Гендерные аспекты полового воспитания. Гендерные аспекты полового образования и воспитания. Воспитание гендерной идентичности. Методика гендерного воспитания

Воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.

Термин "гендер" был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender - "род").

Понятие "гендер" отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов.

Обобщая понятия, предлагаемые различными авторами, можно обозначить гендер как социальный пол, полоролевые отношения как продукт культуры; социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

По мнению Л.В. Градусовой, у детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. Как показывает опыт, педагогика, не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Время неумолимо и требования к женщине в современном обществе тоже изменились. Изначально уже даже девочке должны быть присущи проявления не только мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, то есть традиционно женских качеств, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. A для мальчиков также сильно стали важны такие качества, помимо традиционно мужских (сила, выносливость, храбрость), как терпение, возможность оказать посильную помощь, заботу, отзывчивость.

Как мы отмечали выше, в давние времена полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно: девочки большую часть проводили с матерью, а воспитание мальчиков с трех лет руководил отец. Дети видели своих родителей, общались с ними, и у них в результате формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин в данной семье. И, если это мальчик, то он являлся воплощением воли, силы, выносливости.

Главное отличие полоролевого воспитания от гендерного заключается в том, что, к примеру, не всегда все мальчики могут быть сильными, смелыми, ловкими, умелыми, и поэтому в результате слабые физически и очень ранимые мальчики могут подвергаться травмирующему воздействию и у них формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. Девочки не всегда могут быть только домохозяйками, хранительницами очага. С давних времен именно так, естественным путем осуществлялось полоролевое воспитание. Потребность в осуществлении гендерного подхода к воспитанию нравственности у дошкольников в настоящее время огромна, современное общество выдвигает более широкие требования к мужчинам и женщинам, исключая возможность того, чтобы они располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным. А женщины умели проявить себя, найти работу, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность и мягкость.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Этим и отличается полоролевое воспитание от гендерного.

Таким образом, на основании вышеизложенного материала на первый план в нравственном воспитании дошкольников выходит реализация гендерного подхода.

Особенности развития мальчиков и девочек определяют и их восприятие материала, образцов поведения, скорость и глубину усвоения морально-этических норм. Поэтому и воспитывать, и обучать их нужно по-разному.

Гендерные аспекты полового образования и воспитания

А.К. Эшиев

В последние годы в Кыргызстане начала формироваться и осуществляться концептуальная гендерная политика, направленная на достижение гендерного равенства в обществе. Гендерное равенство означает, что «мужчины и женщины имеют равные условия для реализации в полной мере своих прав и потенциала для того, чтобы вносить свой вклад в национальное, политическое, экономическое, социальное и культурное развитие и пользоваться его результатами» . Следует отметить, что в период после принятия Национального плана действий в Кыргызстане много внимания стало уделяться гендерным исследованиям в области экономики, политики, образования и т.д. Однако гендерные аспекты сферы сексуальных отношений еще не стали предметом специального исследования.

Общеизвестно, что репродуктивные права мужчин и женщин являются составной частью основных общечеловеческих прав. Как свидетельствуют данные исследования, именно в этой сфере жизни нашего общества существуют гендерные стереотипы, способствующие дискриминации женщин. Для того чтобы женщины могли в полной мере осуществить свои права в области сексуального и репродуктивного здоровья, необходимо наличие благоприятных политических, социально-экономических условий, приверженности общества к достижению гендерного равноправия и равенства. Именно гендерное равенство дает женщинам большую свободу и самостоятельность в принятии решений во всех сферах, в том числе и в области репродуктивно-сексуального здоровья.

Особо следует отметить, что законодательные и нормативные меры, направленные на достижение гендерного равенства и равноправия при распределении ресурсов, в политической деятельности и процессе принятия решений, оказывают положительное воздействие на репродуктивное и сексуальное здоровье женщин. В плане достижения гендерного равенства в Кыргызстане проводится ряд мер, направленных на выравнивание положения женщин и мужчин. Свидетельством этому являются шаги, предпринятые по улучшению положения женщин в соответствии с международными нормами.

Особое место в этом ряду занимает факт ратификации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), как основного документа, который помогает добиться конкретных изменений для реализации прав женщин. Конвенция требует ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин во всех аспектах жизни, а особенно в тех сферах, которые касаются здравоохранения, образования, семейных отношений и наносящих вред культурных обычаев.

К примеру, роль CEDAW возрастает в связи с распространением пандемии ВИЧ/СПИДа. Когда речь идет о ВИЧ/СПИДе, мало кто понимает, что наряду с традиционными методами в решении этой проблемы может иметь значение и правовой подход. Это связано с тем, что эпидемия ВИЧ/СПИДа содержит в себе разные причины и несет различные последствия для мужчин и женщин. Неоспорим сейчас тот факт, что ВИЧ/СПИД представляет собой большую угрозу для женщин и девочек. Во- первых, это определенные аспекты физиологии женщин/девочек (физиологические и эпидемиологические особенности), во-вторых, гендерное неравенство в социальной, культурной, экономической и политической сферах, которые ограничивают женщин в доступе к знаниям и самостоятельности по вопросам и практике сексуального здоровья.

Статистика показывает, что процент людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в последние годы, неуклонно растет. По сравнению с 2000 г. (53 человека) в 2011 г. эта цифра выросла до 535 .

Есть факты, которые подтверждают, что существенная доля новых случаев ВИЧ-инфекций обусловлена гендерным насилием в доме, в школе, на рабочем месте и других социальных сферах. По данным Республиканского Объединения СПИД, в нашей стране на 01.12.2011 г. было выявлено 550 случаев ВИЧ-инфицированных и 58 случаев больных СПИДом. Среди ВИЧ-инфицированных граждане Кыргызстана составляют 530 человек, из них 378 мужчин и 152 женщины .

То, что количество ВИЧ-инфицированных женщин меньше чем мужчин еще не говорит о том, что у нас женщины менее уязвимы в отношении к ВИЧ/СПИДу. Так же, как и в других странах, в Кыргызстане эпидемия ВИЧ/СПИДа может воздействовать на мужчин и женщин по-разному , тем более, если учесть, что в силу существования различных гендерных и сексуально-поведенческих стереотипов кыргызские женщины оказались в более уязвимом положении, чем мужчины в вопросах сексуальных отношений и по отношению к ВИЧ/СПИДу.

Данные ЮНЭЙДС и ВОЗ утверждают, что уровень ВИЧ/СПИДа в Восточный Европе и Центральной Азии возрастает намного быстрее, чем где-либо в мире .

Опыт показывает, что установление контроля над эпидемией во многом зависит от того, насколько общины и семьи способны противостоять обусловленному гендерными факторами поведению, которое увеличивает вероятность инфицирования девочек и мальчиков, мужчин и женщин. Поэтому изучение и выявление факторов и стереотипов, способствующих уязвимости женщин в сексуальной сфере, даст возможность выработать новые подходы к формированию позитивной сексуальной культуры населения и Кыргызстана.

Подростковый возраст -- это время становления личности, ускоренного физического, социального и психологического развития. В этом возрасте происходит познание и проявление сексуальности и различных форм человеческих отношений, а также формирование самосознания и самооценки .

Как известно, на формирование культуры кыргызов, в том числе и сексуальной, большое влияние оказали кочевой образ жизни, коммунистическая идеология советского времени, а также в некоторой степени религия. В результате сложившейся в этих условиях традиционной культуры кыргызов тема секса и сексуальных отношений является интимной, открытой для обсуждения в супружеской паре и закрытой для общего и межпоколенного обсуждения. В то же время в нынешний транзитный период идет трансформация всей системы общества, в том числе и сексуальной сферы жизни. В буквальном смысле, в нашем обществе происходит сексуальная революция под воздействием стремительного наступления и проникновения западной сексуальной культуры. Это приводит к коренной ломке и пересмотру всех ценностей, принципов, норм, касающихся проблем секса и сексуальных отношений. Причем под видом западной культуры зачастую по каналам СМИ проникает порнопродукция, пагубно действующая на взрослых и подростков. Это формирует у подростков неверное представление о сексуальности и часто подталкивает их к вступлению в ранние и беспорядочные половые связи. В этой связи появилась новая опасность широкого распространения ИППП и ВИЧ/СПИДа.

В то же время традиционная сексуальная культура кыргызов, как уже было сказано выше, на нынешнем этапе претерпевает изменения, в которых трудно разобраться и взрослым, и подросткам. Зачастую родители, и даже соответствующие профильные организации, не способны предоставить информацию, необходимую для молодежи. Поэтому на данном этапе актуальной является задача выявления проблем и совершенствования полового воспитания и образования подростков, чтобы они лучше умели определять и воспринимать позитивные стороны современной сексуальной культуры.

Согласно результатам исследования, по ответам практически всех взрослых респондентов исследования вопросы секса и сексуальных отношений в кыргызской сельской семье не обсуждаются . В сложившейся традиционной культуре кыргызов эта тема всегда являлась сугубо интимной, позволялась к обсуждению только супружескими парами и была закрыта для межпоколенного обсуждения.

Несмотря на то, что большинство респондентов во всех трех областях признают необходимость полового воспитания и образования, они также отмечают то, что многие родители не могут предоставлять своим детям необходимую информацию по вопросам секса и сексуальных отношений. Респонденты связывают это со многими факторами -- например, со стереотипами в сексуальной сфере, недостаточной информированностью родителей и иждивенческим отношением населения по отношению к государству.

Мнение взрослых подтверждается и ответами подростков-школьников. Подавляющее большинство из них отметили, что родители с ними не разговаривают на темы сексуальных отношений или только иногда и только по отдельным вопросам. Основной причиной такого общения между родителями и детьми подростки считают недостаточность знаний их родителями этой проблемы. Таким образом, напрашивается вывод о том, что респонденты исследования не удовлетворены состоянием полового воспитания в сельской местности, они связывают это с влиянием традиционной культуры и недостатком информации. Как взрослые, имеющие детей-подростков, так и сами подростки отметили, что общение между родителями и детьми по вопросам сексуальной сферы крайне ограничено.

По поводу необходимости полового воспитания в сельской местности респонденты сказали, что подавляющее большинство молодежи и взрослых в сельской местности считают вопросы полового воспитания и образования подростков чрезвычайно важными. Многие отметили, что традиционная культура кыргызов на современном этапе привела к тому, что современное поколение молодежи оказалось не в состоянии анализировать всевозрастающие потоки информации.

Респонденты отметили, что половое воспитание и образование подростков в сельской местности необходимо проводить из следующих соображений:

  • · половое воспитание и образование молодежи способствуют осознанному восприятию и отношению молодежи к вопросам сексуальной сферы, позитивному восприятию своей сексуальности;
  • · половое воспитание и образование помогают молодежи принять ответственные решения, касающиеся проявления собственной сексуальности, без угрозы риска собственному здоровью и здоровью окружающих;
  • · половое воспитание и образование могут предостеречь молодых людей от случайных и ранних половых связей, а следовательно, уменьшают риск заражения ИППП и ВИЧ/СПИДом;
  • · здоровое молодое поколение является залогом создания здоровых и стабильных семей, а также оздоровления и сохранения генофонда кыргызской нации.

Также были высказаны опасения о том, что половое воспитание и образование приведут к падению морали, а именно к повышенному интересу подростков к сексуальной жизни и, как результат, к ряду негативных последствий. Несмотря на то, что после бурных обсуждений о пользе и вреде полового воспитания многие из этих оппонентов присоединялись к мнению большинства, следует предположить, что в сельских местностях достаточно широко распространено мнение о негативном воздействии полового воспитания и образования.

Многие респонденты были едины во мнении о том, что часто на молодежь негативно воздействует информация о сексуальной сфере, получаемая по ТВ и другим СМИ. С этим они связывали слишком раскованное поведение молодежи, имеющиеся случаи изнасилования, ранних половых контактов у школьников, вовлечение подростков в наркоманию и алкоголизм.

В этой связи были высказаны различные предложения, в частности:

  • · запретить проникновение такого рода информации;
  • · государству контролировать каналы СМИ на предмет поступающей через них информации о сексе и сексуальных отношениях.

Однако в результате более подробного обсуждения этого вопроса респонденты приходили к выводу о том, что в нынешних условиях запретительные меры неприемлемы и поэтому противостоять влиянию негативной информации можно только через правильно поставленный воспитательный процесс. Поэтому следует усилить воспитательно-образовательные мероприятия, в частности, программы по ТВ, радио и другим СМИ, направленные на формирование критического подхода, умения анализировать информацию, получаемую по каналам СМИ.

Из данного обсуждения видно, что большинство подростков и взрослых считают вопросы полового воспитания крайне важными. Они признают, что половое воспитание необходимо, так как оно помогает правильному формированию сексуальности у молодежи, способствует безопасному поведению и снижения риска ИППП/ВИЧ/СПИДа и, следовательно, оздоровлению и сохранению генофонда. Другая, меньшая часть респондентов опасаются негативного воздействия полового воспитания на нравственность молодежи и связанных с этим последствий (беспорядочные и ранние половые связи, ранние беременности и др.). Особенности регионов были выделены в процессе обсуждения с экспертами. Так, отмечено сильное влияние патриархальных традиций, сформированных в мультиэтнической среде Ферганской долины, и слабой связи с европейской культурой на сексуальную культуру местного населения. В курортной зоне Иссык-Кульской области культура извне, привнесенная туристами, сильно и в основном негативно влияет на характер сексуальности местных молодых людей.

Особой критике респондентов были подвергнуты СМИ, подающие «нефильтрованную информацию» молодому зрителю. Подробное обсуждение этого вредного воздействия привело участников дискуссии к пониманию необходимости усиления воспитательно-образовательного процесса о сексуальной сфере, в том числе через сами СМИ.

Как показало ранжирование ответов школьников на вопрос «К кому Вы в основном обращаетесь за информацией по вопросам половых отношений?», приоритеты были распределены следующим образом: друзья, одноклассники, родственники, учителя, врачи, медсестры и др.

Это подтверждается также и ответами подростков, в которых они говорили, что информацию о половой жизни подростки получают в подавляющем большинстве случаев от друзей (58 %), из газет, журналов (45%), видеофильмов (31,8 %), ТВ и радио (26,3 %), от матери (23,7 %), других родственников (20,6 %), из спецлитературы (18,7 %), а иногда от учителей и врачей.

По мнению опрошенных респондентов, основными институтами по половому воспитанию и образованию в сельской местности КР являются:

  • · школа;
  • · семья, родственники (мать, снохи, братья, сестры и др.);
  • · поликлиника (или ФАП);
  • · различные общественные организации (НПО, женсовет и т.д.);
  • · сельская община (сообщество) и т.д.;
  • · представители религиозных конфессий -- мечеть.

Согласно мнению респондентов, школа была названа наиболее важным институтом, занимающимся половым воспитанием и образованием молодежи.

Общеизвестно, что половое воспитание детей и подростков, подготовка их к семейной жизни должна проходить в семье. Это подчеркивается в ст.11 Закона КР о репродуктивных правах.

Однако респонденты в школе видят основной социальный институт, выполняющий образовательную и воспитательную функции в обществе. По мнению взрослых и детей, школа должна проводить работу по половому образованию и воспитанию подростков. Это обосновывается тем, что в школе преподается специальный предмет «Здоровый образ жизни» (раньше назывался «Этика и психология семейной жизни»). В нем наряду с другими темами изучаются и вопросы секса и сексуальных отношений. Кроме того, респонденты осведомлены о том, что некоторые из этих вопросов освещаются в таких предметах, как биология, анатомия, этика, ыйман и др. Поэтому родители видят в школе испытанный, надежный институт полового образования и воспитания детей.

На наш взгляд, здесь существует еще одна причина. Это связано со стереотипом, сформированным в советское время, когда бремя не только образования, но и воспитания детей порою полностью ложилось на школу, так как большинство родителей, в том числе и матери, участвовали в производстве. В сельских регионах многие чабанские семьи, проводившие большую часть года в горах, оставляли детей в интернатах. Политика государства была такова, что львиная доля ответственности за образование и воспитание детей возлагалась на школу. Это выработало у населения иждивенческое отношение, стереотип, согласно которому за любое воспитание, в том числе половое, отвечала школа.

К тому же для беспокойства родителей не было особых причин, так как любая информация подвергалась государственной цензуре и поэтому, по их мнению, информации, негативно влияющей на поведение детей и молодежи, не было. Кроме того, сама государственная идеология не поощряла открытое обсуждение в обществе проблем секса и сексуальных отношений, тем более между родителями и детьми.

Почти все респонденты отмечали, что специальный предмет «Здоровый образ жизни» преподается не специалистами, а преподавателями других дисциплин, поэтому беспокоились о необходимости подготовки в учебных заведениях специалистов-преподавателей именно этого курса. Поддерживая это мнение, некоторые эксперты (учителя-биологи и врачи) отмечали, что и учителям иногда трудно преподавать эту дисциплину, так как в кыргызской культуре нет опыта общения между взрослыми и детьми на тему о сексе. Проблема осложняется отсутствием позитивной терминологии на кыргызском языке либо ее незнанием. Поэтому они предлагали для раскрытия таких тем привлекать врачей.

Таким образом, школа названа основным институтом, который должен осуществлять половое воспитание детей и подростков. Исследователи полагают, что одна из причин такого ранжирования институтов в половом воспитании заключена в иждивенческом менталитете, сформированном в годы Советской власти и передающем основную ответственность за вопросы воспитания, в том числе сексуального, школе.

Интересно отметить предпочтения респондентов в отношении того, кто должен заниматься половым воспитанием. По мнению респондентов, школа (а мы полагаем, что правильнее было бы написать «государство в лице школы») -- это институт номер один.

Более того, вопросами сексуального воспитания должны заниматься «специальные предметники», т.е. учителя биологии и анатомии, а не простые учителя, которым трудно говорить «про это». Еще более предпочтителен специалист по «Здоровому образу жизни». А идеально, если про все «это» подросткам будет говорить врач или другой медицинский работник.

В статье 11 «Закона КР о репродуктивных правах граждан» основное место в половом воспитании детей отводится семье. Однако, как было сказано выше, результаты исследования показали, что семья стоит на втором месте после школы.

Общеизвестно, что семья, являясь классическим образцом социального института, выполняет очень важные функции в обществе, а именно хозяйственно-бытовую, экономическую, рекреативную, репродуктивную, воспитательную (в том числе и по вопросам полового воспитания подростков) и т. д. гендерный кыргызстан психологический половой

Подавляющее большинство взрослых респондентов считают, что семья играет большую роль в воспитании детей вообще, в половом воспитании в частности. Родители являются для детей самыми близкими людьми и имеют значительное влияние на них. К тому же социализация личности начинается в семье -- поведение родителей является примером для детей. В подтверждение этого почти все взрослые респонденты говорили о том, что многое зависит от примера, который они сами подают детям.

Однако, как было отмечено выше, общение между родителями и детьми на темы о сексе весьма скудно. Исследовательская группа выделила ряд факторов, по их мнению, способствовавших такому положению дел.

Во-первых, это табу, существующее в кыргызском обществе на тему секса, которая позволительна к обсуждению только между супругами или в конфиденциальной обстановке (врач).

Во-вторых, стереотипное представление большинства родителей о том, как должно происходить половое воспитание их детей-подростков, берет начало с воспоминаний о том, как их самих воспитывали. Поэтому вопросы секса и сексуальных отношений между родителями и детьми в сельской местности почти не обсуждаются. Как отмечают взрослые респонденты, в свое время их родители тоже не проводили с ними целенаправленного систематического полового воспитания.

Кроме того, на общение родителей со своими детьми на тему секса влияет недостаток у родителей соответствующих знаний. На вопрос: «Располагают ли Ваши родители достаточными знаниями, чтобы дать правильные ответы на ваши вопросы?» больше половины детей-респондентов ответили: «Нет, не располагают». Этому аргументу можно возразить, что для подростков вообще характерно мнение о незнании их родителями многих вопросов. Однако недостаток знаний отмечают и сами взрослые-респонденты.

Еще один фактор -- незнание или недостаточное количество позитивных терминов для общения с детьми на вопросы сексуальной жизни.

Все эти факторы привели к тому, что родители не говорят со своими детьми о сексе и сексуальных отношениях, либо говорят очень мало и только на некоторые темы. Социальные нормы, отсутствие опыта и информации, неумение говорить на неудобные темы, незнание терминов приводят к возникновению психологического барьера между теперешними родителями и детьми, что препятствует свободному общению на тему «об этом». Почти все респонденты отмечали, что никак не могут преодолеть эту преграду и свободно, открыто заговорить с детьми. Закон Кыргызстана о репродуктивных правах защищает права подростков на половое воспитание и образование. К сожалению, респонденты и даже опрошенные эксперты исследования не смогли самостоятельно отметить правовую сторону вопроса, в том числе вспомнить о правовой ответственности взрослых за половое воспитание детей, их подготовку к семейной жизни и сохранение репродуктивного здоровья.

В кыргызской сельской семье половым воспитанием детей в большинстве случаев занимается мать. Это, по мнению респондентов, объясняется тем, что женщина создана для того, чтобы заниматься воспитанием детей (распространенный гендерный стереотип): она их рожает, кормит грудью, всегда с ними рядом, между ними устанавливаются нежные, доверительные отношения, а также женщина выполняет всю работу по дому, создает благоприятные условия для жизнедеятельности семьи. Мужчина же выполняет работу вне дома и бывает там реже и, следовательно, общается с детьми меньше. В этой связи, по мнению мужчин-респондентов, воспитание детей для них не имеет первостепенного значения, для них важнее обеспечить семью материально. Кроме того, они считают, что мать может разговаривать и влиять как на дочь, так и на сына, а отец -- только на сына.

Общеизвестно, что в воспитании детей, особенно в подростковый период, должны принимать участие оба родителя, так как именно в этот период происходит процесс становления личности, в том числе и половое созревание. Наши исследования показали, что мужчины участвуют в воспитании детей лишь опосредованно, через мать. Причем они ограничиваются наставлениями и указаниями от случая к случаю. В то же время CEDAW особо подчеркивает признание «общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей». Для реализации этого положения CEDAW государством должны быть предприняты меры по изменению традиционной культуры кыргызов, типа и моделей семейных отношений, когда обязанности членов семьи не являются мужскими и женскими. Эмпирические данные этого исследования, а также наблюдения самих фасилитаторов показывают, что в кыргызской сельской семье мать, являясь основной фигурой в воспитательном процессе, старается формировать уважительное отношение к отцу в семье. Тем самым она положительно влияет не только на детей, но и на мужа.

Таким образом, несмотря на то, что целый ряд институтов занимается воспитанием и образованием молодежи вообще, половым воспитанием и образованием в частности, к сожалению, до сих пор наблюдается немало проблем в этой области.

Литература

  • 1 Gender mainstreaming: social and economic costs and benefits. -- Bishkek: Ilim, 2003. -- P. 10-56.
  • 2 The data of the AIDS epidemic / The epidemiological situation in Kyrgyzstan. -- Bishkek: Bashat, 2011. -- 88 p.
  • 3 See the statistics of the National Association of AIDS. 2011. -- Bishkek: Bashat, 2011. -- 56 p.
  • 4 The annual report of UNAIDS and WHO, «Report on the AIDS epidemic». December 2002. -- Bishkek: Bashat, 2002. -- 78 p.
  • 5 The definition of the International Conference on Population and Development (December 1994): Teenagers are the young people aged 10-19 years is used -- The conference resolution 49/128 of 19 December 1994. -- Bishkek, 1994.
  • 6 Edilova M.M. and other sociological study «Gender Aspects of HIV /AIDS (Community-based Kyrgyzstan)». -- Bishkek: Ilim, 2003. -- 116 p.
1

Статья посвящена проблеме анализа взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание в контексте современных гендерных исследований, различиям их разработки в психолого-педагогической науке и применения в различных парадигмах образования (знаниевой, гуманистической, гуманитарной). Авторами анализируются пути развития полового, полоролевого, гендерного воспитания, достижения и слабые стороны. Обосновывается, что работы ученых конца XIX – начала XX вв. о половом воспитании являются богатейшим отечественным психолого-педагогическим наследием, требующим сегодня изучения и дальнейшего осмысления с учетом изменившихся норм морали, современных социокультурных и экономических условий жизни, которые по своей теоретико-методологической основе можно считать предтечей современных гендерных исследований. Рассматриваются мировоззренческие идеи и содержание полового, полоролевогого и гендерного воспитания в условиях различных парадигм образования, представляющие теоретико-методологическое обоснование гендерного подхода в соответствии с социокультурными и экономическими трансформациями, происходящими в обществе, модернизацией системы образования.

полоролевое

гендерное воспитание

знаниевая

гуманистическая

гуманитарная парадигмы образования

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969.

2. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. – Л.-М., 1935.

3. Гендерное образование. учеб. пособ. / под. ред. Л.И. Столярчук. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2011.

4. Жаринцова Н. Объяснение полового вопроса детям // Посредник. – 1907.

5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты. – 2-е изд., перераб. и доп. – Л.: Медицина, 1988.

6. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. – 2-е изд., доп. – М., 1986.

7. Кон И.С. Кризис бесполой педагогики // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 15–18 апр. 2009 г. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – С. 3–11.

8. Паулсен Ф. Современное воспитание и половая нравственность // Вестник воспитания. – 1908. – № 6. – С. 110–141.

9. Половцев В. Основы общей методики естествознания. – М., 1907.

10. Половцева В. Половой вопрос в жизни ребенка // Вестник воспитания. – 1903. – № 9.

11. Столярчук Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания: монография. – Волгоград: Перемена, 1999.

12. Хлюдзинский В. Зоология. – СПб., 1869.

13. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 2009 [Электронный ресурс].– Режим доступа // СПС Консультант плюс, 2010.

Российская система образования, характеризующаяся тенденцией снижения его качества, вызывающей тревогу у государства и общественности, обусловила разработку новых образовательных стандартов (ФГОС) на всех уровнях (начальной, средней и высшей школы) и новых образовательных требований (ФГТ) в дошкольном образовании. ФГОС и ФГТ нацелены не только на знаниево-ориентированное обучение, но и на интеграцию предметно-образовательной компетентности, личностных качеств, самореализацию индивидуальности, ее потенциальных возможностей. Например, в соответствие с ФГТ ООП ДО Российской Федерации одной важных задач определяется формирование гендерной принадлежности ; в соответствии с научной терминологией - гендерной идентичности, требующей теоретико-методологического обоснования гендерного подхода в образовании в соответствии с социокультурными и экономическими трансформациями, происходящими в обществе и системе образования.

Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей, к которым относится и гендерная идентичность, как справедливо отмечал Б.Г. Ананьев: «Пол человека играет огромную роль в его жизни и деятельности, являясь естественной основой всей его индивидуальности» .Однако в отечественной психологии описание вопросов о том, как человеческий индивид превращается в мужчину или женщину, как половые/гендерные черты и свойства формируются в процессе индивидуального развития человека, оставалось вне поля зрения исследователей. Даже в классических работах психологов, исследующих возрастные особенности личности (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.) половая принадлежность ни на что не влияла, проблема гендерной идентичности не обсуждалась. В книге Б.Г. Ананьева «Человек как предмет познания» глава «Половой диморфизм и психофизиологическая эволюция человека» являлась исключением. Однако неразработанность проблемы гендерной идентичности до второй половины XX в. не означала, что вопросы пола не интересовали ученых, общественных деятелей и практиков образования. Образец женщины был асексуален до второй половины XIX в., поэтому публичное обсуждение вопросов половой жизни, полового просвещения не допускалось и обсуждение в печати «запретных тем» началось только с этого периода. «В последние годы вопросы половой жизни сосредоточили на себе внимание выдающихся врачей, педагогов, общественных деятелей и т.д. во всех западно-европейских странах. Теперь эта волна дошла и до нас... по пути научного исследования и стремится поднять половую жизнь современного человека на более высокую ступень».

Первая, хотя и неудачная, попытка полового просвещения школьников была предпринята энтузиастами во главе с М.И. Писаревым, которые требовали «прекращения по отношению к детям политики страуса, прячущего голову в песок, когда дело касается вопроса об их собственном происхождении». В. Хлюдзинским, изложившим в первом созданном им учебнике по зоологии половые процессы и строение органов размножения у высших животных, был создан прецедент для дальнейшего открытого обсуждения и развития «полового вопроса», несмотря на то, что в тот период охранительными органами образования в 70-х годах этого же века естественные науки были изгнаны из школьного преподавания. Вторая попытка была более успешной в начале ХХ века, она сопровождалась реставрацией естествознания в гимназиях и горячо, смело (для того времени) написанными статьями в журналах «Вестник воспитания», «Посредник», «Русская школа» (К. Житомирский, Е. Лозинский, В. Половцева), методической разработкой бесед с детьми по «половому вопросу» (Н. Жаринцова), работой «Основы общей методики естествознания» (В.В. Половцев), в которой целая глава была посвящена половому просвещению. Их приподнятый тон свидетельствует об огромных усилиях и одухотворенности, которые требовались ученым, общественным деятелям и практикам образования, чтобы «узаконить» вопрос о половом воспитании (с одной стороны, лишенном ханжества и лицемерия, а с другой - представляющим воспитательную ценность). К концу XIX в. потребность в половом воспитании не могла быть обеспечена при сохранении традиционного уклада, потребовалась новая опора на естественно-научное изучение вопросов пола.

Большой вклад в исследование проб-лемы полового воспитания внесли отечественные учёные: Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, И.Р. Тарханов, А.А. Ухтомский и др. Исследователи обращали внимание на то, что необходимо не просто информировать детей, но именно воспитывать, «половое воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содержанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конечно, это важная часть полового просвещения, но только часть»...половое воспитание должно быть обращено к «духовному миру... интимным сторонам личности, ее чувствам».

В связи с особенностями социально-политического развития страны, идеологической изоляцией интересные творческие поиски советской науки были продолжены лишь с 60-70 г. ХХ века, когда вновь ставится вопрос о воспитании детей с учётом половой принадлежности, о половых физиологических и психологических особенностях школьников (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский, А.Г. Хрипкова, А.Н. Шибаева, Г.М. Энтин и др.). Несмотря на то, что ряд проблем (в частности, проблема половой/гендерной идентичности более детально исследовалась позже), в XX в. выяснилось, что пол - сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разно-временно, на разных стадиях индивидуального развития, онтогенеза, поэтому произошло «расчленение категории «пол» на ряд более дробных понятий: генетический пол, хромосомный пол, гонадный пол, внутренний и внешний морфологический пол, репродуктивный пол и т.д.» . Работы ученых конца XIX - начала XX вв. о половом воспитании являются богатейшим отечественным психолого-педагогическом наследием, требующим сегодня изучения и дальнейшего осмысления с учетом изменившихся норм морали, современных социокультурных и экономических условий жизни, которые по своей теоретико-методологической основе можно считать предтечей современных гендерных исследований.

«Полоролевое воспитание» было введено в научный обиход отечественной науки (С.В. Бадмаева, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Столярчук, Н.Е. Татаринцева и др.), хотя исследователям был известен термин «гендер», уже широко используемый зарубежными учеными, однако необходим был переходный период (от освоения социальных ролей мужчинами и женщинами к «культурной маске пола») к современному гендерному воспитанию, нишу которого и заняло «полоролевое воспитание». «Полоролевая социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействия ребенка с окружающей его средой и стихийного влияния на него различных обстоятельств жизни, так и в процессе целенаправленного создания условий для развития девочки и мальчика - т.е. полоролевого воспитания», которое «предполагает учет половозрастных и индивидуальных особенностей развития мальчиков и девочек»... в процессе которого «осуществляется саморазвитие, самореализация, самосовершенствование женской или мужской индивидуальности» . «Не следует преувеличивать роль целенаправленного воспитания, но не надо и недооценивать значение его воспитательных потенций» . Важно направить воспитательные усилия «на воспитание культуры взаимоотношений полов, развитие способностей к реализации гибкого полоролевого репертуара (в зависимости от жизненных ситуаций), умений и навыков соответствующего поведения, самосовершенствование женской/мужской индивидуальности - задача учителей воспитателей» .

В настоящее время гендерные исследования проводятся довольно широко во всем мире, в том числе (в последние пятнадцать лет) и в России. Термин «гендерное воспитание» как социальная надстройка над полом активно используется в отечественных исследованиях по психологии, педагогике и других науках. За эти годы проведена серьезная работа по институализации гендерного знания в вузы (И.В. Клецина, И.В. Костикова, Л.В. Штылева и др.), созданы научно-исследовательские Центры гендерных исследований (НИ ЦГИ), изучающие различные аспекты данной проблемы. К ним относится НИ ЦГИ ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», директором и сотрудником которого являются авторы данной статьи. Результаты проведенных гендерных исследований свидетельствуют о прямой взаимосвязи, преемственности понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» воспитание.

Правомерно ли употребление данных терминов как синонимичных? «Слова «гендер» и «пол», «полоролевое» и «гендерное» воспитание и их производные часто употреб-ляются учеными как синонимы. Так поступают, например, современные исследователи Е.Н. Каменская, И.В. Костикова, О.Г. Лопухова, А.В. Мудрик, С.Л. Рыков и др., а также «крупнейший в мире специалист по психологии половых различий Э. Маккоби (Maccoby 1998). Вместе с тем их разграничение не лишено смысла» . Разграничение этих понятий или рассмотрение их как синонимичных зависит от поставленных исследовательских целей и задач.

Таким образом, в ходе нашего исследования была обнаружена, с одной стороны, преемственная взаимосвязь, взаимообусловленность полового, полоролевого и гендерного воспитания. А с другой стороны, выявлены следующие различия.

Половое воспитание, несмотря на значительные наработки в философии, социологии, психологии, разрабатывалось в русле знаниевой парадигмы образования, его цель заключалась в формировании у будущих мужчины и женщины заданных, нужных обществу или государству качеств, соответствующих традиционным гендерным стереотипам (маскулинный тип взаимоотношений: мужчина - ведущий, женщина - ведомая).

Полорололевое воспитание исследовалось на основе гуманистической парадигмы образования, в соответствии с которой цели полоролевого воспитания хотя ставятся «от человека» обоего пола, однако сохраняют признаки традиционной знаниевой парадигмы, противопоставляющей мужское и женское, теоретически признающей право женщины на образование, карьеру, но в реальности еще не впускающей ее в «мужской мир», различными средствами отодвигая к традиционной приватной сфере, не допуская к публичной сфере как равноправного субъекта многогранной жизни. Несмотря на инновационные идеи феминизма, современные педагогические технологии, разрабатываемые в условиях гуманистической парадигмы образования, сохраняют элементы бинарной оппозиции «мужчина-женщина», противопоставления, гендерной иерархии доминирования и подавления либо женской, либо мужской индивидуальности.

Гендерное воспитание, базирующееся на гуманитарной парадигме образования, в центре внимания видит человека, женскую/мужскую индивидуальность во всем многообразии его/ее связей и отношений с окружающим миром; основано на признании педагогом права обучающихся обоего пола самим принимать решения относительно своей жизни, судьбы; связано с нарушением привычного гендерного порядка в XXI веке, преодолением дуалистического и феминистского противопоставления мужчины и женщины, гендерной иерархии подавления и переходом к пониманию андрогинной природы человека, эгалитарных гендерных взаимоотношений. Задача современного гендерного воспитания состоит не в обучении определенной стратегии гендерного поведения, а в становлении гендерной идентичности девочек, девушек, женщин и мальчиков, молодых людей, мужчин, способствующей их гендерной самореализации. Жизнь требует от них знаний о различных системах ценностей гендерной культуры (маскулинной: мужчина - ведущий, женщина - ведомая; фемининной: женщина - ведущая, мужчина - ведомый; андрогинной: равноценных, партнерских взаимоотношениях), толерантного, уважительного отношения к ним; способности к осознанному выбору стратегии, соответствующей собственным гендерным особенностям, внутренним потребностям своей женской/мужской индивидуальности, перспективам самореализации (маскулинность, фемининность, гипермаскулинность, гиперфемининность, унисекс), формирования гендерной компетентности. Гендерное воспитание в условиях гуманитарной парадигмы утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, содействует поступательному саморазвитию человека независимо от его половой принадлежности, основано на гендерном анализе женских и мужских проблем (механизмах преодоления гендерных стереотипов, препятствующих карьерному росту, формированию материнства, отцовства как ценности, способности к совмещению ролей и т.д.); преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии мужской/женской индивидуальности, подход к действительности с точки зрения мужчины и женщины и во имя развития в каждом из них целостного человека.

Рецензенты:

Бессарабова И.С., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Волгоград;

Петрунева Р.М., д.п.н., профессор, проректор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград.

Работа поступила в редакцию 03.12.2012.

Библиографическая ссылка

Столярчук Л.И., Столярчук И.А. ПАРАДИГМАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ПОЛОВОЕ», «ПОЛОРОЛЕВОЕ», «ГЕНДЕРНОЕ» ВОСПИТАНИЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-2. – С. 357-360;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30951 (дата обращения: 02.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Понятие "гендерное воспитание", конечно же, знакомо Вам, дорогие наши читатели. Еще со времен и пережитков советской эпохи принято четко разграничивать правила воспитания девочки от правил воспитания мальчика.

Семейное и гендерное воспитание: гендерные особенности воспитания.

Гендерное воспитание есть ни что иное, как воспитание ребенка по правилам, которые учитывает его пол, или, говоря другим словами - гендерная принадлежность.

На протяжении многих столетий детей воспитывали именно с учетом их половой идентификации и принадлежности. В последние десятилетия юансы воспитания детей в вопросах половой принадлежности были несколько искажены. Техническая революция и современные инновации с одной стороны, а также феминизм и различные течения несколько размыли границы гендерных различий в самых различных сферах: поведение, образ жизни, одежда, профессиональная деятельность, а также семейное распределение ролей.

Нарушения гендерного воспитания. Гендерные различия в воспитании

Психологи и психотерапевты все масштабнее оглашают информацию на предмет того, что нарушения в процессе гендерного воспитания несут с собой порой тяжелые последствия - как физиологического характера, так и психологической направленности.

Маскулинные женщины порой строят успешную карьеру, но расплачиваются за это одиночеством и проблемами в социальном взаимодействии, страдают гинекологическими расстройствами и неврозами. Фемининные же мужчины (мужчины с женским поведением) не авторитетны, не успешны, страдают нервными заболеваниями, болезнями ЖКТ и сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также мнительны и часто имеют проблемы с общением.


Воспитание гендерной идентичности. Методика гендерного воспитания

Формирование половой идентичности начинается у детей в возрасте 2х лет. Именно в это время малыш начинает понимать, что существует 2 различных пола, и начинает идентифицировать себя соответственно своему полу. Вместе с этим дети разбираются в особенностях отличия девочек от мальчиков в плане моделей поведения и интересов.

3 года - период, гогда ребенок четко различает, что мальчики играют с машинками, а девочки носят бантики и играют в куклы. Но четко позиционировать себя и идентифицировать себя они смогут исключительно в дошкольном возрасте. Именно по этой причине так важна роль воспитания гендерной идентичности ребенка в детском саду. Если ребенок не ходит в детский сад, ответственность за это ложится на его родителей.

Зачем нужно гендерное воспитание? Планирование гендерного воспитания

Целенаправленное гендерное воспитание и воспитание гендерной идентичности весомо влияет на развитие ребенка. Это позволит развить в ребенке те качества и черты личности, которые помогут стать ему успешным в обществе, с учетом принадлежности к определенной социальной роли, соответсвующей его полу.

Но это совсем не исключает прививание мальчикам и девочкам навыков и знаний, свойственных противоположному полу: разнообразие навыков поспособствует развитию наилучших результатов в будущем. Роль родителей в данное аспекте - помочь ребенку открыть и познать всю широту возможностей нашего мира и успешно реализоваться в нем, учитывая гендерные особенности, приобретенные и врожденные способности, индивидуальные черты и потребности.

Гендерное воспитание в семье: консультация для родителей

Если у Вас возникли проблемы с воспитанием ребенка, ваш малыш ведя несвойственно своему полу, или же у Вас возникли вопросы, касаемые гендерного воспитания ребенка или полового воспитания ребенка - запишитесь на консультацию к психологу или психотерапевту нашего Центра в любое удобное для Вас время.

Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.

Модели образовательного пространства.

1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

3. Построение соответствующей развивающей среды;

Реализация первого направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения; изучение литературы по теме: «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста».

Реализация второго направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе.

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями: консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что, играют мальчики и девочки» и др.

Реализация третьего направления: построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «Детство» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах детского сада должны быть созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Рыцари» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.

Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:

· Сюжетно – ролевые игры.

· Беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы

· Проблемные ситуации с этическим содержанием

· Изготовление подарков для мам, пап, сверстников

· Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?» , «Одень мальчика, одень девочку».

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

На достаточность и полноту материала для игр.

Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.




Похожие статьи