Плюсы и минусы политики горбачёва. Основные плюсы и минусы политики горбачева Плюсы и минусы внутренней политики горбачева

Два деда Михаила Горбачева были трезвенниками, отец также не имел пристрастия к алкоголю, не превышая меры фронтовых сто грамм. Сам Горбачев тоже не имел охоты к выпивке. Однако - запомнившаяся всем своей неловкостью и административными переборами антиалкогольная кампания вовсе не была его личной инициативой.

В интервью корреспонденту "Комсомольской правды", пришедшему к последнему советскому генсеку накануне 30-летия кампании по борьбе с пьянством, Михаил Горбачев рассказал о первом алкогольном опыте. Ему, еще подростку - отец с товарищами - по фронтовому - налили в алюминиевую кружку обжигающего спирта, чтобы обмыть окончание первой уборочной. Ошеломляющее впечатление сразу отбило интерес к спиртному. "Вы видите перед собой человека, который никогда не имел желания выпить".

Об угрозе пьянства в доме Горбачева говорили не раз. Раиса Максимовна, преподавая философию в сельхозинституте, рассказывала мужу, что коллеги после работы через день выясняют, чья сегодня очередь идти за вином. Ее саму, правда, решались просить купить колбасы на закуску.
Вечером она говорила мужу: "Слушай, что-то ненормальное происходит! Что-то надо делать".

Но и это, несмотря на модное мнение о большом влиянии на Горбачева его жены, не сделало его инициатором антиалкогольной кампании. Все было серьезно, скучно и бесповоротно.

Просто к тому времени ЦК уже шесть лет планировал антиалкогольные меры, начав это еще при Брежневе. Причем, по признанию Горбачева, и он это делал не по доброй вроле. "Леонида Ильича принудили согласиться с этой идеей". Брежнев по сути был против, и с кампанией тянули.

Помню, Громыко (министр иностранных дел СССР) рассказывал: "Едем из охотничьего хозяйства "Завидово", я говорю: слушай, Леонид (они были на ты), что-то надо делать. Ужас же! Вся страна пьет. Брежнев молчит. Едем (за рулем сам Леонид Ильич - он любил машины). И вдруг генеральный говорит: "Знаешь что, Андрей, наш русский народ не может без водки", - рассказал "КП" Михаил Горбачев.

Но постепенно и Брежнева переубедили, и Андропов, став генсеком, включился в эту "тему", и Черненко.

Когда кампания была подготовлена, написали письмо в 200 крупных трудовых коллективов. Антиалкогольные меры поддержали все, даже горькие пьяницы. Кто-то радикально предлагал даже "сухой закон".

Хотя встречались и саркастические отклики про то, что вы "там, наверху, свою долю выпили, а с народом - черт с ним?!"

Мы это, помню, бурно обсуждали на Политбюро, - вспоминает Михаил Горбачев.

В реальности же антиалкогольная кампания встретила огромное неприятие. Горбачев стал героем частушек и анекдотов. Вырубались элитные крымские виноградники, бюджет потерял 12 миллиардов рублей.

Не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове, - так оценивает кампанию сегодня сам Горбачев.

Он признает ее своей ошибкой, отмечая, что главным идеологом ее проведения был все-таки Егор Лигачев. Тогдашний символ ретроградности и какой-то закоснелости ума и позиции, Егор Лигачев был тогда, впрочем, идеологом всего.

Вел же кампанию Соломенцев. Михаил Горбачев считает, что, несмотря на перегибы, у нее были и положительные результаты: снизилась смертность - во время кампании умерло на 1,6 миллиона человек меньше, чем в предыдущие годы. Резко сократилось число несчастных случаев на производстве, на дорогах. И стало больше рождаться детей.

Кампания, однако, была свернута, скорее, по финансово-экономическим причинам. Николай Иванович Рыжков, тогдашний председатель Совета министров, по словам Михаила Горбачева " слезы лил": такие деньги теряем.

  • 8. Борьба Руси с нашествием монголов в XIII в.
  • 9. Московское княжество в XIV веке. Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва.
  • 10. Объединение русских земель вокруг Москвы при князьях Иване III и Василии III в конце XV – на­чале XVI вв. Образование Российского государства
  • 11. Российское государство в XVI в. Политика царя Ивана IV Грозного (1533–1584 гг.).
  • Внешняя политика Ивана IV.
  • 13. Россия в хvii веке. Царь Алексей Ми­хайло­вич «Тишайший» (1645–1676 гг.).
  • Никон (1605–1681) имел большое влияние на царя Алексея Михайловича, который называл его своим «особенным другом». Став в 1652 г. Патриархом, Никон с 1653 г. Приступил к ре­форме.
  • Восстание Степана Разина (1670–1671 гг.).
  • Причины:-закрепощение крестьян по Соборному Уло­жению 1649 г.;
  • -Бегство на Дон беглых крестьян; -недовольство народов По­вол­жья государ­ственной эксплуатацией.
  • Участники восстания: казаки, кресть­яне, хо­лопы, посадские люди, нерусские народы Поволжья.
  • 14. Внешняя политика России в XVII веке
  • Колонизация сибири.
  • 15. Преобразования Петра I (1682-1725 гг.)
  • 16. Царствование императрицы Екатерины Второй Великой (1762–1796 гг.)
  • 17. Правление императора Павла I (1796–1801 гг.).
  • 18. Внешняя политика России во 2–й половине хviii века при Екатерине II и Павле I
  • 19. Реформы императора Александра I (1801–1825 гг.)
  • Отмена крепостного права в России в 1861 г.
  • ** Либеральные реформы Александра II 1860–1870-х гг.
  • 23. Россия в начале хх века. Русско-япон­ская война 1904–1905 гг. Революция 1905-1907 гг.
  • Русско-япон­ская война 1904–1905 гг. Причины войны:
  • 24. Россия в первой мировой войне 1914–1918 гг.
  • 25. Российская революция 1917 года
  • 5. Свержение Времен­ного правительства. Победа большевиков.
  • Часть 2. Россия в хх веке
  • 45. Формирование советской государственно-политической системы в конце 1917–1918 гг. Брестский мир
  • 46. Социально-экономическая политика большевиков в годы гражданской войны. «Военный коммунизм»
  • 47. Гражданская война в России
  • 48. Новая экономическая политика большевиков. Образование ссср
  • 49. Борьба за власть в политическом руководстве страны в 1920-е годы и её результаты
  • 50. Индустриализация во второй половине 1920–1930-е гг.
  • 51. Коллективизация сельского хозяйства в ссср в конце 1920-х–1930-е гг.
  • 52. Общественно-политическая жизнь ссср в 1930-е годы. Политические процессы и массовые репрессии
  • 53. Культурная жизнь в ссср в 1920–1930-е годы. Культура рус­ского зарубежья
  • 54. Внешняя политика ссср в 1920 – середине 1930-х гг.
  • 55. Внешняя политика ссср в предвоенные годы (1936–1941 гг.)
  • 56. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия 1941 г. Битва за Москву
  • 57. Военные действия в 1942–1943 гг. Коренной перелом в Великой Отечественной войне
  • 58. Основные события Великой Отечественной войны в 1944–1945 гг. Разгром милитаристской Японии. Завершение Второй мировой войны. Значение победы ссср
  • 59. Восстановление и развитие хозяйства ссср в послевоенные годы (1945–1953 гг.).
  • 60. Общественно-политическая жизнь страны в 1945–1953 гг.
  • 61. Внешняя политика ссср в 1945–1953 гг. Начало «холодной войны»
  • 62. Общественно-политическая жизнь ссср в середине 1950-х – начале 1960-х гг. Н. С. Хрущёв
  • 63. Социально-экономическое развитие ссср в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
  • 64. Внешняя политика ссср в 1953–1964 гг.
  • 65. Культурная жизнь страны в 1950–начале 1960-х гг.
  • 66. Общественно–политическая жизнь ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг. Л. И. Брежнев. Ю. В. Андропов. К. У. Черненко
  • 67. Социально-экономическое развитие ссср во второй половине 1960-х–первой половине 1980-х гг.
  • 68. Международное положение и внешняя политика ссср в 1964–1985 гг.
  • 69. Культурная жизнь ссср в 1960–1980-е гг.: достижения и противоречия.
  • 70. Общественно-политическая жизнь ссср в 1985–1991 гг. Распад ссср
  • 71. Социально-экономическое развитие ссср в эпоху «перестройки» в 1985–1991 гг.
  • 72. Внешняя политика страны в 1985–1991 гг.
  • 73. Россия в 1992–2011 гг. Конституция 1993 г. Политические партии и дви­жения
  • 74. Социально-экономическое развитие России в 1992-2011 гг. Рыноч­ные реформы и их последствия. Современное российское общество и его социальные проблемы
  • 75. Внешняя политика России в 1992–2011 гг.
  • 72. Внешняя политика страны в 1985–1991 гг.

    В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР,результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма – с другой.

    «Новое политическое мышление». В 1987 г. М.С. Горбачёв провозгласил политику «нового политического мыш­ления ». Проводни­ками этого курса стали глава МИД СССР Э. А. Шеварднадзе (род. 1928) и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев (1923–2005).

    Основные принципы «нового политического мышления »:

    1. Смягчение напряжённости между Востоком и Западом, ликвидация раскола мира на две враждебные системы – социалистическую и ка­питалистиче­скую, признание мира единым и взаимозависимым.

    2. Использование при решении меж­дународных вопро­сов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.

    3. Отказ от принципа пролетарского (социалистического) интер­на­циона­лизма, признание приоритета общечеловеческих ценностей над другими (классовыми, национальными, идеологическими).

    4. Урегулиро­вание региональных конфликтов (в Афганистане и др.).

    5. Расширение экономиче­ских связей со всеми государствами.

    Реализация этого курса по одним направлениям имела положи­тель­ные последствия, по другим привела к прова­лам.

    СССР и США. В ходе ежегодных встреч М.С. Горбачёва с президентом США Р. Рейганом , затем Д. Бушем-старшим были заключены договоры об уничтожении ракет средней и ближней дальности (1987 г.) и об ограниче­нии стратегических наступательных вооружений (1991 г. – согла­шение об ОСНВ-1). Началось сокращение ядер­ного оружия – правда, в основном, за счёт ликвидации советских ракет.

    В 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских госу­дарств, США и Канады приняли Венскую декларацию по вопросам безопасно­сти и сотруд­ничества в Европе . Затем в Вене про­шли переговоры госу­дарств-участников ОВД и НАТО по вопросам сокращения обычных вооружённых сил от Атлантики до Урала. Ликвидированы очаги международной напряжённости, локаль­ные конфликты. К 1989 г. был осуществлён вывод советских войск из Афганистана. II съезд народных депутатов СССР признал Афганскую войну политической ошибкой.

    СССР и Япония. В 1991 г. во время визита в Токио М.С. Горбачёв официально при­знал суще­ствование территориального вопроса – о государ­ственной принадлеж­ности четырёх Курильских островов.

    Отношения СССР и КНР . После выполнения Моск­вой условий Китая (вывод советских войск из Афганистана и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи) во время ви­зита Горбачёва в Китай в 1989 г. между двумя державами были подписаны соглаше­ния о политическом, экономическом и куль­турном сотрудничестве, о приграничной торговле.

    Распад социалистического лагеря. «Бархатные революции». В 1989 г. начался поспешный (и социально не обеспечен­ный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе. Это вызвало быстрый развал социалистического лагеря. В 1989–1990 гг. в Чехословакии, Венгрии, Польше, Болгарии произошли бескровные (мягкие, или «бархатные») революции. Власть перешла мирным путём от компартий к нацио­нально-демокра­тическим си­лам. Исключением стала Румы­ния, где имели место кровопролитные столкновения. Румынский диктатор Н. Чаушеску в 1989 г. был свергнут и публично расстрелян вместе с супругой.

    В Югославии падение коммуни­стиче­ского режима привело к развалу страны. Хорватия и Словения объявили себя независимыми республи­ками. В Боснии и Герцеговине вспыхнули военные действия ме­жду серб­ской, хорватской и мусульманской общинами.

    Страны бывшего социалистического лагеря взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом. Они выразили готов­ность вступить в НАТО и «Общий рынок». В 1991 г. были распущены СЭВ и ОВД. Со­циалистическое содру­жество перестало существовать.

    Объединение Германии . В 1989 г. коммунистический лидер ГДР Э. Хóнеккер ушёл в отставку. Берлинская стена, служившая символом идеологического проти­востояния в Ев­ропе, была разрушена. В 1990 г. на переговорах с канцлером ФРГ Г. Колем М. Горбачёв дал согласие на создание единого германского госу­дар­ства и на вхождение единой Германии в НАТО. В августе 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверен­ное государство.

    Падение международного авторитета СССР. Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР потерял инициативу в международных делах и вошёл в фарватер внешней политики стран НАТО. Ухудшение экономиче­ского положе­ния СССР побудило горбачёвскую администрацию обра­титься в 1990–1991 гг. за финансо­вой поддержкой к ведущим держа­вам мира («большой семёрке») – США, Канада, Вели­ко­британия, Германия, Франция, Италия, Япония. Запад оказал СССР гуманитарную по­мощь продо­вольствием и медикаментами. Серьёзной же финансовой помощи не последовало. В 1991 г. по соглашению Бейкер – Шеварднадзе СССР безвозмездно передал США морские территориальные воды в Тихом океане площадью в четыре Польши. Пози­ции СССР в мире в 1985–1991 гг. резко ослабли.

    Политика СССР в странах «третьего» мира. СССР, испытывав­ший большие экономические трудности, во второй пол. 1980-х гг. прекратил вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Камбодже, Никарагуа и других «горячих точках». Эко­номи­ческая и военная помощь развивающимся странам резко сократилась. Был ликвидирован ре­жим апарте и́ да (расовой дискриминации) в Южно-Африканской Рес­публике. В 1990 г. СССР осу­дил агрессию Ирака против Кувей­та и выступил за применение силы против агрессора, поддержав предпринятую США против Ирака опе­ра­цию «Буря в пустыне». Таким образом, СССР впервые занял единую с Западом позицию в региональном конфликте.

    Итоги «нового полити­ческого мышления»: плюсы и минусы.

    Плюсы : -улучшились отношения с За­падом, укрепилась международная безопасность, разрядка напряжённости;

    Возникло осознание мира как единого целого, в котором не должно быть места угрозе взаимного уничтожения, применения военной силы;

    Был уничтожен целый класс ракетно-ядерных вооружений;

    СССР избавился от непосильного бремени гонки вооружений и противостояния Западу. Мир стал безопас­нее, исчезла угроза новой войны;

    Расширилось экономическое сотрудничество с Западом;

    Как метко заметил Д.Волкогонов, для Запада популярность Горбачева была связана в первую очередь с тем, что он стал «символом ухода с политической сцены большевистского монстра» (См.: Волкогонов Д. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. Кн. 2, М., 1995, Стр. 362).

    В декабре 1990 г. Горбачеву была присуждена Нобелевская премия мира, однако обстановка внутри страны не позволила президенту поехать получить присужденную ему премию. Немалая часть населения задавалась вопросом: за что Горбачеву дали премию? Страна в развале – а ему премия! Именно к концу 1990 г. разрыв между внешнеполитическим триумфом президента и последствиями его политики внутри страны стал очевиден для многих. Напряженной оставалась обстановка в Тбилиси, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Баку, Чечне, Прибалтике. На IV–м съезде народных депутатов СССР с предупреждением о готовящемся перевороте выступил министр иностранных дел страны Э.Шеварднадзе, подавший в отставку. О деятельности деструктивных сил, имеющих «далеко идущие цели», говорил на съезде и премьер Н.И.Рыжков. На съезде также было предложено включить в повестку дня вопрос о недоверии Президенту СССР, что свидетельствовало о серьезном недовольстве политикой Горбачева во внутренних и внешних делах. Наблюдатели отмечали разрыв президента с прогрессивной частью своего окружения. В декабре было принято решение Моссовета о нормированном распределении продовольственных товаров. Возник бюджетный кризис, в новый 1991 г. СССР вступил без плана и бюджета. Таковы лишь отдельные штрихи, характеризующие обстановку уходящего 1990 г.

    По свидетельству его помощника Черняева, в эти дни генеральному секретарю приходили «пачки телеграмм» от населения, в которых Горбачева поздравляли с «премией империалистов» за то, что он «развалил» Советский Союз, «предал» Восточную Европу, «отдал» ресурсы американцам, а средства массовой информации – «сионистам» (См.: Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым: По дневниковым записям. М., 1993, Стр. 384).

    На этом фоне и внешняя политика Горбачева стала терять поддержку внутри страны. Описывая обстановку тех дней, Шеварднадзе замечал, что «теневая» власть отвоевывала сданные позиции, выходила из тени и начинала действовать открыто». Если бы демократические силы были сплочены, замечает он, это наступление можно было «остановить». Однако отсутствие среди единомышленников «единодействия» вынудило его уйти в отставку. Политические оппоненты отставного министра иностранных дел объясняли его добровольный уход «стремлением уклониться от ответственности за просчеты, якобы допущенные во внешней политике» (См.: Шеверднадзе Э. Мой выбор. В защиту демократии и свободы. М., 1991, Стр. 20-21).



    Какой же была внешняя политика в эпоху Горбачева по свидетельству тех, кто ее творил? Какова ее оценка историками?

    Биограф первого президента СССР Грачев отмечает, что у Горбачева еще весной 1985 г. имелся перечень первоочередных внешнеполитических задач, подлежащих решению. В рабочих блокнотах генсека среди приоритетов значилось: «покончить с гонкой вооружений», «уйти из Афганистана», «наладить отношения с США и Китаем» (См.: Грачев А.С. Горбачев. М., 2001, Стр. 179). Биограф указывает, что Горбачеву приходилось считаться со сложившимися между двумя сверхдержавами внешнеполитическими стереотипами – смотреть друг на друга «через амбразуру». Посягнув на это стратегическое «равновесие страха» Горбачев, подчеркивает его биограф, выбил одну из важнейших опор из-под собственного кресла. Если раньше советские люди мирились со своей убогой жизнью и добровольно отдавали на оборону последнее, то превращение вчерашнего врага в партнера меняло и их сознание – недовольство своей жизнью они обращали на тех, кто ими управлял.

    Оппоненты Горбачева ставили ему в вину то, что проводя перестройку, он и его сподвижники «не заботились об идейных, социально-экономических, политических и исторических системных основах» советского строя, что обреченность перестройки заключалась в ее «верхушечном» характере, в результате чего «власть постепенно становилась инородным телом внутри системы, в первую очередь по отношению к ее основам», что за фасадом перестройки «шел энергичный процесс смены ориентиров», в котором первую скрипку играли Яковлев и Шеварднадзе. Среди основных и, по мнению этих оппонентов, «разрушительных» для советской системы лозунгов перестройки были следующие: общечеловеческие ценности и их приоритет перед классовыми , что привело к пересмотру итогов второй мировой войны, нарушению соглашений Ялтинской и Потсдамской конференций, Хельсинского совещания, провозгласивших незыблемость послевоенных границ, вызвало ликвидацию Организации Варшавского договора, СЭВа, ГДР и «подготовило» развал СССР; вхождение в мировую цивилизацию , которое стало возможно для нашей страны лишь «после краха» социалистического системы; демократизация общества , которая привела к «децентрализации и распаду могущества» России; переосмысление истории , которое на деле превратилось в «оплевывание прошлого», в надежный механизм «разрушения исторической памяти народа» (См.: Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М., 2000, Стр. 572-573, 617-618).

    Советские лидеры, в первую очередь Горбачев и Шеварднадзе, критиковались «за потерю» Восточной Европы и Германии, за изолюцию и ослабление страны, за перечеркивание неразумными политическими действиями итогов войны и ее завоеваний, за которые заплатили непомерную цену целые поколения, за напрасно «пролитую советским народом кровь во имя освобождения Европы от нацизма». На церемонии подписания Договора по обычным вооружениям в Европе, министр обороны СССР маршал Д.Язов сказал в узком кругу: «Мы проиграли третью мировую войну без единого выстрела» (См.: Боффа Дж. От СССР к России: История неконченного кризиса. 1964-1994. М., 1994, Стр. 202).

    Отвечая на подобные обвинения, в частности на то, что Горбачев «сдал социалистические страны», бывший президент СССР писал, что эти мысли выдвигали «приверженцы имперской идеологии», для которых привычным является право сильного распоряжаться чужими странами как своей собственностью, «играть судьбами народов». Обращаясь к недавней истории взаимоотношений СССР и стран «социалистического содружества», Горбачев указывал, что в этих странах нами насаждалась модифицированная «сталинская модель социализма», а все попытки этих стран вырваться из «дружеских объятий» сверхдержавы «пресекались неукоснительно». В качестве примера он приводил события в ГДР в 1953 г., в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г. (См.: Горбачев М.С. Жизнь и реформы. Кн. 2, М., 1995, Стр. 474-475).

    Не было единодушия в отношении политической линии Горбачева и у руководителей «социалистического лагеря». Кадар и Хонеккер не верили в «необратимость» перестройки и занимали выжидательную позицию, Живков предостерегал, ссылаясь на хрущевскую политику, что перестройка может «дестабилизировать социалистическое содружество», а лидер румынских коммунистов Чаушеску занимал откровенно враждебную позицию.

    А.В.Козырев, назначенный в 1990 г. министром иностранных дел России, в бытность свою работником МИД СССР главную свою задачу в годы перестройки видел в том, чтобы участвовать в «демонтаже отживших идеологических догм». «Суть дела, - пишет он в мемуарах, - состояла в том, чтобы продвинуть в официальные советские документы, вплоть до выступлений по внешнеполитическим вопросам генерального секретаря ЦК КПСС, «крамольные» формулировки, которые если не сразу, то в потенции открывали бы возможности для подрыва, а затем и полного пересмотра коммунистической догматики». Своими оппонентами в Политбюро он называл Е.К.Лигачева, в МИДе – Г.М.Корниенко, а своими сторонниками – Г.Х.Шахназарова и А.С.Черняева, при «ведущей роли» А.Н.Яковлева и Э.А.Шеварднадзе. По его мнению, Горбачев со своими заявлениями о новом политическом мышлении «создавал своеобразное прикрытие для подобных далеко идущих интерпретаций». Козырев скептически относился к Горбачеву и его последователям, считая, что к 1989 г. они исчерпали себя, прежде всего потому, что «стремились во что бы то ни стало сохранить верность социалистическому выбору, подновить, модернизировать советскую систему при полном непонимании ее обреченности». Истоки новой российской концепции национальной безопасности Козырев видел в «идеях А.Д.Сахарова», который, по его мнению, соединил тезис об обуздании гонки ядерных вооружений с решением проблемы «взаимоотношения человека и государства в нашей стране» (См.: Козырев А. Преображение. М., 1995, Стр. 42-46, 72).

    Советские дипломаты возражали против подобного упрощенного подхода в оценке сложнейших внешнеполитических проблем, стоящих перед Советским Союзом на рубеже 70-80-х годов. Так, по мнению того же Г.М.Корниенко, именно в эти годы имелись возможности для достижения компромисса с Западом в области разоружения. Он называл А.А.Громыко «убежденным сторонником» разоруженческой линии, «главным генератором» идей в этой области. Иное дело, отмечал Корниенко, что когда дело доходило до выработки конкретных позиций, а военные были против того или иного решения, то Громыко «не шел на конфликт с ними». В целом он считал, что для советской внешней политики была характерна «недооценка», а иногда «игнорирование» возможностей упрочения безопасности государства «политическими средствами», а не дальнейшим увеличением и без того чрезмерных расходов на оборону(См.: Ахромеев С.Ф., Корниенко Г.М. Глазами маршала и дипломата: Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г. М., 1992, Стр. 40-45).

    XXVII съезд КПСС официально провозгласил новый внешнеполитический курс страны и определил три основных направления деятельности: преодоление конфронтации между Востоком и Западом, урегулирование региональных конфликтов, отказ от идеологических предпочтений в отношениях с другими государствами и признание существующего миропорядка. Для решения первой задачи важнейшее значение имели встречи М.С.Горбачева с президентом США Р.Рейганом в Женеве в 1985 г., в Рейкьявике и Вашингтоне в 1986 г., в Москве в 1988 г. Итогом первых встреч было подписание совместного заявления, констатирующего, что «ядерная война недопустима», поскольку «в ней не может быть победителей», и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом». В декабре 1987 г. была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности; соглашение было дополнено установлением системы взаимного контроля. Помимо этого, СССР ликвидировал часть своих ракет средней и малой дальности, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке. Военные, в первую очередь начальник Генштаба С.Ахромеев полностью разделили позицию президента Горбачева.

    Западные историки и политики подчеркивают тот факт, что во многом благодаря внешней политике Горбачева удалось покончить с «холодной войной» и гонкой вооружения.

    В феврале 1988 г. Горбачев объявил о выводе войск из Афганистана, который начался 15 мая, а в феврале 1989 г. последний советский солдат покинул Афганистан. Это решение далось Горбачеву нелегко. Еще при Брежневе в 1981 г. на Политбюро было принято решение «вести дело к уходу», но весь вопрос заключался только в том – как, когда и на каких условиях уходить. По советским данным, на афганскую авантюру наша страна ежегодно тратила 1 млрд рублей. Горбачева беспокоил не только вопрос о падении авторитета СССР в странах «третьего мира», но, как он выразился: «Перед своим народом не рассчитаемся: за что столько людей положили?». Министр обороны маршал Соколов подтверждал, что «выиграть войну военным путем невозможно». Решение Горбачева об уходе советских войск из Афганистана поддержали на Политбюро и его ближайшие соратники – Рыжков и Лигачев. Однако даже приняв решение об уходе, Горбачев ставил, как показало развитие последующих событий в этом регионе, невыполнимую задачу - не только «восстановить дружественную и нейтральную страну», но сделать так, чтобы в Афганистане «не осели США со своими базами».

    В этот период практически во всех социалистических странах к власти пришла оппозиция. В марте 1991 г. официально перестала существовать Организация Варшавского Договора. Таким образом впервые с 1945 г. Советский Союз оказался без военных союзников в Европе.

    Важнейшим событием этого периода стало объединение Германии. В ноябре 1989 г. рухнула берлинская стена, более тридцати лет разделявшая немецкий народ. 12 сентября 1990 г. в Москве ФРГ, ГДР, Франция, СССР, Великобритания и США подписали Договор «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». Статья 1 гласила, что объединенная Германия будет включать территории ГДР, ФРГ и «всего Берлина». Этим договором подтверждался также «окончательный характер границ» объединенной Германии, то, что она «не имеет никаких территориальных претензий к другим государствам» и не будет выдвигать таких претензий «в будущем». Правительства ФРГ и ГДР подтвердили свой отказ от «производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием» и заявили, что объединенная Германия также будет придерживаться этих обязательств. Договор предусматривал сроки вывода советских войск с территории ГДР и Берлина. Устанавливалось право объединенной Германии «на участие в союзах», страна обретала «полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» (См.: Россия – 2000. Современная политическая история (1985-1999 годы). Т. 1. Хроника и аналитика. М., 2000, Стр. 621-623).

    Как могло произойти это знаменательное событие, какова его оценка в современной исторической литературе?

    По мнению западных исследователей, проблема послевоенного переустройства Германии была «центральной» в отношениях между державами-победительницами и она же стала «препятствием» для союза СССР с западными державами. Когда сплоченность одного из противостоящих военно-политических блоков - Организации Варшавского Договора – «начала разрушаться», факторы раскола Германии стали казаться немецкому обществу «менее весомыми», чем факторы воссоединения, а быстрота и политическая сила процесса воссоединения «опрокидывала всякое сопротивление» (См.: Эннио Ди Нольфо. История международных отношений (1918-1999). В 2-х т. Пер. с итал. Т.2. М., 2003, Стр. 726).

    Российские историки отмечали, что когда германский вопрос перешел в плоскость практического решения, то ни Горбачев, ни политическая элита страны, ни само советское общество «не были готовы к такому повороту дел». Первоначально Горбачев ограничивался «общими рассуждениями», но затем на узком совещании в январе 1990 г. советским руководством была выдвинута идея «шестерки» – формирования специального переговорного механизма в составе четырех держав-победительниц (СССР, США, Великобритании, Франции) и двух германских государств (ГДР и ФРГ) для обсуждения международных аспектов объединения Германии. При этом, по мнению российских историков, советское руководство опасалось выхода ситуации из-под контроля и возникновения вооруженного конфликта в Европе; оно также «не желало» и «не имело возможности» применить военную силу, чтобы воспрепятствовать объединению Германии. Не последнюю роль играло то обстоятельство, что в условиях ухудшения экономической ситуации в Советском Союзе Горбачев рассчитывал на получение иностранных кредитов, в том числе от германских банков. Историк Наринский считает, что Горбачев и его соратники «переоценили» готовность западных партнеров играть по новым «правилам игры», а потому «не зафиксировали договоренности» об отказе от последующего продвижения НАТО на восток. Его общая оценка деятельности реформатора во внешней политики следующая - Горбачев внес «большой вклад» в завершение холодной войны, но «не сумел (или не успел)» заложить основы нового миропорядка (См.: Наринский М.М. М.С.Горбачев и объединение Германии. По новым материалам / Новая и новейшая история. 2004, № 1, Стр. 14-30).

    По свидетельству Фалина, на заключительном этапе выработки решений по объединению Германии не участвовали ни Совет безопасности, ни Президентский Совет, ни какие-либо другие государственные органы. «Новую военно-политическую карту Европы 1989-1990 гг., - писал в мемуарах Фалин, - кроил по западным меркам один М.Горбачев со товарищем (Э.Шеварднадзе – В.П.)». Он писал, что пытался предостеречь Горбачева от огромных уступок СССР Западу по германскому вопросу, в частности следовало, по его мнению, предусмотреть в договоре «неучастие объединенной Германии в НАТО». На это предложение Горбачев заявил: «Боюсь, что поезд уже ушел». Были и иные альтернативы решения германской проблемы, убежден Фалин, и не хуже тех, что реализовал Горбачев (См.: Фалин В. Конфликты в Кремле. Сумерки богов по-русски. М., 1999, Стр. 180-193).

    По мнению итальянского историка Дж.Боффа, немецкое единство на практике означало «аннексию Восточной Германии со стороны ФРГ» (См.: Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996, Стр. 198).

    Существует мнение, высказанное сотрудниками советских спецслужб, что падение берлинской стены, крах ГДР оказались неожиданностью для всех, что никто в мире не мог предвидеть такое развитие событий. Поэтому абсолютно «абсурдной» представляется распространенная версия о том, что «все прошло по плану Горбачева», что «он – предатель». «По всем действиям Горбачева видно, - писал сотрудник КГБ СССР И.Кузьмин, - что он не хотел крушения ГДР, стремился ее сохранить, но действовал нерешительно» (См.: Карпов М. Падение берлинской стены. Этого не ожидали даже чекисты // Независимая Газета. 1994. 5 ноября).

    Ответ оставил Гость

    Плюсы и минусы правления Горбачева Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога. Горбачёв Михаил Сергеевич появился на свет в с. Привольное (Ставропольский край) 2 марта 1931 г. Отец, Сергей Горбачев был русским, а мама, Мария Гопкало, украинкой, с чем связана особая толерантность будущего политика в национальном вопросе. Михаил, будучи еще подростком, работал в колхозе и в МТС, помогая родителям, так как семья жила очень скромно. Пятнадцатилетним юношей Михаил Сергеевич становится помощником комбайнера. Плюсы и минусы правления Горбачева В возрасте 19 лет Горбачев вступает в ряды кандидатов в КПСС, получив протекцию от учителей и директора своей школы. В 1950 году Михаил Сергеевич поступает в МГУ без каких-либо экзаменов, а через три года женится на Титаренко Раисе Михайловне, с которой проживет в счастливом браке до самой смерти супруги (1999г.). В 1952 году Михаил Сергеевич вступает в КПСС. В 1968 году в августе Горбачев был избран Первым секретарём КПСС Ставропольского крайкома, занимая эту должность вплоть до апреля 1970 года. С 1970 года Горбачёв был назначен членом Верховного Совета. Находясь у власти, Михаил Сергеевич провел много различных реформ, из-за которых распался и СССР, а также была уничтожена монополия КПСС. Хотя очень часто действия Горбачёва подвергались критике политиков за непоследовательность действий, за попытку сохранения социализма и прежней центрально-планируемой экономики. В 1862 году (15 мая) была создана компания по борьбе с нетрудовыми доходами. Поднимался вопрос о борьбе с шоферами, репетиторами, продавцами цветов т.п. Многие люди лишились нелегального трудового заработка. С другой стороны Горбачеву отчасти принадлежит заслуга по увеличению продолжительности жизни, трудоспособности населения и снижению преступлений на почве алкогольного опьянения. В 1985 году 17 мая в силу вступила антиалкогольная компания в СССР. Плюсы и минусы правления Горбачева Из-за этого нововведения цены на алкоголь увеличились на 45%, были вырублены виноградники, а так же исчез сахар в магазинах, используемый умельцами для самогоноварения, что привело к продаже этого продукта только по талонам. Как следствие реформ Горбачёва, в 1989 году исчезли многие товары из магазинов, произошла скрытая инфляция, введение, как уже говорилось, карточек на определенную группу товаров. Тяжелая жизнь большинства граждан привела к спаду рождаемости, который наблюдался вплоть до 2001 года. При Михаиле Сергеевиче были выведены войска из Афганистана, что положительно восприняли многие соотечественники. Но в 1986 году были частично скрыты факты взрыва на Чернобыльской АЭС 26, такая «таинственность» оставила негативный отпечаток на биографии политика. В конце 1991 года Горбачев подает в отставку, добровольно сняв с себя полномочия главы. Однако уже через пять лет (1996 года) Михаил Сергеевич становится Председателем Правления Международного Зеленого Креста. В 2011 в свой восьмидесятилетний юбилей Михаил Сергеевич получил награду Андрея Первозванного. Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился.



    Похожие статьи