Хосе давид альфаро сикейрос картины. Гороскопы художников. Хосе Давид Альфаро Сикейрос

«Реализм – это не раз навсегда установленная формула, не догма, не неизменный закон. Реализм, как форма отражения действительности, должен находиться в постоянном движении», – говорит Сикейрос. И еще одно его высказывание: «Зритель – не статуя, которая включается в линейную перспективу картины… он тот, кто движется по всей ее поверхности… человек, обозревая роспись, своим движением дополняет творчество художника».

29 декабря 1896 года в мексиканском местечке Чиуауа у дона Сиприано Альфаро и Терезы Сикейрос родился сын Хосе Давид Альфаро Сикейрос. К одиннадцати годам у него проявился дар живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учиться в Национальную подготовительную школу в Мехико. Вскоре после этого Альфаро начинает обучаться в классах художественной Академии «Сан-Карлос».

Здесь Сикейрос становится одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. Художник вспоминает: «Какие цели преследовала наша забастовка? Чего мы требовали? Требования наши касались как вопросов учебных, так и политических. Мы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно господствовавшей у нас в школе. Вместе с тем мы предъявляли и некоторые требования экономического характера… Мы требовали национализации железных дорог. Над нами хохотала вся Мексика… Откровенно говоря, я глубоко убежден, что именно в тот день и родился в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересами…»


Облик нашего века, 1947

После выхода из тюрьмы вместе с друзьями Сикейрос создает школу в предместье Мехико – «Санта-Анита». Она становится не только художественным заведением, но и центром подпольной политической организации студенчества. В сентябре 1910 года народ Мексики поднялся против тридцатилетней диктатуры президента Порфирио Диаса, и молодые художники уходят в боевые повстанческие отряды.

Всего за два года Сикейрос проходит путь от рядового до капитана, члена Главного штаба генерала революционных войск Диегеса. В перерывах между боями он рисует. Так с той поры и соседствуют кисть и винтовка.

Революция завершилась в 1917 году приходом к власти буржуазно-демократического правительства. Мексиканское искусство встает на путь утверждения демократических идеалов. В 1918 году под руководством Сикейроса проводится «Конгресс солдатских художников», где прозвучал призыв создать новое искусство, отражающее страдания народа и его борьбу.

В 1922 ходу Сикейрос вместе со своими друзьями-единомышленниками в искусстве организует «Синдикат революционных живописцев, графиков и технических рабочих». Программа Синдиката была сформулирована в «Социальной, политической и эстетической декларации»: «…Мы провозглашаем, что данный момент – это момент социального перехода от дряхлости к новому порядку: творцы нового должны вложить все свои силы в создание искусства, ценного для народа… которое просвещает и направляет в борьбе». Таким искусством для художников Синдиката стала монументальная живопись.

С 1922 года по заказу директора Национальной подготовительной школы в Мехико художники Синдиката, в их числе прославившаяся в дальнейшем «великая тройка» мастеров (Сикейрос, Клементе Ороско, Диего Ривера), расписали стены школы. Из росписей Сикейроса – цикла «Земля и свобода» – сохранилось немногое. Подсказанные революцией идеи выражены языком, близким древнему индейскому искусству.

В то же время Сикейрос большое внимание уделяет редактированию газеты Синдиката «Эль мачете», ставшей позднее печатным органом ЦК мексиканской компартии. Еще в начале двадцатых годов он вступает в компартию. Вскоре Сикейроса избирают в ее Центральный комитет. Сикейрос организует латиноамериканскую профсоюзную конференцию. Он редактирует, оформляет и издает профсоюзный еженедельник «Молот», который объединил вокруг себя передовые силы мексиканского пролетариата.

К середине 20-х годов в стране активизируются реакционные силы. Художники вынуждены объявить роспуск Синдиката. Лишенные работы, подвергающиеся преследованиям, многие прогрессивные мастера покидают Мехико. Сикейрос уезжает в Гвадалахару.

С профсоюзной делегацией рабочих в 1927 году Сикейрос впервые приезжает в Москву, на IV конгресс Профинтерна.

В мае 1930 года за свою политическую деятельность Сикейроса заключают в тюрьму. Затем его ссылают в город Таско. Непосредственным поводом для ареста послужило участие художника в народной демонстрации.

В ссылке Сикейрос пишет станковые картины, создав менее чем за год более ста полотен, самые известные из которых – «Несчастный случай на шахте», «Эмилиано Сапата», «Крестьянская мать». Кто-то из друзей Сикейроса, глядя на картину «Несчастный случай на шахте», сказал: «Если Ривера изображает человека, который может страдать, а Ороско изображает страдающего человека, то Сикейрос воссоздает само страдание».


Крестьянская мать, 1929. Музей современного искусства, Мехико

В январе 1932 года после короткого пребывания в Мехико Сикейрос из-за преследования властей уезжает в США. В Лос-Анджелесе он расписал стену художественно-промышленного училища. На стене площадью шесть метров на девять, с проемами окон и дверью, художник создал многофигурную композицию «Митинг на улице». Причем лишь при помощи аэрографа – устройства, напоминающего пульверизатор.

Сикейрос вздумал изобразить в композиции негров, стоящих рядом с белыми. И это не где-нибудь, а в Лос-Анджелесе! На него ополчились все американские расисты.

Неудивительно, что фреска была уничтожена. Тем не менее там же, в Лос-Анджелесе хозяин крупнейшей художественной галереи заказал роспись одной из наружных стен галереи размером тридцать метров на двадцать на тему «Тропическая Америка».

«Нетрудно догадаться, – говорит художник, – что в его представлении "Тропическая Америка" была райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. А я изобразил на своей фреске человека, распятого на кресте… на котором сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском долларе…


Тропическая Америка, фрагмент уничтоженной фрески в Лос-Анджелесе

За это я поплатился – изгнанием из Соединенных Штатов… Но фреска моя свое назначение выполнила. Она была произведением мексиканского художника, сражавшегося за революцию и стремившегося не к тому, чтобы запечатлеть трепет своих эстетических переживаний, а к тому, чтобы выполнить свой великий долг: дать в образной форме выражение революционной идеологии».

Вскоре Сикейрос совершает поездку по странам Латинской Америки. Его первая остановка – в Монтевидео. Там он впервые экспериментирует с технико-индустриальным материалом – пироксилином. В новом материале он выполняет картину «Пролетарская жертва».

«Сикейрос не замыкается в пределах одного жанра, одной выбранной темы или приема, – пишет И.А. Каретникова. – Наряду с идейно-тематическими композициями, пейзажами он создает портреты. Сикейрос выявляет в них главные черты характера человека. Как и в росписях, обобщенность формы выражает монументальность образов, а в этой монументальности – признание значительности и активности человека в жизни.

Когда смотришь на "Портрет негритянки" Сикейроса, один из лучших портретов, созданных художником, кажется, что свет грандиозного прожектора скользит по ее лицу. Игра света и тени выражает психологическое состояние человека, сильного и мужественного по природе своей, но затравленного, на достоинство которого не раз посягали.


Портрет негритянки

В портрете известного американского композитора и пианиста Джорджа Гершвина – это скорее живописная сцена, нежели традиционный портрет, – Сикейрос создает композицию, словно пронизанную звуками музыки и насыщенную эмоциями концертного зала. Музыкант кажется единым целым с роялем, на котором он играет, – черный фрак, белая манишка, черный полированный инструмент и ослепительно белые сверкающие клавиши, изогнутая фигура исполнителя и словно подавшийся ему навстречу рояль».

В 1934 году художник возвращается в Мексику и возглавляет «Национальную лигу борьбы против фашизма и воины». Как художника его увлекают поиски нового стиля, свободного от этнографизма и подражания древности. Он пишет картину «Взрыв в городе». Сикейрос словно предчувствовал то страшное, что несет человечеству фашизм.


Взрыв в городе, 1935. Пироксилин. Собрание А. Каррильо Хиль, Мехико

С конца 1935 по конец 1936 года Сикейрос живет в Нью-Йорке, где основывает Экспериментальную мастерскую живописной техники, разрабатывающую новые краски и приемы монументальной живописи. Его картины «Коллективное самоубийство», «Эхо плача», «Остановите войну!» и многие другие наполнены пафосом политической борьбы.


Коллективное самоубийство, 1936

С началом гражданской войны в Испании Сикейрос отправляется добровольцем в республиканскую армию. В звании подполковника он бьется с фашистами в легендарной бригаде Энрико Листера. Вернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых картин. Среди них – превосходная по реалистической ясности образа, силе чувства, выраженного в мощной пластике форм, картина «Рыдание». В том же году он выполняет при участии Л. Ареналя, А. Пухоля и Х. Рено большую роспись «Портрет буржуазии». Роспись охватывает три стены и потолок центрального зала Клуба электриков в Мехико.





Портрет буржуазии, фрагменты, 1939. Здание профсоюза электриков, Мехико

Г.С. Оганов пишет:

«…В росписи здания Мексиканского профсоюза электриков, занявшей три стены и потолок, достигнут зрительный эффект единого сферического пространства. Человек, оказавшийся перед этой огромной фреской, названной "Портрет буржуазии" и представляющей зрителю политическую и социальную действительность капиталистического мира, как бы не замечает стенных граней, углов помещения. Изображение естественно перетекает с одной плоскости на другую, "стирая" их границы.

Сикейрос будет развивать этот прием и дальше. В росписи, посвященной легендарному герою борьбы индейцев против испанских завоевателей, "Немифический Куатемок", он не только объединит фрески нескольких стен, но и введет в композицию полихромную скульптуру-рельеф. Позже этот прием он повторит – уже с другими, более сложными целями создания пластико-динамической выразительности – в рельефе здания ректората в университетском городке в Мехико».

Шесть лет спустя Сикейрос вновь обращается к образу национального героя Мексики в двухчастной росписи «Воскресший Гуатемок». В 1945 году во Дворце изящных искусств в Мехико Сикейрос создает роспись «Народная демократия».


Воскресший Гуатемок, 1951. Дворец изящных искусств, Мехико.


Народная демократия, Фрагмент росписи во дворце изящных искусств в Мехико, 1945

Обнаженная женская фигура словно вылеплена мощными ударами цвета, контрастами света и тени. Лицо и тело женщины напряжены. Ее могучие руки пытаются разорвать оковы и одновременно сжимают факел свободы и цветок жизни. Это символический образ народной борьбы с фашизмом.

С конца сороковых годов Сикейрос обращается к конструктивно новым поверхностям, на которых располагаются росписи: «Будущие росписи покончат с исключительно плоской поверхностью панелей, присущей станковой живописи, они будут покрывать выпуклую и вогнутую, то есть активную поверхность стен».

В вестибюле госпиталя де ля Раса в Мехико Сикейрос расписывает овальную стену. Сферическая поверхность стены придает фигурам динамику, насыщает их активностью, соединяет статическое изображение, каким по природе своей является живопись, с ритмами движения окружающей жизни.


«Объединение наций» (деталь композиции «Социальное обеспечение рабочих при капитализме и социализме»). Фреска, пироксилин, 1952-55. Госпиталь де ля Раса, Мехико.

Большинство росписей, выполненных Сикейросом в сороковых–шестидесятых годах, располагается на стенах со сферическими поверхностями. Это «Аллегория равноправия рас» на Кубе, «Смерть захватчика» в Чили, «Гуатемок против мифа» и многие другие росписи в Мексике.


Гуатемок против мифа, 1944, Частный дом, Мехико

Росписи и пластическая мозаика, выполненные Сикейросом в Университетском городке в Мехико, располагаются на внешних стенах здания ректората. Они занимают площадь свыше 4 тысяч квадратных метров. Их тема – «Университет на службе наций». Огромные, достигающие десятиметровой высоты фигуры – символическое олицетворение науки и прогресса – выполнены в рельефе, включающем в себя мозаику, керамику и окрайенные электролитическим способом металлические плитки.


Композиция на здании ректората в университетском городке, Мехико, 1952-1956

Национальная ассоциация мексиканских актеров в конце пятидесятых годов заказала Сикейросу настенную роспись в театре Хорхе Негрето, высказав при этом пожелание, чтобы художник изобразил историю сценического искусства, включая кинематографию. «Моим намерением с самого начала было создать произведение, которое бы внушало актерам, а косвенно и драматургам, мысль о необходимости совершить в театре такой же переворот, какой мы совершили в живописи», – пишет Сикейрос.

Исполнительный комитет Национальный ассоциации актеров пришел к заключению, что роспись Сикейроса представляет собой антиправительственную агитацию. Государственные власти приказали приостановить работу над росписью и наложили на нее арест. Сикейрос уезжает из Мексики. Он едет на Кубу, посещает Венесуэлу. Затем он был арестован на родине 9 августа 1960 года за участие в студенческой забастовке.

В камере Лекумббрийской тюрьмы он провел более тысячи шестисот дней. По выходе из заключения Сикейрос создает серию «Современная Мексика из окон тюрьмы».

Но заточение не укоротило творческие планы художника. В своем стремлении к новому синтезу живописи и архитектуры Сикейрос с помощью 50 других художников расписал в 1965–1972 годах Полифорум Мехико огромными фресками, общей площадью 4600 квадратных метров. В этом комплексе архитектура и зрители буквально сливаются с мощной динамической живописью.


Могила Давида Альфаро Сикейроса

Хосе Давид Альфаро Сикейрос


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Выражена стихия Земли . Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Вы судите дерево по его плодам. Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать; конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением.

    Выраженная в диаграмме стихия Воздуха способствует усилению вашего вкуса к информации, общению, отношениям и ко всем видам изменений: реальным - путешествия или символическим - новые идеи, предположения мнения. Вы получаете гибкость и адаптируемость, теряя в способности защиты своих прав или в прагматизме.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Фиксированное качество соответствует большинству элементов в вашей диаграмме и представляет желание защиты и долговечности: Вы способны конкретно оценить ситуацию и ее стабильность. Вы определенно предпочитаете роль лояльного, упрямого и трудолюбивого человека, вместо того, чтобы ставить новые и опасные опыты. Вы структурируете, цементируете и усиливаете все, что находите на своём пути, не очень интересуясь стремительностью.

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - Водолей Близнецы

Вы благородный, утонченный и миролюбивый человек, настоящий аристократ духа, который в любое общество приносит элегантность. Такие люди часто бывают терпеливы в любой работе, которая подразумевает возможность быть на природе. Они могут быть художниками, скульпторами и т. п. Вы тонкий, в основном консервативный, но решительный человек. Если есть планеты, связанные со стихией земли, ваш успех может превратиться в настоящую славу.
- Вы настоящий мечтатель, всю жизнь чему-то учитесь, и это вам никогда не надоедает. Вы любознательны и самодостаточны. Стремитесь к научной или литературной деятельности, но вам необходима какая-нибудь планета в стихии огня или земли, чтобы обрести известность и выйти на высокий уровень достижений. Старайтесь всегда сохранять пробужденность и осознавать все, происходящее вокруг, потому что вы в значительной степени подвержены чужому влиянию и это может вас отвлекать и останавливать.

Сикейрос Давид Альфаро. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Сикейрос Давид Альфаро

Солнце в Козероге
Вы амбициозны, серьезны и преданны работе, готовы много трудиться ради осуществления своих целей. Хотя Вы дисциплинированны, ответственны и практичны, иногда Вас охватывает жалость к самому себе. Вы обладаете удивительной способностью четко видеть верную цель и направление. На других Вы производите впечатление человека серьезного и сдержанного. Когда Вы начнете кому-либо доверять, то становитесь преданным и верным другом. Вы любите общество. Чувство собственного достоинства имеет для вас очень большое значение.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Сикейрос Давид Альфаро

Луна в Скорпионе
Ваши эмоции интенсивны и часто основываются на сильных желаниях. Вы нетерпеливы, подвержены изменениям настроения и склонны к мрачным размышлениям. Вы ранимы, можете быть ревнивым и даже мстительным человеком. Вы слишком быстро судите других и чувствуете потребность незаметно управлять людьми. Вы не выносите сопротивления и не вмешиваетесь в чужие дела, но иногда из-за доброты идете на это. Вы хорошо справляетесь с обязанностями, обладаете большим потенциалом и предприимчивостью. Несмотря на резкость и импульсивность, вы самоуверенны и способны добиться успеха. Обычно добиваетесь, чего хотите. Поскольку вы ревнивы, горды и желаете обладать, такое положение Луны не обещает гармонии в браке. Самое главное для вас - научиться прощать и забывать, контролировать свои сильные, глубокие чувства.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Сикейрос Давид Альфаро

Меркурий в Козероге
Вы трудолюбивы, осторожны и искренни, обладаете проницательным умом. Вы отлично запоминаете факты, числа и детали. Когда хотите доказать что-либо, можете быть тактичны и дипломатичны. У вас развитый разум, вы рассудительны и способны использовать все идеи в практических целях. Вы отличаетесь самодисциплиной, умело воспитываете других, но всегда помните, что ко всему, что вы делаете нужно подключать сердце, Вы методичны, как в мыслях, так и в поступках. Поэтому вы справляетесь с любым заданием и имеете талант к политике. Вы реалист и поддерживаете традиционные ценности. Вы осознаете все, что происходит вокруг вас, и обладаете большой способностью концентрации. Иногда таким людям не хватает самокритики и юмора в свой адрес, а если у вас и есть чувство юмора, оно больше похоже на сатиру.

Введение

Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос (исп. José David Alfaro Siqueiros , 1896-1974) - мексиканский художник - живописец, график и муралист, политический активист, участник коммунистического движения.

1. Биография

Давид Альфаро Сикейрос родился 29 декабря 1896 г. в мексиканском городе Камарго, провинция Чиуауа. В 1911 г. поступил в Академию художеств Сан-Карлос в Мехико, там участвовал в студенческой забастовке, протестуя против порядков в заведении. Затем обучался в художественной школе Санта-Анита. С молодости ощущал себя революционером, в 1911 г. принял участие в гражданской войне на стороне конституционалистов. Служил офицером в армии мексиканского президента Венустиано Каррансы.

С 1919 по 1922 г. Сикейрос жил во Франции и Испании. В 1921 г. он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства», а в 1922 г. основал «Революционный синдикат работников техники и искусства» . С 1924 г. художник был одним из руководителей Мексиканской коммунистической партии, активно участвовал в организации профсоюзного движения и в международных коммунистических конгрессах, занимал пост главного редактора газеты El Mundo , сотрудничал с другими левыми газетами. Вместе с ним в коммунистическом движении принимали участие и другие мексиканские художники, в частности Диего Ривера

В 1930 г. Сикейрос был арестован, а затем сослан в городок Таско. Ссылка оказалась плодотворной в творческом плане - здесь художник создал несколько десятков работ.

В период с 1932 по 1936 г. Сикейрос жил и работал по преимуществу в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932).

В 1937-1939 г. Сикейрос участвовал в гражданской войне в Испании в качестве офицера Республиканской армии под командованием Энрике Листера. Дослужился до полковника.

По заданию НКВД коммунист-сталинист Сикейрос принимает участие в группе боевиков (кодовое название "Конь"), сформированной для ликвидации Троцкого.

24 мая 1940 - вместе с «Филипе», Леопольдо и Луисом Ареналь и другими участвует в неудавшемся покушении на Троцкого.

В конце 1940 г. арестован вместе с другими членами группы "Конь" в связи с убийством Троцкого.

В 1960 г. Сикейрос был заключён в тюрьму за политическую деятельность, но в 1964 г. власти освободили его под давлением международного общественного мнения.

Он неоднократно приезжал в Москву (1927, 1955, 1958 и 1972). Почётный член Академии художеств СССР (1967), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

В его честь названа улица в Санкт-Петербурге.

2. Основные произведения

2.1. Монументальные композиции

    роспись в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23, Мехико),

    роспись в клубе профсоюза электриков (1939, Мехико),

    роспись во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51, Мехико),

    роспись в Национальном музее истории (начата в 1959, Мехико)

    мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952-54, Мехико);

    монументально-декоративное сооружение «Полифорум» (1971, Мехико)

2.2. Станковая живопись

    «Пролетарская мать» (1929-1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк),

    Портрет Дж. Гершвина (1936, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

    Несчастный случай в шахте (Accidente en la mina, 1931).

    Новая демократия (La nueva democracia, 1945)

Хосе Давид Альфаро Сикейрос - художник с очень своеобразной манерой исполнения, который заставил до этого безжизненные стены заговорить. Этот неугомонный человек не ограничивался искусством и проявил себя на совсем другом поприще - революционером и коммунистом. Известна даже его причастность к убийству Троцкого. Политика и творчество для Сикейроса неразделимы, поэтому в его работах наблюдаются мотивы борьбы за Биография Сикейроса очень насыщенна и полна напряженной борьбы.

Говорят, в детстве художника звали не совсем Давид. Мальчика звали Хосе. Однако позже он сам выбрал для себя второе имя. Возможно, оно было символичным. Разумеется, его привлекала отнюдь не кротость вошедшая в пословицы. Этот библейский герой, который, будучи пастушком, сразился с великаном, был символом вызова чему-то огромному. Сикейрос чувствовал себя таким же бойцом, который готов сразиться с превосходящими силами.

Сгорая на работе

Говорят, что Сикейрос был очень увлечен своей работой. Он мог не есть и не спать, не отрываясь от творческого процесса по 20 часов. Его действия больше напоминали сражение, чем умиротворенное рисование - он пользовался пульверизатором, а не кистью, к тому же охватывал огромные пространства. Обычно художник не делал набросков. Каждый раз, подходя к стене, он смело импровизировал.

Ожившие стены

Сикейрос - художник-муралист. Кто это такой? Это художник, который расписывает стены. Фресковая живопись известна уже давно. Ее расцвет пришелся на Средние века. Тогда фресковая живопись несла Слово Божье неграмотному населению. В революционные же времена она стала выполнять ту же функцию, но с другими целями. На место проповеди пришла пропаганда. Также, как в Советском Союзе, в Мексике, где много малообразованного крестьянского населения, художественные образы стали средством воспитания народа.

Борец от природы

Он не только не боялся неудач и ненависти, но и сам шел им навстречу, провоцируя общество и власти. «Злобный вой моих противников мне дороже всех похвал!» - говорил художник. Это объясняет его огромную уверенность в себе, и в первую очередь в своих убеждениях. Типичными для него были ситуации, подобные случаю с росписью школы. В Мексике местные власти попросили художника расписать стену учебного заведения, выходящую на улицу. Муралист изобразил группу протестующих рабочих, среди которых была чернокожая женщина с ребенком. Такая вольность очень возмутила людей. Равенство было еще не в чести. На церемонии открытия в стену летели комья земли. Кто-то даже попытался стрелять.

Говорят, что этот художник обладал вспыльчивым, необузданным нравом. Он очень любил спорить. Любые аргументы против не смущали, а только заводили его. Он умело оперировал логикой и убедительно все опровергал. Правда, умел он быть и хладнокровным, особенно в ситуации опасности. О его характере и подробностях личной жизни много писала в своих воспоминаниях его жена Анхелика. Кстати, ее он тоже рисовал с укрупненными, благодаря «выходу из картины», кистями рук - это был один из излюбленных приемов художника.

Революционер с юности

В 1911 году будущая знаменитость поступил в Академию Художеств Сан-Карлос в Мехико и уже там поучаствовал в первом восстании. Бастовавших студентов не устраивали царившие в академии порядки. В том же году Сикейрос принял участие в Гражданской войне на стороне конституционалистов.

В 1919-1922 годах он жил в Испании и Франции. В 1921 году он опубликовал в Барселоне «Манифест революционного искусства».

В 1930 году за революционную деятельность сослан в небольшой городок Таско. Как и для многих творческих людей, ссылка и уединение оказались для него продуктивным периодом. Здесь было создано несколько десятков работ.

Сикейрос и Гершвин

В 30-е годы художник жил в США - в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Он неоднократно выполнял заказы магнатов, но при этом твердо следовал революционным идеям. Не всегда это проходило гладко. Иногда фрески подвергались уничтожению полицией. Все это не помешало художнику общаться с голливудскими звездами, а также жить в домах знаменитых американских деятелей культуры. Например, одним из них был композитор и пианист Джордж Гершвин. Этого знаменитого музыканта Сикейрос изобразил на одной из картин. Трудно назвать это портретом - фигура играющего пианиста невелика, а в картину входит целый зал. Сосредоточенный Джордж Гершвин, рояль, ритмичные ряды людей, изогнутые линии балконов театра как будто сливаются в единое звучание музыки.

Покушение на Троцкого

Художник Сикейрос был убежденным сталинистом. По заданию НКВД он участвовал в группе боевиков «Конь». В 1940 году они совершили покушение на Троцкого. Ворвавшись в его дом, нападающие открыли огонь. Но убийство не удалось: Троцкий и его жена спрятались под кроватью. Но следующее покушение, организованное уже другими людьми, удалось. Вместе с сообщниками ударил политика ледорубом по голове. Троцкий вскоре впал в кому и в итоге не выжил. А Сикейрос признался в участии в первом покушении. Год художник провел в заключении, а после - выслан из страны. Кстати, ему не раз приходилось находиться в тюрьмах или ссылках. Конечно, в такой ситуации художник был ограничен в творчестве. Но и там он находил возможность творить. Зато, вырываясь на свободу, он брался за дело с особым размахом.

Стиль Сикейроса

Картины художника Сикейроса разнообразны и непохожи друг на друга и в то же время объединены общим духом и стилем. В них чувствуются то этнические мотивы, то даже черты сюрреализма. К реалистичному изображению мира художник не стремился. Форма выражала прежде всего содержание, а оно было экспрессивным и эмоциональным. Практически все фигуры исполнены движения. Он намеренно огрублял образы и линии, чтобы достичь выразительности. Линии очень часто небрежны. Цвета, которые преобладают в картинах Сикейроса - коричневый, красный, желтый, иногда серый и зеленый. То есть, на лицо заметный перевес в сторону теплой части цветовой гаммы, но называть эти цвета теплыми язык не повернется. Они скорее горячие, кипучие, что подчеркивается резким контрастом светлого и темного.

Рабочие руки

Один из очень распространенных в его работах образов - огромные руки героев, протянутые к зрителю прямо из стен. Встречаются они и в композиции «Социальное обеспечение рабочих при капитализме и социализме», и даже в автопортрете художника 1945 года. Руки становятся символами борющегося пролетариата, труда, действия. Их диспропорциональная, преувеличенная близость к зрителю как бы выводит на контакт. Чаще всего они жилисты и грубоваты.

Смелый экспериментатор

Сикейрос любил экспериментировать в творчестве. Можно сказать, что в нем он был таким же революционером, как и в живописи. Мексиканский художник активно использовал новые художественные материалы - синтетические краски, керамическую рельефную мозаику. Играла ему на руку и выразительность строения стен. Сикейрос придерживался идеи, что выпуклые и вогнутые стены, а также перспектива, оживят и сделают динамичной живопись. Художник обратился к этому в 40-е годы.

В 50-е же его работы приобретают конкретность. Художник все более явно затрагивает политические темы.

Марш человечества

«Марш человечества» - одна из огромнейших фресок в мире. Она покрывает поверхность здания сложной формы. Более 8 тысяч квадратных метров изнутри и снаружи строения было расписано художником и его группой, в которую входили художники и скульпторы из разных стран. Не прекращая экспериментировать, Сикейрос вводил в эту монументальную композицию мозаику, витражи, скульптуру. Эта грандиозная работа была создана в 1971 году и стала, пожалуй, самой яркой, но и самой последней из его крупных творений - в 1974 году (в 77 лет) художник ушел из жизни.

Сикейрос и СССР

Возникает вопрос: будучи коммунистом, имел ли художник дело с самой коммунистической страной? Да. Сикейрос неоднократно приезжал в Москву - с 1927 по 1972 год он был в советской столице 4 раза. Кроме того, художник стал Почетным членом Академии художеств СССР. А еще следы пребывания художника на нашей Родине и интереса к ней остались в Санкт-Петербурге в виде названия улицы.



Сикейрос

собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, - 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи; общественный деятель. Учился в Мехико в АХ (1911) и школе Санта-Анита (1913). С 1911 участвовал в революционном движении. В 1914-18 офицер армии В. Каррансы. В 1919-22 работал во Франции и Испании; в 1921 издал в Барселоне «Манифест революционного искусства». Основатель (1922) и генеральный секретарь (1923-25) «Революционного синдиката работников техники и искусства». С 1924 - один из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главный редактор газеты «Эль мундо». В 20-е гг. - активный профсоюзный деятель, генеральный секретарь Мексиканской унитарной профсоюзной конфедерации (с 1929). В 1930 арестован, в 1931 выслан в Таску. В 1932-34 и 1935-36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную мастерскую (1936). В 1937-39 офицер Республиканской армии в Испании. Большое влияние на развитие монументального искусства в странах Латинской Америки оказала деятельность С. в Аргентине (1933), в Чили (1941-42), на Кубе (1943). В 1927, 1955, 1958 и 1972 С. посещал Москву. В 1960 за политическую деятельность заключён в тюрьму, в 1964 освобожден под давлением международного общественного мнения. Почётный член АХ СССР (1967). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966).

Борец за революционное, проникнутое коммунистической идейностью искусство, С. сообщал образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Он создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д.). В 50-60-е гг. в творчестве С. особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке исторических событий и типов, заостряется политическое содержание образов. Основные произведения С.: росписи - в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922-23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945 и 1950-51), в Национальном музее истории (начаты в 1959): мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952-54); монументально-декоративное сооружение «Полифорум», сочетающее архитектуру, живопись и скульптуру (1971); все работы - в Мехико; станковые картины - «Пролетарская мать» (1929-30), портрет Дж. Гершвина (1936), обе - в Музее современного искусства, Нью-Йорк. Исполнил множество литографий, рисунков.

Соч.: Cómo se pinta un mural, Мéх., 1951; L"art et la révolution, P., 1973.

Лит.: Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Давид Сикейрос, [Л., 1969]; Tibol R., David Alfaro Siqueiros, Mex., .

В. М. Полевой.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Сикейрос" в других словарях:

    Сикейрос А. С. - СИКÉЙРОС Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Давид (1896–1974), мекс. живописец, поч.ч. АХ СССР (1967). С 1924 один из рук. Мекс. КП. В 1937–39 офицер Респ. армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся покушение на Л. Д. Троцкого.… … Биографический словарь

    - … Википедия

    СИКЕЙРОС, ХОСЕ ДАВИД, или Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros, Jose David) (1896 1974), мексиканский живописец и график. Родился в Чиуауа. С юных лет и до конца жизни Сикейрос сочетал политическую деятельность с профессиональными занятиями… … Энциклопедия Кольера

    - (собственно Альфаро Сикейрос, Alfaro Siqueiros) (1896 1974), мексиканский живописец и график, общественный деятель. Один из основателей и крупнейший мастер мексиканской школы монументальной живописи. Почетный член АХ СССР (1967). Учился в … Художественная энциклопедия

    Сикейрос, собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, ‒ 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной живописи; общественный деятель. Учился в… … Большая советская энциклопедия

    СИКЕЙРОС (Альфаро Сикейрос) (Alfaro Siqueiros) Давид (1896 1974) мексиканский живописец, почетный член АХ СССР (1967). С 1924 Один из руководителей Мексиканской КП. В 1937 39 офицер Республиканской армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся… … Большой Энциклопедический словарь

    Сикейрос Xoce Давид - Д. Сикейрос. Сикейрос Xoce Давид, Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) (1896—1974), мексиканский живописец, график и общественный деятель. Один из основоположников и крупнейших мастеров мексиканской школы монументальной живописи. В 1911… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Сикейрос, Давид - Д. Сикейрос. Полифорум в Мехико. 1971 г. СИКЕЙРОС (Альфаро Сикейрос) (Alfaro Siqueiros) Давид (1896 – 1974), живописец. Один из создателей мексиканской школы монументальной живописи. Для выражения пафоса борьбы за свободу и мир использовал яркие… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) (1896 1974), мексиканский живописец, почётный член АХ СССР (1967). С 1924 один из руководителей Мексиканской КП. В 1937 39 офицер Республиканской армии в Испании; в 1940 организовал неудавшееся покушение на… … Энциклопедический словарь

    Сикейрос, Давид Альфаро - (Siqueiros, David Alfaro) (полное имя Альфаро Сикейрос, Хосе Давид, Alfaro Siqueiros, José David) (29.12.1896, селение Санта Росалия де Камарго, ныне Камарго, 06.01. 1974, Куэрнавака, похоронен в Мехико) мексиканский живописец монументалист и… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Книги

  • Давид Сикейрос. Альбом , Альбом знакомит с творчеством мексиканского художника 20 века Давида Сикейроса… Категория: Зарубежные художники Издатель:

Похожие статьи