Свойства русского ударения. Фонетическая природа русского словесного ударения Какое ударение характерно для русского языка

Вопрос 1

«Предмет и задачи фонетики»

Основные понятия фонетики.

Вопрос 2

Речевой такт – Фонетическое слово – Слог – Речевой звук –

Вопрос 3

Слог –

Ударение Интонация –

Вопрос 4

Артикуляционные.


Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

По уровню шума: По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.

Вопрос 9

С акустической точки зрения

Вопрос 10

Слогораздел – граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи. Проблема установления слогораздела возникает в случаях, когда в слове имеется стык согласных. В античном языкознании граница слога устанавливалась всегда после гласного. М. В. Ломоносов сформулировал правило, согласно которому в начале слога может быть только такое сочетание согласных, какое возможно в начале слова. Аванесов, понимавший слог как волну сонорности, утверждал, что в начале слога согласные могут располагаться лишь по принципу возрастающей звучности. Если же первый согласный более звучен, чем второй, то он отходит к предыдущему слогу. Изучение артикуляционно – акустических характеристик речевых последовательностей показывает, сто в русском языке фонетическая связь между начальным согласным и последующим гласным существенно теснее, чем связь между гласным и последующим согласным. Соответственно любое высказывание распадается на цепь открытых слогов независимо от качества сочетающихся согласных, места ударения, а также морфологических и межсловных границ.

Вопрос 11

«Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского ударения. Место ударения в слове»

Ударение – выделение каким – либо акустическим средством одного из компонентов речи: 1) Слова в составе фонетического слова – словесное ударение; 2) Слова в составе синтагмы – синтагменное ударение; 3) Синтагмы в составе фразы – фразовое ударение; 4) Какого – либо слова для подчёркивания его особого значения – логическое ударения.

Словесное ударение – вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического, слогового ударения. Словесное ударение может быть свободным. Свободное словесное ударение может выполнять как различительные, так и кульминативные и делимитативные функции.

Вопрос 12

«Смыслоразличительная функция русского ударения. Неподвижное и подвижное ударение. Клитики»

Смыслоразличительная функция – способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний. Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (смыслоразличительная роль звука) (дом - том), ударение (мУка - мукА), интонация (Это твой компьютер. – Это твой компьютер?)

Неподвижное и подвижное ударение. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т.е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например, в русском языке)

Клитика – слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога. Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой – то одной части речи, либо к словоформам любой части речи последние называются транскатегориальными.

Вопрос 13

«Фразовое, тактовое и логическое ударение»

Фразовое ударение – это ударение, которое получает слово, как член предложения. В отличие от словарного ударения, которое имеют все слова, фразовое ударение получают только знаменательные части речи.

Тактовое ударение – это ударение в ритмической речи, оно проявляется через определённое количество слогов, создаёт музыкальность и ритм.

Логическое ударение – это интонационное выделение одного из членов предложения с целью подчёркивания его значимости.

Вопрос 14

«Интонация. Интонационные конструкции, их типы. Функции интонации: такто - и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная»

Интонация – совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Интонационные конструкции – совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака, имеет план выражения и план содержания.

Вопрос 15

«Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Понятие чередования»

Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема.

Терминов фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка. Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделённые значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка – морфем, слов и их форм – принципиально не возможно без фонем, из которых строятся их означающие.

Чередование – парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях.

Вопрос 16

«Типы чередований: позиционные, фонетические и исторические. Параллельные и пересекающиеся чередования»

Позиционные чередования – чередование звуков, всецело зависящее от фонетических условий (от изменения фонетической позиции звука в слове). Иногда позиционное чередование называют позиционной меной звуков.

Фонетические чередования – чередования, обусловленные действующими в языке фонетическими закономерностями: изменение звучания связано с позицией звука ‘не меняет состава фонем в морфеме. Чередование ударных и безударных гласных, чередование звонких и глухих согласных.

Исторические чередования - чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка.

Параллельные чередования – п ри параллельном чередовании ударных гласных образуются вариации основных гласных фонем, различающиеся между собой в зависимости от положения в слове и от положения по отношению к согласным звукам.

Пересекающиеся чередования – чередование гласных не верхнего подъёма, связанное с метом гласного звука по отношению к ударению.

Вопрос 17

«Система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем и звуков. Фонологические школы»

Система фонем. Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Интегральные признаки - это такие признаки звуков, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные. Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Фонологические школы

Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся пониманием фонемы:

1) Ленинградская фонологическая школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) – школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема – психический эквивалент звука") и Л.В. Щербы ("фонема – звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка;

2) Московская фонологическая школа (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов) – школа, развивающая идею И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме как "подвижном компоненте морфемы" и рассматривающая фонему как строевую единицу в составе морфемы;

3) Пражская фонологическая школа (Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон) – школа, рассматривающая фонему как "пучок дифференциальных признаков", выдвигающая на первое место внутрисистемные отношения между фонемами.

Вопрос 18

«Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства мягких и твёрдых согласных и от положения по отношению к ударению»

Фонетические чередования могут образовывать пересекающиеся ряды, имеющие общие члены, либо параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области гласных обусловлены положением под ударением или без ударения, фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].

фонетические можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания.

Вопрос 19

«Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости, месту и способу образования»

Вопрос 20

«Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Подсистема гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Подсистема согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем»

Вопрос 21

«Исторические изменения в фонетике. Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция»

На известном памятнике Петру Первому в Ленинграде есть надпись: «Петру Перьвому Екатерина Вторая». Перьвому - это не ошибка: так говорили в XVIII в. Мягкий звук [р"] произносили и в таких словах, как: се[р"]п, ве [р"]ба, уще[р"]б, ве[р"]х, четве[р"]г, зе[р"]кало, це[р"]ковь. Мягкость [р"] была здесь не случайна. Мягкость [р"] была обязательной в положении после [е] перед губным или заднеязычным согласным.

Всякий живой язык характеризуется непременной особенностью - он изменяется.

В современном русском языке в сочетаниях двух мягких согласных первый отвердевает. Это отвердение очень медленное, оно сначала осуществляется в одних сочетаниях, потом в других, в одних словах раньше, в других - позднее.

Исследователи русского языка конца XIX - начала XX в. отмечали, что в литературном языке той эпохи губные согласные перед мягкими заднеязычными тоже произносились мягко: я[м"]ки, ла[ф"]ки (лавки). Сейчас такое произношение полностью ушло из литературного языка и его можно встретить только в диалектах.

Современные фонетические чередования - свидетельство происходивших некогда в языке звуковых процессов. Например, в русском языке чередование звонких согласных с глухими на конце слова и перед глухими: зу[б]ы- зу[п] -зу[п]ки, боро[д]а - боро[т] - боро[т]ка, . Такое чередование сложилось в результате того, что звонкие на конце слова и перед глухими оглушились.

Фонетический процесс заканчивается, когда ему уже не на что распространяться. Тогда на смену фонетическому процессу приходит фонетическое чередование.

Редукция - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.

Аккомода́ция - один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной.

Ассимиляция - в фонетике уподобление соседних звуков один другому.

Диссимиля́ция - в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше.

Вопрос 22

«Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения»

Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правила устной речи.

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Известно немало случаев, когда гласные и согласные в разговорной речи меняются с глухих на звонкие, и наоборот. Например, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.

Старшая и младшая нормы

В русской орфоэпии различают «старшую» и «младшую» нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Стили произношения

Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению произносительных вариантов. В разговорном стиле, нейтральном со стилистической точки зрения, отсутствует столь выраженное стремление к безупречному произношению и возможны произносительные варианты (ср. рус. просят - [пpо́с’ут] и [про́с’ът]). Может быть выделен и сниженный, просторечный стиль. Книжный и просторечный стили охватывают не всю лексику языка, а лишь некоторый её круг: для книжного стиля его составляют слова, относящиеся к сферам науки, техники, искусства, политики, для просторечного - лексика, принадлежащая к сферам быта, обиходной жизни. Охват двух названных стилей также неодинаков у разных носителей языка.

Вопрос 1

«Предмет и задачи фонетики»

Фонетика – это раздел языкознания, в котором изучается звуковая система вещания. Итак, предметом изучения фонетики являются звуки речи: их природа, сочетаемость, закономерные изменения звуков в речевом потоке и их обусловленность. Задача фонетики – изучить общие закономерности создания звуков, их классификацию, охарактеризовать звуковые изменения, определить другие фонетические единицы – состав и ударение. Звук – это мельчайшая единица речи, материальная оболочка слов. Отдельно взятый звук не имеет какого – либо значения, он его приобретает лишь в составе слов и морфем, выполняя функцию распознавания их значений. Фонетика имеет важное значение. Знание процессов создания звуков, их свойств, закономерностей сочетаемости – одна из предпосылок повышения культуры устной речи. Фонетика тесно связана с другими языковедческими дисциплинами: графикой, орфографией, орфоэпией, а также лексикой, морфологией, синтаксисом и стилистикой. Основные понятия фонетики.

Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются. Основные фонетические единицы. Звук речи – это минимальная единица цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определёнными фонетическими свойствами. Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части: 1) дыхательный аппарат (лёгкие, бронхи, трахея), который создаёт необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т.е. язык, губы; 4) Головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата. Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные. В зависимости от участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

Вопрос 2

«Сегментные и суперсегментные фонетические единицы» Линейные единицы ещё называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно – акустической спецификой. Артикуляционно – акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.ПРОСОДИЯ – совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи.Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегмент речевого потока. Фраза – самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений.Речевой такт – это часть фразы, выделяемая ритмико – интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт – понятие интонационное, выдыхательная группа – понятие физиологическое, синтагма – понятие семантико – синтаксическое.Фонетическое слово – самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря, клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным.Слог – это минимальная фонетико – фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико – артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые.Речевой звук – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Наука о звуках речи называется фонетикой.

Вопрос 3

«Слог, ударение, интонация как суперсегментные единицы»

Слог – наименьшая произносительная единица языка, то есть наименьшая единица речевой цепочки. Слогообразование: гласные, сонорные, шумные. В слоге должен быть либо один гласный, либо один сонорный. Типы слогов: прикрытые (начинаются с согласного), неприкрытые (начинаются с гласного), открытые (оканчиваются на гласный звук), закрытые (оканчиваются на согласный звук). Ударный слог – в русском языке слог более длительный, чем остальные, более напряжённый, более низкий, чем остальные. По отношению к ударному слогу различают предударные и заударные слоги.

Ударение может быть мелодическим, акцентным и тоническим. Способы выделения ударного слова: более громкое, низкое и долгое произношение – придаёт речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания. При этом существует зависимость силы, длительности ударного слога. У каждого гласного есть свой порог. Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные. Интонация – различное соотношение изменений высоты тона и других акустических компонентов, служащих для выражения смысловых и эмоционально – стилистических различий высказываний. В интонации следует различать 2 аспекта: - Коммуникативный: интонация представляет собой средство выражения смысловой стороны речи. Оно сообщает, является ли высказывание законченным. – Стилистический: интонация – средство стилистического выражения эмоций.

Вопрос 4

«Акустические и артикуляционные характеристики звуков» Акустические. Общей теорией звука занимается акустика. Звук речи, как и всякий другой звук, физическое явление, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду и воспринимаемое человеческим ухом. Колебания физического тела, например, голосовых связок, могут быть ритмичными упорядоченными, в результате этого возникают звуки определённой устойчивой частоты, или тоны. Наряду с этим колебания бывают неравномерные, неупорядоченные, им соответствуют шумы, иногда тон и шум объединяются в один тоно – шумовой звук. В языковых звуках тоны возникают при колебании голосовых связок в гортани, а также при ответных колебаниях воздуха в надгортанных полостях. Так в основном рождаются гласные, тогда шумы возникают в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. К шумам относятся глухие согласные. Звук также характеризуются длительностью, или долготой, т.е. продолжительностью данного звука с его количеством колебаний во времени. Классификация звуков речи по акустическим характеристикам Гласные: по длительности – долгие и краткие. Согласные: по соотношению тона и шума – сонорные и шумные (звонкие и глухие)

Артикуляционные.

Работа органов речи по производству звуков называется артикуляцией. В артикуляции 3 этапа: приступ, выдержка и отступ. Физиологический элемент артикуляции и называется кинемой. По отсутствию или наличию преграды на пути струи воздуха, по напряжённости органов речи и по силе воздушной струи все звуки делятся на гласные и согласные, а согласные в свою очередь – на сонорные и шумные; а шумные ещё – на звонкие и глухие. Иногда один звук производится двумя артикуляциями: есть звуки дифтонги и трифтонги. В целом биологическая сторона звуков определяется местом их образования, т.е. участием тех или иных органов речи, а акустическая – способом работы этих органов. Все языки имеют в своей структуре звуки с особой артикуляцией. Место образования согласных звуков определяется теми органами речи, которые участвуют в артикуляции. Например, губно – губные, губно - зубные, язычные, среди них: переднеязычные зубные, переднеязычные нёбные, среднеязычные и заднеязычные. По способу образования русские согласные звуки характеризуются так: щелевые, смычные, смычно – проходные


Вопрос 5

«Классификация гласных звуков по месту и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации» По степени подъёма языка: верхний подъём – [и],[ы],[у]; средний подъём – [э],[о]; нижний подъём – [а] По наличию или отсутствию лабиализации: лабиализованные – [о], [у]; нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а]

Вопрос 6

«Классификация согласных звуков по месту образования» Губно – губные: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; губно – зубные: [ф],[ф’],[в],[в’]; переднеязычные: кончик языка вверху – [т],[д],[н],[л],[л’],[р’],[р],[ш],[ж],[щ],[ч]; кончик языка внизу: [т’],[д’],[н’],[с],[с’],[з],[з’],[ц]; заднеязычные – [к],[к’],[г],[г’],[х],[х’]

Вопрос 7

«Классификация согласных звуков по способу образования» Смычно – взрывные: [п], [п’],[б],[б’],[т],[т’],[д],[д’],[к],[к’],[г],[г’]; смычно – проходные: [м],[м’],[н],[н’],[л],[л’]; щелевые: [ф][ф’][в][в’][с][с’][з][з’][ш][ж][щ][j][х][х’]; смычно – щелевые: [ц],[ч]; дрожащие: [р][р’].

Вопрос 8

«Классификация согласных звуков по уровню шума, участию или неучастию голоса в образовании звука, по твёрдости - мягкости»

По уровню шума: сонорные: [р], [л],[м],[н],[j]; шумные: [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[к],[п],[с],[т],[ф],[х],[ц],[ч],[ш]; По отсутствию или наличию голоса: звонкие: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з];глухие: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч‘]; По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.

Вопрос 9

«Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов»

C артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, её звучание. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Вопрос 10

«Слогораздел в русском языке»

Неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи. Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания акцентология. Ударение в русском языке в отличие от других языков свободное, т. е. может падать на любой слог. Кроме того, ударение может быть подвижным (если в различных формах слова падает на одну и ту же часть) и неподвижным (если ударение меняет место в разных формах одного и тог же слова).

В некоторых словах сложности в ударении существуют из-за того, что многие не знают их принадлежности к части речи. Например, прилагательное развитОй. Это слово употре***ется в значении «достигший высокой степени развития». Но в русском языке существует причастие рАзвитый, или развИтый, образованное от глагола развивать. В данном случае ударение зависит от того, прилагательное это или причастие.

В русском алфавите есть буква ё, которая считается факультативной, необязательной. Печатание буквы е вместо ё в литературе и официальных бумагах привело к тому, что во многих словах стали произносить на месте о э: не жёлчь - [жо]лчь, а желчь - [жэ]лчь, не акушёр - аку[шор], а акушер - аку[Шер]. В некоторых словах было перенесено ударение: заворОженный, недооцЕненый вместо правильного заворожённый, недооценённый.

Каковы особенности русского словесного ударения?

Правильная постановка ударения в словах -- необходимый признак культурной, грамотной речи.

Раздел науки о языке, изучающий природу, особенности и функции ударения, называется акцентологией.

Ударение-- своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.

Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:

оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку""хонный, экспе""ртный, проходно""й);

подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача""ть, на""чал, начала"", на""чало);

кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво""рог и творо""г, ба""ржа и баржа"" и др.;

Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (`). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное -- вторым (ближе к концу слова): кля`твопреступле""ние, о`колозе""мный, ви`це-президе""нт.

Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:

литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);

основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).

Например, глагол заня""ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся"" -- основной вариант, заня""лся -- дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за""нялся -- встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

заброни""ровать место в гостинице -- забронирова""ть новое орудие;

приво""д в милицию -- при""вод в механизме;

осенняя сырость и мокрота""-- кашель с мокро""той;

языково""й барьер -- языко""вая колбаса;

занято""й человек -- за""нятое место;

ша""баш ведьм -- шаба""ш работе.

Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.

Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята"" вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята"", отнята"", поднята"", начата"" и т.д.

Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.

С приходом системы ЕГЭ стали популярны так называемые «акцентологические минимумы» (это минимум слов, вызывающих трудности в правильной постановке ударения, которым должен владеть школьник, абитуриент, студент; своеобразная «шпаргалка»).

Акцентологические минимумы можно найти практически в любом современном пособии по культуре речи или в Сети. Все они содержат разный набор слов, поскольку такие списки не могут не быть субъективными.

Примечания.

В русском языке не принято ставить знак ударения над буквой «ё», так как она всегда ударная. Исключением являются заимствованные и сложные, составные слова (например, трёхъя""русный).

Некоторые слова в разных словарях имеют разное ударение либо дополнительные варианты ударения.

В случае трудностей при постановке ударения в слове лучше обращаться к специальным словарям (см. ссылки ниже) и составлять свой индивидуальный акцентологический минимум.

Обозначение

В русском языке ударение обозначается знаком «акут» над гласным слога: говоримть. Обычно на письме знак ударения проставляется только при необходимости смыслоразличения или для логического подчёркивания: Я знаю, что ты знбешь - Я знаю, чту ты знаешь; Вы смутрите - ну и смотримте; ...в бульших количествах.... В словарях и другой учебной литературе (в том числе в детских книгах) ударение может обозначаться чаще или даже повсеместно. В последнее время в связи с развитием интернета, SMS и т.п., где использование акута затруднительно, появилась тенденция обозначать ударение заглавной буквой: ...в бОльших количествах.... Над буквой ё ударение никогда не ставится, поскольку написание ё почти всегда подразумевает ударную позицию (кроме некоторых заимствований и сложносоставных слов: «сёдзё», «трёхэтамжный»). Если пишущий не употребляет букву ё последовательно, то её употребление аналогично использованию знака ударения.


Словесное ударение - это физическое выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.
Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков и характеризуется как количественное, силовое или динамическое.
Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, или ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром. Ударность / безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.
В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным, или разноместным.
Особенностью русского словесного ударения является его подвижность - возможность перемещения ударения с одного слога на другой при изменении слова, например: белый - бела - белёе. При этом следует помнить, что в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением: звонеть - звонел; торт - торты - торта.
Некоторые слова в русском языке могут иметь не одно, а два или три ударения - одно основное, другие - побочные. Побочные ударения чаще всего выделяют первый слог, а основное падает на другие слоги. Побочное ударение имеют сложные слова из двух основ (древнерусский), многие сложносокращённые слова (стрдйматериалы), слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супе (дкололитературный, суперобложка). В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ, возможно 3 ударения (аэрофдтосъемка
Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочного ударения не наблюдается хлебозавод, достоверный

Еще по теме Фонетическая природа русского словесного ударения:

  1. § 9. Ударные и безударные гласные. Словесное ударение. Особенности русского ударения.
  2. 1. Язык как система. Понятие о современном русском литературном языке. Норма литературного языка. Изменение языковых норм. Нарушение языковых норм.

ОРФОЭПИЯ

Орфоэпией (orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.

На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].

Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.

Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.

Правила произношения.

В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.

В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.

Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб , са[т] – сад , любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг , поро[к] – порог и т. д.

Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад брат , раб арап , раз час . Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег век , снег р ек, друг мук .

В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.

В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.

Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка , про[п]ка – пробка . Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба , [з]губить – сгубить .

Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.

Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн , здн , стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный , по[зн]о – поздно , че[сн]ый – честный , уча[сл]ивый – участливый . Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш , сж и зж , зж и жж , сч , зч , тч и дч , тц и дц .

СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Свойства Примеры
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к ка­кому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения - индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу берег, товарищ, молодец, перевезённый, переквалифицировался руки - руки, нарезать - нарезать; еду - еду, ворона - ворона
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и то­го же слова Присуща - 90 % слов современного русского языка задеть - задели - заденешь - задень; буква - буквы - буквами; ленивый - ленива - ленивы - ленивее
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка нести - несете - несут; брал - брала - брали; двадцать - двадцатью
Вариативностькак возможность различного положе­ния в одном и том же слове и в одной и той же морфе­ме творог - творог; налил - налил; даришь, дарить
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный

Фонемы, являясь минимальными звуковыми единицами, которые служат для образования различения звуковых оболочек слов и форм слов, служат для создания линейной речевой цепи, где один элемент следует за другим. Однако к звуковым средствам языка относятся не только такие линейные единицы, но и способы объединения этих единиц в более крупные звуковые единицы: слова, синтагмы, предложения. Каждая из этих единиц не является простой суммой единиц предшествующей группы: слово не является последовательностью звуков не только с точки зрения внутренних, языковых характеристик, но ив чисто фонетическом плане. Для слова обязательны организация звуков в слоги и специальные характеристики этих слогов, определенные способы их объединения. О том, что слог, являясь минимальной произносительной единицей, обусловливает тем самым тесную связь артикуляционных и акустических характеристик своих компонентов, уже было сказано,

Как же слоги объединяются в слово при помощи словесного ударения?

В слове, если оно фонетически самостоятельно, есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Таким образом, хотя функция ударения -- объединять слоги в слово, способ реализации ударения -- это выделение ударного слога, вокруг которого группируются безударные слоги.

Выше уже говорилось, что в современном русском языке основной признак ударности -- это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов. Отношения между ударным и безударным слогом по длительности могут быть самыми различными. В одном и том же слове ударный гласный всегда обладает большей длительностью, чем безударный.

Как фонетическая единица слова представляет собой некоторую ритмическую структуру? Безударные слоги, обладающие меньшей длительностью, чем ударный слог данного слова, можно разделить на две большие группы по их фонетическим характеристикам и по их функции: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные -- отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках; предударные, как мы знаем, меньше редуцируются, чем заударные. Под редукцией будем понимать и изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция), и изменение качества гласного (качественная редукция), и ослабление контраста между согласным и гласным, приводящее к меньшей расчлененности слога.

Надо помнить при этом, что наиболее важными являются относительные характеристики ударного слога, его большая выделенность на фоне безударных слогов. Так, если мы рассмотрим характеристики ударного слога в слове леса, произнесенного в быстром темпе, то может оказаться, что он ничем не отличается от предударного слога в слове сады, произнесенного в нормальном или медленном темпе, и только на фоне окружающих слогов, произносимых в том же темпе, каждый из этих слогов воспринимается как ударный или неударный.

Важно, что ударный слог может объединять вокруг себя ограниченное количество безударных -- в среднем не больше пяти-шести. Если число слогов в слове велико, то возникает так называемое побочное или второстепенное ударение. Особенно хорошо его слышно, когда мы произносим сложные слова: одиннадцатиэтажный, сверхпроводимость и т. д. В определенной мере возникновение этого второго ударения в слове связано с тем, что «сфера действия» ударного слога, связывающего безударные в одно целое, небезгранична: человек не может произносить подряд слишком много безударных слогов.

Кроме ударения как объединяющего фактора, фонетическую целостность слова создает еще и определенная временная организация: из какого бы числа звуков ни состояло слово, длительность его стремится всегда к некоторой постоянной величине. Конечно, этого практически не бывает, но имеется строгая закономерность: чем больше число звуков в слове, тем меньше длительность каждого из звуков.

Все эти признаки фонетического единства слова в наиболее ярком виде выступают при анализе изолированно произнесенных слов. В более крупных речевых отрезках эти характеристики значительно ослабляются. В первую очередь здесь нужно упомянуть перераспределение слогов, связанное с ритмической структурой высказывания: если в изолированно произнесенном слове люди слог ди является заударным, то в выражении Люди мира и труда слог ди получает характеристики предударного, поскольку следующий за ним слог -- ударный (мира), а межсловная граница не препятствует этому изменению фонетических характеристик.

Это явление приводит к очень интересным фонетическим последствиям, так как в результате перераспределения слогов исчезает различие между предударными и заударными слогами, которое существует при произнесении изолированных слов.

Ритмизующая функция словесного ударения

Объединение фонологического слова вокруг ударного слога обусловливает необязательность совпадения его со словом как лексической единицей. Как правило, фонологическое слово длиннее словоформы, оно включает в себя так называемые проклитики и энклитики, состав которых при наличии общих черт достаточно специфичен в языках.

В русском языке проклитическими элементами являются,личные местоимения.

В немецком языке проклитиками являются: артикль, предлоги, союзы, относительные местоимения и наречия, вопросительные местоимения и наречия, частицы so и zu; как проклитиками, так и энклитиками могут быть: вспомогательные, модальные, связочные и фазисные глаголы, личные местоимения, возвратные местоимения, местоимения es и man, модальные частицы, а также послелоги (например: meiner Meinung nach) и отрицание nicht.

Уже из этого перечня видно, что немецкое фонологическое слово в среднем длиннее русского, а число ударных слогов в немецкой фразе меньше, чем в русской.

Разумеется, безударность проклитик и энклитик относительна: как самостоятельные лексические единицы они всегда могут быть ударными при логическом выделении. Это свойство присуще обоим языкам. Однако в русском простые предлоги в ряде случаев ударны и без логического выделения, а следующие за ними полнозначные слова безударны. Чаще всего ударны предлоги на, за, под, по, из, без. Аналогично обстоит дело с частицами не и ни (например: не был, к чему, нехотя, не во что, где бы я ни был).

Организуя фонологическое слово, ударение создает определенную ритмику речи, обнаруживающуюся в соотношении силы ударных и безударных слогов. Наиболее очевидно ритмизующая функция обнаруживается у так называемого второстепенного ударения. Его особенности различаются в немецком и русском языках в двух основных отношениях.

Во-первых, в немецком языке главное ударение чаще всего бывает первым, а второстепенное - вторым (это относится как к сложным словам типа Halstuch, так и к производным со слабоударными суффиксами типа Verschiedenheit). При большей или равной ударенности второго элемента по сравнению с первым обычно реализуются некоторые лексические различия (ср.: ґblutarm, ґblutґarm). В русском второстепенное ударение, как правило, бывает первым, а главное -- вторым (например: дальневосточный, идолопоклонник, миролюбивый).

Во- вторых, за редкими исключениями, наличие второстепенного ударения в немецком сложном слове обязательно. В русском языке многие широкоупотребительные сложные слова (типа водовоз, паровоз, миномет) с малопротяженным первым элементом второстепенного ударения не имеют. Более того, наличие второстепенного ударения в русских сложных словах обусловлено не столько их структурой, сколько книжным характером, то есть причиной стилистической (ср., с одной стороны, машиностроение, сельскохозяйственный и, с другой, гальванопластика, киносценарий).

Трудности, возникающие при обучении немецкому произношению.

Ниже перечислены главные трудности, с которыми сталкиваются русскоязычные учащиеся при овладении немецким произношением.

Во-первых, трудно усваивается фиксированный характер немецкого ударения и его тяготение к началу слова. Ошибки особенно многочисленны при произношении интернационализмов.

Во-вторых, -- и это значительно труднее преодолевается -- комбинированный (динамически - квантитативно - квалитативный) характер русского ударения переносится на немецкую речь, затрудняя овладение не только немецким ударением, но и признаком длительности (напряжённости) гласных, а также особенностями их редукции.

В-третьих, достаточно трудны для русских длительные последовательности безударных слогов в немецком языке (по аналогии с ритмикой русской речи в них появляются избыточные ударные слоги), постоянная безударность некоторых классов слов (наиболее часто отмечается ошибочное ударение отрицания nicht), особенности немецкого второстепенного ударения.

В последнем случае трудности усугубляются тем, что подлежащий усвоению в рамках школьного курса немецкого языка круг сложных слов в основном исчерпывается бытовой лексикой (слова типа Tischlampe, Schriebtisch, Esstisch), то есть как раз теми единицами, для которых в русском языке второстепенное ударение нехарактерно. Интерферирующее влияние оказывает также и различие в месте главного и второстепенного ударений немецкого и русского языков.

Во всех случаях профилактика и преодоление ошибок являются достаточно трудоемкой работой и невозможны без хотя бы минимальных комментариев и разъяснений. Опоры на родной язык в силу значительности расхождений при этом лучше избегать. Так, при обучении немецким сложным словам целесообразно отталкиваться от немецких производных слов со слабоударными суффиксами, но никак не от соответствующих единиц русского.



Похожие статьи