Конспект урока по теме чудеса русской архитектуры. Конспект урока на тему "архитектура древней руси". Звучит: музыкальный фрагмент « к элизе»

Урок МХК с применением ИКТ, 8 класс

Тема: «Истоки русской архитектуры »

Цель: изучить характерные черты народного деревянного зодчества, в том числе вспомнить о традициях, связанных со строительством.

Задачи:

Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского ми мордовского; формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы

Развития — способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитания — воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Ход урока:

Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика

Н.В. Гоголя:

«…Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование…»

Текстовый слайд: тема урока.

Тема урока: «ИСТОКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ».

Слайд – шоу: фотографии леса, обряды мордвы.

Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял как добывать пищу, строить дом, чтобы почитать красотой и о чем мечтать.

В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов.

Вспоминая традиции мордвы нужно отметить, что отношение к дереву, к лесу было особым. С древних пор мордву называли лесным народом. Именно в лесах она проводила традиционные моления, обращалась с теми или иными насущными просьбами к Вирь-аве. Некоторым деревьям приписывались лечебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве жертвенного подарка куски холста, платки, ленты. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку через березу. При первом обмывании новорожденного его парили веником, мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил, девочку березовым, чтобы была стройной и красивой. Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силу и красоту дерева, но и уберечь его от нечистой силы. С этой же целью рябиновые ветки клали в люльку к младенцу на 40 дней.

Слайд – шоу: репродукции работ Илюхина, Ф.В. Сычкова

Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.

Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».

— Какие породы деревьев выбирали для строительства?

— В ходу были сосна, дуб, липа. Осина для этих целей использовалась гораздо реже.

Так, в одной эрзя-мордовской песне говорится: «Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избой он»: поверху идёт дым из дома, низом стелется его тепло. Кто строит осиновую избу, тот пусть скажет, что без избы он: поверху идёт тепло её, низом идёт дым её.

Деревенские избы в старину строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, Чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, т.е. лицом к дороге, и получилась « у — лица».

Избы раньше в сёлах никогда не красили ни чем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце — как теплый светящийся мед.

Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.

Текстовый слайд: традиционная изба.

— Что означало слово «изба»?

Изба- это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые.

А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка, в нее и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток нужен был, чтобы углы не промерзали и не загнивали от влаги. Пазы в жилых зданиях прокладывались мхом и конопатились паклей. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.

— Что было основным инструментом плотника?

— Основным инструментом плотника был топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно, надежно.

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец».

Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью»

Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой»

Крытое пространство между клетями называлось «сени».

Текстовый слайд: новые термины.

Запись терминов в тетрадь.

Слайд: фотографии корабельной резьбы.

Изба она и есть изба, а похожих на нее нет, как нет похожих людей.

У каждой свое лицо, своя осанка. Хозяин каждой избы старался украсить свой дом как можно богаче, красивее. В каждом регионе России были свои традиции.

— Какое название носит резьба, которой украшали мордовские избы?

Название «корабельная резьба» происходит от слова «корабль». Такой резьбой украшали волжские суда. Среди артелей русских плотников, строивших суда, были и мордовские. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время. Строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на украшение домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках старинные суда были вытеснены паровыми. Оставшись без работы, талантливые резчики уходили в деревни, распространяя там свое искусство. В резьбе преобладал растительный орнамент. Главный элемент – ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и завитках вырезали цветок или виноградную кисть. Такая резьба была дорогой и ею украшали дома зажиточных крестьян. Остальные украшали геометрическим орнаментом.

Слайд – шоу: фотографии различных типов изб.

Избы строили самые разнообразные. Простейшим типом русского крестьянского дома была односрубная изба –четырехстенок с сенями, когда сруб не перегораживался внутри, а изба состояла из одной комнаты.

Изба – пятистенок состояла из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной — перегородкой. Если таких перегородок было две, то получалась изба – шестистенок.

Текстовый слайд: хоромы.

В таких избах комнат было гораздо больше. Такие богатые городские дома

назывались хоромы. Они представляли собой целый комплекс двух – трех этажных деревянных срубов, связанных между собой сенями и переходами.

Нижние помещения ором отводились под хозяйственнее комнаты. На втором и третьем этажах размещались жилые комнаты и покои: столовые, спальни, гостиные.

Комнаты в верхней клети назывались горницы (в крестьянском доме горницей называли летнюю не отапливаемую комнату)

Клеть над столовой, которая иногда напоминала башню и служила для приема гостей, называли повалушей (от древнего слова «повальный, общий»

Светлое верхнее помещение над сенями с окнами на 4 стороны называлось терем.

Иногда вокруг терема устраивалась крытая галерея – гульбище.

Слайд: фотографии различных бытовых построек.

Деревня – это не только жилые избы.

— Какие еще постройки можно встретить?

— Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у воды. Все умно,

просто и красиво.

Слайд – шоу: деревянные храмы.

В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Храмы, устремленные к небу были видны отовсюду. Сюда приходили люди со своими надеждами, несли свое горе и радости.

Самые древние церкви не многим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли на тонкой шейке главка.

Шатровой храм — это четырехугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем.

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Как праздничный хор устремлены вверх купола – луковки. Главный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает все здание. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Такие многоглавые храмы стали вершиной русского деревянного храмового зодчества.

«… Не мало чудесных деревянных церквей было создано в 17 веке «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси, когда Русь уже стала Россией, — целая поэма. И не даром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души…»

И. Грабарь

Текстовый слайд: вопросы.

Вопросы на закрепление нового материала:

    Какие породы деревьев использовались при строительстве на Руси?

    Что являлось основой любого деревянного строения?

    Из каких частей состоит традиционный крестьянский дом?

    Как украшались избы в мордовских деревнях?

    Как назывались богатые городские дома?

    Чем отличалось строение деревянного храма?

Самостоятельная работа уч –ся

Выполнение в тетради эскизов деревянных построек с указанием основных составляющих (применение новой терминологии)

Слайд: домашнее задание.

Домашнее задание:

Нарисовать хоромы или сказочный дворец в русском стиле, объяснить творческую работу, применяя новую терминологию.

Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново), что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и общества в целом…

Тема урока: Русское деревянное зодчество

Тема рассчитана на два занятия в восьмом классе.
Цель урока: увидеть и понять духовное своеобразие русского деревянного зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Задачи:
    актуализировать знания о русском деревянном зодчестве; - познакомить с художественными и архитектурными особенностями русской рубленой церкви, на примере Кижских церквей; - продолжать формировать умения и навыки в работе с живописными материалами и бумажной пластике; - развивать пространственное мышление; - учиться видеть красоту в мудрой простоте русской рубленой церкви и выражать свои мысли и чувства при восприятии произведений русских зодчих и защите творческих работ; - способствовать воспитанию патриотизма, чувства прекрасного, чувства товарищества и взаимоподдержки.

Оборудование: Учителю:

    деревянная модель русской избы (конек, венец и т.д.); Слова-опоры – «топорная работа», «Русское деревянное зодчество», «истопка - истпка – истба- изба»; Схема шатрового храма; Компьютер и мультимедийная установка; Презентация с изображениями архитектурного ансамбля в Кижах, русских деревянных построек, старинной деревянной церкви в русской деревне; Литература о русском деревянном зодчестве; Запись русских народных песен.
Детям: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти, бумажные коробки, баночки для воды, салфетки.
Ход урока: Учитель; - Доброе утро! Рада нашей встречи с вами. Тема нашего урока – «Топорная работа». (Название темы урока пока закрыто). Дети шушукаются Учитель -Что-то вас смущает? Дети: - Как понять – топорная работа? - Ведь топорная работа – это очень грубая, некрасивая работа. - Да просто тяп-ляп! Учитель: - Да, вы правы.
Коль помянуть хотим мы не добром Чистим его дела: топорная работа… Но есть в Кижах собор, он срублен топором И меркнет перед ним любая позолота!
Демонстрация презентации (Шатровая колокольня и церковь Преображения Господня, Покровская церковь, Часовня Михаила Архангела и др.) Так выразил свое восхищение поэт, а какое настроение возникает у вас при виде этого ансамбля? Дети:- сколько куполов! - Просто удивительно, неужели это - топорная работа!? - Церкви сейчас совсем не такие! - Как красиво! Сообщение учащегося о Кижах, сообщение составляется учащимся самостоятельно, и заранее проверяется учителем.

Например,можно использовать текст "Деревянная сказка" по Е.И. Осетрову "Живая Древняя Русь":

« Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов. Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.

Плывем час…третий. Когда в дали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:

В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.

Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста. Потом все было как во сне. Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. Солнце умывалось за неровной кромкой бора… Что такое Кижи? Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.

Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм? Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:

Долго плотники работали, щепу возами возили. Это глазом легко смотреть. Глаз-то он барин, а рука-работница. Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. Плотники его окружили. Топор у Нестера был – загляденье. Во всем Заонежье такого топора не было. Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. Что же он, мастер, сделал? Поцеловал топор и бросил в озеро. Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне. ».

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. Солнце уже высоко стоит над островом. Меняется освещение – меняются и Кижи. Мне трудно покидать этот сказочный мир.

Так что же такое Кижи? Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну. Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем».

Учитель: -

Кижи – не памятник, не крест,

Не храм и не природа.

И мне твердить не надоест –

Кижи - душа народа.

Да, Кижи – это изумительный по красоте музей русского деревянного зодчества, под открытым небом. Как хорошо, что нашлись такие люди, которые собрали и сохраняют памятники русского деревянного зодчества. Если бы каждый из нас на своем куске Земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!

И сегодня мы не только познакомимся с архитектурными и художественными особенностями русого деревянного зодчества, но и побываем в роли мастеров – зодчих, создадим свои маленькие Кижи!

Открываю тему урока – «Русское деревянное зодчество».

Вспомните, на уроках мы уже встречали с вами исконно русские деревянные постройки. Тогда эти предметы у меня в руках вам должны о чем-то говорить. Передаю разборный макет избы ученикам.

Дети: - Да, мы знакомились с зодчеством и в 4, и 5 классах.

Мы помним о русской избе, о древних образах и символах в народном искусстве.

Учитель: - Слово «Изба» - (словарь В.Даля) происходит от слова истопка – истпка - истба- изба.

Венец – от слова «венок», девушки на Руси носили венки на голове, а в избе венец не круглый, а квадратный.

Вот так складывались стены избы (демонстрирую на макете).

Концы бревен, выложенных четырехугольником, соединяют друг с другом с помощью специально вырубленных топором выемок-пазов.

Один такой ряд и назывался «венец». И строилась изба как венок, прочно переплетенные клались венцы один на другой.

Учитель: А этот предмет, о чем говорит? Показываю игрушечного коня.

Дети: прошлый год был годом белой лошади!

Учитель: А какое отношение это имеет к русскому деревянному зодчеству?

Дети: - Конек – это верхний стык двух скатов кровли. На Руси конь был всегда олицетворением силы, добра и красоты, символизировал солнце движущиеся по небу (слайд с изображением конька на крыше избы).

Учитель - молодцы, как хорошо все помните. С помощью топора, без единого гвоздя мастера научились рубить не только избы. Но и высокие красивые строения – терема, храмы, мельницы. Вокруг нашей школы сохранилось немало деревянных домов, каждый день вы проходите мимо них. Вы не замечали, многие из них украшены деревянной резьбой?

Дети: - Да, на нашей улице есть такой дом, он украшен резьбой и на крыше деревянный петушок. Это дом моей бабушки. Все прохожие останавливаются, любуются, радостно становится на душе!

Приятна вам эта красота?

Ученик: - Да, но жаль, что таких домов все меньше и меньше.

Учитель: - А не от нас ли это зависит?

Перенесемся мысленно на 600 лет назад и попытаемся представить себе, как безвестный русский плотник пришел в небольшой северный монастырь, понравилась ему его неброская красота, его покой и умиротворение.

Рисую мелом на доске - Заложил он сначала фундамент из валунов, потом срубил небольшую квадратную избу-клеть, с запада пристроил сени из теса, с востока - амбарную часть, перекрыл все двускатной кровлей. На среднюю, самую высокую часть строитель поставил маленькую луковичную главку с крестом.

И все. Церковь была готова.

Посмотрите, какая она? (слайд с изображением).

Дети:

Маленькая;

Скромная;

Убогая;

Неприметная;

Смахивает на амбар или крестьянскую избу, чем на «храм божий».

Учитель: - Да угловатая, на первый взгляд, рубленная русская изба – настоящий шедевр народного строительного искусства, основа деревянного зодчества.

Вглядитесь внимательно в этот древний неприметный храм. Попробуйте в простом - увидеть сложное, всмотреться в некрасивое и увидеть красивое, всмотреться в малое и увидеть великое!

Дети: - Если всмотреться, то, сколько в ней вкуса!

Какая точная соразмерность!

Какая-то особая духовность, которая присуща не ремеслу, но искусству.

Учитель: - Действительно, раньше храмы были похожи на избы. Пройдет еще немного времени и эта заземленность, будничность маленькой избушки исчезнет с переходом от клетского к шатровому зодчеству (демонстрация схемы шатрового храма).

Всмотритесь внимательнее, какие элементы деревянного зодчества вам знакомы?

Дети: - Внизу сруб как у русской избы!

Учитель: - Это четверик, а почему он так называется?

Дети: Потому, что основание из четырех бревен.

Учитель: В маленькой церквушке изба венчалась главкой, а здесь появляется новый элемент – называется он восьмерик. Почему его так назвали?

Дети: - В основе лежат восемь бревен.

Учитель: - Восьмерик обычно венчает шатер, и выше всех сияют главы. Внизу такое здание окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. (слайд с изображением шатрового храма)

Итак, из каких частей состоит конструкция шатрового храма?

Дети: - из гульбища, четверика, восьмерика, шатра и высоко на фоне голубого неба сияют купола!

Учитель: - Ну, чтож, если все понятно, настало время испытать себя в роли мастеров.

Сегодня, и на последующем уроке, мы создадим свои маленькие Кижи, используя предыдущий опыт работы в группах и опыт русских мастеров, знания, полученные на уроках. Творческое задание предлагаю выполнять в группах, по желанию или индивидуально. Можно использовать любые материалы.

Учащиеся делятся на группы.

Учитель: - Теперь, когда группы определились, скажите, в какой технике будет выполнена ваша творческая работа?

Дети:

Мы будем рисовать красками, будем художниками!

А мы будем зодчими, создадим макет церкви из бумаги.

Учитель: - Замечательно! Помните наши золотые правила коллективной работы. Завершив ее, проведете ее защиту.

Защиту готовят каждая группа, учитель оказывает помощь, предоставляя ученикам литературу о русском деревянном зодчестве.

Защита проекта I группы:

Дети:

Мы изобразили деревянную церковь красками, что бы передать красоту теплой цветовой гаммы дерева, исконно русского материала, так прекрасно гармонирующего с природой. Богатая узорочье украшений изб, церкви и даже маленькой мельницы похожа на ажурность, прозрачность северного леса. Лебединая песнь древнерусского деревянного зодчества, органически сочетают в себе многовековой опыт технических и художественных достижений прошлого и элементы архитектурных новаций. Единственный декоративный элемент – ажурный козырек, опоясывающий восьмерик, как бы выявляет и подчеркивает лаконичность объемного решения памятника. Нашей работой мы хотели показать, что русская церковь – это закономерное развитие древних, исконно русских архитектурно-строительных традиций, наиболее яркое и совершенное воплощение художественных вкусов, сложившиеся в народе.

Русская церковь как широкая привольная песня, что льется из глубины сердца, как радостный гимн во славу человека, могущества его рук, разума. Языком архитектурных форм она выражает гордую красоту, торжество над врагом.

Защита II группы:

Дети: - Наша группа работала над макетом. Это наши маленькие Кижи.

Мы, конечно, старались выполнить его в соответствии с архитектурными канонами русского деревянного зодчества, о которых узнали на уроке: вот церковь на низком и массивном четверике, высокий восьмерик венчает шатер. Рядом высокая шатровая колокольня, красивые пристенные церковные постройки. Но главное, очарованные красотой Кижей мы хотели предать духовное своеобразие русского деревянного зодчества и попытались хоть на короткое время представить себя среди суровой северной природы, в кругу мужественных и сильных людей рыбаков-поморов, охотников и лесорубов, плотников и поэтов. Наша церковь стоит также твердо и гордо, как закаленный в постоянной непрерывной борьбе с северной природой крестьянин. Высокий прямой восьмерик, как наш русский народ, который никогда не гнул спины над угнетателями.

Высокие шатры – это наш русский дух вольнолюбия, стремления к духовному и вечному. Мы своим макетом хотели подчеркнуть талантливость русского народа, его развитое чувство прекрасного, народа, который лишь топором мог совершить такое чудо. Остались безымянными древние мастера, но каждый из них оставил на своем куске земли чудо, которое уже много веков украшает нашу землю, нашу жизнь. И наша бы воля, мы поставили бы на Руси памятник топорных дел мастеру!

Учитель: - Спасибо ребята, вы сами подвели итог, отлично поработали на уроках. Я буду рада, если пробудила в вас желание сделать нашу жизнь чище, добрее, прекраснее!

Литература:

1.Кижи: Указ.лит. / Нац.б-ка Респ.Карелия; Сост.: Осипова Т.В., Терпугова Т.В.; Худож. Калюков И.К. - Петрозаводск: РИО Комиздат РК, 1995

2. Дивный остров Кижи. Научно-популярное издание для юношества / сост. Д.Н. Москин., Петрозаводск: ПетроПресс, 2005.

3. Трифонова Л.В. Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», Петрозаводск, 2004.

Электронные ресурсы:


Материал скачан с сайта - Интернет-сообщества учителей

Монастырь имеет свою непростую историю, он был возведен князем Глебом Васильковичем в память о чудесном спасении в шторм. Бушующие волны норовили поглотить судна князя и его бояр, но в последний момент на горизонте показался каменистый берег острова. Когда князь со своими подопечными ступил на землю, он был немало удивлен тем, что на крохотном острове ютились люди. Здесь проживали пустынножители, верующие-отшельники, которые посвятили свою жизнь проповеди христианской веры. Построить монастырь было для них непосильной задачей, и князь Глеб Василькович взял на себя сооружение монастыря.

Основание деревянного монастыря относят к 1260 году, постройку каменного здания - к 1481 году. Это была первая каменная постройка зодчих Русского Севера. За годы своего существования собор перенес годы расцвета и забвения. Стены его неоднократно страдали от пожаров, в годы советской власти в его помещениях пытались организовывать колонию для несовершеннолетних, разбирали стены на кирпич и даже пытались взрывать. Спустя годы, здания собора превратили в пункт приема свежей рыбы, поскольку ее добыча велась в озере в промышленных масштабах.

Сегодня Спасо-Каменный монастырь возрождается и снова функционирует. В основном восстановлением занимаются волонтеры, которые пытаются добиться государственной поддержки своей инициативы. Спасо-Каменный монастырь ныне действует, сюда начинают приезжать не только верующие, но и туристы, облюбовавшие живописный уголок.

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс «Древнерусская храмовая архитектура»

Конспект урока-проекта по мировой художественной культуре, 9 класс

Тема урока-проекта: «Древнерусская храмовая архитектура»

Описание материала: Урок-проект по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока-проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагаются презентация учащихся и рабочий лист, что делает урок нагляднее, а работу детей эффективнее.
Цели и задачи:
Образовательная: - Знакомить учащихся с древнейшими постройками Киева, Новгорода, Владимира. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.
Учебная: - Развивать способности к анализу выразительных средств искусства. Формировать умение использовать мультимедийные - компьютерные технологии в подготовке учебного материала к уроку.
Воспитательная: - Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное наследие предков. Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.
Форма урока: урок-проект, урок-семинар.
Материалы к уроку: Презентация учителя «Древнерусская храмовая архитектура», презентации опережающих заданий учащихся по группам:
1 группа – История архитектуры Собора Святой Софии в Киеве.
2 группа – Особенности новгородской архитектурной школы.
3 группа - Особенности владимирской архитектурной школы.
План урока:
Организационный момент – 1- 2 мин.
Актуализация знаний – 5-7 мин.
Основная часть – 20-25 мин.
Подведение итогов урока. – 7-10 мин.
Ход урока:
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы
Диво дивное в русской глуши.
Н. Рубцов

1. Организационный момент (проверка готовности учащихся).
2. Актуализация знаний. Учитель определяет цель урока. В ходе урока учащимся предстоит выполнить задание в рабочих листах (приложение 1).
Вступительное слово учителя:
Рассказ о русском искусстве следует начать с искусства Древней Руси. Одно из главных событий древнерусской истории - принятие христианства - несомненно, сыграло важнейшую роль в становлении многих русских культурных традиций. Можно сказать, что вместе с религией на Русь пришла архитектура, живопись и литература. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции. Сегодня мы обратимся к истории развития православного храма на Русской земле.

В древние времена на Руси строили в основном из дерева, первое не деревянное сооружение появилось в конце Х в. Это Десятинная Церковь в Киеве. Десятинную Церковь в Киеве построили из плинфы - широкого и плоского кирпича - византийские мастера. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены первых русских храмов нарядно-полосатыми. Строили из плинфы в основном на юге Руси.
Вопрос: Какие еще материалы для строительства храмов использовали на Руси?
Ученики: На севере, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали природный Камень. Правда, арки и своды выкладывали все-таки из плинфы. Новгородский камень – серый валун. Его без всякой обработки использовали - кладки стен.
Во Владимиро-Суздальских землях строили из белого камня - известняка, который тщательно отесывали в прямоугольные блоки. Этот материал мягок и легко поддается обработке. Из белого камня были сложены стены и башни Московского Кремля времен Дмитрия Донского.
В конце XV в. на Руси появился новый строительный материал - брусковый кирпич. С ним познакомили москвичей итальянцы. Таким кирпичом удобно было вести разнообразную кладку.
Учитель: Правильно. Большинство сохранившихся памятников древнерусского зодчества - храмы.
Вопрос учащимся: Где вам доводилось встречать древнейшие храмы Руси? (Ответы ученики выстраивают по впечатлениям от экскурсий).
Учитель: По религиозным представлениям здание церкви олицетворяет собою космос, где купола и своды символизируют небо, а стены и столбы - землю. Фасад храма. Храм венчают купола с крестами. Количество куполов имеет символический смысл.


Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе,
три - как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух),
пять - как Христос и четыре евангелиста,
тринадцать - как Христос и двенадцать апостолов,
тридцать три - по числу лет земной жизни Спасителя.
Вопрос: Расскажите, какой символический смысл имеет форма и цвет куполов?


Ученики: Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Цвет купола также важен в символике храма.


Золотые - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.
Каждый купол опирается на барабан. Своды и купола в храме поддерживают арки на мощных столбах или колоннах.
Вопрос: Как вы думаете, от чего зависит количество таких столбов в храме?
Ученики: Чем обширнее храм, тем больше в нем столбов. Это было необходимо для прочности конструкции.
Учитель: Правильно. В Софийском соборе в Киеве, одном из крупнейших храмов Древней Руси, в нем насчитывается более сорока внутренних опор.


Восточная часть храма имеет полуцилиндрические выступы - апсиды, в которых размещается алтарь. Количество апсид - одна, три, пять - зависило, чаще всего, тоже от величины храмов.
Вопрос ученикам: Какие декоративные детали храмов вы можете еще назвать?
Ученики: Верхние части стен храма снаружи завершают полукруглые закомары, повторяющие очертания сводов.


Вход в храм имеет красивое архитектурное оформление портал. Нередко храм украшает арктурный пояс.


Учитель: Купола с крестами и апсиды - самые характерные деетали храма, отличающие его от любой другой постройки.
3. Основная часть
Учащимся предлагается ответить на вопросы опережающего задания по подготовленным сообщениям с презентациями.
Вопрос к учащимся: Расскажите о древнейших постройках Киева.
Презентация учащихся1 группы: Архитектурные особенности храма Святой Софии в Киеве.


Летопись рассказывает, что в 1036 г. воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь. Враг был очень силен. Когда-то даже бесстрашный князь Святослав пал его жертвой. Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.
Древнейший и прекраснейший храм получил имя Святой Софии - мудрости Божьей. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный собор Константинополя.


Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера - архитекторы. Зодчие заложили большой храм.


С трех сторон окружили его галереями. По углам соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри них вели на второй ярус галерей. Подлинным украшением собора стало двенадцать разновеликих куполов, образовавших пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. Софийский собор вознесся ввысь почти на 30 метров (высота современного десятиэтажного дома) над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками.
Выдающийся русский писатель XI века митрополит Илларион так отозвался о церкви святой Софии:
«…она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!"
И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует "Повесть временных лет" Ярослав украсил церковь "золотом, серебром и сосудами церковными" . Иллюстрация картины Н.Рериха "Ярослав Мудрый".


Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребен в Софийском соборе в мраморном саркофаге.
За свою долгую историю Софийский собор неоднократно менял облик.


На рубеже XVII - XVIII вв. его частично перестроили в духе "украинского барокко".


Побелили нарядные полосатые стены, заменили древние яйцевидные купола гранеными с золотыми маковками, внутри установили высокий резной иконостас.
Многое пережил храм на своем веку: татаро-монгольское нашествие, гитлеровскую оккупацию... И все-таки память о седой старине древняя София продолжает хранить.


О, раскачай свой колокол, София!
Как тихо в Божьем храме без огня.
Лишь дышит ночь в ладони стен сухие,
Молитву побелевшую храня.
Да озарятся голоса глухие,
Как взгляд Марии перед Рождеством.
О, раскачай свой колокол, София!
Высоким горлом xлынь, горячий звон!
1985

Учитель: Распад единого государства - Киевской Руси - на отдельные земли привел к созданию самостоятельных художественных школ. Наиболее известными архитектурными школами были новгородская и владимирская школы.
Презентация 2 и 3 группы учащихся: Особенности новгородской и владимирской архитектурных школ.
Задание классу. На примере построек Новгорода и Владимира необходимо определить характерные особенности архитектурных школ, Подберите 10 слов характеризующих эти постройки и запишите их в таблицу.
Ученики 2 группа: Особенности новгородской архитектурной школы.
Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорода пришел княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.
В середине XI в. сын Ярослава новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но, в отличие от своего предшественника, новгородская София была пятиглавой.


Вопрос учащимся: Вспомните, что это символизировало?
Ответ учащихся: Это символизировало образ Христа и четырех Евангелистов.
Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с трех сторон.
Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишен каких-либо украшений. Только гладь стены расчленена мощными выступами - лопатками. За девять веков культурный слой вырос вокруг него более чем на 1 м. Суровая монументальность - главное качество, присущее Новгородской Софии.
Летопись приводит любопытный факт: в 1547 г. царь Иван IV, находясь в Новгороде, узнал о существовании в башне святой Софии тайника. В указанном месте стали ломать стену, и из образовавшегося проема посыпались несметные сокровища - золотые и серебряные слитки, гривны, рубли. Целый воз, наполненный драгоценностями, под усиленной охраной был отправлен в Москву.
Церковь Спаса на Нередице Новгородский шедевр.


Постройка XII в. Ее заказчик - князь Ярослав Владимирович - пожелал поставить храм близ своей загородной резиденции. Храм невелик. Большая глава сидит на массивном барабане. Фасады практически лишены украшений. Несмотря на небольшие размеры, церковь кажется на редкость величественной. Но главная особенность Спаса на Нередице заключается в его удивительной скульптурности - красивой округлости форм. Плавная кривизна линий, неровность стен, скошенность углов придают ему редкое очарование.
Точную характеристику новгородского зодчества дал выдающийся искусствовед, реставратор и художник Игорь Эммануилович Грабарь: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного... но себе на уме... В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца - сила, и красота его - красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: "Где святая София, там и Новгород". Часть города на левом берегу Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.


Средь были, небыли и снов
Я слышу глас моей России,
Её измученных сынов;
И горних ангелов паренье
Меня коснулося едва,
И вновь берёт за душу пенье
И улетает сквозь века!
Святой угодник Илия!
На тяжкой жизненной дороге
Спаси Господь, люди твоя!
Струится, в душу западая,
(Песнопение. В. Шилин)

Задание классу: Выделите главные черты новгородской архитектуры.
Примерный ответ учеников: После строительства Святой Софии новгородская архитектура обрела свои неповторимые черты - скупость украшении, строгость и монументальность форм, выразительную пластичность. Стены новгородских храмов, сложенные из камней - валунов, не выравнивались. Их плоскости, словно живая материя, имеют выступы и впадины, особенно заметные в косых лучах солнечного света.
Сообщение чеников 3 группы Особенности владимирской архитектурной школы. Главный собор Северо-Восточной Руси.
В XII в. Русь распалась на отдельные княжества. Наиболее могущественным среди них было Владимиро-Суздальс-кое (Ростово-Суздальское). Его искусство прославилось главным образом своими белокаменными храмами.
В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.


На его сооружение князь выделил десятую долю своих доходов, точно так же, как когда-то Владимир Креститель для первой русской церкви - Десятинной. Место для строительства было выбрано на редкость удачно - вершина крутого пятидесятиметрового холма, возвышающегося над рекой Клязьмой. Имена зодчих, возводивших собор, не известны, но летопись сообщает, что для его строительства "Бог привел мастеров со всех земель" . Будто бы даже с романского 3апада император Фридрих Барбаросса прислал своих умельцев.
Первоначально был сооружен небольшой одноглавый храм. Он простоял почти тридцать лет, но в 1185 г. Сильно пострадал от пожара. Князь Всеволод Большое Гнездо, правивший тогда во Владимире, велел его перестроить. При перестройке Успенского собора проявилось соперничество двух русских городов - Владимира и Киева. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии Киевской. В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси в XII в. - 32 метра. Храм обнесли новыми, большими по периметру, стенами. В старых стенах пробили широкие арочные проемы. По углам поставили еще четыре купола. Таким образом, получился большой пятиглавый собор.
Успенский собор был богато оформлен и внутри: створки входных дверей обиты медными листами со священными изображениями, выполненными в технике наводки золотом; полы выложены цветной майоликовой плиткой, стены расписаны фресками. На алтарной преграде стояли иконы, среди которых выделялась знаменитая "Владимирская Богоматерь"


Летопись рассказывает, что во время храмового праздника Успения открывались северные и южные "златые врата" собора и между ними вывешивались драгоценные облачения и ткани, вложенные в храм князьями.
На протяжении двух веков, пока в Московском Кремле не был построен Успенский собор, владимирский считался главным в Северо-Восточной Руси. Он служил усыпальницей местных князей. По сей день в храме покоится прах его строителей - князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Дмитриевский собор. В конце XII в. недалеко от Успенского собора был построен еще один - одноглавый Дмитриевский.


Назван он так в честь святого Дмитрия Солунского, христианского покровителя князя Всеволода, который при крещении был наречен Дмитрием. Храм строился по его заказу на месте княжеского двора.
Снаружи стены, закомары, под купольный барабан Дмитриевского собора сплошь покрывают скульптурные рельефы - резные изображения людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений. Около тысяче резных камней! Многие рельефы удалось расшифровать.
На западном фасаде изображены Христос, Богоматерь, четыре евангелиста. Некоторые изображения особенно интересны: на северном фасаде в левой закомаре, сидящий на троне князь Всеволод с сыновьями. Это семейный портрет заказчика храма. На противоположном, южном фасаде в правой закомаре - Александр Македонский, возносящийся на небо. Странно видеть античного полководца-язычника на стене православного храма. Откуда русские мастера могли знать Александра Македонского.
Оказывается, в XII веке на Руси была очень популярна переведенная с греческого приключенческая повесть "Александрия", повествующая о жизни великого полководца. Быть может, именно она вдохновила неизвестного скульптора изобразить понравившегося исторического героя.
Крупнейший знаток владимиро-суздальской скульптуры Георгий Карлович Вагнер предположил, что главная идея, выраженная в рельефах Дмитровского собора, - заступничество святых за владимирский народ и князей, проповедовавших христианство в своем крае.
В нескольких километрах от Владимира, в чистом поле стоит одна из самых красивых церквей Руси – Покрова на Нерли .


Археологические исследования показали, что первоначально храм выглядел иначе. Вместо луковичной главы была шлемовидная. Храм окружала открытая галерея, опирающаяся на арки. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу у реки спускалась широкая каменная лестница. Изменившая за восемь столетий свой облик, церковь Покрова все равно остается прекраснейшим памятником средневекового владимирского зодчества.
Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого ноля на невысоком холме. У его подножия - небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма.


В XVIII веке над памятником нависла угроза уничтожения. Настоятель одного из близлежащих монастырей просил разрешения разобрать его, чтобы использовать камень для строительства монастырской колокольни. Спасти церковь помог случай: не сошлись монахи с подрядчиками в цене.
Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями:
« …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства…» И. Э. Грабарь
Церковь Покрова на Нерли включена в Список Всемирного наследия. Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения.
Здесь мирный уголок Владимирской земли,
на берегу, в нешумном отдаленье
от жаркого её сердцебиенья,
храм Покрова, стоящий на Нерли.
Владимирские церкви вдалеке,
в горящем золоте и в стройности могучей.
Над ним простёрлась боголюбовская круча,
а храм ныряет лебедем в реке.
Здесь давняя естественная грань
лесной Мешёры с суздальским Опольем,
покой, краса и полное приволье
и в нынешние дни, и в дедовскую рань.
В иных местах тревоги и шумы,
а этот храм в любое лихолетье
меняет луговые разноцветья
на белоснежные искрения зимы.
В нехитром камне воплотилась филигрань
пленительного древнего искусства.
И припадающие плачут и смеются,
смиряя боль, забывши гнев и брань.
Здесь сказочное зеркало Руси,
и в плеске вод - святая подоплёка.
Вокруг страна - и близко и далёко.
Господь её помилуй и спаси.

Вопрос классу: Какие архитектурные особенности владимирских храмов вы подчеркнули?
Примерный ответ учеников: Ровные гладкие стены белокаменных владимирских храмов украшают скульптурные рельефы. Дверные проемы обрамляют резные порталы в виде арок на колоннах. Стену по вертикали расчленяют тонкие полу колонки, а по горизонтали - аркатурный пояс - непрерывная цепь декоративных арок, опирающихся на колонки. Во всем царит нарядность и изящество. Скульптура не получила широкого распространения в древнерусском искусстве, поэтому рельефы владимиро-суздальских храмов уникальны.
Подведение итогов урока:
Учитель: Немало тайн хранят архитектурные памятники древности. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Византийцы были первыми учителями русских. Но едва выбравшись из пеленок ученичества, русское зодчество пошло своим самостоятельным путем. Его основным принципом стало единство в многообразии.
Оформление рабочего листа (Приложение 1)
Вопросы классу на закрепление материала:
1. Назовите древнейшие постройки Киева, Новгорода, Владимира.
2. Какое значение имел собор Святой Софии в жизни Киевской Руси?
3. Какие отличительные особенности архитектурных школ Новгорода и Владимира вы для себя отметили?
Запись домашнего задания: Подготовить материал в виде сообщения или презентации с фотографиями о древнерусских храмах, с которыми вы знакомились на экскурсиях.Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК

Конспект урока

Выполнение зарисовок храма, совмещая с пейзажем

Задачи урока

обучающие :

учить изображать:

Взгляд на форму

Восприятие геометрических тел, которые составляют основу всего разнообразия фигур,

Выполнять графитом и красками установленную цель

развивающие :

развивать:

Чувство прекрасного

Память и воображение

воспитывающие :

воспитывать:

Заинтересованность к изобразительном искусству, к пониманию зодчества

Внимание к живописи, духовности.

Оборудование

бумага, карандаши, ластик, краски, интерактивная доска, компьютер и рисунки.

Ход урока и закрепление материала

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Вечно мои прадеды и деды

Плотниками были на Руси .

Не ни них ли с малолетства глядя ,

В руки брали сыновья топор .

Потому и мастерами дяди

Значатся в округе до сих пор .

Сколько обтесал отец мой бревен !

Вот они встают передо мной :

Друг за другом положить их вровень

Был бы опоясан шар земной .

Нижняя Онега ( деревня Воемозеро )

Сейчас уже никто не сможет дать определенного объяснения, откуда прижилось зодчество: шатровые церкви, сходные с космическими ракетами; избы и дворы величиной с полпятиэтажки; серебристость осиновой «чешуи» - лемех на кровлях и главках. Что-то, конечно, развил строгий северный климат-хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до конюшни, выстраивали под одну крышу для защиты от снега и мороза. Что-то, скорее всего, почерпнули в давние эпохи у соседей: кельтские храмы издали сходствуют с варяжскими ставкирками, а фантазирование шатра стараются оспаривать восточные народы. Каких бы мыслей мы бы не высказывали, всем этим типам строений не менее тысячи лет, и к примеру, основная София Новгородская, построенная в тот же год когда произошло главное событие в христианстве -Крещения Руси, была шатровым святилищем. Поднятые той светом, где природная история, эти строения столь же естественны, как окрестные, холмы, рощи и реки.

Семь красочных образцов:

- Погост и музей Кижи в Карелии – самая безупречная (Преображенская) и самая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные храмы в России.

- Малые Карелы в близи Архангельска – самый значительный русский музей деревянного зодчества.

- Часовни Кенозерского национального парка – самый благоприятный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.

- Варзуга и другие селения Терского берега в Мурманской области – самые северные давние русские села.

- Кимжа и другие селения у реки Мезени – самая неделимая и истинная деревянная Русь.

- Сретенско-Михайловская церковь на месте сгинувшего селения Красная Ляга – самое заворожённое место.

Невский лесопарк под Петербургом – восстановленный храм Вытегорского погоста, самая крупная и сложная из уцелевших до XX века, но сгоревшая в 1960-е годы

(этюд Татьяны Лещенко)

Кенозеро, деревня Вершинино, Никольская часовня, точный возраст не доступен в источниках, но не секрет что она была за долго до 1846 года. Еще в самом начале XX отсутствовала колокольня,была пристроена позднее завершив весь образ. В 80-е годы XX века часовня пришла в упадок После создания Кенозерского Национального парка в 1991 году часовню реставрировали российские и норвежские реставраторы. Восстанавливали два года.

Часовня стоит на венце холма, откуда и пошло само название деревни.

(этюд Татьяны Лещенко)

Почозерский храмовый ансамбль XVIII - XIX , деревня Филипповская, Плесецкого района, Архангельской области. Уникальный храмовый комплекс, состоящий из двух церквей, Обретения Главы Иоанна Предтечии Происхождения Честных Дев Христовых, и колокольни. В 2001 году храмовй комплекс начали реставрировать. Эскиз проекта рестоврации был разработан архитектором Л.Ткаченко. Работа велась в течение восьми лет.

(этюд Татьяны Лещенко)

Каргопольский р - он , село Красная Ляга . Самая старинная церковь Каргопольского района Сретенско - Михайловская (1665) Имеет форму шатра . В 1894-1895 гг церковь была покрыта внешней обшивкой с эклектичным декором вологодскими мастерами . Церковь находится в плачевном состоянии на сегодняшний день , внутреннее убранство почти не сохранилось .

«Как мера и красота скажут» , которая выступает как генетическай код севернорусской культуры.

Это метафора берет свое начало в строительной терминологии русского деревянного зодчества. На Севере во множестве случаев церкви строились по инициативе крестьян,они зачастую были не только религиозными, но и общественными центрами. Крестьянский волостной мир для строительства церквей приглашал профессиональных мастеров – плотников. Строили храмы из дерева, а «деревянное дело» было у северян «за обычай». В порядных – своеобразных письменных заданиях – договорах на строительство, выполняющих роль юридического документа, подробно оговаривалось, какой должна быть быть церковь.

Это были своего рода словестные чертежи, где в качестве образцов приводились аналогичные постройки и формы. Получив представления о будущем строении, мастера должны были полагаться на свой опыт, чутье и вкус. Недаром в старинных договорах, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами-заказчиками), обычно встречаются такие выражения: «делать по угожеству»

«рубить» как «пригож», « … а строить высотою, как мера и красота скажут».

При этом мы не должны забывать, что язык – один из важнейших кодов культуры. Язык – ее первоначальная, древняя основа, которая всегда стоит за любым культурным знаком, ибо все выраженное культурными текстами может быть выражено средствами языка.

Народная культура с ее календарем, предсказаниями, знамениями, приметами создает свою версию метафорической символики. Метафора как код культуры служит при выявлении эвристических научных гипотез, а в науке метафора – необходимое средство научного творчества. Практически всякое новое научное понятие появляется как некая метафора, становясь точным понятием лишь с течением времени.

Формируя культурное пространство, человек осуществлял свое понимание законов природы, видение мира через такие феномены, как храм и жилище. В культурном пространстве Русского Севера сформировался высокий статус крестьянского дома и храма.

«В храме сознательно воплощается образ Вселенной». Храм как наиболее обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского «мира» Нельзя забывать о том, что для человека организованное им жилое пространство – своеобразная модель окружающего мира. Храмы как символы мироздания господствуют в этом пространстве, жилище человека составляет второй план, хозяйственные постройки – третий.

Задание: выполнить изображение шатрового деревянного храма

Структура урока

    Организационный момент (1-2 мин.)

    Постановка целей, задач урока (2 мин)

    Объяснение урока нового материала (15-25 мин.)

    Закрепление нового материала (10-15 мин.)

    Подведение итогов урока (3-4 мин.)

    Окончание (1 мин.)

Содержание урока

Организационный момент

Здравствуйте! Пожалуйста, присаживайтесь

Постановка целей, задач урока

Сегодня мы начнем изучать Русскую архитектуру , а именно деревянное зодчество « Русского Севера », затроним так же храмы города Курска .

Объяснение нового материала

Понятие « русское деревянное зодчество» а так же «культура Русского Севера» , понятия обретшие вид своеобразной формулы. Оно вызывает ряд устойчивых ассоциаций – просторы, полноводные реки, леса, болота, своеобразная народная деревянная архитектура, отражающая приемы приспособления человека к суровому климату.

Методы и методические приемы

Словесные: беседа;

Наглядные: репродукции;

Практические: демонстрирование некоторых приемов в живописи и рисунке тематической композиции.

Оборудование занятия

Для учителя :

Для ученика :

Компьютер , книги , репродукции , плакаты .

Альбом , карандаши , краски , кисти , ластик , тетрадь для записей , ручка .

Схема оформления доски

    Тема урока

    Педагогический рисунок

    Пример композиции

Тема урока

« Русское деревянное зодчество »

Вид занятия

Рисование по памяти , по представлению

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

    Образовательные

Научить формировать нравственности, эстетике, думать о прекрасном, об искусстве, понятие роли изобразительного искусства в жизни общества. Научиться проводить анализ произведения искусства с точки зрения построения изображения и соблюдения главных законов в рисунке и живописи.

    Развивающие

Развитие художественно-творчских способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, развивать творческую фантазию.

    Воспитывающие

Воспитывать интерес к изобразительному искусству, к пониманию архитектуры, интерес к живописи, духовности



Похожие статьи