Как сделать дорогу на даче своими руками. Как сделать грунтовую дорогу

Всегда при виде поврежденного транспортного полотна мы вольно невольно задаемся вопросом о том, неужели действительно так сложно построить прочную нормальную дорогу, которую бы не ремонтировали каждый год. Каждому же будет приятно ехать с ветерком по ровной дороге, не боясь угодить в огромный ров. Понятно, что строительство дороги – работа сложная, трудоемкая и затратная. Но давайте все-таки разберемся, как построить дорогу с соблюдением всех правил и технических требований.

Строительство дороги

  • Первым действием будет производиться исследование грунта, на который намереваются «постелить дорогу». Это позволит исключить оседание грунта и возникновение провалов, после строительства дороги. Потом проводят разработку грунта (делают в почве специальное углубление, утрамбовывают его и уплотняют) при помощи специальной техники (иногда работа осуществляется вручную).
  • Затем укладывают прокладку из геотекстиля, чтобы щебень, завозимый грузовиками, не уходил в грунт под проезжающей тяжеловесной машиной. Далее кладут отвальный шлак, а на него гранитный щит, что помогает получить необходимую сцепку между всеми слоями и основанием дороги.
  • Выкладывают слой щебня не просто насыпом, а придерживаясь специальной технологии, согласно которой сначала высыпается более крупный щебень, а потом мелкий. Вот он уже и укатывается и просачивается в пустоты промеж крупного щебня, забивая при этом дыры. Такой подход необходим для того, чтобы основание стало более устойчивым, плотным и упругим.
  • Далее кладут асфальт. Также слоями. Их количество зависит от нагрузки и типа дорожного полотна. Соответственно, под каждый тип дороги изготавливается свой тип асфальта, который может быть крупнозернистым, либо плотным, мелкозернистым или же пористым.
  • Утрамбовывают асфальт посредством привлечения специальных машин. Находящийся под давлением асфальт сцепится со всеми предыдущими слоями будущей дороги более прочно.

Вывод: немаловажное значение в строительстве дорог отведено ее основе (фундаменту). Создав прочную, надежную и долговечную основу, вы построите дорогу, которая прослужит не один год.

Сколько стоит построить дорогу

  • Час работы трактора стоит порядка 1000 - 2000 рублей.
  • При временной затрате в 10 часов работы хороший тракторист с присмотром, способен прокопать с одной стороны 100 метров кювета. Соответственно 20 рабочих часов (чтобы сделать выемку с двух сторон) будет примерно стоить 20-40 тысяч рублей.
  • Порядка 3-х часов займет у трактора планировка профиля дорожного полотна. Стоит это будет 3000 - 6000 рублей.
  • При покупке трубы диаметром 200-400 мм для водоотвода воды в кювет, стоимость увеличится еще на 2000 рублей.
  • Если вы собираетесь купить многолетней травы, которую очень советуют сеять на склонах, то лучше свое внимание обратить на клевер. Это растение не прихотливо и образует прекрасный дерн, обеспечивая тем самым устойчивость склонов. Стоить это будет примерно 5000 рублей.

К тому же, укрепить кювет можно и очень даже нужно при помощи посадки кустов. Отлично себя в этом плане показывает бирючина – неприхотливая, быстро растет, и великолепно разрастается, создавая тем самым живую изгородь. Такой кустарник предотвратит сползание грунта, заметание снегом зимой и выветривание грунта. Стоит куст приблизительно 5-10 рублей. Если потребуется 100 – 200 кустов, то придется потратиться еще на 1000 рублей.

Немецкий автобан давно стал в России синонимом качественной, надёжной и скоростной дороги. И ведь понятно, на кого нужно равняться, но всё равно так строить не хотят. Хотя могут.

В результате, в России каждый год перекладывают асфальт, а в Европе такой же участок служит без ремонта от 30 до 50 лет.

Недавно я ездил в Германию и своими глазами видел, как ремонтируют федеральную трассу. Знаете, в чём секрет?

В переводе с немецкого “автобан” - это всего лишь “дорога для автомобилей”. В то же время, это и система шоссе, опутывающих всю страну. Они действительно надёжные и безопасные, факт. У нас с ними огромная разница как в подходе, так и в технологиях строительства. Если говорить о хайвеях, то есть скоростных трассах, то на Западе их всё чаще делают не из асфальта, а из цементобетона. Тут самое время ухмыльнуться и вспомнить российские “бетонки” из сложенных рядом плит. Но они не имеют ничего общего, хотя и наши старые военные дороги порой лучше положенного на лужи асфальта.

А теперь давайте посмотрим, как строят знаменитые автобаны на примере участка трассы А5 в районе Баден-Бадена.

1 На фотографии дорожное полотно, положенное (скорее всего) до вашего рождения или в раннем детстве. Многие немецкие дороги служат десятилетиями без вмешательства, а возле Берлина сохранились участки, построенные ещё в тридцатые годы.

2 Но любое покрытие со временем требует замены. Здесь подошли основательно: никакого “ямочного" ремонта. Перекрыли часть магистрали, свели потоки (не забыв про разделительный бордюр даже при временной схеме движения!), аккуратно и понятно всё огородили столбиками, нанесли временную разметку.

3 Умиляет, как немцы отмечают временно закрытый съезд на трассу на дорожном указателе.

4 Капитальный ремонт дороги, по сути, означает построить её заново. Я увидел работы на стадии, когда уже закончили укрепление грунта и подготовили основание для укладки. Бригада рабочих трудится по 12 часов, начиная с 5 утра. За день они проходят от 700 до 1000 метров.

Рассказать о технологии укладки такой дороги можно в нескольких предложениях. Само собой - поверхностно, без подробностей и производственных секретов. Но вы процессе нет ничего фантастического, невероятного или такого, что было бы не под силу применить в России.

5 Типичный автобан в Германии можно представить в виде “бутерброда”, который состоит из морозостойкого слоя основания, щебеночно-песчаного основания 25 см, укреплённого цементом, покрытия из цементобетона толщиной 27 см. Сверху “соус” по вкусу заказчика - финишная обработка, например, слой бетона с обнажённым заполнителем (по-немецки waschbeton ) или алмазная фрезеровка поверхности.

7 Как этот сэндвич готовят? На подготовленном и укатанном основании расстилают текстильную подложку, слой геотекстиля. Она служит для разделения слоёв дорожной одежды и выполняет также
дренирующую функцию, и по такому “ковру” спокойно ездят самосвалы с бетонной смесью.





На следующей фотографии (нажмите на стрелку справа) - дюбеля, которые будут использоваться в качестве штыревой арматуры для соединения соседних плит.

8 Самосвалы привозят материалы, цементобетонную смесь двух сортов (для верхнего и нижнего слоя покрытия) с расположенного поблизости мобильного завода.





9 Перед началом укладки первого слоя подложку поливают водой.

10 Привезённую “горку"материала разравнивают по ширине дорожного полотна. Всё делает дорожная техника, человек только контролирует процесс.

11 Образцы материалов для основания, "нижней булки сэндвича”.

12 Так весь участок трассы выглядит сверху: три жёлтые машины ползут, как гусеницы, друг за другом.
Первая нужна для устройства нижнего слоя покрытия, вторая для устройства верхнего слоя. Третья наносит защитное плёнкообразующеее средство и придаёт готовую форму и текстуру.

13 “Рельсами” же служит водоотводная система, устроенная по центру дороги. Натянутая параллельно дороге струна работает направляющей.

14

15 В процессе укладки дороги участвует небольшое количество рабочих: ручной труд здесь практически не требуется, на объекте заняты не больше 15 человек. На этой фотографии они как раз закончили штыревое армирование, закладку дюбелей в поперечные швы.

16 Продольные швы также укрепляются анкерами (фотографии, к сожалению, нет). Дюбели фиксируют положение плит в вертикальной плоскости и распределяют нагрузку между соседними плитами. Анкеры не дают разойтись или сдвинуться плитам вдоль продольных швов.

17 По схожей же технологии в мире сейчас строят взлётно-посадочные полосы аэропортов, в том числе новую ВПП в “Домодедово” и в самарском “Курумоч”. Кстати, в России тоже есть современные цементобетонные трассы, но их ничтожно мало, всего 2%, и то лишь отдельные участки дороги. Например, бетонную дорогу проложили к Дальневосточному Федеральному университету на острове Русский к прошедшему в прошлом году саммиту глав стран АТЭС.

18 Сколько стоит такая дорога? По словам представителя подрядчика, весь проект по ремонту 10-километрового участка трассы (три полосы плюс обочина) обошёлся в 20 миллионов евро. То есть, 1 км = 2 млн евро. В России, в среднем 1 км ремонта федеральной трассы стоит 850 тысяч евро (данные марта 2017 года), при том что сами дороги у нас уже.

Но при этом, нормативный срок службы бетонного шоссе 30 лет (по факту больше), а асфальтированного - 13-15 лет (по факту меньше). В Европе же, благодаря технологиям, начальная стоимость строительства дорожного бетонного полотна почти сравнялась с расходами на укладку “классического” асфальта, потому там всё чаще строят из цементобетона - считают свои деньги на годы вперёд.

19 Идеально гладкое покрытие ложится, словно масло на хлеб. Но больше всего на стройке меня впечатлили не инновации, а люди. Машины оставили им не так много тяжёлой работы, контролировать и проверять. Но видели бы вы, с какой любовью и практически нежностью (по отношению к дороге) эти суровые рабочие мужики делают своё дело. Ни одного небрежного движения, ни намёка на халтуру. Они строят дорогу для себя и своих детей, для своей страны. Им потом по ней передвигаться, зачем делать плохо? Но здесь я не открыл "Америку", немцы известны таким отношением к делу.





20 Красиво, правда? Наверное, читатель уже заподозрил неладное и готов писать комментарий, что в Германии и зима не зима, и грунты другие, в России даже асфальт не приживается, отторгает его земля, не то что бетон новомодный! А вот и нет, цементобетон может и лучше приживётся, если не халтурить и не воровать. Один из плюсов технологии - отсутствие деформаций при изменениях температуры и сакральных “переходах через ноль”. В Америке, где в южных штатах бывает очень жарко, а в северных очень холодно, это тоже давно поняли, поэтому там 60% всех дорог страны как раз с таким покрытием. Так что привет любителям сказок про суровый климат.

21 Ещё одна байка, уже про бетонные дороги, что они очень шумные. Это устаревшая информация, так как современные способы строительства позволили полностью приблизиться по уровню шума к асфальтовому покрытия. А вот в плане экологии и безопасности такая технология намного лучше: асфальт делают из нефти, бетон - из известняка. Он не выделяет токсичные газы при нагревании и подходит для вторичной переработки. Ещё, бетон отражает в три раза больше света, и водить ночью будет комфортнее.

22 Чтобы быть объективным, есть и недостатки. Например, после прохода асфальтоукладчика, дорога готова уже через 8 часов, а бетон обретает полную прочность лишь спустя несколько дней. А если основание пришло в негодность, нужно менять целую плиту, “ямочным” ремонтом не отделаешься. В то же время, шанс, что дорога получит повреждения, значительно меньше: покрытие распределяет нагрузку на более широкую площадь, грузовики меньше “убивают” дорогу и не создают колейность.

23 Хотел написать сравнение про надёжность Жигулей и Фольксвагена, но не будем разводить холивар 😃

24 Когда ремонт закончится, на разделительной полосе не забудут посадить газон.

25 Следующий этап - нарезка деформационных швов. Это делают сразу после финишной обработки уложенного покрытия.





26 Швы прорезают для того, чтобы избежать растрескивание стяжки, которое как раз и может вызвать разрушение дороги.

27 Швы герметизируют при помощи резиновых уплотнителей.

28 Так выглядит участок отремонтированной трассы.

29 Позже на него нанесут разметку, светоотражающие и специальные шумовые полосы на границе с обочиной. Только после этого откроют движение для автомобилей.

30 Которые смогут безопасно ездить по этой трассе даже на высоких скоростях. Примерно 50% немецких дорог имеют лишь рекомендованный скоростной лимит.

Хотите, чтобы в России были такие же дороги? А верите, что будут?

Строительство дорог - дело сложное и требующее к себе особого подхода и внимания. Очень часто этот процесс производится с нарушением технологии, что приводит к ухудшению качества или несоблюдению установленных норм. Кроме того, качество не улучшают и постоянные перегрузки из-за плотного движения грузовиков с перегрузами. Коммерческому транспорту это выгодно, поскольку можно быстрей заработать деньги. А вот на состоянии дорог это сказывается весьма плачевно.

Что является основой строительства дорог?

Строительство дороги является очень дорогим, сложным и трудоемким процессом. Да и сама дорога по своей сути - это не просто видимые над поверхностью бордюры и покрытие. По своей сути дорога - это многослойный пирог, который выполняет очень важную задачу: перераспределение нагрузок от движущихся авто на грунт. И от того, что лежит в основе такого «пирога», дороги делят на три вида: цементобетонные и нежесткие асфальтобетонные.

Дороги цементобетонного типа

В основе цементобетонной дороги находится цемент, выступающий в виде связывающего элемента. Основным преимуществом такого типа дороги является ее долговечность. При условии правильной эксплуатации срок службы такой дороги до возникновения необходимости ее капитального ремонта является 24 года)для сравнения, этот показатель у асфальтовых дорог составляет 10 лет).

Появление цементобетонных дорог в СССР началось с 60-х годов прошлого века. Но, к сожалению, цемента на тот момент не хватало, поскольку большая его часть шла на строительство жилья. При этом активно развивалась нефтяная отрасль, что стало толчком для активизации строительства дорог асфальтобетонного типа. Но, несмотря на это, большая часть дорог Севера и Сибири являются именно цементобетонными, и многие из них в рабочем состоянии и по сегодняшний день.

В строительстве дорог из цементобетона выделяют два типа. Первый из них - это монолитный бетон, который закладывается в заготовку и затвердевает в естественных условиях. Второй вид - это бетон из формованных железобетонных плит, которые заранее изготавливаются на заводах.

Дорог из бетонных плит называют «бетонкой». Но данный вид имеет свои недостатки: плиты могут осаживаться, расходиться, что приводит к деформации поверхности и ухудшению качества полотна. Особенно такие дороги страдают от большегрузов.

В настоящее время при изготовлении дорог из бетонных плит используются блоки, снабженные сквозными каналами и специальными гранями. Каналы служат основой для крепления плит между собой посредством стальных тросов. Этим обеспечивается небольшая подвижность конструкции в экстремальных условиях и защита ее от перегрузов. Благодаря своей эффективности и долговечности, бетонные дороги получили широкое распространение во многих странах, в том числе, в США, Франции, Германии.

Дороги асфальтобетонного типа

В настоящее время в России бетонных трасс всего около трех процентов от общего количества дорог. Они уступают место асфальтовым дорогам, которые весьма популярны. Такой тип дороги является многослойным. Нижняя часть слоя представлена грунтом, далее идет укладка песка, щебня. Сверху кладется непосредственно асфальт («дорожная одежда»). При длительной эксплуатации и неблагоприятных погодных условиях, асфальт начинает разрушаться и появляются ямки, трещины. Конечно, это как говорят сами строители «не смертельно», но на безопасность движения и на скоростной режим движущегося транспорта такие неприятности влияют очень сильно.

Основание «дорожного пирога»

Залогом хорошей дороги является ее хорошее и качественное основание. Толщина насыпного слоя щебня напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Далее щебень тщательно утрамбовывается катком, после чего стелется еще один слой. Для повышения качества, используется вода, которой смачиваются слои. Чем лучше промочено и утрамбовано основание - ем долговечней будет сама конструкция.

Геотекстиль и георешетки в строительстве дорог

Как бы качественно не происходила утрамбовка щебня. Со временем он может проседать в песок. И в результате - начинают образовываться колеи и ямы. Во избежания таких неприятностей еще в 70-х годах 20 века дороги начали армировать и разделять на слои. С этой целью применяли геотекстиль, который предотвращал смешивание слоев и позволял качественно отводить влагу от полотна.

На тот момент времени геотекстиль был довольно эффективным методом зашиты дорожного полотна. Однако, с развитием технического прогресса и увеличением автомобилепотока, такой меры оказалось недостаточно. И на смену ему пришли пластиковые георешетки, которые прокладывали между слоями щебня и песка. Такая технология получила широкое растпространение в развитых странах. Так, в Германии почти все дороги являются дорогами с асфальтобетонным покрытием на основе геотекстиля или с применением армированной решетки.

Покрытие и его укладка

На первый слой «дорожного пирога» - щебень укладывают специальную смоляную мастику, далее начинается сам процесс асфальтирования. Толщина асфальтового слоя, как и в случае со щебнем, напрямую зависит от предполагаемых нагрузок. Так, для территории около многоэтажного жилого дома вполне хватает 4-5 сантиметров мелкозернистого асфальта. Если будут большие нагрузки, то еще потребуется один слой крупнозернистого асфальтобетона толщиной около 4-5 сантиметров. Если дороге предстоят повышенные нагрузки, то обязательно использование армирующей металлической сетки. Между собой слои асфальта скрепляются при помощи мастики из битума.

Чтобы приготовить асфальтобетонную смесь, потребуется помощь асфальтного завода. Принцип изготовления прост: все компоненты, входящие в состав асфальтобетона разогревают и тщательно перемеривают. В таком виде она и «разливается» на поверхность будущей дороги при помощи самосвалов.

В среднем для асфальтобетонного покрытия толщиной около четырех сантиметров и площадью десять квадратных метров, потребуется примерно одна тонна асфальта. Готовую смесь распределяют по поверхности и уплотняют катками или трамбовками. При этом в сильный дождь или мороз производить работы не рекомендуется.

В целом, процесс создания качественных дорог является весьма трудоемким и даже в чем-то творческим. Ведь от того, насколько будут выдержаны все нормы, зависит конечный результат и долговечность дорожного полотна.

О проблеме с плохими дорогами в России знают абсолютно все. Но вот далеко не все знают, что в некоторых местах дороги вообще отсутствуют. Государство раздает участки в поле, но не проявляет никакой активности в сооружении подъездных дорог к таким участкам. Именно по этой причине, владельцам подобных участков нечего другого не остается, как за собственный счет делать дороги. Полноценную дорогу с асфальтным покрытием, бордюрами и тротуарами могут позволить себе лишь некоторые бизнесмены. А вот обычные жители могут лишь отсыпать дорогу из щебня. Давайте более тщательно рассмотрим, как правильно сделать дорогу из щебня.

Документация

Первое, с чего необходимо начинать отсыпку дороги – оформление всех необходимых документов. Необходимо убедится, что данная дорога в данном месте есть в генеральном плане. Нужно четко определиться с шириной дороги, и установить ее границы. Только после того, как будет готова вся документация, можно начинать отсыпку дороги. Ведь если начать отсыпку дороги на участок, который не предназначается для дороги, то это может вызвать очень большие неприятности в виде штрафов.

Подготовительные работы

Прежде, чем начать отсыпку дороги, необходимо снять плодоносный слой грунта с травой и сорняками. Очень часто этим многие пренебрегают, но все же, намного лучше будет, если выполнить данное требование. Снятие верхнего слоя происходит с помощью . Этим же экскаватором снятый грунт грузится на самосвалы и вывозится.

В случае, если необходимо сохранить уровень дороги, необходимо со всей будущей дороги выбрать грунт на необходимую глубину. Обычно выбирают столько грунта, сколько будет составлять насыпной слой. Если дорогу необходимо поднять, то данную выборку грунта делать не нужно. Выбирается грунт все тем же экскаватором погрузчиком, а вывозится самосвалами разной грузоподъемности.

На этапе подготовительных работ, в зависимости от расположения дороги и многих других факторов сооружаются разнообразные дренажные системы, системы отвода воды, канавы, кюветы. Все это делается для того, чтобы свести к минимуму количество воды, которое будет попадать на дорогу. Ведь всем известно, что основной враг всех дорог – вода.

После проведения всех описанных действий необходимо осуществить окончательное выравнивание основания под будущей дорогой. Делается такой выравнивание при помощи экскаваторов погрузчиков или больших грейдеров.

Песок

В большинстве случаев, на территории РФ верхний слой грунта – это либо чернозем, либо глина. Данные типы считаются сильно пучистыми. Такие грунты, осенью набирают очень большое количество влаги, которая при замерзании расширяется и разрушает основание дороги. Именно по этой причине, первым отсыпным слоем является песок – материал, который даже не является пучистым. Если влажный песок замерзает, то он не будет расширяться в объеме. Слой песка, который укладывается на самый нижний слой дороги, должен составлять не менее 10 сантиметров. В зависимости от разных условий, этот слой может быть увеличен.

Песок на место сооружения будущей дороги доставляется самосвалами, чаще всего, большой грузоподъемности. Песок высыпается и разравнивается экскаваторами погрузчиками или большими грейдерами. Песок разравнивается равномерно, после проведения всех работ по выравниванию должна получиться идеально ровная поверхность из песка. Далее этот песок трамбуют. На маленьких участках дорог делают это с помощью специальных виброплит. Но на больших дорогах наиболее целесообразно для трамбовки песка использовать специальные (те же катки, которые используются для укатывания асфальтного покрытия).

Стоит отметить, что при увеличенном слое песка, трамбовать его необходимо послойно. Насыпали 10 сантиметров и утрамбовали, опять насыпали и опять утрамбовали. Это делается по той причине, что очень большой слой слабо поддается трамбовке.

В случае, если дорога делается в тех местах, где присутствуют песчаные грунты, то песчаную подсыпку можно не делать. В этом просто нет необходимости.

Щебень

Только на качественное утрамбованное песчаное основание можно сыпать щебень. Но здесь тоже есть свои нюансы. Перед отсыпкой щебеня, необходимо определиться для каких целей делается дорога. Если по дороге будут ездить только легковые автомобили нескольких соседей, то можно отсыпать щебень мелкой фракции слоем не менее 10 сантиметров. Если же планируется, что по новой дороге будут ездить микроавтобусы и небольшие грузовики, то необходимо на песчаное основание отсыпать сначала щебень средней фракции, слоем не менее 10 сантиметров, а только потом более мелкую фракцию. И существует вариант сооружения дороги, по которой будут передвигаться большие грузовые автомобили. В этом случае, на песчаную основу сначала отсыпается слой щебня очень крупной фракции, далее – средней и мелкой. Это будет самая дорогостоящая дорога, но и прослужит такая дорога очень долго.

Щебень на место будущей дороги доставляется самосвалами, которые имеют максимальную грузоподъемность. Разравнивается щебень теми же экскаваторами погрузчиками. Кроме этого, каждый слой щебня (кроме самой крупной фракции) трамбуется с помощью катка.

Кто может сделать качественную дорогу?

Как видите, сделать качественную дорогу из щебня не так просто, как кажется на первый взгляд. Мало того, в статье описаны только минимальные требования для каждого слоя. При сооружении любой дороги необходим качественный расчет каждого слоя. Величина слоя зависит от месторасположения дороги, от климатических условий, от уровня грунтовых вод, от вида грунта под дорогой, от высоты дороги и от множества других факторов. Только квалифицированные специалисты могут провести точный расчет.

Если Вам необходимо сделать действительно качественную дорогу, Вы можете обратиться в нашу компанию. Мы не только осуществим все подсчеты, но и выполним все работы по отсыпке дороги, ведь мы имеем всю необходимую для этого спецтехнику.

Помните, если сделать качественную дорогу из щебня, то в будущем эту дорогу можно заасфальтировать. Правильная щебневая дорога может служить очень хорошей основой для будущего асфальтного покрытия.

Первый этап любого строительства (или реконструкции) - это, конечно, проектирование. Затем проводятся геологические изыскания, во время которых становится понятной специфика рабочей зоны. На основании этих данных разрабатывается план строительства дороги. Также в процессе можно получить массу сопутствующей информации - например, выявить опасные для дорожного строительства природные процессы. Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на такие этапы, как:

Топографическая съемка и разбивка участка строительства

На этом этапе осуществляется анализ местности, по которой будет проходить дорога. Важно отметить, что устройство автомобильных дорог всегда предполагает необходимость топографической разметки территории, в том числе в тех случаях, когда речь идет о строительстве дополнительной развязки или параллельной дороги.

Анализ строительного участка осуществляется геодезистами с использованием специального оборудования. При этом анализируются особенности рельефа, грунта, наличие понижений и так далее.

Подготовка участка

В ходе подготовительного этапа осуществляется расчистка территории, перенос коммуникаций, устранение любых механических преград. В случае, если речь идет о строительстве дополнительной развязки, возможно частичное или полное перекрытие движения.

Возведение земляного покрытия, создание насыпи в случае необходимости

Собственно строительные работы начинаются с создания искусственной возвышенности. Для этого чаще всего используют песчаную смесь. При этом каждый следующий слой песка обязательно утрамбовывается, чтобы создать надежную основу для будущей дороги.

Выравнивание участка, устранение рельефа

Обязательным этапом устройства автомобильных дорог является устранение микрорельефа территории. Поверхность, на которую будет уложен асфальт, должна быть идеально гладкой.

Строительство водоотвода и вспомогательных конструкций

Водоотвод обеспечивает безопасное отведение воды от будущего дорожного покрытия. Его монтаж осуществляется в соответствии с особенностями рельефа местности, так, чтобы влага стекала на достаточное расстояние от дороги.

Укладка «подушки» - амортизационного слоя

Так называемая «подушка» служит для сглаживания механического воздействия на дорожное покрытие. Она осуществляет амортизирующее действия, в результате чего покрытие будет служить гораздо дольше.

Укладка щебня

Щебень или материал с аналогичными свойствами – это обычная основа для дорожного полотна. Он служит базальтовым слоем дороги, легко выдерживая многотонное механическое воздействие.

Укладка финишного покрытия

Современные технологии позволяют укладывать дорожное покрытие достаточно быстро, и при этом обеспечивать высочайшее качество готового полотна. Дороги, построенные по этим технологиям, отличаются долговечностью и надежностью.

Нанесение разметки

Последний этап – приготовление дороги к открытию движения. Он включает в себя не только разметку полотна, но также монтаж дополнительных конструкций, установку дорожных знаков и так далее.

Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный «скелет») распределяется асфальтовая смесь (в один или несколько слоев), затем она «утаптывается» - и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит «долголетие» той или иной дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия не случайно называют «слоем износа» - ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей. А значит, надо сделать это покрытие крепким и долговечным. Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол. Самым распространенным видом строительства является укладка асфальтобетона. Асфальтобетон - это смешанные вместе щебень, песок, каменная мука и собственно расплавленный асфальт. Эту «начинку» выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют «дорожный пирог». Количество слоев зависит от различных факторов, но прежде всего - от предполагаемой транспортной нагрузки. Примечательно, что щебень в нижние слои кладут более крупный, для того чтобы дорога была крепкой, устойчивой, долговечной. А в верхние слои засыпают щебень мелкий - это придает покрытию дороги такие качества, как высокая износостойкость и водонепроницаемость. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается немного шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали.

Укладывают асфальт, как правило, при помощи специальной техники. Можно сделать это и вручную, если позволяют объемы строительства. Однако чаще всего без асфальтоукладчиков при строительстве не обойтись. Ну а знаменитый каток, утрамбовывающий асфальт, делает поверхность дороги ровной, целостной и крепкой. Кстати, существует разновидность катка - виброкаток. Его специальная технология заставляет сам каток постоянно вибрировать, что дает дополнительную «утрамбовку», и асфальт становится более плотным и прочным. Еще один вид укладки асфальта - технология работы с так называемым литым асфальтом. Это такая же смесь, но приготовленная при очень высоких температурах плавления. Вязко-текучую смесь привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячую выливают на место будущей дороги. Литой асфальт пластичный, его легко укладывать, и не требуется дополнительное уплотнение. Дорога, сделанная из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и коррозии от воздействия шипованых шин и противогололедных реагентов. Кроме того, литой асфальт хорошо поглощает шум. С появлением новых технологий строительство дорог постоянно совершенствуется. Использование более современной техники и высококачественных материалов позволяет не только снизить стоимость строительства, но еще и гарантировать надежность и долговечность будущей дороги. Например, улучшается состав асфальтобетонного покрытия, благодаря чему дороги становятся более безопасными и прочными. Так, в смесь могут включаться компоненты, улучшающие сцепные свойства с автомобильными колесами - на таких дорогах водителям не страшен дождь или легкое обледенение. Или в битум добавляют специальные модификаторы - и в таком случае асфальтобетон при резких скачках температур будет меньше растрескиваться. А модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками защитит покрытие от «капризов природы», когда дороги то замерзают, то оттаивают, то снова замерзают, от чего их качество портится.



Похожие статьи