Имя прилагательное часть речи упражнения. Тренинг для педагогов "путь к успеху". Упражнение «Неожиданный гость»

Имя прилагательное.

Изменение им. прилагательных по родам.

1. Записать ответы на вопросы. Подчеркнуть окончания им. прилагательных.

1.Какая стоит погода?

2.Какой идет дождь?

3. Какое небо?

4. Какие на деревьях листья?

2.Записать названия магазинов по видам товаров, которые в них продаются. Выделить окончания, обозначить род.

Книги, хлеб, продукты, овощи, мебель, посуда.

3. Согласовать прилагательные с существительными в том же роде. Записать. Обозначить род, выделить окончание.

Родной (город, страна, село)

Лесной (край, поляна, озеро)

Синий (цветок, лента, небо)

4. Образовать от данных имен существительных прилагательные и объяснить написание согласных.

Место(житель), лес(поляна), область(центр), грусть(день), радость(новость), интерес(дело), вкус(яблоко)

5. Заменить выделенные прилагательные близкими по значению. Записать предложения.

Отважный пограничник привел шпиона на заставу. Осенью у полей и лугов особенно печальный вид. Все еще стоит прекрасная погода.

6. Подобрать к данным прилагательным антонимы. Записать.

Пасмурный- ...., грустный-...., жесткий-..., тяжелый-..., смелый-... .

7 * . Употребляя подходящие по смыслу прилагательные, сделать описание грозы ярче, красивее.

Разыгралась гроза. Тучи заволокли небо, заслонили солнце. Вот среди туч блеснула молния. Вслед за ней раздался треск. Треск раскатился по небу и замер где-то в отдалении.

8 * . Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать текст.

Осень.

Незаметно прошло..... лето . Дни стали короче. Небо ....., ..., .... . .... туча покрывает его. Как сквозь сито, сеет из нее...., ...., ....... дождь.

9. Выборочный диктант. (Сначала выписать прилагательное+ существительное мужского рода, потом прилагательное+ существительное среднего рода. Дописать четыре -пять прилагательных +существительных женского рода).

Резиновый мяч, стальное перо, широкое поле, большой лес, стройный тополь, парное молоко, родное село, осенний дождь.

10. Контрольное списывание. (Списать определяя род у имен прилагательных)

Сосна.

Кругл... год зеленеет в л.су красив... дерево. Прям... стройн... ствол его достигает высоты сорока метров. Это – сосна.

Сосна – очень ценн... дерево. Крепк... древесина сосны используется в промышленности. А желт... душист... смола идет на изготовление лекарств.

Изменение имен прилагательных по числам.

1.Поставить во множественном числе данные прилагательные и существительные. Выделить окончания прилагательных.

Высокий урожай-......, родное село -...., синее море-...., широкая река-....., дальняя роща-.... .

2. Указать число, выделить окончание прилагательных.

Здоров... воздух, тенист... аллеи, утренн... туман, полезн... дела, космическ... ракета, богат... урожай, березов... рощи.

3. Записать. Подчеркнуть прилагательные, обозначить их род и число.

Вода- могучий работник. Она роет в степях глубокие овраги. В руслах рек она намывает песчаные мели, строит большие и малые острова.

4. Назвать число и окончания прилагательных в словосочетаниях румяное яблоко, румяные яблоки; золотая медаль, золотые медали.

Составить и записать с этими словосочетаниями предложения.

5. Словарный диктант с заданием поставить прилагательные +существительные во множественном числе.

Отличная отметка, прилежный ученик, дальнее село, топкое болото, синяя лента, новая линейка.

6 * . Записать, что учащиеся увидели красивое в природе. Назвать и подчеркнуть прилагательные, определить род, число.

Изменение имен прилагательных по падежам .

1. Записать. Подчеркнуть прилагательные, поставить к ним вопрос. Обозначить падеж прилагательного, выделить окончание.

На сказочной земле Жидели Байсын жил некогда знатный человек по имени Байбори. После посещения святых мест у него родился сын.

Счастливый отец устроил невиданный той. Бескрайняя степь гудела от огромного количества гостей.

2. Записать прилагательные + существительные. В скобках поставить вопрос, определить падеж.

1)В давние времена жил на земле могучий царь Ушинара. 2)Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным, был добрым и справедливым. 3) После знойного дня на землю спустилась вечерняя прохлада.

3. Определить род, число, падеж прилагательных в предложении.

Холодный ветер гонит по небу лохматые серые тучи.

Склонение имен прилагательных единственного числа .

Именительный и винительный падежи.

1. Определить падеж существительного и прилагательного.

На окраине города стоял большой дом. На пустыре ребята посадили большой сад.

2. Записать ответы на вопросы. Обозначь падеж прилагательных, выдели окончания.

1. Где рос красноголовый подосиновик?

  1. Кто нашел красноголовый подосиновик?
  2. Кто увидел белый гриб?
  3. Где притаился белый гриб?

3. Подобрать прилагательные к существительным ветка , черемуха, роща. Составить предложения, употребив эти прилагательные и существительные в И.п.

4.Распространить текст, подбирая к выделенным существительным прилагательные ж.р. Записать. Выделить окончание, определить падеж.

Ходил я как-то в... рощу. Случайно увидел там... белку. Прыгнула она на... сосну, потом перескочила на... березу. Подошел я поближе и удивился. Ведь и минуты не прошло, а белка уже успела нацепить на... ветку .... лисичку. Вот какая ловкая!

Родительный падеж.

1. Поставь в нужном падеже имя прилагательное. Записать. Выделить окончание.

Загорели под лучами (горячее июльское ) солнце. Дошли до ( дальнее лесное ) озеро. Проснулись от (долгий зимний ) сна.

2. Составь с каждой парой слов предложения, употребляя данные существительные и прилагательные в Р.п., с предлогами или без предлогов.

Раннее утро, новый дом, отважный герой.

3. Вставить пропущенные окончания им.прилагательных и объяснить их написание. Составить предложение и записать.

Чист... холодн... воды. У рыж... шустр... белки.

Дательный падеж.

1. Образовать прилагательные от существительных в ед.числе сосна, река, осень, письмо, дом, класс поставить их в Д.п. Записать.

2. Пословицы.

1. Верному другу цены нет. 2. Большому кораблю большое плаванье. 3. Трусливому зайцу везде страшно. 4. На маленькой лодке по большому озеру не плавать. 5. Согласному стаду и волк не страшен. 6. К большому терпению придет и умение.

Творительный падеж.

1. Объяснить правописание пропущенных окончаний прилагательных. Записать по памяти.

День пригреет- возле дома

Пахнет поздн... травой,

Яров... сух... соломой

И картофельн... ботвой. (А. Твардовский).

2.Записать ответы на вопросы, употребляя данные слова в скобках . О бозначить падеж, выделить окончание.

  1. Когда отец с сыном ходили на рыбалку? (раннее солнечное утро)
  2. За каким островком наловили рыболовы окуней? (небольшой песчаный)

Предложный падеж.

1.Подобрать к данным существительным однокоренные прилагательные, поставить их в П.п.

Море- морской- о морском, солнце-..., мир-..., счастье-..., книга-..., журнал-..., дверь-... .

2. Записать пять прилагательных с непроизносимыми согласными. Записать предложения, где они будут стоять в П.п.

Склонение имен прилагательных множественного числа.

1. Поставить данные существительные и прилагательные в указанных падежах. Выделить окончания прилагательных.

Теплые дни(Р.п.), полноводные реки (Д.п.), высокие горы(Т.п.), огромные леса (П.п.).

2. Записать. Подчеркнуть прилагательные во множественном числе, вставить окончания. Обозначить их падеж.

Над широк... полями летит самолет. За ним истается какой -то бел... след. Это химия пришла помочь человеку бороться с сорн... растениями. На химическ... заводах сделали ядовит...порошки и жидкости. Рассеют такой порошок над полем – и все сорн... травы погибнут.

3. Поставить данные существительные и прилагательные во мн.ч.

Море син.. -....., село ближн...- ....., город больш...-..., лес красив..- ...., нов... квартира-..., городск... площадь-.... .

4. Дополнить предложения, употребляя прилагательные вместе с существительными. Объяснить постановку знаков препинания при перечислении.

В лесах растут могучие дубы, ..., ....., ....., ...... . На лугах пестреют красные маки,.... , ...., ..... .

5. Образовать от данных существительных однокоренные прилагательные во мн.ч.

Лес- лесные, дорога-...., море-...., сад-..., город-...., поле-...., дождь-..., ночь-..., школа-.... .

6. Подобрать к выделенным существительным подходящие по смыслу прилагательные. Записать. Определить падеж.

После... дней опять пошли грибы. Они выглядывают из-под стеблей... травы , из-под... листьев . Тут и... подберезовики , и подосиновики с оранжевыми круглыми головками, и ... волнушки , и... рыжики.

(по Г. Скребицкому)

7 * . Составить и записать загадки о ромашке, о моркови, о яблоке, о скворце, о пенале. Употребить прилагательные.

8 * . После наблюдений за какой -нибудь птицей написать рассказ о ней по данным вопросам.

  1. Как называется птица, за которой ты наблюдаешь?
  2. Где те ее часто встречаешь?
  3. Большая это птица или маленькая?
  4. Какого цвета ее перышки?
  5. Какие у нее головка, глаза, клюв?
  6. Какие у птицы хвост, ноги, крылья?
  7. Чем она питается?

Упр. 1. Выберите из приведенного ниже текста имена прилагательные с определяемыми словами. Назовите критерии выделения имен прилагательных в самостоятельную часть речи.

Стояла та обманчивая и удивительная ялтинская осень, когда нельзя понять, доцветает ли весна или расцветает прозрачная осень (К.П .). Деревянный мост отражался в речке, заросшей кувшинками и прочими водяными травами (В.Сол .). Белые, словно сахар, песчаные отмели, уходя под воду, приобретали цвет червонного золота (В.Сол .). Чехов в молодости умел писать на подоконнике в тесной и шумной московской квартире (К.П .). Алексей Толстой мог писать, если перед ним лежала стопа чистой, хорошей бумаги (К.П .). В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, – ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли (К.П .). Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепещущий, полный поэзии мир (К.П .). Тёплые, словно брызги парного молока, капли отвесно падали на затаившуюся в туманной тишине землю, белыми пузырями вспухали на непросохших, пенистых лужах; и так тих и мирен был этот летний негустой дождь, что даже цветы не склоняли головок, даже куры по дворам не искали от него укрытия (М.Ш .).

Упр. 2. Найдите в тексте имена прилагательные и определите их лексико-грамматические разряды.

На бревне около плотины сидел худой старик с длинной седой бородой, в старой офицерской шинели и серой кепке (К.П .). Сухой и желчный, он взошел на кафедру и закрутил торчком свои тонкие тараканьи усы. (Л.К .). Прошло лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами (К.П .). Французский поэт Беранже писал свои песенки в дешевых кафе (К.П .). В Олеше было что-то бетховенское, грозовое, мощное (К.П .). На отцовскую лекцию она пришла за целый час и долго гуляла по аллейкам институтского дендрария, пока ее не втянуло в общий поток молодежи, такой же незрелой и взволнованной, как и она сама; никто не спросил ни пропуска, ни студенческого удостоверения (Л.Л .). Когда он переползал моховое болотце с зелёными кочками, вытаявшими из-под снега, судьба приготовила ему еще подарок: на седоватом сыром и мягком мху увидел он тоненькие ниточки стебельков с редкими, острыми, полированными листочками и между ними, прямо на поверхности кочек, лежали багровые, чуть помятые, но все ещё сочные ягоды клюквы (В.П .) Она наводила себе чапаевские усы жжёной пробкой и дралась с мальчишками до победного конца (А.Ф .) Особенно хороши были на окраинах илистые пруды. Сквозь их зеленую, как оливковое масло, воду поблескивали затопленные жестянки. Гнилые сваи торчали из воды, и с них тонкими прядями свешивалась тина (К.П .).

Упр. 3. Выпишите качественные имена прилагательные, охарактеризуйте их семантические, морфологические и словообразовательные признаки. Определите, все ли прилагательные этого разряда обладают полным набором признаков, свойственных им.

На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком (К.П .). Сразу лавиной обрушилось на него всё: пока еще беспорядочные, но удивительные и радостные мысли, дым облаков, блеск мокрых листьев, лесная тишина, легкое сожаление, что он так внезапно ушел, и глубокая радость от сознания, что через час–два, как только дойдет до дому, он тотчас начнёт писать (К.П .). В сырую полночь в начале августа пришла в отряд конная эстафета (А.Ф .). Тембр голоса у Блока был глухой, отдаленный, равномерно спокойный (К.П .). Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую (К.П .). Полёт мечтаний иссушённой экзаменами души вчерашнего ученика, а сегодня – самостоятельного, вольного человека подобен полету птицы, выпущенной из клетки (Е.П .). Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, ещё неуверенные удары проснувшегося дятла, раздавшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки (В.П .). Тяжела, мокра шинель, дождь работал добрый (А.Твардовский ). С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем (И.Т .). Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их не любят (И. Т .).

Упр. 4. Назовите значение слова свежий в приведенных ниже предложениях. Являются ли они ЛСВ одного прилагательного или значениями разных слов–омонимов? Аргументируйте свое мнение.

Свежий хлеб, свежий ветер, свежий номер газеты, свежая рыба, свежие овощи, свежий взгляд на события, свежие знания, свежие новости, свежий снег, свежее сено, свежие цветы, свежая публикация.

Упр. 5. Найдите в данных ниже предложениях притяжательные прилагательные, покажите семантические, морфологические и словообразовательные особенности этого разряда.

Звенели разноголосые птичьи хоры (Е.П .). Привел он меня в большой каменный дом, увешанный по стенам лосиными рогами, медвежьими и клыкастыми кабаньими головами, чучелами глухарей и тетеревов (Е.П .). От постоянной беготни босиком кожа на ногах его стала толстой и прочной, как воловья подошва (Е.П .). Ей было лет шестьдесят – седые пряди выбивались из-под серой верблюжьей шали. Глаза, однако, глядели совсем не по-старушечьи (В.П .). С родины он получал письма с девичьим почерком (В.П .). Незаметными ручейками стекает водица в лосиный след (В.П .). Волчий вой как тисками сжимал сердце Алеши (Е.П .). Замолкшее от внезапного орлиного налета ущелье снова наполнилось голосами жизни (Е.П .) Около тридцати человек сидело вокруг костра, и все боялись проронить хоть одно Щукарево слово (М.Ш .) Разговор произошел однажды после Варина возвращения с дежурства на крыше (Л.Л .). От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок (А.Ч .). Почти весь пол занимает большая медвежья шкура – то ли охотничий трофей писателя, то ли подарок (В.П .). Он ходит бесшумно, как кошка, и чутье у него, должно быть, также кошачье (Б.П .).

Упр. 6. Определите случаи употребления относительных прилагательных в роли качественных. Покажите, какие признаки качественных прилагательных они приобрели.

Рассказ его был пересыпан живыми сценками, выразительными деталями (В.Са н.). Железный холод окутал землю, пробрался в глубокие снега и в глубину земли (В.Сан .). Как цельная глыба льда, как один грандиозный ледяной кристалл, сияли, горели безрадостным ледяным огнем январские лунные ночи (В.Сан .). Ночевала тучка золотая на груди утёса великана … (М.Л .). Ночь была облачная, и, когда, словно выдавленная из облаков, вываливалась луна, освещая все вокруг ледяным светом, минёры замирали на земле и отдыхали, выжидая, пока луна скроется (В.Кож .) А рядом, у проталинки, в траве, между корней, бежит, струится маленький серебряный ручей (С.Е .). Как весело и грустно в пустом лесу меж черными ветвями, меж золотыми листьями берез, сияет наше ласковое небо (И.Б .). Снежные равнины коврами яркими легли; стоят угрюмых гор вершины в однообразной белизне и дремлют в вечной тишине; кругом не видно дымной кровли, не видно путника в снегах, и звонкий рог весёлой ловли в пустынных не трубит горах; лишь изредка с унылым свистом бушует вихорь в поле чистом и на краю седых небес качает обнаженный лес (А.П .).

Упр. 7. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Объясните, в каких случаях возможны две формы и в каких – одна.

Естественный, торжественный, непосредственный, свойственный, болезненный, безжизненный, неприязненный, родственный, безукоризненный, соответственный, воинственный, безнравственный, безрассудный, равноценный, сверхъестественный, священный, почтенный, невежественный, непринужденный, удивлённый, уверенный, временный, ценный, тождественный, благословенный, явственный, антихудожественный, мужественный, дружественный, могущественный, безлиственный, действенный, восторженный.

Упр. 8. Проанализируйте примеры. Отметьте: 1) случаи обязательного употребления полной формы прилагательного; 2) случаи обязательного употребления краткой формы прилагательного; 3) случаи синонимики кратких и полных форм прилагательных.

Девушка выглядела такой стройной, спортивно легкой, что, казалось, наряди ее в мешок, и тогда она будет казаться красавицей – так ловко сидело на ней любое платье (Е.П. ). Вечер действительно был хорош (Е.П. ). Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен (К.П. ). Несомненно, он умный человек, но горяч… (К.П. ). Так же чудесен был тихий рассвет на лугах, так же отливал розоватой лазурью плес затона (Е.П. ). Когда-то она была хороша собою (Л.Л. ). Все леса хороши с их грибным запахом и шелестом листьев (К.П. ). Лето было действительно полно неуловимой работы – и в легком шуме дождей, и в запахе зреющей пшеницы – предвестнике урожая (К.П. ). Не знала она, правда, и грамоты, но, если надо было, могла быть и грозна, и хитра, и молчалива, и речиста, и зла, и добра, и льстива, и бойка, и въедлива, и если кто-нибудь по неопытности ввязывался с ней в свару, очень быстро узнавал, почём фунт лиха (А.Ф. ). Красна птица пером, а человек умом (Посл. ). Как светла, как нарядна весна! (И.Б. ). Корень учения горек, а плод его сладок (Посл .). И сразу не так уж ярок и весел показался ему день (Б.П. ). Дружба крепка не лестью, а правдой и честью (Посл. ). Один берег реки отлог. Другой берег реки обрывист, хоть и невысок (В.Сол. ). Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (Посл. ). Долг платежом красен (Посл. ). Пыл юности хорош, когда он поддерживается опытом жизни (Е.П. ). Он был беден. Его тон был фальшив.

Упр. 8. Подчеркните имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Определите способ образования. Найдите в тексте сравнительную степень омонимичных частей речи.

Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но и труднее всех поддающихся починке (Л.Л. ). Пашня и лес – самые могучие машины, преобразующие энергию солнца и плодородные почвы в насущные продукты нашего существования (Л.Л. ). Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем мы получаем из океана в год (Л.Л. ). Оля была серьёзней Нины – не в смысле глубины переживаний, а в смысле умения сразу же претворять мысли и чувства в практическое, жизненное дело (А.Ф. ). Можно говорить о доброте самого Чехова как человека, но гораздо важнее то обстоятельство, что Чехов был добр и гуманен как писатель (К.П. ). В свободное время лета можно добиться того, чтобы ты стал чернее всех, лучше всех нырял и плавал и ловчее всех ловил руками линьков под корягами (А.Ф. ). Письма эти становились всё пространнее, всё теплее, как будто короткая, юная, прерванная войной любовь становилась для Оли всё более и более зрелой (Б.П. ). Она написала ему письмо, самое нежное и самое большое за всю их переписку (Б.П. ). С самого раннего утра в воздухе, не умолкая, стоял рокот моторов (А.Ф. ). Всего интереснее мне в местах, давно и вполне привычных (В.Сан. ). История – лучший драматург, она позволяет себе любые условности, симметрию почти геометрическую (Д.Гр. ). Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам (М.Л. ). Рембрант показывает человека в наивысший момент его опыта жизни, когда тот начинает осознавать, что в мире есть нечто более реальное, чем то, что составляло раньше суть его существования (Е.Б. ). Я увидел обворожительные черты прекраснейшего из лиц, которые когда-либо встречались мне наяву и чудились во сне (А.Ч. ). Одно из самых высоких человеческих чувств, по-моему, – чувство вины перед детьми (Е.Б. ). С каждым часом становилось всё теплее (В.Сан. ).

Упр. 9. Найдите в предложениях имена прилагательные в превосходной степени, покажите особенности элятива.

Тягучие запахи прогретой земли, крепчайший настой разнотравья струился, дрожал над лугами (Е.П, ). Восток уже полыхал чистейшим золотом (Е.П. ). Мы вошли в цех, наиболее просторный и чистый изо всех остальных цехов (В.Сан. ). Вдруг в ближайшем станке, там, где должна была тянуться проволока, если бы ее запустили в станок, блеснуло что-то наитончайшим блеском, как если бы луч солнца высветил паутинку, спрятавшуюся в еловой тени (В.Сан. ). Утром мы должны были покинуть Варварино – это красивейший уголок земли (В.Сан. ). Он пожалел, что мы рано уходим, не покопались еще в богатейшей музейной библиотеке, не успели посмотреть его фонды, где есть старинное шитье, редчайшие иконы, не прочитал он нам и своей последней статьи о Евдокии Лопухиной (В.Сан. ). Лучшие стихи получаются тогда, когда есть настроение, а даль стихотворения не ясна (В.Сан. ). Живопись самого городка и окружающих лесов, рощ, полей и деревень издавна привлекала сюда художников, считавших эти места наилучшим выражением русской природы (К.П. ). Но до сих пор никто не знает, зачем каждую очень летят пауки, покрывая землю своей тончайшей пряжей (К.П. ). Если мы хотим добиться наивысшего расцвета нашей литературы, то надо понять, что самая плодотворная форма общественной деятельности писателя – это его творческая работа (К.П. ). Скромность – одна из величайших черт русского народа (К.П .). На прощание природа преподнесла нам два досаднейших сюрприза (В.Сан. ).

Упр. 10. Образуйте простые (синтетические) и составные (аналитические) формы сравнительной и превосходной степени. От каких прилагательных нельзя образовать все формы?

Добрый, твёрдый, ловкий, большой, мелкий, крутой, поздний, зелёный, красивый, сладкий, гордый, краткий, дружеский.

Упр. 11. Сгруппируйте имена прилагательные по типам склонения: 1) адъективной (твёрдый, мягкий, смешанный вариант), 2) смешанные (твёрдый, мягкий вариант), 3) нулевые.

Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Тут самое главное – не ранить сердца ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая, мужская слеза… (М.Ш. ) В древесной листве, сочной, тяжёлой, тёмно-зеленой, чувствовалось много ещё силы, в воздухе, несмотря на пасмурность, была разлита летняя теплота, в лесных лужах, прозрачных и теплых (на ощущение босой ноги), не плавало ни одного сбитого непогодой листа (В.Сол. ). Сейчас как раз была пора сорочьего кочевья. (В.П. ) Нестерпимо яркое солнце лило прохладный весенний свет (Е.П. ) Лицо у нее было желтоватое, вокруг глаз тонкие, лучистые морщинки, голос тихий, а руки всегда теплые (М.Г. ). Это были листья не вековых дубов, а того низкорослого кустарникового дубняка, каким зарастают склоны крымской яйлы (К.П. ). Однажды на литературном вечере в каком-то окраинном реальном училище она увидела, услышала Блока. Человек с неподвижным, безразличным, красивым лицом, будто бы высеченным из камня, медленно, устало читал стихи (Е.Б. ). В любви – а в первой, должно быть, особенно – за рядом радостных открытий наступает полоса радостного покоя, возвышенной трезвости (Е.Б. ). Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосатые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (К.П. ). Андерсен первый в мировой литературе вывел сказку из королевских и рыцарских замков, из живописных хижин дровосеков и поэтически темных и густых лесов и ввел её в современные ему, обыкновенные города и деревни, заурядные дома и семьи, решительно и отважно сблизив волшебство с повседневностью (Е.Б. ). Чувствовалась близость того несчастного, ничем не предотвратимого времени, когда поля становятся темны, земля грязна и холодна, когда плакучая ива кажется ещё печальнее и по стволу её ползут слёзы, и лишь одни журавли уходят от общей беды, да и те, точно боясь оскорбить унылую природу выражением своего счастья, оглашают поднебесье грустной, тоскливой песней (А.Ч. ). В тёмные окна стучали крупные дождевые капли (А.Ч. ).

Упр. 12. Приведите примеры имён прилагательных со значением субъективной оценки, включая суффиксы а) уменьшительно-ласкательности (-оньк-, -еньк-, -оконьк-, -ехоньк-, -ешеньк-, -усеньк-, -юсеньк-), б) увеличительности (-ущ-, -ющ-, -енн-); префиксы (архи-, пре-, наи-, ультра-, сверх-).

Упр. 13. Устно просклоняйте имена прилагательные.

Дядин, отцов, Толин, лисий, сестрин, Катин, медвежий.

Упр. 14. Определите род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск (К.П. ). Тот народ, который создал такой язык, -- поистине великий и счастливый народ (К.П. ). Мало было нам розовой розы, сотворили, придумали, вывели наугад белых, чайных, махровых, багровых, янтарных и чёрных, жёлтых, словно лимон, и пурпурных, как летний закат (В.Сол. ). Изредка поздней осенью выдаются такие дни – сонные, хмурые. когда тёплый туман как залёг с утра над рекой, так и лежит, не редея, до самого вечера (К.П. ). Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стекла падали на стол горячие лучи (А.Ч. ). У каждой реки есть своя душа, и много в этой душе таинственного и загадочного (В.Сол. ). Вообще всё в лесу – каждый замшелый пень и каждый рыжий муравей-разбойник, который тащит, как похищенную прелестную принцессу, маленькую мошку с прозрачными зелеными крылышками, – всё это может обернуться сказкой (К.П. ).

Упр. 15. Допишите окончания имён прилагательных мужского и женского рода единственного числа именительного падежа.

Иногородн…, пригородн…, искренн…, междугородн…, антинародн…, международн…, многолюдн… .

Упр. 16. Выделите основу имён прилагательных.

Рабочий, лебяжий, радостнейший, быстрее, древнерусский, кипучий, щучий, тончайший, бычий, пахучий, гадючий, колючий, волчий, узкоплечий, заячий, мощнее, больше, изумительнейший, телячий, щенячий, зрячий, горячий. черепаший, крепчайший, острее, тоньше, красивейший. счастливейший.

Упр. 17. Устно назовите основы имён прилагательных и определите их структурный характер (производные или непроизводные), укажите образующую основу производных слов.

Голубой, городской, услужливый, меткий, бронзовый, веский, величавый, лукавый, дедовский, бесснежный, предварительный, зубчатый, клетчатый, рыбачий, братнин, гусиный, унылый, тухлый, худой, красивый, уверенный, умный, географический, литературоведческий.

Упр. 18. От данных имён существительных – названий городов – образуйте имена прилагательные по образцу: Симферополь – симферопольский . Объясните правила образования подобных прилагательных.

Плавск, Таганрог, Запорожье, Березняки, Сумы, Уфа, Россошь, Кинешма, зима, Вышний Волочёк, Туапсе, Новая Ладога, Руза, Великие Луки, Минеральные Воды, Оренбург, Кривой Рог, Гадяч, Кременчуг, Хельсинки, Гельсингфорс, Франкфурт, Дамаск, Гамбург, Шлёнск, Генуя, Венеция, Копенгаген, Лейпциг, Бранденбург.

Упр. 19. Распределите все слова по двум группам: в первую выпишите имена прилагательные со свободной основой, во вторую – со «связанной» основой.

Обязательный, вязальный, стиральный, пропорциональный, комфортабельный, желанный, изысканный, дежурный, скрипичный, красный, огромный, медленный, тревожный, лиловый, внезапный, холодный, вечерний, добрый, бодрый, дорожный, редкий, усталый, влажный, быстрый, сухой, горный, лесной, хороший.

Упр. 20. Выделите в именах прилагательных префиксы. где это возможно, и определите их значение.

Некрасивый, неряшливый, нелепый, неизвестный, ненавистный, небольшой, безынициативный, бесправный, безвкусный, безнравственный, пришкольный, асимметричный, антифашистский, архиреакционный, внешкольный, ежеминутный, интернациональный, межгорный, международный, настенный, надстрочный, наилучший, почасовой, подземный, приусадебный, субтропический, транссибирский, экстралингвистический.

Упр. 21. Определите морфемный состав имён прилагательных, укажите способы их образования.

Рыболовный, литературоведческий, безнравственный, сельскохозяйственный, всеобъемлющий, полугласный, высокоурожайный, творческий, сверхплановый, лисий, рабочий, геологический, добрососедский, алогичный, неловкий, дождливый.

Упр. 22. Определите способ словообразования данных ниже имён прилагательных.

Водный, водянистый, подводный, туристический, морской, приморский, ветреный, безветренный, ласковый, сладкоголосый, турбовинтовой, полуденный, подарочный, городской, беспроигрышный, добрый, пароходный.

Упр. 23. Раскройте скобки, объясните правописание сложных прилагательных.

Естественно (исторические) проблемы, юго (восточный) ветер, жюль (верновские) романы, лев (толстовский) стиль, отчётно (выборный) период, общественно (полезный) труд, официально (деловой) стиль, народно (демократический) союз, народно (хозяйственный) план, светло (голубой) оттенок, Восточно (Европейская) равнина, литературно (художественный) журнал, подлинно (братские) отношения, дружески (тёплый) привет.

Упр. 24. Подчеркните имена прилагательные. Определите их синтаксическую функцию.

Нетрудно догадаться, какой видный, ладный и красивый мужчина это был в молодости (В.Сан. ). Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода (Л.Л. ). Море было серое, холодное, тихое (К.П. ). Нет более трудной задачи, чем рассказать о запахе речной воды или о полевой тишине (К.П. ). Север делает человека суровее (В.Сан. ). Летом я тундру не видел, но сейчас она безжизненна и скучна, как длинный плохой роман <…> (В.Сан. ). Тоненькая, лёгкая, в сером платьице и соломенной рыбацкой шляпе, облитая солнцем, она показалась Алеше каким-то особенным существом (Е.П. ). И от этой улыбки мученически-худое лицо её потеплело, большие тёмные глаза стали лучистыми и прекрасными (Е.П. ). Я заснул весёлый (В.К. ). С вышки можно охватить взглядом всё дремучее полесье, весь торжественный лесной край – неизмеримый и неведомый, властно зовущий человека в свои загадочные чащи (К.П. ). Знойный и душный полдень (А.П. ). Нет ничего незащищённее детства (Е.Б. ). Теперь парк стал трехцветным: белым, зелёным и чуточку чёрным (Е.Б. ) Был хмурый холодноватый день, какие иногда выдаются среди лета (К.П. ).

Упр. 25. Объясните правописание выделенных слов.

Багряное солнце подымалось над туманом в утренней тишине (К.П. ). Она начала торопливо вытирать дощатый стол (К.П. ). С крутого песчаного холма открылась внизу пойма неизвестной реки (К.П. ). Тёмная и безветренная сентябрьская ночь окружала меня и так же, как море, защищала от всяких помех (К.П. ). В кухне у Аннушки гость – знакомый раненый солдат. Чёрный и угрюмый, а на груди серебряный георгиевский крест (Л.К. ). На крыльце стоит незнакомый ей высокий, стройный и скромный молодой человек (А.Ф. ). Из припудренной утренним имеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами (В.П. ). По рыхлому крупитчатому снегу, прямо по целине, вела стёжка, протоптанная час назад дедом Михайлом, Дегтяренко и Лёночкой (В.П. ). Две маленькие комнаты, тесно, как мебельный магазин, заставленные старинной мебелью в полотняных чехлах, остались на попечение девушки (В.П. ). От свежих золотисто-белых щепок, грудами лежавших около ярко-влажных пней, веяло особенным, чрезвычайно приятным, горьким запахом (И.Т. ).

Упр. 26. Вставьте, если это необходимо, нужные буквы.

Шестибал…ьный шторм, в который я попал когда-то, поставил мне за поведение четверку (В.Сан. ). Пятиметровый гигант мирно дремал на разогретой гальке, которая продавилась под тяжестью многотон…ой туши (В.Сан ). Рядом на стуле были брошены кожан…ое пальто и пыжиковая шапка. На столе перед комиссаром лежал маузер с прикреплённой к кобуре серебрян…ой дощечкой. Комиссар сидел за до…атым столом и курил (К.П. ). Робкий весну…атый третьеклассник прочел, спотыкаясь, притчу (Л.К. ). Тотчас все двери теплушек были закрыты, а все чугун…ые печки погашены, чтобы не выдать себя дымом из жестян…ых труб (К.П. ). То и дело среди старых попадались новые свежесрублен…ые избы (В.Сол. ). Ночь была ветрен…ая (К.С. ). В песчан…ых степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли (М.Л. ).

Ад…кватный, ан…ибалова клятва, ас…им…етричный, безап…еляционный, безра…ётный, без…скусный, весну…атый, гут…аперчевый, жак…ардовый, интел…ектуальный, искус…ный, искус…твенный, катар…альный, консп…ративный, кристал…ический. пл…вучий, пред…юбилейный, сверх…изысканный.

Песчан…ый, путан…ый, неписан…ый, златоткан…ый, вязан…ый, кован…ый, незван…ый, жеван…ый, пеклеван…ый, диван…ый, театрализован…ый, балован…ый, высококвалифицирован…ый, адаптирован…ый, ветрен…ый, негадан…ый, неждан…ый, гуман…ый, туман…ый, кожан…ый, оловян…ый, язвен…ый, тыквен…ый, мгновен…ый, обыкновен…ый, деревян…ый, вдохновен…ый, явствен…ый, стеклян…ый, существен…ый, обеден…ый, свежевыкрашен…ый, вишен…ый, священ…ый, блин…ый, истин…ый, телевизион…ый, дивизион…ый, пенсион…ый, сессион…ый, навигацион…ый, холен…ый, топлен…ый, маслен…ый, смышлен…ый, сушен…ый, тушен…ый.

Упр. 27. Произнесите правильно.

Августовский. аляповатый, балованный, гагачий, гладкошерстный, гордиев узел, дамоклов меч, единовременный, единоплеменный, желчно-каменная, желчная, жесткошерстный, заиндевелый, законнорожденный, заплесневелый, кизиловый, компетентный, конфиденциальный, красивее, красивейший, кухонный, лубочный, манговый, меблированный, местоименный, мизерный, миллиграммовый, околоземный, оседлый, поваренная соль, подовый хлеб, посаженый отец, полуденный, прозорливый, развитая промышленность, сливовый, совестливый, сорокаведерный, стограммовый, униженный, утилитарный, шестивесельный, языковая норма, языковая колбаса.

Упр. 28. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Настоящая литература – как липовый цвет (К.П. ). Снится ей белая роща и травяные луга (С.Е. ). На чужой стороне и весна не красна (Посл. ). Вдоль берега вереница лодок, песчаная отмель усеяна птичьими перьями и листьями лозняка (В.П. ). Сожаление о жизни, очень короткой и, по его мнению, почти бесплодной и только слегка задевшей его своим быстрым крылом, мучило его в этом уютном доме (К.П. ). В прежние времена, когда уголь в этих местах ещё не был обнаружен, здесь расположены были казачьи хутора, самым крупным из которых считался хутор Сорокин (А.Ф. ). Без фабричных труб, без железной дороги, без больших городских зданий – затерялся Суздаль среди хлебов Владимирского ополья (В.Сол. ). В заре в рассвете, есть что-то девическое , целомудренное (К.П. ). Четыре длинные гряды ранних муромских огурцов занимали лучшую, солнечную часть огорода (Е.П. ). И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки (К.П. ). Здесь гуще древесные тени, отчетливей волчьи следы . Свисают сухие коренья до самой холодной воды (В.Сол. ).

Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня...?
Признавайся: всех я...,
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы...,
Да Иван-то вас...:
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки - сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.
4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни... . 2. При нагревании вода... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег... . 4. Ближе к устью река... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Упражнение 2 . Допишите предложения.

1. В письме брат пишет о семье, а сестра – …

2. Он любит говорить о литературе, а она – …

3. Я читал рассказ об Украине, а мои друзья – …

4. Мужчины думают о бизнесе, а женщины – …

5. Анна беспокоится о матери, а Марина – …

6. Антон спрашивал в письме об отце, а Андрей – …

Упражнение 3 . Выполните упражнение по образцу.

Образец . Я беспокоюсь о дочери. Я беспокоюсь о дочерях .

1. Экскурсовод рассказывал о музее.

2. Мы говорим о проблеме.

3. Я беспокоюсь о сестре.

4. Дети заботятся о матери и об отце.

6. Старшеклассники мечтают о профессии.

7. Сейчас преподаватель рассказывает о стране.

Раздел 2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Тема 1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам: свет (какой?) солнечный , поляна (какая?) солнечная , затмение (какое?) солнечное , дни (какие?) солнечные .

Начальная форма имен прилагательных – именительный падеж в единственном числе мужского рода : большой, городской, отцовский .

Грамматическая форма прилагательного зависит от существительного, с которым оно согласуется в значениях рода, числа и падежа. Цвет (м. р., ед. ч., В. п.) небесный (м. р., ед. ч., В. п.), синий цвет полюбил я с малых (Р. п., мн. ч.) лет (Р. п., мн. ч.)


Признак, обозначаемый прилагательным, характеризует предмет с разных сторон:

– по цвету (красный, белый, коричневый );

– по вкусу (соленый, горький, кислый, сладкий, приторный );

– по размеру (большой, маленький, средний );

– по размещению в пространстве (далекий, близкий );

– по времени (ранний, поздний , утренний, вечерний );

– по материалу (стеклянный, шерстяной );

– по принадлежности (мамин, отцов, лисий );

– по оценке говорящего (хороший, плохой ) и т. д.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Прочитайте текст. Выпишите имена прилагательные. Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?

Можно ли измерять отношения между людьми? Конечно. Есть отношения равенства и неравенства, близкие и далекие, теплые и холодные, легкие, тяжелые, дружеские… Практически мы все время измеряем их. Но линейка, термометр и даже весы в данном случае не помогут. В принципе, отношения измеряются так же, как и все другое: с помощью сравнения. Сравнения правил поведения людей.

Упражнение 2. Спишите предложения. Подчеркните все имена прилагательные, определите их род и число.

1. Добрый друг – великое сокровище. 2. Плохой друг как тень: в солнечный день беги – не убежишь, в пасмурный день ищи – не найдешь. 3. Хороший человек – это тот, вблизи которого мне хорошо дышится. 4. Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, – это дружба. 5. Верный способ судить о характере и уме человека – по выбору им книг и друзей.

2. Лексико-грамматические разряды

и грамматические признаки имен прилагательных

Прилагательные распределяются по группам, которые называются лексико-грамматическими разрядами. Прилагательные бывают качественными (смелый, красивый, скупой ), относительными (морской , ситцевый, лунный ) и притяжательными (мамин, отцов, лисий ).

Качественные прилагательные отличаются от остальных такими свойствами:

1) имеют полные (гордый, глубокий, новый ) и краткие (горд, глубок, нов ) формы;

2) имеют степени сравнения (глубокий, глубже, глубочайший ).

3) могут иметь синонимы (умный, толковый; глубокий, бездонный ) и антонимы (умный – глупый, глубокий – мелкий ).

Относительные прилагательные называют признак через отношение к другому предмету (завтрашний день, небесный свод, городская библиотека ).

Относительные прилагательные характеризуют предмет по материалу (золотой, медный, плюшевый ), по назначению (детская книга , подростковая одежда ), по месту (городской парк, сельская улица ).

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность лицу или животному, отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи? (папина машина, мамин шарф , лисья нора).

папина машина – машина папы;

мамин шарф – шарф мамы;

лисья нора – нора лисы .

Притяжательные прилагательные сохраняются в географических названиях (Магелланов пролив , Берингов пролив ), названиях праздников (Татьянин день ) и в устойчивых сочетаниях (ахиллесова пята, анютины глазки ).


Синтаксические функции имен прилагательных

В предложении полные прилагательные обычно бывают согласованными определениями , иногда являются именной частью составного сказуемого ; краткие – только сказуемыми . Например: Чернеет дорога приморского (согласованное определение) сада. Вода у берега голубая, чистая и прозрачная Его походка была небрежна и ленива (именная часть составного сказуемого).

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите разряды прилагательных. Подчеркните в каждом ряду прилагательных лишнее слово.

1. Теплый, большой, умный, степной, веселый.

2. Заячий, школьный, дедушкин, волчий, мамина.

3. Спокойный, стеклянный, молодежный, деревянный.

4. Красивый, добрый, овечий, яркий.

5. Украинский, весенний, пассажирский, отцовский.

6. Кирпичный, знаменитый, задумчивый, сердечный.

Упражнение 2 . Преобразуйте данные словосочетания.

Образец . Степь без конца и без края – бескрайняя степь.

Телефонная связь между городами, деталь из железа, дом за городом, программа для компьютера, приборы для лаборатории, инструмент для черчения , предмет в форме круга, вода для питья, элементы из пластмассы, банка из стекла, шары разного цвета, пробка из резины, лента для изоляции, стержень из металла.

Упражнение 3. От данных существительных образуйте прилагательные.

1. Африка, Азия, Европа, Америка, математика, лекция, семинар, мороз, шахматы, много сторон, одна фаза.

2. Болгария, Вьетнам, Китай, Индия, космос, философия, библиотека, история, футбол,

Упражнение 4 . Определите разряды прилагательных. С пятью из них составьте предложения.

Интересная задача, русское слово, арабское имя, китайская студентка, родной брат, высокое здание, хорошее место, новый учебник, дорогая ваза.

Упражнение 5. Составьте с данными словами такие предложения, чтобы имя прилагательное выступало сначала в роли определения, а затем – в роли сказуемого.

Образец . С вежливым человеком приятно общаться. Он был вежливым .

Внимательный, верный, жестокий, мудрый.

Упражнение 6. Спишите словосочетания и подчеркните те из них, в которых прилагательное используется в переносном значении. Со всеми словосочетаниями составьте предложения.

1. Живые цветы, живой ребенок, живая рыба, живой разговор.

2. Свежие новости, свежий ветер, свежие фрукты, свежая газета.

3. Глубокий человек, глубокое озеро, глубокая осень, глубокие знания.

4. Мелкие деньги, мелкая речка, мелкие интересы, мелкий бизнес.

Тема 2. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Склонение имен прилагательных в единственном числе

Полные имена прилагательные изменяются по числам и падежам: веселая песня – веселые песни, хороший человек – хорошего человека, хорошему человеку, хорошего человека, хорошим человеком, о хорошем человеке и т. д.; а в единственном числе – и по родам: новый дом, новая книга, новое решение .

Изменение прилагательных по числам и падежам называется склонением .

Падеж

Вопрос

Единственное число

какой ?

какое ?

какая ?

-ый, - ий, -óй

новый большóй

летний хороший

-ое, - ее

новое большое

летнее хорошее

-ая, - яя

новая большая

летняя хорошая

какого ?

какой ?

-ого, - его

нового

большого

летнего

хорошего

-ой, - ей

новой большой

летней хорошей

какому ?

какой ?

-ому, - ему

новому

большому

летнему

хорошему

Транскрипт

1 Упражнения по теме "Имя прилагательное" Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными. 1. Однажды зимой мы отправились в лес. В() бору было тихо. Все покрыто ()снегом. В ()воздухе носились () () пушинки. Ветви украсились ()инеем. В этом () () наряде каждая ветка казалась (). 2. Великолепен вид () леса. Все покрыто () снегом. () воздух тонок и жгуч. Снег опушил () деревья и кусты. По ним скользят () () лучи и обсыпают их () блеском. Но вот мороз 1 / 19

2 начинает сдавать, и меркнет яркость () неба. () туча заволокла горизонт. Упражнение 2. Определитьт разряд прилагательного. Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусина я кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; 2 / 19

3 чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег. Упражнение 3. Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Овладей русской речью 3 / 19

4 Ты родной владеешь речью, бойко говоришь. Русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. 4 / 19

5 Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть В разговорах или спорах с другом иль врагом Ты воспользуешься смело русским языком! Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! Ты обязан русской речью хорошо владеть. 5 / 19

6 (И. Гришашвили) Упражнение 4. Прочитайте текст и выполните задания. 3 богатство народа его язык! <...> Меткий и Величайшее образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от 3 та одного поколения к другому, и не видна безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову) 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов. 6 / 19

7 Тест по теме «Имя прилагательное» 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признак признака Г) признак действия 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство 7 / 19

8 В) определение, дополнение Г) дополнение, обстьоятельство 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан 5. Качественные прилагательные это прилагательные, обозначающие... А) материал, из которого сделан предмет 8 / 19

9 Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета 6. Укажите относительные прилагательные. А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда) 7. Укажите притяжательные прилагательные. А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) 9 / 19

10 Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф) 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос 9. В каком ряду все прилагательные относительные? 10 / 19

11 А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора 11 / 19

12 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) В) родной (м.р.), нежный (м.р.) 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан 12 / 19

13 правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.» А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.) В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) 13 / 19

14 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени. А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени. 14 / 19

15 А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени. 15 / 19

16 А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени. А) глубже 16 / 19

17 Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных. А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший 17 / 19

18 В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных. А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший 18 / 19

19 Г) чудеснейший, худший, громче всех Ответы: {loadposition user4} 19 / 19


Лекция 9. Имя прилагательное: словообразование, формообразование и словоизменение План 1.Имя прилагательное: основные сведения. 2.Словообразование имен прилагательных. 3.Формообразование имен прилагательных

Разряды прилагательных 1. Грамматический разбор На свист откликнулись десятки птичьих голосов и соловьиный раскат пронесся по зарослям. -Запишем предложение в тетрадях; - Произведем синтаксический разбор

Имя прилагательное Имя прилагательное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые 1) обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?; 2) изменяются по родам,

Никандрова Анастасия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Банк заданий по русскому языку Класс: 6 Учитель Егорова Ирина Юрьевна Дата проведения теста 07.11.15 Тема Имя прилагательное Тема (подтема) Морфологические признаки прилагательного. Задания Как изменяются

РУССКИЙ ЯЗЫК. Лекция 9. Имя прилагательное. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Общая характеристика прилагательного как части речи. 2.

1 из 23 Вопросы для повторения 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) Какие грамматические признаки можно определить у прилагательного? 3) Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в предложении?

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

МОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока русского языка на тему: «Обобщение изученного об имени прилагательном». 4 класс материал подготовлен учителем начальных

Тема урока: «Имена прилагательные на - ий, -ья, -ье, -ьи» Цель дать общее представление об именах прилагательных на ий, -ья, -ье, -ьи. Задачи: I. Образовательная: учить детей правильному произношению,

КОНСПЕКТ урока по русскому языку в 4 классе Разработала: Кособокова Наталья Сергеевна Тема:«Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи». Оборудование: репродукции картин художниковпейзажистов;

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

ВАРИАНТ 1 Тест 15 1 Укажи строку с именем прилагательным в форме винительного падежа множественного числа. весенние деньки весенним денькам о весенних деньках весенними деньками 2 Обозначь строку с именем

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Предмет: русский язык Класс 6 Выполнила: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 192 г. Свободного Анна Сергеевна Козлова Тема: «Разряды прилагательных» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1. Сформировать

Учитель Игнатьева Галина Ивановна Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных Цель урока: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ сравнитель ная превосход ная Степени сравнения

Филиал «Кулевчинский» МБОУ «Красивская сош» Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных Урок подготовлен и проведён в рамках Дня открытых дверей Самылиной Еленой Владимировной, учителем

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Открытый урок в 6 Б классе по теме: «Притяжательные прилагательные» Цели урока: Образовательные: -познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, с особенностями склонения притяжательных прилагательных;

AGGETTIVI GENERE Какой? ый, ий, ой o новый, новая, новое, новые o лёгкий, лёгкая, лёгкое, лёгкие o зимний, зимняя, зимнее, зимние o молодой, молодая, молодое, молодые г, к, х (строгйи, легкий, тихий) ж,

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды прилагательных» Учебный предмет: русский язык Класс: 5 Учитель:НибоС.Ю. УМК: учебник «Русский язык.» для ОУ под редакцией С.И.Львовой Тема урока:

Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного» Цели деятельности учителя: - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи; - правильно писать их родовые

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Учитель: Котова Л.В. Раздел Что изучает синтаксис. Виды предложений по цели

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>>

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>> Сочинение по картине шишкина лес в инее Сочинение по картине шишкина лес в инее А противоположная сторона более темная. Тёмные и светлые оттенки глазури неба

«Наша Родина Россия» Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране. Расширять представления детей о расположении нашей страны на карте. Задачи: - закрепить знания о символах нашей

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») Тип: урок обобщающего повторения Цели: Обучающая повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

СЛОВО В ТЕКСТЕ Прочитай тексты и выполни задания 1 7 Фрагмент из предисловия к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем. Величайшее богатство народа его язык! Тыся челетиями накапливаются и

Сандракова Наталья Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 Сахалинская область г. Поронайск КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Наречие как часть речи Наречие это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 36 «Яблонька» Спортивное развлечение с детьми среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста Князева Е.Ю., инструктор

Тема урока: «Обстоятельство». Цели: 1)углубить знания о второстепенном члене предложения обстоятельстве;формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ Колошиц А. Г. Белорусский государственный университет Особую ценность для научного исследования представляет язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (новогодний подарок, лисья нора, теплое утро, новые книги, осенняя пора, медвежий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72 комбинированного вида» Тема: «Дикие животные в зимнем лесу» (Конспект открытого занятия по развитию речи) Малясова Е.А. учитель-логопед

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 01 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 01 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

Технологическая карта урока письмо и развитие речи (предмет) Класс: 9 в Тема урока Имя прилагательное Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном

Краснобаева Валентина Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Предмет: русский язык, 5 класс. Урок 149. Дата проведения: 5 марта 2014 года. Тема урока. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» Цели: 1.Образовательные: -обобщить

Предмет: русский язык. Класс: 8. Дата: 15 ноября 2018 года Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Тип урока: урок изучения нового материала. Исаева Юлия Владимировна Цель урока: обобщение и углубление

Задание 1 Диагностическая работа (3 класс конец года) Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению. Задание 2 рыбка пудра сделать местный кончик буква Напиши, какими звуками

Тема: Изменение имѐн прилагательных по родам и числам. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою

Контрольная работа по математике во 2 классе за 2014/15 учебный год Вариант 1. 1. Реши задачу: В магазине было 89 кг красных и жѐлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Б3.Б.4 Русский язык: морфология, 1 часть Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Русской филологии 032700.62 Филология



Похожие статьи