Периодизация древнейшей истории. Древнейшая стадия истории человечества. Цивилизации Древнего мира Рождение истории человечества основные этапы истории человечества

Лекция № 2

Древнейшая стадия истории человечества.

    Периодизация первобытной истории

    Происхождение человека. Антропогенез.

    Присваивающее и производящее хозяйство.

    Общественные отношения в первобытном обществе.

(предыстории) – от появления первых людей до возникновения первых государств – получил название первобытнообщинного строя, или первобытного общества. В это время происходило не только изменение физического типа человека, но и орудий труда, жилищ, форм организации коллективов, семьи, мировоззрения и т.д. С учетом этих составляющих ученые выдвинули ряд систем периодизации первобытной истории.

    Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век), неолит (новый каменный век), энеолит (меднокаменный век) – переходный этап между каменным и металлическим периодами, бронзовый век, железный век. Археологическая периодизация позволяет сделать выводы о развитии орудий труда, а тем самым и о развитии общественных отношений. Но археологическая периодизация не является универсальной.

    Геологическая периодизация. История Земли делится на 4 эры . История Земли делится на четыре эры. Последняя эра - кайнозойская. Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и современный (начался 14.000 лет назад) периоды. Четвертичный период разделяют на плейстоцен (доледниковая и ледниковая эпохи) и голоцен (послеледниковая эпоха).

Происхождение человека (антропогенез). В современной науке есть несколько теорий происхождения человека. Наиболее аргументированной является трудовая теория происхождения человека, сформулированная Ф. Энгельсом. Трудовая теория подчеркивает роль труда в формировании коллективов первых людей, их сплочении и образовании новых связей между ними. Согласно данной концепции, трудовая деятельность повлияла на развитие у человека кисти, а потребность в новых средствах общения привела к развитию языка. Появление человека, таким образом, связывается с началом производства орудий труда.

Процесс антропогенеза (происхождения человека) в своем развитии прошел три стадии: 1) появление антропоидных предков человека; 2) появление древнейших и древних людей; 3) появление человека современного типа. Антропогенезу предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян в разных направлениях. В результате эволюции возникло несколько новых видов обезьян, в том числе дриопитеки. От дриопитеков происходят австралопитеки, чьи останки найдены в Африке.

Австралопитеки отличались относительно большим объемом мозга (550-600 куб. см), хождением на задних конечностях и использованием природных предметов в качестве орудий. Клыки и челюсти у них были менее развиты, чем у других обезьян. Австралопитеки являлись всеядными и занимались охотой на мелких животных. Как и другие антропоморфные обезьяны, они объединялись в стада. Австралопитеки жили 4 - 2 млн. лет назад.

Второй этап антропогенеза связан с питекантропом («обезьяночеловеком») и родственными ему атлантропом и синантропом. Питекантропов уже можно называть древнейшими людьми, поскольку они, в отличие от австралопитеков, изготовляли каменные орудия труда. Объем мозга у питекантропов был около 900 куб. см, а у синантропов - поздней формы питекантропа - 1050 куб. см. Питекантропы сохранили некоторые черты обезьян - низкий свод черепа, покатый лоб, отсутствие подбородочного выступа. Останки питекантропов находят в Африке, Азии и Европе. Возможно, что прародина человека находилась в Африке и Юго-Восточной Азии. Древнейшие люди жили 750-200 тыс. лет назад.

Неандерталец был следующей ступенью антропогенеза. Его называют древним человеком. Объем мозга неандертальца - от 1200 до 1600 куб. см. - приближается к объему мозга современного человека. Но у неандертальца, в отличие от современного человека, строение мозга было примитивным, не были развиты лобные доли мозга. Кисть была грубой и массивной, что ограничивало возможности неандертальца по использованию орудий труда. Неандертальцы широко расселились по Земле, заселяя разные климатические зоны. Жили они 250-40 тыс. лет назад. Ученые считают, что предками современного человека были не все неандертальцы; часть неандертальцев представляла собой тупиковую ветвь развития.

Человек современного физического типа - кроманьонец - появился на третьем этапе антропогенеза. Это люди высокого роста, с прямой походкой, имеющие резко выступающий подбородок. Объем мозга кроманьонца был равен 1400 - 1500 куб. см. Появились кроманьонцы около 100 тыс. лет назад. Вероятно, их родиной являлись Передняя Азия и прилегающие районы.

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез - формирование трех человеческих рас. Европеоидная, монголоидная и негроидная расы могут служить примером приспособления людей к природной среде. Расы отличаются цветом кожи, волос, глаз, особенностями строения лица и телосложения и другими чертами. Все три расы сложились еще в позднем палеолите, но процесс расообразования продолжился и в дальнейшем.

Умение изготовлять орудие труда было главным отличием человека от животных.

Присваивающее хозяйство . Присваивающее хозяйство, в рамках которого люди существуют посредством присвоения продуктов природы, является древнейшим типом хозяйства. В качестве двух основных занятий людей древности можно выделить охоту и собирательство» Их соотношение было неодинаковым на разных этапах развития человеческого общества и в разных природно-климатических условиях. Постепенно человек осваивает новые сложные формы охоты - загонную охоту, ловушки и другие. Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) - рубила, скребла, остроконечники. Использовались также и орудия из дерева - палки-копалки, дубины и копья.

В период раннеродовой общины увеличивается число орудий труда. Возникают новые технологии обработки камня, ознаменовавшие переход к верхнему палеолиту. Теперь человек научился откалывать тонкие и легкие пластины, которые затем с помощью сколов и отжимной ретуши - способа вторичной обработки камня - доводились до нужной формы. Новые технологии требовали меньше кремня, что способствовало продвижению в ранее незаселенные районы, бедные кремнем.

Помимо этого, новые технологии привели к созданию ряда специализированных орудий - скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Широко применяются кость и рог. Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги. Большую роль приобретает рыболовство. Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки - дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука. Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека. Происходит первое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины - собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

В конце позднего палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных широко использовались загонные способы, позволяющие за короткое время убить большое количество зверей. Они обеспечивали древних охотников едой, шкурами для одежды и жилищ, рогом и костью для орудий. Северный олень совершает сезонные кочевки - летом он передвигается в тундру, поближе к леднику, зимой - в лесную зону. Охотясь на оленей, люди одновременно осваивали новые земли.

С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники на оленей ушли вслед за ними вслед отступающему леднику, оставшиеся вынуждены были приспосабливаться к охоте на мелких животных. Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты - кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, а по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Огромным достижением человека стало изобретение лука и стрел - мощного скорострельного оружия дальнего боя. Был изобретен бумеранг - изогнутая метательная палица. В эпоху мезолита человек приручил первое животное - собаку, ставшую верным помощником на охоте. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Во многих местах рыболовство становится основной отраслью хозяйства. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению роли собирательства.

Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте, кочуя в поисках еды. Жилища сооружались временные и небольшие. В мезолите люди продвигаются далеко на север и восток; перейдя через сухопутный перешеек, место которого в настоящее время занимает Берингов пролив, они заселяют Америку.

Производящее хозяйство . Производящее хозяйство возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии - шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.

Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и последующий обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе - обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. Волокно для прядения вырабатывалось из дикорастущих растений, позднее - из шерсти овцы.

В эпоху неолита происходит одно из самых значительных событий в истории человечества - возникновение животноводства и земледелия. Переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству получил наименование неолитической революции. Отношения человека и природы становятся принципиально иными. Теперь человек мог самостоятельно производить все необходимое для жизни и стал меньше зависеть от окружающей среды.

Земледелие возникло из высокоорганизованного собирательства, в процессе которого человек научился ухаживать за дикими растениями в целях получения большего урожая. Собиратели использовали серпы с кремневыми вкладышами, зернотерки, мотыги. Собирательство было женским занятием, поэтому земледелие было вероятно изобретено женщиной. По поводу места возникновения земледелия ученые приходят к выводу, что оно возникло сразу в нескольких очагах: в Передней Азии, Юго-Восточной Азии и Южной Америке.

Животноводство начало формироваться еще в эпоху мезолита, но постоянные передвижения мешали охотничьим племенам разводить каких-либо животных, кроме собак. Земледелие способствовало большей оседлости человеческой популяции, облегчив, тем самым, процесс одомашнивания животных. Приручали сначала молодых животных, пойманных во время охоты. Среди первых животных, которых постигла такая участь, были козы, свиньи, овцы и коровы. Охота была мужским занятием, поэтому скотоводство также стало мужской прерогативой. Скотоводство возникло несколько позднее, чем земледелие, поскольку для содержания животных требовалась прочная кормовая база; оно тоже появилось в нескольких очагах, независимых друг от друга.

Общественные отношения. Первобытные люди в целях выживания были вынуждены объединяться в стада. Эти стада были небольшими (20 – 40 человек). Возглавлял первобытное стадо вожак, выдвинувшийся благодаря личным качествам. Отдельные стада были разбросаны по обширным территориям и почти не контактировали друг с другом. Археологически первобытное стадо соответствует нижнему и среднему палеолиту. Процесс превращения первобытного стада в родовую общину связан с ростом производительных сил и появлением экзогамии. Экзогамия – это запрет вступать в брак внутри своей группы. При таких отношениях опасность кровосмешения и конфликтов между мужчинами одного рода устранялась. Родовую общину объединяли не только брачные отношения, но и производственные. В ранней родовой общине управление осуществлялось собранием всех взрослых сородичей. Большим авторитетом пользовались самые опытные люди, которые были хранителями обычаем и, как правило, избирались руководителями. Власть основывалась на силе личного авторитета. Все люди в общине делились на 3 половозрастные группы: взрослых мужчин, женщин и детей. Переход в группу взрослых назывался инициацией. Переход к присваивающему хозяйству привел к смене ранней родовой общины поздней общиной земледельцев-скотоводов. В рамках позднеродовой общины сохранялась родовая собственность на землю. Однако повышение производительности труда постепенно приводило к тому, что появился регулярный избыточный продукт, который общинник мог оставить себе.

Религия первобытного общества . Религия возникла еще в первобытном обществе. Здесь она приобрела свою первоначальную форму, которую сохраняла - в ее важнейших признаках - до конца существования первобытнообщинной формации. В первобытном обществе религия была в основном – следствием бессилия человека в борьбе с природой из-за низкого уровня производства и медленных темпов его развития. Естественно, что в религии и олицетворялась в первую очередь природная среда. Ф. Энгельс подчеркивал, что в начале истории объектами религиозного отражения «являются, прежде всего, силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения». Несмотря на то, что олицетворение природной стихии в различных первобытных культах не было тождественным, поскольку не была одинакова сама природа в различных местах Земного шара, олицетворение природной среды - общее и характерное свойство всех этих культов.

Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеком и тотемом.

Магия – вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Анимизм – вера в существование души и духов.

Различные представления первобытных религий были взаимосвязаны между собой и оказывали одно на другое определенное воздействие.

Религиозные системы, свойственные первоначальному этапу общественного развития, не имели сколько-нибудь обширной области распространения. Они были ограниченны пределами племени или группы родственных по происхождению племен. Эта узость религиозной сферы соответствовала ограниченным и замкнутым формам существования первобытных коллективов, в фантастической форме отражала реально, свойственную первобытному обществу разобщенность его отдельных групп.

Литература:

    Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. «История».- М.: Высш. шк., 1990.- 351 с: ил.

    Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.

    Шнирельман В. А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.

    Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.

    Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия / сост. И.А. Химик. СПб., 1994

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    Назовите основные периодизации первобытного общества.

    Охарактеризуйте основные этапы эволюции человека.

    Какие причины привели к переходу к присваивающему хозяйству.

    Объясните термин «неолитическая революция»

    Какую роль в первобытном обществе играла религия?

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ― "древний" и "литос" ― "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ― "средний" и "литос" ― "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ― "новый" и "литос" ― "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

Современная наука пришла к выводу, что все многообразие нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд. лет назад. Солнце — одна из множества звезд нашей галактики — возникло 10 млрд. лет назад. Наша Земля — рядовая планета Солнечной системы — имеет возраст 4,6 млрд. лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн. лет назад. Смотрите описание элективные питательные среды у нас.

Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольно сложна. Известно несколько ее вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею история человечества делится на три больших этапа в зависимости от материала, из которого изготовлялись используемые человеком орудия труда. Каменный век: 3 млн.

лет назад — конец III тысячелетия до н. э.; бронзовый век: конец III тысячелетия до н. э. — I тысячелетие до н. э.; железный век — с I тысячелетия до н. э.

У разных народов в разных районах Земли появление тех или иных орудий труда и форм общественной жизни происходило неодновременно. Шел процесс формирования человека (антропогенез, от греч. «антропос» — человек, «генезис» — происхождение) и человеческого общества (социогенез, от лат. «социетас» — общество и греч. «генезис» — происхождение).

Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил название homo habilis — человек умелый. Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5-1,6 млн. лет назад так называемых питекантропов (от греч. «питекос» — обезьяна, «антропос»- человек), или архантропов (от греч. «ахайос» — древний). Архантропы были уже людьми. 300-200 тыс. лет назад архантропы сменились более развитым типом человека — палеоантропами, или неандертальцами (по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

В период раннего каменного века — палеолита (примерно 700 тыс. лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы. Заселение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми-Яштух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания здесь людей 500-300 тыс. лет назад.

Примерно 100 тыс. лет назад значительную часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до двух километров (с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор).

Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки, иглы и т. п.).

Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые, еще крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.

Трудности борьбы за существование, страх перед силами природы и неумение их объяснить явились причинами возникновения языческой религии. Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма и др.).

В период позднего палеолита (35-10 тысячелетий назад) закончилось таяние ледника, и установился климат, похожий на современный. Использование огня для приготовления пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sapiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же, очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существования резких отличий в климате между разными регионами земного шара сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

Страницы: 1 23

Тема урока: Древнейшая стадия истории человечества

Цель урока .

Формирование представления об антропо- и социогенезе и древнейшем периоде человечества. Ознакомление с понятиями антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство, культура.

(В конспекте выделены фрагменты, подлежащие обязательной фиксации обучающимися).

Характеристика Каменного века.

История человечества берёт своё начало в незапамятной древности, от которой не сохранилось никаких иных свидетельств кроме вещественных. Поэтому, основной наукой, занимающейся этим периодом, является археология. Это, в свою очередь, определило то, что для описания этой эпохи чаще всего пользуются археологической схе-мой, основанной на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В археологии древнейшая стадия истории человечества часто также называется «Каменным веком».

Каменный век - древнейший и самый длительный период в истории человечества, характеризующийся использованием камня как основного твердого материала для изготовления орудий труда, предназначенных для решения задач жизнеобеспечения человека. Хронологические рамки каменного века очень широки - он начинает-ся около 3 млн лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8-9 тыс. лет тому назад на Древнем Востоке и около 6-5 тыс. лет тому назад в Европе).

В археологической науке каменный век принято разделять на несколь-ко основных этапов: древний каменный век - палеолит (3 млн лет до н.э. - 10 тыс. лет до н.э.); средний - мезолит (10-9 тыс. - 7 тыс. лет до н.э.); новый - неолит (6-5 тыс. - 3 тыс. лет до Н.Э.). Археологическая периоди-зация каменного века связана с изменениями в каменной индустрии: каж-дый период характеризуется своеобразными приемами первичного расщеп-ления и последующей вторичной обработки камня, результатом чего является широкое распространение совершенно определенных наборов изделий и их ярких специфических типов.

Каменный век соотносится с геологическими периодами плейстоце-ном (который также носит названия: четвертичный, антропогенный, лед-никовый и датируется от 2,5-2 млн лет до 10 тыс. лет до н.э.) и голоценом (начиная с 10 тыс. лет до н.э. до нашего времени включительно). Природ-ные условия этих периодов играли существенную роль в становлении и развитии древнейших человеческих обществ.Гигантский ледник (около 100 тыс. лет тому назад) способствовал появле-нию на планете особого растительного и животного мира в сложнейших кли-матических условиях. В соответствии с этим история человеческого общества делится на три разных периода: 1) доледниковый с теплым субтропическим климатом; 2) ледниковый и 3) послеледниковый.

Учеными выделяются следующие проблемы антропогенеза:

1) происхожде-ние человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками;

2) связь антропогенеза с развитием материального производства;

3) расогенез - изучение причин и процессов расово-генетических различий.

Антропогенез и проблема сапиентности. Стадии расселения по планете.

Проблема происхождения человека в науке носит название антропогенезом . Антропогенез является одним из важнейших направлений антрополо-гии которое изучает эволюцию всего семейства Hominidae (гоминиды) и рода Homo (человек). Довольно долго, с начала XX века в науке безраздельно господствовала ста-диальная теория антропогенеза. Суть ее сводится к следующему: человек в своем биологическом развитии прошел несколько стадий, отделяемых друг от друга эволюционными скачками. Первая стадия - архантропы (пите-кантроп, синантроп, атлантроп), вторая - палеоантропы (неандертальцы, чье название происходит от первой находки близ города Неандерталь), третья - неоантроп (человек современного вида), или кроманьонец (на-званный так по месту находок первых ископаемых людей современного вида, сделанных в гроте Кроманьон). Однако, уже в 50-е годы она не вмещала и не могла объяснить всегоморфологического многообразия палеоанропологических находок. Поэтому, ей пришла на смену другая теория, охватывающая это многообразие непротиворечивым внутренне объяснением. Современные научные представления об антропогенезе базируются на синтетической теории эволюции, которая является развитием теории происхождения видов Дарвина. По современным представлениям эволюция - это не линейный про-цесс, сопровождающийся несколькими скачками, а непрерывный, много-уровневый процесс, суть которого может быть графически представлена не в виде дерева с единым стволом, а в виде куста. Таким образом, речь идет о сетевидной эволюции , суть которой состоит в том. что одновременно могли существовать и взаимодействовать эволюционно неравные челове-ческие существа, которые в морфологическом и культурном отношении стояли на разных уровнях сапиентации . В морфологическом отношении основная линия человеческой эволюции означена вполне отчетливо - это усложнение структуры мозга при параллельной сферизации мозгового отдела черепа, уменьшение разме-ров лицевого отдела, все более совершенное прямохождение, повлекшее за собой изменение костей таза и ног (особен-но стопы), тонкая манипуляторная активность кисти, связанная с трудо-вой деятельностью.

С открытием в 1920-х гг. в Южной Африке нового, более древнего, чем род Homo, рода австралопитековых стало очевидно, что действительно найдено «недостающее звено» между нашими обезьяноподобными пред-ками и человеком. Австралопитеки austral » - южный, «pitek» - обезья-на) - это высокоразвитые двуногие существа, жившие в Восточной и Южной Африке от 5-6 (судя по новым находкам, и существенно ранее) до 1 млн лет назад. Никаких представителей рода австралопитековых вне Африканского континента найдено не было.

Небольшой размер, небольшие клыки и когти, невысокая скорость передвижения делали их, вероятно, лёгкой добычей для крупных хищников. Как показывает изучение поведения приматов (этология), в таких случаях необычайно возрастает роль социальных связей и усложнение поведения внутри коллектива животных.

Первым представителем новой формы гоминид, уже относящимся к роду Homo или, в свою очередь, являющимся промежуточной между австралопитеками и людьми, считается Homo habilis, появившийся более 2,5 млн лет назад. Он признается творцом древнейших каменных орудий труда.

При этом, австралопитековые в качестве орудий применяли лишь природные предметы, а Homo habilis изготовлял их преднамеренно.

Где-то 1,9-1,7 млн лет назад «людей способных» сменили более совершенные формы гоминид - архантропы (питекантропы, синантропы), которые в современной схеме антропогенеза относятся к видам Homo ergaster (человек деятельный) и Homo erectus (человек прямоходящий). Они существуют приблизительно до рубежа 0,5 млн лет назад.

Африка, скорее всего, является единственным районом, в котором представители вида Homo erectus обитали в первые полмиллиона лет своего существования, хотя они, несомненно, в процессе миграций могли посещать и соседние регионы - Аравию, Ближний Восток и даже Кавказ. Палеоантропологические находки в Израиле (стоянка Убейдия), на Центральном Кавказе (стоянка Дманиси) позволяют говорить об этом с уверенностью. Что же касается территорий Юго-Восточной и Восточной Азии, а также юга Европы, то появление там представителей рода Homo erectus относится не ранее чем к интервалу 1,1-0,8 млн лет назад, а сколько-нибудь существенное их расселение можно отнести к концу нижнего плейстоцена, т.е. около 500 тыс. лет назад.

Эпоха «архантропов» сменилась появлением около 600 тыс. лет назад другой группы гоминид, которые часто называются палеоантропами и ранний вид которых, независимо от места обнаружения костных остатков, относят к Homo Heidelbergensis (гейдельбергский человек). Этот вид существовал примерно до 150 тыс. лет назад. Его представителям свойственны особенности, характерные еще для Homo erectus. При этом он обладал рядом особенностей, отличающих его от предшественников.

В Европе и в Западной Азии потомками Н.

Конспект занятия по истории «Древнейшая стадия истории человечества»

Heidelbergensis были так называемые «классические» неандертальцы - Homo neandertalensis, которые появились не позднее 130 тыс. лет тому назад и существовали не менее 100 тыс. лет. Последние их представители жили в горных районах Евразии еще 30 тыс. лет тому назад, если не дольше. Хотя, как показывают позднейшие исследования, неандертальцы не являются прямыми предками человека современного типа.

Предполагается, что местом формирования неоантропов ( Homo sapiensis , человек разумный) была Южная и Восточная Африка, откуда впоследствии происходило их расселение, сопряженное с уничтожением или ассимиляцией автохтонных популяций гоминид. Здесь останки Homo sapiens имеют наибольшую древность (до 160 тыс. лет назад, Homo Idaltu). На севере Африки столь древние останки неоантропов пока не обнаружены. За пределами Африки находки Homo sapiens, близкие но возрасту находкам из Южной и Восточной Африки, обнаружены на Ближнем Востоке - они происходят из израильских пещер Схул и Кафзех и датируются временем от 70 до 100 тыс. лет тому назад. В других регионах земного шара пока неизвестны находки Homo sapiens, имеющие возраст древнее 40-36 тыс. лет.

Зарождение социума. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Уже древние гоминиды, не обладая эффективными для отражения атак хищников природными средствами защиты, имели социальные связи и определённый социум со своей иерархией. С развитием антропогенеза происходило и усложнение социальных связей людей, зарождался социум. С появлением человека современного типа человека, человеческой общество представляло собой, так называемую родовую общину , которая считается исторически первой формой общественной организации людей. Члены общины были связаны кровным родством, часто имели общее жилище (например, так называемые «длинные дома»), общий очаг, вели совместную трудовую деятельность. Все орудия труда находились в общей собственности. Человек уже должен был заботиться не только о личном пропитании и личной защите, но и общины. Община, в свою очередь, также заботилась о каждом своём члене, предоставляла ему кров, тепло очага, помощь в трудную минуту.

Места жительства общин постепенно становились базами для хранения запасов пищи. Особенно этот процесс принял активный характер в ходе неолитической революции, т.е. переходе от присваивающего типа хозяйствования к производящему. Также места жительства общин становились своего рода мастерскими, местом изготовления орудий труда и обработки шкур. Необходимость поддержания очага, физиологические особенности женщин и необходимость заботы об относительно беспомощном потомстве привели к разделению социальных функций между полами . Мужчины чаще всего брали на себя более тяжелую и опасную работу. Это охота, постройка жилья (хотя часто этим занимались именно женщины), изготовляли каменные орудия труда, переносили тяжести. Женщины же собирали съедобные растения, готовили пищу, чинили одежду, поддерживали очаг, следили за детьми. В этом им помогали старики, обоих полов.

Невозможно точно определить, когда именно у человека появились искусство, религия и мораль. Уже у первых людей существовали какие-то представления о прекрасном, о сверхъестественном или правильном и неправильном. И сегодня, хотя и есть ещё народы не знающие ни письменности, ни таких достижений как колесо, нет ни одного в котором не было бы хотя бы примитивных верований или регламентирования поведения. Вероятно, что первые наскальные изображения (граффити, например, в пещерах Альтамира в Испании и Ляско во Франции), а также первые антропо- или тероморфные фигурки (например, т.н. «неолитические Венеры») носили ритуальный, магический характер, что свидетельствует о зарождении религиозных представлений. На то же указывает и практика захоронений умерших определённым образом (в позе зародыша). В эпоху неолита совершенно точно уже существуют религиозные культы поклонения Небесной матери, Небесному отцу, Солнцу и Луне как божествам, как правило антропоморфным. Очевидно, что в это же время, зарождаются эстетические и этические представления человека, хотя их ещё трудно отделить от религии. Соответственно, у человеческих обществ появилась культура, т.е. способ организации окружающей их среды и их образа жизни в единое разумное и духовно-материальное целое. Разумеется, у каждого сообщества была своя, уникальная культура, которая складывалась веками.

Человеческие общины и образ их жизни не были одинаковыми на всём протяжении ареала обитания человека. Они сильно разнились в зависимости от географических и климатических особенностей местности проживания. Разумеется, эти особенности в разные эпохи также менялись. Это диктовало то, каким именно образом будет добываться пища. Например, в эпохи глобального потепления дикие животные, основной источник пищи древних охотников, были менее мобильны. Это позволяло человеческим общинам существовать на одном месте довольно продолжительное время. Однако, в эпоха ледникового периода изменила животный мир. Прежние виды животных вымерли, т.к. изменилась растительность и климат. А новые виды уже совершали огромные переходы от наступающих холодов или вслед за их отступлением. Вслед за ними и люди были вынуждены постоянно мигрировать. Соответственно, в этот период основной тип человеческих поселений – стоянка, т.е. временное жилище, которое оставлялось ежесезонно. Переход к производящему типу хозяйствования, эта зависимость сильно уменьшилась. Хотя по прежнему, климат определяет характер растительности и животного мира региона. Это, в свою очередь, сказывается на способе хозяйствования конкретных общин. Например, в регионах с «жирной» почвой преобладало земледелие, а в регионах степных – кочевое скотоводство.

Необходимо учитывать, что переход к производящему типу хозяйствования позволил человеку изменять окружающую их местность. Человек стал влиять на окружающую природу (антропогенный фактор ). И далеко не всегда благоприятно. Например, ещё несколько тысяч лет назад на месте пустыни Сахары, была саванна, реки, густая трава, кустарник, огромные стада животных, плодородные земли. Однако интенсивный выпас крупного рогатого скота и активное земледелие, в купе с глобальными климатическими изменениями, привели к опустыниванию этого региона, которое продолжается и по сей день. Это, в свою очередь, привело к вытеснению людей из потерявших плодородие земель в гиблые заболоченные долины Нила, Тигра и Евфрата, где они волей-неволей вынуждены были совершенствовать технику и общественные отношения. Аналогичные процессы шли и в некоторых других регионах мира, где сегодня преобладает пустынный тип местности. Хотя человеческая деятельность, разумеется, не была единственной или, даже, основной причиной опустынивания. Многие пустыни мира возникли исключительно естественным образом.

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.

Теории происхождения искусства.

Этапы развития искусства первобытнообщинного строя (периодизация).

II. Искусство эпохи палеолита

Ориньяк-Солютрейский период

Эпоха Мадлен

III. Искусство эпохи мезолита

IV. Искусство эпохи неолита

Трипольская культура

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

I. Происхождение искусства

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культ животного прародителя рода). Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество. С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

Функции искусства.

Изучая произведения первобытного искусства, мы не сомневаемся в том, что имеем дело с подлинными произведениями искусства. Но в какой мере они доступны нашему восприятию, содержат ли они в себе что-либо созвучное нам, иначе говоря, в какой мере их формальна я и функциональная структура соответствует той, которая составляет основу современного искусства и нашего эстетического восприятия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на функциональном анализе первобытного искусства, то есть рассмотреть это искусства с точки зрения его содержания, назначения и определить в каком отношении его функции находятся к тем, которые выполняет искусство в современном обществе.

Каждый предмет первобытного искусства обладает функциональной многоплановостью. Рассмотрим главные функции древнего искусства :

1. Идеологическая функция. Первобытное искусство является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни племени, причем его творчество не преследует никаких личных целей. Его цели – это цели коллектива. Коллективное начало выражалось не только в одинаковом внимании к одним и тем же явлениям (сюжетная каноничность), но и в тех акцентах, которые делает первобытный художник. Наглядно это проявляется в женских статуэтках (Палеолитические Венеры – территория Франции, Италии, Чехословакии, России) распространены на территории протяженностью около десяти тысяч километров,- обнаруживают не только сюжетное, но и стилистическое единство в трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, схематическое изображение нижних частей рук и ног. Эта общность не может быть ни чем иным как стихийным выражением общего начала в масштабе всечеловеческой общности.

2. Общеобразовательная функция. Эту функцию выполняло и выполняет каждое произведение искусства. Но в случае с первобытным искусством, когда оно являлось важным звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несло повышенную смысловую нагрузку. Этим отчасти объясняется символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык.

3. Коммуникативно-мемориальная функция. В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное (связующее), значение, закрепляет связь между человеком и обществом. Связь между поколениями осуществлялась через систему обрядов посвящения (инициации), через сохранение родовой преемственности (культ предков), в которых фиксирующим элементом являются маски, статуи и другие изобразительные символы.

4. Социальная функция. В первобытном искусстве социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды, барабаны, гребни и др. предметы всегда украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, т.к. они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной.

5. Познавательная функция. И в прошлом, и в настоящем искусства по-своему, особыми методами выполняло и выполняет функцию познания. Первыми исследуемыми объектами первобытного человека были те, от которых зависела жизнь его и его рода. Этими первыми объектами были животные, составляющие предмет охоты и дававшие человеку все необходимое (питание, одежду, материал для оружия) и женщина – хранительница очага, продолжательница рода. С ходом развития древнего искусства форма познания в искусстве все больше становилась функцией самопознания. Человек определял свое отношение к окружающему миру, свое место в мире, а само художественное познание принимало все более личный индивидуальный характер.

6. Магико-религиозная функция. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создает аппарат магии.

Курс лекций по истории. Раздел 1. Древнейшая и древня история. (1 курс СПО)

В его основе лежит принцип аналогии – вера в получении власти над предметом через овладением его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель обеспечить удачную охоту. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытного искусства считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Иногда они образуют целые фризы, состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Рука – как знак магической власти – таков смысл этих изображений. Считается, что тем же магическим целям служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитах, скалах и стенах палеолитических пещер. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах магии. Религиозное или символическое изображение женщины или женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии и Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита, явилась причиной появления теории, согласно которой искусство выводится из религии: религия – мать искусства. Однако искусство было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зародились. Наличие религиозных представлений не является необходимым условием для возникновения художественной деятельности.

7. Эстетическая функция. Рассматривая функции первобытного искусства, нельзя не придти к выводу, что цель его отнюдь не «эстетическое наслаждение». Хотя и эстетическое начало и является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, вместе с тем оно никогда не становится самоцелью.

Трипольская культура

Временные рамки Трипольской культуры 4-3 тыс. до н. э. Такое название эта культура получила по селу Триполье близ Киева, правобережная Украина.

Древние трипольцы селились преимущественно по высоким берегам рек. Поселение состояло из прямоугольных в плане построек, расположенных почти концентрически вокруг главной площади. Жилища строились по принципу современных украинских мазанок, стены сооружались из плетня, обмазанного глиной. Часть наружных и внутренних стен были покрыты росписями. Крыши выполнялись двускатными. Расписанные модели жилищ, найденных во время раскопок трипольских поселений, легко позволяют представить внешний вид дома. Внутри дома, рассчитанного на 2-3 семьи, о чем говорят перегородки, обязательно находился очаг, в непосредственной близости от которого в полу обычно делались крестообразные жертвенники.

Древние трипольцы занимались земледелием и частично скотоводством. Им приходилось собирать, хранить, обрабатывать продукты своего производства. О том, что всё это хорошо организовано и налажено, говорит огромное количество разнообразной утвари, обнаруженной в поселениях (Рис. 29, 30)

Вся керамика была сделана из ярко-желтой или оранжевой хорошо отмученной и обожженной глины. Белой, черной или красной краской наносился орнамент: параллельные полосы, двойные спирали и др., имеющие разнообразное смысловое значение. Выделим несколько основных групп трипольской керамики:

1. Керамика с углубленным орнаментом , чаще всего в виде спиралей. Это керамика тонкостенная с хорошо полированной поверхностью.

2. Керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом ,
нанесенным одной или несколькими красками.

3. Грубая «кухонная» керамика (большие корчаги, миски).

Для раннего этапа трипольской культуры характерны грушевидные сосуды с коническими и шлемовидными крышками.

На среднем этапе, в период расцвета, получает распространение керамика из розовой массы , часто покрытой спирально-ленточной росписью в три цвета: красные, белые и черные.

В позднее время получает развитие керамика с монохромной черной росписью . Формы расписных сосудов весьма разнообразны.

Основной мотив трипольской керамики — спираль . Постепенно орнаментальный пояс в трипольской керамике становится все более узким и занимает лишь небольшую часть сосуда. Большинство антропоморфных статуэток трипольцев изображает женщину. Изображение стилизовано и геометризовано.

Продолжает развиваться и мелкая пластика. Основной темой по-прежнему остаётся женский образ (Рис. 31, 32)

Трипольская культура является яркой страницей в искусстве эпохи неолита.

Итак, человек в эпоху неолита от охоты и собирательства перешел к земледелию. В культуре произошла локализация культур. Сложность понимания жизни породила символичность художественного мышления, образность, декоративность в искусстве.

Развиваются новые виды пластических искусств: жилая многообразная по формам архитектура и искусство керамики.

Для изобразительного искусства неолита характерно завершение поиска художественного образа, начатого еще в предыдущие эпохи – от воспроизведения, осмысления живых индивидуальных, естественных форм и конкретных ситуаций (палеолит) к явлениям общего порядка, к общей схеме и, в конечном счете, к знаку (мезолит и в особенности неолит).

С конца неолита искусство обогащается все новыми и новыми сюжетами, вместе с тем его изобразительный язык, становясь все более общим и ёмким, теряет свою выразительность, остроту, эмоциональность, склоняясь к символу и знаку.

V. Список литературы.

1. Истерия искусства зарубежных стран. Под ред. М.Доброклонского, М,1961т.1

2. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. Мириманов Б. М., 1973

3. История искусства народов СССР. М,1971 ,т. 1

4. Борисовский П. Древнейшее прошлое человечества. М., 1957

5. Окладников А. Утро искусства. Л., 1967

6. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. М.,1985

7. Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Эрмитаж. Л.,1974

9. Угринович Д. Искусство и религия. М., 1982

10. Хокинс Д. Разгадка тайны Стоунхенджа. М., 1973

11. Бозунова И. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л,1975

12. Формозов А. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния. М.,1969

8. Еремеев А. Происхождение искусства (различные теории). М., 1970

9. Г.В.Плеханов. Письма без адреса. М., 1985

Лекция № 1. «Искусство первобытного общества. Палеолит, мезолит, неолит».

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Происхождение искусства.

Функции искусства.




I. Введение. Историческое знание, его достоверность и источники. Учебник, стр Для чего изучают историю? – свидетельница прошлого, поучение для настоящего, предостережение для будущего. Проблема достоверности – невозможно открыть всю правду о событии; Исторические источники – стр. 6. Вывод: для ответа на исторический вопрос историк опирается на факты, изложенные в источнике и оценивает их. На историческое развитие общества и государства влияют ФАКТОРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: природно-климатический; этнический – близость языков и культур этносов; экономический – передовая или отсталая экономика; культурно-политический – политическая и государственная независимость, выбор религии


II. История России – значение изучения. Под воздействием вышеуказанных факторов: природно-климатического, геополитического, религиозного – в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы следующие: 1.первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе; 2. государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а основа и часть гражданского общества; 3.государственность либо жесткая, либо неэффективна («смута»); 4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны; 5.государственность опирается на корпорацию служилой знати (дружина, дворянство, номенклатура и т.д.). Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и, меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.


Периодизация истории условное деление исторического процесса на определённые хронологические периоды, которые имеют особенности в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. 1. Формационный подход – Общественно-экономическая формация - стр. 8 Способ производства Формации: 5 III. Периодизация всемирной истории.(стр. 8-12) 2. Цивилизационный подход – стр. 9 Цивилизация - стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня развития об-ва Цивилизаций - 3 Вывод: стр. 11 – не противостоят друг другу, а дополняют - КАК? Проблема периодизации истории: История Европы – формации История Азии, Африки, Америки - цивилизации


4. Древнейшая стадия истории человечества. – стр Антропогенез (от антропо... и греч. génesis происхождение), процесс происхождения и историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. - наука об этом - антропологияантропо... Человек – природное и социальное 1. ТЕОРИИ: 1)Ч. Дарвин – Ф. Энгельс – (XIXвек) - «ТРУДОВАЯ» - в основе – естественный отбор 2) ГЕНЕТИЧЕСКАЯ – отрицает 3) Две ветви: АВСТРАЛОПИТ Е К (общий предок обезьяны и человека) и ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ – современная теория (стр. 15)





2. СРЕДА ОБИТАНИЯ: - Последствия для человека глобальных климатических изменений - ледниковый период: совместная охота – возникновение родовых общин (кровные родственники, общий предок, общая собственность, во главе - старейшины) –объединение общин в племена усовершенствование орудий труда: первое разделение труда по полу и возрасту -Таяние ледника – изменение способов охоты – экологический кризис – поиск новых способов существования: искусственное разведение растений и выращивание животных второе разделение труда - по умению что-то делать лучше других: скотоводство, земледелие,выделение ремесла Помимо производства орудий материальная культура древнего человечества теснейшим образом связана и с созданием жилищ. Вывод: переход от присваивающего хозяйства к производящему – неолитическая революция


1 этап в развитии человечества первобытнообщинный строй - с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.): каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.), бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.), железный век (с 1 тыс. до н.э.). пять этапов в соответствии со степенью развития орудий труда, материалов, из которых они изготавливались, качеством жилья, соответствующей организацией ведения хозяйства: I этап - предыстория хозяйства и материальной культуры: от возникновения человечества до приблизительно I млн. лет назад. Это время, когда приспособление людей к окружающей среде мало чем отличалось от добывания средств к существованию животными. Многие ученые считают, что прародиной человека является Восточная Африка. Именно здесь при раскопках находят кости первых людей, живших более 2 млн. лет назад. ИЛИ ИТАК,


II этап – примитивно присваивающее хозяйство - I млн. лет назад – XI тыс. до н.э., т.е. охватывает значительную часть каменного века – ранний и средний палеолит. III этап – развитое присваивающее хозяйство. Хронологические рамки его определить трудно, поскольку в ряде местностей этот период закончился в XX тыс. до н.э. (субтропики Европы и Африки), в других (тропики) – продолжается до настоящего времени. Охватывает поздний палеолит, мезолит, а в некоторых областях – и весь неолит. IV этап – зарождение производящего хозяйства. В наиболее развитых в хозяйственном отношении районах земли – IX-VIII тыс. до н.э. (поздний мезолит – ранний неолит). V этап – эпоха производящего хозяйства.– VIII-V тыс. до н.э.

Древнейшая стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций европейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет назад. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры мозга.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволюции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с другой ― с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ― 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. «палео» ― «древний» и «литос» ― «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Многие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Эпоха мезолита (от греч. «мезос» ― «средний» и «литос» ― «камень») охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии. Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ― убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпохи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ― частью добычи, ее следовало оставить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически не изменился. В то же время в IX-VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. «неос» ― «новый» и «литос» ― «камень») знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ― такой была плата за прогресс.

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями:

Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки одомашнивания привели к утверждению нового типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи ― на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благодаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени. Это позволяло расширить рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи. Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой ― самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение лошадьми, волами и ослами). Наладилось также разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других ― на ткачестве, в третьих ― на изготовлении посуды и т. д. Между племенами происходил натуральный обмен. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату.

В период, когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (степень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на неосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, в неурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом своего происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

В это же время в развитии земледельческих и пастушеских племен начинается новый этап: они переходят к освоению металлов. В поисках новых материалов для изготовления орудий ремесленники находили самородки легкоплавких металлов (меди, олова, свинца и др.) и со временем научились изготовлять из них оружие, инструменты и украшения. Металлы лучше и быстрее поддавались обработке, чем камень, из них можно было изготовить более производительные орудия труда, лучшее оружие, доспехи.

Доступных запасов металла было еще немного, их обработка делала лишь первые шаги, поэтому еще долго использовались каменные орудия. Тем не менее, время, начавшееся с освоения металла (первые металлические орудия датируются VII тысячелетием до н.э., но широко они распространяются лишь в IV-III тысячелетиях до н.э.), называют энеолитом (медно-каменным веком). Он ознаменовался наступлением нового этапа в истории человечества, связанного с появлением первых государств.

В настоящее время исторический путь, пройденный человечеством, поделен на следующие отрезки: первобытная эпоха, история Древнего мира, Средних веков, Стоит отметить, что на сегодняшний день среди ученых, которые исследуют этапы развития человечества, нет единого мнения о периодизации. Поэтому существует несколько специальных периодизаций, которые частично отражают характер дисциплин, и общая, т.е. историческая.

Из специальных периодизаций наибольшую значимость для науки представляет археологическая, которая основана на различиях орудий труда.

Этапы развития человечества первобытной эпохи определяются больше чем в 1.5 миллиона лет. Основой для ее изучения послужили останки древних орудий, наскальные рисунки и захоронения, которые были выявлены при Антропология - наука, которая занимается восстановлением облика первобытного человека. В данный временной промежуток происходит возникновение человека, заканчивается он появлением государственности.

На протяжении этого периода выделяют следующие этапы развития человека: антропогенез (эволюция, которая завершилась около 40 тыс. лет назад и привела к возникновению вида человека разумного) и социогенез (формирование общественных форм жизни).

История Древнего мира начинает свой отсчет в период возникновения первых государств. Периоды развития человечества, выраженные в этой эпохе, являются наиболее таинственными. Древние цивилизации оставили памятники и архитектурные ансамбли, образцы монументального искусства и живописи, которые дошли и до наших дней. Эта эпоха относится к IV-III тысячелетию до н.э. В это время произошел раскол общества на управляемых и управляющих, на неимущих и имущих, появилось рабство. Рабовладельческий строй достиг своего апогея в период античности, когда произошел подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

Российская и западная наука относят к началу Средневековья распад Западной Римской империи, который произошел в конце пятого века. Вместе с тем, в энциклопедии «История человечества», выпущенной ЮНЕСКО, начало этого этапа считается моментом который появился уже в седьмом веке.

В Средневековье делятся на три временных отрезка: раннее (5 в. - середина 11 в.), высокое (середина 11 в. - конец 14 в.), позднее (14-16 века).

В некоторых источниках цивилизации Древнего мира и Средневековья не разграничиваются в рамках теоретического положения о «стадиях роста» и рассматриваются как в основе которого лежит

В период Нового времени произошло становление промышленной и капиталистической цивилизации. Этапы развития человечества на этой стадии разделяются на несколько отрезков.

Первый. Он берет свое начало, когда в мире происходят революции, направленные на свержение сословного строя. Первая из них произошла в Англии в 1640 - 1660 годах.

Второй период наступил после Великой Французской революции (1789-1794). В это время происходит быстрый рост колониальных империй, разделение труда на международном уровне.

Третий период наступает в конце 19 века и характеризуется бурным развитием которое происходит за счет освоения новых территорий.

Новейшая история и ее периодизация в настоящее время является спорной. Однако в ее рамках выделяются следующие этапы развития человечества. Таблица, имеющаяся в школьных учебниках, показывает, что эта эпоха состоит из двух основных периодов. Первый начался в конце 19 века и затрагивает всю первую половину 20 века - раннее Новейшее время.

Великий кризис, державное соперничество, разрушение колониальных систем европейских государств, условия Холодной войны. Качественные перемены произошли только во второй половине 20 века, когда с развитием промышленных роботов и распространением компьютеров поменялся характер трудовой деятельности. Изменения коснулись и международной сферы, когда на место соперничеству пришло сотрудничество.



Похожие статьи