Электронное и дистанционное образование в вузе презентация. Презентация на тему "дистанционное обучение в вузе". систем виртуального общения

1 слайд

Дистанционное обучение (ДО) Выбор технологии обучения Дистанционное обучение не является новой или революционной технологией обучения. Дистанционное обучение существует десятки лет. До эпохи информационных технологий и сети Интернет его основным приложением было заочное образование в высших учебных заведениях. При этом основным способом доставки знаний учащимся была обычная почта.

3 слайд

Онлайн обучение или интернет обучение на основе современных информационных технологий удовлетворяет всем требованиям новой образовательной парадигмы (проблема качества образования) постиндустриального общества. Дистанционное обучение (ДО) Из всех существующих технологий дистанционного обучения наиболее перспективной является Интернет - технология (Интернет - обучение). в первую очередь - это массовому образованию для всех категорий обучающихся независимо от места их проживания, кроме того, открытому, личностно ориентированному и непрерывному обучению человека на протяжении всей его сознательной жизни. Основной задачей ДО, как и других форм обучения ХХI века, является производство интеллекта.

4 слайд

Необходимо отметить, что во многих странах используют различные термины, понятия, определения дистанционного образования и обучения, такие как виртуальное, открытое, онлайновое, электронное, а Вузы, в которых дистанционно обучаются более 100000 студентов из различных стран мира, относятся к мега-университетам. Мега-университеты

5 слайд

Структура дистанционного курса 1 Средства доставки учебных курсов 2 Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися. 3 Методы оценки знаний обучающих. 4 Уровень подготовки преподавателей. 5 Основные компоненты технологий ДО Основными компонентами технологий ДО, от которых зависит эффективность обучения, являются:

6 слайд

Структуризация курса должна обеспечивать возможность вовлечения обучаемых в самостоятельную познавательную деятельность, т.е. осуществление процесса учения, а не преподавания. 1. Структура дистанционного курса Курс должен быть структурирован не только по темам, но и по уровням сложности, с учетом различной степени подготовки обучающихся. Отбор учебного материала для различных средств доставки знаний, его организация и структурирование определяются дидактическими свойствами компонентов курса. Преподаватель должен управлять процессом учения и контролировать уровень полученных знаний, качество освоенных умений и приобретенных навыков. Кроме того, в учебный материал должны быть встроены тесты для оперативного контроля и интерактивные тренинг - тесты для самоконтроля, выполнение которых направлено, прежде всего, на закрепление учебного материала. Инструментальные средства для подготовки учебного материала выбираются в зависимости от технологической основы и вида учебных занятий (лекция, активный семинар, лабораторный компьютерный тренинг и т.д.).

7 слайд

В настоящее время существует множество различных средств доставки учебного материала: почта, телефон, факс, Internet, электронная почта, телеконференция, электронная доска, спутниковые образовательные системы, интерактивное телевидение, радио, а также CD-ROM и аудио – видеокассеты. 2. Средства доставки учебных курсов

8 слайд

3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Технологии ДО подразумевают множество средств обратной связи (почта, телефон, факс, электронная почта, интерактивное телевидение, телеконференция, средство переговоров в реальном масштабе времени (IRC) и непосредственное общение) и способов взаимодействия (синхронных и асинхронных) преподавателя и обучаемых.

9 слайд

Синхронные способы основаны на одновременном участии преподавателей и студентов в процессе обучения в реальном времени. 3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Доставка знаний обеспечивается интерактивным телевидением, видеоконференциями и спутниковыми образовательными системами.

10 слайд

Асинхронные способы взаимодействия предоставляют студентам возможность учиться по индивидуальному расписанию в удобное для них время. 3. Средства и способы взаимодействия между преподавателем и обучающимися Доставка знаний обеспечиваться за счет Internet, CD-ROM, аудио - и видеокассет, электронной доски, электронной и обычной почты, радио, а взаимодействие осуществляется посредством почты, телефона, факса, электронной почты.

11 слайд

4. Методы оценки знаний обучающихся. Для проверки уровня усвоения учебного материала применяется, как оперативный (встроенный в учебный материал и контроль со стороны преподавателя), так и отсроченный контроль знаний (тестовый контроль, курсовая работа, реферат, письменные экзамены, дипломная работа). Для контроля качества усвоения знаний студентами осуществляется постоянный мониторинг. Контроль и аттестация обучающих осуществляется с использованием электронных средств или традиционными способами в основном для итоговой аттестации.

12 слайд

5. Уровень подготовки преподавателей Преподаватели, осуществляющие образовательный процесс с использованием различных технологий ДО (тьюторы), работают на расстоянии или контактно с обучающимися. ТЬЮТОР(англ.tutor) - в условиях дистанционного обучения вИнтернет-среде:преподаватель-консультант;куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательныхцелях. Тьютор не только высококвалифицированный специалист в своей области, но владеет средствами телекоммуникаций, компьютерными технологиями в необходимом для проведения занятий объеме, умеет создавать учебную среду, обеспечивает высокое качество обучения, аргументировано мотивируя и активизируя познавательную деятельность. Тьютор осуществляет оперативный и отсроченный контроль уровня знаний, постоянно поддерживает оперативную обратную связь и организовывает асинхронную связь обучающихся с авторами учебных курсов.

13 слайд

Большой вклад в развитие ДО в странах СНГ внесли: ректор Современной гуманитарной академии (СГА), профессор Карпенко М.П.; ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, профессор Тихомиров В.П.; ректор Харьковского гуманитарно-технического института (ГТИ), профессор Преждо Л.Н. Следует отметить…

14 слайд

Формы обучения лекции (контактные, видеолекции, спутниковые и слайд лекции); домашние задания (глоссарное обучение и алгоритмическое усвоение умений); активные семинары и практики (деловые, ситуационные игры, вопросы и ответы, дискуссии, круглые столы). лабораторные компьютерные занятия; курсовые и самостоятельные работы (письменные или устные); консультации письменные экзамены по дисциплинам

15 слайд

Средства обучения типографский учебник аудио- видео - учебные материалы интерактивное телевидение компьютерные интерактивные обучающие системы в мультимедийном варианте электронные библиотеки контрольно – тестирующие комплексы

16 слайд

Основными компонентами программного продукта для ДО средство(а) разработки учебного контента (Authoring tools) система управления обучением (CMI или LMS - Learning Management System) система обмена информацией между участниками учебного процесса система доставки учебного контента (как правило вэб-сайт)

17 слайд

СДО Learning Management System (LMS) - в русской терминологии Система Дистанционного Обучения (СДО) - программное обеспечение, управляющее процессом электронного обучения. СДО ведет учет учащихся, учебных материалов, результатов обучения. В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена. В результате возникает вопрос о возможности эффективного электронного обучения в случае когда взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями и администраторами системы.

18 слайд

Основные функции Учет учащихся, персонализация и разграничение прав доступа к учебным материалам Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования Управление и интеграция с механизмами электронного общения Подготовка оперативной и аналитической отчетности Интеграция с внешними информационными системами Особая актуальность создания в России системы ДО сегодня обусловлена целым рядом факторов. Среди них огромные территории и сосредоточие научно-технических центров в крупных городах, формирование новых потребностей населения по отношению к содержанию и технологиям образования, развитие рыночной экономики, усиление миграции населения и др.

19 слайд

Возможные функции системы управления дистанционным обучением Функции управления процессом обучения Общение Групповое обучение Работа преподавателя Администрирование системы Создание курсов Администрирование системы (технические аспекты) Ограничения системы Дополнительные факторы Развитие ДО в России позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст России возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

20 слайд

В системе ДО в России нуждаются: - лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию; - лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний; - лица с ограниченной свободой перемещения: - инвалиды; - русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья, и.т.д. - учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах; - менеджеры различного уровня; - руководители региональных органов управления; - офицерский состав сокращающейся армии; - уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;

21 слайд

Разработка учебного курса на базе новых технологий Определение: целей курса; путей достижения целей курса; способов предоставления материала; методов обучения; типов учебных заданий, упражнений; вопросов для обсуждения; путей организации дискуссий; способов взаимодействия и коммуникации. Результат деятельности такой группы специалистов - разработанный курс - передается для использования в учебном процессе преподавателями, специализирующимися на доставке, предоставлении курсов на базе новых информационных технологий.

22 слайд

Разработка учебного курса на базе новых технологий Осуществляет группа (команда) специалистов: преподаватели-дизайнеры курсов; специалисты по технологиям (телевизионной и видеосъемке, компьютерной графике, сетевым технологиям и др.). Если курс предназначен для обучения посредством компьютерных и телекоммуникационных технологий, то обучаемые должны быть распределены между этими преподавателями, которые помогают им сориентироваться в учебном материале, освоить его и вступить в учебный диалог, интерактивное обсуждение материалов курса.

Д И СТАНЦ ИОННОЕ ОБУЧЕНИ Е (ДО) -
ВЗА И М ОД Е Й С Т В ИЕ У Ч И Т Е Л Я И
УЧАЩИХСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НА
РА С С Т О Я Н И И, О Т РА Ж А Ю Щ Е Е В С Е
ПРИСУЩИЕ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ
КО М П О Н Е Н Т Ы (Ц Е Л И, СОД Е РЖ А Н И Е,
М Е Т О Д Ы, О Р ГА Н И З А Ц И О Н Н Ы Е
ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ) И
РЕАЛИЗУЕМОЕ СПЕЦИФИЧНЫМИ
С РЕ Д С Т В А М И И Н Т Е РН Е Т - Т Е Х Н ОЛ О Г И Й
ИЛИ ДРУГИМИ СРЕДСТВАМИ,
ПРЕ ДУСМ АТ РИВА Ю ЩИМИ
И Н Т Е РА К Т И В Н О С Т Ь.
-

Дистанционное обучение - это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средс

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЭТО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ЯВЛЯЮТСЯ ВЕДУЩИМ
СРЕДСТВОМ.
Современное дистанционное обучение
строится на использовании следующих
основных элементов:
среды передачи информации (почта,
телевидение, радио, информационные
коммуникационные сети),
методов, зависимых от технической среды
обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ
ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАЩИМСЯ
ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИОННЫХ
СЕТЕЙ, ИЗ КОТОРЫХ МАССОВО ВЫДЕЛЯЕТСЯ СРЕДА
ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта
дистанционного интерактивного обучения SCORM, который
предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение
стандартов способствует как углублению требований к составу
дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению.
В настоящее время имеются отечественные разработки программного
обеспечения, которые достаточно широко применяются как
отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими
услуги по дистанционному обучению.

Дистанционное обучение позволяет: снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы,

Д И С ТА Н Ц И О Н Н О Е О БУ Ч Е Н И Е П ОЗ В ОЛ Я Е Т:
С Н И З И Т Ь З АТ РАТ Ы Н А П Р О В Е Д Е Н И Е
О Б У Ч Е Н И Я (Н Е Т Р Е Б У Е Т С Я З АТ РАТ Н А А Р Е Н Д У
ПОМЕЩЕНИЙ, ПОЕЗДОК К МЕСТУ УЧЕБЫ, КАК
У Ч А Щ И Х С Я, Т А К И П Р Е П О Д А В А Т Е Л Е Й И Т. П.) ;
П Р О В ОД И Т Ь О БУ Ч Е Н И Е Б ОЛ Ь Ш О ГО
КОЛ И Ч ЕС Т В А Ч Е Л О В Е К;
П О В Ы С И Т Ь К АЧ Е С Т В О О Б У Ч Е Н И Я З А С Ч Е Т
ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ,
О Б Ъ Е М Н Ы Х Э Л Е К Т Р О Н Н Ы Х Б И Б Л И О Т Е К И Т. Д.
СО З Д АТ Ь Е Д И Н У Ю О Б РА З О В АТ Е Л Ь Н У Ю С Р Е Д У
(О С О Б Е Н Н О А К Т УА Л Ь Н О Д Л Я
КО Р П О РАТ И В Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я) .

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ о

Д И С ТА Н Ц И О Н Н О Е О Б У Ч Е Н И Е З А Н И М А Е Т
В С Ё Б ОЛ Ь Ш У Ю Р ОЛ Ь В М ОД Е Р Н И З А Ц И И
О Б РА З О В А Н И Я. С О ГЛ А С Н О П Р И К А З У 1 3 7
М И Н И С Т Е Р С Т В А О Б РА З О В А Н И Я И Н А У К И
Р Ф О Т 0 6 . 0 5 . 2 0 0 5 « О Б И С П ОЛ Ь З О В А Н И И
Д И С Т А Н Ц И О Н Н Ы Х О Б РА З О В А Т Е Л Ь Н Ы Х
Т Е Х Н ОЛ О Г И Й » , И Т О Г О В Ы Й КО Н Т Р ОЛ Ь П Р И
ОБУЧЕНИИ С ПОМОЩЬЮ ДОТ
(Д И С Т А Н Ц И О Н Н Ы Х О Б РА З О В А Т Е Л Ь Н Ы Х
Т Е Х Н ОЛ О Г И Й) М ОЖ Н О П Р О В ОД И Т Ь К А К
ОЧ Н О, ТА К И Д И С ТА Н Ц И О Н Н О

Формы организации дистанционных занятий

Ф О Р М Ы О Р ГА Н И З А Ц И И Д И С Т А Н Ц И О Н Н Ы Х
ЗАНЯТИЙ
Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием
чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники
имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных
учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чаткабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и
учеников.

деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных
занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других
возможностей «Всемирной паутины».

Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с
использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся
синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к
чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует
чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется
деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары,
деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы
учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций
и других возможностей «Всемирной паутины».

В основе такой системы заложен метод обучения, который
получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning
manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и
свободная система обучения. Сейчас активно используется
жителями Европы для получения дополнительного образования.
Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает
устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания
усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в
тренировочные упражнения. Формирование теоретических и
практических навыков достигается в процессе систематического
изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором
упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)…

Телеприсутствие

ТЕЛЕПРИСУ ТСТВИЕ
Существует много различных способов дистанционного обучения. Например
дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в
одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения.
Мальчик-инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит,
разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает.
При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор.
При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в
классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах он может также
общаться со своими одноклассниками. Если эксперимент станет удачным, он
может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода
дистанционного обучения по всей России.

История

И С Т О РИ Я
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной
почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по
почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и
сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России
данный метод появился в конце XIX века.
Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом,
наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их
использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха
«корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и
ведут его до сих пор.

Появление радио и телевидения внесло изменения в
дистанционные методы обучения. Это был значительный
прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие
еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с
50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный
недостаток - у учащегося не было возможности получить
обратную связь.
В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире
университет дистанционного образования - Открытый
Университет Великобритании, он был назван так, чтобы
показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия
необходимости часто посещать аудиторные занятия.

Другие известные университеты с программами дистанционного
обучения за рубежом: University of South Africa,1946. FernUniversität in
Hagen(Германия, 1974). Национальный технологический университет
(США, 1984)(программы ДО по инженерным специальностям),
Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж
Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет
дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского
открытого университета, Австралийская территориальная
информационная сеть.
В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую
надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения.
Компьютерные обучающие программы появились на первых
компьютерах в виде различных игр.

В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная
электронная почта».
Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х
стали Международная ассоциация «Знание» и ее коллективный
член Современная гуманитарная академия.
В России датой официального развития дистанционного обучения можно
считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России,
позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере
образования.
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение
дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным
прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась
возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни
находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность
использовать «он-лайн» семинары (вебинары) для обучения

Как правило, при дистанционном
вузовском обучении от студентов не
требуется всё время находиться в
аудитории. В большинстве программ и
курсов учебных заведений, реализующих
дистанционное обучение, все же
проходят очные занятия по вечерам или
выходным

Эти занятия не обязательны для посещения, но, как
правило, крайне полезны для выработки у учащихся
практических навыков. Также в ряде учебных заведений
используются короткие (одно-двухдневные) выездные
школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для
групповой работы.

При дистанционном обучении могут использоваться
разнообразные методы донесения учебной информации. Уже
сменилось несколько поколений используемых технологий -
от традиционных печатных изданий до самых современных
компьютерных технологий (радио, телевидение,
аудио/видеотрансляции, аудио/видеоконференции, Elearning/online Learning, интернет-конференции, интернеттрансляции).

Однако до сих пор во многих случаях, несмотря на
появление технологических новинок, предпочтение
отдаётся более простым методам. Например,
в Индии очень популярным является использование для
дистанционного обучения радио, благодаря его
доступности большинству населения и отсутствию
необходимости в дополнительной инфраструктуре, что
позволяет сделать обучение действительно открытым и
доступным широким слоям населения

Многие крупные компании создают у себя в структуре центры
дистанционного обучения, чтобы стандартизировать, удешевить и
улучшить качество подготовки своего персонала. Практически, ни
одна современная компания уже не может прожить без этого. Или,
например, компания Microsoft создала большой обучающий портал
для обучения своих сотрудников, пользователей или покупателей
своих продуктов, разработчиков программного обеспечения. При этом
некоторые курсы предоставляются бесплатно или в комплекте с
покупаемым ПО.

Одной из своеобразных, но активно
развивающихся в последнее время форм
дистанционного обучения становятся онлайн-
симуляторы и игры-менеджеры. Это и
симуляторы управления различными
транспортными средствами, игры имитирующие
процессы управления различными отраслями и
бизнесами, глобальные
многопользовательские экономические игры и
бизнес-симуляторы, обучающие пользователей
основам менеджмента и дающие базовые навыки
управления как маленькой компанией, так и
транснациональной корпорацией

Любое внедрение - это сложный процесс. Внедрение дистанционного
образования - сложно вдвойне, так как надо: А) морально подготовить
профессорско-преподавательский состав к внедрению новых технологий Б)
обучить представителей ППС, не владеющим компьютерной грамотностью
новым информационным технологиям (MS Word, PP, Excel, IE) В)
разработать базу внутривузовских нормативно-правовых и
регламентирующих внедрение и проведение ДО Г) приобрести систему
дистанционного обучения и решить задачу приобретения или
разработки электронных курсов, по которым будет проходить обучение.

Слайд 2

ДО как глобальное явление

Около 1000 центров дистанционного образования во всем мире 15 миллионов студентов (13-14% от общего числа) Содействие развитию ДО определено как приоритетная задача в статье 126 Маастрихтского договора - учредительного договора Европейского союза

Слайд 3

Определение ДО

Общепринятого, канонического определения ДО не существует «Дистанционное образование содержит в себе примечательный парадокс: оно уверенно утвердило своё существование, но не в состоянии определить, что оно такое" (Д.Шел)

Слайд 4

Тавтологическое определение

Образование на расстоянии, предполагающее опосредованную двухстороннюю коммуникацию между обучающимся и обучающим "Если дистанционное образование может быть рассмотрено как "образование на расстоянии", оно вообще не нуждается в определении" (Д.Шел)

Слайд 5

«Learning" означает "изучение", то есть главным образом самостоятельное приобретение знаний о предмете, поэтому для англоязычных авторов словосочетание "distance learning" обозначает только одну сторону ДО, включающего в себя, в отличие от самообразования, ещё и "teaching", то есть осуществляемого во взаимодействии с преподавателем. С учётом этого, термин "distance education" - "дистанционное образование", охватывая и "обучение", и "изучение", оказывается более ёмким и адекватным для обозначения ДО как целого, образовательного явления.

Слайд 6

«Дистанционное образование" или "дистанционное обучение"?

Термин "distance learning" используется в англоязычных работах, как правило, когда речь идёт по преимуществу о самостоятельно организуемой и управляемой образовательной и познавательной активности учащегося в рамках дистанционного образования

Слайд 7

Когда же говорится о ДО в общем плане - включая модели ДО, в которых решающую роль играет преподаватель, - опять используется термин "distance education". Показателен в этом отношении английский вариант доклада ЮНЕСКО "Open and distance learning. Prospects and Policy Considerations" (UNESCO - 1997)

Слайд 8

Правильный термин - "дистанционное образование", потому что существенным слагаемым ДО, кроме обучения, является ещё и самостоятельное изучение (и, во многих случаях - воспитание, или социализация: выработка или освоение учащимся определенных социальных и нравственных норм).

Слайд 9

Выводы

При соблюдении формально-логических требований к определению, "дистанционное образование" должно быть определено не как того или иного вида технология и не как особая информационно-образовательная среда, но как форма образования, поскольку именно "образование" является для него родом (родовым понятием).

Слайд 10

Видовым отличием дистанционного образования от других форм образования, прежде всего, от очного образования и самообразования, является способ получения образования через опосредованную/на расстоянии интерактивную коммуникацию, при этом конкретные средства, каналы и технологии такой коммуникации не носят характера критического признака ДО. Их набор не может быть определен раз и навсегда, он варьируется и включает в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях.

Слайд 11

Форма (характер, способ) интерактивной образовательной коммуникации, по разному называемая в разных нормативных документах ("форма получения образования", "форма освоения образовательных программ" в Законе РФ "Об образовании", "форма (способ) предоставления" ("Modality of provision" - в Revised version II.ISCED (1996) ЮНЕСКО), представляет собой тип видовогоотличия, или обособления различных форм образования в пределах понятия "образование" - классификационную переменную.

Слайд 12

В соответствии со значением этой классификационной переменной ("опосредованная/на расстоянии коммуникация") дистанционное образование на уровне общего определения, как форма образования, совпадает с заочным образованием и, в редуцированном виде, с экстернатом, занимая, как следствие этого, место в МСКО, аналогичное месту заочного образования в российской классификации форм образования.

Слайд 13

Терминологически корректно (в том числе, с учётом этимологии терминов - их происхождения из англо-американской языковой традиции) применять, имея в виду ДО в целом, термин "дистанционное образование" как систему совместной деятельности учащихся и обучающих; термин "дистанционное обучение" - говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений; термин "дистанционное изучение" - в отношении самостоятельной или в основном самостоятельной деятельности учащихся.

Слайд 14

Дистанционное или дистантное?

"Distance", в основном значении, согласно словарю Merriam-Webster, - это существительное, переводимое, что общеизвестно, как "расстояние" или "дистанция". "Distant", согласно тому же словарю, - прилагательное, основное значение которого "отдалённый", "отделённый большим расстоянием", "далёкий от", "дистанцированный (в пространстве, времени, отношениях)".

Слайд 15

“Distance education (learning)" однозначно понимается и англо-американцами, и всеми другими как "образование (изучение) на расстоянии", или "дистанционное образование (изучение)", то "distant education (learning)" имеет дополнительный ощутимый смысл "дистанцированный", "далёкий от", что побуждает переводить и понимать, например, словосочетание "distant education student" как "студент, далёкий от образования".

Посмотреть все слайды


Не все школьники первого сентября с букетом цветов и красивым портфелем пойдут в школу. Есть и такие дети, для которых так и не прозвенит звонок на урок. Формально они тоже будут считаться школьниками, но в школу не пойдут. Они будут учиться не выходя из дома.

По мнению ряда экспертов, с развитием информационных технологий на дистанционные формы образования человек будет отводить до 40% своего учебного времени, сочетая их с традиционными формами очных занятий (40%) и самообразований (20%).

Обучение на дому может осуществляться как по необходимости (по медицинским показаниям), так и по желанию родителей. И в зависимости от того, чем вызвано решение перейти на надомное обучение, будет отличаться и сам процесс обучения и технология оформления всех документов.


« Обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов»

(Приказ МО РФ от 16.06.2000 №1791 «О создании Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения)


СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Учебный центр (учебное заведение)

2. Информационные ресурсы

  • учебные курсы;
  • справочные материалы;
  • методические материалы

3. Средства обеспечения технологии ДО (организационные, технические, программные)

4. Преподаватели (тьюторы)

5. Обучающиеся (студенты, школьники)



ПРИЗНАКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

преподаватель - тьютор

обучаемый

обучение на расстоянии;

обучение в удобное время;

обучение по индивидуальной программе.


Модели дистанционного обучения

Групповое дистанционное обучение

Индивидуальное дистанционное обучение

Дистанционное обучение на базе нескольких образовательных учреждений


Документация учебного процесса

Общие сведения о курсе

Личные дела обучаемых

Информационно-справочные материалы

Телеконфе

ренция

Дистанционный курс

Практические, лабораторные работы

Текущие объявления

Задания (группвые, индивидуальные )

Чаты

Контрольные задания, тесты

Совместная деятельность учащихся

Web- страницы


  • Как повысить компетентность педагогов в области надомного образования?
  • Как помочь учителю в совершенствовании форм и методов при осуществлении профессинальной деятельности на дистанционном уроке?
  • Каковы пути обеспечения школы необходимым количеством техники, наличием высокоскоростной линии Интернет?

Создать условия для повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования

Создать условия для внедрения инновационных технологий ПП сопровождения детей

Направить педагогический коллектив на повышение компетенции по ИКТ

Установить конструктивное сотрудничество и толерантное взаимодействие между целевой группой и всеми участниками образовательного процесса

В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном, активном использовании ИКТ в системе образования


Организационный

Технический

Ознакомление участников

образовательного процесса

с данным проектом;

Организация педагогов

для прохождения курсов

Ознакомление педагогов и

родителей с пакетом доку-

ментов «Надомная школа»

Учебный процесс

Утверждение

индивидуальных

учебных программ.

Подключение линии

высокоскоростного

Интернет

Установка пандусов

Реконструкция кабинета

210 под кабинет дистан-

ционного обучения.

Монтаж электропроводки

согласно требованиям ОТ и САНПиН.

Приобретение одномест-

ных компьютерных

Утверждение учебного

плана по индивидуаль-

ной форме обучения с

максимальным объёмом

обязательной учебной

1-4 классы – 12 часов

5-6 классы – 14 часов

7 класс - 16 часов

8 класс - 17 часов

9 - 11 класс - 20 часов

контрольные срезы,

итоговые контрольные


На основе программы

эксперимента по

апробации модели

«Надомная школа»

Индивидуальные

формы

обучения

Изучение,

обобщение

опыта учителей

школ города

Групповой и индивидуальное

ПМП сопровождение учащихся

Средства Интернет

Индивидуальные педагогические

разработки,

обязательные индивидуальные

поурочные планы

Сотрудничество с РГОУ

«Центр ПП реабилитации

и коррекции» МО и МП ЧР

Повышение квалификации

Выполнение задач модуля

«Я и ОДНОКЛАССНИКИ»

в условиях интеграции

педагогов в области

инклюзивного образования



  • Создание единого понятийного пространства.
  • Повышение навыков социальной интеграции целевой группы.
  • Построение навыка обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
  • Внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей в массовом образовании.
  • Формирование профессиональных знаний у педагогов школы
  • Использование участниками эксперимента индивидуально-ориентированного подхода в работе с детьми.
  • Повышение степени информированности.
  • Осмысление общественностью социальной значимости мероприятий программы.

Критерием результативности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности педагогов, учащихся и их родителей, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве в целом.

Отношение всех к школе.


  • Т.В.Волосовец . Министерство образования РФ. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. М. 2003 г.
  • Типовое положение об Образовательном учреждении надомного обучения.
  • ФЗ №181 от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ».
  • Программа РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодёжной политики

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ



Похожие статьи