Что говорить не хочешь отвечать

Упражнение 51. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов). 22. Алексей решил довольно тянуть (Полевой). 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Серафимович). 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (Тургенев). 25. Я проснулся заря уже занималась (Тургенев). 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила (Тургенев). 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Чехов). 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички (Шишков). 29. Прошла неделя другая вдруг въез- жает ко мне во двор коляска (Пушкин). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет (Гоголь). 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо (Бубенков). 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Лермонтов). 33. Смелые побеждают трусливые погибают (пословица). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород (Фадеев). 35. Победим каменный дом построишь (А.Н. Толстой). 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лермонтов). 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем (Чехов). 38. Посмотрит рублём подарит (Некрасов). 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Каверин). 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих (Катаев).

В публичных выступлениях больше всего пугают две вещи: первая – начало самой речи, второе – финал и последующие вопросы из аудитории. И если к первому можно подготовиться, то предугадать все вопросы практически не возможно. Преподаватель курса ораторского мастерства Юрий Борисов рассказывает, как не терять уверенность и отвечать убедительно даже на те, ответа на которых у тебя нет.

shutterstock.com

Посмотри видео с многочисленными интервью наших политиков и ты увидишь - как бы тщательно они не готовились к общению с журналистами, последние иной раз задают такие вопросы, после которых наши лидеры выглядят как неподготовленные школьники на уроке по высшей математике. Однако, сколько бы ни было неожиданностей в вопросах аудитории, есть несколько советов, позволяющих тебе в такие моменты выглядеть уверенно и убедительно.

Представь себя на месте аудитории. Вот оратор что-то рассказывает про "космические корабли бороздящие просторы нашего космоса", после чего задает сакраментальный вопрос, всем ли все понятно и есть ли вопросы. Вероятно, у тебя действительно есть вопрос к выступающему, тогда тебе придется прямо сейчас поднять руку, представиться и спросить то, что тебе не понятно. А теперь представь, что ты задал свой вопрос, приготовился слушать ответ, как вдруг оратор решил, что ты только что сказал неподобающую глупость, более того он озвучил свой вывод вслух. Скорее всего, из этой аудитории уже вряд ли кто-то осмелится задать такому оратору хотя бы еще один вопрос - вдруг и следующий задающий будет опозорен выступающим. Отсюда вывод первый: дабы не настраивать против себя аудиторию, прими тот факт, что даже самый глупый вопрос требует твоего ответа.

Кстати, если после твоего выступления аудитория тянет руки и задает тебе вопросы, то это однозначно хорошо. Хорошо, потому что это свидетельствует о следующем:

Аудитория тебя слушала;
- аудитории интересна была тема твоего выступления;
- у аудитории есть желание узнать больше или уточнить полученную информацию.

Итак, после того, как вопрос прозвучал, будет правильным поблагодарить человека за столь интересный, своевременный и актуальный вопрос. Однако эпитеты - это таки один из способов выиграть время для того, чтобы в твоей голове созрел ответ, если он не появился до этого.

Думаю ты и сама знаешь, что благодарить нужно искренне. Если ты говоришь дежурное "спасибо за вопрос", то ни у кого от такой фразы не возникнет ощущения, что тебе действительно очень важно дать ответ именно этой аудитории.

Но что делать, если ответ так и не созрел в твоей голове?

Ты - не энциклопедия. Когда ты выходишь перед аудиторией и доносишь свою точку зрения, то это не означает, что ты обязана знать все. Однако фразу "я этого не знаю" говорить не стоит. Если ты не знаешь ответа, а хочется выглядеть красиво, то есть несколько вариантов, как это сделать.
Например, можно сказать, что это очень интересная тема и ты планировала более детально ее раскрыть в своем следующем отдельном выступлении. Таким образом можно прорекламировать свою будущую презентацию либо подумать о ее необходимости.

Если же следующее выступление в твои планы не входит, то можно еще раз повторить вопрос. При чем когда оратор повторяет вслух заданный ему вопрос из аудитории, он может "случайно" оговориться и не произнести некое слово либо добавить свое. Как ты сама понимаешь, вопрос от этого может слегка измениться.

Например, звучит такой вопрос: "Что делать если заблудился в лесу?"

Не знающий ответа оратор может сказать примерно следующее: "Это очень актуальный вопрос и я с удовольствием на него отвечу. Итак, вы меня спрашиваете, что делать, если вы попали в сложную ситуацию? Так вот, ни в коем случае вы не должны терять самообладания, помните, эмоции в таком положении вам ни чем не помогут, поэтому включаем свою логику и ориентируемся по ситуации. Что хотелось бы вам еще посоветовать так это всегда просчитывать последствия своих поступков наперед и тогда вы никогда не окажетесь в сложном положении".


1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу, спицы выпирают пучком перекушенных колышек, тележка со стуком падает набок, кипы газет вываливаются (СБП; отношения перечисления).


2. Ждем матрёшку час, другой – нет её (СБП; отношения противопоставления, между частями можно вставить союз а).


3. Шмахин взглянул на часы: было только без десяти семь (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить «и увидел, что»).


4. Не хочешь отвечать /1 – я скажу /2 (СБП; состоит из двух частей; условные отношения; перед первой частью можно вставить союз если; поэтому ставится тире).


5. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить /1: у ней особенная стать /2 – в Россию можно только верить /3 (СБП; состоит из трёх частей. Между предложениями 1 и 2 – причинные отношения; между частями можно вставить союз потому что; поэтому ставится двоеточие. Между предложениями 2 и 3 – отношения следствия; между частями можно вставить наречие поэтому; поэтому ставится тире).


6. Зреет рожь – тебе заботушка: как бы градом не побилася, без дождей в жары не высохла, от дождей не положилася (СБС; 1 и 2 – отношения временные, перед первой частью можно вставить союз когда; 2 и 3 – отношения пояснения, перед третьей частью можно вставить а именно).


7. Хотел я встать /1 – передо мной всё закружилось с быстротой /2; хотел кричать /3 – язык беззвучен и недвижен стал /4 (СБП; состоит из четырёх частей. Между предложениями 1 и 2; 3 и 4 – отношения противительные; между частями можно вставить союз но; поэтому ставится тире. Между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) – отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой).


8. Сделаешься слишком умным /1 – пожалуй, жить не захочется /2; сделаешься богаче всех людей /3 – будут завидовать /4: лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) /5 (СБП; 1 и 2, 3 и 4 – отношения условия; перед первой и третьей частями можно вставить союз если; между группой 1 и 2 и группой 3 и 4 – отношения перечисления; предложение 5 содержит вывод; можно вставить поэтому).


9. Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю /1: лес кончился /2, несколько казаков выезжают из него на поляну /3 (СБП; 1 и 2 – отношения дополнительные, можно вставить «и вижу, что»; 2 и 3 – отношения перечисления).


11. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (СБП; отношения перечисления).


12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (СПБ; отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу и второе предложение распространено, имеет свои запятые, то между частями ставится точка с запятой).


13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях /1: бревно на избах было темно и старо /2; многие крыши сквозили, как решето /3; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер /4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, а третье и четвёртое предложения распространены и имеют свои запятые, то между частями ставится точка с запятой).


14. Вот вам мои условия: вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (СБП; отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно).


15. В доме мало-помалу нарушалась тишина /1: где-то скрипнула дверь /2; послышались чьи-то шаги /3; кто-то чихнул на сеновале /4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, между частями можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления; поскольку предложения отдалены друг от друга по смыслу, то между частями ставится точка с запятой).


16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному /1: одни одобряли /2, другие порицали /3, некоторые сдержанно помалкивали /4 (СБП; 1 и 2 – отношения пояснения, можно вставить слова а именно; 2, 3 и 4 – отношения перечисления).


17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу: мой Карагез летит, развевая гриву (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


18. Я говорю: не сдамся (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


19. Помню также: она любила одеваться и прыскаться духами (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


20. Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


21. Федор понял: речь шла о связи (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


22. Алексей решил: довольно тянуть (СБП; отношения дополнительные, между частями можно вставить союз что).


23. Сорока поднял голову: вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).


24. Я поднял голову: перед огнём, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).


25. Я проснулся: заря уже занималась (СБП; дополнительные отношения, между частями можно вставить слова «и увидел, что»).


26. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


27. Он даже испугался: так было темно, тесно и нечисто (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


28. Окна в бараке то освещались, то гасли: кто-то чиркал спички (СБП; отношения причины, между частями можно вставить союз потому что).


29. Прошла неделя, другая – вдруг въезжает ко мне во двор коляска (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение; между частями можно вставить союз и; есть слово вдруг).


30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу – зарежет, за копейку зарежет (СБП; второе предложение содержит неожиданное присоединение, неожиданный результат; между частями можно вставить слова «и тогда»).


31. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо (СБП; второе предложение содержит указание на быструю смену событий; между частями можно вставить слова «и сразу»).


32. Я стал звать хозяина /1 – молчат /2; стучу /3 – молчат /4 (СБП; 1 и 2, 3 и4 – отношения противительные, между частями 1 и 2, 3 и 4 можно вставить союз а; между первой группой предложений (1 и 2) и второй группой предложений (3 и 4) – отношения перечисления; поскольку внутри каждой группы есть другие знаки препинания, на границе этих групп, между предложениями 2 и 3, ставится точка с запятой).


33. Смелые побеждают – трусливые погибают (СБП; отношения противительные, между частями можно вставить союз а).


34. Не было никакой возможности уйти незаметно /1 – он вышел открыто2, будто идёт во двор /3, и шмыгнул в огород /2 (1 и 2 – СБП; второе предложение содержит следствие, результат, вывод; между частями можно вставить наречие поэтому. Внутри второго предложения находится придаточное с союзом будто, которое с двух сторон выделяется запятыми).


35. Победим – каменный дом построишь (отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если).


36. Пройдёт молодец /1 – приосанится /2, пройдёт девица /3 – пригорюнится /4, а пройдут гусляры /5 – споют песенку /6 (1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 – СБП, отношения условные, перед частями 1, 3, 5 можно вставить союз если; группы 1 и 2, 3 и 4 между собой связаны отношениями перечисления; группа 5 и 6 связаны с группой 3 и 4 противительным союзом а – ССП).


37. Пропади ты совсем – плакать о тебе мы не будем (СБП, отношения условные, перед первым предложением можно вставить союз если).


38. Посмотрит – рублём подарит (СБП; отношения сравнительные, между частями можно вставить союз словно).


39. Он всегда любил поболтать – это было мне отлично известно (СБП; второе предложение имеет значение присоединения, содержит местоимение это).


40. Они расстанутся /1, они уже расстались /2 – эта мысль ошеломила обоих (СБП; 1 и 2 – отношения перечисления; предложение 3 имеет значение присоединения и содержит местоимение эта).



Похожие статьи