Научно-исследовательская работа на практике. Научно-исследовательская работа студентов на практике Отчет по практике нир бакалавра пример

Целью научно-исследовательской практикиявляется систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование у студентов-магистрантов навыков ведения самостоятельной научной работы, исследования, экспериментирования, проектной и экспертной деятельности, развитие компетенций, полученных при изучении дисциплин учебного плана специализированной магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».

Задачами научно-исследовательской практикиявляются:

    приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации;

    получение компетенций самостоятельной работы по сбору и обработке научной, статистической, методической информации и практических данных;

    сбор, анализ и обобщение исследовательского материала, получаемого в ходе первичной и вторичной обработки в целях подготовки магистерской диссертации;

    написание научных текстов и их представление (апробация).

Во время научно-исследовательской практики студентдолжен:

Изучить:

    литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении магистерской диссертации;

    методы исследования и проведения аналитических работ;

    информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

    требования к оформлению научно-технической документации.

Выполнить:

    анализ, систематизацию и обобщение научной информации по теме исследования;

    теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;

    анализ достоверности полученных результатов;

    сравнение результатов исследования с отечественными и зарубежными аналогами;

    анализ научной и практической значимости проводимых исследований.

Ожидаемые результатыот научно-исследовательской практики:

Знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;

    умение работать с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);

    формирование навыков проведения статистических и социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации студента;

    освоение методики анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); освоить методики наблюдения, эксперимента и моделирования;

    умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;

    умение подготовить аргументацию для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;

    умение пользоваться различными справочно-библиографическими системами, приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах, работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

    умение обобщать результаты научно-исследовательской деятельности для продолжения научных исследований в рамках системы послевузовского образования.

Место научно-исследовательской практики

в структуре ООП магистратуры

Выпускники магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» становятся специалистами в сфере государственного и муниципального управления, которые должны обладать навыками управления в органах государственного и муниципального управления различных уровней, и, наконец, накопив достаточный практический опыт, имеют возможность стать руководителями различных структур в сфере государственного и муниципального управления.

При организации проведения научно-исследовательской практики магистрантов весьма важно учитывать характеристики будущей профессиональной деятельности магистров, содержащиеся в разделе IV ФГОС ВПО по направлению «Государственное и муниципальное управление». В частности, область профессиональной деятельности магистров включает в себя:

    государственное управление;

    муниципальное управление и местное самоуправление;

    управление в государственных и муниципальных учреждениях;

    управление в социальной сфере;

    управление в некоммерческих организациях;

    управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Магистр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач и в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. В частности, в эти задачи входят:

Участие в научно-исследовательских работах по проблемам государственного и муниципального управления, подготовка обзоров и аналитических исследований по отдельным темам специализации;

Подготовка и апробация отдельных образовательных программ и курсов, представление результатов исследований для других специалистов.

Конкретизируя цели научно-исследовательской практики в соответствии с условиями конкретного университета, факультета, кафедры, профиля обучения, программа практики магистра может предусматривать:

    закрепление, углубление и дополнение теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;

    приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе;

    сбор материала для выполнения научно-исследовательской работы магистранта (НИРС);

    сбор материала для написания выпускной работы магистра;

    приобретение умений и навыков работы в качестве преподавателя и т.п.

Таким образом, магистр государственного и муниципального управления готовится для эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической, организаторской и аналитической деятельности в области государственного и муниципального управления.

Место и время проведения

научно-исследовательской практики

Практика проводится на выпускающих кафедрах, осуществляющих подготовку магистров, в научных подразделениях вуза, также на договорных началах в государственных и муниципальных организациях, органах местного самоуправления, подразделениях администрации с целью изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы. В подразделениях, где проходит практика, магистрантам могут быть выделены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.

Магистранты в период прохождения практики подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.

Прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено в 4-м семестре, продолжительность – 6 недель, общий объём – 9 зачётных единиц.

Формируемые компетенции

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества (ОК-9);

Компетенция аналитической работы. Умение формировать базы знаний, оценивать их полноту и качество имеющихся знаний. Способность осуществлять верификацию и структуризацию информации. Умение осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность в целях получения нового знания. Умение и готовность систематически применять эти знания для экспертной оценки реальных управленческих ситуаций (ОК-10);

    компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределёнными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач (ОК-11);

    компетенция научной работы. Способность создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. Способность и готовность использовать знание при осуществлении экспертных работ, в целях практического применения методов и теорий (ОК-12);

    компетенция креативности. Владение навыками самостоятельной, творческой работы. Умение организовать свой труд. Способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-13);

компетенции самосовершенствования, включая:

    способность и готовность к самосовершенствованию, к расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний. Умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-14);

    умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе анализа информации. Способность критического анализа своих возможностей (ОК-15);

    умение систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16);

    умение выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17);

    способность к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18);

    способность использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-19);

Овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-20);

Овладение методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-21);

Овладение методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-22).

    С тематикой магистерской диссертации, выбранной студентом и согласованной с научным руководителем, исходя из специфики образовательной программы подготовки магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление»;

    Индивидуальным заданием научного руководителя магистерской диссертации и руководителя практики, назначенного по месту ее прохождения.

3. Местом прохождения практики.

База практики

государственной власти

Участие в управлении социально-экономическим развитием и организационными изменениями, планировании, распоряжении и контроле общественных финансов, исполнении функций органов, подготовке нормативных правовых актов, правоприменительной и контрольной деятельности, аналитическая работа и связи с общественностью

Органы местного самоуправления

База практики

Участие в управлении социально-экономическим развитием муници-пальных образований, муниципальным (городским) хозяйством, его отдельными Содержание деятельности

отраслями и организациями, состав-лении и реализации планов социально-экономического развития территорий, оказание муниципальных услуг, подго-товка актов местного самоуправления и их реализация, аналитическая работа, связи с общественностью

Государственные и муниципальные учреждения, организации и предприятия, негосу-дарственные некоммерческие организации

Участие в управлении учреждением, организацией, их подразделениями, выполнение индивидуальных управ-ленческих, аналитических и консалтинговых функций. Планирование, организационное развитие, бюджетирование, управление проектами и персоналом, контрактная практика. Прогнозирова-ние и аналитика, консалтинг

Виды работ и содержание отчетности магистрантов по научно-исследовательской практике

Вид работ по НИП

документации магистранта

1.Уточнение логики научного исследования по главам и параграфам

Подробный План проводимого

исследования

1.Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации

Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации

2. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации

Глава 1. Теоретическая концепция научного исследования магистерской диссертации

3. Методический аппарат научного исследования в магистерской диссертации

Вид работ по НИП

Глава 2. Структурированный анализ проблем по теме исследования, анализ законодательной базы в таблицах или схемах, анализ эксперименталь-

документации магистранта

ной, проектной, эмпирической информации.

Результаты в описательном и ил-люстративном оформлении с их интерпретацией

4.Характеристика научно-исследовательского проекта/самостоятельной методики исследования

Глава 3. Самостоятельный параграф - предложения автора по решению научной проблемы, совершенствованию управленческой практики

5. Информационно-аналитическая база научного исследования

1. Перечень литературных источников по теме магистерской диссертации (50 русскоязычных источников, 5 иностранных источников, в том числе самостоятельный перевод оригинальных источников – не менее 3).

6.Научная и публикационная активность студента

Характеристика научно-ис-следовательской работы и научной активности за 2 года обучения по МП ГМУ, включая таблицу о ре-зультативности конкретного личного участия по годам в научных мероприятиях университета и внешних организа-циях. Сведения о научных публикациях, в том числе: об индивидуальных научных работах, научных конкурсах, проектах, материалах научных конференций и статьях в аннотированных ВАК журналах

7. Составление отчетности, подготовка иллюстративного и презентационного материала

Отчет о НИП магистранта

По итогам научно-исследовательской практики студент предоставляет на кафедру:

    дневник научно-исследовательской практики магистранта;

    список литературы в рамках исследовательской программы;

    развернутый отчет о результатах научно-исследовательской практики, который состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части – отчет по аналитическому и проектному разделу практики в установленной форме; заключения (самостоятельной оценки работы), списка использованной литературы, приложений;

    текст подготовленной статьи (доклада) по материалам научно-исследовательской практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты результатов, полученных в ходе научно-исследовательской практики. Защита отчетов по научно-исследовательской практике осуществляется либо на конференции, посвященной итогам научно-исследовательской практики, либо на научно-исследовательском семинаре программы в дни, установленные руководителем магистерской программы.

По итогам положительной аттестации студенту выставляется дифференцированный зачет (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Аттестация практики проводится с оценкой по пятибалльной шкале. Уровень оценки соответствует уровню выполненной работы и представленных материалов в части обработанной литературы, собранных и обработанных материалов, их соответствия тематике диссертации и специфики программы «Государственного и муниципального управления», наличия элементов научной новизны и практической значимости.

    Оценка «отлично» (5 баллов) выставляется при полном выполнении требований по научно-исследовательской практике в срок, готовности для включения представленных материалов в магистерскую диссертацию, наличии подготовленной к публикации статьи, наличии результатов, обладающих признаками научной новизны.

    Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при наличии отдельных недоработок, неполноте представленных материалов.

    Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при некомплектном и некачественном представлении материалов, слабой готовности для включения в статью (диссертацию).

По результатам научно-исследовательской практики студенты представляют к публикации подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и интерактивные занятия.

Руководство и контроль прохождения практики

Общее руководство научно-исследовательской практикой осуществляет руководитель магистерской программы или, по согласованию с ним, один из преподавателей кафедры. Для прохождения практики для всех магистрантов определяются кураторы от базы практики, под руководством которых магистранты реализуют проектный раздел научно-исследовательской практики.

Руководитель практики от кафедры:

    согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского проекта с научным руководителем магистранта и научным руководителем программы подготовки магистров;

    устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;

    разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

    содействует формированию общей схемы выполнения исследования, графика проведения практики, режима работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой студентов;

    принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;

    несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

    осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержанием;

    оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для подготовки магистерской диссертации;

    оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Научный руководитель студента-магистранта:

    координирует постановку задач самостоятельной работы студентов в период практики с выдачей индивидуального задания по сбору необходимых материалов для выполнения исследовательской программы, оказывает соответствующую консультационную помощь;

    участвует в работе конференции по подведению итогов научно-исследовательской практики;

Студент-магистрант:

    проводит исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком практики и режимом работы подразделения - места прохождения практики;

    получает от руководителя практики указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики;

Отчитывается о выполненной работе в соответствии с установленным графиком.

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Научно-исследовательская практика магистрантов (далее – практика) выступает составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и подготовительной стадией к разработке и написанию магистерской диссертации. В связи с этим содержание отчета о прохождении научно-исследовательской практики и уровень ее защиты должны учитываться в качестве одного из основных критериев при оценке качества реализации профессионально-образовательных программ.

Целями научно-исследовательской практики являются формирование навыков творческого профессионального мышления путём овладения научными методами познания и исследования, обеспечение единства образовательного (учебного и воспитательного), научного и практического процессов, а также создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовывать свое право на творческое развитие личности, участие в научных исследованиях и научно-техническом творчестве – полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его потребностями, целевыми установками и способностями. В результате практики обучающийся должен освоить технологии научного исследования, развить умения нестандартно мыслить, готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований, определять проблему, формировать план исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, а также представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

На подготовительном этапе определяются цели, место и порядок прохождения практики, формируются индивидуальные задания, устанавливаются перечень и последовательность работ для реализации индивидуального задания (формирование плана исследования). Индивидуальное задание по научно-исследо­вательской практике включает формулировку направления исследования, цели и задачи проведения исследования, общий обзор путей и методов решения подобных проблем, существующих в теории и практике управления персоналом, рекомендации по источникам информации в соответствии с заданным аспектом научно-исследовательской работы.

Основной (исследовательский) этап предполагает ведение библиографической работы с привлечением современных информационных технологий, реферирование информации с целью выявления проблемы и ее четкого формулирования, выбор, обоснование метода проведения исследования, планирование действий, сбор теоретического и фактического материалов для исследования, обработку полученных результатов, их анализ, систематизацию и осмысление с учетом имеющихся в литературе данных, подготовку к публикации научно-практической статьи (серии публикаций), оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати, а также формулирование выводов и рекомендаций.

На заключительном этапе обучающийся готовит отчет по научно-исследовательской практике и защищает его.

За время практики магистрант совместно с научным руководителем корректирует тему магистерской диссертации, составляет задание (детальный план работы со сроками выполнения). Для этой цели магистрант:

Проводит информационный поиск по теме диссертационного исследования;

Осуществляет систематизацию и анализ собранной информации;

Выявляет область и объект рассмотрения, планирует возможные проблемы и строит модели их решения;

Осваивает элементы профессиональной деятельности, необходимые для выполнения магистерской диссертации;

Рассматривает методики научного исследования применительно к теме диссертационной работы;

Использует современные средства вычислительной техники и информационные технологии при обработке информации для магистерской диссертации;

Осуществляет построение методических схем для диссертационного исследования.

К отчету о прохождении научно-исследовательской практики предъявляются следующие основные требования:

Самостоятельность и системность в выполнении исследования по конкретной проблеме;

Отражение знаний законодательных актов, положений, инструкций, стандартов и др.;

Применение различных методов, включая экономико-математические методы, для написания отчета о прохождении научно-исследовательской практики;

Грамотное и логическое изложение результатов исследования.

Вместе с тем единые требования к работе не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования выступает одним из основных критериев оценки отчета о научно-исследовательской практике.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится на II курсе в соответствии с графиком учебного процесса. Ее проведение различно для двух групп магистрантов: по профильным и непрофильным направлениям магистратуры.

Магистранты первой категории проходят практику на их рабочих местах, магистранты второй категории – на объектах практики, с которыми вуз имеет договоры. Магистранты, работающие не по направлению, проходят практику в период предоставляемого им в соответствии с Трудовым кодексом РФ четырехмесячного отпуска.

Учебно-методическое руководство научно-исследова­тель­ской практикой осуществляет выпускающая кафедра.

В ноябре магистранты обязаны сдать на выпускающую кафедру заявления о выборе объектов исследования. Выпускающая кафедра до 10 декабря подготавливает проекты приказов о практике магистрантов на соответствующих объектах исследования.

В проекте приказов указываются: Ф.И.О. магистранта, объекты исследования, которых должно быть не менее двух (выбор одного объекта исследования допускается лишь в том случае, если в качестве такового выступает финансово-промышленная группа, холдинг, корпорация и т.д., т.е. те компании, в которых предполагается участие нескольких организаций); научные руководители практики от вуза и организации.

Продолжительность рабочего времени магистранта при прохождении практики в организациях составляет не более 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

Перед прохождением практики магистрант совместно с научным руководителем уточняет тему исследования и утверждает у руководителя план исследования. В зависимости от предполагаемой темы диссертационного исследования в программу научно-исследовательской практики включаются отдельные вопросы из следующего перечня: построение методических схем в диссертационном исследовании; использование частных и общих методов научного исследования; изучение и использование объективных экономических законов и закономерностей; применение методов математического моделирования и моделей в экономических исследованиях; изучение структуры предприятия, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений; изучение и анализ процессов планирования и управления на предприятии; изучение материально-технического и кадрового обеспечения предприятия; оценка номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции; изучение механизма формирования эффективности и затрат ценообразования, а также вопросов, связанных со сбытом продукции; определение финансовых результатов деятельности предприятия; анализ информационного обеспечения управления предприятием; выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления предприятием и персоналом; анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением; анализ управления с позиций эффективности работы предприятия; оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности.

На заключительном этапе научно-исследовательской практики магистрант должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его репрезентативность и достоверность для завершения разработки темы диссертационного исследования, оформить отчет о практике.

Научный руководитель практики от вуза:

Обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом магистрантов на практику (инструктирует по порядку прохождения практики и т.д.);

Устанавливает связь с руководителями практики от организаций;

Разрабатывает тематику индивидуальных заданий;

Несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением магистрантами правил техники безопасности;

Контролирует выполнение магистрантами правил внутреннего трудового распорядка организации;

Осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

Оказывает методическую помощь магистрантам при выполнении ими программы практики;

Помогает магистрантам в выборе методов и подходов научного исследования;

Оценивает результаты выполнения магистрантами программы практики, дает отзывы об их работе и представляет заведующему кафедрой письменный отчет об организации практики вместе с рекомендациями по совершенствованию практической подготовки магистрантов.

Магистрант в период прохождения практики должен собрать необходимую информацию, определить проблемные вопросы организации по теме научного исследования, выбрать методы и методологические подходы исследования.

По мере выполнения программы магистрант собирает материал и составляет отчет о прохождении практики. В десятидневный срок после окончания практики магистрант обязан сдать отчет на кафедру своему научному руководителю для проверки. Вместе с отчетом необходимо также сдать справку, подтверждающую место и время прохождения научно-исследовательской практики, заверенную печатью предприятия (организации).

После окончания практики ее руководитель от вуза представляет руководителю программы отчет по установленной форме. Итоги практики обсуждаются на заседании кафедры и совете факультета вуза.

По результатам практики магистрант оформляет отчет не позднее чем за две недели до его защиты. В написании отчета о научно-исследовательской практике проявляются уровень теоретической подготовки магистранта, его способность к анализу и обобщению информации, полученные навыки по решению актуальных практических задач в конкретной области экономики, планирования и управления предприятиями (организациями), овладение методами и подходами научного познания и научного исследования в рамках написания магистерской диссертации, навык построения методических схем в диссертационных исследованиях. В отчете о прохождении научно-исследовательской практики требуется показать знание общих и специальных методов научного исследования, экспертных оценок в проведении исследования, технику проведения социологических исследований, а также знание действующих законодательных, нормативных актов, методических и инструктивных материалов, основных литературных источников.

Отчет выполняется в машинописной форме на листах формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, левое поле – 3 см, правое поле – 1 см, верхнее и нижнее поля – по 2 см. Отчет должен иметь стандартный титульный лист.

Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся, но меньшим кеглем – 12-м.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится). Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом верхнем углу без точки.

С новой страницы начинаются следующие структурные части работы: введение, общая характеристика объекта иссле­дования, заключение, список использованной литературы, приложения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно одной пропущенной строке. Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параг­рафов. Интервалы между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, расположенного посередине строки, не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков и перенос слов в заголовке. Первая буква заголовка – прописная, остальные – строчные. Выделять жирным шрифтом следует только заголовки.

Например:

Главы, параграфы, пункты и подпункты (кроме введения, заключения, списка использованных источников литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами (глава – 1, параграф – 2.1, пункт – 2.1.1, подпункт – 3.2.1.1), после которых даются тематические заголовки. Слова Глава, Параграф, Пункт, Подпункт не пишутся. Заголовки должны отражать содержание рубрик.

Например:

1. Теоретические аспекты исследования системы
управления персоналом

1.1. Сущность управления персоналом
в современной организации

1.2. Тенденции в организации управления персоналом

1.2.1. Проблемно-ориентированный подход к развитию системы
управления персоналом в организациях сферы услуг

1.2.2. Особенности применения компетентностного подхода
к модернизации системы управления персоналом в сфере услуг

Весь текст, за исключением заголовков, должен быть одинаковым. Не допускается выделение жирным, курсивом или подчеркиванием. Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом, равным 1,25 см.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др . (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Иллюстрации размещаются сразу после ссылки на них в тексте. Желательно иллюстрации размещать так, чтобы их можно было просматривать без поворота работы. Если поворот неизбежен, то иллюстрации располагают по направлению часовой стрелки. Все иллюстрации должны иметь названия и нумерацию. Например: Рис. 1.; Рис. 2. и т.п. Ссылки на ранее упомянутые иллюстрации дают сокращенным словом смотри , например: (см. рис. 2).

Производственная практика

Программа производственной практики содержит формулировки целей и задач практики, вытекающих из целей ООП ВПО по магистерской программе, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Так, цель производственной практики – приобретение обучающимся таких профессиональных компетенций, как навыки решения организационно-экономических и управленческих задач по формированию, развитию и использованию персонала организации; углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков разработки документов нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом организации и др.

Для достижения поставленных перед производственной практикой целей важное значение имеет место прохождения практики. Согласно программе практики базами практики могут быть промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые и иные компании, службы занятости и социальной защиты населения, кадровые рекрутинговые агентства, органы государственной и муниципальной власти и управления, высшие учебные заведения и другие организации (независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности), в составе которых есть службы по управлению персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом.

В программу производственной практики входят: сбор информации об объекте производственной практики – организации, включая ее краткую характеристику, показатели производственно-хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности и их анализ, анализ системы управления персоналом и ее функций; кадровое, методическое, информационное и прочее обеспечение системы управления персоналом; изучение и анализ основных регламентирующих документов системы управления персоналом: Положения о персонале, Правил внутреннего трудового распорядка, Положения о службе управления персоналом и других её подразделениях, должностных инструкций, положений о найме персонала, об аттестации, стимулировании персонала и др. Важной частью практики является более углубленное изучение и анализ выполнения той функции или процесса управления персоналом, которые связаны с выбранной обучающимся темой выпускной квалификационной работы. Практика завершается подготовкой и защитой отчета по практике.

3.5. Педагогическая практика

Педагогическая практика – важнейший компонент и составная часть учебного процесса студентов магистратуры. Данный вид практики выполняет функции общепрофессиональной подготовки студентов к преподавательской деятельности в высшей школе. Педагогическая практика базируется на изучении курсов «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности в области управления персоналом», «Психология», «Культура речи и деловое общение».

Педагогическая практика выявляет уровень научной подготовки студента магистратуры по всем важнейшим направлениям профессиональной специализации и выступает связующим звеном между теоретической подготовкой к профессиональной деятельности и формированием практического опыта её осуществления.

Программа учитывает требования Федерального образовательного стандарта ВПО по направлению степени магистра.

Цель педагогической практики – формирование и развитие компетенций преподавателя (педагога) ВПО и ДПО, владеющего современными образовательными технологиями.

Педагогическая практика решает следующие задачи:

Развитие способности повышать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы работы;

Развитие навыков в области разработки образовательных программ и учебно-методических материалов для обеспечения процесса обучения;

Участие в организации учебного процесса при реализации содержания образовательных программ ВПО и ДПО, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом;

Практическое освоение методов, приемов, средств педагогической деятельности в высшей школе, корпоративных университетах, бизнес-школах и т.п.

Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра управления персоналом. Непосредственное руководство возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей кафедры. К основным нормативно-методическим документам, регламентирующим работу студента магистратуры на практике, относятся программа практики и Дневник магистранта по практике.

Выполнение педагогической работы предполагает посещение занятий преподавателей кафедры по различным учебным дисциплинам, проведение наблюдения и анализа занятий по согласованию с преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение фрагментов занятий по согласованию с научным руководителем и (или) преподавателем учебной дисциплины, самостоятельное проведение занятия по плану учебной дисциплины с использованием мультимедийной и проекционной техники, разработка конспектов лекций и презентаций по отдельным учебным дисциплинам, формирование методического пакета по избранной учебной дисциплине, подготовку публикаций по теме учебной дисциплины, участие в работе кафедры, формирование отчета по педагогической практике.

Таким образом, программа педагогической практики способствует процессу социализации личности студента, переключению его на совершенно новый вид деятельности – педагогический, усвоению общественных норм и ценностей профессии педагога, а также формированию персональной деловой культуры будущего магистра.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО"КубГУ"

Экономический факультет

Кафедра Экономики предприятия, регионального и кадрового менеджмента

ОТЧЕТ

о выполнении научно-исследовательской практики в ОАО «Банк УралСиб»

Работу выполнил

Васильев Д.И.

Научный руководитель:

Ванян Д.Н.

Краснодар 2016

Введение

В процессе прохождения научно-исследовательской практики был осуществлен целенаправленный сбор материалов в ОАО «Банк УралСиб», в том числе с его официального сайта. Целью практики являлось изучить организационную структуру управления персоналом, финансами предприятия, бухгалтерскую, отчетность, собрать прочую необходимую информацию.

Необходимость научно-исследовательской практики заключается в том, что во время прохождения практики происходит сбор необходимой информации для последующего качественного усвоения профессиональных, специальных дисциплин, качественного выполнения отчета. Так же в момент прохождения практики происходит знакомство не только с теоретическими, но и с практическими аспектами деятельности организации, что в свою очередь так же оказывает положительное воздействие на дальнейший процесс обучения.

Задачами научно-исследовательской практики являлось:

­ Установить нормальные деловые отношения с руководителями, специалистами организации;

­ Определить вид (модель) организационной структуры и структуры управления предприятия, нормативные документы (устав или другие учредительные документы);

­ Собрать общие сведения о предприятии, формы бухгалтерской, статистической отчетности на официальном сайте;

­ Получить практические навыки работы по избранной специальности;

­ Оформить отчет о прохождении практики;

­ Успешно защитить результаты научно-исследовательской практике у научного руководителя в установленный срок.

1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «БАНК УРАЛСИБ»

отчетность банк финансовый

1.1 Общие сведения о банке

Открытое акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ» является кредитной организацией, правопреемницей Открытого акционерного общества «Республиканский инвестиционно-кредитный банк «Башкредитбанк», (РИКБ «Башкредитбанк»), рег. номер 2275 от 28 января 1993г.

ОАО «БАНК УРАЛСИБ» входит в десятку крупнейших российских банков, предоставляет своим розничным и корпоративным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг в 51 регионе Российской Федерации. На долю Южного региона приходится 13% от общего количества точек продаж ОАО «БАНК УРАЛСИБ» (2 место после Поволжья).

Работа ОАО «БАНК УРАЛСИБ» организована по принципу финансового супермаркета. Под единым брендом предоставляются услуги частным клиентам, малому бизнесу, корпоративным клиентам, финансовым институтам. Линейка услуг насчитывает более 40 продуктов. В их числе -- вклады, ипотечное, потребительское и автокредитование, инвестиционные услуги, паи ПИФов. По данным «Эксперт РА», по итогам 2012 г. ОАО «БАНК УРАЛСИБ» занимает 1-е место на рынке кредитования малого и среднего бизнеса, входит в пятерку лидеров среди российских банков по размеру филиальной сети и в тройку по количеству собственных банкоматов, а также занимает 3-е место по количеству выданных пластиковых карт.

Рассмотрим подробно историю создания ОАО «УРАЛСИБ». 1988 -- Основание отраслевого банка, обслуживающего автомобилестроительный комплекс, ОАО АКБ «Автобанк». Банку выдана лицензия №30, которая впоследствии и была присвоена ОАО «УРАЛСИБ». Основателем этого банка являлся Цветков Николай Алесандрович. В настоящее время ему на смену в качестве Председателем Совета директоров БАНКА пришел Владимир Коган. 1993 -- Основание Нефтяной инвестиционной компании «НИКойл» (НИК «НИКойл»). 1996 -- Создание Группы компаний «НИКойл». Вхождение в Группу коммерческого банка «Родина». 1998 -- Интеграция в Группу «НИКойл» брокерской компании «РИНАКО Плюс». 2000-2001 -- Завершение реструктуризации «НИК-ойл» как многопрофильной финансовой корпорации. 2002 -- Приобретение «Автобанка» и развитие страхового бизнеса через приобретение ОАСО «Промышленно-страховая компания». 2003 -- Приобретение «Урало-Сибирского Банка» с широкой филиальной сетью. 2004 -- Ребрендинг группы под единым названием «УРАЛСИБ». 2005 -- В результате объединения пяти банков Корпорации образован универсальный сетевой банк федерального уровня -- Банк «УРАЛСИБ». Наряду с ним в состав банковской группы Корпорации входит ряд других региональных банков. Регистрационный номер 2275, банк был внесен в Книгу государственного реестра 28.01.1993г., юридический адрес г. Москва, ул. Ефремова 8 (119048).

Приняв стратегию роста через развитие региональной сети, в 2002 г. Башкердитбанк сменил название на ОАО «Урало-Сибирский Банк» (краткое наименование «УралСиб») и в рамках той же экспансии за пределы Башкортостана «УралСиб» приобрел контрольные пакеты банков Кузбассугольбанк (Кемерово), Башпромбанк (Уфа), «Евразия» (Ижевск), «Дорожник» (Челябинск), Стройвестбанк (Калининград), «Дзержинский» (Пермь).

В 2004 г. 72,5% акций «УралСиб» купила корпорация Николая Цветкова «НИКойл». К этому моменту «НИКойл» (создана в 1993 г. под именем «Комплексные инвестиции»), заработавшая первоначальный капитал на консультационном и инвестиционном обслуживании НК «ЛУКойл», уже приобрела банк «Родина» (впоследствии ИБГ «НИКойл», см. «Книга памяти»), брокера «Ринако Плюс», Автобанк (позднее «Автобанк-Никойл», см. «Книга памяти»), «Брянский Народный Банк», Промышленно-Страховую компанию (ПСК, позднее Страховая Группа «Уралсиб») и другие финансовые активы.

В 2005 г. все банки финансового супермаркета «Финансовая Корпорация «НИКойл» (в мае 2004 г. переименована в ФК «УралСиб») были объединены под эгидой и лицензией «УралСиб», а штаб-квартира объединенного банка официально переехала в Москву. На 30 июня 2005 г. совокупные активы и скорректированный собственный капитал, находящиеся на балансах интегрированных банков, составляли 169,4 млрд. рублей (5,9 млрд. долларов) и 27 млрд. рублей соответственно.

Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» объявила о завершении интеграции бизнеса пяти входящих в Корпорацию банков и успешном начале операционной деятельности ОАО «УРАЛСИБ». Беспрецедентная для российского финансового рынка сделка по интеграции бизнеса пяти банков, входящих в состав ФК «УРАЛСИБ», успешно завершена. Образованный в результате интеграции «УРАЛСИБ» (Открытое Акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ») зарегистрирован 20 сентября 2005 г.

Решением собрания акционеров всех банков, участвовавших в реорганизации, Председателем Правления ОАО «УРАЛСИБ» избран Николай Александрович Цветков - Президент Финансовой корпорации «УРАЛСИБ».

3 октября стало началом операционной деятельности ОАО «УРАЛСИБ». Первые дни показали, что все системы обеспечения деятельности банка, включая региональную сеть, работают в штатном режиме. Переход банков на единый баланс был осуществлен без остановки операционной деятельности. В настоящее время повсеместно клиенты банка обслуживаются по единым стандартам.

Реорганизация банковского бизнеса Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» проходила в русле политики Правительства Российской Федерации и Банка России, направленной на укрепление и дальнейшее развитие российского финансового сектора, повышение конкурентоспособности отечественного бизнеса за рубежом.

Определяющими условиями при реорганизации банков ФК «УРАЛСИБ» были строгое соблюдение прав и законных интересов клиентов и акционеров реорганизуемых банков, сохранение объединенным банком финансовой устойчивости и способности выполнять все пруденциальные нормы деятельности и обязательные нормативы Банка России.

Консолидация банковского бизнеса ФК «УРАЛСИБ» позволила существенно оптимизировать управление бизнес-процессами и повысить их эффективность. С организационной точки зрения объединенная структура стала более мобильна и управляема, что, безусловно, положительно отразится на качестве обслуживания клиентов.

После слияния ФК «УралСиб» прямо или косвенно довела свой пакет акций в объединенном банке почти до 90%. Одновременно пакет акций Правительства Республики Башкортостан сократился до 8,4%. Объединенный банк получил имя ОАО «БанкУралСиб» («УралСиб»). К концу 2006 г. пакет Правительства Башкортостана в банке «УралСиб» вновь сократился -- до 7,41% акций, 48,92% акций принадлежали ФК «УралСиб», 32,32% -- «Актив-Холдинг», а 5,06% -- акционерному обществу «УралСиб -- Капитал Менеджмент». Консолидированные активы банковской группы «УралСиб» по международным стандартам на 01.01.2007 г. составили 305,6 млрд. руб., а капитал -- 45,2 млрд. руб.

На 20 крупнейших вкладчиков по состоянию на 30 июня 2006 г. приходилось примерно 37% его общего объема депозитов юридических лиц, а на долю 20 крупнейших заемщиков приходилось порядка 117% капитала, что составляет четверть всего кредитного портфеля (последний формирует 64% активов-нетто). Различные кредиты физическим лицам в кредитном портфеле занимают долю в 28%, а вклады и счета физических лиц примерно равны объему корпоративных депозитов и сумме остатков на текущих счетах юридических лиц (в районе 20% пассивов, 5-е место среди российских банков по размеру средств физических лиц).

Обращает на себя внимание нехарактерный по размеру для российских банков пакет акций в более чем 27 млрд. рублей (почти 9% активов-нетто; акции и ADR «ЛУКойла» -- около 10 млрд. рублей).

2008 -- Одобрена стратегия Банка до 2014 г., разработанная совместно с BostonConsultingGroup. DeutscheBank и MorganStanley приобрели по 2,1% акций Банка «УРАЛСИБ».

2009 -- Увеличение уставного капитала Банка во II квартале на 30% до 26,5 млрд рублей в результате проведения дополнительной эмиссии акций.

2010 - Решение о присоединении АКБ «Стройвестбанк» и АКБ«УРАЛ-СИБ-Юг Банка» к ОАО «УРАЛСИБ».

Миссия ОАО «БАНК УРАЛСИБ»: повышать качество жизни населения, развивать предпринимательскую активность, предоставляя клиентам комплексы финансовых продуктов и услуг; быть примером по эффективности ведения бизнеса в ключевых секторах российского финансового рынка.

Банк «УРАЛСИБ» позиционируется на финансовом рынке как крупнейший универсальный сетевой банк Федерального уровня, предоставляющий наиболее широкий спектр финансовых продуктов и услуг на всей территории Российской Федерации. В их числе - традиционные депозитные вклады, потребительское, ипотечное и автокредитование, инвестиционные услуги, лизинг, возможность участия в фондах коллективных инвестиций, страховые продукты и многие другие.

Банк «УРАЛСИБ» входит в ТОР-10 крупнейших российских банков, предоставляет своим розничным и корпоративным клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг в 51 регионах Российской Федерации. Cеть продаж Банка включает более 613 точек в России, 2,8 тыс. банкоматов, 8,7 тыс. платежных терминалов, выпущено 3,7 млн. пластиковых карт.

Согласно рейтинговым исследованиям, «БАНК УРАЛСИБ» занимает ведущие позиции среди российских банков по активам, капиталу, корпоративным и розничным кредитам и депозитам.

По данным сайта «РБК.Рейтинг» по итогам 2015 г. «УРАЛСИБ» занял 14-е место по размерам чистых активов и 20 место по объемам балансовой прибыли. В соответствии с рейтингом журнала "Профиль", по итогам 2015 г. «УРАЛСИБ» занимает 6-е место по объему кредитов, выданных частным лицам, и 8-е место - по объему привлеченных депозитов от частных лиц. По остаткам на счетах корпоративных клиентов Банк находится на 9-м месте, и на 11-м месте по прибыльности.

В соответствии с результатами исследования, проведенного ИК Comcon и Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), «УРАЛСИБ» уверенно входит в топ-5 рейтинга узнаваемости российских банков, а также в топ-5 рейтинга самых клиентоориентированных, надежных и социально-ответственных финансовых брендов. По размеру ликвидных активов Банк занимается 10-ю позицию в рейтинге, по объему чистых активов -- 12-е место.

В 2014 г. банку присвоены рейтинги международных рейтинговых агентств:

- «ВВ» Fitch Ratings - Уровень кредитоспособности ниже достаточного

- «ВВ» Standart&Poor"s - эмитент платёжеспособен, но неблагоприятные экономические условия могут отрицательно повлиять на возможности выплат

- «В1» Moody"s Invstors Service - долговые обязательства рассматриваются как спекулятивные и подвержены высокому кредитному риску.

Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и услуг Банка по состоянию на конец 2015 года насчитывает:

- 35 филиалов

- 451 точку продаж

- 2914 банкомата

- 13866 платежных терминалов

ОАО «УРАЛСИБ» осуществляет операции в соответствии со следующими видами лицензий:

· Генеральная лицензия Банка России N 30 (выдана 20.09.2005 г.).

· Лицензия на осуществление банковский операций N 30 (выдана 20.09.2005 г. на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов).

· Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности, выданная Федеральной службой по финансовым рынкам от 07.03.2003г. № 177-06473-000100 (бессрочная) и др.

Сотрудничество с кредитными организациями Российской Федерации, стран СНГ и Балтии является одним из ключевых направлений деятельности Банков Финансовой корпорации «УРАЛСИБ». В рамках этого направления работа строится по принципу создания широкой сети банков-корреспондентов и контрагентов, обеспечивающей реализацию стратегических задач всей Финансовой корпорации.

Банк поддерживает партнерские отношения с ведущими банками стран СНГ и Балтии, а также с ведущими мировыми банками. В числе зарубежных контрагентов такие банки, как: RAIFFEISEN ZENTRALBANK OSTERREICH AG (RZB-AUSTRIA), Vienna; HSBC BANK PLC, London; COMMERZBANK AG, Frankfurt am Main; DEUTSCHE BANK AG, Frankfurt am Main; ABN AMRO BANK NV, Amsterdam; AMERICAN EXPRESS BANK LTD, New York; CITIBANK N.A., New York; THE BANK OF TOKYO-MITSUBISHI LTD, Tokyо.

Региональная сеть банка представлена семью региональными дирекциями. Филиал «Южный» ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Краснодаре входит в Южную региональную дирекцию, наряду с филиалами в г. Ростов-на-Дону, г. Волгоград, г. Астрахань, г. Ставрополь.

Филиал «Южный» ОАО «УРАЛСИБ» в г. Краснодаре стабильно входит в пятерку лучших банков региона по ключевым показателям деятельности и уверенно держит планку ведущего филиала ОАО «БАНК УРАЛСИБ» в г. Краснодаре. Финансовые услуги филиала «Южный» пользуются популярностью и доверием среди жителей Краснодарского края.

ОАО «БАНК УРАЛСИБ» проводит активную политику в социальной сфере. Одним из основных элементов данной политики являются совместные программы с Детским Фондом "Виктория" в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве.

Фонд помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки -- Детский фонд "Виктория" -- создан в ноябре 2004 г. с целью качественного улучшения жизни детей, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации, в первую очередь, осиротевших детей и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проанализировав деятельность Филиала «Южный» ОАО «БАНК УРАЛСИБ» и сравнив ее с основными тех. дирекциями, можно сделать вывод о том, что Филиал «Южный» находится на очень высоком уровне в сфере розничного бизнеса, уступая по основным показателям Республике и Московской технической дирекции.

1.2 Организационная структура банка

Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.

Как и любая, организационно - управленческая структура, ОАО «БАНК УРАЛСИБ» имеет три уровня управления: высший, средний и оперативный. На высшем уровне управления принимаются наиболее общие решения по управлению предприятием и осуществляются функции стратегического планирования, общего контроля и связи с внешними структурами. На среднем уровне решения высшего уровня детализируются, преобразуются в конкретные планы, осуществляется выполнение функций текущего планирования, связи между высшим и низшим уровнями управления, контроля, управления производством и потоками ресурсов. Результатом деятельности работников оперативного уровня является выполнение производственной программы, происходит реализация функций управления основным и вспомогательным производством, оперативного управления и местного контроля.

Основой политики управления персоналом является построение системы, предполагающей создания конкретных мер:

· по мотивации каждого работника к достижению целей, обусловленных стратегией банка;

· по определению критериев по оценке степени достижения результатов;
· по вознаграждению и поощрению сотрудников.

Центральный офис банка расположен по адресу: г. Москва, ул. Ефремова, д. 8. В г. Уфа, ул. Революционная, 41 работает Удаленный центральный офис и филиал ОАО «БАНК УРАЛСИБ», который предоставляет весь спектр финансовых услуг для клиентов юридических и физических лиц.

Структура аппарата управления банком представлена на рисунке 1.

В Наблюдательный совет входят: Владимир Коган (председатель), Дуглас Уэйр Гарднер, Наталия Зверева, Денис Коробков, Ильдар Муслимов, Людмила Шабалкина, Дмитрий Шмелев, Михаил Молоковский, Илкка Салонен.

Правление: Илкка Салонен (председатель), Айрат Гаскаров, Евгений Гурьев, Алексей Сазонов, Илья Филатов, Константин Колпаков, Лидия Плытник, Светлана Бастрыкина.

Служба главного бухгалтера: Реат Конеев (главный бухгалтер), Надежда Симакова, Сергей Байдак, Алфия Зарафутдинова, Алла Кухаренко.

Участники группы ОАО «Финансовая корпорация «УРАЛСИБ» в основном являются акционерами Банка.

Что касается Южного филиала в городе Краснодар, где была пройдена практика, то управление структура выглядит следующим образом.

Рисунок 2 Структура аппарата управления в головном отделе южного филиала банка

Более подробно о некоторых отделах. Отдел бухгалтерского учета занимается: разработкой и утверждением учетной политики, отражением в бухгалтерском учете операций, проводимых банком, подготовкой бухгалтерской документации, разработкой балансов банка и других форм отчетности.

Юридический отдел включает функции:

- разрабатывает нормативные документы и изменения в уставе банка

- контролирует выполнение устава банка и правильность оформления банковских операций и других договорных операций небанковского типа

- оформляет банковские сделки

- составляет договоры, акты залога, поручительства и гарантий, другие деловые документы.

Отдел эксплуатации ЭВМ занимается организацией компьютерных систем банка и осуществлением выполнения электронных платежей и расчетов клиентов и банка.

Отдел безопасности деятельности банка определяет конфиденциальность отдельных категорий сведений банка, составляющих банковскую тайну.

Кадровая служба планирует численность и использование персонала банка, организует подборку кадров и расстановку, организовывает аттестацию персонала.

Отдел расчетно-кассового обслуживания:

- открытие и ведение счетов клиентов;

- проведение приходных и расходных кассовых операций банка;

- проведение расчетных операций;

- осуществление операций с чеками;

- проведение операций по корр. счету;

- оформление расчетных и кассовых документов;

- формирование ежедневных балансов банка.

Отдел кредитования включает функции:

- разрабатывает основные направления кредитования и инвестирования (кредитная и инвестиционная политика банка);

- разрабатывает механизмы реализации кредитной и инвестиционной политики;

- организует краткосрочное и долгосрочное кредитование юридических и физических лиц - предпринимателей.

Отдел валютных операций осуществляет операции по купле продаже валюты, ведет валютные счета клиентов, принимает средства во вклады валюты.

Таким образом, можно сделать вывод, что филиал имеет линейно-функциональную структуру управления. Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Подразделения образуются по видам деятельности банка. Функциональные отделы делят на более мелкие отделы, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций.

2. Анализ финансовых результатов банка

2.1 Анализ структуры пассивов

Ресурсы коммерческого банка представляют собой совокупность всех средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых для осуществления активных операций. По способу образования ресурсы коммерческого банка подразделяются на собственные и привлеченные (заемные) средства.

Собственные средства - средства, полученные от акционеров банка при его создании и образованные в процессе его деятельности, находящиеся в распоряжении банка без ограничения сроков. В практике банковского дела на долю собственных средств приходится небольшая часть ресурсов.

Привлеченные средства - это средства клиентов, полученные на определенный срок или до востребования.

Экономическую характеристику ОАО «БАНК УРАЛСИБ» необходимо начать с изучения структуры баланса банка, а именно с пассива, который характеризует источники средств, так как пассивные операции в значительной степени предопределяют условия, формы и направления использования банковских ресурсов, то есть состав и структуру активов. Динамику структуры и состава активов и пассивов ОАО «БАНК УРАЛСИБ» проведем на основании данных бухгалтерского баланса в приложении 1 по состоянию за период с 2013 г. по 2015 г. Анализ структуры ресурсов ОАО «БАНК УРАЛСИБ» представлен в таблице 1.

Анализируя данные показатели можно сделать ряд выводов, а именно: в структуре пассивов наибольший удельный вес занимают привлеченные средства (обязательства) банка, что определено сущностью банка и его ролью на рынке. На начало анализируемого периода они составляли 332 млрд. руб. (89,8 % от стоимости пассивов), а к концу увеличились до уровня в 378 млрд. руб. (90,1 %), т.е. увеличились на 46 млрд. руб. Это позволяет предположить, что при увеличении объема привлеченных средств банк незначительно снизил свою активность по основным направлениям бизнеса.

В составе обязательств на конец анализируемого периода наибольший удельный вес в 2014 г. приходится на средства клиентов, которые в стоимостном выражении составили 311521 млн. руб.

Таблица 1 Структура ресурсов ОАО «БАНК УРАЛСИБ» за 2013-2015 гг., млн. руб.

Наименование статьи

млн.

Кредиты ЦБ РФ

Средства кредитных организаций

Средства клиентов

в т.ч. вклады физических лиц

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

Выпущенные долговые обязательства

Прочие обязательства

Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон

Всего обязательств

Средства акционеров (участников)

Эмиссионный доход

Резервный фонд

Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи

Переоценка основных средств

Фонды и неиспользованная прибыль прошлых лет

Прибыль к распределению (убыток) за отчетный период

Всего источников собственных средств

Валюта баланса

Второе место принадлежит средствам кредитных организаций: если в 2013 г. в стоимостном выражении они составляли 37840 млн. руб., то к 2015г. они увеличились до 48963 млн. руб. В долевом выражении их уровень увеличился в 1,5 раза.

В структуре собственных средств банка наибольший удельный вес занимают средства акционеров, за исследуемый период они имеют тенденцию к росту как в относительном (увеличились на 2660 млн. руб.), так и в абсолютном выражении на 10 процентных пунктов.

Статьи прочие обязательства, резервы на возможные потери, переоценка основных средств, эмиссионный доход в долевом выражении составляют не более 4-6% удельного веса от суммы всех пассивов.

2.2 Анализ структуры активов

Главной составляющей активов в ОАО «БАНК УРАЛСИБ» является чистая ссудная задолженность банка, т.е. объем непогашенных кредитов клиентам. Так, на начало исследуемого периода данный показатель составлял 227504 млн. руб., а на конец - 278182 млн. руб., мы наблюдаем увеличение данного показателя как в относительном (22,3 %), так и в абсолютном выражении. На наш взгляд, данная тенденция может говорить об увеличении объемов кредитования как в розничном, так и в корпоративном бизнесе.

Таблица 3 Структура активов ОАО «БАНК УРАЛСИБ» за 2013-2015 гг., млн. руб.

Темпы роста 2015 г. к 2013 г., %

млн.

млн.

Денежные средства

Средства кредитных организаций в ЦБ РФ

Обязательные резервы

Средства в кредитных организациях

Чистые вложения в ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток

Чистая ссудная задолженность

Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи

Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

Прочие активы

Всего активов

С целью пополнения банковской ликвидности Банком России неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. В результате данных мероприятий в 2013 г. наблюдается значительное снижение средств банка в ЦБ по сравнению с 2015 г. В 2014 г. данный показатель немного увеличился и достиг 20,6 млрд. руб. Банк не позиционирует себя как активный участник фондового рынка, где ОАО «БАНК УРАЛСИБ» выступает и в качестве эмитента, размещая собственные акции, и в качестве инвестора, приобретая бумаги как для перепродажи, так и целью долговременных инвестиций.

Проанализировав состав ресурсов коммерческого банка ОАО «БАНК УРАЛСИБ» можно сделать следующие выводы:

1. Банк является стабильно растущим, так имеет активно растущую валюту баланса (за счет роста величины привлеченных ресурсов).

2. Банк имеет высокий потенциал роста ресурсной базы, так как доля собственного капитала составляет 9,9% на конец анализируемого периода.

3. Меры по совершенствованию процессов, методов управления в банке

В результате изучения существующей стратегии управления персоналом, сделан вывод о необходимости совершенствования данной стратегии. Рекомендации по совершенствованию стратегии управления персоналом заключаются в ее корректировке в связи с изменением требований окружающей среды.

В сегодняшних условиях общая стратегия Банка должна соответствовать стратегии ограниченного роста, что позволит ОАО "Уралсиб", несмотря на ограничения в виде экономических факторов, развиваться и достигать стратегические ориентиры, поставленные ранее.

Второй по значимости, после корпоративной стратегии, является продуктово-маркетинговая стратегия, которая должны быть направлена на удержание существующих клиентов и разработку бюджетных вариантов размещения/привлечения денежных средств и других основных услуг для клиентов.

После определения корпоративной стратегии и продуктово- маркетинговой стратегии Банка ОАО "Уралсиб" стратегия управления персоналом, как функционирующая стратегии, должна решать задачу поддержки генеральной линии развития компании.

Таким образом, основной целью стратегии управления персоналом является формирование высококвалифицированного, профессионального и мобильного персонала всех уровней, готового адекватно реагировать на любые изменения, как во внутренней структуре предприятия, так и в целом в отрасли.

В рамках главной цели, а также на основании выявленных недостатков существующей стратегии можно выделить следующие задачи, которые должны быть решены с помощью стратегии управления персоналом:

* разработка системы адаптации к изменениям внешней и внутренней среды;

* разработка механизмов адаптации новых сотрудников, а также сотрудников, которые сменили должностные обязанности внутри Банка;

* разработка многосторонней системы мотивации Банка ОАО "Уралсиб".

Стратегия по управлению персоналом Банка ОАО "Уралсиб" должна предусматривать четкую программу по адаптации персонала к возможным изменениям, а также сглаживание негативной реакции кадров на эти изменения.
Основные задачи отдела персонала заключаются в:

- знание и понимание особенностей сотрудников Банка;

- разработка программы изменений, исходя из требований окружающей среды;
- предвидение реакции сотрудников на планируемые изменения;
- разработка предложений по нивелированию негативных реакций на планируемые изменения;

- обучение руководителей процессу управления изменениями;

- разработка и внедрение изменений организационной структуры, соответствующей актуальным целям бизнеса;

- разработка и внедрение регламентов в корпоративной культуре;

- разработка и внедрение ключевых показателей эффективности;

- разработка и профессиональных или личностных профилей новых сотрудников.

Необходимо отметить, что внедрение процедур управления персоналом в условиях изменений предполагает целую систему, включающую: мотивацию к изменениям, адаптацию и обучение новым навыкам. Изменения пройдут легче и эффективнее, если в начале их реализации отдавать предпочтение новым сотрудникам, в частности, менеджерам среднего звена, имеющим опыт работы с технологиями аналогичными внедряемым. В любом случае отделу персонала на всех стадиях проведения изменений (слухи, начало, непосредственный процесс преобразований, ответная реакция) необходимо чутко реагировать на уровень психологического климата в коллективе. Владение информацией о разных линиях поведения персонала позволит оперативно отреагировать на возможную реакцию.

Будь то, неправильный процесс понимания изменений, что потребует дополнительного разъяснения, или непринятие изменений, или система собственного мнения об изменениях.

Следующим моментом совершенствования стратегии управления персоналом является процесс адаптации персонала. Большинство специалистов справедливо полагают, что аттестация - один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.

Процесс адаптации должен быть направлен на обеспечение более быстрого вхождения в должность нового сотрудника, обучение, формирование позитивного образа организации, уменьшение дискомфорта первых дней работы, повышение мотивации, а также на оценку уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока. Введение данной стратегии управления персоналом поможет банку мобилизовать трудовые ресурсы и выявить недостатки в работе персонала.

Заключение

Процесс объединения банков и создания масштабной сбытовой сети федерального уровня отразился на финансовых показателях объединенного Банка. Бурный рост активов в 2005 году -- результат экстенсивного процесса объединения банков под единым брендом «УРАЛСИБ». После объединения рост активов продолжился темпами, отражающими интенсивный процесс.

Наибольший рост собственного капитала Банка отмечался в середине 2000-ых. Преимущественно он связан, по мнению многих специалистов, с экстенсивными факторами: объединением пяти банков под брендом «УРАЛСИБ» и увеличением акционерного капитала путем конвертации акций присоединенных банков в акции объединенного Банка. В 2006 году в отсутствие дополнительных эмиссий акций динамика собственного капитала Банка была обусловлена исключительно интенсивными факторами: ростом фондов и нераспределенной прибыли прошлых лет. По данным «РБК.Рейтинг», на конец 2014 года Банк «УРАЛ-СИБ» занимал по собственному капиталу 6-е место. Динамика собственного капитала в целом адекватна динамике активов и соответствует нормативу достаточности капитала.

В конце 2014 года два ведущих мировых рейтинговых агентства -- Standard & Poor"s и Fitch Ratings -- повысили кредитные рейтинги Банка «УРАЛСИБ» по международной шкале. Повышение международных кредитных рейтингов было обусловлено следующими факторами:

- успешное завершение объединения пяти банков, минимизировавшее интеграционные риски;

- растущая диверсификация направлений бизнеса;

- значительный потенциал роста на быстроразвивающемся российском рынке банковских услуг;

- качественная клиентская база;

- высокий уровень капитализации;

- тенденция к повышению рентабельности основной банковской деятельности;

- высокое качество кредитного портфеля;

- высокий уровень ликвидности активов.

В процессе научно-исследовательской практики были выполнены поставленные задачи практики, осуществлен сбор и анализ основных экономических и финансовых показателей, определена структура аппарата управления банка, изучена история создания банка. В ходе прохождения практики был получен бесценный опыт работы в банке.

Источники

URL: http://barfin.ru/company/uralsib/history (Дата обращения: 05.04.2016).

URL: http://lf.rbc.ru/reviews/507/(Дата обращения: 02.04.2016).

URL: http://www.genon.ru/GetAnswer(Дата обращения: 16.03.2016).

URL: www.bankuralsib.ru/bank/index.wbp(Дата обращения: 20.03.2016).

URL: http://www.kuap.ru/banks/2275/balances/(Дата обращения: 01.04.2016).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Отчетность банка как объект экономического анализа, цели, задачи и проблемы ее полноты и достоверности. Краткая финансово-экономическая характеристика, анализ состава, структуры и динамики активов и пассивов, доходов и расходов, пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2013

    Методы управления персоналом в коммерческом банке. Анализ методов управления персоналом в коммерческом банке. Программа и планы по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в коммерческом банке.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2004

    Организационно-экономическая характеристика банка в Российской Федерации. Анализ финансовых показателей деятельности и структуры кредитного портфеля банка. Оценка структуры активов-пассивов, доходов-расходов, прибыли. Развитие кредитной организации.

    отчет по практике , добавлен 24.04.2018

    Изучение процесса кредитования юридических лиц в банке. Анализ проведения оценки кредитоспособности клиентов. Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО "Россельхозбанк". Разработка путей совершенствования управления кредитования.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Определение сути и содержания банковских операций. Рассмотрение доктрины и политики руководства активами и пассивами банков. Анализ модели гэпа. Изучение состава, динамики активов и пассивов, ликвидности и прибыльности ЗАО "Банк Российский Эталон".

    дипломная работа , добавлен 07.05.2015

    презентация , добавлен 16.09.2013

    Понятие риска кредитной организации. Процесс управления кредитным риском в коммерческом банке. Анализ качества и рискованности кредитного портфеля и качества управления им. Сравнительный анализ методик выявления и оценки риска в коммерческом банке.

    дипломная работа , добавлен 25.06.2013

    Понятие и основные характеристики финансового менеджмента в коммерческом банке. Способы воздействия денежных отношений на объект управления. Недостатки инкассовой формы расчетов. Разновидности кредитования. Анализ динамики структуры источников капитала.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2011

    Понятие бизнес-процессов в банке и эффективное управление ними. Этапы проведения и принципы реинжиниринга. Сравнительный анализ эффективности приоритетных бизнес-процессов коммерческих банков ОАО НБ "Траст" и ОАО Банк ВТБ, причины их неформализованности.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2014

    Сущность, объекты и субъекты банковского менеджмента. Проблемы и перспективы финансового менеджмента, его роль в организации финансов в коммерческом банке, мероприятия по совершенствованию. Особенности управления человеческими ресурсами в учреждении.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность студентам:

    изучать специальную литературу и другую научную информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

    осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

    составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

    принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях;

    проводить экспериментальные исследования по теме курсовой работы;

    консультации с научным руководителем, оформление результатов исследовательской работы.

Основной целью научно-исследовательской работы является реализация применения профессиональных знаний в экспериментальной деятельности, а также развитие исследовательского типа мышления и получение студентами новых объективных научных знаний. Выполнение научно-исследовательских заданий в период практики должно опираться, с одной стороны, на понимание общей логики исследовательской работы, а с другой – на использование того адаптированного инструментария, который принят в современных научных исследованиях в области педагогики и психологии.

Научно-исследовательская работа направлена на развитие интереса к научному творчеству, на формирование исследовательского типа мышления. Научно-исследовательская работа во время практики предполагает решение следующих задач:

    сформировать умения решать непредвиденные научные, педагогические ситуации, сложившиеся в ходе экспериментальной работы;

    сформировать умение осуществлять реальное наблюдение с фиксацией

    выделенных признаков и анализа педагогической действительности;

    овладеть навыками самостоятельного ведения научно-исследовательской работы;

    сформировать компетенции и профессионально значимые качества

    личности будущего педагога или психолога-исследователя;

    совершенствовать интеллектуальные способности и коммуникативные

  • сформировать навыки самовоспитания, самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута.

Научно-исследовательская работа в период практики предполагает индивидуальный характер заданий. Возможны варианты и групповых заданий, если работа достаточно объемна и требует привлечения знаний из разных областей наук в качестве применения метода проектов. Это может быть наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи (в виде проекта), требующего интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Индивидуальные задания научно-исследовательского плана предлагаются научными руководителями, руководителями практики с учетом уровня психолого-педагогической, методической подготовленности студентов, их интересов.

Задания исследовательского характера для группового решения научной проблемы могут быть предложены специалистами органов образования в рамках утвержденных программ исследования с участием кафедры, выдвигаться непосредственно учреждениями образования.

Выполнение научно-исследовательских заданий проводится под руководством преподавателей университета, которые назначаются кафедрами в качестве научных руководителей. Лучшие работы представляются на научно-практические студенческие конференции.

Основными методами научно-исследовательской работы являются: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

Похожие статьи