Сочинения. Душевный мир героев в творчестве Л.Н. Толстого Основные темы творчества толстого

    В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат...

    Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т.Драйзер К концу 70-х - началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем хэдом исторического развития пореформенной России....

    ак и в казанский период, еще более, чем в казанский, в годы с 1847-го по 1851-й Толстой живет как бы двойной жизнью. В нем постоянно противодействуют друг другу, борются между собой молодая и сильная воля к жизни и ясное внутреннее сознание того, что...

    Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его. Л. Толстой...

    Особенной поэтичностью отличаются рассказы Л. Толстого о животных («Лев и собачка», «Мильтон и Булька», «Булька» и др.). Они оказывают наибольшее воспитательное воздействие на маленьких детей. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни...

  1. Новое!

    Творчество Толстого - великое наследство, оставшееся нам от дореволюционной эпохи, ибо «… в его наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему. Это наследство берет и над этим наследством работает российский пролетариат». В творчестве...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Л. Т олстой - публицист: основные темы и художественные приемы"

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой даровал народу неповторимые шедевры литературы. В наивысшем проявлении, они представляют собой не только культурные ценности российской нации, но также имеют и мировое значение. В различных исследованиях довольно обширно изучается самая русская и масштабная поэма «Война и мир», самая семейная и трагичная «Анна Каренина», самая по-взрослому наивная трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Каждое новое явление шедевра в свет, являлось результатом размышлений и исканий писателя, очередной ступенью в его жизни. По мнению Г.В. Жиркова, наиболее отчетливо об эволюции взглядов Л.Н. Толстого можно проследить по его публицистическим произведениям . Именно они дают возможность лучше понять неоднозначный и непростой жизненный путь автора, а также его творчество. Однако, Л.Н. Толстой как публицист изучен недостаточно хорошо. И.В. Петровицкая, составительница сборника публицистических сочинений писателя отмечает, что «до сих пор публицистика относится к забытой части творческого наследия Льва Толстого» . Сложившееся противоречие обуславливает актуальность нашей темы исследования.

Цель настоящего исследования - изучить основные темы и художественные приемы в публицистическом творчестве русского писателя Л.Н. Толстого.

Цель, как правило, предполагает решение следующих задач:

определить круг источников и литературы, посвященных изучению публицистики Л.Н. Толстого;

сравнить и сопоставить различные точки зрения авторов исследований по проблеме изучения публицистики Л.Н. Толстого;

привести соответствующие выводы исследования.

Объектом исследования является публицистическое творчество Л.Н. Толстого.

Предмет исследования - тематическое разнообразие и художественное пространство публицистики Л.Н. Толстого.

В работе использовались такие исследовательские методы, как анализ теоретических источников, сравнение и сопоставление различных точек зрения авторов по проблеме исследования.

Личный вклад автора научно-исследовательской статьи заключается в стремлении автора донести результаты проведенного исследования по проблеме недостаточной изученности публицистического творчества Л.Н. Толстого до научной общественности. В исследовании дается общая оценка и обзор существующих исследований по данной проблеме, раскрываются основные темы и художественные приемы публицистики писателя. Проблематика данного исследования представляет собой достаточно широкий и актуальный научный интерес, однако, она не исчерпывает себя в рамках настоящей работы и требует дальнейших разработок.

В творчестве Л.Н. Толстого исследователи выделяют множество тем, наиболее важной из которых, по мнению П.В. Бирюкова, является тема народная. Как отмечает исследователь, это были смелые взгляды на значимость простого народа, которые в некоторых кругах стали причиной неприятия его творчества среди современников. Народ - это не просто основная тема, народ изменил образ его жизни, ход мыслей .

Другую точку зрения высказывает Г.В. Жирков. Исследователь отмечает, что Толстой создавал новое через сомнение, критику прошлого и настоящего. «Творчество Толстого - это творчество Великого Сомневающегося» - писал он .

Как бы то ни было, 1880-1881 года для писателя были ознаменованы метанием души и поиском себя. В этот период он завершает работу над первым публицистическим произведением «Исповедью». В нем он проводит читателя по страницам своего бытия: от детства, юности, как он пишет: до того времени, «когда со всех сторон» у него было то, что «считается совершенным счастьем» .

В произведении Л.Н. Толстой ставит перед собой судьбоносный вопрос: «Зачем мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?» . Толстой начинает искать ответ на него в человеческом знании, в буддизме, магометанстве и «более всего» в христианстве. Он обратился к ученым, богословам, монахам-старцам, сектантам.

Г.В. Жирков отмечает, что «Исповедь» посвящена поиску не столько веры, сколько смысла жизни вообще» .

Вскоре Толстой приходит к ответу: И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принял его». Толстой обратился в своих поисках к «простому трудовому народу» -- «к тому смыслу, который он придает жизни» .

И.В. Петровицкая отмечает, что в этот период писатель очень тесно соприкасается с темой религии и веры. Здесь были и поиски смысла существования на земле, и наличие высшего разума, и переосмысление догматов церкви, и создание собственных заповедей, и целого движения последователей .

Еще одна тема, по мнению исследователя, это тема борьбы за мир. Получила она свое название в связи со стремлением Толстого повлиять на воинственно настроенных «сильных мира сего». А отнюдь не воинственного настроя самого автора, как это было неверно отмечено некоторыми исследователями. Его реакция на российские события, отзывы на международные, переписка, которую он вел с участниками этих событий - все это отразилось в его творчестве.

П.В. Бирюков отмечает, что все эти темы взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой в публицистике Толстого .

Касаясь темы голода, в цикле обширном статей о голоде в 1891-1893 годы, Толстой замечает: «Наша связь с народом так непосредственна, так очевидно то, что наше богатство обусловливается его бедностью, или его бедность обусловливается нашим богатством, что нельзя не видеть, отчего он беден и голоден. А зная, отчего он голоден, нам очень легко найти средство насытить его» .

По мнению О.С. Кренжолек, слова эти - не слова мечтателя, сострадающего художника. Это слова практика, человека деятельного. Его помощь голодающим крестьянам, убеждение общества в необходимости создания столовых в деревне, перепись голодающих, организация столовых и работ доказывают это. Оставив перо художника, Толстой, находясь на вершине мировой славы, объезжает деревни голодающих и вместе со своими помощниками, среди которых было много студентов Московского университета, рискуя своей жизнью (эпидемия холеры) деятельно включается в помощь голодающим крестьянам. Он одним из первых в печати поставил «страшный вопрос» - так и называлась его первая статья в «Неделе» - есть ли в России голод .

М.Ю. Белянин также отмечает, что веру Толстому подарил народ. Он пришел к своей собственной вере, созвучной вере простого народа. «И я видел таких, понявших смысл жизни, умеющих жить и умирать, не двух, трех, десять, а сотни, тысячи, миллионы и я полюбил этих людей. Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. И я понял, что смысл, придаваемый жизни, есть истина, и я принял его» .

По мнению исследователя, Толстой находит основу для своей морали, когда выражал следующую мысль: «Смысл жизни состоит в развитии и в содействии этому развитию» .

Как констатирует критик Л. Оболенский: «Но религия прогресса удовлетворяла его только до тех пор, пока он сам, как организм, рос и развивался». Удовлетворяясь некоторое время «бескорыстным служением будущему», Толстой, по мнению Оболенского, приходит к выводу, что вечный процесс невозможен: «Ведь и человечество, и мир также состарится, и умрут, как я? Стало быть, если я находил нелепым жить для себя, потому что моя короткая жизнь - нелепость, то еще смешнее работать для какого-то будущего прогресса, который также обратится в ничто и в котором также, стало быть, мало смысла, как в моей личной жизни». Эти слова Оболенский приводит в качестве доказательства того, что Толстой опять оказался на распутье. Но полным желания дальнейшего поиска, в связи с чем обращается к следующим методам познания бытия: «точная» или «ясная» наука и «ума зрительные познания», в разряд которых и попадает философия. Л. Оболенский последовательно излагает логику размышлений Льва Толстого, который приходит к выводу, что все пути, только по-разному, ведут к одному и тому же результату: либо все в жизни становится ясным, но «чем яснее, тем очевиднее, что дальше нет ничего <...> и надежды нет», либо состояние постоянной «смутной надежды что-то найти», которое длится веками без ответа или же дает их, но только «самые туманные, самые противоречивые и темные» .

Излагая путь духовного поиска художника-философа, Оболенский пишет, что Толстой «стал совершенно измученный сомнениями, завидовать тем людям, которые слепо, не раздумывая, верили в особое высшее назначение своей жизни и в этой наивной, простой вере почерпали силу не только жить, но и переносить всякие страдания, лишения, невзгоды, покойно и даже с радостью ожидать смерть и не только не считать жизнь злом, но, наоборот, величайшим благом и даром небес» . Для Толстого такими людьми стал народ, чью веру пытался понять, осознать, осмыслить. Но для этого ему бы пришлось отказаться от разума. Отречься от разумного знания было невозможным для Толстого, поэтому его ждала только смерть.

Истина приходит к Толстому, по мнению критика, так как он начинает понимать, что искал вневременного смысла жизни, а рассматривал свою личную жизнь. То есть «искал смысл жизни в условиях времени и пространства», который перед бесконечным является «ничто». Говоря о толстовском понятии «бесконечное» и обобщив все его рассуждения об этой категории, Оболенский объявляет, что это «сама жизнь», «необходимость», это - «Бог», что без Бесконечного жизнь теряет смысл .

«Оглянувшись дальше на людей других стран, на современных мне и на отживших, я увидал одно и то же. Где жизнь, там вера, с тех пор, как есть человечество» . Вот как Толстой видит смысл жизни: «Смысл этот, если можно его выразить, бел следующий. Всякий человек произошел на этот свет по воле Бога. И Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти ее. Задача человека в жизни - спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым. Смысл этот народ черпает из всего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданием, живущим в народе, и выражающимся в легендах, пословицах, рассказах. Смысл этот был мне ясен и близок моему сердцу» .

По мнению И.В. Петровицкой, Лев Толстой считал своим долгом поддерживать всех униженных, оскорбленных, третируемых и гонимых. Всех, с кем обращаются жестоко, применяют насилие. Это его желание внести свою лепту в защиту тех, кто этого действительно достоин, провоцировало его раз за разом к смелым высказываниям, рискованным призывам и не менее рискованным советам. И не так важно было для писателя, в какой стране и в каком городе происходят бесчинства. Унижение народа не имело для Толстого географии .

Стоит отметить также о знаменитой теории Толстого о непротивлении злу, которая до сих пор вызывает множество споров и критики. Противники ее стоят на том, что «добро должно быть с кулаками». Но время, события и чувство безмерного сострадания к народу вызвали в графе Толстом стойкую неприязнь к «кулачным боям». Тем более, что кулаки угнетателя намного сильнее кулаков угнетенных.

Согласимся с мнением М.Ю. Белянина, что философия Толстого появилась для народа, для его защиты; она появилась из народа - в этой вековой терпимости и способности забыть и любить Толстому виделась некая высшая истина. Осознав и приняв это, автор изложил этот акт христианского смирения перед жизнью в теории непротивления злу .

В статье «Неужели так надо» Лев Толстой писал: «Основная причина того, что миллионы рабочих людей живут и работают по воле меньшинства, - не в том, что меньшинство это захватило землю, орудия производства и берет подати, а в том, что оно может это делать, - что есть насилие, есть войско, которое находится в руках меньшинства и готовые убивать тех, которые не хотят исполнять волю этого большинства» .

То есть сама первопричина социального неравенства - насилие. Насилие в любом виде отвращало автора.

В статье «Неужели так надо» Лев Толстой рассуждает и об устройстве армии и находит ее «ужасной». Превращение простых деревенских пареньков в машины для убийства, рефлекторно выполняющих указания начальника, развращенных пьяниц и ограниченных людей. Убивая своих же, они ни на минуту не задумаются, почему помогают богатым держать в страхе своих родных и близких, всю Россию.

По мнению Д.П. Маковицкого, сам институт армии Толстым подвергается жесткой критике. Это не профессиональная армия - желание этих людей не защитить, а усугубить. Не патриотизм движет ими, а отсутствие сознания, понимания. Первопричиной этого писатель называет мнение о доблестности профессии убийц. Отсутствие любви, неправильная оценка войны, смерти, страха - причина господства армейского ига .

В марте 1900 года Толстой получил письмо от немецкого солдата Иоганна Клейнпоплена, который описал ужасы войны и губительные последствия и попросил Толстого написать «хорошую книгу против войны». Толстой работал в это время над статьей «Патриотизм и правительство», которая затем была напечатана В. Чертковым в издательстве «Свободное слово» в Англии в 1900 году; в Москве она была напечатана только в 1917 году в издании Толстовского общества «Посредник» и «Свободной жизни». В этой статье автор представляет другую сторону патриотизма - разделение народов, их борьба. Считая отжившей саму суть патриотизма, Толстой говорит о братстве людей, их единении .

Как отмечает П.В. Бирюков, патриотизм для Толстого, прежде всего - причина войн. Орудие в руках правящего круга людей. Его разжигают в школе, в искусстве, доводят до предела. В Германии, например, патриотизм, вошел в ту стадию, когда каждый, даже священник должен был служить - патриотизм так же лишь инструмент для создания армии, создания конфликтов и войн. Толстой писал в своем воззвании: «Мы … заявляем, что не на стороне войны, убийства и всякого насилия наши сердца и умы, а на стороне вечной Правды-Истины, которая в том, чтобы служить Христовой заповеди любви ко всем людям и оставаться верными Божеской заповеди: не убий!» .

Что касается художественных приемов, то известно, что публицистика требует особых авторских приемов; злободневные темы - особой подачи. По мнению И.В. Петровицкой, Лев Толстой в своих статьях повторяет свой авторский стиль, привнося так же что-то новое . То, чего не было в его повестях, рассказах, поэмах. Антитеза - прием, которым Толстой пользуется весьма часто. Противопоставляя жизнь богатого человека и простолюдина в разных его аспектах. Приемом достигается нужный накал при понимании различий в жизни двух людей, созданные из плоти и крови, но настолько разных по положению. В публицистике очень активно используется обращение: письмо студенту, обращение к рабочему и т.д. Это делает работы адресными, практически именными. Лев Толстой всегда был склонен к несколько удлиненной фразе. Оттого повторение основной мысли имеет в какой-то степени разъяснительные функции, привлекает внимание к мысли. Если в статье рассматривается несколько проблем, повторение мысли становится ключевой. А психологическое восприятие этого приема сродни зомбированию.

Что касается стиля и языка писателя, то, как считает Г.В. Жирков: «В языке Толстого с самого начала чрезвычайно рельефно обнаружилась острая и оригинальная смесь архаических и архаистических форм выражения с новаторскими приемами и революционными экспериментами в сфере литературного воспроизведения живого речевого опыта» .

Какие бы проблемы ни поднимал в своем творчестве Толстой, как бы ни велики были созданные им образы, главное, наверное, в том, что им осуществлена была могучая проповедь любви к миру и жизни. Жизни, в которой светит свет, безусловно, высшей Правды. Эту проповедь он осуществлял художественными образами. Но строфы пушкинского «Пророка» недаром задали направление всей русской литературе. Этот образ привел Толстого к отречению от своих художественных созданий к попытке на склоне лет воплотить образ Пророка в себе самом. Нести Правду не только одними образами искусства, но и всем образом своей жизни.

Заключение

Таким образом, выход Толстого-романиста и беллетриста на самую массовую аудиторию и злободневную проблематику потребовал от писателя существенных изменений в формотворчестве. Поэтому он обращается к публицистике. Массовая аудитория воспринимает мысль, идею через образ, через чувство и эмоции. Именно то, что Толстой был прирожденным художником, обладал огромным талантом и мощным темпераментом, позволило ему и в публицистике, и в философии органично опереться на эти свои особенности, художническое восприятие жизни; синтезировать образ, мысль, чувство, эмоции и прийти в результате внутренней работы к новому для него публицистическому отражению действительности, при котором произведение оплодотворено и мыслью, и чувством, и энергетикой души, является следствием полемики, сомнений и размышлений, содержит оперативный отклик, ставит жизненно важную проблему, где главный персонаж -- Автор с его мыслью и душой, с его энциклопедическими знаниями. Публицистика дает творцу простор для выражения мысли и чувства, свободу формотворчества.

публицистический творчество писатель

Библиография

1. Белянин М.Ю. Художественная специфика воплощения концепции человека в позднем творчестве Л.Н. Толстого // Вестник ТГУ. №4. 2007. - С.116-119

2. Бирюков П.В. Биография Л.Н.Толстого. М., 2000. Т.І. - 374 с.

3. Жирков Г. В. Жанр публицистики в творчестве Л.Н. Толстого // Вестник НГУ. №54. 2009. - С.40-42

4. Жирков Г. В. Л. Н. Толстой и цензура. - СПб, 2009. - 250 с.

5. Жирков Г.В. Традиции и инновации в исследованиях творческого наследия Л.Н.Толстого // Л.Н.Толстой в мировом коммуникативном процессе: Тез. межвуз. научн. конф. СПб. 2014. - С.3-16.

6. Кренжолек О.С. Художественная симвология в творчестве Льва Толстого, 2012. - С.103-107

7. Маковицкий Д. П. Яснополянские записки // Литературное наследство. Т. 90. - М., 1979. - Кн. 4. - 423 с.

8. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. в 90 т. - М., 1957. - Т. 23. - 634 с.

9. Петровицкая И.В. Лев Толстой - публицист и общественный деятель. - М.: Икар, 2013. - 640 с.

10. Чертков В.В. Об издании полного собрания мыслей Л. Н. Толстого. - М. 2001. - 541 с.

11. Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Детство, юность и семья Льва Николаевича Толстого. Женитьба графа. Начало его литературной деятельности. Известность романов "Война и мир" и "Анна Каренина". Отношение писателя к церковному вероучению и духовенству. Последнее путешествие графа Толстого.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Идейно-художественные особенности романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Художественный анализ образа главной героини романа. Социальный и нравственный смысл трагедии Анны Карениной. Стремление писателя показать семейный быт и общественный уклад эпохи.

    дипломная работа , добавлен 04.01.2018

    Жизнь в столице и московские впечатления великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Московская перепись 1882 года и Л.Н. Толстой - участник переписи. Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", повестях "Детство", "Отрочество", "Юность".

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Краткое изложение сюжета романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина", история семейств Карениных, Облонских и Левиных. Описание душевных метаний главной героини Анны Карениной. Константин Левин как один из сложных и интересных образов в творчестве писателя.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2013

    Образ литературного героя романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина" К. Левина как одного из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя. Особенности характера главного героя. Связь Левина с именем писателя, автобиографические истоки персонажа.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

    презентация , добавлен 28.01.2013

    Биография Льва Николаевича Толстого - просветителя, публициста, одного из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Создание произведений "Рубка леса", "Война и мир", "Анна Каренина", "Казаки". Педагогическая деятельность писателя.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Лев Николаевич Толстой – великий писатель. Роман-эпопея "Война и мир". Толстой - тонкий психолог. Многогранность и сложность человеческой личности в главных героях романа. Духовная красота героев Толстого.

    сочинение , добавлен 22.05.2007

    Сравнительный подход к изучению русской и татарской литературы ХІХ-ХХ в. Анализ влияния творческой деятельности Толстого на становление татарской культуры. Рассмотрение темы трагического в романах Толстого "Анна Каренина" и Ибрагимова "Молодые сердца".

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина". Описание социальных и общественных процессов через историю семейных отношений. История драматической любви Анны и Вронского.


Цели:

1) Образовательная – знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством великого писателя; формирование представлений учащихся о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого, обогащение словаря учащихся.

2) Развивающая -- закрепление умения работать с учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование навыков монологического высказывания.

3) Воспитывающая – формирование чувства гордости за русскую литературу.
Ход урока
1.Оргмомент

2.Изучение нового материала

1 слайд

Вводное слово учителя

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:


  • Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других великих произведений.

  • А.Н. Толстой – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Буратино».

  • Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).
А ведь А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе

На сегодняшнем уроке мы попробуем восстановить историческую справедливость.
Запись в тетради

Тема: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Цели урока?

-познакомимся с биографией поэта и его творчеством;

-выделим основные темы и образы в его поэзии;

-определим значение его творчества для русской литературы.
2 слайд

Рассказ учителя (слайд-шоу)

Толстой Алексей Константинович (24 августа 1817 г. Санкт-Петербург - 28 сентября 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)

По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом).

3 слайд

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

К 1826 году (9 лет) мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские отношения). Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта. Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину , с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

4 слайд

В 1834 (17 лет) Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.

На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).

5 слайд

В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение еще очень молодого, но очень перспективного писателя. Фантастикой проникнуты и другие повести, написанные в конце 1830-х - начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».

Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862). Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей.

В 1854 (37 лет) Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)

6 слайд

В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Главная ее тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире - власти человека над действительностью, над собственной участью.

Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".

7 слайд
В 1861 году А.Толстой в официальном письме Александру II попросил об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.

Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность, прямота, нежелание кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, был противником социальных потрясений (рассорился с Некрасовым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным).

Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.

8 слайд

Любимым занятием его была охота. Особенно он любил охоту на медведя с рогатиной (это самая опасная охота на медведя, многие охотники в такой охоте погибли, многие чудом остались живы ). На его счету было около 100 медведей (случай на охоте ).

Несмотря на дружбу с наследником трона, а затем и императором Александром, Толстой никогда не пользовался этим для собственной выгоды. При дворе он появлялся лишь для того, чтобы воспользоваться привилегией друга императора: "говорить во что бы то ни стало правду", чтобы помочь своим собратьям по перу.

9 слайд

Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском". Этот эпизод особенно наглядно демонстрирует, насколько глубоки и непоколебимы были убеждения А.Толстого о чести, законе, справедливости. Ведь ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности А.Толстой никогда не испытывал симпатий, но он был возмущен теми незаконными методами расправы, которые не могут быть допустимы даже по отношению к врагу.
А теперь мы обозначим основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого. Данные будем заносить в таблицу (таблицу перенести в тетрадь).

10 слайд


  1. Тема любви (в таблицу)
11 слайд

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу).

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа (в таблицу).

Что такое романс?

Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.

А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты:

Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого. Она была замужем за полковником конной гвардии (уже не жила с мужем, но развод не был оформлен). Любовь их была глубоким чувством, но соединить свои судьбы они не могли, так как были препятствия со стороны властной матери А.Толстого и Л.Ф.Миллера. Брак был оформлен только в 1863 году. Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14 языков, играла на рояле, хорошо пела.

Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

12 слайд

Звучит романс

Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого. На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: "Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье".

13 слайд
2) Тема природы (в таблицу)

Ознакомьтесь со статьей.

Вопросы


  • основной жанр поэзии Толстого о природе?

  • основные лирические образы?

  • особенность, отличительная черта его стихотворений о природе?

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

И в воздухе звучат слова, не знаю чьи,

Про счастье, и любовь, и юность, и доверье,

И громко вторят им бегущие ручьи,

Колебля тростника желтеющие перья;

Пускай же, как они по глине и песку

Растаявших снегов, журча, уносят воды,

Бесследно унесет души твоей тоску

Врачующая власть воскреснувшей природы!

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади.

Край ты мой, родимый край!
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Ученик читает стихотворение

Ой стоги, стоги,
На лугу широком!
Вас не перечесть,
Не окинуть оком!

Ой стоги, стоги,
В зеленом болоте,
Стоя на часах,
Что вы стережете?

«Добрый человек,
Были мы цветами,-
Покосили нас
Острыми косами!

Раскидали нас
Посредине луга,
Раскидали врозь,
Дале друг от друга!

От лихих гостей
Нет нам обороны,
На главах у нас
Черные вороны!

На главах у нас,
Затмевая звезды,
Галок стая вьет
Поганые гнезда.

Заполнение строк таблицы
Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья). Что такое пейзаж?

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. Ну а другой поэт русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек. Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».


  1. Сатира и юмор (в таблицу)
14 слайд

В чем разница между сатирой и юмором?

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

15 слайд

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

16 слайд

Афоризмы Козьмы Пруткова (глупые, плагиат)

Зри в корень.

Никто не обнимет необъятного.

Лучше скажи мало, но хорошо.

Слабеющая память подобна потухающему светильнику.

Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.

Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.

Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.

Копая другому яму, сам в нее попадешь.

17 слайд

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы (в таблицу).

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

18 слайд

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.
Чтение отрывка о правлении Петра I
Царь Петр любил порядок,
Почти как царь Иван,
И так же был не сладок,
Порой бывал и пьян.

Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгинете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец!..

Вернувшися оттуда,
Он гладко нас обрил,
А к святкам, так что чудо,
В голландцев нарядил.

Но это, впрочем, в шутку,
Петра я не виню:
Больному дать желудку
Полезно ревеню.

Хотя силён уж очень
Был, может быть, приём;
А все ж довольно прочен
Порядок стал при нем.

Но сон объял могильный
Петра во цвете лет,
Глядишь, земля обильна,
Порядка ж снова нет.

Подошли к самой важной теме в творчестве А.К.Толстого - исторической.


  1. Тема истории России (в таблицу)
19 слайд

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии (в таблицу). В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Каковы же были взгляды Толстого на историю России?
Сообщение ученика
Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Однажды в письме своему другу Алексей Константинович написал: «Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне:«Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» - я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!»… И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».

Основные образы поэзии

Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I )
Работа с литературоведческим термином.

Любимым жанром поэта была баллада

Баллада (найдите в справочнике? и запишите термин в тетрадь)
Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.
20 слайд

Царь молча на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль - и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил людей добрых и сильных?

Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,
В небытную ересь прельщенный?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И я, иже кровь в непрестанных боях
За тебя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану!»
Так Курбский писал Иоанну.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали,
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,
И нет уж мне жизни отрадной!
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я пес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбского слуг,
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи,
Друг к другу приходят на смену.
«Товарищей Курбского ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?»
- «Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота,
Заплечные входят опять мастера,
Опять зачалася работа.
«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»
- «Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его все едино,
Он славит свого господина:

„О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе бог
Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но слово мое все едино:
За грозного, боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь -
И твердо жду смерти желанной!”»
Так умер Шибанов, стремянный.

21 слайд

3. Закрепление изученного материала

Основные темы в творчестве А.К.Толстого

Жанры

Образы

В чем особенность, отличительная черта всей поэзии Толстого
Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».
Почему?
Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе школьной литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины, философия- взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).

Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра - исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой - прекрасный и в данном случае самый уместный - эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал".

4. Подведение итогов (Отметки, Домашнее задание)
Список литературы


  1. А.К. Толстой. Собрание сочинений в 4 томах. – М.: Правда, 1969.

  2. А.К. Толстой. Собрание сочинений/ http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_k/

  3. В.И. Новиков. Алексей Константинович Толстой. - М.: Молодая гвардия, 2011.

  4. Литературные имена.А.К.Толстой/http://www.library.ru/2/lit.

С. А. Андреевский о проблемах жизни и смерти

в творчестве Л. Н. Толстого

Ю. В. Жиглий (г. Казань)

Литературная деятельность и личность Л. Н. Толстого неоднократно привлекали внимание известного на рубеже XIX-XX веков критика, поэта С. А. Андреевского. Андреевский - автор "Книги о смерти: (Мысли и воспоминания)" в которой критика отмечала толстовское влияние как в выборе тем, так и в языке повествования.

В очерке "Из мыслей о Льве Толстом" (1890), в работах о Тургеневе и Достоевском, а также в своих дневниковых записях критик обращается к проблемам, связанным с самобытным характером творчества великого писателя. Андреевского как критика, ориентирующегося прежде всего на эстетическую ценность художественных произведений, особенно интересует взаимосвязь глубинных психологических мотивов творчества писателя с преломлением авторского "Я" в его произведениях.

В работе "Из мыслей о Льве Толстом" представлена попытка краткой характеристики творческой индивидуальности писателя. Она основана, по словам критика, на двух важнейших личностных чертах (которые культивировались в самом себе Толстым с ранней юности посредством дневников, размышлений, писем) - это способность к углубленному самонаблюдению, самоанализу и "необычайная художественная память впечатлений" 1 Эти две черты - впечатлительность и стремление постичь окружающую действительность прежде всего через свой собственный духовный мир, послужили тому, что Толстой, опираясь на опыт собственных душевных переживаний, смог так глубоко раскрыть внутренний мир своих персонажей. Эту же мысль высказывал Б. Эйхенбаум и многие другие исследователи творчества Толстого: "Его дневники свидетельствуют о глубокой и напряженной заинтересованности в себе, доходящей до степени страсти: Тем напряженнее и острее действует самонаблюдение и сквозь него изучение окружающих его людей и экспериментирование над ними" 2 . Главные герои романов Толстого мучаются над разгадкой тех же неразрешимых проблем, которые волновали писателя на протяжении всей его жизни. Андреевский в своей работе останавливается на основных онтологических, экзистенциальных темах, характерных для толстовского творчества. В первую очередь - это проблема смысла и назначения человеческой жизни и неотъемлемый от нее вопрос предела, результата жизни - проблема смерти. Критик, прослеживая эволюцию взглядов Толстого, анализирует его отношение к трем основным вопросам: к религии, любви и смерти. С точки зрения Андреевского, в раскрытии этих тем писатель идет от высокого, поэтического, несколько оромантизированного восприятия Бога, любви, смерти к более глубокому и вместе с тем простому, прозаическому взгляду. Так, характеризуя отношение маленького Иртеньева к религии ("Детство") Толстой подчеркивает страстную веру Николеньки во всемогущего Бога. На склоне лет, после кризиса, описанного в "Исповеди" и череды разочарований в самом себе и своей вере, писатель обращается к учению о деятельном добре, приближаясь тем самым к простонародному идеалу: гармоничной, глубокой вере патриархального крестьянина.

Андреевский отмечает неоднозначное отношение Толстого к теме любви: от лирического, поэтического изображения нарождающегося чувства Наташи Ростовой, гибельной любви-страсти Анны Карениной до полного осуждения любви между мужчиной и женщиной в "Крейцеровой сонате".

Особенно ярко талант Толстого-художника и мыслителя проявился в постижении и изображении им феномена смерти. По словам Н. В. Волоховой ("Путь смерти" Л. Н. Толстого (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии)"): "Нет у Толстого произведения, где бы не было, кажется, хотя бы нескольких слов о смерти или ее изображения" 3 . Достаточно назвать такие произведения, как: "Три смерти", "Смерть Ивана Ильича", "Война и мир", "Анна Каренина". Смерть, по Толстому, - это не просто кончина, предел жизни, это испытание человека. Здесь тема смерти тесно смыкается с религиозно-философскими исканиями писателя. Жизнь и смерть - равновеликие величины, но нередко именно в смерти человек осознает свое сущностное "Я" и свое предназначение, которое он должен был выполнить. В изображении Толстого процесс умирания как переход человека от жизни, где он считал себя главным своим судьей, переход к Богу, к высшему судье, "открывает" умирающему глаза, и вся прожитая жизнь предстает перед ним в истинном свете.

Как замечает Андреевский, постепенное исчезновение поэзии в позднем периоде творчества наблюдается и в отношении Толстого к явлению смерти: "Достаточно сравнить смерть князя Андрея: и смерть Ивана Ильича. Кончина князя Андрея исполнена чудесной грезы о бессмертии души: Зато уже смерть Ивана Ильича есть одна голая болезнь, одно безысходное мучение тела. Это мучение, подобно картинам ада на монастырских воротах, выведено с умыслом и с угрозою перед читателями для того, чтобы он устраивал свою жизнь, в ожидании подобного конца, не так мелко и поверхностно, как Иван Ильич" 4 .

Таким образом, Андреевский, характеризуя изменение взглядов писателя по отношению к основным мировоззренческим проблемам, приходит к заключению, что "по всем явлениям жизни у Толстого замечается постепенная замена прежнего вдохновения рассудочностью и прозою" 5 . Критик объясняет подобную эволюцию как биографическими причинами (разочарованиями в жизни, в различных сферах общественной деятельности), так и самим характером дарования Толстого. Своеобразие толстовского метода, по Андреевскому, - это стремление разложить любое чувство, явление на составляющие, объяснить его, исходя из земной, реальной природы человека.

В изучении биографии Толстого, в качестве живого отклика на уход писателя из Ясной Поляны, интересна дневниковая запись Андреевского, зафиксированная кратким "телеграфическим" письмом: "Толстой исчез. Толстой найден. Толстой заболел. Толстой умер." 6 . Такое непосредственное восприятие одного из современников Толстого приближает к нам эпоху и личность самого писателя. Несмотря на то, что у Андреевского нет глубокого, всестороннего анализа творчества Л. Н. Толстого, его работы, дневниковые записи представляют интерес для изучения восприятия Толстого его младшими современниками.

Примечания

1 Андреевский С. А. Из мыслей о Льве Толстом // Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб.: Тип. т-ва А. С. Суворина, 1913. С. 202.

2 Эйхенбаум Б. Толстой до "Войны и мира" // Островский А. Г. Молодой Толстой. В записях современников. М.: Аграф, 1999. С. 15.

3 Волохова Н. В. "Путь смерти" Л. Н. Толстого (Категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. ї 3. С. 87.

4 Андреевский С. А. Из мыслей о Льве Толстом // Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб.: Тип. т-ва А. С. Суворина, 1913. С. 221.

5 Андреевский С. А. Из мыслей о Льве Толстом // Андреевский С. А. Литературные очерки. СПб.: Тип. т-ва А. С. Суворина, 1913. С. 226 6 Андреевский С. А. Книга о смерти (Мысли и воспоминания). Т. 1,2. Ревель, Берлин, 1922. С. 223.

Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:

ü Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).

А ведь А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Рахманинов, Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист. Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.

Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».

Толстой Алексей Константинович (1817-1875)

Дата Факты биографии Творчество
24 августа 1817 г. Родился в Санкт-Петербурге. По отцовской линии принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать - Анна Алексеевна Перовская - происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен, доводился ей родным дедом). После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители»
Мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II
Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.
1834-1861 Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).
конец 1830-х - начало 1840-х Написаны (на французском языке) два фантастических рассказа «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».
Май 1841 Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. Впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть повесть на вампирскую тему «Упырь»
1850-1851 Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.
Начал публиковать свои лирические стихотворения(писал с 6 лет). При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году
Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне. Жил в усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом
1862-1963 Высшее достижение Толстого в прозе. Исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей. роман «Князь Серебряный (опубликован в 1963 г.)
1860-1870гг. Увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция,Англия). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря трилогии. Главная тема - трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но и власти человека над действительностью, над собственной участью. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).
28 сентября 1875 Во время очередного сильнейшего приступа головной боли, Алексей Константинович Толстой ошибся и ввёл себе слишком большую дозу морфия (которым лечился по предписанию врача), что привело к смерти писателя.

Основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого

Тема любви

Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины .

Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения романсового типа

С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой, она была единственной на всю жизнь любовью А.Толстого, его музой и первым строгим критиком. Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.

Стихотворение "Средь шумного бала", благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень популярен и в XIX, и в XX веках.

Тема природы

Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.

В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.

Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма:

В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)

Основной жанр : пейзаж (включающий философские раздумья

Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.

Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).

Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.

Сатира и юмор

Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.

Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.

От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.

Афоризмы Пруткова пошли в народ.

Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.

Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).

Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:

Земля наша богата

Порядка ж снова нет.

Тема истории России

Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии . В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.

Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).

Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного уст­ройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.

Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.

Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.

Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.

XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.

Основные образы поэзии - Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)

Любимым жанром поэта была баллада

Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.

Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.

Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе литературы). Но как ни старались предать забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины, философия- взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).


Похожая информация.




Похожие статьи