Тест цветов люшера направлен на измерение. Цветовой тест люшера


Цветовой тест Люшера

Прежде чем приступить к чтению этой книги, дважды проделайте процедуру выбора цветов.

Предварительные инструкции к проведению цветового теста

1. Перемешайте восемь цветных карточек и выложите перед собой цветной стороной.

2. Посмотрите на каждую из восьми карточек и решите, какой цвет вам нравится больше всего. НЕ ПЫТАЯСЬ связать цвет с конкретным предметом, например с тканью, одеждой, мебелью, автомобилем и т. д., выберите наиболее понравившийся вам цвет из тех, что находятся перед вами.

3. Выбранную карточку положите цветной стороной вниз слева от оставшихся семи.

4. Посмотрите на оставшиеся цвета и выберите тот, который теперь вам нравится больше всего из тех, что вы видите перед собой. Положите карточку цветной стороной вниз, слева от выбранной ранее.

5. Оцените таким образом оставшиеся цвета один за другим, пока все восемь не будут лежать в ряд цветной стороной вниз, причем слева будет лежать цвет, который вам нравится больше всего, а справа - наименее вам симпатичный.

Прочитайте слева направо номера, напечатанные на обороте карточек, и выпишите их по порядку на листе бумаги.

Соберите восемь цветных карточек, перемешайте их и снова выложите перед собой цветной стороной вверх.

6. Повторите действия с пункта второго по шестой. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сознательно вспомнить или воспроизвести ваш первый выбор. (Не следует также делать над собой сознательное усилие с тем, чтобы избежать повторения его.) Выбирайте цвета так, как если бы вы видели их впервые.

7. Выпишите номера второго выбора на тот же лист бумаги, что и первого, под уже имеющимися. (Не потеряйте листок: вам потребуются записанные ряды чисел после прочтения текста.)

Предварительная интерпретация

1. Сделав свой выбор дважды , вы получите два ряда из восьми цифр, записанных одна под другой, например:

2. Разделите каждый ряд на пары, при этом первую пару пометьте знаком «+», вторую - «x», третью - «=» и четвертую - «-». В нашем примере будут получены следующие группы:

3. Первая и последняя цифры в каждом ряду образуют пятую группу, которая помечается знаком «+/-». Это дает еще две пары:

4. Обратитесь к табл. 1 из интерпретационных таблиц, в которой дается интерпретация функций «+», и прочитайте интерпретацию для групп +5+1 и +1+4.

5. В табл. 2 представлена интерпретация для «x»-функций.

В табл. 3 приведены интерпретации «=»-функций. В табл. 4 приведены интерпретации «-»-функций. В табл. 5 приведены интерпретации «+минус» функций.

6. Теперь, когда сделанные вами цветовые выборы записаны, следуйте дальше и прочитайте текст. Затем, если посчитаете это необходимым, вы можете перегруппировать и пометить ваши выборы так, как описано в главах 3 и 4, и проделать более исчерпывающий анализ.

Психология цвета

Цвет окружал человека и воздействовал на него с незапамятных времен, однако только сравнительно недавно мы смогли воспроизводить и использовать цвет так широко, как это делаем сегодня. До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов, да и те, как правило, органического происхождения. К тому же все они были весьма дорогостоящими, так что цветные ткани и декоративные материалы оказывались доступными только для самых состоятельных слоев населения. Сотни тысяч улиток отдали свои жизни за то, чтобы римский император мог носить мантию темно-красного цвета, его же подданные должны были довольствоваться неотбеленным хлопком или льном, кожей или шерстью.

Только в последние сто лет картина существенно изменилась, сначала благодаря синтезу анилиновых красителей, затем - каменноугольных производных и окисей металлов. Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. Сегодня существуют тысячи цветов всех мыслимых оттенков и интенсивности, легковоспроизводимых практически для любых целей. Действительно, теперь мы не только имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но пользуемся предметами, сделанными руками человека - неоновые огни, обои и цветное телевидение, - которые либо завораживают, либо раздражают нас.

Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. С поступлением новинок в продажу большая часть исследовательской работы, однако, протекала в рамках метода проб и ошибок. Производитель сахара знает, например, что не должен продавать свой продукт в зеленой упаковке, а косметические средства в коричневой таре останутся на полках еще долгое время после того, как раскупят все прочие. Природные цвета исподволь оказывают на нас свое влияние, и это воздействие отражается в глубинах нашей физиологической и психологической конституции. Что-то покупая, мы свободны в своем выборе, в проявлении личных предпочтений и антипатий, вкусов и обычаев.

Прежде чем приступить к чтению этой книги, дважды проделайте процедуру выбора цветов.

Предварительные инструкции к проведению цветового теста

1. Перемешайте восемь цветных карточек и выложите перед собой цветной стороной.

2. Посмотрите на каждую из восьми карточек и решите, какой цвет вам нравится больше всего. НЕ ПЫТАЯСЬ связать цвет с конкретным предметом, например с тканью, одеждой, мебелью, автомобилем и т. д., выберите наиболее понравившийся вам цвет из тех, что находятся перед вами.

3. Выбранную карточку положите цветной стороной вниз слева от оставшихся семи.

4. Посмотрите на оставшиеся цвета и выберите тот, который теперь вам нравится больше всего из тех, что вы видите перед собой. Положите карточку цветной стороной вниз, слева от выбранной ранее.

5. Оцените таким образом оставшиеся цвета один за другим, пока все восемь не будут лежать в ряд цветной стороной вниз, причем слева будет лежать цвет, который вам нравится больше всего, а справа - наименее вам симпатичный.

Прочитайте слева направо номера, напечатанные на обороте карточек, и выпишите их по порядку на листе бумаги.

Соберите восемь цветных карточек, перемешайте их и снова выложите перед собой цветной стороной вверх.

6. Повторите действия с пункта второго по шестой. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сознательно вспомнить или воспроизвести ваш первый выбор. (Не следует также делать над собой сознательное усилие с тем, чтобы избежать повторения его.) Выбирайте цвета так, как если бы вы видели их впервые.

7. Выпишите номера второго выбора на тот же лист бумаги, что и первого, под уже имеющимися. (Не потеряйте листок: вам потребуются записанные ряды чисел после прочтения текста.)

Предварительная интерпретация

1. Сделав свой выбор дважды, вы получите два ряда из восьми цифр, записанных одна под другой, например:

2. Разделите каждый ряд на пары, при этом первую пару пометьте знаком «+», вторую - «x», третью - «=» и четвертую - «-». В нашем примере будут получены следующие группы:

3. Первая и последняя цифры в каждом ряду образуют пятую группу, которая помечается знаком «+/-». Это дает еще две пары:

4. Обратитесь к табл. 1 из интерпретационных таблиц, в которой дается интерпретация функций «+», и прочитайте интерпретацию для групп +5+1 и +1+4.

5. В табл. 2 представлена интерпретация для «x»-функций.

В табл. 3 приведены интерпретации «=»-функций. В табл. 4 приведены интерпретации «-»-функций. В табл. 5 приведены интерпретации «+минус» функций.

6. Теперь, когда сделанные вами цветовые выборы записаны, следуйте дальше и прочитайте текст. Затем, если посчитаете это необходимым, вы можете перегруппировать и пометить ваши выборы так, как описано в главах 3 и 4, и проделать более исчерпывающий анализ.

Глава 1

Психология цвета

Цвет окружал человека и воздействовал на него с незапамятных времен, однако только сравнительно недавно мы смогли воспроизводить и использовать цвет так широко, как это делаем сегодня. До XIX века было известно небольшое число красящих веществ и пигментов, да и те, как правило, органического происхождения. К тому же все они были весьма дорогостоящими, так что цветные ткани и декоративные материалы оказывались доступными только для самых состоятельных слоев населения. Сотни тысяч улиток отдали свои жизни за то, чтобы римский император мог носить мантию темно-красного цвета, его же подданные должны были довольствоваться неотбеленным хлопком или льном, кожей или шерстью.

Только в последние сто лет картина существенно изменилась, сначала благодаря синтезу анилиновых красителей, затем - каменноугольных производных и окисей металлов. Сегодня лишь немногое из того, что производится человеком, остается в своем изначальном, природном виде, не окрашенным и не расцвеченным полностью либо частично. Сегодня существуют тысячи цветов всех мыслимых оттенков и интенсивности, легковоспроизводимых практически для любых целей. Действительно, теперь мы не только имеем цвета голубого неба, багрового заката или зелени растений и все прочие природные цвета, но пользуемся предметами, сделанными руками человека - неоновые огни, обои и цветное телевидение, - которые либо завораживают, либо раздражают нас.

Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. С поступлением новинок в продажу большая часть исследовательской работы, однако, протекала в рамках метода проб и ошибок. Производитель сахара знает, например, что не должен продавать свой продукт в зеленой упаковке, а косметические средства в коричневой таре останутся на полках еще долгое время после того, как раскупят все прочие. Природные цвета исподволь оказывают на нас свое влияние, и это воздействие отражается в глубинах нашей физиологической и психологической конституции. Что-то покупая, мы свободны в своем выборе, в проявлении личных предпочтений и антипатий, вкусов и обычаев.

Производитель должен изучать с этой точки зрения спрос, чтобы обеспечить себе успех и выйти победителем в нелегкой конкурентной борьбе. Если он занимается производством сахара, то знает, конечно, что должен упаковывать свою продукцию в голубую тару или, по крайней мере, голубой цвет должен заметно присутствовать на его упаковке; что следует решительно избегать в данном случае зеленого цвета. Однако маловероятно, что производитель знает почему: психологическое ощущение, связанное с синим цветом, это ощущение сладости, зеленый же связан с ощущением вязкости, ну а кто хотел бы есть вяжущий сахар? Авиатранспортная компания, чьи пассажиры отказываются летать любым другим самолетом, может иметь наивысшие показатели по безопасности, или лучшие самолеты, или самых вежливых стюардесс, но с равной вероятностью они могли прибегнуть к услугам хорошего консультанта по цвету. Там, где цвета для отделки салона выбраны правильно, даже эмоционально-устойчивые пассажиры испытывают меньшее нервное напряжение и переносят полет более спокойно.

В произведениях живописи или на цветных фотографиях психологическая значимость цвета обычно менее очевидна, потому что вовлекается большое количество других факторов, таких как сюжет, соотношение форм или фигур, специфика всей цветовой гаммы, образование и компетентность зрителя, особенности его эстетического восприятия. Иногда можно определить личные пристрастия художника, когда особое ударение делается им на одном или двух цветах, например Гоген был одержим желтым цветом в поздний период творчества. Когда же используется много цветов для создания некого целого, то именно эстетическое чувство, а не наша психологическая реакция на определенные цвета в значительной степени оценивает это целое и определяет, нравится оно или нет.

В случае с единичными цветами можно быть намного более точными, особенно когда цвета были тщательно отобраны с точки зрения их точной ассоциации с физиологическими и психологическими потребностями, как это имеет место в цветовом тесте Лютера. В этом случае предпочтение одного цвета и отвержение другого означает нечто определенное и отражает существование определенного состояния души, гормонального баланса или того и другого. Чтобы увидеть, почему это может быть так, почему это отношение является универсальным и почему оно существует независимо от расы, пола или социальной среды, необходимо вспомнить, что человек длительное время был открыт природным цветам.

Происхождение значения цвета

Изначально жизнь человека определялась двумя факторами, находящимися вне его контроля, - днем и ночью, светом и тьмой. Ночь приносила с собой условия, при которых всякая деятельность должна была прекращаться, поэтому человек отправлялся в свою пещеру, закутывался в меха и засыпал или же взбирался на дерево и устраивался там возможно удобнее, ожидая наступления рассвета. День создавал условия для деятельности, так что он снова отправлялся в путь, чтобы пополнить свои запасы пищи и фуража, или охотился, чтобы добыть еду. Ночь приносила с собой пассивность, состояние покоя и общее замедление обменной и секреторной деятельности, день - возможность действовать, повышение скорости обменных процессов и секреции гормонов, таким образом, обеспечивая человека и энергией, и побудительными мотивами. С этими двумя условиями связаны такие цвета, как темно-синий (ночь) и ярко-желтый (день).

Темно-синий, следовательно, является цветом спокойствия и пассивности, ярко-желтый - надежды и активности. Но по причине того, что эти цвета представляют ночную и дневную обстановку, они являются факторами, которыми человек не может управлять; они воздействуют на человека, и, следовательно, характеризуются как гетерономные цвета, т. е. цвета, которые регулируют извне. Ночь (темно-синий) заставляла деятельность приостанавливаться и усиливала состояние покоя; день (ярко-желтый) позволял деятельности совершаться, но не принуждал к ней.

Для первобытного человека деятельность, как правило, принимала одну из двух форм: либо он охотился и нападал, либо был объектом охоты и оборонялся от нападения, т. е. деятельность направлялась на завоевание, приобретение или самосохранение. Исходящие действия нападения и покорения повсюду представляются красным цветом; самосохранение - его дополнением, зеленым цветом. Так как его действия, атаки (...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→ Цветовой («восьмицветовой») тест Люшера – экспериментальная методика, позволяющая провести параллель между цветовыми предпочтениями и индивидуальными особенностями испытуемого. Разработанный известным швейцарским психологом, впервые он был представлен публике в 1948 году.

Назначение методики

Полный тест Люшера пройти онлайн бесплатно с расшифровкой стремятся многие по причине того, что с помощью цветовой диагностики возможно определить:
  • актуальное психофизиологическое состояние испытуемого;
  • уровень его стрессоустойчивости;
  • степень активности;
  • наличие или отсутствие коммуникативных способностей.
Четко выявляющая причины стрессового состояния, она позволяет предотвратить физическое проявление потери баланса.

Преимущества рассматриваемой методики

Каждый из восьми представленных цветов методики швейцарского психолога – результат многолетних опытов и исследований. На протяжении 5 лет ученые изучали 4500 оттенков цвета и смогли сделать окончательный выбор. Уникальность достигнутого результата заключается в том, что выбранные цвета носят универсальный характер для людей разного ранга, возраста и сословия. В отличие от утомительных вопросов стандартного психологического теста, которые многие считают бесполезной тратой времени, тест Люшера занимает мало времени и заключается в банальном выборе цвета по принципу «нравится – не нравится».

История создания

Сегодня можно полный тест Люшера пройти онлайн бесплатно с расшифровкой. Однако несколько лет назад он был доступен только в печатном виде. Первая публикация представленной методики увидела свет в 1948 году. Некоторым временем позже, в 1970-м году, М. Люшер опубликовал руководство к своей методике. Позже теоретическая часть и практическое применение теста были изложены в книгах М.Люшера «Сигналы личности», «Четырехцветный человек» и др. В них автор заявляет о том, что он проводил анализ 4500 оттенков цвета, а также рекомендует придерживаться запатентованного набора цветовых стимулов для проведения эффективной диагностики.

Адаптации и модификации

На протяжении ряда лет «Восьмицветовой» тест Люшера подвергался неоднократным попыткам адаптации, одной из которых стал метод цветовых выборов Л.Н. Собчик. Ориентированный на изучение глубинных проблем личности, он позволял оценить актуальное состояние испытуемого, выявить круг его базисных потребностей, определить личностный стиль переживания, тип реагирования на стресс, степень адаптированности человека к обществу. Помимо этого, специалист на основе представленного метода мог выявить наличие компенсаторных возможностей, а также оценить степень выраженности комплексов личности.

Теоретический подтекст

Современные психологи предлагают сегодня своим клиентам полный тест Люшера пройти онлайн бесплатно с расшифровкой. Позволяющий выявить его реальное эмоциональное и физиологическое состояние, он дает возможность психологу применить к клиенту дифференцированный психотерапевтический подход и определить результативность своих действий. Вопреки заверениям последователей Люшера, его тест носит исключительно эмпирический характер, где практически нет места теории. В частности, представленная цветовая методика – это результат изучения социально-исторической символики цветов, элементов психоанализа и психосоматики. Опыт использования цветового теста Люшера на практике подтвердил не только его эффективность, но и возможность быть интегрированным в современное научное мировоззрение. В отличие от аналогичных методик других авторов, он не предполагает наличие культурно-этнических основ и, следственно, не вызывает защитные реакции. Более того, тест Люшера позволяет определить не только внешнее отношение тестируемого к цветам, но и его глубинное переживание при виде того или иного оттенка.

Похожие статьи