Статуэтка хотей виды и значение. Нэцкэ в японской культуре. Значение нецке. Материал тоже имеет значение

Фигурки нэцкэ – популярные сувениры, которые часто приводят из стран Востока. Считается, что это хорошее напоминание о поездке и знак внимания близким людям. Однако такие фигурки имеют более глубокое значение.

Миниатюрки приносят счастье, привлекают богатство и отражают негативное магическое воздействие.

Что это?

Фигурки нэцкэ – маленькие японские скульптуры в виде божеств, животных или людей. Считается, что они обладают магическими свойствами. По этой причине чаще всего их используют в качестве амулетов.

Существует несколько видов статуэток, каждая из которых имеет определенное значение, которое рекомендуется изучить перед покупкой.

История происхождения


История фигурок нэцкэ своими корнями уходит в Японию. Раньше они представляли собой брелки, на которые подвешивали специальные сумочки. В них хранили ключи и другие мелочи.

Такие приспособления крепили на пояс, поскольку национальная одежда не предусматривала карманов. Так пользователи получали полезное приспособление и привлекательный аксессуар.

Позднее наблюдательные японцы обнаружили, что миниатюрные скульптуры обладают магическими свойствами. После этого их уже стали использовать в качестве талисманов.

Разновидности

Выделяют несколько видов нэцкэ, в зависимости от типологии и форм.

Катабори

Это изображения людей и животных. Они пользуются наибольшей популярностью.

Анабори

Это разновидность предыдущего варианта нэцкэ. Их выполняют из раковины, внутри которых расположена какая-либо статуэтка.

Это брусок, в котором выполнено отверстие. Через него продевается веревка, которую потом фиксируют на поясе. Саси используют только как держателей ключей. Магическими свойствами он не обладает.

Маска

Это изображение маски Ноо.

Мандзю

Представляют собой полукруглые и круглые фигурки. Для их изготовления раньше использовали только слоновую кость.

Итараку

Это плетеные фигурки. Для их изготовления используют чаще всего тростник.

Рюса

Это полукруглые и круглые фигурки, но в отличие от мандзю, они полые внутри. Сверху расположена резьба.

Кагамибута

Это сосуд с крышкой, на которую нанесены какие-либо изображения.

Отличия между нэцкэ и окимоно

Зачастую обыватели путают нэцкэ и окимоно. Однако такие статуэтки имеют существенную разницу.

Окимоно – деталь интерьера, которая дополняет его и «оживляет».

Магических свойств у фигурок нет. Нэцкэ – талисман, который способен привлечь удачу, деньги, даровать здоровье и защиту от внешнего негативного воздействия.

Значение

У каждой фигурки нэцкэ имеется определенный смысл. Ниже приведены самые популярные статуэтки и то, что они означают.

Люди и божества

Люди и божества – самые популярные статуэтки. У каждой из них имеется определенный смысл.

Мудрец Дарун с длинной бородой

Он дарует владельцу мужественность и мудрость. Кроме того, талисман способствует духовному развитию. Статуэтку рекомендуется ставить в изголовье кровати или на тумбочку рядом с ложем.

Старец Дайкоку

Такая миниатюра представляет собой старца с большим животом и мешком за плечами. Считается, что в нем он носит волшебный рис. Такой талисман притягивает богатство, оберегает семейный очаг и приносит счастье. Рекомендуется ставить в гостиной.

Эбису

Это старец, который держит в руках рыбу. Он привлекает в дом удачу. Рекомендуется ставить в гостиной вместе со старцем Дайкоку. Считается, что такое объединение гарантирует процветание и благополучие всей семьи. Эбису рекомендуется также ставить на рабочий стол. Это принесет удачу в делах.

Шоусин

Это лысый старичок с длинной бородой и посохом в руке. Такая статуэтка гарантирует здоровье и долголетие всем домочадцам. Такой талисман можно преподнести в дар больному человеку. Считается, что он поможет избавиться от любого заболевания.

Хотей

Бог богатства, счастья и веселья в Фэн-шуй. Он может исполнить любое желание. Хотей представляет собой веселого лысого мужичка с большим животом и мешком в руках.

Это классический вариант, но есть и другие изображения – с веером и т.д. Если 300 раз погладить его по животу и загадать желание, то оно сбудется.

Футэн

Бог ветра. Он оберегает путешественников в пути и дает возможность благополучно вернуться домой. Талисман рекомендуется брать в дорогу во время длительных или дальних поездок.

Он принесет удачу и сделает так, чтобы путь был спокойным и легким.

Дзюродзин

Это покровитель науки и долголетия. Описание фигурки – долголетний старец со свитком или волшебным музыкальным инструментом. Талисман дарует долголетие, защищает от болезней и помогает лучше учиться и усваивать новую информацию.

Богиня Бэндзайтен

Богиня женского счастья. Она помогает представительницам прекрасного пола, независимо от возраста, обрести любовь. Фигурку ставят в спальной комнате.

Бисямонтен

Покровитель воинов. Он помогает выиграть сражение и вернуться домой живым и невредимым.

В быту статуэтка дарует владельцу уверенность в себе, смелость и силу. Талисман помогает справиться с любой, даже самой сложной проблемой.

Фукурокудзю

Представляет собой старца с длинной бородой и большой головой. Фукурокудзю защищает всех домочадцев от болезней и дарует им счастливую жизнь.

Богиня Амэ-но Удзумэ

Приносит в дом счастье и любовь. Кроме того, она считается создательницей театра, поэтому ее присутствие в доме способствует раскрытию скрытых талантов.

Буддийские монахи Кандзан и Дзиттоку

Такая статуэтка символизирует гармонию и братские взаимоотношения. Она приносит в дом мир, согласие и взаимопонимание.

Гасису

Статуэтка представляет собой старичка, который держит доску для записей. В ней он фиксирует желания человека, а потом помогает их осуществить.

Дарума

Символ мудрости и сострадания. Помогает владельцу принимать правильные решения, избегать ошибок и дарует ясность мысли и человеколюбие.

Конфуций

Это реальный китайский мудрец, который жил в 6 веке до нашей эры. Его изображение символизирует образованность и мудрость. Часто фигурку дарят учащимся, чтобы тем легче давались знания.

Лао-цзы

Основатель учения Дао. Статуэтка дает возможность обрести смысл жизни и дарует мудрость.

Сиванму

Богиня неба, которая владеет напитком, дарующим бессмертие. Ее изображение приносит в дом счастье. Кроме того, она дарует долголетие и крепкое здоровье.

Ползущий малыш

На спине малыша изображают воробья. Толкование такой фигурки такое – счастье и покровительство высших сил.

Ребенок

Это популярная статуэтка в разных вариациях. Это может быть ребенок с рыбой и т.д.

Любую фигурку преподносят в дар с пожеланием рождения ребенка, который должен появиться на свет здоровым и расти мудрым и счастливым.

Животные и неодушевленные предметы

В Японии в качестве нэцкэ принято также резать неодушевленные предметы и животных. Каждая статуэтка имеет определенный смысл.

Жаба с монеткой во рту

Такой талисман притягивает богатство и процветание. Рекомендуется поставить статуэтку на рабочем месте. Она принесет удачу и поможет заключать выгодные контракты.

Кит

Он символизирует добро, счастье и сострадание. Нэцкэ рекомендуется брать с собой в поездку, если она связана с путешествием по воде. Она поможет хорошо перенести дорогу и благополучно вернуться домой.

Монетка с отверстием посередине

Еще один денежный талисман. Согласно учению Фэн-шуй, ее размещают в зоне богатства.

Две собачки

Фигурки даруют надежную защиту всем обитателям дома. Помимо этого, они помогают близким людям найти взаимопонимание. Для этого их нужно поставить в зоне богатства.

Обезьяна

Она защищает от злых сил. Кроме того, она оберегает людей от любого негативного воздействия.

Бык

Дарует благополучие. Талисман притягивает богатство.

Золотая рыбка

Статуэтка избавляет от материальных проблем. Кроме того, она способствует исполнению желаний.

Змея

Фигурка символизирует красоту и мудрость. Она помогает владельцу преодолевать любые жизненные трудности и выносить из любой ситуации урок, который помогает в будущем избежать ошибок.

Слон

Фигурка символизирует мудрость и силу. Такую нэцкэ рекомендуется ставить в спальне супругов. Считается, что статуэтка поможет им зачать здоровых детей.

Кораблик

Притягивает удачу. Кораблик также улучшает материальное благополучие.

Два карпа

Такая миниатюра помогает домочадцев обрести взаимопонимание. Кроме того, она дарует счастье и любовь.

Бегемотики

Их изображают парами. Такие фигурки даруют любовь. Помимо этого, они возрождают прежние чувства между мужем и женой.

Орел

Черепахи

Черепаха символизирует долголетие и мудрость. Существует несколько вариантов такой статуэтки, но любая из них поможет решить самые сложные вопросы и дарует крепкое здоровье.

Сказочные и мифические существа

Часто в качестве изображений для нэцкэ выбирают сказочных и мифических существ. Они также имеют определенное значение.

Тэнгу

Перевод названия нэцкэ – небесная собака. Однако внешний вид статуэтки не соответствует наименованию. Миниатюра представляет собой пернатое существо с клювом, которое сидит в чаше, высунув из нее лапы. Это лесной дух, который обладает способностью принимать образ любого живого существа.

Дракон

Это небесный лев, который находится на службе у самого Будды. Фигурка дарует благополучие и защищает от любого негатива. Если небесный лев изображен с пионом или шаром в лапах, то он притянет деньги и поможет владельцу прославиться.

Фигурка кота, лежащего на спине сома Намадзу

Такая нэцкэ помогает владельцу обрести гармонию с собой и окружающим миром. Кроме того, фигурка защищает от стихийных несчастий.

Гамма-Сэннин

Это изображение святого, на спине которого сидит жаба. Он олицетворяет долгую жизнь и крепкое здоровье.

Каппа

Цена

Настоящие нэцкэ, сделанные у мастеров, имеют высокую стоимость. Самая дорогая фигурка – рисующий мальчик. Оригинал выставлен на аукционе. Он стоит 42000 рублей.

Простые статуэтки, которые продают в качестве сувениров, имеют более приемлемую цену. Стоимость зависит от материала, из которого изготовлены фигурки, какие эскизы взяты за образец, а также от габаритов. Цена может составлять как 100, так и 5000 рублей.

Из чего делают?

Чаще всего для изготовления статуэток используют кость или дерево. Реже фигурки делают из глины или керамики. Однако сейчас для производства миниатюрных скульптур стали применять и другие материалы.

Фигурки Нэцкэ могут стать не только хорошим подарком, но и талисманом, который поможет изменить жизнь в лучшую сторону. Для этого нужно изучить значение каждой статуэтки и выбрать подходящий вариант.

Хотей в современном мире, во многом увлеченном буддизмом, является одним из популярнейших божеств, которые приносят в дом счастье. Его используют, как своеобразный талисман, статуэтка Хотея широко известна в фен-шуе.

Сам этот человек, в первую очередь, известен, как бог беззаботности и веселья. И в данном материале мы поговорим о том, откуда Хотей и нэцкэ, его изображающая, взялись.

Как ни странно, но данное божество имеет совершенно реальный прообраз. Некогда в Китае жил монах, которого звали Це-Цы. Как и многие, подобные ему, этот монах странствовал по всей стране. Он не отличался от прочих почти ничем, кроме большого мешка за спиной. Собственно, из-за этого мешка его и прозвали Хотей (слово переводится, как «холщовый мешок»)

Впрочем, история не получила бы и сотой доли популярности, если бы речь шла всего лишь о безобидном монахе с мешком, все куда любопытнее.

По какой-то причине (история, к сожалению, умалчивает, по какой), Хотей для многих стал символом счастья и веселья. В какое бы селение не приходил Це-Цы, там незамедлительно наступала атмосфера беззаботности, радости, и как будто бы само собой все начинало процветать.

Когда монаха спрашивали о содержимом его мешка, Це-Цы просто отвечал, что носит с собой… весь мир. Так или иначе, слава о необыкновенном монахе и его чудодейственной поклаже облетела вначале Китай, а затем и весь остальной мир.

В результате, мастерами была изготовлена фигурка Хотея (за монахом прочно закрепилась эта кличка), или вернее нэцкэ. Фигурка остается неизменной до наших дней, меняются лишь мотивы. На фото видно, что в виде статуэтки может быть изображен например Хотей на жабе, или с посохом или с монетами в руке. Иногда бывает даже Хотей с детьми и у каждого варианта нэцкэ - свой смысл.

Всемирное признание нэцке Хотея

Сама эта символика толстого монаха с мешком обрела настолько большую популярность, что в семнадцатом столетии его признали даже в Японии. В результате, сегодня Хотей считается одним из божеств, приносящих счастье. И для многих китайцев и даже японцев он имеет большое значение.

По той или иной причине Хотея принято считать одной из эманаций Майтрейи (хотя внешне две эти личности не похожи абсолютно, сравните хотя бы фото из интернета). И тут все дело в легенде. Согласно ей, однажды в старости Це-Цы сидел возле одного храма. Мимо него шли прохожие, и в какой-то момент Хотей вдруг заявил: «Эх, вы не замечаете, что я грядущий Майтрейя!».

Надо сказать, что на востоке Майтрейя почитается, как один из Будд, и символизирует собой процветание, благополучие и довольствие.

Так что, нет ничего удивительного в том, что Хотея многие считают натуральным воплощением счастливой жизни, которая приходит в дом вместе с нэцкэ. Многие так и называют его - Будда Хотэй.

Но справедливости ради, нужно сказать, что с данной версией оказались не согласны буддисты из нескольких стран. Как ни странно, все дело оказалось во внешности Хотея - буддисты привыкли видеть своего просветленного лидера (то есть Будду) стройным и красивым, тогда как китайский Хотей откровенно некрасивый и толстый (фото нэцкэ это подтверждают).

Но на эти возмущенные упреки быстро нашелся ответ: во внешности Хотея есть свое значение. Согласно очередной легенде, в одном из своих воплощений Будда оказался красив настолько, что не знал покоя от сходивших по нему с ума девушек. В результате, Будда решил не смущать впечатлительные женские умы и обратился немолодым и толстым мужчиной, чтобы все вновь встало на свои места и все занимались своим делом.

Исполнитель желаний - Будда Хотей

Бог Хотей является талисманом, которое приносит в дом много удачи, радости и богатства. А если его еще и триста раз потереть по животу, то вы не только отполируете свою фигурку до блеска, но и зарядите ее на выполнение своего заветного желания. Есть только одно условие: на протяжение всего «ритуала» натирания фигурки желание необходимо держать в голове. Вот это условие имеет большое значение.

Китайцы вообще убеждены, что именно с касания живота Хотея должен начинаться день любого порядочного человека, который желает, чтобы в его жизни было все - от здоровья и удачи до материального богатства и успеха в начинаниях. Самое любопытное, что данное поверье почитает за истину почти каждый китайский бизнесмен. А если потереть живот фигурке Хотей с детьми, то вы обретете семейное благополучие.

Помимо этого, существует легенда о том, что Хотей с мешком за спиной собирает в свою нехитрую тару все несчастья, встречающиеся ему на пути.

Видимо, поэтому, когда монах приходил в деревни, там наступало благоденствие. Именно в результате данной трактовки статуэтка Хотей оказалась на вооружении науки фен-шуй, которая известна, как учение о счастье и гармонизации окружающего пространства.

Приобретая в свой дом фигурку Хотея, вам в первую очередь необходимо знать, что она нуждается в активации (иначе вы можете ждать прихода богатства и счастья очень долго). Собственно, как и любой другой амулет, Хотей нуждается в «знакомстве с новым владельцем».

Сама процедура уже была описана выше - необходимо триста раз потереть живот древнего монаха, попутно удерживая в голове желание, о свершении которого вы столь страстно мечтаете. Это может быть все, что угодно - работа, личная жизнь, не важно.

Кстати, непосредственно перед приобретением этой фигурки вам стоит примериться к материалу, из которого изготовлен Хотей. Понятно, что наибольшее количество счастья и богатства вы получите от той фигурки, что изготовлена из дерева, камня, металла которые подходят именно вам. Что же касается цвета, в который должна быть окрашена фигурка Хотея, то она должна непременно быть золотистой, либо белой.

Хотей – это бог богатства, счастья и веселья в фэн-шуй. Смеющийся Будда, Хотей, Будда изобилия - и это далеко не все его прозвища. Само слово «хотей» переводится как «холщевый мешок». Именно мешок везде сопровождает бога.

Статуэтки с изображением Хотея – это один из самых популярных сувениров стран Востока, а также талисман для привлечения в дом счастья и достатка. Если ее поставить в правильном месте в доме, то очень быстро произойдут улучшения в финансовой сфере.

Большие фигурки Хотея в Восточных странах можно встретить на улице перед входом в магазины, торговые комплексы и в других местах. Бог должен приманивать клиентов, увеличивая этим доход владельца заведения. Для дома талисман такого размера не нужен. Даже маленькие статуэтки не менее действенны, чем большие фигуры. Имеет значение только место, где должен стоять этот бог.

Прообразом бога Хотея является реальный монах, живший много-много лет назад в Китае. Звали его Ци-Цы. Это был один из самых доброжелательных и веселых монахов, живших в те дни.

Он не любил сидеть на одном месте. Ци-Цы путешествовал по всему свету, посещал торговые площади, где было много народа, и всегда стоял шум. Четки и большой холщевый мешок – вот верные спутники этого монаха. Когда его спрашивали о том, что лежит в его мешке, то он отвечал: «Весь мир покоится в нем».

Везде, где появлялся Ци-Цы, царило веселье, и звучал смех. Если он заходил в чей-то дом, то в нем сразу начинали водиться деньги, и навеки поселялось счастье. С той поры люди и стали его звать Хотей. Позднее в его честь были созданы статуэтки, которые стали талисманами для богатства, счастья и удачи.

Существует еще одна версия происхождения этого бога. Согласно фен-шуй, Хотей – это Будда-Майтрейя. Этот бог был очень красивым, веселым и доброжелательным. Ни одна женщина не могла остаться равнодушной к его красоте и веселому нраву, поэтому в него часто влюблялись.

Бог не мог ответить им взаимностью и этим он разбивал дамам сердца. Ему стало жалко бедных женщин, и тогда он сделал себя немолодым и толстым богом. Чтобы хоть как-то их утешить, он даровал им счастье и богатства. С того времени Хотея и стали считать богом, приносящим достаток и благополучие.

Фигурка бога богатства

В фен-шуй Хоттей изображен лысым смеющимся мужчиной с большим животом. В руках он всегда держит большой мешок. По одной версии в нем находятся несметные богатства, а по другой – бог в него забирает у человека все горести, несчастья и другие невзгоды.

Фигурка Хотея должна иметь золотой или белый цвет. Не имеет значения, из какого материала сделана статуэтка. Для ее изготовления используют глину, гипс, каменную крошку, металл и дерево. Размер фигурки может быть любой.

Талисман Хотей может быть нескольких видов. Он может сидеть на жабе, держать веер в руках и так далее. Все это влияет на значение талисмана.

Виды Хотея:

  • Сидящий на трехлапой жабе. Жаба с тремя лапками – это один из самых сильных денежных талисманов в фен-шуй. Это значит, что Хотей на жабе сильнее притягивает деньги в дом, чем обычный Хотей. Такой талисман подойдет тем, кто хочет быстро разбогатеть.
  • На драконочерепахе. Такой талисман привлекает деньги, помогает заводить нужные для бизнеса или работы связи и заключать выгодные сделки. Благодаря этому Хотею можно получить покровительство влиятельных людей и сделать выгодное денежное вложение.
  • В пирамиде с золотым песком и монетами. Этот талисман помогает построить успешную карьеру и сосредоточиться на определенном деле, а не размениваться по пустякам.
  • С жемчужиной. В первую очередь такой талисман притягивает деньги, но он имеет еще одно значение. Он способствует духовному росту и открывает путь к знаниям.
  • С веером. Такая нэцкэ привлекает деньги, удачу и несет перемены жизни в лучшую сторону.
  • С женьшеневым посохом, персиком, бамбуком или тыквой-горлянкой. Эти талисманы притягивают деньги и продлевают жизнь.
  • С четками – приносит богатство и открывает путь к знаниям.
  • С чашей, монетками или золотыми слитками. Такие фигурки не только притягивают деньги, но и помогают научиться разумно их тратить.
  • С коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотыми слитками и монета счастья. Этот талисман привлекает богатство, счастье и благополучие.
  • С детьми. Такой талисман помогает супружеской паре завести детей, а также притягивает деньги, которые помогают их вырастить и прокормить.

Нэцкэ бога Хотей нужно ставить в той зоне квартиры или дома, которая соответствует тому, чего человек хочет от этого талисмана. Для почета уважения нужно поместить фигурку рядом с входной дверью внутри помещения. Бога нужно поставить так, чтобы он смотрел на входную дверь. Если поставить статуэтку в южную зону, то она поможет добиться признания достижений человека.

Статуэтка бога Хотей, поставленная в юго-восточной зоне помещения, привлечет богатство. Она может помочь, например, открыть новый источник дохода или выиграть в лотерею. Если поставить фигурку в восточную зону дома или квартиры, то это принесет гармонию в семью. Хотея с детьми рекомендуется поставить в западную или юго-западную зону помещения.

Статуэтку бога можно поставить на рабочий стол. Он привлечет богатство, поможет получить хорошую должность и защитит от сплетен, интриг, порчи и сглаза. Разрешается ставиться несколько фигурок в разные секторы дома.

Хотей может исполнять желания. Для этого нужно 300 раз погладить его живот по часовой стрелке, думая при этом о своей мечте. Живот Хотея нужно гладить перед каждым выходом из дома. Он привлечет удачу, которая будет сопутствовать весь день.

Хоть Хотей – это бог веселья и богатства, он требует должного обращения с собой. Пространство вокруг него всегда должно сиять чистотой, а сам бог должен стоять в том месте, где им будут любоваться окружающие. Тогда он останется доволен и одарит хозяев квартиры, дома и любого другого помещения всевозможными благами.

Хотей – это бог богатства, веселья и счастья. В фен-шуй Хотея используют для того, чтобы гармонизировать пространство и наполнить жизнь человека радостными моментами. Сейчас Будду изобилия знают в качестве денежного бога, но он с радостью помогает и в других сферах: в карьере, учебе и даже в семейных делах.

Такие сувениры уже давно пользуются спросом на Востоке, но и у нас эти талисманы набирают популярность. Чтобы правильно применить атрибут незнакомой культуры, нужно знать, как выбрать амулет и где его поставить. Давайте же разберемся во всех этих вопросах.

Многие слышали о том, что фигурка Хотея помогает привлечь богатство. Такая интерпретация этого божества характерна для современности. В синтоизме, традиционной японской религии, Хотей входит в семерку богов, приносящих удачу. Поэтому его способности более широкие, чем приумножение денежных средств.

Хотей, или смеющийся Будда изобилия – это бог богатства, веселья и счастья.

Внешность у бога не самая привлекательная – он лыс и толстоват, но зато всегда искренне и добродушно улыбается. Из-за визуальной схожести Хотея и просветленного Сиддхартхи Гаутамы, известного под именем Будда, этих двоих персонажей часто путают. Поэтому бога богатства, веселья и достатка также стали называть “Смеющимся Буддой”. Но “Будда” Хотей имеет при себе холщовый мешок, а статуэтки настоящего Будды делают без него.

Есть две версии, объясняющие, зачем богу мешок за спиной. Согласно одному из предположений, он прячет туда все людские горести и беды, оставляя только позитив. Другая версия утверждает, что именно из этого мешка людям раздаются дары – богатство и счастье.

До наших дней дошли несколько легенд, открывающих происхождение талисмана:

  • Первая легенда о Хотее говорит о том, что прообразом бога был реально существующий человек – монах. Жил он на территории Китая множество лет назад и звали его Ци-Цы. На месте монаху не сиделось – он любил путешествовать по разным странам. Со временем люди стали замечать, что там, где появлялся Ци-Цы, всегда царило веселье, заводилось счастье и деньги. Это привело к тому, что мастера начали изготавливать фигурки монаха из камня и дерева, чтобы они приносили удачу.
  • Согласно другой легенде Смеющимся Буддой был Майтрея. И был этот мужчина настолько красивым, что пленял своей красотой всех женщин, которых встречал на своем пути. Устав отвергать влюбленных дев и разбивать им сердца, бог перевоплотился в непривлекательного мужчину. Ну а, чтобы утешить горевавших девиц, он дарил им счастье и богатство. С тех пор этого человека стали считать божеством, приносящим благополучие.

Виды и значение фигурок Хотея

Хотей с детьми поможет обзавестись здоровым потомством.

Среди ассортимента талисманов в магических лавках всегда найдется статуэтка бога Хотея. Наверняка вы обратили внимание, что миниатюрные фигурки этого божка встречаются в разном виде. Мужчина в пирамиде с монетами, в компании жабы и даже Хотей с детьми. Но какую же из них выбрать?

Легко определиться, если знать, какой смысл вкладывают в эти фигурки:

  • Хотей на жабе – это один из самых сильных денежных талисманов. с красными глазами и монеткой во рту отлично справляется с задачей привлекать деньги. Но вместе со Смеющимся Буддой Чань Чу сделает вас еще богаче!
  • Обладатель статуэтки бога с драконочерепахой научится заключать выгодные сделки. Он станет мудрым и вдумчивым, как черепаха, а от дракона получит силу и удачу.
  • Вариант с божком в пирамиде, где пересыпается песок цвета золота и монетки, способствует успеху в карьере. Такой Хотей помогает сосредоточиться на одной большой цели, а также подвести ее к успешному завершению.
  • Божок, держащий в руках жемчужину, положительно влияет на духовное развитие человека.
  • Тем, кто решил обзавестись детьми, понадобится фигурка с детишками. Подобный амулет помогает не только с рождением малыша, но и обеспечивает его содержание.
  • Хотей с веером, покровитель счастья способен принести резкие перемены в вашу жизнь – разумеется, положительные. Своего обладателя он одарит удачей и деньгами.
  • Бог с монетками или золотыми слитками – еще один денежный талисман. В некоторых вариациях встречается фигурка с коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотом. От статуэтки с жабой такая фигурка отличается тем, что она, помимо привлечения денег, еще учит правильно с ними обращаться.
  • Божество счастья с четками в руках помогает тем, кто ищет знаний и самосовершенствования.
  • Фигурка с посохом из бамбука или женьшеня благоприятствует достижению богатства и долголетию.

Классический вариант изображения бога Хотея – с мешком за спиной. Такая вещичка подарит своему хозяину процветание во всех жизненных сферах.

Как видите, вариаций Будды, раздающего счастье, действительно много. Приобретите ту, что соответствует вашим желаниям или нуждам. Но лучше не покупать статуэтку спонтанно, а заранее все продумать. Вы должны определиться, куда собираетесь ее поставить. Исходя того, в зоне какой стихии будет находиться талисман, выберите его материал.

Куда ставить статуэтку Хотэя в доме

После покупки талисмана нужно подобрать ему место в доме. Ставить фигурку где попало нельзя, ведь тогда ее влияние на вашу жизнь будет хаотичным, слишком непредсказуемым. Чтобы знать, куда поставить божка, нужно использовать сетку Багуа.

В фен-шуй восьмиугольник Багуа – это специальная схема, с помощью которой можно определить расположение различных зон в выбранной части дома.

Нарисуйте многоугольник Багуа на листке или загрузите его изображение на портативное устройство. Кроме того, вам понадобится узнать, в какой стороне находится север. Определив северное направление, расположите Багуа таким образом, чтобы его северная часть, отвечающая за карьеру, совпадала с географическим севером.

Теперь можно выбирать место для фигурки. Несмотря на то, что у Будды Изобилия чаще всего просят денег, юго-восточная зона богатства – это не единственное пространство, где может разместится бог Хотей.

  • Божок с жемчужиной отлично подойдет для размещения в зоне мудрости. Она находится на северо-востоке.
  • Бога богатства и веселья на пирамиде из монет следует поставить четко на севере, ведь это зона карьеры.
  • Фигурку в окружении детей лучше всего пристроить на западе или же на востоке – там находится сектор детей и семьи.

Вспомните значение разных видов нэцкэ, и вы без труда сами поймете, куда поместить амулет.

Учтите, что материал талисмана и зона, в которой он будет поставлен, должны совпадать или хотя бы гармонировать между собой. То есть, нельзя ставить фигурку, изготовленную из металла, в зону огня, ведь взаимодействие этих элементов приводит к уничтожению металла.

Как обращаться с фигуркой Хотея

Статуэтку Хотея разрешается ставить практически в любой зоне Багуа. Но при этом нужно проследить, чтобы божок занимал заметное, так сказать, почетное, место. Этот талисман не принято прятать от посторонних глаз – наоборот, его должен видеть каждый входящий.

Поставив миниатюрную фигурку Хотея на книжную полку или на рабочий стол, не заставляйте его другими безделушками. Поставьте амулет впереди других статуэток и фотографий.

Чтобы договориться с Хотеем – потрите его живот по часовой стрелке ровно триста раз.

Разместите бога веселья на чистой, незахламленной поверхности. Ни в коем случае не на полу. Если бог Хотей небольшого роста, то он должен находиться на уровне глаз или немного ниже этой линии. На полу разрешается ставить только большие статуи.

С использованием нэцкэ Хотея связана одна интересная традиция. Считается, что если погладить живот божку, то он выполнит заветное желание. Чтобы мечта исполнились наверняка, нужно знать, как правильно погладить живот Хотею.

Ничего сложного в этом нет, хотя времени эта процедура займет порядочно. Чтобы просьбы была услышана, потрите пузатой фигурке живот. Делают это строго по часовой стрелке и определенное количество раз – ровно триста.

Вы можете гладить пузико божества перед выходом из дома. По поверью это помогает получить небольшую дозу удачи на текущий день.

Почаще смотрите на фигурку, думая о своих сокровенных желаниях, не забывайте тереть ее перед выходом и своевременно убирать с божка пыль и талисман принесет вам счастье.


Netsuke (根付) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Netsuke - это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже - из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно netsuke были небольшого размера от 2-3 до 15 см.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.







Похожие статьи