Традиции использования сундуков в разных странах. Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной Из чего состоит сундук

В Красноярске на пароходе «Святитель Николай» открылась выставка старинных сундуков, восстановленных усилиями специалистов краеведческого музея. В экспозиции можно увидеть обтянутый крокодиловой кожей дорожный сундук революционера Петра Красикова, домашний ларь семьи художника Василия Сурикова и еще 45 самых различных сундуков - от небольших шкатулок до огромных конструкций. «Русская планета» узнала, какими были русские сундуки во времена, когда, кроме них, в доме могло и не быть никакой другой мебели.

Из кипариса, обтянутого страусиной кожей

Сундуки на протяжении веков заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы интерьера. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были и мебелью, и центральным элементом декора. Были украшением и царских палат, и дома простого крестьянина. Их преподносили в дар, включали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Как правило, сундуки делали из самых прочных сортов древесины - дуба или кипариса. Для дополнительной прочности оковывали снаружи железными полосами, часто крест-накрест, после чего сундук выглядел как обтянутый металлической сеткой. Иногда полосы прибивали плотно, одна к другой. Из железа делали также дополнительные накладки на углы и замочное отверстие, ручки, декоративные узорные элементы. Все это превращало сундуки в предмет роскоши: ведь до реформ Петра I практически все металлы в Россию - не только цветные, но и черные - привозили из-за рубежа. Самое простое железо стоило немалых денег и шло в первую очередь на военные нужды.

«Под железные полосы мастера подкладывали цветную слюду, красную и зеленую бумагу, а в самих полосах делали узорные просечки. Контрастная подложка подчеркивала красоту ажура на железе, - рассказывает корреспонденту РП историк Игорь Тимаков. - Иногда кованые полосы делали не узорными, а сплошными, и тогда к ним припаивали рельефные накладки из олова, которые покрывали золотом или серебром. Лучшими мастерами по декоративной железной оковке сундуков считались кузнецы из Великого Устюга и Холмогор, хорошая репутация была также у мастеров из Новгорода и Москвы».

Крышка крепилась к корпусу на железных петлях - ветлюгах. Чем больше было петель, тем выше ценился сундук. Замки делали как навесными, так и врезными. Модели с навесными замками стоили дешевле, ведь их можно было сбить, а встроенные часто делали «с секретом», и открыть их без ключа было практически невозможно.

«Внутри и снаружи готовый сундук могли обить дорогой тканью, мехом, кожей, иногда экзотической: крокодиловой или страусиной. Но чаще внешние стены и внутреннюю часть крышки украшали искусной росписью. И тогда лучшие художники превращали этот утилитарный, по сути, предмет в настоящее произведение искусства, - рассказывает РП кандидат исторических наук Татьяна Дромашко. - До XVII века при росписи сундуков художники применяли те же технологии, что и в иконописи: работали с яичной темперой, растворяя краски в яичном желтке. Но со временем, чтобы сэкономить, начали брать все яйцо целиком. Чаще стали использовать дешевый желтый сурик, реже работать с киноварью, золотом и серебром. Но даже после этих упрощений русские сундуки пользовались настолько отменной репутацией, что были одной из заметных статей российского экспорта».

1 / 6

Подсказка закрыть листать







1 / 6

Терема и подголовники

Внутри сундуков часто делали потайные отделы, которые сложно было найти человеку, не знакомому с их устройством. В сундуках для вина внутреннее пространство делили на гнезда разного размера для различных бутылей. Самыми сложными по устройству были так называемые скрыни с отдельными дверками в тайники и выдвижными ящиками. Такие сундуки постепенно «росли» в высоту, обзавелись ножками и превратились в современные шкафы.

«Чаще всего потайные отделы делали в популярных сундуках-теремах, - говорит Игорь Тимаков. - Они получили свое название благодаря внешнему сходству с домами, в которых над большим нижним этажом был еще один меньшего размера - терем. Точно так же и в сундуках-теремах на четырехскатной крышке, закрывающей основное отделение, была небольшая надстройка. У нее была своя особая плоская крышка, под которой хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. По аналогии с двухэтажными древнерусскими постройками такие сундуки называли "двужирными"».

Особая конструкция была и у сундуков-подголовников, которые брали с собой в путешествие. Они были небольшой высоты, чтобы класть на них подушки и спать было удобнее. А чтобы в них можно было уложить побольше добра, их делали из двух частей: задней с горизонтальной крышкой и передней с наклонной.

«Сложная конструкция и художественная отделка делали кованые сундуки с росписью настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре, столбовые дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи, - поясняет Татьяна Дромашко. - Предметом роскоши сундуки оставались вплоть до конца XVIII века. К этому времени железо собственного производства в России уже было, но не было пильных мельниц, с помощью которых можно было распустить бревно на тонкие доски. Поэтому стройматериалы делали вручную, и стоили они дорого. И даже после появления дешевого производства досок сундуки стали доступными по цене всем слоям населения, включая крестьян, лишь к середине XIX века, когда их производство поставили на поток, отказавшись от ручной ковки и отделки».

Лубяная альтернатива

Простые же семьи использовали коробьи - сундуки, в которых из еловых досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба: с липы, осины или ясеня весной снимали верхний слой древесины, распрямляли его, очищали от коры, а потом сшивали лыком. Поэтому углы у лубяной конструкции получались скругленными.

«Самое интересное, что при этом дешевые коробьи можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы. Вся разница была в том, сколько их было: одна, в которой умещалось все имущество семьи, или десятки. Так, историк Иван Забелин, описывая быт царицы Марьи Ильиничны (Милославской, жены Алексея Михайловича. - РП. ), упоминает, что ей принадлежали 52 коробьи, - рассказывает Игорь Тимаков. - У каждой было свое предназначение: в одну укладывали постельное белье, в другую - сорочки, в третью - посуду и так далее. Коробьи пользовались настолько большим спросом, что для их продажи в Москве был выделен специальный Коробейный ряд. Если средства позволяли, их тоже оковывали железом. Но чаще в ходу были простые, неокованные модели».

Лубяная поверхность стенок была гладкой и почти идеально подходила для росписи. Ее не нужно было предварительно обрабатывать: краски и без того ложились ровно и не впитывались, достаточно было пропитать луб обычной олифой.

«Особую роль коробьи играли на крестьянских свадьбах, - продолжает рассказ Татьяна Дромашко. - Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое».

И коробьи, и сундуки вышли из моды, а потом и из употребления в начале XX века. Но до этого времени они оставались в ходу, постепенно становясь все более причудливыми. Широко известен дорожный сундук Александра III, который сейчас можно увидеть во дворце Петра I в Стрельне. В нижнем ярусе этой огромной конструкции предусмотрены ящики для белья и посуды. В средней части расположена кровать с матрасом, подушкой и грелками для воды, на которой можно спать, если откинуть крышку сундука. В верхней - множество отделений для всего самого необходимого царю в путешествии: сигарет, шляпы, эполет, портупей, фонаря, принадлежностей для бритья, коробочек с мазями и притираниями, маникюрного набора и так далее. Есть даже откидной умывальный столик с зеркалом, колбами для холодной и горячей воды и специальное приспособление для растягивания перчаток. Один такой сундук был, по сути, готовым интерьером.

Сундук — своеобразный хранитель семейного быта. Он стоял практически в каждом русском доме. Ну, а если их было несколько, семья считалась зажиточной.

Ещё В.И.Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи — коренная русская утварь».

Хотя пришла она к нам вместе с татаро-монголами в XIII веке. Да, и само слово «сундук» имеет тюркское происхождение.

Виды сундуков

На русском севере были распространены два вида сундуков — с плоской откидной крышкой и выпуклой. Различались они и по размеру. Были сундуки маленькие, близкие к шкатулкам. Предназначались они для хранения ценных украшений, бытовых мелочей и денег. К маленьким — относили и сундук-»подголовник», и «теремок», и сундучок для приданого.

Были в домах и огромные сундуки — для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просечённым узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными или зооморфными мотивами.

Это могли быть и сказочные сюжеты — богатыри, травы, «чудная птица», а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался.

«Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище».

Удивительно, но сундук не потерял своей актуальности и сейчас. В отличие от прялки, которую можно увидеть лишь в музее, сундук используется в некоторых домах и сейчас.

Правда, если хочется увидеть старинные образцы, придется сходить в музей. Большой коллекцией сундуков, открытой любому желающему, может похвастаться новый музей фонда «Открытая коллекция» — «Крестьянское искусство и авангард» в Сколково.

Анастасия Некрасова

Сундук считается корпусной мебелью. Как правило это большой ящик с откидной или съёмной верхней крышкой. Используется он как ёмкость для хранения предметов обихода - одежды, ценных вещей, продуктов. Сундук исстари использовался самыми разными народами. Его и сейчас можно встретить в домах, но чаще всё же в музеях.

История

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции.

В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.

, CC BY-SA 3.0

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Он служил столом, стулом, на нём спали. Но основная его роль - хранилище.

Сундуки делались настолько добротно, что многие дошли до наших дней в отличной сохранности.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой.

В XVI - XVII вв. самыми известными городами, где были хорошие мастера-сундучники, были Великий Устюг и Холмогоры.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Конструкция и разновидности

Считается, что образцом первого русского сундука является вместилище, называемое «кубло». Это бондарное изделие, которое имело плотную крышку и закрывалось на ключ. Само слово означает - дом, жилище, хозяйство.

В них хранили приданое и другие вещи.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник.

  • Сундук-теремок - получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы.
  • Сундук-подголовник - был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

Ларь

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Коробья

До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ - стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными - «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей.

В древнем Новгороде кробья была хлебной мерой, равная 2 четвертям (7 пудов ржи). Она становится известной с XV века, но существовала ранее, ибо в акте 1437 г. упомянута «старая коробья».

Рундук

Различные ящики на морских и речных судах называются рундука́ми и предназначаются для хранения флагов, лотов, лагов, личных вещей и т. п. Так же на пассажирских поездах называются короба под нижней полкой для хранения багажа. Переносной матросский ящик для личных вещей - рундучо́к. На современном флотском жаргоне рундуком также называют вещмешок.

Особенности сундука

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: плотников, столяров, кузнецов, художников. Печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку. Часто грани украшали чеканными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым стенкам прикрепляли скобы – ручки.

Самый главный критерий, по которому выбирали сундук - это его прочность. Поэтому сундуки, в первую очередь, делали из прочного и долговечного дерева.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Доски тщательно обрабатывали, при сборке подгоняли друг к другу, стараясь не оставлять щелей. Сундуки и их разновидности служили, в том числе, местом хранения ценных вещей. Поэтому их прочность усиливали, оковывая металлом и встраивая замки.

В цене были сундуки герметичные. Это позволяло сохранить одежду или ценные бумаги, если владелец в путешествии попадал под дождь или в морской шторм.

Поскольку сундуки служили предметом интерьера, в русских деревнях их расписывали традиционными для местности росписями. Росписям не редко придавали обереговое значение.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Кроме деревянных, сундуки могут быть плетёными из , их делают из луба и бересты, иногда сундук может быть полностью выкован из металла.

Чаше всего использовали сосну, но могли быть и другие породы деревьев. Важно, чтобы дерево было прочным, долговечным и не очень тяжёлым.

Сундуки могут быть украшены резьбой, инкрустацией или совсем не украшены ничем.

В современном мире

В наше время сундуки снова становятся популярными. Их используют в интерьерах рестоанов, в загородных домах и в городских квартирах. Снова появился спрос на мастеров, умеющих делать такую мебель или реставрировать.

Фотогалерея












Полезная информация

Сунду́к - от тюркского сандык
Теремо́к
Подголо́вник
Скрыня - укр. сундук
Ларь
Коробья́
Рундук
Кубло́

Повернули - вот и шкаф

Сундук является предшественником и прообразом шкафа. Однажды его просто поставили вертикально, добавили полки и ящики, получилось очень удобно.

В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка».

Поставец

Поставе́ц - разновидность невысокого шкафа с полками для посуды и других хозяйственных принадлежностей. так же называли подсобный столик, на который ставились принесенные из кухни кушанья до подачи их к столу.

«Дедушка» чемодана

Скорее всего сундук-короб стал прототипом так популярного в наши дни чемодана. Действительно, изменили чуть конструкцию, сделали более плоским, расположили ручку на боковом ребре.

Чемоданы постоянно совершенствуются. Теперь есть чемоданы с выдвижной ручкой и на колёсиках, что согласитесь, очень удобно.

Скрыня

На Украине сундук - «скрыня» считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое.

Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни - растительным.

Особые приметы

Сундук был не просто предметом мебели, к нему было особое отношение. О сундуках до сих пор сохранились приметы и поверья с ними связанные. Например, такие:

  • Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  • Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет.
  • Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.
  • Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:
  • При выкупе приданого на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.

Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.

Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).

Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Еще В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи -- коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времен монголо-татарских завоеваний, о чем говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определенное сходство сундука с саркофагом.

На Руси были распространены два вида сундуков -- с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просеченным узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты -- богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.

Во многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. -- первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества -- царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.

Изучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.

В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов -- художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.

Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX -- начала XX в.

В русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности». На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII -- первой половине XVIII в.

В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки, скрыни (шафы, шкафы), шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробья (коробьи), подголовки (подголовники), погребцы. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»), особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки.

В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо).

Размеры коробей были разнообразны -- от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.

В избах русских крестьян всю мебель составляли стол, лавки вдоль стен, на которых днем сидели, а ночью спали. Но украшением любой избы, а также признаком семейного достатка и благополучия были сундуки. В зависимости от размера, они могли иметь различное функциональное назначение и выглядеть по-разному, да и называться иначе, но общим оставались их конструктивные особенности – деревянный короб с крышкой, закрывающейся на замок.

В больших сундуках – ларях, которые ставили в подсобных помещениях и кладовых, хранили продукты, которые нельзя было хранить в подвалах из-за сырости, например, развесной и травяной чай, а также запасы корма для животных. Ценное имущество хранилось в сундуках, которые в южных российских регионах называли скрынями. Сундуки поменьше, выдолбленные из целого ствола дерева служили для хранения особо ценных вещей и назывались кубло. Небольшие сундуки, которые обтягивали кожей и оковывали железом, называли шкатулами, в них упаковывали дорогую посуду из стекла. Были и сундуки-подголовки, имеющие слегка вогнутую форму, в которых перевозили деньги, и на которых можно было спать, не боясь, что пронырливый вор тихо вытащит богатство из-под подушки.

Функциональное назначение сундука

Обычный сундук исполнял функции шкафа и кровати, его могли поставить в сени или в горницу. Они передавались из поколения в поколение. Складывали в них праздничную одежду, тонкие сорочки, скатерти и полотно, хранили особенно красивые платки и дорогие сердцу подарки. Открывали сундуки не часто – в дни народных и церковных праздников, а также в жаркие дни лета – чтобы перебрать и просушить одежду, проложить ее душистыми травами и полынью – от моли.

В барских усадьбах, где для хозяев были кровати, сундуки, поставленные в сенях или в комнатах дворни, использовали как места для сна, стелили на них одеяла и украшали разноцветными подушками. Но многие сундуки и сами по себе были украшением. Над их изготовлением трудились не только столяры, но и кузнецы, ковавшие ручки, петли и замки, оковывавшие их железом. Очень ценились сундуки, которые делали в Нижнем Тагиле – на их крышках и стенках местные художники рисовали целые картины. Такой сундук ставили в красном углу под образами и хранили в нем только особенно ценные семейные реликвии. Считалось, что в масленичные дни сундуки с семейными богатствами открывать нельзя, чтобы удача и достаток из них не улетучились. По этой же причине, чтобы не лишиться своего счастья и богатства, семейные сундуки никому не дарили и не передавали.



Похожие статьи