Политический консалтинг компании. Введение в политический консалтинг. История возникновения политического

Политический консалтинг - новое научное направление, изу­чающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, вы­деленных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.
Функции политического консалтинга можно определить следую­щим образом:
исследование политической ситуации (по категориям ее про­явления: от исследований имиджа отдельного субъекта политичес­кой ситуации до исследований выборной истории общества);
прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и про­грамм, формирование имиджа и др.);
создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
оперативное реагирование на изменение политической ситуа­ции (стратегическое и тактическое).

Политический консалтинг включает в себя консультирование клиентов по широкому кругу интересующих вопросов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-политического характера.

Суть политического консалтинга заключается в оказании помощи клиенту для повышения эффективности его деятельности и предоставление информации, рекомендаций, и услуг в достижении поставленных целей.

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект
®услуга ®объект

Субъект это политический консультант или консалтинговая фирма;
Услуга это процесс политического консультирования;
Объект это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.
Объектами политического консультирования являются:

· личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели;

· организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т.д.;

· органы государственной и муниципальной публичной власти;

· политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий);

· предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т.п.).

Основателями политического консультирования считаются Мэт Риз, создатель Американской ассоциации политических консультантов и соучредитель Международной ассоциации политических консультантов Наполитан Джозеф, его компаньон Мишель Богран и другие.
Если говорить о национальных моделях политического консалтинга, то, видимо, можно выделить следующие:

· американская;

· английская;

· французская;

· германская.

На формирование национальных моделей политического консалтинга влияют следующие факторы :

o уровень развития экономики;

o степень демократизации общества;

o историко-культурные особенности развития общества и государства;

o степень участия и активность граждан в политической жизни;

o зрелость гражданского общества и другие.

Отечественный политический консалтинг зародился в конце 90-х годов XX века, с проведением первых альтернативных выборов. В настоящее время находится в процессе становления и развития. В политическом консультировании основным действующим лицом является консалтинговая фирма.

Российское политическое консультирование развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата.

Понятия «политическое консультирование» и «политический консалтинг»

Чтобы определить суть понятия политический консалтинг необходимо разобраться с его определяющим понятием «консалтинг». В настоящее время существует множество определений консалтинга. Так в иллюстрированном энциклопедическом словаре «консалтинг» (англ. consulting, букв. - консультирующий), деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др.)

В юридической энциклопедии «консалтинг - консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере».

Всего пять лет назад в научной литературе консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей, как набор средств и методов по преодолению кризиса организации.

Сегодня под консалтингом понимают уже такой вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Такое определение характерно для консалтинга в сфере экономики.

В политической сфере употребляется термин «политический консалтинг». Следует обратить внимание на то, что в литературе и на практике используются как англоязычные термины (например, «политический консалтинг», «политическая консалтинговая услуга», «политическая консалтинговая фирма, ассоциация, компания»), так и русские аналоги («политическое консультирование», «политическая консультация», «центр коммуникативных технологий», «агентство по связям с общественностью») и т.д. Очевидно, что содержание и написание используемых терминов должно соответствовать российскому законодательству, а также современным нормам русского языка.

Бытует мнение, что политическими процессами управляют консультанты, которые во многом определяют стратегию политиков и влияют на формирование публичной политики.

Это явление нельзя назвать новым. Дворы Рамзеса II, Юлия Цезаря, Карла Великого, Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II кишели советниками, предсказывающими как завоевать расположение общественности и укрепить его. Нынешние времена отличаются от прошлых тем, что на место теневых доверенных лиц пришли политические консультанты, которые являются публичными и независимыми игроками. Они обращаются к нам отовсюду: с экранов телестудий, со страниц газет, академических изданий.

Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого технологического звена и механизма обеспечения многих политических процессов. Истоки политического консалтинга отыскиваются в XVII в. - в далекой эпохе войны за независимость, политических споров федералистов и антифедералистов, становления политической системы США. К моменту первой политической кампании (1789 г.) - кампании по ратификации Конституции США, - консалтинг стал фактором американской политической жизни. При этом советники и помощники кандидатов того времени были добровольцами, хотя и выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в организации тех или иных событий, подготовке выступлений и печатных агитационных материалов.

Следует отметить, что до настоящего времени не сложилось однозначно определения понятия «политическое консультирование».

Так А.П. Ситников и Е.Г. Морозова определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампаний» .

Г.В. Пушкарева под политическое консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».

А.И. Соловьев считает, что политическое консультирование - это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности». Имеются и другие определения.

Представляется, что понятие «политическое консультирование» тесно связано с задачами и функциями политических консультантов. Раскрыв их содержание можно дать дефиницию рассматриваемого понятия.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

  • - формулировка верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственных органов по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта;
  • - предоставление верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственного органа в соответствующей форме, в необходимое для него время;
  • - конкретная помощь политическому лидеру, руководителю государственного органа, их персоналу в освоении современных методов эффективного управления, способствование принятию эффективных и своевременных решений в различных формах в соответствии с постоянными политическими целями и задачами;
  • - снижение деловых рисков в политической деятельности политического лидера, руководителя государственного органа, повышение надежности принимаемых решений и др.

Реализуя указанные задачи политически консультанты выполняют множество различных функций. Среди них:

  • - обеспечение познавательных потребностей политического лидера, государственного деятеля в информации, которая сделает его взаимодействие с окружающим миром более эффективным. Это рекомендации и консультации, которые будут способствовать принятию эффективных управленческих решений;
  • - помощь, советы, рекомендации в понимании ситуации и анализа существующих подходов к ней, экспертная оценка;
  • - эмоциональная поддержка политического лидера, руководителя государственного органа в ситуациях трудных решений;
  • - снижение давления политического лидера, государственного деятеля и уменьшения уровня конфликтности внутри его окружения;
  • - проверка и анализ различных идей, исходящих от самого политического лидера или других лиц;
  • - осуществление PR и помощь в создании имиджа политического лидера;
  • - выполнение функций доверенного лица;
  • - во время выборной кампании - разработка ее стратегии;
  • - другое.

В этой связи под политическим консультированием следует понимать разновидность профессиональной помощи профессионалов-консультантов в виде советов, рекомендаций и консультаций политическим лидерам и государственным деятелям в решении ими определенных политических задач.

А что такое политический консалтинг? Не давая ему строгого формального определения, следует отметить, что политический консалтинг можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле политический консалтинг - это процесс воздействия субъекта политического консалтинга на объект, заставляющий этот объект совершать определенные действия, направленные на достижение, прежде всего, его целей.

В широком смысле политический консалтинг включает в себя не только само воздействие, но и комплекс знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, постановкой экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, научного обоснования политических проектов для успешной реализации целей в области политического консультирования как на уровне отдельных политических лидеров и их команд, так и на уровне органов государственной власти и их руководителей.

Политический консалтинг, как узком смысле, так и в широком может рассматриваться с различных позиций.

Во-первых, как вид деятельности. В этом смысле политический консалтинг - это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов в деятельности его субъектов для достижения целей, прежде всего, политического лидера и его команды. Причем под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых политическими консультантами и менеджерами. Оптимизация означает, что политические консультанты и менеджеры должны работать для достижения политических результатов, а цели - это те результаты, которых добиваются политические субъекты политического консалтинга.

Во-вторых, политический консалтинг - это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, политические консультанты, осуществляющие политическое консультирование, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что политический консультант знает о том, как добиваться поставленных целей, управлять процессом консультирования политического лидера, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать политического лидера, создать необходимую атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, уметь управлять конфликтными ситуациями, несомненно, являются искусством.

В-третьих, политический консалтинг - это область деятельности, которая сочетает специфический процесс политического консультирования, искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм политических консультантов и менеджеров.

Следует отметить, что искусство всегда опирается на понимание лежащей в его основе науки. Поэтому наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических, биологических и других естественных науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей, овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Политические консультанты, пытающиеся осуществить деятельность без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт, овладев организационно-управленческим знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практическое применение, обоснованное решение какой-либо консалтинговой проблемы.

Безусловно, люди, занимающиеся политическим консалтингом, должны в полной мере обладать совокупностью знаний, приемов и методов, позволяющих на основании консультаций политическому лидеру осуществлять политическую деятельность эффективно, иначе они не будут востребованы на рынке политических консалтинговых услуг.

Политический консалтинг в России опирается на Конституцию РФ и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, научную организацию политической деятельности, системный анализ, научно-обоснованные методы принятия решений.

Базой деятельности политического консультанта являются социальные знания, аналитические способности, владение методами и технологиями политического менеджмента. Профессиональный политический консультант, наряду со специальным образованием, должен иметь большой опыт в этой области. Характерной особенностью консультантов-профессионалов являются их гибкость, способность выступать именно в том качестве, которое необходимо политическому лидеру, причем именно в данный момент.

Следовательно, политический консалтинг - очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества и государства постоянно возрастает.

Можно сказать, что политический консалтинг - это профессиональное содействие, оказываемое специалистами по политическому менеджменту политическим лидерам, государственным деятелям и их аппарату в решении государственных проблем в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.

Политический консалтинг как деятельность и учебная дисциплина 1. Сущность политического консалтинга. 2. Политические технологии как объект консультирования. 3. Политический консалтинг как учебная дисциплина.

1. Сущность политического консалтинга. Политический консалтинг - научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации. Консалтинговые компании, политические консультанты - субъекты политической ситуации, выполняющие услуги по обеспечению функций политического консалтинга.

Наиболее крупными и известными консалтинговыми объединениями являются: 1. Международная ассоциация консультантов политических кампаний. Учреждена в 1968 году в Париже. Организаторы – Джозеф Наполитан и Мишель Богран. Насчитывает около 125 членов из более чем 20 стран. 2. Американская ассоциация консультантов политических кампаний: насчитывает более 600 членов. 3. Европейская ассоциация политических консультантов. 4. Латиноамериканская ассоциация политических консультантов.

Функции политического консалтинга исследование политической ситуации (от имиджа отдельного субъекта политической ситуации до выборной истории общества); прогнозирование политической ситуации; реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.); создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее; оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию; реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию; оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

Профессионалом в сфере политического консалтинга становится тот, кто применяет глубокие специальные знания и практические навыки в сочетании с определенными качественными и этическими нормами и стандартами, получая за эту деятельность соответствующее денежное вознаграждение.

Из всех смежных наук наибольшее значение принадлежит политологии - науки, изучающей политику, политическую систему, политический режим и политическую власть во всех ее проявлениях. Существует два традиционных базовых подхода к политической деятельности как таковой: 1. политика как бизнес. Это представление восходит к М. Веберу и предполагает, что политическая деятельность аналогична процессу управления (компромиссной стратегия поведения); 2. политика как война (концепция К. Шмитта). Пребывание в политике объявляется борьбой за существование, и отношения определяются в терминах "враг" и "друг". Уничтожение оппонента или захват "его территории", таким образом, объявляется целью политической деятельности (силовая стратегия поведения). В реальности субъекты (АКТОРЫ) политических процессов используют как силовые, так и компромиссные стратегии.

Политолог Н. Косолапов выделяет следующие варианты политического взаимодействия политика как война. Этому варианту присущ широкий спектр силовых акций, однако может присутствовать специфический моральный кодекс (наподобие кодекса "рыцарской чести"); политика как торг. В данном случае стратегии поведения подчиняются формальным ограничениям и зависят от доминирующих в данном социуме морально-этических норм; политика как базар. Вариант взаимодействия по принципу "не пойман - не вор". Политическая практика регулируется в основном неформальными нормами, терпимо относящимися к насилию и нарушению большинства договоренностей. Однако может существовать и система "правил игры", но при этом предусматривающая широкую "вилку" возможных последствий нарушения этих норм в зависимости от статусных позиций нарушителя или "качества" взаимоотношений между нарушителем и лицами, контролирующими соблюдение норм.

Политическое консультирование в политологии рассматривается в контексте концепции политической системы. Эта концепция была разработана американскими политологами Д. Истоном, Г. Алмондом и К. Дойчем. На передний план были выведены проблемы взаимодействия общественных структур и политических институтов, социальной среды и центров принятия решений. Тем самым в единую модель были выстроены как государственные (исполнительные, законодательные и судебные), так и негосударственные институты (партии, группы интересов, СМИ и т. д.), макро- и микрополитические структуры.

Политическая система общества или политическая организация общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов (акторов), связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление» , поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политический режим - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

В рамках политической системы категория "политический режим" стала своеобразным центром, связывающим между собой элементы политического пространства, а политический консалтинг стал своего рода социальным механизмом, способом управления обществом, соединяющим, с одной стороны, базовые модели выбора, голосования и принятия решений, а с другой - способы политического участия партий и групп давления.

КРИТЕРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА Функциональное отношение властного порядка к фундаментальным правам и свободам граждан; Соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым нормам; Степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления; Уровень возможности свободного конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировки в процессе формирования органов государственной власти; Роль открытого насилия и правового принуждения в совокупности методов государственного управления.

Эти критерии дополняются системообразующими факторами: тип голосования; партийная система; метод принятия решений; формы и методы действия групп давления. Понятие политического режима является одним из важнейших в современной политологии и не может сводиться исключительно к формальным практикам государственного управления. Более продуктивным способом анализа политических режимов может стать рассмотрение их в качестве совокупности явных или скрытых структур, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, используемых ими ресурсов и стратегий.

Набор индикаторов для анализа политического режима условия старта (или стартовая ситуация). Вытекая и из предшествующей истории государства, и из конкретных обстоятельств возникновения данного политического режима (кризис, конфликт, и т. п.); влияние внешних воздействий; состав политической элиты, характеристики социальных групп, являющихся ее непосредственной социальной опорой; тип отношений элиты и масс (патернализм, вертикальная мобильность, элементы самоуправления); характеристика основных структур и институтов власти, их способность к установлению обратных связей, включая взаимоотношения центральной и местной администраций, органов государственной власти и местного самоуправления; роль лидера и его ближайшего окружения в выработке и проведении в жизнь эффективной экономической и социальной стратегии; использование национальных культурных традиций в процессе развития политической и социальной мобилизации масс, без чего практически невозможна "идеология развития"; степень, характер и механизмы достижения консенсуса в обществе.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 1. описание основных характеристик прошлого (или уходящего) режима (акторы, институты, стратегии, ресурсы); 2. квалификация точки крушения уходящего режима и описание практик разрушения прежнего режима ("навязанный переход", реформа и др.); 3. характеристика этапа изменений (акторы, институты, ресурсы стратегии, уровень неопределенности); 4. описание сценариев выхода из этапа изменений; 5. характеристика нового политического режима (акторы, институты, стратегии, ресурсы).

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект услуга объект. Субъект – это политический консультант или консалтинговая фирма; Услуга – это процесс политического консультирования; Объект – это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.

Объектами политического консультирования являются: личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели; организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т. д. ; органы государственной и муниципальной публичной власти; политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий); предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т. п.).

Процесс (технологию) политического консультирования можно представить в виде следующих основных последовательно осуществляемых действий 1. Диагностика 2. Разработка 3. Внедрение 1. Уточнение проблемы, возникшей у объекта консалтинга. 2. Обсуждение с объектом (или заказчиком, клиентом) сути возникшей проблемы. 3. Изучение проблемы, диагностика ситуации. 4. Разработка советов и рекомендаций (предложение определённых технологий решения проблемы). 5. Доведение советов и рекомендаций до объекта консалтинга. 6. Оказание оперативной помощи объекту в процессе разрешения проблемной ситуации. 7. Оценка результатов и последствий действий, предпринятых объектом консалтинга, внесение корректив в предложенную технологию. 8. Анализ эффективности советов и рекомендаций.

Конечный результат деятельности политического консультанта может быть одним из следующих: Полное решение проблемы. При повторном возникновении проблемы клиент сможет решить её самостоятельно. Частичное решение проблемы. Нерешённые проблемы клиент постепенно решит сам. Проблема не решена. Делается заключение о невозможности её решения на данном этапе, вырабатывается технология управления ситуацией, подготовки к решению проблемы. Проблема создана искусственно. Как правило, это происходит по причине незнания клиентом той области, в которой возникла проблема.

Политическое консультирование можно подразделить на следующие виды: 1. Разовое консультирование. 2. Долгосрочное консультирование. 3. Индивидуальное консультирование. 4. Групповое консультирование. 5. Внутреннее консультирование. 6. Внешнее консультирование и др.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ обеспечение познавательных потребностей клиента; эмоциональная поддержка клиента, особенно в сложных ситуациях; диагностика и экспертная оценка ситуации; помощь клиенту в понимании и анализе ситуации; снижение уровня конфронтации внутри окружения клиента и уменьшение давления на него извне; анализ и диагностика идей, исходящих от клиента; осуществление PR и помощь в формировании имиджа клиента; разработка стратегии и тактики клиента на выборах; выполнение функций доверенного лица в избирательной кампании клиента и др.

ТЕХНОЛОГИИ В процессе деятельности человек стремится оптимизировать производство товаров, продуктов, услуг, да и всю свою жизнь. Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение технологии. Технология (от греч. «техно» – искусство, мастерство, умение; логос – слово, учение) – совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Другими словами, технология – это практическое применение знаний и использование методов в производственной деятельности

В индустриальной социологии существуют классификации различных типов технологии: а) классификация Блоунера: ремесло, машинное производство, сборочный конвейер, технологический процесс или автоматизации; б) классификация Вудворда (системы производства основаны на степени технической сложности): мелкомасштабное (штучное), крупномасштабное (массовое производство), непрерывное производство.

Технология производства тесно связана с обществом в целом, а значит и с политической сферой. В политике действуют субъекты, и в зависимости от того, какие способы и приёмы взаимодействия будут ими использованы, будет зависеть сущность и содержание политических процессов. Сами политические процессы есть ничто иное, как результат определенных политических технологий.

Политические технологии – это совокупность целенаправленных, последовательных, заведомо эффективных приемов, способов, методов деятельности политических субъектов по достижению политических целей

Появление, формирование и применение политических технологий обусловлено рядом факторов: потребность политических субъектов в рациональном и эффективном способе достижения целей своей деятельности; необходимость оптимизации политической деятельности; потребность в экономичных способах решения задач, возникающих перед субъектами политики; создание предпосылок для оптимизации и рационального разрешения политических конфликтов.

Политические технологии в структурном отношении представляют собой совокупность следующих компонентов: Знания Приемы, способы, методы Ресурсы

Знания знание политической деятельности; знание политических технологий; знание целей, для достижения которых используются конкретные политические технологии.

Приемы, способы, методы Этот компонент политических технологий представляет собой совокупность конкретных умений и навыков совершения действий и достижения целей

Ресурсы Это важный компонент, от которого зависит результат, итог политических технологий. В качестве ресурсов политических технологий выступают: финансовые средства, техника, административные и информационные ресурсы и т. д.

По конструктивности политические технологии делятся на: а) конструктивные или светлые политические технологии - это технологии, соответствующие имеющимся в обществе политическим традициям, политической культуре и конструктивные с точки зрения политических интересов общества; б) деструктивные или черные политические технологии - это технологии, нарушающие политическую этику, противоречащие политической культуре и политическим традициям общества и даже запрещенные законом. (Это так называемый «черный пиар» , дезинформации, сплетни, компромат, провокации, заговоры, террор и т. п.)

Принципы политического консалтинга Научность консультант может опираться на научную истину, дополненную личным опытом, а результаты консультирования сами покажут научную истинность или ложность его рекомендаций. Недопустимо осуществлять процесс консультирования, опираясь только на опыт, который далеко не всегда соответствует положениям науки и теории; Гибкость многообразие инструментов, осуществление постоянного мониторинга позволяют быстро менять схему консультирования, обусловливают широкий диапазон применения консалтинга в различных сферах и в разнообразных конкретных ситуациях; Прогрессивность динамичность управленческих систем в соответствии с постоянным усложнением содержания и форм политической деятельности и изменением правовых норм, требующих перманентного развития и совершенствования теории и практики консалтинга;

Принципы политического консалтинга Преемственность постоянно развиваясь и совершенствуясь, сам консультант сохраняет наиболее эффективные приемы и методы консультантов разных поколений и вносит новации, вырастающие на почве нового опыта и традиций; Сохранение системы воздействие консультанта на клиентскую организацию в процессе консультирования до этапа освоения результатов консалтинга не должно нарушать качественных параметров и режима функционирования организации; Изменение системы реализация результатов ПК в клиентской организации на этапе освоения результатов консультирования должна значительно изменить ее качественные параметры и режим функционирования;

Принципы политического консалтинга Конкретность эффект консультирования обусловливается во многом своевременностью его проведения и соответствием условиям ситуации; чтобы отвечать потребностям практики, консалтинг должен четко и конкретно прогнозировать политическую и электоральную ситуацию, в которой будут осуществлены рекомендации консультантов, и степень ее изменения; Гласность практическая реализация рекомендаций консультантов во многом зависит от отношения к ним команд политических лидеров, поэтому работа консультантов на всех этапах должна быть на виду, а члены коллектива должны принимать непосредственное участие в разработке и освоении инноваций; Компетентность решения по проведению политического консультирования организации или лидера принимаются только при наличии компетентных консультантов-профессионалов по конкретным проблемам деятельности;

Принципы политического консалтинга Динамичность процесс консультирования должен вносить в жизнедеятельность клиентской организации необходимую динамику, которая сохраняется в ней и после завершения консультирования; Креативность для консалтинга неприемлемы раз и навсегда установленные правила, приемы, методы; консультационный процесс требует постоянного творчества, поиска нестандартных решений и нетрадиционных подходов; в различных ситуациях, зачастую тупиковых, консультанты используют уникальные, изобретенные ими методы и приемы; Эффективность условия деятельности консультантов таковы, что они постоянно ищут пути повышения эффективности консалтинга, ибо Заказчик постоянно держит руку «на пульсе» и оценивает качество услуги; стимулом к повышению эффективности консалтинга служит существующая иерархия консультантов, построенная в соответствии с квалификацией и соответствующей оплатой

Социологи подсчитали затраты времени на подготовку избирательной кампании и сделали вывод, что кандидаты тратят 85% своего времени на сбор средств. Реально это значит, что 85% времени кандидата идет на обдумывание того, где достать деньги; гораздо меньше времени уходит на осуществление задуманного.

Новые условия проведения избирательных кампаний вынуждают кандидатов начинать собирать деньги задолго до выборов. Политические консультанты значительно облегчают процесс сбора денег для проведения политических акций. Сегодня в рамках политического консалтинга развивается новое для России направление - фандрайзинг

Фандрайзинг (fund-raising) – сбор средств Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и как спонсорская деятельность.

Политический консалтинг, как учебная дисциплина, изучается студентами специальности «Связи с общественностью» и включена в обязательный минимум основной образовательной программы в разделе «Специальные дисциплины» . Учебная дисциплина « Политический консалтинг» имеет целью формирование у выпускника знаний теории политического консультирования и привитие навыков использования полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

ВЫВОД Политический консалтинг является специфическим видом деятельности в политической сфере, а также учебной дисциплиной. Основным приёмом политического консалтинга является определение оптимальной технологии и предложение её политическому субъекту

История возникновения политического

Консалтинга

Политический консалтинг зародился в США в конце XVIII в.,

где после окончания Войны за независимость наметилась акти-

визация политической жизни. Первой политической кампанией

ции страны (1787). С тех пор почти все американские политики

стали пользоваться услугами политических консультантов.

Первым американским президентом, прибегшим к помощи

политического консультанта, был Томас Джефферсон . В 1796 г.

он нанял Дж.Беркли . Активные действия Дж.Беркли привели

Т.Джефферсона к победе на очередных выборах президента США

Э.Бернейс1 был одним из лидеров применения новых полити-

ческих технологий в ХХ в. Он продвигал идею использования

опросов общественного мнения в политических

Еще одним американским президентом, прибегнувшим к по-

мощи профессиональных политических консультантов и исполь-

зовавшим политические технологии, был Т.Рузвельт . C 1930-х гг.

он привлекал силы публицистики для достижения своих полити-

ческих целей

В ХХ в. для успеха в политической борьбе потребовались тео-

ретические и практические разработки «новых политических

технологий». Их родиной также стали США.

Характерные черты новых политических технологий:

− широчайшее использование СМИ;

− привлечение всевозможных институтов, проводящих опро-

сы общественного мнения.

Для реализации новых идей потребовались профессионалы,

возникали специализированные фирмы, появился так называе-

мый политический менеджмент, или политический консалтинг,

как это принято называть сегодня.

Первая такая фирма была открыта в 1933 г. в Калифорнии

супружеской парой К.Уатекера и Л.Бакстер . С 1933 по 1955 г.

К.Уатекер и Л.Бакстер провели 75 политических кампаний и в 70

Победили. К.Уатекер и Л.Бакстер тщательно изучали

биографию политика и его конкурентов, затем разрабатывали



общую стратегию предвыборной кампании, готовили политика к

Медиапланирование также входило в круг обязанностей кон-

сультантов - они составляли графики выступлений политика,

современных консалтинговых агентств строится по аналогичной

В последние десятилетия в США наметилась тенденция спе-

циализации политического консультирования. Сегодня там вос-

требованы консультанты узкого профиля: специалист по написа-

нию слоганов и созданию имиджа политика, как правило, не бу-

дет заниматься кампанией по сбору средств на выборы. Эти

функции теперь четко разделены.

Политический консультант -

это советник в статусе равноправного партнера политика на всех

этапах проведения избирательной кампании. Партнерский ста-

тус политического консультанта отражает его личную заинтере-

сованность в достижении конечной цели - победе на выборах.

Одновременно с этим это высококлассный специалист, разбира-

ющийся в политике, социально-психологических технологиях

ведения политической борьбы, творчески одаренный, надежный

и увлеченный своим делом; это человек, умеющий в избиратель-

ной кампании делать все.

Сегодня в мире существует несколько профессиональных ас-

социаций политического консультирования:

− Международная ассоциация политических консультантов

основана в 1968 г., в нее вошли представители 20 стран;

− Американская ассоциация политических консультантов

основана в 1969 г.;

− Европейская ассоциация политических консультантов осно-

вана в 1996 г. в Вене;

− Латиноамериканская ассоциация политических консуль-

основана в 1996 г. в Буэнос-Айресе.

Политический консалтинг в России

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг.,

а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в уни-

верситетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим

вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических

исследований «Индем». Примерно в это же время начал практи-

ковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавляв-

ший Экспериментальный творческий центр.

Первые результаты деятельности российских политических

консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского

единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов,

работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выбо-

рах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с пар-

тией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация поли-

тических наук помогала добиться успеха партии «Женщины Рос-

После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России

переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политиче-

ским консультантам пришлось искать другие места работы, в част-

ности в государственных структурах. Одни перешли в аналити-

ческие центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие,

как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смир -

нягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чи-

новников.

В 1995 г. начался очередной бум политического консультиро-

вания. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказ-

чиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою

клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политиче-

ские группировки. В середине 1990-х гг. политических консуль-

тантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Цен-

тру стратегического анализа и прогноза благоволили Газ пром и

Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга

Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры (Сезон повы-

шенного спроса на рынке политических услуг // Известия. -

кера считалось так же престижно, как содержать личного парик-

махера или портного. Тогда это было действительно модно, но и

практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на поли-

тические услуги уравновешивался не менее широким предложе-

нием. Центр политического консультирования «Никколо М» так

После выборов президента России в 1996 г. рынок политическо-

го консалтинга окончательно структурировался, определились

ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный

хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформиро-

вался не вполне лицеприятный образ политического консультан-

та. Сами политические консультанты считают, что в этом вино-

ваты случайные люди, освоившие профессию

Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структуриро-

вания рынка политических услуг, появился определенный класс

политических консультантов, для которых проведение выборов

стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и

требовательнее

В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных

кадров наметилась тенденция превышения предложения поли-

тических консультантов над спросом. Молодых политических

консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе

заказы во многом и за счет демпинга.

В начале 2000-х гг. российский рынок политического консал-

тинга начал приобретать новую, более профессиональную фор-

му. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в

перерывах между выборами спрос на консультантов падал, остав-

ляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно

превращаться в профессиональную индустрию

Политические консультанты нового поколения в отли-

чие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессио-

нальное образование в коммуникационной сфере; они менее

креативны, но более технологичны; для них в коммуникацион-

ной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем,

они хорошие правильные англоговорящие современные менед-

жеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих

рынок десятилетие назад2.

Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в Рос-

сии - это политическое позиционирование в пространстве жиз-

недеятельности партий, которое носит название «политический

дизайн». «Единый политический дизайн - это такая организа-

ция политического пространства, при которой все элементы

действующего в нем политического субъекта находятся в гармо-

нии. Обладая системностью, единый политический дизайн отли-

чается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными бло-

ковыми составляющими выступают социальная роль, основные

цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд,

поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами по-

литического дизайна как системы являются личность политиче-

ского лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж,

визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета,

стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и

В истории российского политического консультирования

были и сложные периоды. После отмены губернаторских выбо-

ров в 2005 г. дальнейшее существование профессии политиче-

ского консультанта оказалось под вопросом. Изменения в зако-

нодательстве привели к модификации масштабов и характера

работы политического консультанта

Российские ученые классифицируют виды политического кон-

сультирования и разделяют их по следующим параметрам.

1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом.

Это может быть как разовое консультирование, так и долгосроч-

ное консалтинговое обслуживание.

2. По числу консультируемых лиц. Политическое консульти-

рование может быть групповым или индивидуальным.

3. По используемым методам и сфере консультирования. Это

может быть психолого-педагогическое, психологическое, эконо-

мическое и правовое консультирование.

4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть

директивное политическое консультирование и недирективное

политическое консультирование.

5. По целям консультирования. Это обучающее консультиро-

вание и консультирование по оптимизации структуры полити-

ческой организации.

6. По способу организации консультации. Это экспертное и

процессное консультирование1.

Политический консалтинг в России как сфера профессио-

нальной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в

общей системе общественных связей. Его рынок структуриро-

вался, определились ведущие игроки и основные тенденции раз-

вития. А развитие демократических процессов в нашей стране

делает эту профессию еще более востребованной.

Российское политическое консультирование развивается по

европейской модели, суть которой сводится к проведению кам-

паний партийными структурами при сотрудничестве с привле-

ченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и

в большинстве европейских стран, значительно меньше занима-

ется разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его

коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных

его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание

имиджа политика, а не на формирование, например, программы

кандидата. Американские налогоплательщики предпочитают

знать суть того, с чем политик идет во власть. Там на политиче-

ском рынке конкурируют предвыборные программы, а не имиджи

политиков, как это происходит в России. Российские послания

для электората страдают идейной и тематической размытостью.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение политического консалтинга. Политический консалтинг в России и его место в общей системе общественных связей. Информационно-коммуникационный аспект развития политического консалтинга, его коммуникативные аспекты и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Этапы развития рынка политического консалтинга в Пермском крае. Ситуация на рынке политических технологий. Кризис пермского рынка политического консалтинга. Анализ цен на услуги политтехнологов. Приоритетные направления деятельности политтехнологов.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2010

    Понятие политического пиара, его функции, основные составляющие и отличительные черты. Политические коммуникации и манипулирование. Происхождение и определение термина "черный пиар", его особенности в России. Основные личностные качества PR-специалиста.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Сущность, основные этапы и задачи политического пиара. Общие моменты и специфика деятельности PR-служб в политических партиях и общественно-политических организациях. Механизмы политического пиара и главные приемы формирования политического имиджа.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Методологический аспект исследования особенностей политического пиара в избирательных кампаниях. История возникновения Public Relations. Сущность понятия "выборы". Украинский электорат и его этнонациональные особенности как объект избирательного PR.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2010

    Понятие, сущность и принципы фандрайзинга. Источники пополнения избирательного фонда партии; виды благотворительной деятельности. Причины зарождения политического консалтинга в США. Инструменты и условия развития электорального фандрайзинга на Юге России.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Теоретические и практические аспекты политического маркетинга, его сущность и проблемы формирования в России. Роль средств массовой информации как инструмента политического маркетинга, особенности его становления в избирательных компаниях в России.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010



Похожие статьи

  • Обработка Закрытие кассовой смены

    Опубликовано 18.08.2017 15:25 Просмотров: 8440 В прошлой статье мы разобрали документы, которые можно использовать для печати чеков в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0» (). После того, как вами был...

  • Письмо-подтверждение Тенденции в обществе

    В программе ведется складской учет по регистру "Учет ТМЦ на складах" , поэтому при попытке отгрузить со склада ТМЦ в количестве большем, чем есть на складе, выдается сообщение о наличии их на складе и документ не проводится. В данном...

  • Приёмо-сдаточный акт Приемо сдаточный акт в 1с

    Приемо-сдаточный акт для БП 3.0 (управляемое приложение). Внешняя печатная форма для документа «Поступление товаров». Приемо-сдаточный акт для БП 3.0 (управляемое приложение). Внешняя печатная форма для документа «Поступление...

  • Увольнительная записка обработка для 1с

    Хотя многие используют 2000 и 2012 коды без последствий со стороны проверяющих органов. В части «Страховые взносы» вид дохода укажите «Целиком облагаемые страховыми взносами». В следующей части укажите, что учет ведется по статье, и...

  • Станция "Родина" детской железной дороги

    Детская железная дорога находится в лесопарковой зоне «Лебяжье». Лесопарк «Лебяжье Озеро» - это большой участок леса между поселком Залесный и озером Изумрудное. Озеро Изумрудное, называемое в народе Карьер, находится в поселке...

  • Освежающие напитки Быстрый напиток в домашних условиях

    Как в домашних условиях сделать вкусный квас или пиво, как приготовить самый популярный коктейль своими руками. В этой категории вы найдёте лучшие рецепты напитков с фото, видео уроки и пошаговое объяснение каждого этапа приготовления....