Стерегущий»

Японские корабли не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», положение которого быстро стало безнадежным. «Стерегущий» продолжал отстреливаться и смог повредить «Акебоно», вынужденного на некоторое время выйти из боя. В 06: 40 японский снаряд, разорвавшийся в угольной яме «Стерегущего», повредил два смежных котла. Миноносец быстро терял ход. Следующий снаряд попал в кочегарку № 2, поступающая в пробоину вода залила топки. Кочегары едва успели задраить горловины и выйти на верхнюю палубу. На мостике осколком снаряда в начале боя был смертельно ранен командир миноносца лейтенант А.С. Сергеев. Ведя огонь из носового орудия, погиб мичман К.В. Кудревич. Старший офицер Н.С. Головизнин, командовавший спуском вельбота, был убит, инженер-механик В.С. Анастасов взрывом снаряда был выброшен за борт и погиб. Бой закончился в 07:10.

В бою в «Сазанами» попало семь или восемь снарядов, в «Акебоно» – 27. В официальной японской истории Русско-японской войны на море «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» сказано, что японские потери составили 1 убитого и 7 раненых. «Стерегущий» лишился труб, мачты, был разбит мостик. Борта и палуба были искорежены разрывами снарядов. Через 15 минут после окончания боя к борту «Стерегущего» подошел вельбот с «Сазанами», и на палубу подбитого миноносца поднялись мичман Хирата Ямадзаки и пятеро матросов. Японский офицер писал: «Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию». На изуродованном корабле были обнаружены оставшиеся в живых кочегар А. Осинин и трюмный машинист В. Новиков, а из воды подобраны матросы И. Хиринский и Ф. Юрьев; пленных отправили на «Сазанами». Тем временем японцы завели буксирный трос, рассчитывая увести трофей. В 08:10 «Сазанами» начал буксировку, но «Стерегущий» из-за поврежденного рулевого управления не мог идти на буксире, и вскоре трос оборвался.

Получив донесение о бое миноносцев, адмирал С.О. Макаров отдал приказ крейсерам «Новик» и «Баян» идти на выручку, а когда прорвавшийся «Решительный» доложил о бедственном положении «Стерегущего», командующий перенес свой флаг на «Новик». Выйдя в море, крейсера с предельной дистанции открыли огонь по противнику, к ним присоединились и береговые батареи. Командир «Сазанами» приказал покинуть «Стерегущий», который затонул в 09:20.

Четыре моряка со «Стерегущего» были доставлены в Сасебо на борту крейсера «Токива». Там они получили письмо от имени морского министра Японии адмирала Ямамото. Он выразил уважение к подвигу русских моряков и пожелал скорейшего выздоровления и возвращения на Родину. А в Порт-Артуре после боя командира «Решительного» обвиняли, что он бросил «Стерегущий» в беде. С.О. Макаров, однако, пришел к выводу, что в сложившейся обстановке спасти «Стерегущий» было нереально, и признал действия Ф.Э. Боссе правильными. «Повернуть ему на выручку – значило погубить вместо одного миноносца два» – написал адмирал.

Известие о бое «Стерегущего» дошло до России, и газета «Новое время» со ссылкой на некого английского корреспондента сообщила, что в момент начала буксировки «Стерегущего» японцами двое матросов, запершись в машинном отделении, открыли кингстоны и погибли, затопив корабль. Публикация получила очень большую известность и с незначительными изменениями появлялась в различных изданиях.

Скульптор К.В. Изенберг, вдохновленный этой историей, создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и представил ее на конкурс. В августе 1908 г. проект был одобрен императором Николаем II, и 26 апреля 1911 г. памятник «Стерегущему» торжественно открыли. Историческая часть Морского генерального штаба, проведя анализ информации и опросив оставшихся в живых моряков «Стерегущего», пришла к выводу, что история с затоплением корабля двумя неизвестными матросами неправдоподобна. Действительно, на миноносцах этого типа кингстонов затопления в машинном отделении не было. Царю направили доклад, в котором говорилось, что выдумка не может быть увековечена в памятнике, на что Николай II ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"». Памятник, установленный в Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте, сохранился до наших дней.

Историк флота старший лейтенант Е.Н. Квашнин-Самарин в 1910 г. писал: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего»материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!».

Из книги Техника и вооружение 2012 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Сухопутный миноносец По материалам РГЖ подготовили к печати А. Кириндас и М. ПавловВ начале 1930-х гг. для военных специалистов стало очевидно, что одним из эффективных средств противотанковой обороны являются минные заграждения. В нашей стране также проводились

Из книги Эскадренные миноносцы типа “Касатка”(1898-1925) автора Афонин Николай Николаевич

МИНОНОСЕЦ “ДЛЯ НУЖД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА” Резкое обострение политической обстановки на Дальнем Востоке в конце XIX века, вызванное прорывом на политическую арену Японии, заявившей о себе победоносной войной с Китаем 1894–1895 годов, кардинально изменило всю морскую политику

Из книги Первые русские миноносцы автора Мельников Рафаил Михайлович

5. "Взрыв"-первый мореходный миноносец Миноносец "Взрыв" стал первым мореходным кораблем, построенным специально для действия самодвижущимися минами Уайтхеда. Его постройкой Россия делала выдающийся шаг в судостроении, начав продолжающуюся и до наших дней эру

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Эскадренный миноносец типа „Гневный" Первые эсминцы появились в середине 1890-х годов, когда понадобились корабли, способные догнать и уничтожить артиллерийским огнем вражеские миноносцы. Новый класс боевых кораблей начал быстро эволюционировать. И если для первых

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Эскадренный миноносец «Новик» Поражение в Русско-японской войне существенно подорвало как могущество, так и авторитет Российского флота. Военно-морские силы страны оказались в весьма плачевном положении: кораблей в строю имелось недостаточно, а вновь построенные

Из книги Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879-1945 гг.) автора Патянин Сергей Владимирович

Миноносец 1-го класса “Котака” Водоизмещение 203 т. Длина 50,3м. Ширина 5,8 м. Осадка 1,7 м. Механизмы: 2 локомотивных котла, 2 паровые машины “компаунд”. Мощность и скорость: 1217 л.с., 19 уз. Запас топлива: 30 т (уголь). Артиллерия: четыре 37-мм. Торпеды: шесть 381-мм (2 х 2,2н). Экипаж: 28

Из книги автора

Миноносец 3-го класса № 26 (бывший китайский “Yu Tui” № 1) Водоизмещение 66 т. Длина 33,65 м. Ширина 3,5 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощ­ность и скорость: 338 л.с., 13,8 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н).

Из книги автора

Миноносец № 27 (бывший китайский “Yu Tui” № 3) Водоизмещение 74 т. Длина 33,65 м. Ширина 4,3 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 442 л.с., 15,5 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н). Экипаж: 16

Из книги автора

Миноносец 3-го класса № 28 (бывший китайский № 17) Водоизмещение 16 т. Длина 8 м. Ширина 2,68 м. Осадка 0,6 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 91 л.с., 10,5 уз. Артиллерия: одно 37-мм. Торпеды: один 356-мм (н).Бывшая китайская миноноска № 17

Из книги автора

Миноносец 1-го класса“Fukuryu” (бывший китайский “Fu Lung”) Водоизмещение 120 т. Длина 42,75м. Ширина 5 м. Осадка 1,55-2,3 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 1015 л.с., 20 уз. Запас топлива 14 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (2н).

Из книги автора

Миноносец 1-го класса “Сиратака” Водоизмещение 127 т. Длина 46,5 м. Ширина 5,1 м. Осадка 1,4 м. Механизмы: 2 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 2600 л.с., 28 уз. Запас топлива 30 т (уголь). Артиллерия: три 47-мм. Торпеды: три 356-мм (3x1). Экипаж: 26

Из книги автора

Миноносец “Kawasemi” (бывш. китайский “Hu Ngo” № 8) Водоизмещение 97 т. Длина 40,9 м. Ширина 4,88 м. Осадка 2,2 м. Механизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 1200 л.с., 23 уз. Запас топлива 18/28 т (уголь). Артиллерия: одно 47-мм, одно 37-мм. Торпеды: три

Из книги автора

Эскадренный миноносец “Сацуки” Водоизмещение: нормальное 350 т, полное 480 т. Длина 64 м. Ширина 6,4 м. Осадка 1,8 м. Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 паровые машины тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 5700 л.с., 26 уз. Запас топлива 80 т (уголь). Дальность плавания 1200 миль (10 уз).

Из книги автора

Эскадренный миноносец “Yamasemi” (бывший китайский “Chien Kang”, бывший “Fu Ро”) Водоизмещение: нормальное 390 т, полное 435 т. Длина 59,9 м. Ширина 6,5 м. Осадка 1,8 м. Механизмы: 4 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 32 уз. Запас топлива 80 т (уголь).

В моем родном городе Санкт – Петербурге в Александровском парке близ Каменноостровского проспекта находится памятник миноносцу «Стерегущий» .

105 лет назад 26 февраля 1904 г. (10 марта по новому стилю) (все даты до 1917 года даны по старому стилю) миноносец русского флота «Стерегущий» геройски погиб в ожесточенной схватке с четырьмя японскими кораблями. Мужество его экипажа настолько потрясло противника, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из черного гранита, на которой значится лаконичная надпись: «ТЕМ, КТО БОЛЬШЕ ЖИЗНИ ЧТИЛ РОДИНУ».
По сей день у нас в различных изданиях - газетах и журналах, книгах и энциклопедиях, и в сети конечно - гуляет легенда о двух неизвестных матросах, якобы открывших кингстоны и затопивших «Стерегущего», предотвратив тем самым его захват японцами. Опровержение этому «факту» было найдено еще до 1910 года и об этом тогда же было доложено государю, но памятник героям «Стерегущего» был тогда же установлен.

Возвращаясь на рассвете 26 февраля 1904 г. из ночной разведки в Порт-Артур, эскадренные миноносцы русского флота «Решительный» и «Стерегущий» обнаружили четыре вражеских корабля, идущие им на перехват. Это были японские миноносцы-истребители «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо», которые с ночи рыскали в поисках добычи на рейде Порт-Артура.
Командир «Решительного» капитан 2-го ранга Ф. Боссе и командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев, памятуя о наказе командующего флотом вице-адмирала С. Макарова «без особой нужды» с вражескими миноносцами в бой не вступать, попытались обойти японцев, но неприятель начал сближение, открыв огонь. И тогда наши миноносцы пошли на прорыв. А к месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе». «Решительному», несмотря на полученные повреждения, удалось-таки вырваться из-под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем проскочить к Порт-Артуру.
Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем». Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали, кромсали, корежили металл корабля, снесли мачту и трубы, осколки косили людей. Смертельно раненный командир миноносца лейтенант А. Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Но русские моряки сдаваться и не собирались, стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля, состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек, собственной отчаянной храбростью и мужеством.
Из Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904, стр.78) «…наш миноносец «Стерегущий» оказался в критическом положении. Командир его, лейтенант Сергеев пал в самом начале боя, погибли лейтенант Головизнин 2-й, инженер – механик Анастасов, начальствование перешло к мичману, который сам принял на себя обязанности и рулевого, так как последний тоже был убит… Вскоре погиб и мичман… Машина подбита, миноносец стал тонуть…».

Портрет командира «Стерегущего» лейтенанта А. С. Сергеева и рисунки того памятного боя.

Получив очередное попадание, тяжело поврежденный «Стерегущий» стал терять ход, превращаясь в неподвижную мишень. Вскоре его разбитые орудия смолкли. В живых из экипажа почти никого не осталось. Заметим, что и японцам в этой схватке досталось, причем всем четырем миноносцам, и особенно «Акебоно», который был «отмечен» 27 снарядами со «Стерегущего».
Видя, что русский миноносец перестал отстреливаться и подавать признаки жизни, японцы прекратили огонь, решив взять его на буксир, захватить как добычу. С «Сазанами» спустили шлюпку. Вот какая картина открылась поднявшимся на борт «Стерегущего» японским морякам, описанная в рапорте мичманом Хитара Ямазаки: «...В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в т.ч. пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Вся передняя половина корабля в полном разрушении, заваленная кусками железа. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные руки и ноги - картина ужасная... Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
Взяв «Стерегущего» на буксир, «Сазанами» дал ход. Но буксир лопнул, и смертельно израненный эсминец, продержавшись еще минут 20 на воде, пошел ко дну. В это время со стороны Порт-Артура показались идущие на подмогу «Стерегущему» крейсера «Новик» и «Баян» под командованием адмирала С. Макарова. Но было уже поздно: японские корабли, не приняв боя, отошли, подобрав из воды уцелевших четверых членов экипажа «Стерегущего».

А как же подвиг двух матросов, открывших кингстоны и затопивших миноносец, чтобы он не достался врагу, о чем нам твердили на протяжении многих десятилетий, да и нынче еще пишут и говорят? НЕ ПОДЛЕЖИТ НИКАКОМУ СОМНЕНИЮ: ПОДВИГ МОРЯКОВ «СТЕРЕГУЩЕГО» БЫЛ. Он кровью членов экипажа корабля вписан в боевую летопись Военно-морского флота России. Вот только кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. Да и не было вовсе на этом корабле в машинном отделении кингстонов. И об этом было сказано ясно и четко в материалах специальной комиссии, занимавшейся расследованием гибели миноносца «Стерегущий». Желающие и сегодня могут ознакомиться с этими документами, хранящимися в Центральном государственном архиве ВМФ.
Версия о геройском поступке двух моряков, якобы открывших кингстоны и погибших вместе со «Стерегущим», оформленная под «исторический факт», пошла гулять с легкой руки корреспондента английской (!) газеты «Таймс». Сославшись на данные «японского донесения», он первым сообщил об этом всему миру.
Вот текст статьи «Таймс», приведенный в «Иллюстрированной летописи Русско – Японской войны» (выпуск №2 1904 стр.79-80),: «Тридцать пять убитых и тяжело раненых лежали на палубе русского миноносца, когда его взяли на буксир японцы, подобравшие лишь четверых легко раненых русских, бросившихся в море. Но на «Стерегущем» оставались еще два матроса; они заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но и вырвали у него добычу, которую он уже считал своей: открыв кингстоны, они наполнили родной миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах…»

Через некоторое время скульптор К. Изенберг создал модель памятника «Двум неизвестным морякам» миноносца «Стерегущий», которую одобрил император Николай II. Памятник в форме креста, изображающий двух моряков открывающих кингстоны.

Вот тогда-то, готовя обоснование на изготовление памятника и надписи на нем, представители Исторической части Морского генерального штаба, исследовав множество различных свидетельств, установили, что ни в каких документах, в т.ч. предоставленных и японской стороной, нет ни строчки «о двух неизвестных моряках, открывших кингстоны».
Но подвиг экипажа «Стерегущего», конечно же, от этого ничуть не меркнет, о чем еще в 1910 г. сказал и.о. начальника Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего», даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но знайте же, что 26 февраля 1904 г. в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя пошел ко дну, ИЗУМЛЯЯ ВРАГА ДОБЛЕСТЬЮ СВОЕГО ЭКИПАЖА!».
Считая, что гибель двух неизвестных матросов, открывших кингстоны, «есть выдумка» и «как выдумка она не может быть увековечена в памятнике», Морской генеральный штаб 2 апреля 1910 года обратился с докладом на «Высочайшее имя», где спрашивал, «надлежит ли считать предполагавшийся к открытию памятник сооруженным в память геройского самопожертвования двух оставшихся неизвестными нижних чинов команды миноносца «Стерегущий», или же открыть этот монумент в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий»?
«Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий», - такова была резолюция Николая II. Уже без предполагавшейся ранее надписи-упоминания о подвиге двух неизвестных нижних чинов памятник был открыт 26 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге в присутствии самого Государя Императора. Переделывать его не стали, и миф, увековечивающий момент «открытия кингстонов двумя моряками», так и остался отлитым в бронзе.

Работа над созданием памятника была начата в 1905 году по проекту скульптора К. В. Изенберга, 28 октября 1908 года общий проект утвердил Николай II. Архитектурную часть работы выполнил А. И. фон Гоген.
В почётном карауле при открытии памятника стоял кочегар 1-й статьи Алексей Осинин - один из выживших матросов со «Стерегущего». На церемонии кроме Императора присутствовали председатель Совета министров П. А. Столыпин, высшие чины армии и флота.
Памятник представлял из себя декоративный водопад. По скрытой системе труб сюда поступала вода и стекала в гранитный бассейн у подножия. В начале 1930-х годов к тыльной стороне памятника подвели трубы для подачи воды к открытому кингстону вверху памятника. Общая композиция стала выглядеть эффектней, однако вода стала разрушать поверхность монумента. Поэтому в 1935 году подачу воды прекратили. В 1947 году трубы вновь восстановили, окончательно подачу воды прекратили в 1971 году, тогда же и разобрали подводящую систему.

С обратной стороны памятника приведено описание гибели «Стерегущего» и установлена памятная доска со списком погибших на нем офицеров и матросов. И в начале списка – имя командира миноносца лейтенанта А. С. Сергеева

Имя героического миноносца «Стерегущий» в ХХ столетии было присвоено в разное время трем кораблям Военно-морского флота: в 1906 г. минному крейсеру Черноморского флота; в 1939 г. в состав Балтийского флота под этим именем вошел эскадренный миноносец; в 60-80-х гг. на Тихоокеанском флоте нес океанскую вахту большой противолодочный корабль «Стерегущий».

Вот они – ГЕРОИ – экипаж «Стерегущего»:

Командир – лейтенант Александр Семенович Сергеев 2-й (род. 18.09.1863)

Минный офицер – лейтенант Николай Семенович Головизнин 2-й (1877).
Вахтенный начальник – мичман Константин Владимирович Кудревич (1882).
Судовой механик – младший инженер-механик Владимир Спиридонович Анастасов (1879).

Объявляются списки нижних чинов, погибших в боях:
На миноносце «Стерегущий»

Комендор Филипп Васильевич Васильев (Смоленской губ., Бельского уезда),
Комендор Кузьма Артемьевич Майоров (Уфимской губ., Мензелинского уезда),
Комендор Кузьма Иванович Астахов (Рязанской губ., Сапожковского уезда),
Комендор Селивестр Лкузин ,
Старший минер Тимофей Ливыцкий ,
Минер Константин Евстафьевич Степанов (Подольской губ., Кам. – Подольского уезда),
Минер Федор Степанович Черемухин (Тамбовской губ., Шатского уезда),
Минер Иннокентий Алексеевич Денежкин (Вологодской губ., Никольского уезда),
Рулевой Михаил Шимаров ,
Сигнальщик Василий Яковлевич Кружко
Сигнальщик Леонтий Иванов ,
Матрос 1-й ст. Лука Антипович Петухов (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 1-й ст. Иван Артемьевич Гаврилов (Киевской губ., Сквирского уезда),
Матрос 1-й ст. Афонасий Иванович Карпухин (Тульской губ., Ефремовского уезда),
Матрос 1-й ст. Николай Осипович Бондарь (Подольской губ., Проскуровского уезда),
Матрос 1-й ст. Тихон Порфирьевич Максименко (Тульской губ., Новосильского уезда),
Матрос 1-й ст. Михаил Васильевич Повалихин (Пензенской губ., Городищенского уезда),
Матрос 1-й ст. Константин Михайлович Красников (Орзоровской губ., Кромского уезда),
Матрос 2-й ст. Платон Николаевич Николаев (Новгородской губ., Старорусского уезда),
Матрос 2-й ст. Марк Григорьевич Лемешко (Полтавской губ. и уезда),
Машинный содержатель 2-й ст. Иван Семенович Алексеев (Иркутской губ., Иркутского округа),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Михаил Федорович Бабкин (Вятской губ., Сарапульского уезда),
Машинный квартирмейстер 1-й ст. Иван Михайлович Бухарев (Казанской губ., Чистопольского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Борис Логинович Аксененко (написано - Аксiоненко) (Енисейской губ., Ачинского уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Александр Денисович Артамонов (Томской губ. и уезда),
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Иван Васильевич Харламов
Машинный квартирмейстер 2-й ст. Сергей Иванович Зимин (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Машинист 2-й ст. Василий Николаевич Новиков (Томской губ. и уезда),
Хозяин трюмного отсека 2-й ст. Алексей Иванович Булдаков (Томской губ., Каинского уезда),
Кочегар квартирмейстер 2-й ст. Павел Васильевич Рагулин (Саратовской губ., Камышинского уезда),
Кочегар 1-й ст. Александр Васильевич Пономарев (Казанской губ., Козьмодемьянского уезда),
Кочегар 1-й ст. Андрей Ипполитович Кобель (Минской губ., Слуцкого уезда),
Кочегар 1-й ст. Петр Михайлович Хасанов (Псковской губ., Холмского уезда),
Кочегар 1-й ст. Федор Антонович Апришко
Кочегар 2-й ст. Кузьма Захарович Игнатов (Уфимской губ. и уезда),
Кочегар 2-й ст. Тимофей Иванович Зацепилин (Пензенской губ., Керенского уезда),
Кочегар 2-й ст. Павел Петрович Ботманов (Уфимской губ., Белибеевского уезда),
Кочегар 2-й ст. Валентин Филиппович Комаров (Рязанской губ., Зарайского уезда),
Кочегар 2-й ст. Кирилл Павлович Коростин (Полтавской губ., Гадячского уезда),
Кочегар 2-й ст. Игнатий Игнатов ,
Минный машинист Федор Иванович Тонкий (Архангельской губ., Минежского уезда),
Минный машинист Тимофей Григорьевич Сапожников (Вятской губ., Малмыжского уезда).

Взяты японцами в плен при гибели миноносца «Стерегущий»:
Минный квартирмейстер Илиодор Юрьев ,
Машинный квартирмейстер Василий Николаевич Новиков ,
Кочегары:Алексей Александрович Осинин
и Иван Панкратьевич Ширинский .

Платонов Артем

Японцы еще рассчитывали захватить русский миноносец. Мичман Ямазаки потом докладывал, что два русских матроса, завидя, что японцы крепят на "Стерегущем" буксир, перебежали по разбитой палубе и скрылись в машинном отделении, задраив за собой люк. Ямазаки предложил им сдаться, но в это время "Стерегущий" стал быстро крениться и погружаться. Моряки, оставшиеся неизвестными, открыли кингстоны и погибли вместе со своим кораблем...

Официальная версия

Рождение "Стерегущего"

1895 год. В Великобритании для Российского Императорского флота построен миноносец «Сокол», ставший первым кораблем в истории, сделанным из никелевой стали. По вооружению, скорости (29,7 узла) и мореходности «Сокол» стал одним из лучших в мире среди миноносцев. После испытаний корабля было решено немного доработать конструкцию (упрочнить корпус, увеличить толщину обшивки, оснастить корабли котлами улучшенной конструкции) и запустить улучшенные «Соколы» в серию.

1898 год. По заказу российского Главного управления кораблестроения в на Охтинском, Невском, Ижорском заводах и верфи в Або заложены 26 улучшенных миноносцев типа «Сокол». 12 из 26 миноносцев сделали разборными – их везли с Невского завода в Порт-Артур, где на полуострове Тигровый хвост был сооружен закрытый эллинг, рассчитанный на одновременную сборку трех миноносцев. И вот, 11 апреля 1900 года состоялась официальная закладка первого корабля на данном эллинге – "Баклана", вскоре переименованного в "Кондор", а затем в "Решительный". В том же году начали строить и "Кулик", через два года получивший новое название – "Стерегущий". В мае 1903 года его зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры, предназначенного "для защиты шхер и дальних бухт".

1904 год. Японско-российские отношения начинают стремительно портиться. 9 февраля японцы без объявления войны атакуют российские корабли на рейде Чемульпо и Порт-Артура. Начинается русско-японская война...

В этот же день «Стерегущий» с утра начал свою боевую вахту. Вначале отряженный в дозор, днем он дважды участвует в составе эскадры в атаке японцев, а вечером выходит на поиски вражеских кораблей. 14 февраля истребители «Стерегущий» и «Скорый» сопровождают минный крейсер «Всадник». 24 февраля вместе с истребителем «Сторожевой» отгоняют японские миноносцы от поврежденного броненосца «Ретвизан». Но бой, прославивший «Стерегущий», произойдет позже – 10 марта 1904 года...

Но вначале давайте посмотрим, что же предшествовало этому бою.

Предшествующие события

9 марта в 6 часов вечера миноносцы «Стерегущий» и «Решительный» под общим командованием капитана 2 ранга Боссе выходят в ночной дозор у мыса Ляотеньшань. Около часу ночи 10 марта на горизонте наблюдатели из Порт-Артура заметили какие-то огни, двигающиеся в сторону берега. Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров приказал начальнику 1-го отряда миноносцев немедленно выйти в море, так как опасался, что неприятель может перехватить «Стерегущий» и «Решительный».

В начале четвертого ночи четыре корабля 1-го отряда («Выносливый», «Властный», «Внимательный» и «Бесстрашный») вышли из гавани и направились навстречу огням. Вскоре обнаружилось, что огни зажжены на четырех японских миноносцах – «Сиракумо», «Асасиво», «Касуми» и «Акацуки». Начальник отряда Н.А.Матусевич решает атаковать неприятеля...

Русские корабли, пользуясь тем, что они находились в тени горного массива Ляотеньшаня, подбираются незамеченными к вражеским кораблям почти вплотную. Наконец, в 3:30 с расстояния в 8 кабельтовых, «Выносливый», а затем и остальные русские миноносцы открывают огонь. Яркие вспышки выстрелов на мгновение выхватывают окрашенные в серо-оливковый цвет борта кораблей, а затем все снова погружается в темноту...

Хоть для японцев нападение и являлось полностью неожиданным, они очень быстро опомнились, дали полный ход и открыли ответный огонь. «Касуми» и «Асасиво» сосредотачивают огонь на вырвавшемся вперед «Выносливом». Вскоре один из снарядов попадает в машинное отделение, и миноносец лишается хода. Японцы приближаются к застывшему кораблю с трех сторон и начинают заваливать его снарядами. И хотя русские артиллеристы своей меткой стрельбой наносят ощутимый ответный урон, ситуация на «Выносливом» быстро ухудшается. Вскоре в кормовой части вспыхивает пожар, а взрыв в боевой рубке ранит начальника отряда Н.А.Матусевича. Кормовая часть миноносца окутывается смутно белеющим в темноте облаком – из перебитых труб отработанного пара обеих машин бьет мощная струя...

Но тут на помощь товарищу подоспел «Властный». Ведя огонь из всех орудий, он приближается к японским кораблям вплотную, и командир В.А. Карцев принимает решение таранить ближайший к себе миноносец – «Асасиво». Но японцы разгадывают этот маневр и стопорят машины, намереваясь пропустить корабль мимо себя и нанести ему таранный удар в ответ. Карцев командует резкий поворот, «Властный» выпускает в борт «Асасиво» две торпеды и проскакивает мимо. Японский миноносец после двух взрывов начинает крениться и тонуть...

Через несколько минут к «Властному» подбирается «Касуми» и, высветив того прожектором, начинает обстрел. «Властный» отвечает, и японец, не выдержав огня, гасит прожектор и резко меняет курс...

«Внимательный» и «Бесстрашный» тем временем вдвоем ведут бой с «Акацуки». Вскоре после взрыва в машинном отделении у японцев выходит из строя паровая магистраль, и миноносец превращается в неподвижную мишень. Закрепить успех русским морякам не удается – японец исчезает во тьме, а русские миноносцы вступают в перестрелку с оказавшимся рядом «Кацуми».

Вскоре противники теряют друг друга в темноте, и русские начинают отходить к берегу Лаотеньшаня – здесь, согласно инструкции, находится точка рандеву. «Внимательный» берет на буксир наиболее тяжело поврежденный «Властный», и в 7:00 отряд успешно прибывает на базу...

Последний бой «Стерегущего»

Помилуй нас Бог всемогущий

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб "Стерегущий"

Вдали от родимой земли…

Наступление утра ознаменовалось густым туманом, окутавшим прибрежные воды. «Стерегущий» и «Решительный», возвращающиеся на базу после ночного дозора, в проливе Ляотешань внезапно обнаруживают крайне неприятное соседство. Пересекающимся курсом с ними идут четыре японских миноносца – «Акебоно», «Сазанами», «Синономе» и «Усугумо». Внезапная встреча стала для моряков полной неожиданностью. Однако, на «Стерегущем» и «Решительном» сразу же сыграли боевую тревогу, и русские артиллеристы первыми открыли огонь по японцам из двух 75-мм и четырех 47-мм орудий.

Используя единственный шанс вернуться в Порт-Артур и не принимать невыгодный бой (японские корабли были быстрее - 31 узел против 27, а также лучше вооружены - 6 орудий на каждом японском миноносце против 3 на каждом русском), оба корабля пошли на прорыв. Шедший в голове «Решительный», обмениваясь выстрелами в упор с «Акебоно» и «Сазанами», проскочить успел. «Стерегущему» повезло меньше – один из первых же японских снарядов попадает в котельное отделение и повреждает оба котла с главным паропроводом. Миноносец начинает стремительно терять ход... Командир «Решительного» Боссе принимает решение продолжать отход в Порт-Артур, иначе, как написал потом в рапорте командир эскадры Макаров, «повернуть «Стерегущему» на выручку, значило потерять вместо одного миноносца - два»...

Тем временем японские корабли пошли на сближение с потерявшим ход «Стремительным». Русские артиллеристы мужественно и метко отстреливались, но силы были явно неравны. Один за другим в полубак миноносца попадают три снаряда, корежа и разламывая ходовую рубку. Фок-мачта кренится и падает на правый борт. Один из снарядов попадает прямо в носовое 75-мм орудие, снеся половину ствола и уничтожив весь расчет. В кочегарке вспыхивает пожар, но кочегарам П. Хасанову, А. Осинину и трюмному машинисту В. Новикову удается его потушить...

Через час с начала боя смолкает последнее 47-мм орудие, и жестоко искалеченный «Стремительный», окутавшись дымом пожаров и паром из пробитых котлов, закачался на волнах. Все пространство от носа до первой трубы завалено частями тел и трупами – здесь полегла половина команды. С пробитых более чем в 10 местах бортов не доносится ни единого звука – 45 из 49 матросов и все 4 офицера, включая командира корабля, лейтенанта Сергеева, были мертвы...

Но победа японцам далась нелегко – досталось всем четырем миноносцам. Особенно пострадал «Акебоно», получивший 27 попаданий и вынужденный выйти из боя досрочно, и «Сазанами», отмеченный 10 попаданиями.

Видя, что русский миноносец не подает признаков жизни, японцы прекратили обстрел и спустили шлюпку. Мичман досмотровой партии Хитара Ямазаки, на найдя на борту живых (все четверо выживших – В.Новиков, А.Осинин, Ф.Юрьев и И.Хиринский, по видимому, в тот момент находились без сознания от ран), крепит на носу «Стерегущего» буксирный канат, и «Сазанами» начинает буксировку. Однако, вода, беспрепятственно вливающаяся в трюм сквозь несколько пробоин ниже ватерлинии, делает буксировку затруднительной – через 20 минут «Стерегущий» проседает и обрывает буксирный канат...

Из-за горизонта тем временем появляются дымы – вице-адмирал Макаров, узнав у вернувшегося «Решительного» о беде «Стерегущего», на крейсерах(?) «Новик» и «Баян» выходит навстречу врагу. Но к японским миноносцам уже успели присоединиться 5 крейсеров, а также приближалась броненосная эскадра, поэтому Макаров был вынужден вернуться обратно.

«Стерегущий» тем временем у всех на глазах медленно погружается под воду. Четверых оставшихся в живых моряков подбирают японцы...

Так как погиб «Стерегущий»?

Погибаю, но не сдаюсь!

Девиз моряков Императорского Военно-морского флота

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

Похожие статьи

  • Карри из курицы Куриное филе с карри рецепт

    Рецепт куриного филе в соусе Карри несложный, причем, блюдо готовится очень быстро. Приправа Карри придает блюду восточные нотки. Для приготовления куриного филе в соусе Карри требуется: 500-700 граммов мяса курицы (индейки), 1 головка...

  • Клубника на зиму лучшие рецепты с фото

    Клубника на зиму, рецепты: варенье, джемы, конфитюры, компоты, в собственном соку5 (100%) 4 голос[ов] Кто из нас не любит эти красные, сладкие ягодки? Клубника является одним из самых изысканных десертов. Конечно, свежие ягоды приносят...

  • Куриное филе в соусе карри Куриное филе с приправой карри

    Рецептов курицы карри много. Объединяет вкусы и ароматы карри и куриное мясо. А индивидуальности придаст технология приготовления и дополнительные ингредиенты. Они могут быть самыми неожиданными. Предлагаемый рецепт курятины под соусом...

  • Жаркое из курицы по-домашнему

    Жаркое из курицы - это вкусное, сытное и довольно экономичное блюдо. Сделать его очень просто, с этой задачей справится даже малоопытная хозяйка. Готовить жаркое можно в кастрюле, сковороде, мультиварке или духовке.Чтобы приготовить жаркое...

  • Все способы приготовления говядины в томатном соусе Говядина жареная с томатной пастой

    Говядина в густом соусе, приправленном специями самое то, когда хочется съесть большой кусок мяса и дополнить его соответствующим гарниром. Особенно чудить не надо, гарнир лучше всего выбрать классический, а именно картофельное пюре....

  • Запеканка из каши овсяной

    Надоела обычная каша и мне, и моей малышке. Рискнула, поэкспериментировала... и мы обе остались довольны! Попробуйте, может, и вам понравится! А у кого-то появится возможность накормить кашей своих маленьких "нехочух" :-)Как приготовить...