Что такое полногласные и неполногласные сочетания в русском языке. Что такое полногласные и неполногласные Полногласные и неполногласные чередования

Всего найдено: 7

Ответ справочной службы русского языка

В значении ‘связанный дружбой, взаимным согласием’ следует использовать прилагательное дружный: дружный коллектив.

Корректно: Опираясь на высказывания «живых звеньев», связывавших его с преподобным Паисием, – епископа Нектария, Е. Ю. Концевич, отца Адриана, отец Серафим писал… Запятая после слова Паисием закрывает причастный оборот, запятая после слова Адриана – деепричастный; второе тире после обособленного приложения опускается, т. к. по условиям контекста требуется запятая.

«Заручиться мнением» нельзя. Можно ссылаться на чье-либо мнение.

Антагонизм – 1) непримиримое противоречие, вызванное несогласием во мнениях, противоположностью интересов; соперничество, борьба интересов; 2) биол. борьба за существование, основанная на стремлении организмов к самосохранению и сохранению своих видов.

Экзерсис – упражнение для развития, совершенствования техники исполнения (в танцах, музыке).

Нет, такого орфографического правила не существует (и не существовало). О буквосочетаниях -оро- / -оло- (также -ере-, -ело- ) говорят применительно к истории языка: подобные сочетания – признак русских слов, в то время как сочетания —ра-, -ла-, -ре-, -ле- – признак старославянских слов, ср.: ворог – враг, город – град, золото – злато, голова – глава, болото – блато, берег – брег, шелом – шлем и т. п. (в лингвистике это наличие графической последовательности оро, оло, ере, ело в русских словах называется полногласием ). В таких словах, действительно, пишется -оло-, -оро- , но это лишь закономерность, характерная для ограниченной группы слов и вызванная историческими процессами в языке.

Если это причастие (очевиден субъект действия), то следует писать одно _н_. Если это прилагательное (то же, что _обладающий взаимным согласием, единством_), пишется две _н_, например: _решение согласовано с начальством, их действия согласованны_.

Полногласие_ — характерное для русского, украинского и белорусского языков наличие сочетаний [оро], [оло], [ере] между согласными в словах (город, золото, берег и т. п.). _Неполногласие_ — наличие сочетаний _[ра], [ла], [ре]_ в словах. О наличии полногласия (неполногласия) можно говрить, только если были или есть соответствующие слова с неполногласием (полногласием): _город — град, золото — злато, берег — брег_.

© 2000-2018. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Грамоту.ру» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57155, выдано Роскомнадзором 11.03.2014.

Мини-курс « Безударные гласные»

  • Кристалл ический – кристал ьный.
  • Металл – ал юминий.
  • Артилл ерия – кавал ерия.
  • Жужж ать – дрож ать.
  • Балл ы – цимбал ы.
  • Имм играция – эм играция.
  • Дилемм а – проблем а.
  • Балл (оценка) – бал (танцы).
  • Рас чёт, расчётливый – расс читывать, расс читать.
  • Принцесс а, клоунесс а, – директрис а, биссектрис а.

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Полногласие

Понятие полногласия

На что обратить внимание

1. Слова с полногласием часто имеют своих неполногласных братьев-близнецов. Вроде однокоренные слова, а буквы разные: золото — злато, ворота — врата . Не подбирайте такие слова для проверки безударных гласных .

2. В русском языке также немало слов с буквосочетаниями АРА, АЛА. Как правило, это слова восточного происхождения: арахис, арабеска, караван, халат. Поэтому нельзя считать правилом, что ОРО и ОЛО всегда пишутся с О . Слова с О и с А в полногласии следует запоминать. Наши курсы Орфография без правил и Орфография по правилам включают в себя задания, которые помогут быстро и непринуждённо запомнить правописание сотен слов с буквосочетаниями оро, оло, ере, ара, ала .

Правила на оро оло

5.2. Образование слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-,
-ЕРЕ-, -ЕЛЕ-

Одним из типов открытого слога в праславянском языке позднего периода был слог, в котором двумя последними элементами были [ ŏ ] или [ ĕ ]
и плавные [ r ̥ ] или [ l ̥ ]. Эти плавные обладали повышенной вокальностью, что делало их слогообразующими звуками, а сам слог типа t o r ̥ / t , t o l ̥ / t ,
t e r ̥ / t , t e l ̥ / t считался открытым. Повышенную вокальность эти звуки приобретали только в позиции перед другим согласным, т.е. это было позиционное, а не фонемное свойство. Тем не менее, эти слоги также подверглись действию закона открытого слога, но по более сложной схеме: шла перестановка звуков в слоге с утратой плавным повышенной вокальности. Этот процесс начался в поздний праславянский период
и продолжался в период раздельного существования славянских языков, поэтому результаты изменения слогов в родственных языках оказались разными.

В южно-славянском языке (например, старославянском) плавный сначала утрачивает свою повышенную вокальность и передает ее предшествующему гласному, который удлиняется; затем происходит перестановка гласного
и плавного:

* t o r ̥ / t → * t ō r t →* t а r t → * t r а t .

Такая форма называется неполногласной .

В восточнославянском языке (древнерусском) повышенная вокальность плавных дала новый звук, который образует добавочный слог:

* t o r ̥ / t → * t o r o t .

Такая форма называется полногласной .

В западнославянском языке (например, польском) прошел тот же процесс, только гласный перед плавным утратился:

* t o r ̥ / t → * t o r o t → * t r o t .

* g ŏ r ̥ d — o — s → др.-р. г о р о д ъ

* g ŏ l ̥ v — a → др.-р. г о л о в а

→ польск. g l o w a

* b ĕ r ̥ g — o — s → др.-р. б е р е г ъ

→ польск. b rz e g

* m ĕ l ̥ k — ŏ → др.-р. м о л о к о

→ польск. m l e k o

В последнем случае из-за отвердения [л] мы получили не -еле- ,
а -оло- . Однако если начальный согласный был заднеязычный, то изменение шло несколько иначе: сначала под воздействием первой палатализации заднеязычный изменялся в шипящий, потом развивалось полногласие,

но по закону сингармонизма непередний [о] не мог стоять рядом с мягким шипящим, поэтому после шипящего сохранялся [е]:

* ch ĕ l m — ŏ — s → ш л ѣ м ъ (с.-с.) // ш е л о м ъ (др.-р.).

На то, что этот процесс был живым еще в 8 — 9 вв., указывает тот факт, что имя франкского короля Карла Великого, жившего в конце 8 — начале 9 в., в разных славянских языках претерпело соответствующие изменения:
с.-с. к р а л ь , рус. к о р о л ь , польск. k r o l .

Следует обратить особое внимание младших школьников
на соответствие полногласных и неполногласных форм слов

(или родственных слов), что поможет детям лучше запомнить орфограммы: золото – злато, ворота – вратарь, голова – глава, молоко – млечный, берег – прибрежный и под., и особо указать на невозможность проверки безударного гласного постановкой под ударение в коррелирующую неполногласную/полногласную форму.

ЧАСТЬ I. УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВ

IV. ПЕРЕДАЧА НА ПИСЬМЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

§ 26 . Правописание безударных гласных в корнях и приставках

И с к л ю ч е н и я: паром , свирепый , полыхать (при всполох).

П р и м е ч а н и е. Приставки пере- , через- , перед- также содержат полногласие и имеют неполногласные варианты пре- , пред- , чрез(с)-.

Слова, в которых есть одна проверяемая гласная в полногласном варианте, а также имеющие неполногласный вариант, напр.: бе ре жливый (так как есть проверка бе ре́чь и так как есть неполногласие в небрежный) , бе ременный (бремя), обо рона (обо ро́на и брань), воло сть (власть), воро г (враг), же ре бьёвка е ре́бий, жребий), ко лодец (кладезь), мо ло ко , мо лочный (млечный), обо лочка (облако, облачение), обо ро́т (обратно), пе речить , попе рёк (упрекать, вопреки, попрекать, прекословить), по ло́ва (плевел) по ло́тнище (платок), по ро́г , по ро́жний (испражнения, праздный), се ре́бряный (сребролюбец, бессребреник), се рёдка (средний), хо робрый (храбрый), смо родина (смрад), хо ромы (храм), хо ро нить , хо ронит (хранить), че рёд (чреда), чере з , че ре сполосица , че ре сседельник , че ре счур (чрезвычайный, чрезмерный).

Слова, с которых обе гласные проверяются, но нет неполногласного варианта, напр.: бо ро на (бороны, боронка), по ло са (полосы, полоска).

Слова, в которых нет проверяемой гласной, но есть неполногласный вариант корня, напр.: те ре бить (так как требовать ).

ruslang-oross.ru

Таблица по русскому языку для 1-2 класса «Сочетания оро — оло»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Чередование полногласных и неполногласных сочетаний
оро – ра, оло – ла, оло – ле, ере – ре

Задание 1 . Сформулируйте правило правописания гласных а, о, е в словах с этими сочетаниями, примените его в данных словах .

Охл_ждать, х_л_дильник, г_р_да, огр_ждать, гр_жданин, зд_р_вье, др_весина, поздр_вление, заг_р_дить, др_гоценный, д_р_гой, огл_вление.

Задание 2 . Запишите данные слова парами: вра тарь – воро та .

1) Краткий, град, брег, чреда, младший, власяница, брадобрей.
2) Бородач, город, берег, коротко, чередование, молодец, волосатый.

1) Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся.

2) Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой.

3) Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате.

4) Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех.

5) ...Море вдруг
всколыхнулося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые.

6) Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.

7) И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.

8) Мать с младенцем спасена.

9) Вкруг нее стоит грозная стража
На плечах топорики держат.

10) И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.

Задание 4 . Подберите к словам однокоренные с полногласием.

Прах, кладезь (мудрости), млечный (сок), отвращение, пленительный, бразды (пушистые), власяница, чрезмерно, посредственно, небрежный.

Задание 5 . Найдите и выпишите все слова с полногласными и неполногласными сочетаниями.

1) Хоттабыч взял Вольку за руку и поставил его рядом с собой на самой середине ковра. 2) Все бросили пить чай и прохладительные напитки и бросились смотреть на бородатого ребенка. 3) В тот же миг он оказался рядом со стариком Хоттабычем, как мы будем для краткости называть нашего знакомого. 4) Варвара Степановна снова обратилась к Вольке. 5) «Да будет благословен день твоего рождения!» – растроганно провозгласил Хоттабыч. 6) Что бы тебе хотелось сейчас, о драгоценнейший зрачок моего глаза? 7) Володя – это Владимир?

(Л.Лагин)

Задание 6 . Подберите к словам неполногласные пары.

Городить, сторож, порошок, воротиться, посторониться, здоровайся, схоронить, ворона, борода, коротышка, мороженое.

Проверяемая гласная в корне

Теоретическая зарядка

1) Что такое корень? 2) Родственны ли слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части? 3) Как надо подбирать родственные слова? (Находить без приставок или с другими приставками.) 4) Что такое чередование? 5) Какие беглые гласные вам известны, с чем они чередуются? 6) В чем трудность подстановки однокоренного «контрольного» слова? (В схожести разных корней, – значит, при проверке надо определять лексическое значение корней.) 7) Попробуйте различать пары:

старожил и сторожил;
посвятить и посветить;
примеряя и примиряя;
умолять и умалять;

отварить и отворить;
утешить и утихать;
разредить и разрядить;
развивается и развевается.

Задание 1 . Подберите родственные слова, расставьте ударения.

Образец : изнеможение – изнемочь, может, возможно, беспомощный .

Подразумевать, натощак, объединение, обращение, неудивительно, ободрять, непроницаемый, закоренелый, опровергать, окончательно, преподаватель.

Задание 2 . Из каждой тройки исключите неродственные слова .

1) Жаркое, жаровня, раскаленный; 2) ветер, вихрь, безветренный; 3) сосна, дерево, древесина; 4) бегущий, мчащийся, бегун; 5) учить, зубрить, ученый; 6) сожаление, сочувствие, жалость.

Задание 3 . Дается два «родственника», подберите к ним слово без приставки или с другой приставкой, найдите корень.

1) Невежа, невежественный; 2) связывать, связист; 3) закат, закатился; 4) подставка, остановился; 5) объединять, соединение.

Задание 4 . Данные слова вставьте в словосочетания, чтобы «высветилось» их значение.

Спеши – спиши, проредить – разрядить, примирить – примерять, развивается – развевается, поласкать – полоскать, поседеть – посидеть, сторожил – старожил, посвятить – посветить, запевать – запивать.

Задание 5 . Спишите, обозначив корень, приведите проверочное слово .

Вариант 1

Зак_лить, зак_лоть, пок_рять, уг_дать, приг_дится, сож_ление, др_жать, др_знить, потр_сение, созр_вание, изм_рение, прим_рение, сост_влять, перед_вать, прис_дание, зас_делся, пос_девший (от горя), изв_нение.

Вариант 2

Охр_нять, огр_дить, вл_стелин, ук_р_тить, затв_рять, пол_скать (белье), ощ_тинился, пот_желел, пож_лел, оч_рован, разд_вать, уд_вительно, сохр_нить, пот_снился, вып_дали, усп_вать, напр_жение, запр_гать, ед_ница.

Третий лишний

А. Лес, лестница, лесничий.
Б. Водила, водица, водитель.
В. Левый, лев, налево.

Г. Честный, чесночный, чеснок.
Д. Седло, седловина, седина.
Е. Смешной, смешать, смешить.

Игра «СЛОВЕСНЫЙ МЯЧ»

Проводящий игру бросает мяч ученику и называет слово с безударной гласной в корне, тот ловит мяч, называет проверочное слово и бросает мяч назад.

Увя дать, уви деть, спло тить, опла тить, обве вает, прело мить, раска лить, раско лоть, прота щить, выбе жал, разви той, разве вался (на ветру), ви нтовка, соче тание, заве щание, поре дел, впе ча тление, выда вать.

Чередующаяся гласная в корне

Теоретическая зарядка

1) На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне?
2) Назовите корни, выбор а или о у которых зависит от последующей согласной.
3) Вспомните и перечислите исключения из этого правила.
4) В каких трех корнях в безударном положении пишется о , а в двух – а ?
5) Назовите исключения к четырем корням этой группы.
6) От чего зависит выбор е и и в девяти корнях следующей группы?
7) Назовите их и два корня, где выбор о или а зависит от того же.
8) Какие особенности имеют слова: рассчитать и расчет , считать и сочетание ?
9) Как можно различить написание в корнях -мок- – -мак- и -ровн- – -равн- ?
10) Знаете ли вы исключения этой группы?

Коллективные упражнения

1) Подберите к данным словам однокоренные с чередующейся гласной:

возраст
заросли
выскочка
скачками

вычет
блистать
плавунчик
почитать

излагать
сложение
касаться
выстилать

избирать
застели
сжигаю
вытерла

откланяться
склонение
неприкосновенный
выжег

2) Объясните, чем различаются корни слов в парах:

бле щет – бли стать
выско чил – поска чет
соче тание – сосчи тать
за рянка – оза рить

выго рать – выга рки
ка сательная – ко снусь
попла вок – пло вчиха
поби рушка – собе ру

вычи тание – выче сть
зо ри – за ря
прила гать – зало жить
ро сточки – выра стал

3) В каком ряду все слова однокоренные?

А. Растущий, прорастал, простейший, росточек.
Б. Простачок, выросли, оросили, подрастать.
В. Роскошный, расти, растает, растворимы.
Г. Растительный, водоросли, ростовщик, ростовский.
Д. Зарастать, расти, растяпа, растрепан.

4) К глаголам совершенного вида подберите пару несовершенного .

Занять, внять, сжать, примять, начать, помнить, вынуть, взять (налог).

5)

Скакун, выскочил, проскакал, прискочил, скачу, скачками, отскочил, доскакала, доскачу, подска чу, подско чу.

(Какова разница между последними словами? Запишите неопределенную форму глаголов, дайте лексическое толкование их.)

6) Поработайте с гласными, которыми командует смысл .

А. Запишите, как назвать предметы, равные по весу, по возрасту, имеющие одинаковые права .
Б. Замените одним словом : безразличный ко всему, имеющий одинаковые права , действующие с одинаковой силой, сутки, в которых день и ночь одинаковы.
В. Вставьте гласную: р_вномерное движение, на ср_внительно малой высоте, старается удержать р_вновесие.

7) Выборочный диктант . Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной .

а) Посте лю рогожку, посею горошку,
поло жу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

б) Что выше леса, краше света, без огня го рит? (Солнце.)

в) Белый Тихон с неба спихан.
Где пробегает – ковром усти лает. (Снег.)

г) Зимой греет, весной тлеет, летом уми рает, осенью оживает. (Снег.)

д) Осенью в щель забе рется, а весной проснется. (Муха.)

е) Летают, кружатся, на землю ло жатся,
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вро сло. (Морковь.)

з) Чудо с чудом сошлось кругом:
дыр много, а выско чить некуда. (Решето.)

и) Захочу, так покло нюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)

к) Пришла из лесу птичница кур посчи тать. (Лиса.)

л) Летит орлица по синему небу:
крылья распластает, солнышко засти лает. (Туча.)

8) Распределительный диктант : в левый столбик – слова с чередующейся гласной, а в правый – с «чужой» орфограммой. Какая она? Можно ли проверить?

Сидеть, отпереть, загорать, примерять (платье), умертвить, половина, косичка, коснуться, отрасль, росинка, выросла, нарастание, убегать, убирать, зарничка, промокашка, равнина, побирушка, начинать, сочетаться, наклонился, скачки, изложу, полагаю, творение, косоворотка, прогорает.

9) Объясните разницу в написании слов .

Сильно вымо кнуть – обма кнуть сухарь в чай;
над уро внем моря – решить ура внение;
хорошая пла вучесть – российские пло вцы;
выро внять строй – ра вняйся на лучших;
промо чил ноги – пома кай в мед хлеб;
уро вень воды – нара вне с веком;
реши ура внение – заро вняй яму.

10) От глагола ска чу (искл.) образуйте новые глаголы с помощью приставок: пере-, об-, до-, под-, от-, за-, вы- . Запишите их, все время проверяя гласную 2-м или 3-м лицом этого же глагола .

11) Запишите под диктовку, сверьте с записью на доске.

Уравновешенный, равномерный шаг, равнинные леса, выровненная площадка, держать равнение, сровнять с землей, не сравнить ни с чем, весеннее равноденствие, ровесницы-девчонки, несравненная красота, равнение на героев, уравнять в правах, ровнять край юбки.

12) Вспомните все исключения в блоке «Гласные в корне» и напишите диктант исключений.

Контрольные карточки

Карточка 1

Задание . Вставьте о или а , обозначьте орфограмму .

Сапоги пром_кают, вым_кшие р_сточки, м_кни в молоко, обм_кнуть в чернила, ужас(?)ная м_крота, пром_кашка, нам_чить белье, булка разм_кает, пом_кай, накл_нившись, к_снусь м_крицы, зам_чили попл_вок, ра_м_кропогодилось, неср_внимые уро_вни, неср_вненная р_внина.

Карточка 2

Третий лишний

1. Ур_внять, ср_внять, зар_внять.
2. Прим_рение, вым_рание, ум_рание.
3. Соч_тание, выч_тание, прич_тание.

4. Обм_кнуть, вым_кнуть, пром_кнуть.
5. Сотв_рение, ут_варь, тв_рец.
6. Поск_чу, выск_чу, переск_чу.

Карточка 3

Третий лишний

1. Акац_я, ц_ния, ц_пка.
2. Попл_вок, пл_вец, пл_вунец.
3. Заб_ри, выб_рай, приб_русь.

4. Приг_рь, уг_р, г_рение.
5. Чащ_ба, уч_ба, трущ_ба.
6. Р_стает, зар_стет, выр_стает.

Карточка 4

Задание 1 . Распределите в три колонки: проверяемые гласные, непроверяемые, чередующиеся .

Поп_лнять, прис_дать, в_лнение, вп_чатление, изб_ратели, прик_саться, пос_деть (от горя), пол_жение, вым_кнуть, пл_вчиха, прим_рять (платье), к_нфета, к_торый, ум_рающий, инт_ресный, ст_рожилы (Воронежа), подст_лать, подск_чил, выр_стаю, сг_рел, з_ревать, ур_внение, в_теран, узн_вать, зад_вать, выд_вать, оп_реться, покл_нись.

Задание 2 . Запишите десять слов, в которых после ц пишется ы .

Карточка 5

Задание 1 . Выпишите те слова, где после шипящих пишется ё , обоснуйте ваш выбор .

Ш_пот, ш_рох, щ_лка, ж_лчь, ч_ткий, ож_г руку, ш_рник, ж_кей, ж_лудь, расч_сывать, щ_голь, крыж_вник, чащ_ба, ш_рты, ш_ковая, щ_тка, ж_рнов, ш_коладный, из Ш_тландии, пош_л, ч_кнутый, чуж_й, ч_рточка, печ_нка, ш_лк.

Задание 2 . Распределите в два столбика. С проверяемой гласной в корне и с чередующейся в корне .

Отв_рить в_рота, отв_рить макароны, разл_жить, р_сли, выст_рать, прот_реть, запр_женная, пок_рить, в_ршину, претв_рить м_чту, прор_стающий, заск_чил, сж_гать, бракосоч_тание, бл_стящий, заст_лать, за выч_том, к_сательная, зав_днелся, ув_дание (листьев), несг_раемый, з_рница, натв_рил, скл_нись.

Карточка 6

Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор .

скл_нить голову
затв_рить окно
продукты сг_рания
з_ревать с удочкой
сг_ревший дотла
соб_райся в путь

обж_гающее пламя
сл_гать песни
оп_реться о п_рила
удач(?)ное соч_тание
ст_реть написанное
заст_лать полы

накл_нение глагола
ск_ковая лошадь
на всем ск_ку
ск_чками бежал
зеленая отр_сль
р_дился в Р_стове

Задание 2 . Подберите и запишите однокоренные слова с е после шипящих .

Желудевый, щетина, шептать, желтеть, черта, щель, шерсть, пчела, жернова, сошедший, чело, челнок, желчь, жена, шелковистый, зачеркнуть.

Карточка 7

Задание 1 . Распределите по группам: а) зависит от согласной, б) зависит от ударения, в) зависит от суффикса -а- .

Рассч_таю, изл_гать, накл_ниться, предл_жение, подск_чивший, зам_рание, оз_рение, р_стовщик, уг_релый, выск_чка, Р_стислав, не к_сайся, ск_чками, выд_рнуть, заст_лить, выч_таемое, тв_рение, пром_чу, пробл_ск, р_стение.

Задание 2 . Спишите, объясните условия выбора гласной .

Ц_трусовый, ц_ганка, ц_ферблат, для куниц_, ц_корий, из-за дверц_, ц_кличный, ц_пной, оц_нить, из ц_гейки, акац_я, ц_клоп, панц_рь, ц_пки.

Карточка 8

Задание 1 . Распределите в три колонки: с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне .

Ф_соль, приб_рать, ор_шать, акв_рель, р_стение, с_лат, расст_лить, распрод_вать, к_тлета, пок_зался, непром_каемый, прик_снулся, к_росин, зап_саться, на прот_жении, раст_рание, прил_гательное, р_внина, зап_чатать, заг_рать, з_ревая, пл_вучая, ск_чу, подск_чить, ур_внение, зар_внять.

Задание 2 . Запишите десять слов, где в корне после шипящего под ударением пишется о .

Карточка 9

Задание 1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограммы: проверяемые и чередующиеся гласные в корне. Образец : поми рить – ми р,заме реть – нет суффикса -а- , ро сточек – искл .

Выл_пленный, з_рницы, выр_сший, посв_тить фонарем, посв_тить стихи, р_вес(?)ники, оз_ренный, неприм_римость, вым_рающие, разв_вать во_бражение, выст_ранное, ст_рожил сад, ст_рожил Воронежа, прил_жение, укр_щенный зверь, р_стительность, б_жал ск_чками, поб_рушка, прик_сновение, р_стовские дети.

Задание 2 . Объясните разницу в написании .

Сго ряча – прига рь
за ревой – за рянка
выже г – выжи гание

утва рь – тво рец
бле стящий – бли стать
ска чу – выско чу

попла вок – пло вец
расчё т – расс чи тывать
покло нись – кла няйся

Карточка 10

Задание 1 . Вставьте о или а , обозначьте орфограмму в корне .

Неср_внимые ур_вни, раств_рить, заж_гание, р_вновесие, расст_лающаяся д_лина, ск_чок.

Задание 2 . Запишите все исключения к чередующимся гласным в корне.

Карточка 11

Задание 1 . Распределите в два столбика: проверяемые ударением (с проверочным словом) и с чередующейся гласной. Корни обозначьте .

Заг_релись на з_ре, ум_лял о пр_щении, попросил препод_вателя, выт_реть листочки р_стения, прор_стающее з_рно, рано пос_девшие ст_рожилы, заг_релый пл_вец, прин_сти изв_нения, пол_скать выст_ранное б_лье, посв_тить стихи р_вес(?)никам, р_сли в ор_нжерее, распол_житься на н_члег, ра(?)ч_таться с д_лжниками, заст_лить с_фу, обм_рять овраг, обм_рать от страха.

Задание 2 . Запишите исключения на правило ы – и после ц в корне .

Карточка 12

Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Пл_вец, пр_коснуться, заж_гание, изл_жение, утв_рь, к_сательно, изл_гать, поб_рушка, приг_ревший, приг_рь, притв_рился, оз_рилось, ур_внение, выр_внять, прир_внять, переск_кать, разр_стание, р_стовщический, пром_кать, пом_кать, пл_вуны, заст_лет, ум_ротворение, вым_ршие, бл_снуть, ра_ст_латься, вым_рающие, ум_рли, поз_ревать (с удочкой), р_внина.

Задание 2 . Найдите третье лишнее .

А. Зач_тка, реш_тка, трещ_тка.
Б. Пш_нная, крыж_венная, ж_ванная.

В. Маж_рный, ч_порный, ч_рствый.
Г. Ш_рох, ш_пот, ш_мпол.

Карточка 13

Задание 1 . Спишите, вставив пропущенные буквы и обозначив морфемы, подчеркните слова с чередующейся гласной в корне .

Зас_дание, отп_рла, заг_релся, прим_рять платье, ум_ртвить, пол_вина, к_саться, к_совато повесил, отр_слевая, р_систый, зар_стаю, уб_гать, насл_ждение, прил_жение, изб_ратель, поб_рушка, р_стки, заг_рать, пл_вцы, прекл_нение, з_рницы, на выг_рках, ур_вень, выст_лешь, м_ровой.

Задание 2 . Составьте четыре примера игры «Третий лишний» на правописание ы – и после ц в корне слова .

Контрольный словарный диктант

Обмакнуть кисть в краску, выскочить из-за поворота, заровнять неровный край, посвящаются предъюбилейным торжествам, с бесстрашным циркачом, не прекословить старшим, не подчиняться превратностям судьбы, превратно истолковывать, пробираться по неизвестной местности, участвуют в состязании пловцов, в роскошной коллекции произведений искусства, приостановиться в нерешительности, собираются в прекрасном трехэтажном здании, растереться холщовым полотенцем, замираешь от непрерывного крика, подыскал ростовщика, приобретешь великолепный непромокаемый плащ с капюшоном, придать причудливую форму статуэтке, неверно рассчитал чертеж, собачонка с шелковой шерсткой, пребывать в недоумении, приотстать на железнодорожном разъезде, пристраивают придел к церкви, не принимает во внимание никаких объяснений, не используем преимущества, приближается к расстилающимся зарослям, презирать за бесчестный поступок, привстать на цыпочках, пренебрегать безынтересной работой, прибывать в расположение армии, преодолел пресложное препятствие, достиг ценой сверхъестественных усилий, касается панциря прелестного черепашонка, почти коснулся зарянки, когда зоревал на заре.

Блок «Правописание согласных в словах»

Дидактический материал к блоку
«Правописание согласных в корне слова»

Теоретическая зарядка

1. Вспомните опознавательные признаки орфограммы «Согласные в корне слова»:

1) на конце слова,
2) на стыке согласных.

2. Составляем алгоритм написания согласного звука буквой:

1) подберите однокоренное слово, чтобы за согласным встала гласная или л, м, н, р, в (в сильной позиции);
2) если нельзя, то вспомните исключения на правила;
3) или найдите в словаре;
4) при долготе согласного звука сделайте морфемный разбор слова.

Коллективные упражнения

1. Выборочный диктант . Запишите слова с непроизносимой согласной, объясните их написание.

Поздняя осень. Грачи улетели.
Только не сжата полоска одна, грустную думу наводит она.
И шествуя важно, в спокойствии чинном лошадку ведет под уздцы мужичок.
И сам про себя удалую, хвастливую песню поет.
Мороз и солнце! День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный...

2. Как проверить написание одинаково звучащих слов?

Кузнечный моло_ – совсем еще моло_;
мелкая изморо_ь – серебристая изморо_ь;
глубокий пру_ – гибкий пру_;
быстро ро_ – кусты ро_;
приехал на съе_ – он быстро съе_;
све_ти по лес_нице – све_ти сено;
ве_кий довод – вя_кий грунт.

3. Вставьте пропущенные буквы, в скобках дайте проверочное слово или пометку искл .

Ус_ный ответ, ужас_ный случай, шес_надцать километров, уча_ствовать в игре, трос_никовые заросли, че_ствовать ветерана, громоз_кий шкаф, загадочно безмол_ствовать, плес_нуть водой, свис_нул собаке, праз_ничный вечер, обе ровес_ницы, мои сверс_ники.

4. Объясните написание фонетически схожих слов .

Кост ный мозг – косн ый человек;
громко свист нуть – свисн уть с ветки;
искусн ый мастер – искусст венный цветок;
шефст вовать над малышами – важно шест вовать.

5. Замените одним словом, объясните написание .

Принять участие, испытывать чувства, осуществлять власть, издать хруст, имеющий хорошую скорость, сгоревший на костре, звук, образованный с помощью голоса и шума, произнесенный с большим чувством.

6. Объясните написание .

я ства – яв ственно, свист нет – блесн ет, лест ница – колесн ица, учас твуя – сочув ствуя, шеф ствовать – шес твовать, чув ствую – чес твую, ровесн ик – сверст ник, дрожж и – визж и.

7. Запишите данные слова в три колонки в зависимости от вставленной буквы: ж, з, д , приведите рядом проверочное слово .

Тетра_ка, засте_ка, лоды_ка, у_кий, коври_ка, во_ка, сма_ка, сла_кое_ка, фля_ка, сороконо_ка, громоз_кий, площа_ка, развя_ка, скла_чина, вя_кий.

8. Слова с удвоенным ж содержатся в загадке: «Кто жж ет, жужж ит и держит вожж и, ест можж евельник и пьет дрожж и?». Образуйте от этих слов как можно больше однокоренных слов и запишите их.

9. Почему расс читанный , но расч етливый ?

Запишите 12 слов, в которых появляется удвоенная согласная на стыке морфем – приставки и корня или корня и суффикса.

10. Как можно объяснить следующие строчки:

И ужасн о, и опасн о букву т писать напрасно!
Всем извест но, как прелест но букву т писать умест но!

Контрольные карточки

Карточка № 1

Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы, объясните их.

1) Слово не стрела, а к сер_цу льнет. 2) Счас_ливая дочь в отца, а сын – в мать. 3) Если б знал, где упасть, так соломки бы подос_лал. 4) Из кос_лявой рыбки уха сладка. 5) Искус_ного человека зовут мастером на все руки. 6) Пуд – шес_на_цать килограммов.

Задание 2 . Запишите двенадцать слов с удвоенной согласной.

Карточка № 2

Задание 1 . Вставьте, где необходимо, согласную, проверьте по образцу:

вкусн ый – вкус е н, пичуж ка – пичуж е к.

У_кий проли_, оплатить издер_ки, потерян сле_, целительная ма_ь, ре_ьба по дереву, ло_кий акроба_, доблес_ный рыцарь, зеленое пас_бище, уез_ный городок, опас_ный возраст, древес_ный уголь, крохотная лес_ничка, плес_нул в лицо, свис_нул собаке.

Задание 2 . Подчеркните «лишнее» слово .

А. Уса_ьба, сва_ьба, моло_ьба.
Б. Фля_ка, ча_ка, ру_ка.
В. Плес_нула, хлес_нула, блес_нула.

Карточка № 3

Задание 1 . Вставьте согласную, где необходимо.

Потерянная варе_ка, ярос_ный натиск, трагическая развя_ка, искус_ный мастер, гнус_ный поступок, тру_ка мира, ледяной айсбер_, мой рю_за_, низкий бере_, иску_твенный жемчу_, задребе_жал на во_зале.

Задание 2 . Образуйте с помощью приставок (об-, про-, за-, раз(о)-, под- ) новые слова от глаголов жжет и жужжит (ся) .

Карточка № 4

Задание 1 . Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные, запишите, выделив орфограмму.

Ненастье, крепость, бескорыстие, гигант, доблесть, счастье, ужас, чудеса, поверхность, должность, известие, крест, зависть, депутат.

Задание 2 . Вставьте пропущенные гласные, проверьте по образцу. Образец : выдо хнуть – вдо х, ста рожил – ста рый житель .

Зап_вать лекарство, зап_вать песню, ст_рожил склад, ум_лял о пощаде, ум_лял достоинство, зал_зать на дерево, зал_зать раны, зав_рить чай, отв_рить картофель, отв_рить окно, оч_ровательная улыбка, соед_нять.

Карточка № 5

Задание 1 . Вставьте согласную (если нужно), запишите проверочное слово .

уч_стник событий
у_кий к_ридор
блес_нул ярко
навес_ной замок

здра_ствуйте
шес_на_цатилетние
сверс_ники
ровес_ницы

ро_кие про_ьбы
жу_кая история
ме_кий наво_чик
справка из пре_сы

Задание 2 . Напишите словарный диктант из двадцати слов-исключений в данном блоке и непроверяемые согласные в корне слова .

Карточка № 6

Задание 1 . Впишите данные слова в таблицу .

Доро_ка, окрес_ность, лес_ница, ре_кий (ветер), мер_кий, извес_ный, чу_ство, ровес_ник, праз_новать, рен_ген, скво_ь, прелес_ный, сове_ский, сож_ет, ве_кий довод, дове_ти на лошади.

Задание 2 . Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово .

Насл_ждаться стихами, неув_даемый т_лант, уд_вительный р_с_ка_, раск_лить добела, хоть глаза вык_ли, объед_нить усилия, просл_влять труд, вопл_тить идею, опл_тить проезд, разр_дить ружье, изр_дка.

Контрольный словарный диктант

Свадьба, лестничный пролет, коврижка, рюкзак, можжевельник, разожжет, орфограмма, мозжечок, финский, гуманизм, грамотей, галерея, свиснуть с ветки, свистнуть громко, плеснуть в лицо, блеснула молния, здравствовать, ровесники, громоздкий, шефствовать над детсадом, вкусный, искусный, ненавистный, безопасный, колонна, вокзал, сороконожка, айсберг, шестнадцатый, яства, явственно, фашистский, бесчувствие, чествование, ландшафт, сверстница, застежка, аллея, драма, пьеса, местность, гигантский, ветчина, молотьба, поезжайте, рафинад, сладкоежка, забрезжил.

Запоминалки

Я запомнил, что и как писать
в корне -скоч- и -скак- !
Мне подскажет языч ок: а писать в ска чу, ска чок .

А в расчетливый, расчет ,
будем помнить корень -чет- !

Будешь в жидкость окунать –
Должен корень -мак- писать.
А напишешь корень -мок- ,
Коль отжать его ты смог.

Вечные мучения –
Эти исключения!
Ровная долина
Называется ра внина ...
А то, что гладко, ровно
С о пиши – запомни!

В разделе на вопрос Правило русского языка: кто знает такое? заданный автором Екатерина Лукашова лучший ответ это Такое правило есть в русском языке! Посмотрите по этой ссылке примечание 3:
Елена
Профи
(882)
Может это правило Вас убедит из толкового словаря русского языка Ушакова:
§ 29. Сочетания оро, оло, ере чередуются со слогами ра, да, ре в родственных словах, заимствованных из церк.-слав. языка или образованных по образцу их в самом русском языке. Напр.: укоротить - сократить; короткий - краткий, вкратце; безголовый - обезглавить; холодить - охладить; дерево, деревянный - древесина, древесный; деревообделочный - древообделочный; берег, левобережный - прибрежный; перерыв - непрерывный; середа, середина, посередине - среда, средний, посредине, посреди. Появление сочетаний оро, оло, ере в русских словах там, где в церк.-славянских находим ра, ла, ре, называется полногласием.
Ссылка: http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/990634
Я училась на филфаке, и знаю, что говорю!

Ответ от Dima Miniailo [активный]
Есть такое слово, "пароль". Непревзойдённый аргумент любому учителю начальных классов.


Ответ от Elisha [гуру]
не думаю что есть такое праило. Просто для исконно русских слов(то есть) незаимствованных характерны такие сочетания. Но заимствованных слов слишком много, поэтому исключений бы было многовато


Ответ от Homo sapiens [новичек]
есть такое правило... оро, оло -- с буквой "о", а ара,ала -- с буквой "а" 🙂


Ответ от Quietwalker [гуру]
полногласие, идет от старославянского оро чредуется с ра: город-град, порох-прах


Ответ от Tanja [гуру]
нет такого правила, забудь!

Понятие полногласия

Полногласие - специфическая лексикофонетическая черта современных восточно-славянских языков. В русском языке П. проявляется в наличии графической последовательности "оро", "оло", "ере", "ело" в словах общеславянского или восточно-славянского происхождения: корова, молоко, болото, берег, жёлоб. П. возникло под воздействием тенденции к открытому слогу в 3-5 вв. как результат преобразования праславянских дифтонгических сочетаний (or), (ol), (ег), (el) между согласными

В современном русском языке существуют сотни слов с полногласными: ОРО, ОЛО, ЕРЕ, ЕЛО. Это обстоятельство позволяет нам быстро запоминать правописание словарных слов с этими буквосочетаниями. Однако необходимо обратить внимание на пару моментов.

На что обратить внимание

1. Слова с полногласием часто имеют своих неполногласных братьев-близнецов. Вроде однокоренные слова, а буквы разные: золото - злато, ворота - врата . Не подбирайте такие слова для проверки безударных гласных .

2. В русском языке также немало слов с буквосочетаниями АРА, АЛА. Как правило, это слова восточного происхождения: арахис, арабеска, караван, халат. Поэтому нельзя считать правилом, что ОРО и ОЛО всегда пишутся с О . Слова с О и с А в полногласии следует запоминать. Наши курсы

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился И слова с неполногласием - это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

  • оро - ра: ворона - вран;
  • ере - ре: перестать - прекратить;
  • оло - ла: полотно - плат;
  • оло - ле: полон - плен.

Оро - ра

Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

Оло - ла

В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

  • болото - блато;
  • волочить - влачить;
  • волосы - власы;
  • Володя - Влад;
  • голос - глас;
  • голова - глава;
  • голод - глад;
  • золото - злато;
  • колос - клас;
  • молот - млат;
  • молодой - младой;
  • молодец - младенец;
  • молония - молния;
  • оболочка - облако;
  • солод - сладок;
  • холод - хладный.

Ере - ре

Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

  • беремя - бремя;
  • веред - вред;
  • середина - среда;
  • бередить - бред.
  • дерево - древо.

Оло - ле

И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

  • молоко - млечный;
  • полощет - плещет;
  • волочит - влечёт.

Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

Общеупотребительные слова

Слова высокого стиля

За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

Браду его посеребрила чреда прошедших лет.

Где-то в лесу каркнул ворон.

Чёрный вран беду уж кликал.

На улице стоял ужасный холод.

И смертный хлад его объял.

Сразу за кустами начиналось болото.

Степей и блат родных просторы.

Волосы Таня заплела в косу.

Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

Кузнец орудовал молотом.

Млат судьбы опускается на землю многострадальную.

Ворота к ночи запирались.

И райские врата пред вами распахнутся.

Дед добывал золото на приисках Сибири.

Не надобно мне ни злата, ни серебра!

Посевы на полях уже пошли в колос.

На пашнях уж тяжёлые класы клонятся долу.

Молния ударила в дуб за околицей.

Его молония повергла за грехи.

Когда дедушка был молодой, то наша страна называлась Советский Союз.

С младых ногтей его учили, что надо Родину любить.

Колька еле волочил ноги от усталости.

И кое-как влачились дни его в изгнанье.

Наш город сравнительно молод.

Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

Слова с чередованием, у которых разное значение

Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный , например), имеют разное лексическое значение.

Или возьмём слова голова и глава . Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочк а. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

Королева и краля - конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое - это заносчивая, знающая себе цену особа.

Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое - дом Божий.

Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое - это темнота, а второе - частичная потеря способности здраво рассуждать.

В словах порох и прах , кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно - это вещество, способное взрываться, а другое - тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

Середина - это место, равноудалённое от начала и конца, а среда - день недели или окружение.

Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда - это забор вокруг участка.

Короткий /краткий - эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный - во времени.

Слова устаревшие

Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

Из активной лексики

Устаревшие, редко используемые

Похожие статьи