Что такое корень в русском языке определение. Что такое корень слова: определение, примеры, правила. Что изучает морфемика

Что изучает морфемика?

Морфемика — это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу?

Что такое морфема?

Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами.

Какие есть части слова (виды морфем)?

  • Приставка,
  • корень,
  • суффикс,
  • окончание,
  • соединительная морфема (интерфикс),
  • постфикс.
  • К примеру, слово подводник состоит из 4 морфем:

  • -вод- — корень, общая часть схожих слов, составляет базу лексического значения слова;
  • под- — приставка, показывает на положение в пространстве — ниже чего-либо;
  • -ник — суффикс, показывает на человека по роду деятельности;
  • нулевое окончание — показывает на форму именительного падежа единственного числа существительного мужского рода 2-го склонения.
  • Все морфемы, не считая корня, именуются аффиксами, либо служебными морфемами. См. Что такое словообразовательные аффиксы?

    Какими условными знаками обозначаются части слова (морфемы)?

    Для каждой из морфем есть свои условные знаки:

  • см. ссылку — корень;
  • ¬ — приставка;
  • ^ — суффикс;
  • Ø — нулевой суффикс (см. Как отыскать нулевой суффикс в слове?);
  • см. ссылку — окончание;
  • постфикс обозначают или как суффикс, или как перевёрнутый суффикс, или как окончание, или как повёрнутый справа влево символ приставки, так как у учёных-лингвистов и создателей учебников по лингвистике нет одного представления по поводу данной морфемы;
  • соединительную морфему (интерфикс) обозначают или чертой сверху, или чертой снизу (подчёркивают);
  • // — символ чередования (либо /).
  • См. План разбора слова по составу.

    Что такое база слова и окончание? Как отыскать базу слова и окончание?

    Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο », база подчёркнута (за неимением технической способности обозначить их, как принято в лингвистике).

  • Часть слова в отсутствие окончания — это база слова . Окончание в базу не заходит. См. тщательно Что такое окончание как часть слова?
  • Чтоб отыскать базу слова и окончание, нужно слово поизменять, т.е. поставить его в другую форму. Та часть слова, которая остаётся в отсутствие конфигураций, — база. Часть слова, которая меняется, — окончание. Есть слова, которые не меняются; в их нет окончания, всё слово — база. См. В каких словах нет окончаний?
  • Формообразовательные морфемы также в базу не входят: захоте -л-о- сь . См. Какие морфемы относятся к формообразовательным?
  • База слова выражает лексическое значение слова, а окончание — грамматическое значение. См. тщательно Какие грамматические значения выражает окончание?
  • Изменяемые слова состоят из базы и окончания, окончание может быть нулевым (больО , бол-и ), а неизменяемые слова состоят только из базы (вчера , шоссе ). См. Какие слова относятся к неизменяемым (список частей речи и форм слов)?
  • В словах с постфиксами и (либо) формообразовательными морфемами база может быть прерывающаяся : купа-ет -ся , как-ой-нибудь, обиде-ть-ся .
  • База слова бывает 2-ух видов — непроизводная и производная . Непроизводная база состоит только из корня: дым-О , син-ий . В состав производной базы, не считая корня, входят и словообразовательные аффиксы: пуш-ист-ый, пятн-ышк-о, меж-зон-альн-ый .
  • Примечание. Трудности вызывает выделение базы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю , стоящими после других гласных либо после мягенького знака, т.к. эти гласные обозначают два звука, один из которых относится к базе, а иной — к окончанию. К примеру, существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, необходимо просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] — часть базы, поскольку окончание — дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения.

    Что такое корень слова?

    Основная морфема в слове — корень. Корнем именуется общая часть схожих слов, в какой заключено их основное лексическое значение. Корешки бывают свободные и связанные.

    Какие слова именуются однокоренными (схожими)?

    Слова с одним и этим же корнем именуются однокоренными (схожими).

    К примеру, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, обучаться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и потому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к действию «учить».

    Слова кустик, куст, кустарник, кустовой, куститься — однокоренные, потому что содержат один и тот же корень —куст- и обозначают предметы, признаки либо действия, имеющие отношение к слову «куст».

    Что такое словообразовательное гнездо?

    Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо.

    Словообразовательное гнездо — это совокупа всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования.

    Пример словообразовательного гнезда

    Начальное слово «губерния».

    губерн(и-я) [ губерниj-а ]

    губерн-атор

    губернатор-ш

    губернатор-ств

    губернатор-ск -ий

    губернатор-ствова -ть

    вице-губернатор

    вице-губернатор-ск -ий

    генерал-губернатор ср. генеральный

    генерал-губернатор-ств

    генерал-губернатор-ск -ий

    губерн-ск -ий

    (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь российского языка. — М., 1990. — Т. 1. — С. 262)

    Как отыскать корень в слове?

  • Чтоб отыскать корень в слове, нужно подобрать однокоренные (схожие) слова и отыскать в их общую часть.
  • К примеру,

    1) в слове переменка выделяется корень -мен- в итоге подбора однокоренных слов мен ять, обмен , замен а и др.;

    2) в слове высказывать корень -сказ- , потому что это общая часть однокоренных слов пересказ ывать, высказ ать, сказ ать, рассказ , сказ ка и т.д.

    Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт) , из 1-го звука (пой ти) либо быть нулевым (единственное слово, в каком нулевой корень — вы-нуть . Этот нулевой корень чередуется с -ним- (вы-ним- ать ).

  • 2. В сложных словах выделяются два и поболее корня.
  • К примеру, газ опровод , вечн озелён ый, бел о-син е-красн ый.

    В сложных словах корень (либо корешки) может быть представлен в усечённом виде.

    К примеру, кор пункт — кор (респондентский) пункт, университет в (ысшее) у (чебное) з (аведение).

    Какие корешки именуются омонимичными?

    Необходимо уметь различать корешки, совпадающие по звучанию и написанию, однако различающиеся по значению. Такие корешки именуются омонимичными.

    К примеру,

    1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик — корень -нос- (слова имеют отношение к действию «носить»);

    2) нос, носовой, носик, носище, переносица — тоже корень -нос- , однако слова имеют отношение к части лица «нос».

    Ничего общего меж словами «носить» и «нос» нет, означает, эти две группы слов относятся к различным словообразовательным гнёздам, и корешки в их — омонимичные.

    Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются.

    Что такое чередование гласных и согласных в корне? Что такое беглая гласная?

    При образовании новых слов и форм слов в почти всех корнях вероятны чередования звуков (т.е. мена), в итоге чего образуются различные варианты 1-го и такого же корня. Их нужно учесть при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов. См. таблицы чередований звуков.

    К примеру,

    1) в словах прос ить, прош у, спраш ивать один и тот же корень -прос- , в каком имеются чередования с//ш и о//а ;

    2) в словах рот рт а гласная о чередуется с «нулём звука», который именуется беглая гласная .

    Примечание. В том случае один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание целиком заходит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах класса кормл ю (корм ить), любл ю (люб ить), ишакепл ение (слеп ой) л не является новым суффиксом, а заходит в состав корня.

    Упражнения к теме «Омонимичные корни»

    1. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -вод- :

    аква, заводной, заводь, проводка, проводник, подводник, подводить, вывод, водяной, безводный.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову вода, во 2-м — слова, схожие слову водить.

    2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор- :

    горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать.

    Разбейте их на два гнезда так, чтоб в первом оказались слова, схожие слову гора, во 2-м — слова, схожие слову пылать.

    Упражнения к теме « Чередование гласных и согласных в корне»

    1. В каком примере верно выделен корень в слове поздравление ?

    1) ПОЗДРАВление, 2) ПОЗДРАВЛение, 3) поЗДРАВление, 4) поЗДРАВЛение, 5) ПОЗДРАВЛЕНие, 6) ПОЗДРАВЛЕНИе.

    Ответ: 4) поЗДРАВЛение.

    2. В каких вариантах встречается в российском языке корень слова отец ?

    Ответ: 4: 1) отец ; 2) отц- (отца, папе) ; 3) отч- (отчизна, отчество) ; 4) отеч- (отечество, отеческий) .

    3. Дан перечень однокоренных слов: перегородка, ограда, заграждение, преградить, огораживать, заградить, загорожено . Сколько тут представлено вариантов корня?

    Ответ: 5: 1) -город- (перегородка, заградить); 2) -град- (ограда, преградить); 3) -гражд- (заграждение); 4) -горож- (загорожено); 5) -гораж- (огораживать).

    4. Отыскать слова с корнями, в каких вероятны беглые гласные: лев, слон, орел, сокол, селезень, галка, олень, сурок, овца, коза, собака, пес, кот, жеребец .

    Ответ: лев (льва, львиный), орел (сокола, орлиный), селезень (селезня), галка (галок), сурок (сурка), овца (овец, овечка, овечий), пес (пса) .

    Источник материала Интернет-сайт

  • rus.1september.ru — статья Е.В. Муравенко «Морфемика».
  • Дополнительно:

  • Морфемный и словообразовательный анализ слова (много примеров, однако анализ глаголов не соответствует школьной программке)
  • Электрические морфемные и словообразовательные словари российского языка
  • Упражнения к теме «Корень слова»
  • Упражнения к теме «Морфемный и словообразовательный разбор слова»
  • Упражнения к теме «Основа и окончание»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие есть методы образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • Что такое аббревиация?
    • Что такое корень слова?

      Что изучает морфемика? Морфемика — это раздел науки о языке, в каком изучается состав (строение) слова. См. Как разобрать слово по составу? Что такое морфема? Каждое слово есть возможность поделить на малые важные части, именуемые морфемами. Какие есть части слова (виды морфем)? Приставка, корень, суффикс, окончание, соединительная морфема (интерфикс), постфикс. К примеру, слово подводник состоит...

    Приветствие.

    « Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»

    Почему сегодня у нас такой девиз?

    А вы хотите стать сильнее?

    Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?

    Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

    Прочитайте отрывок из стихотворения

    Н. Островского:

    У слова есть корни. И есть родня.

    Оно не подкидыш под сирым кустом.

    Когда я слышу:

    -Защити меня!

    Это значит:

    - Укрой меня, за щитом!

    Может ли это стихотворение помочь определить тему нашего урока?

    Эта тема для нас новая?

    Какую цель мы поставим перед собой?

    Прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать о словах?

    уч.ник учит.ль учебный

    Запишите слова, вставляя пропущенные орфограммы. Поставьте ударение, выделите корень.

    Корень учения горек, а плод сладок.

    Прочитайте пословицу и объясните, почему так говорят.

    Какое значение у слова корень в пословице?

    Слово корень - многозначное: корень - подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

    Что общего в значении этого слова?

    Послушайте сказку про корень слова.

    Что же растет от корня слова?

    Как они называются?

    Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?

    Тогда поиграем в игру «Кто больше?» картинки (по щелчку)

    Я убедилась в том, что вы хорошо умеете подбирать однокоренные слова. - -Откройте учебник стр.74

    Прочитайте на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке?

    Какие качества ученика помогут в этом?

    Я предлагаю задать другие вопросы корню слова

    На какие поставленные вопросы вы уже можете ответить?

    Предлагаю на оставшиеся вопросы ответить после того, как вы поработаете в группах . Проведите небольшое исследование группы слов. Исследование всегда проходит по плану. Я вам его предлагаю.

    Учащиеся получают слова:

    I группа - лес, лесок, лесной, лесник.

    II группа - цветы, цветок, цветник, цветочек.

    III группа - гриб, грибной, грибочек, грибник.

    Теперь попрошу представителя от каждой группы представить результаты исследования

    А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 74,75.

    Итак, на все поставленные вопросы ответили. Можно заканчивать урок?

    Предлагаю поработать в паре дидактические игры

    «Третий лишний», «Рассели жильцов»

    Самооценка.

    Работаем в рабочей тетради стр.41 упр.98

    Учебник стр.75 упр. 132

    В завершении урока поработайте с рефлексивной карточкой. Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. В таблицу запишите буквы, соответствующие ответам на вопросы теста. Кружком определенного цвета покажите уровень своей успешности на уроке .

    Его понятийное . Прочие морфемы (суффиксы, приставки, окончания) не имеют самостоятельного значения. Они только добавляют к основному значению дополнительные оттенки. Владеющий русским языком прекрасно поймет, что « » – это совсем не то же самое, что «хвостище», но и в том, и в другом случае речь идет об одной и той же части тела животного, т.к. корень у этих слов общий.

    Однокоренные слова

    Все слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными. Они могут принадлежать как к одной части речи (кот – котик – котофей – котище), так и к разным (пуск – пускать – пусковой).

    Сложные слова

    Один корень в есть обязательно. Но , состоящие из двух корней. Такие слова называются сложными. Так, слово «пешеход» имеет два коря: «пеш» и «ход».

    Омонимичные корни

    Встречаются слова, корни которых пишутся одинаково, но значения они имеют разные. Таковы корни у омонимов – слов одинаковых по написанию, но разных по значению: слова «ключ» в значении «источник» и «ключ» в значении «приспособление для открывания двери, отмычка» пишутся одинаково, но у слова «ключ» в первом значении однокоренным словом будет, например, «ключевая (вода)», а во втором значении – «ключник».

    Чередование звуков в корне

    Бывает, что гласные или согласные звуки в одном и том же корне в разных однокоренных словах пишутся по-разному, чередуются, например «бег – бежать» или «положить – прилагательное». Понять, как именно пишется корень в том или ином слове, помогают правила. Иногда это зависит находится гласная под ударением, или нет (загар – загорелый), иногда от того, на какую букву заканчивается корень (рос – выращен), порой – от значения слова, например макать (погружать в жидкость) и мокнуть (пропитываться влагой). Чередование звуков обусловлено историческими процессами, происходящими в языке (историческое чередование) или особенностями произношения (фонетическое чередование).

    Сращивание корней

    В результате изменений в языке некоторые корни «срослись» с приставками, суффиксами. В таких словах можно выделить исторический (этимологический) корень и современный, принятый в языке на данный момент. Так, в слове «заводской» этимологический корень «вод», современный – «завод». Такие корни называются связанными. Корни современных слов, совпадающие с этимологическими, называются свободными – таких в русском языке большинство.

    Морфемика - одна из сложнейших тем для ребенка. Правильно поделить слово на части сможет не каждый школьник. Тем не менее, умение правильно выделять части слова является необходимым условием для усвоения целого ряда правил русской орфографии.

    Русский язык: что такое корень слова

    Морфема - это значимая часть слова. Сначала при морфемном разборе выделяют основу и окончание. Основа - это неизменяемая часть слова, а окончание – изменяемая и указывающая на форму слова. Например, в слове «коровы» коров – это основа, а ы – это окончание. В основу слова входят следующие части слова (морфемы) – приставка, корень, окончание. Важной морфемой, обозначаемой при разборе слова дугой, является корень слова.

    Что такое корень слова? Корень слова – это общая часть родственных слов. Какие слова называют однокоренными? В основе однокоренных слов лежит один корень, другие же морфемы отличаются. Например, высокий – высота, лист - листва, папа – папочка, сестра – сестринский.

    Как найти однокоренные слова

    1. Существуют слова, имеющие одинаковые корни, но не являющиеся однокоренными. Так, в прилагательных "мирный" и "мировой" можно выделить корень -мир-, но слова не будут однокоренными, так как в первом случае прилагательное образовано от слова "мир" в значении «без войны», а во втором - в значении «то, что вокруг, вселенная». Лексические отличия слов не могут сделать слова однокоренными.
    2. Не следует смешивать однокоренные слова и формы одного слова. Например, слова «морковь» и «морковка» - это однокоренные слова, а «морковку» и «морковки» - это словоформы слова «морковка».
    3. Однокоренные слова необязательно принадлежат к одной части речи. Так, если «морковь» и «морковка» – существительные, то «бег» и «бежать» – существительное и глагол, а «весело» и «веселый» – наречие и прилагательное.
    4. Не забывайте, что кроме корня, в слове есть приставки и суффиксы. Если вы сможете их выделить, то найти однокоренные слова будет намного легче. Например, слово «подбородок». В нем можно выделить приставку под-, суффикс -ок и корень -бород-. Таким образом, теперь можно подобрать однокоренные слова: бородатый, борода, безбородый.
    5. Сложности могут возникнуть из-за исторических чередований согласных. Внешне корни отличаются, но смысл сохраняется. Дело в том, что раньше звучание русской речи отличалось от того, что можно услышать сегодня. Из-за исторических изменений в звуковом строе языка один и тот же корень в разных словах может звучать неодинаково.

    Некоторые примеры:

    • к-ч": рук/а - руч"/к/а
    • к-ц-ч": л"ик/ - л"иц/о - л"ич"/н/ый
    • г-ж: ног/а - нож/к/а
    • г-ж-з: друг/ - друж/и/т" - друз"/йа
    • х-ш: ух/о- уш/и

    Хотя конечные согласные в корнях отличаются, представленные пары слов являются однокоренными.

    Что такое орфограмма корня

    Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии (правописания) – это морфемный принцип. Он проявляется, например, в правиле «Безударная гласная в корне слова» или в правиле «Непроизносимая согласная в корне слова».

    В первом случае нужно найти такое однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением. Например, в_дяной – вода, с_стра – сестринский, д_ловой – дело.

    Во втором случае нужно найти такое слово, чтобы непроизносимая согласная была хорошо слышна. Например, чес_ный - честь, хрус_нуть - хруст.

    Не только в этих случаях стоит помнить, что такое корень слова. Еще одно важное правило основывается на умении выделять корень.

    Чередование гласных в корне

    Из-за тех же исторических причин в некоторых однокоренных словах пишутся разные гласные. Например, в корнях с чередующимися гласными е-и (-бер- -бир-, -пер- - пир-, -мер- - мир-, -стел- -стил, -дер- -дир и др.) буква "и" пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: умирать – умереть, расстилать - расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

    К чередующимся корням также относят:

    лаг-лож, кас-кос, плав-плов, клан-клон, твар-твор, мак-мок, гар-гор, зар-зор, скач-скоч, равн-ровн, раст-рос-ращ.

    • КО́РЕНЬ , -рня , мн. ко́рни , -е́й , м.

      1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворенными в ней минеральными веществами. Корни деревьев плохо держались в илистой почве. Паустовский, Колхида. Василий Петрович полол под вишнями бурьян и вырывал с корнем наиболее упорные кустики желтой ромашки. Катаев, Хуторок в степи. || Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень. Мыльный корень. | Об отдельном растении (при счете). Тохпан добавил, что молодежь берется посадить уже пятьдесят тысяч корней без отрыва от основной работы. А. Кожевников, Живая вода. - Усадьба тридцать соток ---, садок яблоневый на двенадцать корней, двадцать виноградных кустов. Закруткин, Плавучая станица. || мн. ч. (коре́нья , -ьев ). Подземные части и зелень некоторых растений (моркови, петрушки, сельдерея и т. п.), употребляемые в пищу. Суп с кореньями.

      2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Корень зуба. Корни волос. || Основание, место соединения органа с телом. Корень языка.

      3. перен. Начало, источник, основа чего-л. Корень зла. Корень ошибок. □ - Из глубины тысячелетий идут корни нашего советского братства. А. Кожевников, Живая вода. || Устар. и разг. Род, семья; начало поколения. В Скобеевке было более двадцати дворов Борисовых и все - от одного корня. Фадеев, Последний из удэге. - С кем дружишь - мне говори. Я их отцов всех знаю. Какого кто корня, мне все известно. Горбатов, Мое поколение.

      4. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддается дальнейшему разложению на значащие составные части.

      5. Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определенную степень. Извлечь квадратный корень. Кубический корень.

      В корне - совсем, совершенно. [Раглан] всем видом своим показывал, что он в корне не согласен с тем, что хотят ему навязать. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.

      На корню́ - 1) в несжатом, нескошенном виде (о хлебе, траве); 2) перен. в самом начале, не дав развиться. Ничто душой не позабыто И не завянет на корню. Твардовский, За далью - даль.

      Корень жизни - одно из названий женьшеня.

      Пустить корни - 1) прочно, надолго обосноваться где-л.; 2) получить особую силу, постоянство (о чувствах, привычках и т. п.). Привычка пустила во мне слишком глубокие корни. Видеть ежедневно Олесю --- стало для меня больше, чем необходимостью. Куприн, Олеся.

      Врасти (или прирасти) корнями - долго живя где-л., в какой-л. обстановке, привыкнуть, привязаться. Мы так глубоко вросли корнями у себя дома, что, куда и как надолго бы я ни заехал, я всюду унесу почву родной Обломовки на ногах. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

      Запрячь (или заложить и т. п. ) в корень - запрячь коренником, в оглобли (при наличии пристяжных).

      В корне пресечь - прекратить что-л. в самом начале, не дав развиться.

      Смотреть (или глядеть и т. п. ) в корень - вникать в самое существо какого-л. дела.

      Краснеть до корней волос - сильно краснеть.

      Подорвать (или подрубить, подкосить, подсечь) под корень - подорвать самое основание чего-л.; причинить непоправимый вред. [Яков] под корень подорвал разгульной жизнью крепкое --- хозяйство отца. М. Горький, Трое.

      Вырвать (или уничтожить и т. п. ) с корнем что - совсем, окончательно устранить.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

    Похожие статьи