Отличие дорического ордера от тосканского. Построение ордеров в массах. Членение стен при помощи ордеров

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции

Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.

Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

4.Формы храмов Древней Греции

В Древней Греции сложился строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Самый распространенный тип храма – периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называются гексастильными периптерами.

Целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием, - пронаос, центральное, самое обширное, - наос (или целла, собственно святилище) и опистодом – для хранения даров – со входом с заднего фасада.

Наиболее сложный тип храмового здания – диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм.

Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей.

Общепонятное образное членение ордеров на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобретали большее разнообразие. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями ордера позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д.

4.1 Храмы в дорическом стиле

Для крупных храмов дорического стиля была характерна форма периптера.

К числу ранних сооружений дорического стиля относится храм Геры в Олимпии (конец 7 – начало 6 в. до н.э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатлении единой приземистой постройки. Количество колонн составляло: на главном фасаде – 6, на боковых – 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания заменялись каменными.

В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта конструкция возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал – камень.

Первой половиной 6 века до.н.э. датируется храм Геры (I) в Пестуме. Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и цела, разделенная одним рядом колонн по оси сооружения – типично архаические признаки. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос.

Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) - большой гексастильный (шести-колонный) периптер, построенный из грубого известняка (6x14 колонн).

Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения).

Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6X13 колоннами (их высота - 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась статуя Зевса работы Фидия.

Парфенон, или храм богини Афины, - наиболее значительное сооружение Древней Греции. Он являлся главным храмом древних греков. Парфенон - одно из важнейших сооружение ансамбля афинского Акрополя.

Храм возвели в 447-438 годах до н.э. под руководством двух талантливых архитекторов – Иктина и Калликрата. Но по свидетельству жившего в в до н.э. древнегреческого историка Плутарха, при возведении Акрополя главою и руководителем всех художников был Фидий».

Парфенон - октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) периптер построенный из пентелийского мрамора (размеры по верхней ступени - 69,5 м в длину, 30,9 м в ширину, высота колонн - 10,5 м).

Парфенон стоит на трехступенчатой подставке-постаменте – стереобате. Постамент окружают три ступни, каждая высотой в полметра. Вдоль длинной стороны храма установлено семнадцать колонн, а вдоль узкой – восемь. Колонны расположены друг от друга на расстоянии 3 метра.

Древние греки верили, что здание храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон - храм Афины-Девы, и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини, выполненная Фидием.

Крыша храма снабжена треугольниками-фронтонами, а перед входом находится легкий навес (портик). Под карнизом Парфенона расположен барельеф – широкая полоса скульптурных изображений.

Существенное значение при этих сопряжениях имеет правило несвешиваемости, заключающееся в том, что отвесы выступающих опорных частей не должны внизу встречать пустоту. В приведенных сопряжениях выполнение этого правила обеспечивается тем, что выше- и нижележащие опорные элементы лежат в одной вертикальной плоскости.

В некоторых случаях нижележащий опорный элемент может выступать против верхнего, но не наоборот. Так, например, делается сопряжение пьедестала с базой колонны в том случае, когда пьедестал не имеет карниза.

Благодаря правилу несвешиваемости обеспечивается равновесие и устойчивость ордерных форм, как конструктивной системы.

Обработка ордером полуциркульных оконных проемов

Полуциркульное окно – окно, вытянутые в вертикальном направлении, но заканчивающиеся сверху полукругом. В подобное окно можно вписать два или полтора круга.

При желании проем можно обработать так – поместить над окном сандрик, для этого надо получить две вертикальные линии, определяющие место и пределы его карниза. Далее с наличником, наподобие контрналичника, проводятся две вертикальные линии, которые и определяют длину карниза сандрика.

Остается определить высоту расположения карниза. Если бы окно не завершалось сверху полукругом, наличник прошел бы горизонтально, превратившись в архитрав, над ним расположился бы гладкий фриз и выше – карниз. В этом же случае наличник слева и справа по кругу спускается вниз. Проводим непосредственно над наличником (архивольтом) какую-нибудь, хотя бы самую узкую горизонтальную тягу в виде валика, астрагала и т. п.; этого вполне достаточно, чтобы трактовать часть над ней как фриз. Ширина фриза приблизительно равна архивольту, а выше определяется место для карниза.

Наконец, эту форму можно развивать еще, оставаясь в пределах знакомых приемов: наличник, окружающий полукруглую часть, можно рассматривать как архивольт, который только обходит полукруглую часть и опирается на импост,– верх импоста равняется с центром арки, а ширина импоста равна ширине архивольта. Профилю импоста можно придать профиль архитрава, но можно также обработать импост в форме простой капители. В этом случае вертикальную часть наличника естественно рассматривать как столбик, как пилястр. Тогда, чтобы быть последовательным, надо дать этому пилястру и базу. Ввиду того, что все формы вокруг окон довольно мелкие, нежные, можно сделать на плоскости пилястра филенки и даже украсить ее орнаментом.

“Брамантово окно”

Таким образом, в окончательном виде получается окно с полукруглым верхом, у которого в прямых частях по бокам поставлены небольшие пилястры, несущие на себе арку; между полем стены и полем пилястра введена плоскость, рисующаяся в виде прямоугольника, заканчивающегося сверху карнизиком; для ясного обозначения фриза под карнизом, непосредственно над архивольтом проведен горизонтальный узкий профилек. Треугольники, получившиеся по бокам арки, обработаны филенками, иногда с кружками в середине. В середине арки можно выделить замковый камень, часто обработанный в виде кронштейна. Вся композиция этого окна, в сущности, не содержит ничего’ нового, но естественно и последовательно вытекает из форм, уже применявшихся в отделке прямоугольных окон. Стоило только поставить задачу обработать полуциркульное окно как прямоугольное, и средства разрешения приходят сами собой и самым естественным образом располагаются по местам.

За этими окнами у западных исследователей закрепилось название, указывающее на их автора, – брамантовы окна.

Тройное окно Палладио

Состоит из большого полуциркульного отверстия с архивольтом, опирающимся на импост, разработанный в виде антаблемента, продолженного влево и вправо от окна. Этот антаблемент с каждой стороны окна подперт в двух местах: непосредственно под архивольтом и на некотором расстоянии от этих колонн.

Таким образом, по сторонам среднего большого полуциркульного окна получаются два прямоугольных окна, высотой, равной колонкам, но с незначительной шириной. Обычно эти узкие окна ограничены с одной стороны свободной круглой колонкой, а с другой – либо полуколонкой, либо полупилястром.

Вся композиция заключена в прямоугольник, ограниченный сверху антаблементом, завершающим здание или этаж, и двумя трехчетвертными колоннами или столбами, поставленными в центре простенков. Получающиеся по бокам арки поля стены обрабатывались различно. Здесь помещались филенки и скульптурные украшения, или же круглые окна.

“Палладиево окно” вызывает довольно разноречивую оценку. Некоторые находят его недостаточно прочным, неустойчивым, считают, что средние колонки находятся в несколько рискованном положении.

Членение стен при помощи ордеров

При членении стен при помощи ордера возможны два варианта:

Стена отодвигается назад настолько, чтобы колонна выступала из плоскости стены не менее, чем на половину своего диаметра. (Меньший выступ колонны из плоскости стены образовал бы случайное и некрасивое сечение капители и базы и искаженный силуэт ствола колонны; поэтому такие выступы колонн в классике никогда не применялись. Форма колонны и ее частей выявляется лучше всего, когда центр колонны в плане несколько вынесен вперед, против плоскости стены, что и делалось в классике. Часто колонна выносилась на 3/4 диаметра).
Колонна превращается в пилястру или упрощенную пилястру – лопатку. (Лопатка – плоский выступ стены, не имеющий базы и капители).

Поэтажное размещение колонн

При расположении ордеров друг над другом применяется правило, следующим образом сформулированное Андреа Палладио:
“Ордера располагаются в зданиях в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройки. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным… При желании можно исключить один из ордеров и, например, поставить коринфский непосредственно на дорический, с тем… чтобы более массивный непременно находился внизу”.

Когда нужно использовать одни и те же ордера друг над другом, то уменьшается высота верхних ордеров по сравнению с нижними, как это делали древние греки и рекомендовали делать Витрувий и Альберти.

Немецкий теоретик Ганс Блюм советовал в случае размещения колонн друг над другом (причем не важно, разные это ордера, или один и тот же), использовать в их соотношении пропорцию 3 к 4, верхнего к нижнему.

Построение элементов.

Построение архитектурных обломов:
Обломы или мулюры – это простейшие кривые, из которых состоят профили ордера.

Полочка:
– очень малый плоский пояс.

Вал:
– профиль, очерченный полуокружностью; в плане – всегда круг.
Валик или астрагал
– малый профиль полукругло-выпуклый или очерченный другой подобной кривой.

Выкружка:
– облом с вогнутой кривой; его применяют для соединения других обломов



Четвертной вал:
– облом очерченный четвертью окружности или иной подобной кривой.



Гусек:
– волнообразный облом с вогнутой верхней частью и выпуклой нижней.

Каблучок:
– верхняя часть выпуклая, нижняя – вогнутая.



Скоция:
– профиль в виде “С”, обычно расположен между двумя полочками.



Сложная скоция:

Изогнутость фриза:

И еще раз)


Утонение (энтазис):
Энтазис – дугообразное уменьшение ствола колонны, начинающееся обычно на ¹/₃ ее высоты. Применение энтазиса создает впечатление напряженности колонны и устраняет оптическую иллюзию вогнутости её ствола.

Тосканская и дорическая колонны:

На трети колонны, где начинается утонение описывают полуокружную линию, как это указано чертеже, и от стержня опускают вертикальные линии на дугу.
Далее делят на равные части дугу и остающиеся две трети колонны, например на 4 части.
Пересечение горизонтальных плоскостей проходит через точки 1 – 2 – 3 и т.д., и оси с вертикальными линиями, проведенные из соответствующих точек дуги, образуют точки для проведения наружной линии.

Ионическая, коринфская и сложная колонны:

Ось колонны делим на 8 частей и к точке N, находящейся на расстоянии 1/3 высоты колонны, проводим произвольной длины горизонтальную линию.
Радиусом, равным 1 м., из точки F описываем дугу; от точки F мы проводим через H прямую линию и получаем точку O.
Из точки O через точки пересечения на оси проводятся радиусы (лучи), ограниченные точками m, на расстоянии 1 м. от N, 3, 4, 5 и т.д.
Из точки m провести горизонтальные плоскости, ограниченные точками s на расстоянии 1 м. от 3, 4, 5 и т.д.
Через точки m и s провести линию, которая будет закругленные профилем колонны.

Каннелюры:
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера. Все классические ордера, кроме тосканского, имеют каннелюры.

Дорическая колонна обрабатывается 20 каннелюрами неглубокого профиля с острыми ребрами (1/3 окружности в плане), колонные ионического, композитного и коринфского ордеров – 24-мя каннелюрам глубокого профиля (в плане – полукруг), которые разделяются ремешками.

Описать полуокружность AB и разделить ее на равные части (10 – 12), проводя радиусы через полученные точки.
Радиусом, равным половине одной из частей, из центров в точках 1, 2, 3, 4 и т.д., описать дуги до пересечения с полуокружностью AB; по полученные точками нанести чертеж каннелюр.

Зубчики (дентикулы):
Дентикулы (дантиклы, зубчики) – ряд небольших прямоугольных кронштейнов, поддерживающих карниз или скат фронтона.

Аттическая база:
База, названная Витрувием аттической (книга III, глава 3), созданная афинянами и употребляющаяся до сих пор, применяется в сложном, коринфском, ионическом, дорическом и даже тосканском ордерах; чаще всего она применяется в ионическом ордере, собственный пьедестал которого употребляется значительно реже.

Вионьола, один из создателей сложного ордера, говорил, что он применяет эту базу охотнее, чем все другие.

Независимо от того, что эта база не настолько богата по количеству обломов, как коринфская, она является самой красивой, и ее находят в большом количестве в древности, когда ее применяли, главным образом, к коринфскому ордеру.

Карниз Виньолы:

Это одним из самых замечательных как по красоте, так и по композиции, карниз был личным изобретение Виньолы, который часто употреблял его в своих постройках.
Он содержит в себе элементы дорического и коринфского ордеров.

Соотношение частей карнизa:
Все высота фасада делиться на 11 частей, из которых одна часть принадлежит карнизу, а 10 частей – фасаду.
Высота карниза равна 3 м. 12 п.; из них: высота фриза – 1 м. 2 п., высота карниза – 1м. 10 п.
Выступ карниза равен 1 м. 14 п.

Витая колонна:

Для построения витой колонны необходимо предварительно подготовить в линиях формы колонны, которую желательно изобразить.
Посредством стержня обыкновенной колонны применяя второй способ построения утонения, делим ось на 48 равных частей; из полученных точек проводим пунктирные линии, параллельные линии OG.
На оси ab вычерчиваем окружность, диаметром, равным выступу колонны, и такую же окружность на линии no.
Делим окружность на 8 равных частей, в результате чего получаем точки h, i, e, m; из этих точек проводим вертикальные линии, параллельные оси ab, которые послужат для начертания внешней спирали.
Затем нанесем (пользуясь спиралью в горизонтальном положении как осью) соответствующие размеры подготовительной колонны и получим точки, через которые пройдут две вогнутые линии витой колонны.


Простые кратные отношения в ордерах, разработанные архитекторами Возрождения, легко запоминаются и облегчают технику расчета и начертания ордера.

Системы архитектурных ордеров продолжали разрабатываться в Италии в эпоху Возрождения в XV и XVI вв. и законченную систему получили у двух выдающихся архитекторов: Джакомо Бароцци Виньолы и Андреа Палладио.

Они разработали четыре ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и добавили к ним пятый – композитный (или сложный, который впервые возник в античной римской архитектуре). Свои теории ордеров они основывали главным образом, на трактате Витрувия и на изучении памятников античной римской архитектуры.

Ордера Виньолы и Палладио могут быть разделены на простые (тосканский и дорический) и сложные (ионический, коринфский и композитный).

Общее пропорционирование:

Следуя за Витрувием, Виньола и Палладио, все размеры в ордерах определяют при помощи модуля. У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делиться в простых ордерах на 12 парт (частей), в сложных ордерах – на 18 парт.

У Палладио модуль равен нижнему диаметру колонны в тосканском, ионическом, коринфском и композитном ордерах. Этот модуль делится на 60 минут (частей). В дорическом ордере за модуль Палладио принимает нижний радиус колонны и делит его на 30 минут. (Позднее эту систему упростили и стали делить модули всех ордеров на 30 парт.)

При свободно стоящих колоннах в состав ордера входят колонна и антаблемент. При сочетании колоннады с аркадой в состав ордера, помимо колонны (превращающейся в полуколонну) и антаблемента, входит еще пьедестал.

Общая высота антаблемента у Виньолы равна одной четверти высоты колонны в простых ордерах и одной пятой высоты колонны в сложных ордерах.

Общие пропорции колонн коринфского и композитного ордеров у Виньолы одни и те же. У Палладио же пропорции колонн изменяются в пределах всех пяти ордеров. Поэтому на приведенной ниже схеме ордеров ордера по Виньоле изображены в составе четырех ордеров (без композитного), а схемы ордеров по Палладио в составе всех пяти ордеров. Схему ордеров чертятся или в общей высоте, или в общем модуле.

Интерколумнии:

Размеры интерколумниев в ордерах Виньолы и Палладио

Витрувий установил в своем ионическом ордере пять разновидностей интерколумниев, выразив их в нижних диаметрах колонн: 4; 2 ¾; 2 ½; 2; 1 ½.

Палладио принял эту схему, но в отличие от Витрувия, придал эти интерколумнии различным ордерам.

Обломы:

Обломы ордеров Виньолы и Палладио по геометрическим признакам разделяются на:

Прямолинейные:
1) полочка
2) полка
3) пояс
Криволинейные простые:
1) валик
2) вал или торус
3) четвертной вал
4) выкружка
5) обратная выкружка
Криволинейные:
1) гусек, каблучек
2) обратный каблучок
3) скоция

В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции. В одних случаях они являются поддерживающими, а в других – поддерживаемыми или венчающими, иногда связующими и иногда разделяющими. Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусек с его облегчающимися снизу вверх формами – как завершающий, а выкружка – как связующий элемент.

Колонна:

Колонна разделяется на три основные части: базу, ствол и капитель.

Ствол колонны вверху завершается антаблементом, внизу заканчивается обратной выкружкой и полочкой (листель, или чимбия). Нижняя треть ствола – цилиндрическая. Верхние две трети ствола имеют плавное утонение (энтазис).

Каннелюры:

Во всех ордерах, кроме тосканского, ствол колонны обрабатывается каннелюрами. Дорическая колонна имеет 20 каннелюр неглубокого профиля с острыми ребрами. Колонные сложных ордеров имеют 24 каннелюры глубокого профиля. Эти каннелюры разделяются ремешками.
База колонны во всех ордерах имеет высоту, равную нижнему радиусу колонны.

Капители:

Тосканская и дорическая капители имеют общую структуру. Высота их равна нижнему радиусу колонны; они делятся по высоте на три равные части: абак, эхин с ремешками и шейку.

Ионическая капитель имеет высоту (не считая волют), равную 2/3 нижнего радиуса колонны.

Составные части ионической капители: квадратный абак, подушка с волютами, балюстры (с боковых фасадов капители) и эхин, украшенный иониками. Структурной частью волют является глазок, положение которого в капителях Виньолы и Палладио несколько различается. Вычерчивается волюта по системе центров, расположенных внутри глазка.

Коринфская капитель имеет в высоту 2 1/3 нижнего радиуса. Ее основные конструктивные части – колокол и абак (криволинейный в плане); ее декоративные части – два ряда акантовых листьев, угловые и средние волюты, выходящие из стеблей, акантовые листья, подходящие к волютам, и цветок. Построение капители производится в основном с плана по четырем осям с использованием диагональных и промежуточных осей.

Фризы:

Фриз дорического ордера по античной традиции состоит из триглифов и метоп. Расположение триглифов связано с осями колонн. А так как триглифы и метопы имеют строго определенные пропорции (полтора квадрата и квадрат) и определенную высоту (3/4 нижнего диаметра колонны), то расстояние между колоннами в осях в дорическом ордере являются кратными расстоянию между триглифами в осях. Виньола и Палладио приняли в своих ордерах средний вариант интерколумния «в два триглифа». В практике же, кроме того, широко распространен в дорическом ордере интерколумний «в один триглиф», встречается и интерколумний в «три триглифа». В сочетаниях колоннады с аркадой применяется интерколумний «в три тирглифа» (без пъедесталов) и «в пять триглифов» (с пьедесталами).

Карниз:

Карниз во всех ордерах имеет три структурные части: карнизную плиту, поддерживающую часть и венчающую часть. Карнизная плита имеет в своем выносе снизу (в софите – нижней видимой поверхности архитектурной детали) особую борозду, выступ перед которой образуется слезник (капельник). Назначение слезника – преградить дождевой воде, стекающей с карнизной плиты, доступ к поддерживающей части карниза, к фризу и далее к нижним частям здания.

Усложнение карнизов в ордерах происходит за счет развития их поддерживающей части.

В сложных ордерах здесь появляются пояса с зубчиками и с модульонами. Вместе с этим происходит усложнение декора, что отражается и в софитах карнизов: между модульонами появляются кессоны и розетки.

Арки:

Виньола установил для всех ордеров отношение ширины (пролета) арки к ее высоте, равное 1:2. Палладио последовательно изменил пропорции арок в своих ордерах от 3:5 в тосканском ордере до 2:5 (приближенно) в композитном ордере.

Тосканский ордер – архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше колонна утончается до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав гладкие . Это видно на рисунке ниже, где указаны все части колонны тосканского и дорического ордеров.

Тосканский (а) и дорический (б) ордера

Другие особенности:

  • По форме капитель (венчающая часть колонны, пилястры, столба ) дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
  • Антаблемент (верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниз а ) состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
  • Крыша выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
  • Фриз тосканского ордера лишен:

— триглифов (в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами );

Пример триглифа

— метоп (в архитектуре элемент фриза дорического ордера в виде каменных или керамических плит, заполняющих промежутки между двумя триглифами);

Пример метопы

— а также мутул (крупные прямоугольные плитки, равномерно расположенные по нижней поверхности выносного элемента в дорическом карнизе ) под выносной плитой карниза.

Пример мутулы
  • Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические, гладкие, без каннелюр (вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких )).
Пример каннелюр
  • Предельно простые базы состоят только из плинта (нижняя часть пьедестала или базы колонны в форме архитектурного облома типа «полочка» ) и торуса (вал или валик, горизонтальная архитектурная деталь зданий, один из видов облома ).
  • Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.

Общий пример тосканского ордера в сочетании с ионическим ордером.


Санкт-Петербург. Адмиралтейство (1806-1823 гг.), архитектор А. Д. Захаров. Здесь портики поддерживают колонны тосканского ордера, а колонны в центральной части принадлежат к ионическому ордеру.

Архитектурный ордер ( лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использую щий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров:



дорический, ионический и коринфски й возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер(колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании . Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров -круглые.

Архитектурные ордера : а- дорический ; б - ионический; в- коринфский; 1 - карниз; 2 - фриз; 3 - архитрав; 4 - капитель; 5 - ствол колонны; 6 - база.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.

Дорический ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.


http://www.antica.lt/page-id-236.html тут про Парфенон

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

http://arx.novosibdom.ru/node/498 здесь интересно описана история возникновения ионического ордера.

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера -гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.


Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. о «дотацией каменной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом.


Из лекции Поповой Л. М.

Различия

2. Диаметр

3. Количество каннилюров (в ионическом ордере выше дробность, колонна легче - женский образ, в дорическом -сила мужественность)

4. Форма колоны (ионическая - жентвенность, утонченность, легксть, дорическая - воинственность, сила, "стоишь на широко ратавленных ногах" - очень устойчиво).
5. Капитель (ионичкская - нежные валюты как локоны женских волос, дорический - абак и эхин - простые и функциональные - мужские).


НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ

АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ - верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА - (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ - (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен - лентами.

ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА - архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, "коринфская" - маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; "композитная" - сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА - (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН - декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР - геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.

ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.

ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА - декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС - утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН - средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

Из книги Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России автора Хлебников Павел

Ордер на арест Готовясь зимой 1998/99 года к поездке в Россию – продолжить сбор материала о Березовском, – я получил предупреждение от бывшего министра внешних экономических связей Олега Давыдова: обстановка в стране напряженная. Только что в парадном своего подъезда в

Ордер на квартиру

Из книги Сталин умел шутить автора Суходеев Владимир Васильевич

Ордер на квартиру После войны Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев с семьей жил в неблагоустроенном доме. Он пытался через городские власти решить свою жилищную проблему, но ничего не получалось. Его, героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем

Ордер Ежова

Из книги Особый счет автора Дубинский Илья Владимирович

Ордер Ежова Возвращался я в Казань с такой же тяжестью на сердце, с какой ехал в Москву. Но все же возвращался... Меня там не схватили, как схватили командира дивизии Даненберга, командира авиационной бригады Ивана Самойлова и многих других, опустошив в одну ночь десятки

ТОСКАНСКИЙ ЛУКОВЫЙ СУП

Из книги Кухня. Сборник кулинарных рецептов автора Сборник рецептов

Тосканский пейзаж в начале кватроченто

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Тосканский пейзаж в начале кватроченто I - Дон Лоренцо Монако В Италии, и сильнее всего во Флоренции с первых же годов XV века намечается созревание чего-то нового. Не то чтобы здесь в области искания жизненности и правдивости все задачи были теперь сразу разрешены и все

Ордер на жилплощадь

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Ордер на жилплощадь Впрочем, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. В российских пределах ойратам пришлось по вкусу, с русскими они ладили, но грянула Смута, и мир стал зыбок. К тому же, в самой Джунгарии, – куда гонцы, разумеется, исправно доносили информацию

4. Ордер

Из книги автора

4. Ордер Возникший в результате тектонического мышления ордер обусловливает собой господство средней точки зрения на греческий храм V века и общую концепцию периптера как сделанной человеком вещи. Речь идет о дорическом ордере (Парфенон). На фоне стен целлы колонны

Архитектурный ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Коринфский ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Дорический ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Тосканский ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Мемориальный ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Ионический ордер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИО) автора БСЭ

Ордер (архитект.)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОР) автора БСЭ

Тосканский ролл

Из книги Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти автора Барнард Нил

Тосканский ролл 2 порцииЭта простая в приготовлении паста из белой фасоли и высушенных на солнце помидоров станет для вас потрясающей альтернативой сыру, вы можете делать с ней вкуснейшие бутерброды. Однако почему бы не добавить немного измельченных овощей и не сделать

Похожие статьи

  • «Сожженное письмо» - анализ произведения

    Стихотворение А.С. Пушкина "Сожженное письмо" написано об одной из самых важных тем в жизни поэта - о любви. При прочтении возникает мысль о том, что в нем говорится о невозможном чувстве. Какая же любовная история кроется за этими...

  • Рассказ о созвездии весеннего неба для школы

    Обзор созвездий Глава 5. Созвездия весеннего неба. На весеннем небе целым сонм интересных созвездий. Сегодня мы поговорим о созвездиях Гончих Псов, Северной Короны, Волопаса, Волос Вероники, Льва, Малого Льва, Девы, Ворона, Чаши,...

  • Классификация природных объектов

    Под объектами охраны окружающей среды понимаются её составные части, находящиеся в экологически взаимосвязанных отношениях, по исполнению которых урегулируются правомерно. Они делятся: -интегрированные – вся окружающая среда;...

  • Креативный урок по английскому языку на тему: «Наши любимые животные

    Урок разделен на этапы. Блок 1. Блок мотивация: С весёлым настроением учитель начинает урок с приветствия, узнает, как настроение у девочек и мальчиков. С помощью вопросов узнает, какой сегодня день недели. Teacher (T): Good morning,...

  • Как лечить мокрый кашель у ребенка комаровский

    Появление кашля у ребёнка беспокоит не только самого малыша, но и его родителей. Они сразу же начинают поиски средств, как облегчить состояние своего чада, избавить его от неприятного симптома. Кто-то предпочитает лечиться народными...

  • Почему у ребенка не проходит сухой кашель и как от него избавиться?

    Когда ребенок болеет, это всегда неприятно и страшно, особенно если касается грудничков. Нужно четко знать, что делать в каждой ситуации. Во-первых, необходима консультация педиатра, даже если у малыша банальный насморк. Во-вторых, лечить...