Дворец Великого князя Александра Михайловича (Дворец Великой княгини Ксении Александровны). Дворец великого князя павла александровича - царские дворцы Дворец ксении александровны на английской набережной

Публикации раздела Архитектура

Где жили Романовы

М алый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков - отправляемся на прогулку по центральным улицам Петербурга и вспоминаем дворцы, в которых жили представители царской фамилии .

Дворцовая набережная, 26

Начнем прогулку с Дворцовой набережной. На несколько сотен метров восточнее Зимнего дворца расположен дворец великого князя Владимира Александровича, сына Александра II. Раньше здание 1870 года постройки называли «малым императорским двором». Здесь почти в первозданном виде сохранились все интерьеры, напоминающие об одном из главных центров светской жизни Петербурга конца XIX века. Когда-то стены дворца украшало множество известных картин: например, на стене бывшей бильярдной висели «Бурлаки на Волге» работы Ильи Репина . На дверях и панелях сохранились вензеля с буквой «В» - «Владимир».

В 1920 году дворец стал Домом ученых, а сегодня в здании расположен один из главных научных центров города. Дворец открыт для туристов.

Дворцовая набережная, 18

Чуть дальше на Дворцовой набережной можно увидеть величественный серый Ново-Михайловский дворец. Его возвел в 1862 году знаменитый архитектор Андрей Штакеншнейдер к свадьбе сына Николая I - великого князя Михаила Николаевича. Новый дворец, для перестройки которого были выкуплены соседние дома, вобрал в себя стили барокко и рококо, элементы Ренессанса и архитектуры времен Людовика XIV. До Октябрьской революции на верхнем этаже главного фасада находилась церковь.

Сегодня во дворце располагаются учреждения Российской академии наук.

Улица Миллионная, 5/1

Еще далее на набережной расположен Мраморный дворец , родовое гнездо Константиновичей - сына Николая I, Константина, и его потомков. Его построил в 1785 году итальянский архитектор Антонио Ринальди. Дворец стал первым зданием в Петербурге, которое было облицовано натуральным камнем. На рубеже XIX и XX века здесь с семьей жил великий князь Константин Константинович, известный своими поэтическими произведениями, в предреволюционные годы - его старший сын Иоанн. Второй сын - Гавриил - в эмиграции написал воспоминания «В Мраморном дворце».

В 1992 году здание было передано Русскому музею .

Адмиралтейская набережная, 8

Дворец Михаила Михайловича. Архитектор Максимилиан Месмахер. 1885–1891. Фотография: Валентина Качалова / фотобанк «Лори»

Недалеко от Зимнего дворца на Адмиралтейской набережной можно увидеть здание в стиле неоренессанс. Когда-то оно принадлежало великому князю Михаилу Михайловичу, внуку Николая I. Строить его начали, когда великий князь решил жениться - его избранницей стала внучка Александра Пушкина Софья Меренберг. Император Александр III согласия на женитьбу не дал, и брак признали морганатическим: жена Михаила Михайловича не стала членом императорской фамилии. Великий князь был вынужден покинуть страну, так и не пожив в новом дворце.

Сегодня дворец сдается в аренду финансовым компаниям.

Площадь Труда, 4

Если от дворца Михаила Михайловича дойти до Благовещенского моста и свернуть налево, на площади Труда перед нами предстанет еще одно детище архитектора Штакеншнейдера - Николаевский дворец. В нем до 1894 года жил сын Николая I - Николай Николаевич Старший. В годы его жизни в здании также находилась домовая церковь, на службы сюда пускали всех желающих. В 1895 году - уже после смерти хозяина - во дворце был открыт женский институт имени великой княгини Ксении, сестры Николая II. Девушек обучали профессиям бухгалтера, экономки, швеи.

Сегодня в здании, известном в СССР как Дворец труда , проводятся экскурсии, лекции и фольклорные концерты.

Английская набережная, 68

Вернемся на набережную и пройдем на запад. На полпути к Ново-Адмиралтейскому каналу расположен дворец великого князя Павла Александровича, сына Александра II. В 1887 году он выкупил его у дочери покойного барона Штиглица - известного банкира и мецената, имя которого носит учрежденная им Художественно-промышленная академия. Великий князь жил во дворце до самой смерти - его расстреляли в 1918 году.

Дворец Павла Александровича долгое время пустовал. В 2011 году здание передали Санкт-Петербургскому университету.

Набережная реки Мойки, 106

На правой стороне реки Мойки, напротив острова Новая Голландия, расположен дворец великой княгини Ксении Александровны. Она была замужем за основателем русского военно-воздушного флота великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Дворец им подарили на свадьбу - в 1894 году. Во время Первой мировой войны великая княгиня открыла здесь госпиталь.

Сегодня во дворце находится Академия физической культуры имени Лесгафта.

Невский проспект, 39

Выходим на Невский проспект и двигаемся в направлении реки Фонтанки. Здесь, у набережной, расположился Аничков дворец. Его назвали так вслед за Аничковым мостом в честь старинного рода столбовых дворян Аничковых. Дворец, возведенный еще при Елизавете Петровне, - самое старое здание на Невском проспекте. В его строительстве участвовали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли. Позже императрица Екатерина II подарила здание Григорию Потемкину. По поручению нового хозяина архитектор Джакомо Кваренги придал Аничкову более строгий, близкий к современному вид.

Начиная с Николая I, во дворце жили преимущественно престолонаследники. Когда на престол взошел Александр II, здесь жили вдова Николая I Александра Федоровна. После смерти императора Александра III в Аничковом дворце поселилась вдовствующая императрица Мария Федоровна. Здесь же вырос и Николай II. Он не любил Зимний и большую часть времени, уже будучи императором, проводил в Аничковом дворце.

Сегодня в нем располагается Дворец творчества юных . Здание также открыто для посещения туристами.

Невский проспект, 41

На другой стороне Фонтанки расположен дворец Белосельских-Белозерских - последний построенный на Невском в XIX веке частный дом и еще одно детище Штакеншнейдера. В конце XIX века его купил великий князь Сергей Александрович, а в 1911 году дворец перешел к его племяннику - великому князю Дмитрию Павловичу. Тот в 1917 году, находясь в ссылке за участие в убийстве Григория Распутина, дворец продал. А позже эмигрировал и вывез деньги от продажи дворца за границу, благодаря чему долго жил безбедно.

С 2003 года здание принадлежит Управлению делами Президента РФ, в нем устраивают концерты и творческие вечера. В отдельные дни проходят экскурсии по залам дворца.

Петровская набережная, 2

А гуляя возле домика Петра на Петровской набережной, нужно не пропустить белое величественное здание в стиле неоклассицизм. Это дворец внука Николая I, Николая Николаевича Младшего, верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами Российской империи в первые годы Первой мировой войны. Сегодня во дворце, ставшем последним великокняжеским сооружением до 1917 года, располагается Представительство Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

Английская набережная - самая красивая, парадная набережная Санкт-Петербурга. Фотография не моя. У меня не получилось, да и сезон сейчас не самый лучший. Правда, мне кажется почему-то, что раньше она была красивее, наряднее. Многие дома на ней, особенно те, которые ближе к Ново-Адмиралтейскому каналу, находятся не в лучшем состоянии.


Застройка набережной началась в 1716 году, и к концу 1730-х набережная была застроена "сплошной фасадою". Слово "сплошной" здесь имеет буквальное значение. На набережной нет ворот, нет просвета между домами. Все въезды во дворы были с Галерной улицы, параллельной набережной. Они и сейчас существуют. Там находились и необходимые служебные помещения, флигели.
Почему Английская? Сначала она была Галерной. По Галерной верфи в конце набережной. Тогда она была застроена небогатыми домами рабочих и красивой не была. А вот позже, когда богатые купцы и иностранцы стали строить красивейшие особняки и дворцы - она засверкала! Да еще эта темная вода Невы, при редком солнце становящаяся синей, блестящей... Кстати, надо отметить, что за внешним видом набережной следил сам император. Любые строительные работы можно было начинать только после подписи царя.

Но главная причина - в середине XVIII века здесь стало много домов, принадлежащих англичанам. Появились Английская церковь, английский театр, Английский клуб... Уже в 1777 году её называли Англинской линией. А официально - с 1809 года. Правда к середине XIX века англичан заметно поубавилось.

Всем, прибывавшим в город морем, открывался вид именно на Английскую набережную и он был великолепен. Ведь после постройки Благовещенского моста сюда с набережной Макарова был переведен морской порт.

Прежде, чем говорить (а я постараюсь сократить до минимума) о каждом доме, я предупреждаю, что поскольку за время существования набережной здесь проживало очень много выдающихся людей, часто менялись владельцы домов, я буду указывать только последних. Тех, кто владел особняками перед революцией. И не буду показывать внутренние интерьеры.

На фотографии ниже - почти вся левая часть набережной. Можно разглядеть дома.


А это - еще ближе. Первое здание, дом №2, выходящий протяженным фасадом на Сенатскую площадь - бывшее здание правительствующего сената, построенное в 1829-1834 г.г. архитектором К.Росси. С 1925 года здесь располагался Российский государственный исторический архив, который в 2006 году переехал на Заневский проспект. Здесь, в красивейшем центре Петербурга разместили Конституционный суд.



Дом №4, бывший дом графини А.Г.Лаваль, построил в 1790-е годы архитектор А.Н.Воронихин. Этот участок, вместе с тем, на котором располагался Сенат, с 1720-х годов принадлежал светлейшему князю А.Д.Меншикову.

В начале 1800-х владелицей стала графиня А.Г.Лаваль. По ее заказу архитектор Тома де Томон переделал дом внутри и снаружи. Огромный белоколонный зал служил местом проведения балов. Еще дом был знаменит своим литературным салоном. В начале 19 века здесь жил декабрист С.П.Трубецкой, который был мужем дочери владелицы. Е.И.Трубецкая, урожденная графиня Лаваль, была одной из первых жен декабристов, последовавших за мужем в Сибирь.

После семьи Лавалей опека продала особняк советнику и железнодорожному магнату С.С.Полякову, который пожертвовал на благотворительные цели 2 миллиона рублей. В 1911 году особняк у сына Полякова купило Министерство юстиции.



Дом в 1895-1900 г.г. На всех дореволюционных фотографиях дворники в белых фартуках.



Картина шведского художника Б.Патерсона "Вид Невы у Сената" 1801 года.

Видна оживленная набережная, люди гуляют. В то время газета "Северная пчела" писала: "Настало время года, в которое Невский не в моде для гуляния. Там ныне ходят и ездят только по делам... гуляющая же публика собирается от 2-х до 4-х часов на Английской набережной и наслаждается там первыми лучами весеннего солнца... на набережной можно пройтись от Сенатской площади, где обыкновенно остаются экипажи и лакеи гуляющих, до самого Нового Адмиралтейства по широкому гранитному тротуару, чистому и сухому в нынешнее время распутицы, тогда как на Невском проспекте на каждом шагу должно переходить через улицы по тротуарам, занесенным грязью... все гуляют по Английской набережной - одному из прелестнейших гульбищ Петербурга..."

Дом №6 по Английской набережной в 1865-1866 г.г. был куплен сыном П.Казалета, хозяина Калинкинского пивоваренного завода (при советской власти - завод им.Степана Разина) - фабрикантом Э.П.Казалетом, который тоже торговал пивом от фирмы "Виллиам Миллер и Ко". Дом был перестроен. В 1899 году особняк купил князь В.Н.Тенишев, известный тем, что пожертвовал полтора миллиона рублей на создание Тенишевского реального училища в Москве. После его смерти домом владела его жена М.К.Тенишева, в доме которой собирались по вечерам художники, участники благотворительного общества "Мюссаровские понедельники".
В 1914 году изысканный особняк с паркетом из розового дерева и перламутра превратили в казарму для шестисот солдат, а после национализации здесь размещались разные учреждения.
Сейчас - новый офис Газпрома.


Дом в 1890-1903 годы.

Дом №8 - бывший особняк И.Ф.Паскевича. Последними владельцами была семья генерал-адьютанта, князя Ф.И.Паскевича-Эриванского. После революции здесь были - музей, институт "Ленжилпроект", а с 1993 года - Московский индустриальный банк.

Следующий дом №10 с 1812 года принадлежал влиятельной семье Остерманов-Толстых, затем - Воронцовых-Дашковых. Из исторических докуметоов известно, что именно в этом доме на балу зимой 1937 годы были А.Пушкин, его супруга Наталья Николаевна и Дантес, с которым у поэта через четыре дня после этого состоялась дуэль. А первым владельцем дома был начальник канцелярии строений императорских домов А.Л.Нарышкин. В его доме были балы, на которые съезжался весь свет Петербурга. В советское время дом выглядел как на фотографии ниже. Сейчас дом на реконструкции и фотография не моя.

Здесь, на фотографии ниже, можно увидеть дома с №12 по №20.

Расскажу понемногу о каждом. Последним владельцем дома №12 был действительный статский советник, банкир Л.С.Поляков из семьи известных еврейских банкиров. В 1890-х годах семья Поляковых владела на Английской набережной еще несколькими домами - №№4, 22 и 62. Жил Л.С.Поляков в Москве. Квартиры сдавались. В 1911 году дом перешел Московскому акционерному лесному и строительному обществу.
С 1990-х здесь находится Генеральный консул Нидерландов.В доме сохранились камины, старинные двери, кое-где лепнина, деревянные панели.

Дом №14 в 1892-1903 г.г. принадлежал семье князя В.Н.Тенишева. После смерти мужа в Париже, М.К.Тенишева переехала в дом №6, в котором жила до самой революции. Дом в 1909 году был куплен М.К.Чаплиц, женой штаб-ротмистра В.И.Чаплица. На фронтоне и козырьке над входом сохраняется вензель Чаплиц. На зеркале лестничной площадки остался вензель Тенишевой. Сейчас этот дом - частное владение.

Дом №16 с 1782 по 1794 г.г. принадлежал статс-даме, директору Академии наук и художеств Е.Р.Воронцовой-Дашковой. Ей подарила его императрица Екатерина II, которая была подругой Дашковой. Вот как она вспоминала: "Я тогда осмотрела дом покойного банкира Фридерикса и условилась с его вдовой насчет цены, которая включая все накладные расходы, не превышала тридцати тысяч рублей. Я попросила у императрицы разрешения его купить, на что она мне ответила, что давно уже повелела кабинету заплатить стоимость дома, который я пожелаю купить..."
Потом, с 1809 года, домом владела семья генерала и обер-гофмаршала Д.Н.Дурново и затем - его потомки. При них в 1872 году архитектор Л.Ф.Фонтана перестроил дом.
После революции дом был разграблен и постепенно разрушался. В 1926 года он вошел в список домов, намеченных к сносу, но остался. Сегодня сохранились в неизменном виде фасад и вестибюль дома.

Следующие два дома - №№18 и 20 можно рассмотреть на верхнем панорамном снимке.
С 1857 года владельцем дома №18 числился коммерц-советник фон Гарден. С 1864 года здесь находился частный коммерческий банк. Внутренние помещения для банка перестроил архитектор Л.Ф.Фонтана. В 1915 году последний владелец дома Г.А.Бобринский собрался было перестроить дом, сделать его трехэтажным. Даже был составлен проект... Строительство началось в 1916 году, но завершить его не дала революция.
Достроила дом в 1928 году артель "Интехстрой", конечно, с простым фасадом и коммуналками внутри.
Вот таким был дом №18 в
1864 году.

Угловой дом №20 в начале ХХ века после смерти последнего владельца С.В.Орлова, был превращен его вдовой в доходный. Здесь снимали квартиры художник А.А.Рылов, князь В.Н.Тенишев. А после 1917 года дом №20 стал местом жительства творческой интеллигенции. Огромные залы были перестроены в квартиры. Просто разделены перегородками. В 1928-1941 г.г. здесь часто бывал Д.Д.Шостакович. Многие из жильцов этого дома бесследно исчезли в 1937 году.
В 1950-х годах дом надстроили. Он стал трехэтажным. На фотографии ниже видно, что между домами №20 и №22 проходит маленький Замятин переулок.



На фотографии ниже видны угловой дом №22, дома №№24 и 26.

Участок №22 в начале XIX века принадлежал капитану Преображенского полка А.И.Замятину. С этим связано и название переулка.
В 1906-1913 г.г. в доме №22 снимал квартиру Сергей Дягилев и иногда здесь жил. Это был его последний адрес в Петербурге. В 1914 году дом купил герцог Г.Н.Лейхтенбергский, правнук Николая I. Офицеры полков в то время были обязаны жить рядом с казармами, а он служил в Конногвардейском полку. Сейчас в доме можно увидеть сохранившийся лифт с герцогским вензелем, сохранились двери, паркет.

Следующий дом №24 в последние годы, с 1910 года принадлежал помещику камер-юнкеру В.В.Скаржинскому. Он хотел капитально отремонтировать главный дом, надстроить его и еще много чего перестроить и жить, но его проект остался неисполненным.
В советское время дом перестроили под коммуналки и от прежнего убранства не осталось ничего.

Дом №26, также как и другие по набережной, имел очень много владельцев. Первым из них был князь Г.Д.Юсупов. С 1839 года особняк перешел семье нарвского купца Риттера. Они владели им в течение 80 лет, вплоть до революции. После 1917 года в доме устроили коммунальные квартиры.


Дом №26.

Дом №28 был перестроен в последний раз в 1880-х годах архитектором А.Красовским для железнодорожного магната П.П.фон Дервиза, а в 1903 году дом за 400 тысяч рублей продан молодому великому князю Андрею Владимировичу, кузену Николая II.
В 1900 году на праздничном обеде в честь 10-летнего юбилея службы на сцене императорского театра М.Кшесинской (ей было 27 лет) между ней и великим князем завязался роман. В 1902 году родился их сын Владимир.
После революции с 1920 по 1950 г.г. в доме работали разные советские учреждения. В 1959 году здесь открыли первый в СССР Дворец бракосочетания. Об этом позаботился Ленгорисполком. Вот что он сообщил в своем бюллетене: "В целях проведения регистрации брака в более торжественной обстановке и создания необходимых условий для того, чтобы факт регистрации брака был праздничным и памятным днем для новой советской семьи, Исполком Ленгорсовета принял решение об организации Городского бюро ЗАГС по регистрации брака, выделив для него помещение в доме №28 по набережной Красного флота."

Там, действительно, сохранились и были отреставрированы необыкновенно красивые интерьеры. Дворец просто великолепен. Удивительно, что все это дожило до нашего времени. А ведь подобные залы, лестницы, перила, люстры были во многих особняках на набережной.

Дом №30 был перестроен в 1870-1872 г.г. архитекторами Б.Р.Богдановичем и К.К.Рахау для баварского генерального консула Э.М.Мейера. Основные свои черты дом сохраняет до сих пор. Но была еще одна перестройка для последнего владельца дома потомственного гражданина А.А.Шварца. После революции в 1920-х годах все залы и гостиные в доме были переделаны под коммунальные квартиры. Сейчас это жилой дом.

Вот так выглядел дом №30 в 1872-1880 г.г. Рядом - дом №32 - бывший Дом коллегии иностранных дел.

На следующей фотографии дом №32 сегодня. Дом был перестроен архитектором Д.Кваренги в 1782-1783 г.г. в стиле классицизма. В то время, с 1782 по 1828 годы, здесь находились - Коллегия иностранных дел, затем Министерство иностранных дел. В нем служили Д.Фонвизин, А.Грибоедов и Ф.Тютчев. После окончания лицея сюда были определены А.С.Пушкин и В.К.Кюхельбекер. С 1855 по 1904 год - Академия Генерального штаба. В советское время её перевели в Москву.

Фотография советского времени. Солнышко.

Дом №34 - бывший особняк княгини Л.Н.Долгоруковой. В 1885 году дом перестроил П.Шрейбер для новых владельцев фон Дервизов. В 1908 году они продали участок. В этот период дом был надстроен. После 1917 года здесь был Комитет РСДРП и Союз металлистов.
Позже, после войны - военно-морская поликлиника и туб.диспансер.

Фотография К.Буллы 1897 года. Дом до надстройки. И какой красивый.

К сожалению, погода не давала мне сделать хорошие снимки. Совершенно серое питерское небо на многих наводит уныние. Но Благовещенский мост все равно красив.

Последний дом, выходящий на площадь Труда. Дом №36

Дом №36 в 1844 году был приобретен русским прозаиком В.А.Вонлярлярским. На участке в то время сохранилась часть особняка. Другая часть была разрушена, т.к. в то время формировалась Благовещенская площадь. В 1849 году угловой дом с фасадом в стиле эклектики был полностью завершен по проекту архитектора М.Д.Быковского. В советское время в 1930-е годы дом был надстроен.
В яваре 1910 года сюда с набережной Мойки переехал знаменитый ресторан "Донон", который просуществовал здесь до 1914 года. Во время НЭПа он опять был открыт, но вскоре закрылся окончательно.
Я помню, что в первом этаже очень долго существовал магазин Диета. Или мне кажется? Сейчас там магазин сувениров для иностранцев. Какой-то очень крутой.


Продолжение прогулки в следующей записи.


В какой-то мере прощальный подарок отца и брата великому князю Михаилу Павловичу. Сперва на него стал собирать деньги Павел Первый. Затем, когда того убили, вопросом строительства дворца озаботился Александр Первый и, когда Великому князю исполнился 21 год, в 1817 году началось возведение дворца по проекту архитектора Росси. Во владении Дома Романовых он пробыл до самого конца XIX века. Именно сюда, к своей сестре, заезжал Александр Второй в день своей смерти от бомбы террористов.

    площадь Искусств


До того, как по проекту архитектора Ринальди здесь начали строить дворец для фаворита Екатерины Второй Григория Орлова, здесь сперва находился почтовый двор, потом - зверовый, где недолго жил первый петербургский слон, после здание сгорело, а тут расчистили место для площади.

Граф подарка царицы не дождался, а та выкупила дворец у потомков Орлова и отдала его внуку Константину Павловичу. После чего он до 1918 года оставался резиденцией для членов Дома Романовых. Далее здесь была Российская Академия истории материальной культуры, затем открыли филиал Ленинского музея, а с 1992 года Мраморный дворец стал филиалом Русского музея, где проводятся в основном выставки современного искусства (Уорхолл, музей Людвига и т. п.).

    Миллионная улица, 5/1


Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885 –1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года. По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось - здесь были различные организации. До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.

    Адмиралтейская набережная, 8


Великий князь Алексей Александрович стал антигероем истории российского флота. Несмотря на то, что именно при нем были построены и укреплены сооружения большинства российских морских баз, происходила постепенная модернизация кораблей, именно Алексея Александровича считают ответственным за поражение России в войне с Японией и в особенности за Порт-Артур. Собственно, после него он и покинул морское министерство и был уволен со всех флотских постов. Тогда князь поселился в своем небольшом дворце на перекрестке Английского проспекта и набережной Мойки. Строил его с 1882 по 1885 год архитектор Месмахер, автор здания знаменитого училища барона Штиглица (в советское время носившего имя скульптора Мухиной). Великий князь из всех возможных вариантов, предоставленных архитектором, остановился на стилистике французского шато. Кроме того, Месмахер разбил возле дворца сад и пристроил к нему оранжерею.

    набережная реки Мойки, 122


Бывший Ленгорисполком и нынешнее Законодательное собрание Петербурга - место, рядом с которым проходили самые крупные митинги начала девяностых и конца нулевых. Его построил Николай I для своей дочери Марии, которая, будучи девушкой с характером, наотрез отказалась после свадьбы уезжать из Петербурга. Здание проектировал Штакеншнейдер (Росси уже был слишком стар и болен). Оно было построено в соответствии с новейшими технологиями того времени. Например, внутри сооружение было сделано частично из песчаника, потому здесь царили тепло и уют. Мария Николаевна прожила во дворце до самой смерти в 1872 году. Ее дети впоследствии из-за долгов продали здание государству, после чего тут разместили Государственный совет.

    Исаакиевская площадь, 6


Этот дворец строили сразу три архитектора. Сперва Штакеншнейдер, потом Шарлемань. А когда и того отстранили от работы, за дом для младшего сына Николая I взялся Боссе, который выстроил скромное, но уютное здание в классическом стиле. За свою работу архитектор получил орден Святой Анны. Дворец сейчас пребывает в запустении, его ждет большая реставрация.

    Петергоф, усадьба Михайловка


После постройки Мариинского дворца Штакеншнейдер продолжил строить здания для членов императорской фамилии. Одно из них - дворец великого князя Николая Николаевича. Это отличный образец поздней имперской неоклассики. Вокруг сооружения был разбит сквер и обнесен изящной решеткой. После смерти великого князя здание было передано женскому институту. В советское время его отдали профсоюзам и назвали «Дворцом труда». Сейчас он сдается в аренду коммерческим организациям.

    площадь Труда


Третий дворец, построенный Штакеншнейдером для детей Николая Первого. Его проектирование началось после свадьбы Михаила Николаевича. Для возведения здания было снесено несколько более старых построек по соседству. Сам дворец представляет собой прекрасный образец ранней эклектики и совмещает в своем облике черты самых разных архитектурных стилей: барокко, рококо, классицизма.

Михаил Николаевич, только заселившись в дом в 1862 году, отбыл из Петербурга наместником на Кавказ. Вернувшись в 1881 году, он снова поселился во дворце. После смерти Михаила Николаевича здание перешло в руки его сына Николая. А теперь тут находится библиотека восточных рукописей.

    Дворцовая набережная, 18


Сперва в Стрельне Петр хотел устроить императорскую резиденцию, но у него ничего не вышло. Да и фонтаны здесь было невозможно установить из-за слишком маленького перепада высот. Потом дворец начал строить Растрелли, но не довел дело до конца. Наконец, в 1797 году Павел Первый отдал эти места во владение своему сыну Константину. Дворец перестраивали впоследствии Воронихин (1803) и Штакеншнейдер (для сына Николая Первого Константина).

В советское время в этом дворце были школа-колония и Арктическое училище, после закрытия которого Константиновский стал медленно разрушаться. Эти места стали пристанищем гопников, рейверов и наркоманов. В 2000 году их передали Управлению делами Президента, а уже к 2003 году здание было полностью восстановлено и стало официальной резиденцией главы государства.

    Стрельна

Дворец Великого князя Михаила Александровича



В 1830 году дом покупает светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков. Перестройку своей резиденции он доверил архитектору Глинке, который разместил в бельэтаже мраморный кабинет, библиотеку, голубую и зеленую гостиные, круглый зал, украшенную колоннами столовую, на первом этаже - покои жены князя Екатерины Сергеевны.

Много лет прожил светлейший князь Меншиков в роскошном дворце на набережной, а после его смерти дом унаследовал сын - боевой генерал Владимир Александрович, наследники которого в 1896 году продали дворец Кабинету Его Императорского Величества. Так здание вступило в новую фазу - превратившись из княжеской в великокняжескую резиденцию.

После Владимира Александровича дворец перешёл к младшему брату императора Николая II Михаилу Александровичу, который незамедлительно взялся за перестройку своих владений и пригласил для этих целей зодчего Карла Рахау, который переделал здание в эклектичном стиле, создав внутри дворца грандиозную мраморную изогнутую лестницу - настоящий шедевр, украшенный по второму этажу атлантами и позолоченной лепкой.

В 1922 году дворец национализировали и передали Всероссийскому обществу глухих, которое находится там по сей день. Сейчас здесь, помимо Общества, находятся частные конторы и офисы.

Своё особенное место особняк занимает в кинематографе: в 1988 году по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» - здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича.

    Английская наб., 54; Галерная ул., 55

Дом учёных. Владимирский дворец



В 1862 году участок на Дворцовой набережной превращается в грандиозную стройку дворца для Великих князей - Александра и Владимира. Архитектор Александр Резанов, разрабатывая проект будущего дворца, задумывает построить здание в стиле итальянских палаццо эпохи Возрождения.

Но если фасады здания были выполнены в одном стиле, то комнаты поражали воображение и переносили гостей дворца в разные исторические эпохи. Так, Парадная приёмная (Малиновая гостиная), бывшая самым большим помещением второго этажа, была оформлена в стиле итальянского ренессанса. За ней располагалась Гостиная, оформленная в стиле времён Людовика XVI. После Гостиной следовала Малая столовая в стиле английской готики, здесь же располагались Буфет и Танцевальный зал.

Все комнаты дворца украшали редчайшие коллекции живописи, скульптуры, оружия и лучших образцов декоративно-прикладного искусства. Своим шикарным месторасположением и великолепием интерьеров сооружение сразу завоевало себе славу нового центра светской жизни Петербурга. Здесь устраивали балы, приёмы, благотворительные, музыкальные и литературные вечера.

После события октября 1917 года во дворце разместили правление Союза Международных Торговых Товариществ, а с октября 1918 года в здание помещался Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года сюда переехало издательство «Всемирная литература»: именно в этот период истории дворца начинается мрачное время, когда богатейшее имущество вывозится, продаётся, расхищается и частично отдаётся в музеи. Впрочем, уже в январе 1920 года здание получает новый статус и звание «Дома Учёных». Только благодаря этому интерьеры дворца пострадали не так сильно, как другие подобные творения в Петербурге, где свирепствовало воровство, унёсшее в частные коллекции великие произведения искусства.

В 1920-30-х годах в Доме учёных регулярно по субботам читались научные доклады, по четвергам - общедоступные лекции, а также проводились диспуты и концерты. Также во дворце работало общежитие на 20 человек, при котором функционировали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. К слову, в общежитии некоторое время жил Осип Мандельштам.

    Дворцовая наб., 26

Усадьба Александровка. Львовский дворец



В годы жизни Великого князя Константина Павловича, второго сына императора Павла I, который до самой смерти старшего брата Александра считался наследником русского престола, на территории нынешней усадьбы Александровка проводились военные парады. Однако в 1804 году земли, где вскоре появится дворец, были пожалованы английскому торговцу Джонсу, затем отошли коллежской советнице Зеланд, которая построила здесь деревянный дом. Наконец, в 1838 году чехарда владельцев и хозяев на длительное время прекращается, так как усадьбу приобретает генерал-адъютант Павел Александров - внебрачный сын Константина Павловича. По фамилии Павла усадьба и получает название «Александровка».

Деревянный дом в этом же году сносят, а модный архитектор Кольман возводит на его месте каменный дворец в неоготическом духе: западную часть венчает характерная для этого стиля зубчатая башня, а два корпуса соединяет крытая галерея.

Последним владельцем усадьбы был внук Павла - Александр Львов, который навечно остался в истории Петербурга под прозвищем «огненный князь». В возрасте 17 лет, в 1880 году, он создал в Стрельне первую в России команду «тушильщиков», состоящую из добровольцев, а через три года построил на территории своего имения здание пожарной части и гигантскую каланчу, на которую любил подниматься и оглядывать окрестности в подзорную трубу. В начале XX столетия князя даже избрали председателем Пожарного общества, которое просуществовало до 1919 года, когда организацию распустили из-за противоречий, связанных с несогласием, проявленным Львовым в отношении действий советской власти. Кроме того, он снискал славу борца за трезвость, рьяно интересовался спортом и даже поспособствовал строительству трамвайной ветки, которая по сию пору является действующей. В память о деяниях этого славного человека перед входом в усадьбу Александровка был установлен памятник.

После революции имение пустовало. А в годы Великой Отечественной войны его и вовсе разграбили и разрушили фашистские войска. В настоящее время усадьба восстановлена, фасад дворца сияет свежей краской, а внутри него располагаются Администрация и Муниципальный совет Стрельны, а также музыкальная школа.

    г. Стрельна, Портовая ул., 19, к. 1

Дворец Великого князя Александра Михайловича более известен под названием Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание в стиле эклектики было построено знаменитым архитектором и художником И. Монигетти в 1850 году, отреставрировано и переработано в 1897 году.

В 1894 году состоялась свадьба Александра Михайловича и Ксении Александровны. Император преподнес молодоженам щедрый подарок – дворец на набережной Мойки.

Архитектурный облик здания отличается изысканностью и строгостью линий. Визуально дворец кажется выше благодаря высоким окнам, как бы прорезающим фасад в вертикальной плоскости. Венчает строение большой мезонин с балюстрадами, выполненными из небольших фигурных столбиков.

У дворца разбит сквер, который от улицы отделяет знаменитая кованая решетка – одна из самых красивых в Петербурге. Над въездом во двор размещен вензель княгини Ксении.

Внутренние интерьеры дворца выполнил инженер Н. де Рошефор. Убранство помещений изящное и строгое. Во дворце много колонн, барельефов, бронзовых статуй, лестниц с красивыми перилами.

В 1919 году в здание переехал Институт физкультуры им. Лесгафта. Интерьер переделали: под потолком появилось грандиозное мозаичное панно, посвященное спортсменам.

В наше время в корпусах дворца Александра Михайловича находится НГУ им. Лесгафта. Во дворе перед входом в здание установлен памятник Петру Францевичу Лесгафту – выдающемуся русскому ученому, разработчику системы физического воспитания, просветителю.

В заднем дворике дворца можно увидеть памятник Ленину, до 2012 года стоявший у Варшавского вокзала.

Дворец Александра Михайловича и Ксении Александровны является особо охраняемым объектом культурного наследия России.

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

Дворец Великого князя Александра Михайловича

Дворец Великого князя Александра Михайловича — внука императора Николая I и Великой княгини Великой Княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III. В конце XVIII века здесь архитектором Монигетти был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой.

В 1895-1897 гг. он восстанавливался архитекторами Н.В. Султановым и графом де Рошфором. Работы Рошфора представляют исключительный интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге. Более того, Рошфор открывает эру этого стиля в России. "Сейчас в здании вы можете увидеть камин изысканной формы и лепные плафоны времен Монигетти; двери, печи, кабинет Шателена (управляющего дворцом, брата известного ученого) от де Рошфора".

Второе название дворца - Дворец Великой княгини Ксении Александровны. Здание дворца было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894

Её родным братом был Николай II, последний царь России). Также этот дворец именуют иногда Дворцом великого князя Александра Михайловича (это внук Николая I). Можно называть и так, и так - здание было преподнесено княгине и князю как царский подарок к свадьбе, состоявшейся 25 июля 1894, так что это их общий дворец. Великий князь отвечал в Империи за торговое мореплавание

Княгиня занималась активной общественной деятельностью, во время первой мировой войны была Высочайшей покровительницей госпиталя для раненых, устроенного в одном из флигелей дворца.

Ксения Александровна с командой своего военно-санитарного поезда

Расположен дворец прямо напротив острова Новая Голландия, на набережной реки Мойки. Здание много раз перестраивалось. Первым владельцем участка на набережной Мойки стал в 1710-х годах контр-адмирал Иван Акимович Сенявин, служивший Петру I.Садовый фасад дворца рустован и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой.

Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой, с роскошными ажурными воротами, украшенными вензелями с инициалами княгини - "КАК"

В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту. Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу. В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.

По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.

В 1810-х гг. владелец усадьбы - купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.

1919 г. был создан Государственный институт физического образования (ГИФО) (преобразован из курсов П. Ф. Лесгафта). Переехал ГИФО им. П. Ф. Лесгафта (это имя ему было присвоено в 1924 г.) в здание на набережной Мойки 108 в 1924 г. Благодарность за фото:

ДВОРЕЦ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

Дворец великого князя Алексея Александровича («Дом музыки», «Алексеевский дворец») — один из великокняжеских дворцов Санкт-Петербурга, расположенный на набережной Мойки. Построен М. Е. Месмахером для великого князя Алексея Александровича в 1882-85 гг.

С февраля 2006 года в здании располагается Санкт-Петербургский Дом музыки — учреждение, основная цель которого состоит в сохранении и развитии традиций классического музыкального искусства, а также подготовка студентов и и выпускников консерваторий к международным конкурсам и фестивалям

.

Построен в 1882-1885 гг. по проекту архитектора Максимилиана Егоровича Месмахера

Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что вел.князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Район был достаточно плотно застроен, но была необходимость создать обширное владение.

Сначала участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 г. на участке Петрова находилось одноэтажное каменное на высоких подвалах здание, а перед ним два служебных флигеля. В 1846-1848 гг. арх. Ефимов расширил существовавший жилой дом и превратил его в парадный особняк по заказу нового владельца церемониймейстера А. И. Сабурова.

М. Месмахер. Проект паркета танцевального зала.

Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах.

Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.

В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.

В 1883-1885 гг. акад. арх. М. Месмахер выполнил проект дворца. Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад.

Фасад западного, т.н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом.

У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.

По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу», над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.

Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками

Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.

Решетка в виде пик, украшенная везелями князя - "АА"

Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной.

Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.

Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул., которая получила название Алексеевской (ныне Писарева).

1900.общий вид английской гостинной

Панно столовой

Решение интерьеров Алексеевского дворца отличается логичностью, целесообразностью и взаимосвязанностью. Все личные комнаты обращены в сторону сада, отдаленного от улиц, что обеспечивало максимальный покой владельца. Гости могли попасть во дворец через два вестибюля - Парадный и Собственный. Месмахер сохранил прежний Парадный вестибюль, выполненный по проекту Боссе, его членения и существующую мраморную лестницу.

Вестибюль Парадного подъезда украшали мраморные скульптуры муз Урании и Эрато, расположенные в нишах. Прямо напротив вестибюля находилась Приемная, справа от нее три парадных помещения: Зала, Красная гостиная и Большая столовая. Столовая была связана с западным флигелем, в котором находились Сервизная и Буфетная. Слева от вестибюля была устроена Знаменная, место для хранения флотских знамен. К ней примыкала Библиотека. Здесь шел коридор, который соединял Кабинет и личные комнаты.

Стены вестибюля Собственного подъезда обработаны рустованными пилястрами, над которыми находится сложный карниз с фигурными кронштейнами. В нише помещен мраморный камин с фигурками путти и головой сатира. В восточном флигеле, где располагался Собственный подъезд, Месмахер поместил три парадных помещения для торжественных приемов: Английский зал, Китайскую и Фламандскую гостиные.

Английский зал - одно из самых больших помещений дворца, напоминает старинный рыцарский зал. Важным элементом отделки является лепной декор потолка по мотивам английских лепных плафонов XVI-XVII вв. Камин является главным акцептом в композиции зала. Двери зала пышно украшены резьбой. По периметру зала шла дубовая филенчатая панель, верхняя часть стены была декорирована дубовым карнизом-полкой с парными кронштейнами, которая предназначалась для посуды.

Китайская гостиная выполнена в стиле позднего «шинаузери» (фр. «китайский») Она декорирована резными панно и деталями, характерными для дальневосточного стиля XIX в. Стены наполовину от плинтуса, а также двери и оконные проеиы, рамы зеркал были облицованы темным лакированным палисандром. Вторая половина стен была обтянута декоративной тканью. Росписи потолка и стен выполнены декоратором С. И. Садиковым. Месмахер выполнил проект декоративной ткани для украшения стен с изображениями драконов.

Фламандская гостиная была оформлена с применением гобеленов, выполненных во фламандской манере, одноярусного камина с топочным отверстием, росписью перекрытий, использованием в отделке «фламской резьбы» - сложного орнамента из кружевной резьбы, разорванных картушей, переплетений виноградной лозы, листьев, плодов, цветов и лент по краям.

Танцевальный зал расположен в центре западного флигеля и выполнен во «вкусе Помпадур» - основанном на подражании и художественной переработке форм искусства Франции времен Людовика XV. В центре -большой живописный плафон «Амур и Психея», на четырех малых плафонах - фигурки играющих амуров «во вкусе Буше». Наборный паркет повторяет абрис плафона. В отделку стен были обильно включены зеркала.

Среди самых интересных помещений жилой части дворца - Кабинет великого князя. Одна его часть чере здубовую арку связана с Приемной, другая через тройную дубовую арку имеет выход к Библиотеке. Стены Кабинета на треть облицованы профилированными дубовыми панелями, выше они обтянуты тисненой кожей с золоченым узором. Кессонированный потолок также облицован дубом двери украшены картушами и резными наличниками. Двухъярусный камин из серого песчаника декорирован вензелем князя. Приемная оформлена в том же стиле и материале.

Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены братья великого князя Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.

Дубовый кабинет

дубовый кабинет

облицовка ванной

С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману. Летом 1911 г. был продан еще один участок владения, выходящий на Английский пр., его приобрел один из директоров Русско-американской резиновой мануфактуры фон дер Пальс; на участке был построен особняк.

С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное здание посольства» на Исаакиевской пл. В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т.к. Мария Павловна была президентом Академии Художеств.4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».

После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».

Алексеевский дворец включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).
По материалам:

Малинина Т. А., СуздалеваТ. Э. Дворец великого князя Алексея Александровича. Спб.: ООО «Алмаз», 1997)

Оригинал записи и комментарии на



Похожие статьи