Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине. Стэнфорд-бине умственного развития шкала Теоретическая модель теста стэнфорд бине

В начале 20 века в системе спецшкол для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью - понадобилась система диагностики для отделения нормальных детей.

Симон и Бине - проделали серию экспериментов по исследования мышления, памяти, восприятия у детей с 3 лет.

В 1905 году создал систему интеллектуальных тестов , затем задания улучшались, и в 1908 году вышла вторая редакция тестов Бине-Симона, в 1911 году вышла последняя редакция.

Самые существенные изменения произошли в 1908 году. Был расширен диапазон испытуемых по возрасту (от 3 до 13 лет), увеличено число заданий, введено понятие "умственный возраст". Интеллектуальное развитие оценивалось с его помощью.

Эти тесты - индивидуальные тесты интеллекта (только с одним ребенком).

Для каждой возрастной категории - свои задания.

Из всех разработанных заданий в систему тестов включались те, которые выполняли 80-90% детей этого возраста.

Дети до 6 лет - 4 задания, старше - по 6 заданий.

3 года - показать свой нос, ухо, выполнить простое поручение (подать ключ), умение повторить слово.

6 лет - различение право, лево; задание из нескольких звеньев, повторить фразу.

8 лет - повторить все месяцы года, пересказ простого текста.

13 лет - умение оперировать абстрактными понятиями (разница между счастьем и удовольствием).

Диагностика по тестам Бине-Симона.

Предъявление всех заданий, соответствует хронологическому возрасту. Если выполнил свои, то давали задания более старшего возраста.

Определяли максимальный возраст - базовый умственный возраст (когда решались все задания)

Умственные месяцы начислялись за те, которые решались для следующего возраста.

Если умственный возраст ниже хронологического, то считалось, что ребенок с задержкой психического развития или умственно отсталый. Или наоборот, тогда считалось, что ребенок, в какой то мере одаренный.

Бине видел недостаток в том, что его задачи не решали дети, которые развивались в неблагоприятной среде. Они не мог знать названия некоторых предметов.

Необходима внимательность психолога: заменить незнакомое слово, использовать метод наблюдения.

В целом данная методика очень действенна, принесла пользу в отделении детей, неспособных обучаться в обычной школе.

Завоевала популярность во всем мире. Перевод и адаптация этой методики в Стенфордском университете.

Тест Стенфорд-Бине (американская методика)

1. Впервые в качестве показателя стали использовать IQ - коэффициент интеллектуальности.

2. Введено понятие "статистической нормы".

Вместо умственного возраста американцы стали использовать понятие IQ, так как умственный возраст обладал существенным недостатком (в 1912 году Штерн указал): одна и та же разница между умственным возрастом двух людей на разных возрастных ступенях имела неодинаковое значение. Например, в 3 и 4 года, в 13 и 14 лет.

Относительный показатель: умственный возраст делить на хронологический и умножить на 100:

IQ= (умственный возраст: хронологический возраст) х 100

1916 года - первая редакция Стенфорд-Бине.

Статистическая норма - это критерий, применяемый в психодиагностических методиках, для сравнения индивидуальных показателей, их оценки.

В 1937 году - вторая редакция Стенфорд-Бине.

Возраст от 2 до 18 лет, составляет шкала из 17 тестов. По одному тесту от 2 до 14 лет и еще 4 теста - для среднего взрослого возраста (16-18 лет).

Методика очень качественная, используется и до сих пор и считается образцом интеллектуального теста .

По тесту Стенфорд-Бине проводится валидизация всех новых тестов.

Тест Бине-Симона и Стенфорд-Бине являются индивидуальными.

Затем стали появляться групповые интеллектуальные тесты . Это связано с ограниченностью применения индивидуальных тестов.

В период первой мировой войны потребовалось оценивать интеллектуальное развитие новобранцев для их распределения по разным родам войск и учреждениям.

Артур Отис - разработал первую систему групповых интеллектуальных тестов - армейские . Впервые опубликованы в 1917-1919 годах.

Две формы: форма Альфа - для знающих английский язык (задания, слова); форма Бета - для неграмотных и иностранцев (графические изображения).

Армейские тесты существуют и сейчас в целях профотбора, обновленные.

Групповые тесты - инструменты массового тестирования (резкое сокращение времени). Упростили инструкцию, процедуру проведения и обработку результатов.

К тестированию привлекали не психологов, а специально обученных людей.

Они применяются в системе образования, промышленности и армии.

Ограниченность интеллектуального тестирования - нельзя предсказать успешность выполнения узких видов деятельности.

Нельзя отобрать узкую направленность, надо давать оценку и другим психологическим особенностям.

Появилось направление диагностики специальных способностей . Толчком послужило мощное развитие профессиональной консультации.

Тесты специальных способностей - музыкальные, артистические.

Теоретической основой был факторный анализ - выделение общего, что требовалось в узконаправленных видах деятельности.

Особенно развивалась психотехника - использование данных психологии в промышленности и экономике.

Толчком к ее развитию послужила система интенсификации труда (Тейлор).

Нужны точные знания о психологических особенностях работников.

Мюнстенберг предложил 2 метода тестов специальных способностей:

    аналитическое направление - методы диагностики каждой психической функции с помощью отдельных методик.

    синтетическое моделирование - наиболее ответственные моменты профессионального труда, самое существенное моделировалось.

Отдельные тесты специальных способностей объединялись и создавались батареи тестов специальных способностей для ограниченного числа профессиональной деятельности.

Батареи используются для отбора людей на соответствующую профессиональную деятельность.

Вычерчивается индивидуальный профиль кандидата, который соотносится с нормативным профилем.

Тесты достижений (успешности обучения). Особая группа. Вместо учительских оценок, оценивается, насколько успешно усвоена программа.

Замена устных экзаменов - письменными в 1845 году.

В настоящее время они используются для оценки успешности учащихся, вместо обычных экзаменов.

Стенфордский тест достижений (с 1923 года) - объединенный тест, используется в школах для оценки уровня обучаемости по разным предметам (понимание устной речи, письменного текста).

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (знаменитый IQ-тест) широко распространена в странах Европы и США. Применяется для оценивания подготовки ребенка к школе, в том числе с профильным уклоном, и готовности поступления абитуриента в вуз. Уровень развития интеллектуальных способностей в количественных показателях наиболее часто измеряется методом Стэнфорда-Бине.

Тест Стэнфорд-Бине применяется в следующих случаях:

  • Оценивание способностей нормально развивающихся испытуемых и с особенностями.
  • Диагностирование аутизма.
  • Распознание детей, одаренных способностями.
  • Диагностика профессиональной пригодности.
  • Исследование уровня креативности.
  • Составление независимого от IQ портрета личности ребенка: показатели активности, концентрации, старания, уверенности.

Краткая историческая справка

Первичный тест разработан в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Симоном по приказу Министерства образования Франции для того, чтобы отсеивать недостаточно развитых детей перед поступлением в школу. Тест Бине-Симона выявлял соответствие интеллектуальных способностей физическому развитию ребенка, а количество решенных заданий определяло его умственный возраст.

В 1916 году тест прошел модификацию Льюиса Термена из Стэндфордского университета (США). Именно поэтому тест стал называться «Стэнфорд-Бине» и широко используется по сей день. В центре методики лежит коэффициент IQ (Intelligence quotient) – количественная оценка интеллекта в численном показателе. В пятой версии теста, созданной в 2003 году, изменен метод подсчета баллов, их интерпретация, а также полностью автоматизированы все процессы. Может применяться для детей от 2 лет.

Структура и применение теста

Тест Стэнфорд-Бине в редакции 2003 года включает пять частей:

  1. Определение подвижного (свободного) интеллекта, зависимого от биологических факторов.
  2. Вербальное исследование (проверка знаний).
  3. Вычислительные задачи (количественный интеллект).
  4. Визуальное восприятие и пространственное мышление.
  5. Изучение рабочей кратковременной памяти.

Эти 5 факторов интеллектуальных способностей взяты из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла.

Временные ограничения – 15-75 минут (в зависимости от возрастных и интеллектуальных способностей испытуемого).

Интерпретация результатов: коэффициент IQ 70-79 – пограничный, 80-89 – ниже среднего, 90-109 – средний, 110-119 – выше среднего, выше 130 – показатель одаренного человека.

Тест Стэнфорд-Бине не может быть использован при диагностировании психологических нарушений и прогнозировании развития интеллектуальных способностей, поскольку не раскрывает природу данных, а лишь констатирует их наличие.

Тест Стэнфорд-Бине (редакция 1972г.) Содержание задач меняется со временем. Тест предназначен для измерения интеллекта детей от 2 до 18 лет. Представляет собой набор заданий в виде вопросов, на которые надо дать ответ, либо в виде задач. Задания сгруппированы в блоки по 6 заданий, в соответствии с хронологическим возрастом детей. Блоки заданий составлены таким образом, что большинство детей одного возраста способны выполнить все сходящие в данный блок задания.

Задания теста (для ребенка 9 лет):

1. указать сегодняшнюю дату (день недели, число, месяц, год). Правильные ответы предполагают, что ребенок имеет представление о летоисчислении, пользуется календарем в своей жизни.

2. распределить 5 предметов на определенные классы. Предполагает наличие у ребенка способностей к абстракции и обобщению.

4. повторить 4 цифры в обратном порядке. Умение удерживать цифры в памяти, совмещать умственные операции по выстраиванию в уме в порядке.

5. построить осмысленное предложение, содержащее 3 слова. (мальчик, река, мяч). Предполагает умение ребенка строить предложения, и устанавливать между словами смысловые связи.

6. найти рифму к 3 различным словам. (лошка-кошка, день-пень, солнце-лопата). Тестируется словарный запас ребенка. Умение находит нужные слова в нужное время.

Успешное выполнение теста предполагает наличие у ребенка определенных знаний и определенных умственных умений.

Т.о., в свете этого теста, ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность знаний и умственных умений, позволяющих человеку решать определенные задачи.

Классификации интеллекта :

1. кристаллизованный интеллект – (Грейс Крайг , автор «психология развития») - область интеллекта, включающая умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта . Этот интеллект развивается под влиянием накопленного опыта, и может возрастать на протяжении всей жизни человека.

2. текущий интеллект – область интеллекта, которая охватывает способности, используемые для научения чему-то новому . Сам опыт отодвигается нс второй план. Обусловлен анатомо-физиологическими задатками, достигает пика своего развития в юности, около 20 лет, с возрастом начинает снижаться.

По мнению Ганса Айзенка , все тесты интеллекта измеряют и кристаллизованный и текучий интеллект, но в разной степени. Задачи в тестах Стенфорд-Бине, явно, не новые, и этот тест, скорее всего, диагностирует кристаллизованный интеллект .


Тест Равена – измеряет текущий интеллект – тест постепенно усложняющихся матиц. (добавить фигурку по смыслу в матрицу из 9 значков.)

Общий интеллект – общий умственная способность, от которой зависит успешность решения самых разных задач. Существование общего интеллекта выявил и описал английский психолог Чарльз Спирмен . Он давал своим испытуемым несколько тестов, направленных на измерение разных умственных способностей. Например, способность на понимание отношений, оперирование числами, пространственная ориентация, свойства памяти. Оказалось, что у каждого человека степень успешности выполнения одного теста положительно коррелирует со степенью успешности всех остальных. Если один тест выполнен на высоком уровне, то и с большей вероятностью другие тоже выполняются хорошо . Он сделал вывод, что интеллект – есть общая способность , не зависящая от содержания тестовых задач. Назвал его – фактор G (General) .

Д. Гилфорд считает что интеллект – это сумма отдельных способностей . Все задачи можно расклассифицировать на 120 видов и успешность их решения зависит от конкретных, специфичных умственных способностях.

Кстати, Теплов тоже писал о этом. Есть специальная и общая одаренность. Общая одаренность есть у талантливых детей.

Г.Гарднер считает, что интеллект не только логический, но всякий иной. Гарднер утверждает, что есть 6 типов специального интеллекта :

1. лингвистический интеллект – способность к владению и пониманию языка.

2. пространственный интеллект – для конструкторов и архитекторов

3. музыкальный интеллект

4. математический интеллект

5. личностный интеллект – встречается в виде способности к самопознанию, способность к достижению социального успеха.

6. кинестетический интеллект – способность к движениям, выраженная и танцоров, спортсменов.

7. эмоциональный интеллект – новая парадоксальная категория (что это такое? -Сам Капустин не знает.)

Теория интеллекта Ф. Вернона.

Иерархическая теория интеллекта. У человека есть общий интеллект – фактор G, общая способность к решению общих задач, есть обще-групповые факторы (ОГФ), которые влияют на решение определенных задач, далее второстепенные групповые факторы (ВГФ) , влияющие на успешность решения более мелких задач, далее – специфические групповые факторы (СГФ).

Испытуемым предлагаются блоки для решения по возрастам, начиная с задач для более младшего возраста (9-летнему дается задача для 8-летнего). После, предъявляется блок для своего возраста, если он справляется, то возраст повышается (для 10летнего). Если он решает 3 задачи из 6, то ему дается задача следующего уровня. Он решает 1 из 6, на этом тест прекращается, т.к. он решил меньше половины.

Вычисляется умственный возраст ребенка - суммируются годы и месяцы: за целый блок задач – 1 год, за полблока – 6 месяцев, за 1 задачу – по 2 месяца.

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100%

Тест КРЕАТИВНОСТИ – способность к творчеству. (Студент! Смотри фигу в учебнике!)

Тест Бине-Симона - наиболее распространенный метод количественной оценки уровня развития способностей.

Истоия появления

​Разработан в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства народного образования Франции с целью отсева детей, недостаточно развитых для обучения в массовой школе. Первоначально тест содержал 30 задач, которые были подобраны по степени трудности таким образом, чтобы их могли решить 75% детей определенного возраста, умственное развитие которых можно было бы считать нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует так называемый умственный возраст.

Модификации теста

Наиболее известная модификация разработана Л. Терменом в Стэнфордском университете (США); созданный им так называемый тест Стэнфорд-Бине является наиболее признанным методом диагностики интеллекта. На его основе вычисляется коэффициент интеллекта. Однако практическое использование данного теста, как и большинства

подобных методик, позволяет дать количественную оценку индивидуальных различий в умственных способностях, не вскрывая их природы и перспектив развития. Это затрудняет использование результатов теста в постановке психологического диагноза и прогнозировании развития интеллекта.

Попытки выразить человеческий интеллект числовым значением известны с начала ХХ столетия. В 1912 году немецкий ученый Уильям Штерн впервые ввел такое понятие, как коэффициент интеллекта. Эта идея оказалась весьма своевременной и уже 1916 году была использована в более ранней системе интеллектуального исчисления, известной, как шкала Стенфорда-Бине.

В наши дни IQ тесты стали очень популярны и актуальны. Сама аббревиатура IQ правильно расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского означает коэффициент интеллекта. Соответственно IQ тест определяет уровень интеллекта человека, исходя из полученного коэффициента, при вычислении которого также учитывается и его возраст. Наиболее популярным является тест Гaнcа Юpгeна Айзенка.

Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой - умственный возраст человека, а в знаменателе - его хронологический возраст. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.

Сегодня IQ-тестированием занимаются многие компании, проверяя сотрудников, претендующих на ту или иную вакансию. Проходить интеллектуальный тест могут даже дети. Таким образом, IQ тест помогает определить возможность выполнения тех или иных задач людьми, прошедшими тестирование.

Интересен тот факт, что данный тест не является каким-либо экзаменом на эрудицию и не требует специальных знаний, а скорее выявляет смекалку и сообразительность человека, коей и является интеллект по сути.

Предлагаемый тест состоит из сорока вопросов, на которые нужно ответить ровно за тридцать минут. При этом нет никаких пауз, тайм-аутов и перерывов. Так, как IQ тест является важным показателем, то для его чистоты условия у всех испытуемых совершенно одинаковые. При этом более невнимательные люди будут иметь меньше шансов на высокие показатели интеллекта, что, собственно, является вполне справедливым.

Проходя тестирование, лучше всего пропускать вопросы которые не решаются сходу. Не трудно подсчитать, что в среднем на каждый вопрос программа выделяет 45 секунд. Это время конечно условно, так как редко кому удается решить правильно все сорок задач, однако, если слишком долго задерживаться на трудных вопросах, то увеличивается шанс не успеть дойти до заданий, потенциально решаемых, испытуемым.

Бывает так, что более простая задача решается дольше сложной. Это может происходить в результате индивидуальных особенностей человека проходящего тестирование, и будет отражено впоследствии его IQ. Пропуская трудноразрешимые задачи, тестируемый возвращается к ним вновь, но, уже ответив на все "легкие" вопросы. Такой подход является более рациональным, а следовательно - эффективным.

Это интересно! Оказывается, тесты на сообразительность и выявления умственных способностей впервые были разработаны... в 7 веке китайскими работодателями. В то время, исходя из результатов, чиновники делились на три класса: чиновник службы общества (одни из сотни конкурсантов), мандарин - (один из ста чиновников общественной службы) и, наконец - инспектор (один из ста мандаринов).



Похожие статьи