К какому типу относится бригантина. Типы судов. суда с косым парусным вооружением

Решив разбавить разговор о тонкостях модельного дела "биллетристикой", я открываю периодический цикл рассказов о кораблях, пользующихся у судомоделистов особой популярностью. Как правило, лишь не многие из тех, кто строит модель HMS Victory или "Черной жемчужины", знакомы с реальной историей прототипа. А ведь история эта часто полна столь загадочных перипетий, что впору писать приключенческий роман, а то и детектив.

Стартующий цикл - "Загадки легендарных парусников" будет знакомить читателя с фактами из устройства и истории известных кораблей.


Немногие из туристов, прогуливающихся по ялтинской набережной, знают, что кафе "Hispaniola" ("Испаньола"), стилизованное под парусник, когда-то было настоящим кораблем. В 60-х годах прошлого века он носил гордое имя первого советского маршала Ворошилова и перевозил грузы вдоль черноморского побережья. А в 70-х стал старинным двухмачтовым парусником и ходил к "Острову сокровищ" за золотом Флинта, а потом терпел кораблекрушение у необитаемого острова с Робинзоном Крузо на борту.

В 1970 году на Ялтинской киностудии режиссер Е. Фридман снимал очередную экранизацию романа Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ".
Желая достичь реалистичности на экране, Фридман запросил настоящий парусник, соответствовавший описанному в романе (до этого в фильмах снимали либо любое парусное судно, либо модели в специальном бассейне и декорации в павильоне).
Для постройки шхуны "Испаньола" киностудия приобрела старую парусно-моторную шхуну "Клим Ворошилов" (1953) у Херсонского винзавода. Проект переоборудования корабля и общее руководство работами на первоначальном этапе выполнил научный сотрудник ленинградского Военно-морского музея А. Ларионов. Окончательно достраивали парусник под началом инженера-конструктора киностудии В. Павлотоса.

На старом черноморском "дубке" нарастили фальшборт, центральный трюм и кормовую часть переоборудовали под старину, оснастили корабль двумя мачтами с косыми гафельными парусами и прямыми парусами на передней мачте, что соответствовало парусному вооружению шхуны (хотя В. Павлотос называл "Испаньолу" бригантиной). Парусник вышел удачным и снимался еще в нескольких кинокартинах, в том числе в "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" С. Говорухина (1972).

В еще одной отечественной экранизации романа Стивенсона, снятой в 1982 году на Ленфильме режиссером Воробьевым, "роль" "Испаньолы" поручили трехмачтовой шхуне-джекасс (Jackass) "Кодор" (которую позднее зрители видели в "роли" "Дункана" в фильме С. Говорухина "В поисках капитана Гранта" (1985). На "Кодоре" снимали эпизоды, а полностью «Испаньола» появлялась в кадре только в виде модели.

Не отличаются оригинальностью и зарубежные фильмы по роману "Остров сокровищ". В американской экранизации 1990 года экспедиция за сокровищами Флинта отправляется на трехмачтовом шлюпе (для фильма задействовали новодел исторического парусника "Баунти", построенный в 1961 году). Трехмачтовый корабль снимался и в английском мини-сериале 2012 года...

Не вносят ясности в вопрос об облике "Испаньолы" и художники-иллюстраторы. Луис Джон Рид (Louis Rhead),


Зденек Буриан (Zdeněk Burian), Джефф Хант (Geoff Hunt) показывают на своих рисунках трехмачтовый парусник. Роберт Ингпен (Robert Ingpen), Генри Мэтью Брок (Henry Matthew Brock), Игорь Ильинский изображают двухмачтовую шхуну.
Но наибольшую сумятицу внес первый иллюстратор романа Жорж Руа (George Roux). На его рисунках "Испаньола" предстает... бригом!


Так к какому классу парусных кораблей следует, все же, отнести знаменитую стивенсонсковую "Испаньолу"? Попробуем разобраться.

Начать, пожалуй, следует с того, что Р. Стивенсон сам четко обозначил в романе тип парусника, выбранного для путешествия за сокровищами. Сквайр Трелони описывает в письме доктору Ливси приобретенный корабль так:

"You never imagined a sweeter schooner — a child might sail her—two hundred tons; name, Hispaniola."

"Вы никогда не вообразите более прелестной шхуны - управлять парусами может младенец. Водоизмещение — двести тонн. Название — "Испаньола"".

Комментируя первое издание своей книги с иллюстрациями Жоржа Руа, Стивенсон пишет в письме отцу 28 октября 1885 года:

"... Иллюстрированное издание "Острова Сокровищ" выйдет в следующем месяце. Я получил сигнальный экземпляр; эти французские рисунки восхитительны. Художник понял книгу ровно так, как я её задумал, но допустил одну или две маленькие погрешности – так, он сделал "Испаньолу" бригом...".

Учитывая тот факт, что бриг - двухмачтовый парусник, и это не смущает Стивенсона, можно заключить, что в романе описана именно двухмачтовая шхуна.

В эссе "Моя первая книга: "Остров Сокровищ"" (1894) Стивенсон, имевший практический опыт управления 16-тонной шхуной "Цапля", раскрывает предпосылки к роману:

"… Это будет история для юных читателей – значит, мне не понадобятся ни психология, ни отточенный стиль; в доме как раз живёт мальчишка – он-то и будет экспертом. Женщины исключаются. Я не смогу управиться с бригом (а "Испаньоле", по правде говоря, полагается быть бригом), но, думаю, смогу обойтись шхуной без публичного сраму..." .
Читателю, для которого "шхуна", "бриг", "бригантина" - лишь романтические названия, поясним разницу между этими парусниками.
Все три типа кораблей можно отнести к разряду малых и средних парусных судов, имеющих две и более мачты.
Главная же разница заключается в особенностях парусного вооружения, т.е. в форме и количестве парусов, поднимаемых на мачтах конкретного судна.

Бригантина - двухмачтовое судно с передней мачтой (фок-мачтой), имеющей полное прямое (т.е. два - три прямоугольных паруса, расположенных по-перек оси корабля один над другим) парусное вооружение и с задней мачтой (грот-мачтой), имеющий продольный гафельный (т.е. размещенный на реях,расположенных позади мачты вдоль оси корабля) нижний парус (грот) и прямые паруса (марсель и, возможно, брамсель) на стеньге (добавочном элементе мачты).
Бригантины получили широкое развитие в 17-м веке. Несколько позже на нижнем рее грот-мачты бригантин, который называли "сухим", по-скольку он не использовался для постановки паруса, а служил в качестве опоры для такелажа, стоявшего над ним паруса - марселя, стали ставить прямой парус - грот. Дооснащение бригантины полным парусным вооружением на грот-мачте увеличило парусность корабля и мощь его парусов.

Парусник с полным прямым парусным вооружением обеих мачт и гафельным гротом стали называть бригом . Во второй половине 18-го века, когда бриги стали широко использоваться в военном флоте, бригами стали называть и бригантины, чему немало по-способствовали литераторы, путавшие эти корабли.

Шхуны , ведут начало от малых судов с продольным парусным вооружением, которые в 16 - 17 веках широко использовались голландскими и североамериканскими торговцами, рыбаками, каперами и флибустьерами."Шхуна", как специфический тип парусника с двумя мачтами и гафельным парусным вооружением появляются у побережья Нидерландов в конце 17 века. В 1695 году в Англии строится Королевская яхта "The Transport Royal", оснащенная как шхуна. Адмиралтейская модель этого корабля на сегодня является самым ранним документальным изображением шхуны.

Однако, большее развитие шхуна получила в северо-американских колониях. Поговаривают, что некий Эндрю Робинсон из Глостера в Массачусетсе построил настолько удачный парусник, что зрители, наблюдавшие испытания корабля, сравнивали его с плоским камнем, скользящим над водой при умелом броске, восклицая: "Scoon! Scoon!". Другие исследователи ссылаются на хвалебное голландское "schoone Schip" (прекрасный корабль). Так или иначе, но уже в 1716 году в записях бостонского порта фигурирует название "schooner". А в 1769 году Уильям Фалконер (Falconer William) описывает шхуну в своем морском словаре "A New Universal Dictionary of the Marine".

Таким образом, в первой половине 18-го века, к которой относится действие романа "Остров сокровищ", шхуны уже были достаточно распространены в Англии, в то время как бриг еще только начинал применяться в качестве военного корабля. И вполне естественно, что скряга Трелони приобрел дешевую, скорее всего - рыбацкую шхуну, которую и переоборудовали в "Испаньолу".


Еще одним аргументом, свидетельствующим в пользу шхуны, является меньшая, чем для брига или бригантины, потребность в экипаже (напомним - экипаж "Испаньолы" составлял 26 человек, из них 19 матросов).

Наиболее существенным возражением против использования шхуны для путешествия за "сундуками Флинта", исследователи романа считают маршрут экспедиции.
Маршрут этот пролегал от Бристоля до Мартиники на широте Лиссабона под бакштагом (дующим в корму пассатом) по Северному пассатному течению. Далее подъем севернее, к Острову Сокровищ и обратный путь Атлантикой на север, вдоль Багам и Флориды до мыса Хаттерас и далее по Антильскому течению и Гольфстриму... Благодаря атлантической карусели ветров и течений "Испаньола", совершив оборот по часовой стрелке возвратилась домой.
Вот тут, полагают исследователи, и поджидал бы шхуну неприятный сюрприз - для плавания под мощными устойчивыми ветрами Атлантики, шхуна, приспособленная к оперативному лавированию и хождению круто к ветру, вынуждена была бы рыскать на полных курсах, теряя скорость и, соответственно, увеличивая продолжительность рейса. Кроме того, "Испаньоле", по словам сквайра Трелони, грозили "пираты и проклятый француз", а вооружение шхуны составляла единственная вертлюжная пушка малого калибра (о пушке речь дальше). От брига (каперского или пиратского) бриг "Испаньола" мог бы уйти, а вот шхуна - шансов не имела.
Но исследователи вновь упускают из виду тот факт, что бригов во времена "Испаньолы" было не так уж много, а пираты предпочитали шлюпы (об этом пишет Чарльз Джонсон (Charles Johnson) во "Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами", изданной в Лондоне в 1724 году). Автор "Острова сокровищ" был хорошо знаком с книгой Джонса и даже (похоже) "списал" Флинта с Эдварда Тича, носившего грозную кличку "Черная борода".
Кроме того, уже к 1720 году пиратство в сильный упадок. Бывшие "джентльмены удачи" либо переходили на службу в государственный флот, либо спивались без работы в портовых кабаках где, кстати, их и набрали в команду "Испаньолы".

Итак, "Испаньола" у Стивенсона была шхуной. Причем, скорее всего, марсельной , т.е. имевшей на стеньге передней (фок) мачты прямой парус (марсель). На наличие стеньг на мачтах "Испаньолы" косвенно указывают салинги мачт, несколько раз упоминаемые в тексте романа. Салинг обеспечивает фиксацию стеньги и разнос стень-вант для более эффективного укрепления стеньг. На салингах нижних мачт устанавливали специальную площадку - марс.
Кроме того, прямой парус позволял несколько снизить рыскание при движении в бакштаг (т.е. при попутном курсовом ветре), о чем говорилось ранее.
Кстати, с салингами связан один из главных аргументов исследователей романа, придерживающихся версии "трех мачт".
Мачты парусника имеют свои названия, определенные их размещением на корабле. Передняя мачта именуется фок (нем.) или фор (англ.), т.е. "первая". Средняя мачта именуется грот (нем.) или мэйн (англ.), что означает "главная". Грот-мачт может быть несколько, если корабль имеет более трех мачт. Задняя мачта именуется бизань (нем.) или миззен (англ.) - "малая, последняя". Бизань иногда именуют крюйс-мачтой, но такое название относится к мачтам с полным реевым вооружением.

Двухмачтовые корабли, чаще всего, имеют фок и грот мачты. При этом, грот-мачта располагается ближе к середине корпуса и имеет большую, чем фок-мачта высоту. Исключение составляют двухмачтовые кечи и иолы, передняя мачта которых выше задней, располагается примерно в середине корпуса и, как следствие, именуется грот-мачтой. Вторая, задняя мачта таких парусников называется бизань-мачтой.

Стивенсон в тексте романа пару раз называет заднюю мачту "Испаньолы" бизанью:
"...В бочке стало светло. Взглянув вверх, я увидел, что поднялся месяц, посеребрив бизань-марс и вздувшийся фок-зейл..."

"...Ванты бизань-мачты висели у меня над головой. Я уцепился за них, полез вверх и ни разу не перевел дыхания, пока не уселся на салинге...".

Скорее всего, в данном случае, Стивенсон допускает описку, путая парусное вооружение шхуны с иолом.
Решающими аргументом в определении числа мачт на "Испаньоле" следует, все же, считать то, что в описываемый в романе период шхуны, как правило, были двухмачтовыми, равно как и бриги, которые вообще никогда не имели третьей мачты (а Стивенсон, как мы уже говорили, считал, что "Испаньола" должна была быть бригом). В пользу двухмачтового варианта говорит и другая цитата из романа:

"... Грот скрывал от меня часть кормы... В то же мгновение грота-гик откинулся в сторону, шкот заскрипел о блоки, и я увидел корму... ".

Т.е. задней, ближней к корме была, все же, грот-мачта. И "Испаньола" была двухмачтовой марсельной шхуной.

Крупные рыболовецкие шхуны (а "Испаньола", напомню, имела водоизмещение в 200 тонн) имели две палубы, нижняя из которых делилась на три отсека: носовой, где помещались члены команды; центральный - трюм для груза, имевший люк в подпалубное пространство, также являвшееся трюмом; кормовой, где размещались камбуз и старшины команды, включая капитана. Верхняя палуба, возвышавшаяся над нижней примерно на 1,6 - 1,7 метра, была ровной (иногда имела невысокие ступенчатые возвышения в носу (полу-бак) и в корме (полу-ют)). В палубе имелось три или более люков (в каждый из отсеков нижней палубы) с трапами, которые накрывали рустерными решетками. Люки в носовой и кормовой отсеки могли иметь так называемые "сходные тамбуры" небольшие будки над люком.

При реконструкции купленной для путешествия шхуны сходные тамбуры, судя по тексту романа, расширили до размеров палубных надстроек, несколько приподняв палубу. В передней надстройке - форкастеле разместили команду и камбуз, а в задней, представлявшей собой расширенный в стороны сходный тамбур - два гамака для капитана и мистера Эрроу. Кроме того, кормовой отсек нижней палубы расширили за счет трюма и выгородили в нем каюты (по три с каждого борта) для пассажиров "Испаньолы". В корме за счет выгородки и подъема палубы образовалось достаточно большое помещение для кают-компании. Наконец, в средней части нижней палубы выгородили отдельное помещение для хранения сокровищ, оставив по левому борту проход, соединяющий кормовой отсек с носовым.

Изучая устройство корабля, выстроенного ялтинскими кинематографистами для кинофильма 1971 года, не трудно заметить, что его облик во многом соответствует описанному в романе. Мы видим рангоут и такелаж, соответствующие парусному вооружению двухмачтовой марсельной шхуны, надстройки в носу и на корме...
В качестве претензии можно было бы указать на слишком малые (для 200-тонного корабля) размеры и пушку, установленную на лафете.
Но вопрос с пушкой - спорный. И ближе к правде, похоже, именно ялтинские корабелы.
Дело в том, что Стивенсон описал в романе "9-фунтовую вертлюжную пушку", ядро для которой канонир Израэель Хендс "катил по палубе". После удачного выстрела по верткому ялику с героями романа, ядро, просвистав над утлой лодченкой подняло такой ветер, что опрокинуло ялик с пассажирами! Судя по всему, Стивенсон плохо разбирался в артиллерийском деле.
Девяти-фунтовых пушек на вертлюге не бывает! Вертлюг - это металлический штырь с "рогатиной" на верхнем конце, в развилке которой крепилась пушка. Вертлюг устанавливали в специальном гнезде на планшире (поручень по верху фальшборта) или в палубе.При таком способе установки тяжелая пушка с тяжелым ядром (а 9-фунтовое ядро весило около четырех килограммов) и мощным пороховым зарядом сломала бы вертлюг и слетела бы при выстреле. По-этому, максимальный калибр вертлюжных пушек составлял 4 фунта. Чаще всего использовали пушки в 1 - 2 фунта для стрельбы картечью (маленькими шариками, сродни мушкетной пуле) по вражескому экипажу и абордажной команде.
Девяти-фунтовые пушки устанавливали на колесном лафете и при необходимости производства выстрела выдвигали их ствол в специальный проем в борту - пушечный порт. Кроме того, лафет оборудовали специальным тросовым креплением к борту - брюком и талями, облегчавшими откат пушки от борта для обслуживания и выкатывание ее в порт для выстрела.
Наводили на цель такие пушки, как правило, в вертикальной плоскости с помощью специального клина, подкладываемого под казенную часть орудия. Так что, попасть в маневрирующий на волнах ялик Хендс мог только случайно.
С другой стороны, девяти-фунтовое ядро не смогло бы поднять настолько мощную воздушную волну, что бы опрокинуть лодку. Для этого пушка должна была бы иметь калибр в 32 фунта. Но такую пушку было бы сложно разместить на относительно небольшой шхуне, да и при выстреле она могла бы запросто опрокинуть корабль.
Скорее всего, "Испаньола" была вооружена и легкими вертлюжными пушками калибром в 1 - 2 фунта,


и лафетной девяти-фунтовкой. Правда, непонятно - зачем катить по палубе относительно не тяжелое ядро, которое мог бы перенести в руках и ребенок?

Так или иначе, но ялтинские корабелы установили на свою "Испаньолу" небольшую (в пределах 2 - 4 фунтов) лафетную пушку. Такая же присутствовала в кадре при съемках эпизодов на борту шхуны "Кодор" в 1982 году.

К сожалению, время, чиновничья бюрократия и бизнес-интересы не пощадили этого интересного корабля, уверенно бороздившего волны Черного моря под всеми парусами. Кроме того, «Испаньола» была первым парусником, специально построенным для съемок кино, а Ялтинская киностудия стала пионером киношного кораблестроения.
В 1972 году крымская инспекция Морского Регистра, не имевшая в своих инструкциях графы, касающейся эксплуатации деревянных парусных судов, потребовала обшить корпус металлом с асбестовыми прокладками (во избежание пожара) и установить радио-локационное оборудование на мачтах, что было бы несовместимо с внешним видом старинного парусника.
Не желая уродовать красавицу «Испаньолу» киностудия передала ее на баланс "Интуриста", который установил шхуну на ялтинской набережной у гостиницы "Ореанда" и переоборудовал в кафе.

Подобная судьба постигла и учебный парусник "Кодор".
Канадский "Баунти", снявшийся в нескольких фильмах, погиб с капитаном и одним из членов команды в октябре 2012 года у побережья Северной Каролины во время урагана Сэнди.


Бриг, а … Русский орфографический словарь

бриг - бриг/ … Морфемно-орфографический словарь

Небольшое судно с двумя мачтами, из которой задняя значительно выше переднее. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРИГ двухмачт. судно; прежде были и военн. бриги с 20 26 пушками. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

А; м. [англ. brig] Двухмачтовое морское судно с прямыми парусами. * * * бриг (англ. brig, сокр. от итал. brigantino бригантина), 1) морское парусное двухмачтовое судно с прямыми парусами. 2) В ВМФ боевой парусный корабль (XVIII XIX вв.). * * *… … Энциклопедический словарь

Или брик муж. двухмачтовое мореходное судно, военное или купеческое, близко подходящее к корвету (трехмачтовому); купеческий бриг от 150 до 300 тонн. Бриговый, бричный, относящийся ко бригам, им свойственный. Бригантина жен. бриг гораздо меньшего … Толковый словарь Даля

- (Brig) 1. Двухмачтовое судно с прямым вооружением, но имеющее гафель на гроте. Б. становятся очень редкими судами, т. к. бригантины и шхуны вытеснили их. 2. Класс военных кораблей парусного флота с конца XVIII ст. для крейсерской и посыльной… … Морской словарь

бриг...

бриг. - бриг... бриг. бригадный бриг... Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. Пример использования бригврач … Словарь сокращений и аббревиатур

БРИГ, брига, мн. бриги, муж. (англ. brig) (устар.). Двухмачтовое парусное судно. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

БРИГ, а, муж. Морское двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами. Военный б. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Бриг Артемида
  • Бриг `Артемида` , Крапивин Владислав Петрович. Стальной волосок это книга о жизни нескольких поколений детей сибирского городка Турени. Она состоит из трех романов: Бриг`Артемида, Гваделорка и Бабочка на штанге. Роман Бриг`Артемида…

Приведем список названий кораблей из морского справочника, подходящих под определение "морское парусное судно":

Барк — морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань-мачте) и прямыми на остальных.

Баркас — 12-и 22-весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.

Баркентина (шхуна-барк) — морское парусное судно, имеющее не менее 3 мачт с косым парусным вооружением и переднюю мачту (фок-мачту), несущую прямые паруса.

Бот — небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.

Бриг — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обеих мачтах.

Бриг «Меркурий»

Бригантина — морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок-мачте) и косым на задней (грот-мачте).

Галион — так называется большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.

галеон «Золотая лань» — легендарный галеон Френсиса Дрейка

Галиот - название типа грузового парусного судна времен средневековья.

галиот «Орел»

Клипер — быстроходное парусное судно XIX века, с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.

клипер «Фермопилы»

Корвет — 1. Самое маленькое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущее до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40-х годов прошлого столетия, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; 2. Современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.

Линкор (Линейный корабль) — 1. Большое морское парусное судно, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, т. е. вытянувшись в линию; 2. Современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней (линкор).

Линкор «Двенадцать апостолов»

Пакетбот — так называется морское парусное или парусно-винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.

Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел»

Смак (шмак) - небольшое мореходное парусное рыболовное судно.

Фрегат — трехмачтовое морское судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.

Шлюп — 1. Трехмачтовое военное судно с прямым вооружением, похожее на корвет; 2. Парусное морское одномачтовое судно с двумя парусами (главным образом спортивное); 3. Тихоходный сторожевой корабль по охране транспортных караванов в некоторых современных иностранных флотах.

Шхуна — так называется морское парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженными косыми парусами.

шхуна «Belle Poule»

Ялик — небольшая гребно-парусная шлюпка с одной или двумя парами весел.

  • Малые парусные суда имеют одну или две мачты. Чтобы подчеркнуть их отличие от больших, малые двухмачтовые парусные суда имеют только грот-мачту (первая от носа) и бизань-мачту (вторая). Бизань-мачта, как правило, значительно меньше грот-мачты, поэтому такие суда иногда называют «полуторамачтовыми». Исторически существовали маломерные парусники с тремя и более мачтами (например люггер).

По типу парусного вооружения выделяют следующие типы судов:

  • Суда с прямым парусным вооружением - имеют прямые паруса на всех мачтах;
  • Суда со смешанным парусным вооружением - имеют как прямые, так и косые паруса на мачтах;
  • Суда с косым парусным вооружением - имеют косые паруса на всех мачтах;

Разделение условно, так как возможны сочетания прямых и косых парусов у всех типов. Однако прямым считается вооружение, при котором главными являются прямые паруса (приспособленное прежде всего для них), а косым - где главные паруса косые. Большие парусные суда могут иметь любой тип парусного вооружения. Малые парусные суда чаще всего имеют только косое вооружение.

Большие суда с прямым парусным вооружением

Корабль

Корабль имеет прямое вооружение на всех мачтах (числом три и более).

Передняя мачта называется фок -мачтой, задняя - бизань -мачтой, остальные - грот -мачтами (если грот-мачт несколько, именуются с носа в корму: первая, вторая и так далее).

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей (возможны верхний и нижний), фор-брам-рей (верхний и нижний), фор-бом-брам-рей, фор-трюм-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей (верхний и нижний), грот-брам-рей (верхний и нижний), грот-бом-брам-рей, грот-трюм-рей. В случае нескольких грот-мачт, прибавляется номер (например: первый нижний грот-марса рей).

Реи бизань-мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей (верхний и нижний), крюйс-брам-рей (верхний и нижний), крюйс-бом-брам-рей, крюйс-трюм-рей.

Паруса фок-мачты: фок , фор-марсель (верхний и нижний), фор-брамсель (верхний и нижний), фор-бом-брамсель, фор-трюмсель . Может иметь косые паруса: фока-трисель и фор-брам трисель

Паруса грот-мачты: грот , грот-марсель (верхний и нижний), грот-брамсель (верхний и нижний), грот-бом-брамсель, грот-трюмсель. Возможны косые паруса: грота-трисель и грот-брам трисель.

Паруса бизань-мачты: бизань (бизань и контр-бизань), крюйс-марсель (реже именуемый крюйсель, верхний и нижний), крюйс-брамсель (верхний и нижний), крюйс-бом-брамсель, крюйс-трюмсель.

Если на первом ярусе бизань-мачты установлен прямой парус, то он называется бизанью, а гафельный парус называется контр-бизанью. Если прямого паруса на первом ярусе нет, то бизанью называется гафельный парус.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер , бом-кливер, летучий кливер - косые. Исторически бушприт мог иметь прямые паруса: подвешенный под ним блинд (на блинда-рее) и бом-блинд (на блинд-стеньге).

Стаксели между фок-мачтой и грот-мачтой: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель, грот-трюм-стень-стаксель. Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера.

Стаксели между грот-мачтой и бизань-мачтой: апсель , крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стень-стаксель, крюйс-бом-брам-стень-стаксель, крюйс-трюм-стень-стаксель.

Дополнительно может нести лиселя , выставляемые на лисель-спиртах побортно от прямых парусов.

Бриг

Бриг всегда имеет две мачты с прямыми парусами.

Рангоут брига состоит из двух мачт: фок-мачты и грот-мачты, бушприта и реев и соответствующих стеньг, утлегарей и спиртов. На грот-мачте также имеются гик и гафель для крепления гафельной бизани.

Бриги всегда меньше кораблей и барков, и имеют меньше ярусов прямого вооружения. Поэтому, некоторых прямых парусов и соответствующего рангоута нет.

Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей, фор-бом-брам-рей.

Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей, грот-бом-брам-рей.

На грот-мачте так же устанавливаются грота-гик и грота-гафель.

Паруса фок-мачты: фок, фор-марсель, фор-брамсель, фор-бом-брамсель.

Паруса грот-мачты: грот, грот-трисель, грот-марсель, грот-брамсель, грот-бом-брамсель.

Передние паруса: фока-стаксель либо фор-стень-стаксель, кливер, бом-кливер, летучий кливер.

Грота-стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, грот-брам-стень-стаксель, грот-бом-брам-стень-стаксель.

Большие суда со смешанным парусным вооружением

Барк

Барк имеет не менее трёх мачт, несёт косые паруса на бизань-мачте и прямые паруса на остальных мачтах.

Передняя мачта называется фок-мачтой, задняя - бизань-мачтой, остальные - грот-мачтами.

Паруса бизань-мачты: косая бизань (бизань), гаф-топсель.

Вооружение остальных мачт то же, что при вооружении кораблём.

Бригантина (шхуна-бриг)

Бригантина (шхуна-бриг)

Бригантина имеет две мачты, несёт прямые паруса на фок-мачте и косые на грот-мачте. Названия их не отличаются от соответствующих парусов барка.

Баркентина

Баркентина имеет не менее трех мачт, из которых на первой (фок-) мачте несёт прямые паруса, а на остальных - косые. Соответственно, косой гафельный парус грот-мачты называется грот, топсель над ним грот-гаф-топсель (Если грот-мачт несколько, именуются с прибавлением номера), а такие же паруса бизань-мачты - бизань и крюйс-гаф-топсель.

Большие суда с косым парусным вооружением

Большие суда с косым парусным вооружением называются шхунами . Тип шхуны определяется типом основных и дополнительных парусов на мачтах. Выделяют следующие типы шхун:

  • гафельная - оснащена гафельными парусами.
  • бермудская - оснащена бермудскими (треугольными) парусами.

Стаксельная шхуна

  • стаксельная - основными являются стаксели на всех мачтах, их дополняют трисели и бизань.

Марсельная шхуна

Последние два типа являются, строго говоря, смешаными. Однако по традиции называются шхунами и относятся судам с косым вооружением. Отличие двухмачтовой марсельной шхуны от бригантины в том, что у первой рангоут и такелаж приспособлены прежде всего под косые паруса, а прямые устанавливаются дополнительно.

Малые суда

Двухмачтовые

  • Кеч - тип парусного вооружения. Судно имеет грот- и бизань- мачты. Определяющим признаком является то, что у кеча головка баллера руля расположена позади бизань-мачты. При вооружении судна Кечем площадь бизани составляет 15 - 25 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Кечем называется также местный тип парусного судна, который с XIX века стал вооружаться кечем. Но он имеет свои признаки, и обычно именуется с уточнением, например (балтийский кеч).

Гафельный иол

  • Йол - тип косого вооружения. Двухмачтовое судно,имеет грот- и бизань- мачты. В отличие от Кеча, у Йола головка баллера руля расположена впереди бизань-мачты. Площадь бизани составляет 8 - 10 %% от общей парусности. Может быть бермудским или гафельным. Йолом называется также местный тип парусного судна, необязательно вооруженный иолом, но характерный для определенного времени на Северном море.

Одномачтовые

  • Тендер - одномачтовый тип со сдвинутой к миделю мачтой, имеющий гафельный или бермудский грот, топсель, несколько стакселей и кливеров. Тип грота определяет тип тендера - гафельный или бермудский.
  • Шлюп - тип вооружения с косым гротом и одним стакселем. Если имеется гафельный грот, то над ним ставится и второй парус - гаф-топсель.
  • Кэт - тип вооружения с одним косым парусом.

Литература

  • Сулержицкий, А. Д., Сулержицкий, И. Д. Морской словарь. М., Воениздат, 1956.
  • Марквардт, К. Х. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века. Л., Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0131-3
  • Jenny Bennett, Veres László. Sailing rigs: an illustrated guide . Naval Institute Press, Annapolis MD, 2005. ISBN 1-59114-813-8

Ссылки

Самые первые парусные суда (будут описаны в данной статье) появились более трех тысяч лет назад в Египте и представляли собой обычный плот с прямой мачтой и рулевым веслом. Немного позже более усовершенствованные модели стали делать финикийцы. Для их постройки они использовали древесину ливанского кедра и дуба. В портах Финикии были судостроительные верфи, которые производили торговые одномачтовые лодки и более оснащенные военные суда. Примерно в V в. до н. э. морской флот уже имели древние греки и римляне. Однако крупные парусные суда появились в Европе в период великих географических открытий. Именно тогда самые мощные европейские державы в поисках новых колоний стали оснащать морские флотилии для путешествий не только через океан, но и вокруг света. Так началась упорная борьба за господство в море, что способствовало активному развитию судостроительной отрасли.

в современном мире

В наше время, когда военный флот составляют оснащенные по первому слову техники мощные корабли, парусные модели стали использоваться в основном для развлечения. Большую часть современных парусников составляют яхты. В Европе и Америке, где существуют спортивные яхт-клубы, ежегодно устраиваются спортивные регаты. Чаще всего в подобных мероприятиях принимают участие

Регата - это водное состязание между парусными или гребными судами.

Традиционно такие соревнования проводятся в Америке и Англии. Некоторые регаты являются крупными международными соревнованиями, как, например. «Кубок Америки».

Классификация парусных судов определяется в зависимости от оснастки и технических характеристик. Ниже приведены основные виды разновидностей парусников.

Классификация по типу парусов

Суда с прямыми парусами.

Суда с косыми парусами.

Прямой парус использовался еще древними египтянами и финикийцами. Он представляет собой полотно в виде трапеции, прикрепляющееся к горизонтальной рее. Корабли с прямыми парусами хорошо идут только с попутным ветром, поэтому их довольно быстро сменили на суда с косыми парусами.

Косой парус располагается с задней стороны мачты, к которой он крепится своей передней кромкой. Суда с косыми парусами отлично ходят как под попутным ветром, так и под острым к ветру курсом. Косые паруса, в свою очередь, делятся на:

Латинские.

Гафельные паруса.

Кливера и стаксели.

Классификация по количеству мачт

Одномачтовые парусные яхты.

Двухмачтовые яхты.

Многомачтовые яхты.

Мачта - это часть парусного вооружения. Она представляет собой вертикальную корабельную конструкцию, которая обычно поддерживается с помощью специальных растяжек. Изготавливались мачты в основном из хвойных пород древесины.

Мачты в современном мире

На крупных современных судах, не имеющих парусного оснащения, мачты утратили свою основную функцию и используются для иных целей:

Для несения национальных атрибутов своей страны (флага и герба).

Для несения опознавательных знаков о текущем состоянии судна (карантин на борту, пожар на борту, учебная тревога и т. д.).

Для установки различных осветительных сигнальных знаков.

Для установки некоторых звуковых сигнальных устройств.

Для того чтобы отдать дань уважения государству, в чьих водах на данный момент находится судно. На мачте устанавливают национальный флаг этой страны.

Если на борту есть покойник, то в знак траура и дани уважения его памяти приспускается государственный флаг.

Виды мачт

Фок-мачта. Это самая первая мачта, если считать от носа судна.

Грот-мачта. Она является второй по счету конструкцией подобного типа от носа корабля. На двух-трехмачтовых судах она является еще и самой высокой.

Бизань-мачта. Кормовая мачта, которая на любом судне является самой последней от носа.

Какие виды водных транспортных средств существуют?

Классификация парусников по виду корпуса:

Деревянные.

Пластиковые.

Стальные.

Классификация парусных кораблей по количеству корпусов:

Однокорпусные

Двухкорпусные (парусные катамараны)

Трехкорпусные (парусные тримараны).

И, наконец, классификация парусных судов в зависимости от использования киля:

Килевые яхты (на таких судах используют тяжелый позволяет существенно уменьшить дрейф судна и снизить центр тяжести).

Швертботы (на таких яхтах устанавливается специальный шверт, при необходимости его можно поднять и уменьшить осадку судна).

Яхты-компромиссы (на них используют промежуточные конструктивные решения между швертботами и килевыми конструкциями).

Разнообразие судов

Следует перечислить названия парусных судов.

Аак - небольшое одномачтовое судно с плоским дном, предназначенное для перевозки малых грузов.

Барк - это крупный корабль, имеющий от трех до пяти мачт. Судно в основном оснащено прямыми парусами, только на кормовой мачте закреплен один косой.

Баркентина - морской трех-пятимачтовый парусник. Большинство мачт оснащены косыми парусами. Только носовая конструкция имеет прямой парус.

Бриг - двухмачтовый корабль, имеющий прямое парусное вооружение на грот-мачте и фок-мачте и косой гафельный парус на гроте.

Бригантина - легкое двухмачтовое судно с косыми парусами на грот-мачте и прямыми парусами на фок-мачте, такой тип парусного вооружения называется смешанным.

Галеон - большое многопалубное морское судно с мощным артиллерийским вооружением. Галеоны предназначались для дальних морских путешествий и сражений. Такие парусные суда были достаточно быстроходными и маневренными и составляли основную часть испанского и английского флота.

Джонка - деревянное двух-четырехмачтовое судно, которое использовалось в основном в Юго-Восточной Азии и предназначалось для речных или прибрежных морских грузовых перевозок.

Иол - двухмачтовое судно, имеющее косые паруса и положение кормовой мачты позади оси руля.

Каравелла - трех-четырехмачтовое морское судно со смешанным парусным вооружением, предназначенное для морских плаваний и значительных грузовых перевозок.

Галера - так называют практически все парусно-гребные суда, они использовались еще в древности. Помимо парусного вооружения, имели один или два весельных ряда.

Каракка - большое трехмачтовое судно, использовавшееся для торговых и военных целей. Судно могло иметь до трех палуб и обладало внушительным пушечным вооружением.

Кэч - маленькое двухмачтовое судно. Отличается расположением кормовой мачты впереди оси руля.

Фрегат - военный трехмачтовик, имеющий полное парусное вооружение. Классический фрегат был создан во Франции в середине восемнадцатого века и представлял собой легкое маневренное судно с хорошим вооружением.

Флейт - хорошее морское парусное судно, предназначенное для военно-транспортных целей. Благодаря тому что длина этого судна была в несколько раз больше его ширины, флейт мог ходить довольно круто к ветру, и это давало ему значительное преимущество перед другими, менее маневренными судами.

Шлюп - военный трехмачтовый корабль, идущий под прямыми парусами. Использовался в качестве дозорного и транспортного средства.

Шхуна - легкое парусное судно, которое имело минимум две мачты с косыми парусами. Шхуны очень удобны в управлении. Они в основном использовались для различных торговых перевозок.

Яхта

Изначально парусные яхты представляли собой быстрые и легкие суда, использующиеся для перевозки высокопоставленных персон. Впоследствии яхтой стали называть любое или просто парусное судно, предназначенное для туристических или спортивных целей.

Первые яхты появились в восемнадцатом веке. Они были достаточно быстры и комфортабельны, именно поэтому богатые люди предпочитали этот вид морского транспорта. Современные парусные яхты имеют подвесной мотор, который позволяет легко маневрировать в порту и плыть с невысокой скоростью даже во время полного штиля. Они делятся на крейсерские (на их борту есть каюта), прогулочные и гоночные.

Купить в магазине

На сегодняшний день многие исторические парусники уже не существуют и остались только на страницах приключенческих романов и на картинках в журналах и книгах. Но не стоит сильно расстраиваться. В магазине можно приобрести судов, предназначенные для тематического декора. Существуют также специальные наборы и пособия для сборки парусных кораблей своими руками. Стоит отметить, что собирать модели кораблей - это очень занимательное хобби, набирающее обороты в России.

Самые знаменитые и легендарные парусные суда, фото и модели которых пользуется популярностью:

Барк «Индевор» - это знаменитое судно Джеймса Кука, на котором он плавал к неизведанным тогда берегам Австралии и Новой Зеландии.

«Нева» и «Надежда» - два шлюпа, которые впервые в российской истории совершили кругосветное плавание.

«Принц» - английский фрегат, затонувший в 1854 году в Черном море после катастрофического шторма. Популярность получил благодаря слухам о затонувших сокровищах, которые он перевозил.

«Мэри Роуз» - флагманский военный английского короля Генриха восьмого, который трагически затонул в 1545 году.

«Great Republic» - самый большой клипер девятнадцатого века, который был построен известным судостроителем Дональдом Маккеем.

«Ариэль» - британский клипер, который прославился благодаря тому, что в 1866 году выиграл знаменитую «чайную гонку» из Китая в Лондон.

«Приключение» - это корабль одного из самых известных пиратов - капитана Уильяма Кидда.

Заключение

Эпоха парусных кораблей была поистине захватывающим временем приключений и романтики. Парусные суда участвовали в многочисленных морских битвах, плавали к неизведанным берегам и перевозили бесценные сокровища, с которыми связано великое множество легенд. Кораблям подобного типа посвящено огромное количество литературных произведений. На основе исторических событий и мистических рассказов с участием парусных моделей снято множество знаменитых приключенческих фильмов.

Похожие статьи

  • Значение слова аарон в библейской энциклопедии никифора

    После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними...

  • Аарон библия. Значение имени аарон. Перепись населения и посвящение левитов

    После смерти патриарха Иосифа положение евреев резко изменилось. Новый царь, который не знал Иосифа, стал опасаться, что евреи, став многочисленным и сильным народом, в случае войны перейдут на сторону неприятеля. Он поставил над ними...

  • Необычный горячий бутерброд с яйцом и варёно-копченой колбасой

    Шакшука - это традиционное восточное блюдо из яиц, свежих помидоров, чеснока, специй, оливкового масла и трав, подающееся в порционной сковороде с большим куском хлеба или лепешкой. Многие уверены, что шакшука - блюдо израильское. Более...

  • Салат из свеклы "аленка" Свекольный салат аленка на зиму

    Красочные банки с вкуснейшим содержимым сразу привлекают наш взгляд на полках с домашними заготовками. Уже один вид салата яркого рубинового цвета поднимает аппетит и настроение, особенно в холодное время, когда лето уже позади. Он...

  • Вкусные заправки для салатов

    Соус может сделать самый простой и незамысловатый салат настоящим шедевром, уникальным и неповторимым блюдом. Долгая и красочная история салатных соусов начинается еще в древнем мире и продолжается и по сегодняшний день. Установлено, что...

  • Карри из курицы Куриное филе с карри рецепт

    Рецепт куриного филе в соусе Карри несложный, причем, блюдо готовится очень быстро. Приправа Карри придает блюду восточные нотки. Для приготовления куриного филе в соусе Карри требуется: 500-700 граммов мяса курицы (индейки), 1 головка...