Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе. Что такое капоэйра? Капоэйра в Европе

Если вы не в курсе, то капоэйра – это бразильское национальное боевое искусство. От всех остальных видов боевых искусств капоэйру кардинально отличает то, что она больше походит на танец или некие парные акробатические упражнения. Обилие акробатики, преимущественное использование ударов ногами и подсечек, а также неповторимый колорит национальной бразильской музыки – вот что такое капоэйра по своей сути.
Впрочем, если вы искали словарь терминов капоэйры, то, наверняка, имеете о ней, как минимум, общее представление.

А
Абада - Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira (бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)
Агого - музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором играют, ударяя по нему палочкой
Алуно - ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до оранжево-синего пояса
Амазония - один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику
Ангола - см. Капоэйра Ангола
Анголейру - человек, играющий капоэйру Ангола
Араме - Буквально “проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных
Армада - удар ногой с разворота ребром стопы
Армада Дупла - вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
Армада Пулада - армада в прыжке
Армада ком Мартэлу - боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Аррастау - бросок с помощью рук и головы
Атабак(е,у) - барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга
Ау Аберту - колесо
Ау Агули - рандат
Ау Батидо - удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)
Ау Дубрау - колесо с выходом через мостик
Ау Жиратория - колесо с вращением
Ау Кортаду - колесо, оборванное на половине движения
Ау Понтэ Сэм Мау - колесо без рук с прогибом в спине в конце движения
Ау Сэм Мау - колесо без рук
Ау Фешаду - Ау с согнутыми перед грудью ногами
Ау Флорис - бланш
Ау Чибата - переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой
Ау Эскусито - перевёрнутое ау
Ау ди Коста - Ау назад, похожее на макаку
Аше - чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в роде (см. рода)

Б
Бакета - Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау
Бананейра - нанесение ударов ногами, стоя на руках
Банда ди Коста - подсечка-выбивание ноги партнёра
Банда ди Френч - подсечка
Батерия - оркестр капоэйра
Батизаду - церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду капоэйрист может получить прозвище
Бенгела - один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
Бенсу - прямой удар (наносится пяткой)
Бенсу Пулада - прямой удар в прыжке
Беримбау - Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы, считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.
Бимба - мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала широко известна
Бока ди кальса - бросок с обхватом за обшлаги штанов.

Читателям на заметку: Если вас интересует погода , то получить всю необходимую информацию вы сможете на интернет-ресурсе ugadator.ru.

В
Верга - Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех
Вингачива - выталкивание плечом через бедро
Винтем - Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий
Виола, виолинья - Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации
Во до Морсегу - удар-толчок 2-мя ногами в прыжке
Вольта ау мундо - перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру

Г
Галопантэ - удар ладонью
Ганж - удар подошвой
Градуадо - уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу
Гримаш - палки для макулеле
Гунга - Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»)

Д
Джинга - покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра, \"раскачивающееся\" передвижение во время поединка
Джого - Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист
Добрау - монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну беримбау
Дону да рода - человек, ведущий роду
Дубрау - монета для игры на беримбау
Дэдэйра - удар пальцами в глаза

Ж
Жогу (жога) - игра, поединок
Жоэляда - удары коленями

И
Иуна - ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы демонстрируют сложную технику и акробатические элементы

К
Кабаса - Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме
Кабесада - удар головой
Калоуру - человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой
Камара - \"друг\", \"товарищ\" - так капоэйристы называют друг друга
Камарадинья - восхваляющая песня
Капоэйра - афро-бразильское боевое искусство
Капоэйра Ангола - После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем
Капоэйра Регионал - Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)
Карибэ - прямой удар пяткой в Негачиве
Кашиши - погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау, акцентирует ритм
Квадрос - см. Корридос и квадрос
Кеда ди Гинч - перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища
Кеда ди Кватро - отползание, уход назад на 4-х конечностях
Кеда ди Трэс - защитная позиция сидя на носках
Кешада - удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)
Кокоринья - защитная позиция, полусидя на корточках
Кордау - шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста
Корпо фешадо - «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия
Корридос и квадрос - Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола
Круз - бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.
Куадрас - Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором
Кутавелада - удар локтём

Л
Ладаинья - Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)

М
Макаку - движение похожее на фляк через руку
Макулеле - танец с деревянными палками
Маландражи - подлый обман; первая ступень в капоэйре
Маландро - Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели
Малисиа - коварство, изящество, хитрость, злость
Малисья - хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра
Манджингейру - колдун; человек, владеющий манджингой
Мандинга - Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов
Мандингейро - Человек, поднаторевший в мандинга
Марипоза - вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в горизонтальной плоскости
Мартэлу Ротадо - боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Мартэлу ди Жиру - боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Чау - боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом стопы)
Мартэлу ди Штрау - боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)
Меа Луа Солто - вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)
Меа Луа ди Компассо - удар пяткой с разворота с опорой на руки
Меа Луа ди Френч - удар прямой ногой вовнутрь
Меа Луа на Гинч - Меа Луа с \"опусканием\" в Кеда ди Гинч
Медиа, медиум, медио - Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям
Местрандо - уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному поясу
Местре - Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и белый пояс.Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.
Мортал - сальто

Н
Негачива - нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй
Негачива Ангола - ангольский вариант негачивы
Негачива Дерубау - бросковая негачива

П
Пальма - прямой удар рукой
Пандейро(у) - Бразильский бубен-тамбурин
Пассо-а-дуас - Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу
Патуа - Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов
Паштинья - мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола
Пиау ди Кабеса - вращение на голове
Понтэйра - прямой удар
Профессор - уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу

Р
Райз - Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу
Растейра - Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры
Режионал(ь) - см. Капоэйра Регионал
Резистенция - позиция на четырех опорах спиной вниз
Реко-реко - трещётка
Реложио - часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке
Рода - По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями. Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки
Рода ди Руа - уличная рода
Роле - смена Негачивы через 4 опоры, вращение

С
Сальвэ - приветствие
Сао бенто - ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами
Секвенция - последовательность движений, их связка
Сензала - Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств
Синтура депрезада - Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений
Соло - одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную последовательность движений и демонстрирует технику
Соло Рода - Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов

Т
Телефон - удар 2-мя ладонями по ушам
Тизора Ангола - скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами
Тизора ди коста - заднее высекание ножницами
Тизора ди френч - переднее высекание ножницами
Токе - ритм, исполняемый на беримбау
Трока ди кордас - \"смена поясов\", церемония присвоения нового пояса

Ф
Финта - обманное движение, заход на удар без выполнения удара
Фолха Сека - сальто на одну ногу
Формаду - выпускник школы капоэйра
Фундаментос - Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры

Х
Хаштэйра ди френч - передняя подсечка с опорой на руки

Ч
Чапа Байса - низкая чапа
Чапа ди Жиру - чапа с разворота
Чапа ди Коста - толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки (Ангольский вариант)
Чапа ди Френч - толкающий удар развернутой вовнутрь стопой

Ш
Шамада - вызов
Шулас - Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо

Э
Эс Добраду - комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау
Эсквива диагональ - широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага, уклон от удара
Эсквива латерал - широкий шаг в сторону, уклон от удара

Капоэйра - это смесь боевого искусства и танца, проходящая в игровой форме. Если вам не понятно, попробуем объяснить по-другому. Представьте 2-х дерущихся людей. Но при этом они не бьют друг друга кулаками, а наносят изящные делают сложные прыжки и подсечки. Всё это действо сопровождается своеобразной музыкой, под которую соперники вставляют

Боитесь боли? Напрасно! Ведь капоэйра - это только имитация драки с бесконтактными ударами. В чём-то она похожа на брейк-данс. В этой статье мы кратко расскажем об этом

Капоэйра - что это?

Попробуем ответить на данный вопрос. Всё-таки это больше боевое искусство, чем танец. Насчёт возникновения капоэйры есть множество догадок, гипотез и мнений, которые по большей части противоречивы. В их основе лежат как романтические истории, так и реальные факты. Самая распространённая версия гласит, что капоэйра была придумана африканскими рабами, которых вывезли в Бразилию. У самого слова нет конкретного значения. Но исследователи и мастера переводят его как «низкая растительность». То есть это место с низкой травой, где удобно заниматься капоэйрой.

Первые достоверные сведения об этом единоборстве относятся к 18 веку. Именно тогда появились письменные источники. Но на самом деле капоэйра намного старше.

В 1500 году португальцы приехали в Бразилию. Начав колонизацию, они стали использовать местных индейцев в качестве рабов. Но те либо убегали, либо быстро гибли. Чтобы пополнить португальцы решили привезти рабов из своих колоний - Конго, Гвинеи, Мозамбика и Анголы. Рабы привезли собственную культуру, религию и традиции, которые впоследствии легли в основу капоэйры. Например, у ряда был обряд инициации под названием «Танец зебр». Это действо перерастало в ритуальный бой между молодыми войнами. в сочетании с другими и лёг в основу единоборства. Теперь вы знаете краткий ответ на вопрос: «Капоэйра - что это?» Идём далее.

Достоинства

Конечно, навыки, которые вы получите на тренировках, пригодятся для самообороны. Но большинство людей посещают занятия не для этого. Главное достоинство этого единоборства в том, что оно делает тело изящным и красивым, позволяя прийти к оптимальной физической форме. И всё это проходит увлекательно - в виде боя, танца и игры. Новички часто задают вопрос: «Капоэйра - что это в плане тренировок?» Отвечаем: «Творчество и свобода».

Во время занятий расходуется много энергии, и задействуются практически все мышечные группы. Это способствует снижению лишнего веса и тонусу кожи. Прежде всего, подтягиваются ягодицы и бёдра, так как основная нагрузка ложится на ноги.

Также капоэйра помогает избавиться от живота, потому что различные повороты и уклоны постоянно тонизируют мышцы пресса. Над рельефом придётся поработать дополнительно, но подтянутый плоский живот точно обеспечен.

Помимо этого, развивается гибкость и координация тела. Ваш организм становится сильным и управляемым, а движения - отточенными.

Как проходят занятия

Для начала стоит позаботиться об одежде. Можно купить специальный костюм или одевать то, что удобно. Единственное, не подойдут свободные майки, так как придётся стоять на голове. Обувь не понадобится - тренировки проходят босиком.

Любая школа капоэйра делит занятие на три этапа:

  • Разминка. Это могут быт упражнения из фитнеса или стандартные танцевальные движения;
  • Отработка основных движений и приёмов;
  • Сам танец. Поначалу новички могут только наблюдать со стороны. Но после получения соответствующих навыков им позволяют участвовать наравне с остальными.

Новичкам нужно помнить, что хоть бой и бесконтактный, некоторые травмы всё же возможны. Не всегда можно предугадать движения соперника и увернуться. Также серьёзная нагрузка идёт на суставы. Поэтому при наличии связанных с ними заболеваний необходимо проконсультироваться с врачом.

Разновидности

Бразильская капоэйра включает в себя два главных стиля - реджионал и ангола. Реджионал - это резкость, скорость, прыжки и Здесь все удары наносят в полную силу, поэтому не всегда есть возможность увернуться. Благодаря этому реджионал является наиболее зрелищным стилем. Ангола же характеризуется плавными и медленными движениями. Это не очень красивая капоэйра. Для начинающих идеально подойдёт данный стиль. Он поможет хорошо разучить базовые движения.

Чаще всего в течение поединка-танца участники применяют оба стиля. Но главный фактор выбора манеры боя - музыка, которая всегда была неотъемлемой частью представления и тренировки. Причём обычная музыка для капоэйры не подойдёт. Используют исключительно фольклорные мотивы и песни, сопровождаемые игрой на древних инструментах. Подобная музыка выступает в качестве фона, а также даёт вдохновение, заряжает энергией бойцов и задаёт настрой игры.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на вопрос: «Капоэйра - что это?» Если вам наскучили тренажёры и стали раздражать однотипные упражнения, то попробуйте заняться этим единоборством. Ещё не было ни одного человека, которого бы этот модный и увлекательный танец-драка оставил равнодушным.

Капоэйра (Capoeira) — афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности. Существуют несколько основных гипотез ее возникновения.

1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.

2. Капоэйра - слияние древних культур - латиноамериканских и африканских танцев.

3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство . Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

В любом случае, истоки капоэйры нужно искать в глубине веков.

История возникновения капоэйры

Наиболее вероятной принято считать последнюю теорию. Завезенные из Африки рабы от непосильного труда на плантациях были вынуждены бежать в джунгли Амазонки и создавать свои общины «Киломбуш» - свободные поселения или присоединяться к тем индейским племенам, которые еще не были покорены колонизаторами Старого Света. Беглым рабам приходилось защищать «Киломбуш» всеми доступными методами. От недостатка оружия вводилось обучение рукопашному бою. В это время, как предполагают историки, и появилось искусство защиты - капоэйра.

Слово капоэйра не имеет точного перевода. По некоторым предположениям, оно означает разновидность джунглевых зарослей - капоэйрас. Согласно другим источникам - место с низкой травой - площадка, где удобно проводить воинствующие тренировки.

Практическое владение искусством капоэйры

С отменой крепостного права в 1888 году все рабы стали свободны, однако сей факт мало повлиял на благополучие Африканских невольников. Большинство из них стали на путь криминала. В городах увеличилось число убийств, грабежей, разбоев. С тех пор слова капоэйра - капоэйрист стали носить неприглядные синонимы: бандит, вор, грабитель. И властям пришлось официально запретить капоэйру. Существует даже задокументированный полицейский рапорт, в котором упоминается некий Besouro или Бизору. Он один, без посторонней помощи, ради собственной забавы, используя искусство капоэйры «надавал тумаков» отряду полицейских, забрал все оружие и отнес в отделение полиции, чтобы похохотать над слабостью блюстителей порядка. Среди капоэйристов он стал человеком-легендой.

Однако, несмотря на все запреты, капоэйра продолжала существовать как танец и, как боевое искусство. Мастера-капоэйристы набирали учеников, давали им второе имя (прозвище) и обучали методике ведения боя. Прозвище нужно было для конспирации, а также использовалось во время тренировочного процесса.

Первые школы капоэйры в Бразилии

Если полиции становилось известно место проведения танцев капоэйры, и она хотела застать всех врасплох - ничего не получалось. Раздавались звуки беримбао, ударного музыкального инструмента и тогда музыканты выстукивали особый ритм кавалариа. Он служил сигналом опасности. Капоэйристы и зрители разбегались, а музыканты продолжали развлекать сами себя - играть и танцевать.

После революции в Бразилии в 1930 году и последующего признания капоэйры, в 1937-м, в городе Сальвадоре зарегистрировали первую школу этого боевого искусства. Возглавил региональный центр физической культуры учитель капоэйры - Бимба. Впоследствии, обучение у Бимбы сформировалось в одно из направлений боя. Другой стиль искусства капоэйры был разработан учителем Пастинья в 1941 году и стал именоваться ангола. Название пошло от организованного им спортивного центра.

Распространение по всему миру

С начала 50-х годов капоэйрой стали интересоваться в Европе. Первое знакомство с латиноамериканским танцем связывают с фигурой Камиза Роша, однако пионером европейской капоэйры все же принято считать Martinho Fiuza. В Соединенных Штатах родоначальником капоэйры был Jelon Vieira - мастер школы Senzala.

Это боевое искусство нельзя однозначно назвать средством силового достижения цели, хотя на протяжении столетий большинство ударов практиковалось уличными бандами, телохранителями, наемниками. С капоэйрой такие личности не имеют ничего общего. Настоящая капоэйра скрыта от посторонних глаз. Мастера древнего искусства и преданные ученики собираются на «роду» в тайных местах, чтобы поддержать древние традиции. В капоэйре заключена не только сила ведения боя, но и философский смысл, физическое развитие. Такие представления проходят под песни и музыку простых музыкальных инструментов. Традиции сохранились и в наши дни.

Содержание статьи

вид боевого искусства. Родиной капоэйры является Бразилия. Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести удар ногами в голову одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего, образовав вокруг себя своеобразный «магический круг». Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков.

Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем. В Бразилии капоэйра не только популярный вид спорта, но и неотъемлемый элемент так называемой уличной культуры.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала . Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Капоэйра сегодня.

Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух основных стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ – скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. При том, что сейчас существуют школы (в том числе за пределами Бразилии), исповедующие какую-то одну из разновидностей капоэйры, ее разделение на стили условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцом тому или иному стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от его возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые – более динамичный и агрессивный региональ).

Для обоих стилей капоэйры характерна очень низкая стойка: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго», это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводятся ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы (такие, как сальто вперед или назад) могут использоваться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.

Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда – выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра», а самих себя называют, соответственно, «игроками». Игра проходит под исполнение особых, магических песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Беримбау – струнный инструмент, напоминающий лук. Он крепится к высушенной и вычищенной изнутри тыкве, а звук извлекается ударом палочки по струне. (По преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в грозное оружие.) Атабаки – ударный инструмент наподобие тамтама. Кашиши – небольшая корзинка с камнями, которая издает звук, напоминающий шелест дождя. Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое психологическое настроение всех участников роды. Со стороны рода выглядит как очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры – непременные участники традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные выступления.

Поединки в капоэйре проводятся как в полный, так и в ограниченный контакт. Проводятся также бои без правил. В них участвуют в основном профессионалы.

Помимо спортивного, в технике капоэйры имеется и боевой раздел. В боевом разделе изучаются: борьба одного человека против нескольких противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со связанными руками. В капоэйре культивируется также работа с оружием. Традиционное оружие капоэйры – мачете. Поединок с ним называется «мокелеле». Проходит он, как и рода, в кругу, под пение и музыкальное сопровождение. В качестве традиционного оружия в капоэйре используются также специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди, оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем понятно. Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.

Магия – еще одна грань капоэйры, темная ее сторона, скрытая от посторонних глаз. О «магической основе» капоэйры известно немного. Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы, приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как умбада и кондомбле. Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни, и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.

Кровавые ритуалы остались в прошлом. Современная капоэйра совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя. Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой техники своих учеников, но и развитием в них положительных человеческих качеств.

Традиционный костюм капоэриста составляют белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Цвета пояса (кардао) свидетельствуют об уровне мастерства капоэриста. (Эти цвета соответствуют цветам государственного флага Бразилии.) Новички (алуну) носят зеленый пояс, следующий их этап – зеленый пояс с желтой полосой. У инструкторов (монитору) цвет пояса желтый или желтый с синей полосой. Синий и синий с белой полосой носят старшие инструктора (профессора), а белый – мастера (мейстре); это высший ранг в капоэйре. Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры. Школы, официально не входящие в Федерацию, отличаются не только своеобразными «фамильными» приемами в технике борьбы, но и расцветкой поясов.

Капоэйра в России.

До недавнего времени за пределами Бразилии о бразильских боевых искусствах практически никто не знал. C середины 1990-х годов в США , а затем и в других странах (включая Россию) стали проводиться бои без правил, в результате чего на весь мир прославились бойцы из клана Грейси, практикующие «бразильское джиу-джитсу» и валетюдо (искусство уличной драки), основанное на технике «обычного» и тайского бокса, карате и приемах вольной борьбы. Появившиеся чуть позже фильмы с участием актера Марка Дакаскоса, демонстрировавшего мало кому известное тогда в мире боевое искусство под названием «капоэйра», способствовали его популяризации.

Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.

Похожие статьи

  • Что делать, если нет возможности платить кредит?

    Иногда случаются ситуации, когда делать взносы по банковскому займу нечем. Если нагрузка на бюджет семьи чрезмерно высока, но хочется избежать негативных последствий и проблем с финансово-кредитным учреждением, обязательно знать, как...

  • Отношение молодёжи к религии

    Молодежь и религия В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. Все мы знаем, что так начинается самое главное писание...

  • Музы Древней Греции – вдохновительницы подвигов Уникальные способности муз

    В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира....

  • Основы тибетской медицины

    Из Тибета славятся своей невероятной выдержкой, спокойствием, самообладанием, а об их физических способностях слагают легенды. В нашем современном суетном мире эти люди могут быть примером для подражания. Неудивительно, что мы хотим узнать...

  • Причины повышения и понижения средней концентрации hb в эритроцитах (мснс) в крови у ребенка, норма показателя

    Анализ крови может многое рассказать о состоянии здоровья человека при правильной его расшифровке: если мснс в анализе крови повышен, то причины могут крыться в серьезных заболеваниях. Ответ можно получить у врача, который сумеет...

  • Молитва при вселении на новую квартиру Молитвы на новоселье

    Статья включает также ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ, где раскрываются тонкости переездов по правилам разных религий. переезд по христианским обычаям переезд по-мусульмански буддийские обычаи переезда Переезд. Нет события, которое вызывало бы в себе...