Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира. Категории движения, развития, покоя в онтологии Понятие движения и покоя

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Движение и покой.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Движение – это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности˸

Движение существует только относительно какой-либо точки отсчета.

Движение состоит из массы точек покоя.

На каждом из уровней бытия (кроме духовного) существует своя особая форма движения.

Покой – момент в рамках движения. Абсолютного покоя не существует. Это полностью относительная категория.

Движение и покой представляют из себяединство противоположностей, поскольку всякое движение состоит из точек покоя, а покоящиеся тела всегда движутся по отношению к иным системам отсчета.

Космос предстает как гигантская система взаимосвязанных элементов.

Система (целое) и элемент (часть).Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент - часть системы, выполняющая определенную функцию. Связи между элементами системы имеют сущностный, а не ситуативный характер (элементы существуют в своей определенности только находясь в связи с другими элементами).Система и элемент представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует элементов вне системы, а система всегда оформлена элементами.Всякая система предстает как оформленное содержание элементов.Содержание и форма.Содержание - совокупность различных элементов, определяющих характер того или иного объекта. Форма - внешняя организация того или иного содержания. Содержание и форма представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует бессодержательной формы и бесформенного содержания.Содержание обладает определенной структурой, сохранение которой является важным условием жизнеустойчивости системы. Структура, в свою очередь, сохраняется благодаря тому, что каждый элемент системы выполняет свою функцию.Структура и функция .Структура˸ А) Принцип (идея) организации объекта, определяющий одну из сторон ᴇᴦο качества.Б) Материальное воплощение данного принципа организации, т.е. относительно устойчивый способ связи элементов в рамках системы, её воплощенная организованность.

Функция - способ поведения какого-либо элемента в рамках структуры, способствующий её сохранению, т.е. сохранению качественной определенности данного объекта.

Структура и функция представляют из себяединство противоположностей, поскольку структура сохраняется благодаря тому, что элементы выполняют свои функции. В тоже самое время, осуществление функции элементом невозможно вне ᴇᴦο структурных связей с другими элементами объекта.В элементах системы существуют определенные стороны схожести и несхожести - тождества и различия. Тождество и различие.Тождество – соответствие объектов друг-другу. Абсолютно тождественных вещей не бывает. Даже два близнеца имеют различия во внешности. Различие - несоответствие объектов друг-другу. Абсолютно различных вещей также не бывает. Даже самые различные по уровню бытия объекты различны не абсолютно, т.е. имеют черты схожести – общий материальный состав, структурность и т.д. Например, человек и камень едины в своей материальности. Тождество и различие представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует даже двух тождественных объектов, между которыми нет сторон различия, а различия всегда сосуществуют с чертами схожести (тождества) объекта с другими.Различие имеет свои степени˸ оно должна быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с ᴇᴦο двумя полюсами (его можно делить сколько угодно). Противоположности – это взаимосвязанные и взаимоисключающие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения˸ наличие одной предполагает бытие другой.

Если в исследовании объекта или явления основываться на факте различия ᴇᴦο с другими, то он предстает как единичный. Но нельзя забывать, что всякий единичный объект имеет черты схожести с другими – черты общего.

Движение и покой. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Движение и покой." 2015, 2017-2018.

  • - Вопрос 4. Движение как способ существования матери. Движение и покой. Формы движения материи и их взаимосвязь.

    ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое св-во материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была... .


  • - Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие.

    Универсум (от латинского «summarerum» - все имеющееся, все существующее) – субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение-... .


  • - Движение и развитие. Движение и покой. Прогресс и регресс.

    Движение в общем можно определить, как изменение вообще. Если предмет движется, то он теряет тождество самому себе. Энгельс ввёл это определение с целью не отождествлять движение с атрибутом, некоторой разновидностью изменения. Он же отмечает, что движение, очевидно,... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще,начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материи,неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение-... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материии, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Покой-... .


  • Движение – это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности:

    Движение существует только относительно какой-либо точки отсчета.

    Движение состоит из массы точек покоя.

    На каждом из уровней бытия (кроме духовного) существует своя особая форма движения.

    Покой – момент в рамках движения. Абсолютного покоя не существует. Это полностью относительная категория.

    Движение и покой представляют собой единство противоположностей, поскольку всякое движение состоит из точек покоя, а покоящиеся тела всегда движутся по отношению к иным системам отсчета.

    Космос предстает как гигантская система взаимосвязанных элементов.

    Система (целое) и элемент (часть).Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент - часть системы, выполняющая определенную функцию. Связи между элементами системы имеют сущностный, а не ситуативный характер (элементы существуют в своей определенности только находясь в связи с другими элементами).Система и элемент представляют собой единство противоположностей, поскольку не существует элементов вне системы, а система всегда оформлена элементами.Всякая система предстает как оформленное содержание элементов.Содержание и форма.Содержание - совокупность различных элементов, определяющих характер того или иного объекта. Форма - внешняя организация того или иного содержания. Содержание и форма представляют собой единство противоположностей, поскольку не существует бессодержательной формы и бесформенного содержания.Содержание обладает определенной структурой, сохранение которой является важным условием жизнеустойчивости системы. Структура, в свою очередь, сохраняется благодаря тому, что каждый элемент системы выполняет свою функцию.Структура и функция .Структура: А) Принцип (идея) организации объекта, определяющий одну из сторон его качества.Б) Материальное воплощение данного принципа организации, т.е. относительно устойчивый способ связи элементов в рамках системы, ее воплощенная организованность.

    Функция - способ поведения какого-либо элемента в рамках структуры, способствующий ее сохранению, т.е. сохранению качественной определенности данного объекта.

    Структура и функция представляют собой единство противоположностей, поскольку структура сохраняется благодаря тому, что элементы выполняют свои функции. В то же время, осуществление функции элементом невозможно вне его структурных связей с другими элементами объекта.В элементах системы существуют определенные стороны схожести и несхожести - тождества и различия. Тождество и различие.Тождество – соответствие объектов друг-другу. Абсолютно тождественных вещей не бывает. Даже два близнеца имеют различия во внешности. Различие - несоответствие объектов друг-другу. Абсолютно различных вещей также не бывает. Даже самые различные по уровню бытия объекты различны не абсолютно, т.е. имеют черты схожести – общий материальный состав, структурность и т.д. Например, человек и камень едины в своей материальности. Тождество и различие представляют собой единство противоположностей, поскольку не существует даже двух тождественных объектов, между которыми нет сторон различия, а различия всегда сосуществуют с чертами схожести (тождества) объекта с другими.Различие имеет свои степени: оно может быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с его двумя полюсами (его можно делить сколько угодно). Противоположности – это взаимосвязанные и взаимоисключающие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной предполагает бытие другой.

    Если в исследовании объекта или явления основываться на факте различия его с другими, то он предстает как единичный. Но нельзя забывать, что всякий единичный объект имеет черты схожести с другими – черты общего.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Философия: основы онтологии

    Сибирский государственный аэрокосмический университет.. имени академика м ф решетнева..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Идейная история диалектики
    В любой современной науке есть своя главная «стержневая» идея, определяющая собой глубинный смысл всей данной научной дисциплины. Так, для физики это идея материального строения мира, подчиненного

    Идейная история метафизики
    Почти одновременно с диалектикой, как учением о всеобщей связи, в философии возникает противоположное направление, которое Аристотель назвал метафизика (от греч.: «мета» – «над», «

    МСТ, ее основные принципы
    Метафизическая система теоретизирования, в свою очередь, определяется спецификой модели мира, сформировавшейся в условиях индивидуалистической социальности (мир как Универсум). Как

    Принцип линейного развития
    Принцип развития признается метафизикой, но трактуется с принципиально антидиалектических позиций. Поскольку метафизика не признает диалектическую противоречивость мира, постольку источник развития

    Основной вопрос философии
    Основной вопрос философии был сформулирован Ф. Энгельсом на основе сравнения неореалистского и неономиналистского сущностных исследовательских подходов метафизики (выраженных в идеализме и материал

    Бытие и небытие
    Бытие – основная категория диалектики, отражающая причастность объектов и явлений к существованию (в его различных степенях и проявлениях). Бытие устроено иерархически. Оно восходит по век

    Абсолютное и относительное
    Абсолютное – ни от чего не зависящее (духовная сфера бытия). Абсолютное имеет всеобъемлющий характер. Относительное – зависимое (материальная сфера бытия). Абсолютное и относительное – еди

    Сущность и существование, Сущность и явление
    Сущность – в самом общем смысле это – главное, основное в объекте. В диалектике в качестве сущности выступает духовная сфера бытия, представленная оформлениями совершенства. Данная

    Необходимость и свобода (случайность)
    Необходимость -единство причины и следствия. Этоединство является содержанием принципа законосообразности, как основы бытия. Необходимость – это отражение законосообразности бытия.

    Категории развития
    Источником всякого развития является борьба противоположностей, предстающих как диалектическое противоречие. Все материальные объекты и явления несут на себе «печать» первичного диалектического про

    Прогресс и регресс
    Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего в высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс характеризует как систему в ее целом, так и

    Революция и эволюция
    Революция - глубокое, качественное изменение в развитии какой-либо вещи или явления. Революция означает разрыв постепенности в развитии, качественный скачек в развитии.

    Целесообразность и стихийность
    Целесообразность – установка развития, основанная на стремлении объекта к определенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

    Возможность и действительность
    Возможность – это предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем. Так, эмбрион обладает возможностью развития, потенциалом превращения во взросл

    Космос и хаос
    Космос – оформление совершенства материальной сферы бытия. Мир понимается в диалектике как космос – совокупность совершенств (оформлений совершенства), встраивающихся друг в друга.

    Пространство и время
    Пространство: А) Координация материальных объектов по отношению друг к другу (впереди, сзади, далеко, близко). Б)Одна из количественных характеристик объектов (дл

    Единичное и общее
    Единичное – характеристика уникальности (индивидуальности) объекта. При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единич

    Натурфилософия
    Философия природы, или натурфилософия (от лат. «натура» - приро­да) - древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы, которые исс

    Эволюционная теория и ее метафизические основания
    Эволюционизм является научно-философской теорией, развивающейся в рамках неономиналистской версии МСТ. Неономиналистский характер теории эволюции проявляется в идеях первичности материального начал

    Основные принципы эволюционизма, как неономиналистской теории в натурфилософии
    Неономиналистская определенность теории эволюции представлена в соответствующей версии метафизического дуализма, основанного на универсалистской модели мира. Мир как Универсум не является и не може

    Проблема отсутствия реальных переходных форм
    Эволюция видов предполагает стихийное постепенное изменение органов животных, предполагающее сосуществование в «переходных» органах как «старых», так и «новых» признаков (например, эволюционный пер

    Проблема взаимоисключающих критериев естественного отбора
    Чаще всего такие критерии признаки, как яркий окрас, сложность, наличие особых технических приспособлений (все это – признаки, предназначенные для отпугивания врагов) не совмещаются у представителе

    Принцип развития
    Эволюционизм утверждает метафизическую идею линейности развития. Из развития изымается его противоречивость, согласно чему в формировании видов абсолютизируется их изменчивость (без учета устойчиво

    Креационная теория и ее диалектические основания
    Креационизм – это научная теория, основанная на религиозной идее сотворения мира Богом. Долгое время креационизм отвергался научным сообществом, что было обусловлено, во-первых, господством в научн

    Основные принципы креационизма, как диалектической теории в натурфилософии
    Согласно принципу единства бытия, материальный мир в своей мере един с Богом и отделен от Него (см. материал по диалектическому сущностному подходу). Мир, как символический образ явлений Бога – это


    1. Человек – это родовая категория, указывающая на один из родов живых существ, обитающих на Земле. Этот род в научной терминологии именуется "homo sapiens" - «человек ра

    Социально-ипостасная сущность личности
    Личность, как единство ипостасного и социального начал проявляет себя в двух векторах. «Я» изначально стремится к себе, к самопознанию, но также изначально стремится и к обществу, к общению, к восп

    Структура личности
    4. Основные принципы отечественной философской антропологии. Свобода личности является важнейшим условием реализации ее духовного потенциала. Но само понятие свободы является по сути пробл

    Структура личности
    Существует несколько теорий, раскрывающих структуру личности. В византийской диалектике за основу была взята идея трехчастного строения личности, согласно которой последняя предстает как единство т

    Основные принципы отечественной философской антропологии
    Отечественная философская антропология ориентирована на идею совершенной личности, которая разрабатывалась в русской философии еще с древних времен. Изложению данной идеи можно посвятить не одну ле

    Расскажите о структуре личности
    4.Каковы основные принципы отечественной философской антропологии? 5. Покажите проявления свободы в рамках мировоззрения представителей западной культуры. 6. В чём состоит принцип

    Основные сферы жизни общества
    В обществе осуществляются различные по своему характеру виды деятельности. В результате складываются соответствующие сферы жизни общества – духовная, социальная, экономическая, политическая.

    Роль природной среды в жизни общества
    Природная среда – естественное условие жизни общества. «История Земли и история человечества – это две главы одного романа», писал А. И. Герцен. Общество в своей мере является частью более обш

    Типы общества
    Дискуссия о различении типов общества имеет многовековую историю. Так, уже в социально-философских трудах Аристотеля была обоснована основная идея коллективистского общества. Суть этой идеи заключа

    Принципы индивидуалистической социальности
    Основные принципы индивидуалистической социальности: индивидуализм (отрицание всеобщей связи социальных явлений), свобода, плюрализм, равенство, стихийность, социальный атомизм, сознательность, огр

    Основные определения жизни общества индивидуалистического типа
    Принципы социальности индивидуалистического типа формируют основные определения жизни общества индивидуалистического типа– (конкретные проявления в обществе принципов его социальности) (см. с. 7).

    Принципы коллективистской социальности
    Таковыми являются принципы: коллективизма (всеобщей связи социальных явлений) и совершенствования общественных отношений. Принцип коллективизма. Теоретизация принципа колл

    Основные определения жизни общества коллективистского типа
    Принципы социальности коллективистского типа формируют основные определения жизни общества коллективистского типа (конкретные проявления в обществе принципов его социальности). Тип

    Библиографический список
    Основной 1. Мананникова, Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н. Мананникова. М.: Дашков и Кº, 2008, – 302 с. 2. Медова, А.А. Философия. Введение в философию / А.А. Мед

    Одной из старейших философских категорий является материя. Понятие о ней изначально было очень конкретным, затем оно развивалось, расширялось и, в конце концов, превратилось в описание которую мы можем ощущать.

    Наиболее обобщенное категории тождественно бытию мира, как его понимает философия. Движение, пространство, время являются ее атрибутами. В этой статье мы поговорим об одной из важнейших философских категорий. Речь идет о движении. Можно сказать, что этот термин охватывает все процессы, происходящие в природе и обществе.

    Можно сказать, что эта категория описывает способ существования материи. В принципе, в очень общих чертах движение в философии - это любое изменение, взаимодействие материальных объектов, переход из одного состояния в другое. Оно объясняет все многообразие мира. Без него трудно представить себе любое бытие. Ведь существовать - это значит двигаться. Всякое иное бытие практически недоказуемо. Его невозможно обнаружить, ведь оно не вступает во взаимодействие ни с предметами, ни с нашим сознанием.

    Материя и движение в философии тоже взаимосвязаны. Они не могут существовать одно без другого. Поэтому движение считается абсолютным философским понятием. А покой, наоборот, относительным. Почему? Дело в том, что мыслители согласились с определением покоя как одного из Очень хорошо доказывают это астрономы. Если некое тело, к примеру, пребывает в покое на Земле, то оно двигается по отношению к другим планетам и звездам.

    Апории - существуют ли изменения и процессы?

    Еще в античном мире обратили внимание на противоречия этой проблемы. Движение в философии - это, с точки зрения школы элеатов, предмет для особого рода рассуждений - апорий. Их автор, Зенон, вообще полагал, что об этом нельзя непротиворечиво мыслить. Следовательно, размышлять о движении вообще невозможно. Философ приводил примеры того, что если на практике быстрый бегун (Ахилл) может догнать медленную черепаху, то в области мысли это невозможно, хотя бы потому, что за то время, пока животное ползет из одной точки в другую, человеку тоже нужно время, чтобы добраться туда, где оно было. А его там уже нет. И так до бесконечности, на которую делится пространство.

    То же самое происходит, когда мы наблюдаем за полетом стрелы. Нам кажется (наши чувства говорят об этом), что она движется. Но ведь каждый момент стрела находится (покоится) в какой-то точке пространства. Поэтому то, что мы видим, не соответствует тому, что можно помыслить. А поскольку чувства второстепенны, движения нет.

    Единство

    Правда, еще в эпоху античности нашлись критики и у этих утверждений. К примеру, против апорий элеатов выступил известный авторитет Древнего мира Аристотель. Движение в философии - это некое единство с пространством и временем, - утверждал мыслитель. Они не существуют в отрыве. Поэтому механически делить их на бесконечные точки - неверно и нелогично. Мир изменчив, он развивается из-за противоборства стихий и начал, и следствием этого является многообразие. Так, движение и развитие в философии стали отождествляться. Подтверждения этому появились в эпоху Возрождения. В указанное время была очень популярна идея о том, что и то, и другое происходит потому, что весь мир - это арена становления души или жизни. Последняя разлита по всему бытию. Даже материя одухотворена, и поэтому развивается.

    Источник

    Однако в Новое время философы принялись искать, что же является основой движения. Они отождествляли материю с веществом, а последнее наделяли косностью. Поэтому лучшего объяснения, чем то, что некто, например, Бог или Высшее существо, сделал «первый толчок», после чего все стало развиваться и двигаться по установленным законам, придумать не могли.

    В эпоху механицизма проблему движения преимущественно объясняли с точки зрения деизма. Это несколько преобразившая популярную религиозную теорию о том, что Бог «завел» Вселенную как часы, и потому является единственным и первоначальным источником движения в ней. Так объясняли причину изменений во времена Ньютона и Гоббса. Но это неудивительно, поскольку тогда человека тоже считали чем-то наподобие сложного механизма.

    Материализм

    Марксисты тоже очень много рассуждали о движении. Они, прежде всего, отвергли идею о его внешнем источнике. Представители этих взглядов первые заявили о том, что движение в философии - это атрибут материи. Последняя сама является его источником. Можно сказать, что она саморазвивается из-за собственных противоречий. Последние толкают и побуждают ее к движению.

    Движение материи происходит из-за взаимодействия различных противоположностей. Они являются причиной изменения конкретных ее состояний. Материя - это некое целое, которое нельзя уничтожить. Она постоянно видоизменяется. Поэтому мир столь многообразен. Если в нем происходят какие-то процессы, которые не меняют структуру объекта, то они называются количественными трансформациями. А если же предмет или явление внутренне преобразуется? Тогда эти изменения называют качественными.

    Разнообразие

    Диалектический материализм выступил с концепцией, которая описала формы движения. В философии марксизма изначально было пять таких видов изменения - от простых ко все более сложным. Считалось, что особенности форм движения обуславливают качества предметов. Они же представляют собой источник специфики явлений материального мира.

    В девятнадцатом веке выделялось пять таких форм. Это механика, физика, химия, биология и социальные процессы. Каждая из них имеет свой материальный носитель - тела, атомы, молекулы, белки, людей и общества. Однако впоследствии развитие науки показало, что эта классификация не совсем соответствует действительности. Теория о структурных формах организации материи продемонстрировала, что по своей сути является сложным, а не простым. Физические процессы имеют свои микро- и макроуровни. Оказалось, что каждая структурная организация материи обладает своей сложной иерархией, а количество форм их движения стремится к бесконечности.

    Развитие

    Как материя, так и общество находится в постоянном изменении. Если они последовательны, необратимы и качественны, то их принято называть развитием. Движение и развитие в философии очень связаны. Второй термин шире первого по значению, ведь существует и движение, не приводящее к качественным изменением, например, перемещение. Но и развитие имеет несколько уровней и значений. Например, о том, как произошел мир, куда он движется, есть мифологические и религиозные объяснения, а не только научные.

    В понимании диалектического материализма, существует такое развитие, как прогресс. Это значит, что уровень структурной организации повышается, становится более сложным. Если же происходит обратный процесс, он называется регрессом. Но это тоже развитие. Так называют и самодвижение природы, социума. В целом считается, что развитие является универсальным качеством Вселенной.

    Философия бытия

    Сделаем некоторые выводы. В разных школах мышления движение понимается онтологически, выступает основой бытия. Оно признается не только неотъемлемым свойством материи, но и принципом единства мира, и источником его многообразия.

    Движение в философии бытия - это связующее звено между пространством и временем. Оно - не только но и фундамент жизни природы, человека и общества. Движению присущи противоречия и диалектика. Оно одновременно абсолютно и относительно, изменчиво и устойчиво, находится в какой-то точке и не делает этого. В современной онтологии движение имеет также вид идеального. Речь идет о субъективных процессах в мире человеческого сознания. Наверное, это то движение, которое великий Гете называл счастьем.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение- абстракция, отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в мышлении, в реальности же существует только движущиеся материальные объекты. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Покой- противоположно движению (отсутствие движения).Любой движущийся предмет до определен. времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, т.е некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие существования любой вещи. Т.о. -движение и покой диалектически противоречивые свойства материального объекта. Развитие- необратимое качественное изменение.Оно бывает прогрессивным – проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта и регрессивным – деградация объекта, его распад, гибель. Энгельс выделил 5 основных форм движения:

    1. Механическая

    2. Физическая

    3. Химическая

    4. Биологическая

    5. Социальная

    Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.

    Наиболее сложной формой движения является социальная, т. к. материальный носитель есть самый сложный вид материи - социальный. Эта форма движения включает и изменения, происходящие в организме отдельного человека. Так, сердце человека - это механическая двигатель, обеспечивающий движение крови в сосудах. Но это не чисто механический двигатель. Его деятельность регулируется механизмами высшей нервной деятельности человека. А жизнедеятельность организма - условие участия человека в труде, в общественной жизни. Сюда входят изменения социальных групп, слоев, классов, этнические изменения, демографические процессы, развитие производительных сил и производственных отношений и другие изменения, определяемые законами движения на социальном уровне материи.

    Следует подчеркнуть, что различные формы движения способны переходить друг в друга в соответствии с законами сохранения материи и движения. Это есть проявление свойства неуничтожимости и несотворимости материи и движения. Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.

    ПОКОЙ И ДВИЖЕНИЕ – ВСЕОБЩИЕ ФОРМЫ БЫТИЯ МАТЕРИИ

    В философском энциклопедическом словаре 1989 года отсутствует философская категория и определение понятия «покой». Вероятно, это обстоятельство связано с тем, что всё в мире движется, происходит и изменяется. Нет ничего такого, что бы не двигалось и не изменялось. Мы представляем себе движение как атрибут материи. Оно в этом качестве, вместе с материей, вечно во времени и бесконечно в пространстве. Движение образует пространственно-временную форму бытия материи. Движение как и материя безгранично и, в таком смысле абсолютно. «Абсолютное» - то, что не имеет границ. Покой же – отсутствие движения. Его не может быть, потому что его не может быть никогда.

    Однако это важное знание только один момент истины, полученный методом мышления формальной логики. Мы же придерживаемся метода современного научного мышления – диалектической логики. Абстрактное (простое) движение действительно не имеет границ. Означает ли это, что покоя нет совсем? – вовсе нет. Вернее, и да, и нет. Абстрактное абсолютное движение, отвлекаясь (отталкиваясь) от всего, отрицает и себя самоё в конкретных формах движения, превращаясь в свою противоположность – в покой. Так же в диалектике не бывает никогда, чтобы был один момент (движение) и не было момента другого, противоположного ему (покоя).

    Движение, разумеется, отвлекается от покоя, которого не может быть никогда, но перед этим стремиться к покою, чтобы оттолкнуться от него, и с неизбежностью вступает с ним в необходимую, хотя и отрицательную, связь. Отрицание покоя утверждает покой. Всякое движение сопровождается движением к покою и возникновением покоя (отсутствия движения). Таким образом, покой, которого нет, порождается движением и становится формой движения бытия. Если мы, люди, не подготовлены к этому знанию и не замечаем покой, то данное обстоятельство вовсе не означает, что покоя нет.

    Точно так же, как случайность является формой необходимости, так и покой является формой движения. С точки зрения диалектики мы обнаруживаем два действительно существующих момента бытия: движение и покой. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать: покой есть. Здесь мы видим другую правду (антитезис), противоположную первой. Нельзя забывать то, что это знание как и всякое человеческое знание относительно. Оно относительно бытия и сущности. Истина (синтез) состоит в том, что покой есть, и его нет. Всё находится в движении и покое одновременно.

    Движение к покою или отсутствие движения, с точки зрения диалектики, обнаруживают одну и ту же сущность – покой. Вечное движение бесконечно стремиться к покою и порождает вечный покой. Два момента взаимодействуют, переходят один в другой, утрачивая различие и сохраняя, при этом, непримиримость противоположных тенденций. Движение и покой сохраняются снятием во всех формах развивающейся материи. Они содержатся в движениях изменения и развития, во всех сложных формах движения материи.

    Невозможно понять и объяснить причину движения изменения и движения развития в отсутствие внутреннего противоречия (противоречия моментов: движения и покоя), содержащегося внутри этих абстрактных движений. Во всяком изменяющемся «нечто» есть момент, который не изменяется в изменениях. Без этого момента не может быть изменения и развития. Без него было бы невозможно ни одно определение какого-либо научного понятия. Г. Гегель даёт такое определение определения: «Определение – это качество, которое в-себе в простом «нечто», и находится в единстве с другим моментом этого «нечто» с в-нём-бытием». «В-себе-бытие» в единстве с «в-нём-бытием» и есть необходимый покой. Определение отражает состояние покоя.

    Все известные формы движения материи находятся в движении изменения и развития. Сущность бытия материи сохраняется во всех формах материи и определяется как материя в движении. Эта сущность не зависит от изменения и развития материи. Она всегда остаётся прежней. Вот он – необходимый покой (отсутствие движения), который является в бытие содержанием понятия и отражением всеобщих законов материальной сущности. Не случайно же определение закона: «Закон – это спокойное в явлении», то есть то, что устойчиво в изменениях. Всякое определение закона в конкретной науке закрепляет состояние покоя в процессе научного познания.

    Каждый переход от одного качества развивающейся материи к другому её качеству происходит скачкообразно и фиксирует состояние покоя как результат развития. Понятно теперь, что покой есть форма и момент движения материи. Наверное, ни у кого не осталось сомнения в необходимости понятия «покой». Можно выразить сожаление в связи с отсутствием категории «покой» в очень хорошем философском словаре и недоумение по поводу отношения составителей словаря к этому важному научному понятию.

    Покой в физической форме движения материи проявляется устойчивостью атомного ядра, прочностью кристаллической решётки твёрдого материального объекта, законами магнетизма и взаимного притяжения различных масс. Покой в химической форме движения материи выражается устойчивостью химических связей и закономерностями химических реакций. Покой в биологической форме движения материи обеспечивается жизнеспособностью отдельных форм жизни. Покой в социальной форме движения материи определяется жизнью со знанием и смыслом, соответствием производственных отношений и производительных сил.

    Великий российский учёный-нейрофизиолог И.П. Павлов теоретически обосновал и успешно реализовал в своей жизни принцип долголетия, основанный на активном отдыхе. Самый эффективный отдых, то есть покой, он видел в смене рода деятельности. Это означает, что для полноценного отдыха нужен такой покой, который является наиболее удачной формой движения, в том числе и двигательной активности. Никогда не устаёт тот человек, который благодаря правильно организованной деятельности постоянно отдыхает в процессе своего труда. В современном обществе повсеместно наблюдается дисгармония между физическим и умственным трудом. Физической активности для людей умственного труда катастрофически недостаточно.

    Усталость современного человека, чаще всего, нервно-психическая. Это истощение энергетического потенциала нервной ткани головного мозга. Нужно экономно расходовать психо-эмоциональную энергию мозга и быстрее восстанавливать её, используя физическую активность. Необходимо вырабатывать способность к активной защите от стрессов, к разрешению внутриличностных конфликтов, к избавлению от когнитивного диссонанса. В этом и состоит движение к покою, то есть, собственно сам покой.

    Для того и существует правильное мышление, дисциплинирующее сознание, которое обеспечивается развитой способностью к чётким оценкам и суждениям. Правильные мысли – это тоже движение, снимающее нервно-психическое напряжение. Правильные мысли (движение) порождают и аккумулируют положительные эмоции, сохраняют душевный покой и психо-эмоциональное равновесие. Таким образом, мы знаем, что в социальном бытии душевный покой возможен, он есть, но является результатом и формой движения хорошо организованной психики.

    Общественно-экономическая формация в развивающемся обществе фиксирует состояние относительного покоя, когда форма (производственные отношения) более или менее соответствует содержанию (производительным силам). Однако общество и его способ жизнеобеспечения (способ производства) развиваются безостановочно. Устойчивость социально-экономической системы всегда относительна. Это происходит потому, что форма в процессе развития, соответствуя содержанию, никогда не соответствует ему. В то время, когда общество находится в состоянии относительной стабильности (покоя), никогда нельзя забывать о том, что всегда существуют две противоположные тенденции, не всегда замечаемые человеком, - революция и контрреволюция. Учёные обществоведы по этому поводу говорят, что «крот истории роет». Его упорная работа длительное время не видна на поверхности.

    Революция как процесс развития общества содержит в себе движение изменения. Движение изменения – движение, имеющее два направления: прогрессивное, которое способствует развитию, и регрессивное, которое противоположно развитию. Так было, есть, и будет всегда. Всякое революционное движение всегда сопровождается контрреволюционной реакцией. Однако из этого знания вовсе не вытекает фатальная безысходность непреодолимой дисгармонии и трагичности общественной жизни. Социальная материя – это живая материя со знанием и смыслом. Знание и смысл дают значительное преимущество социальному бытию в условиях, продиктованных естественным отбором – всеобщим законом биологической материи.

    Преимущество выражается диалектическим компромиссом: революция, отрицая контрреволюцию, сохраняет себя как движение совершенствования, созидания и развития. Отрицание контрреволюции всегда сопровождается разумными обоснованными репрессиями. В.И. Ленин писал о том, что только та революция чего-нибудь стоит, которая способна себя защитить. Только в этом случае возможен относительный социальный покой. Контрреволюция тоже может сопровождаться относительной социальной стабильностью, но такая «стабильность» закрепляет более низкий уровень развития общества. Определённому уровню развития материи соответствует определённое состояние покоя.

    Движение и покой в диалектической психологии – отражённые моменты социального бытия. Каждый разумный человек стремится к познанию окружающего мира, его устойчивых связей и всеобщих законов, чтобы иметь возможность просчитать варианты движения своей жизни, которые позволяют сделать свободный выбор со знанием дела. Такое сознательное поведение обеспечивает правильный свободный выбор и веру в свои силы – уверенность в себе. Знание порождает душевный покой – психо-эмоциональное равновесие.

    Всем известно, что эмоция – это элементарная оценочная реакция, которая сопровождает не только ориентировочный рефлекс, но и всякий другой психический процесс, в первую очередь, мышление. Правильное мышление порождает правильные эмоции, снимает избыточное, энергетически затратное, психо-эмоциональное напряжение. Вот так и формируется психическая устойчивость (психический хребет) – душевный покой. Культура нравственных чувств, культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Убеждения человека, которые составляют индивидуальную мировоззренческую концепцию личности, будучи её устойчивым моментом (покоем) проявляются в индивидуальном бытии твёрдым характером.

    В современных учебниках по философии и философских словарях пишут о том, что движение абсолютно, а покой относителен или его («если присмотреться») нет вовсе. Пожалуй, это не так. Всё абсолютное (не имеющее границ) переходит в свою противоположность. То же утверждение верно для абсолютного покоя. Всё безграничное в своей бесконечности неизменно. Есть только одна бесконечность, она едина, хотя и переходит во множество. Бесконечность едина и неизменна. Абсолютное движение – абстрактная категория, изолированная (отвлечённая) от всего, в том числе, от движения как себя самого.

    Оно жёстко ограничено смыслом абстрактного понятия «абсолютное движение» и не может выйти за его пределы, и неспособно к движению за его пределами, поскольку является определением, фиксирующим то, что не изменяется в изменениях. Не изменяется в изменениях только покой. Закон – это то, что устойчиво (спокойно) в явлении (в определении). Абсолютное движение есть определение (понятие), оно является законом для себя самого и, следовательно, покоем. Абсолютное движение – это абсолютный покой. С другой стороны, абсолютный покой не может быть абсолютным покоем, поскольку не может отвлечься (оттолкнуться) даже от себя самого,ведь всё абсолютное содержит в себе движение к предполагаемой границе безграничного. Покой есть то, что не изменяется, а всё неизменное обнаруживается только на контрасте с движением. Абсолютный покой – это абсолютное движение.

    Таким образом, если мы говорим об абсолютном движении, то вынуждены признать и абсолютный покой (и наоборот). В таком случае оба понятия становятся относительными, более того, являются моментами, которые соотносятся друг с другом как форма и содержание. При этом безразлично, что из них форма, а что содержание. Покой есть форма движения, а движение – форма покоя. Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство, что является законом, содержащим в себе покой. Материя в движении вечна во времени и бесконечна в пространстве, и это тоже закон (покой). Материя в движении всегда находится в покое, поскольку, развиваясь, всегда остаётся материей в движении, то есть материя, изменяясь в развитии, никогда не изменяется (находится в покое).

    С введением философской категории «материя» обнаруживается тождество различия между движением материи и материей в движении. За движением материи закрепляется понятие «форма», или «форма движения материи», а за материей в движении – понятие «содержание», которое подразумевает материю в развитии. Движение и покой, таким образом, становятся моментами содержания, являющимися в бытие сущностью материального мира. Оба понятия одновременно абсолютны и относительны. По этой причине всё движущееся не движется, всё изменяющееся не изменяется, всё развивающееся не развивается.

    В бытие люди часто не замечают покой (неизменное), обращая своё внимание исключительно на движение изменения. Если мы видим только движение и не замечаем покоя, то это не значит, что покоя нет вовсе. Каждый человек, к сожалению, чаще всего видит только то, что он может и желает увидеть. Так происходит потому, что человек существует в ограниченном бытии, где в глаза бросается движение и развитие. Для того, что вечно, бесконечно и не имеет границ, не имеет значения ни пространство, ни время, ни движение, ни развитие. Это означает, что материя, которая в движении, находится в вечном покое. Однако же, мы, не обнаруживая развитие в бесконечной материи, не должны думать, что движения и нет вовсе.

    Всякое конечное движение есть момент движения бесконечного, в котором, поэтому, есть движение, изменение, развитие и, в то же время, нет. Дело в том, что два противоположных движения – возникновение и прехождение – движения равноправные, что исключает изменение и развитие. Однако в процессе развития конечного бытия равноправие равноправных тенденций всё время нарушается. В диалектической логике всякое тождество (равенство и равноправие) существует как тождество различия.

    На каком-то отрезке движения бытия может преобладать движение возникновения, которое обеспечивает преимущество для бытия. Это преимущество, к сожалению, так же конечно, как и само конкретное бытие. Но, в общем и целом, в бесконечном мире, равноправие двух противоположных тенденций сохраняется. Всё в этом мире преходяще: исчезает и разрушается. Всё в нём с беспредельным упорством возникает вновь и вновь.

    В итоге, абстрактное движение имеет внутреннее противоречие, что обеспечивает внутреннее самодвижение материального мира (его развитие), движение есть и его нет одновременно, и, даже, самого времени нет. Причиной всякого движения развития является внутреннее противоречие двух моментов самого простого движения - движения и покоя. Оно является всеобщим противоречием, порождающим внутреннее самодвижение содержания и развитие материального мира.



    Похожие статьи