Кто такие гуцулы и русины. Гуцулы – кто такие? Народы Западной Украины. Где живут гуцулы. Кто такие русины Закарпатья

«Гуцулы…. Кто такие эти люди?» Такой вопрос не раз возникал у тех, кто хоть когда-то интересовался культурой народностей соседних стран.

Однако ответить на него не так просто даже для коренных жителей Украины. То есть вам, скорее всего, расскажут, что это люди, которые живут в западной части государства, любят петь и большое значение придают одежде в традиционном стиле, передающемся из поколения в поколение. И это, пожалуй, все. Обидно, ведь в таком случае эта самобытная нация будет в точности походить на другие многочисленные народы Украины.

Хотя вот о гуцулах и стоило бы рассказать в первую очередь. Почему? Все дело в том, что их стиль жизни, манера одеваться и образ мировоззрения уже на протяжении многих лет становятся предметом изучения многих ученых, причем как историков, так и культурологов.

В данной статье мы постараемся ответить на вопрос о том, что представляют собой гуцулы. Кто такие эти люди, читатели узнают из описания истории, культуры и современности нации.

Раздел 1. Общее описание народности

Существует предположение, что гуцулы, впрочем, так же, как лемки и бойки, принадлежат к карпато-русинской этнической группе. Но, несмотря на такое мнение, эмигранты из Галицийских и Буковинских русинов считают, что их предки появились в Карпатских горах еще в начале VI века. На сегодняшний день основная часть карпато-русинского этноса заселяет приграничные территории современных Карпат, находящиеся на пересечении украинской, польской и словацкой границ.

Также более полумиллиона человек проживают отдельными общинами в соседних странах и в Соединенных Штатах Америки. Население этих общин составляет почти ½ часть всей общей численности русинов на земле.

Раздел 2. Происхождение названия этноса

Существует множество версий происхождения слова «гуцулы», но ни одна из них не имеет прямых доказательств. Одни считают, что свое название народность карпатских горцев получила от осетинского (сарматского) слова «гыццыл», что в переводе означает «малый, младший».

В письменных источниках это название зафиксировано как «гыццыл чизг/языг» и относится к языгам - сарматскому племени, которое существовало в Прикарпатье и Галиции в первых веках н. э. Именно они не участвовали в походе сармат-алан в Европу и остались с гепидами в Галиции и готами-грейтунгами («малыми готами»).

Другие высказывают мнение, что слово «гуцулы» происхождение имеет немного другое - от слова "кочевать" (благодаря постепенному превращению: кочевать-кочулы-гоцулы-гуцулы).

Также существует гипотеза, что свое название племя получило благодаря имени Гуц или глаголу «гуцаты».

Однако самым распространенным вариантом этимологии слова является сочетание двух слов - «гуцул» (через опришкивский «движение») с румынским «разбойник». Не зря эту народность считают диким (вольным) народом.

Раздел 3. Где живут гуцулы на территории Украины?

Гуцулы - наравне с бойками и лемками - относятся к коренным жителям Карпатских гор. В наше время они проживают на территории Украины в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областях.

В Ивано-Франковской области эти этнические украинцы заселяют Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, а также Надворянского районов.

Местом их проживания в Закарпатской области является Раховский район. Площадь Гуцульщины на Украине составляет 6,5 тыс. кв. км. К ее территории также относятся приграничные земли Румынии, где живут мараморошские гуцулы.

Раздел 4. Исторические моменты

До середины 40-х годов прошлого века гуцулы, как впрочем, и вся Западная Украина, были разделены.

До начала Первой мировой войны часть их территорий относилась к Австрии и Венгрии. А уже после 1920 года гуцульские земли находились в подчинении Польши, Румынии и Чехословакии. К концу 30-х годов XX века Гуцульщина вошла в состав Украинской ССР.

Первая перепись населения Украины, проведенная в 2001 году, показала, что около 21,5 тыс. человек относят себя к этнологической группе гуцулов.

Раздел 5. Как образовалась Гуцульщина

Первое историческое упоминание о Гуцульщине появилось в польских письменных источниках, датированных XIV-XV вв. Долгое время эти народы Западной Украины земли были освобождены от феодальных повинностей (панщины).

Вместо этого существовал натуральный и денежный побор с населения для оплаты откупа от соседних землевладельцев. В середине XVII-XVIII вв. на землях Гуцульщины началось народное повстанческое движение, руководителем украинского движения опришков стал Олекс Довбуш. А в 40-х годах XIX столетия произошло другое народное восстание, направленное на защиту крестьянских интересов и отмену панщины. Это движение повстанцев возглавил Лукьян Кобылица.

К наиболее значимым историческим событиям прошлого века, произошедшим в культурно-политической жизни гуцулов, относится активная деятельность Украинской Радикальной партии, создание любительского театра под руководством Гната Хоткевича (1911 г.) и общества «Сечи» К. Трилевского, военные действия Украинских Сечевых стрельцов (1914-1915 гг.) и появление Гуцульской Республики, просуществовавшей всего несколько месяцев.

Основная часть современной Гуцульщины находится на территории Украины. Исключение составляют лишь несколько деревень в румынской части Буковины и на Мармарощине.

Раздел 6. Основной вид занятий гуцул

Основными видами традиционных занятий гуцулов издревле считаются: скотоводство, лесные промыслы, пчеловодство и сплав леса по горным рекам. Украинские Карпаты как нельзя лучше располагают к таким ремеслам.

Земледелием гуцулы практически не занимались, и оно имело второстепенное значение. Особое место в жизни гуцулов занимали народные и художественные промыслы. Развиты были гончарное ремесло, ткачество, изготовление изделий из кожи и меди, обработка дерева, инкрустация соломкой и т. д. Многие предметы народных умельцев сохранились до наших дней.

К народным музыкальным инструментам гуцулов относилась тилинка (теленка) - открытая трубка без отверстий, сделанная из ивы или орешника. Житель Закарпатья, казалось, ни дня не мог прожить без любимых мелодий. Практически каждый из них осваивал игру с самого раннего детства.

Другим традиционным духовым музыкальным инструментом была трембита - деревянная труба длиною до четырех метров без клапанов и вентилей, обернутая берестой. Этот вид духовых инструментов использовали для передачи звуковых сигналов на дальние расстояния. С ее помощью в старые времена сообщали о различных событиях (свадьба, праздники, смерть, похороны и т. д.), а пастухи оповещали о своем местонахождении в горной местности.

Гуцулы также используют и другие музыкальные инструменты - свирель, гармошку и цимбалы, реже скрипку и варган.

У гуцулов сильно развиты клановые взаимоотношения и землячество, сохранен шаманизм. Они являются приверженцами Украинской греко-католической и Украинской православной церквей.

Раздел 7. На каком языке общаются гуцулы

Для общения на территории Украины среди гуцулов используется гуцульский диалект украинского языка, румынские гуцулы говорят на украинском и румынском языках.

Падежные окончания и особенности произношения гуцульских слов во многом похожи со словацким языком. Это еще раз свидетельствует о том, что народы Украины весьма неоднородны и очень часто больше походят на выходцев из европейских стран, чем на жителей своего государства.

Раздел 8. Гуцульские свадебные традиции и обряды

Гуцулы, происхождение которых не устают изучать этнографы, даже в наше время носят национальную одежду и сильно придерживаются своих вековых традиций.

Традиционно сватовство и помолвка происходят весной, летом и осенью, очень редко в зимний период. Для свадеб не устанавливается определенное время, но чаще всего их проводят перед Большим Постом. Запрещается проводить празднество в дни любых постов.

Первым признаком скорой свадьбы на Гуцульщине было преподношение сватами полотенец. Чтобы брак был долгим и крепким, молодые должны «стать на полотенце». Давней традицией гуцулов считается преподношение калачей на вышитом полотенце молодым супругам с произношением пожеланий о богатой и счастливой жизни. До церкви жених ехал на конях.

В целом, если отвечать кратко на вопрос: «Гуцулы? Кто такие эти люди?», нельзя не отметить, что это в первую очередь весельчаки.

Посудите сами, ни одна свадьба не проходит без народных песен и танцев, игр и забав, веселых шуток и хохмы. Пекут караваи и калачи, ткут и вышивают полотенца. Наряды гостей украшают букетиками, которые также вешают на деревца и гильця. Жениха и невесту весь день сопровождают бояре, старосты, сваты и дружка.

Раздел 9. Проведение религиозных праздников (Рождество и Пасха)

Подготовка к Рождеству начинается заранее, из снопов мастерят деревце - «Дидуха». Согласно преданию, в этом деревце живут души предков, опекунов дома. За день до праздника хозяйки дома разводят в печи «живой огонь» из двенадцати поленьев и готовят двенадцать обрядовых постных страв.

Святой ужин обязательно состоит из кутьи - вареной пшеницы с орехами, медом и маком. Пшеница считается символом вечности, а мед - символ благоденствия всех святых на небе. С приходом Рождества начинаются рождественские коляды. В эти дни все ходят по гостям от села до села, катаются на запряженных конями санях. Через неделю после Рождества отмечают Старый Новый год, 18 января держат пост, а 19 января празднуют Крещение (Иордан). Ужин начинается только с появлением первой звезды на небе.

Праздник Пасхи на Гуцульщине отмечается с соблюдением всех традиций и обычаев. В Вербное воскресенье жители приносят из церкви освященные ветки вербы и слегка бьют ими каждого из своей семьи. По древним обычаям верба обладает целебными свойствами. Во время Большого поста все умельцы изготавливали писанки.

Для церковного освящения в корзину укладывают писанки, пасхальные яйца и другие продукты. Также в память о страданиях Христа в корзину помещают хрен и пасху с восковой свечой, которые являются символом божественного света и Христового воскресения. Богатые гуцулы добирались до церкви на лошадях, а бедняки шли пешком.

Раздел 10. Особенности гуцульской кухни

Национальная гуцульская кухня очень разнообразна и отличается простотой приготовления. Из продуктов чаще всего используют кукурузную муку, крупы, бобовые, картофель, грибы и брынзу, которую готовят из овечьего молока. Блюда гуцульской кухни - бануш, грибная юшка, гуцульский борщ, росивница, кулеша и многое другое.

Бануш готовится в казане из чугуна на огне. Сметану и сливки помещают в казанок и доводят до кипения, солят и аккуратно засыпают кукурузную муку. Бануш считается готовым, как только на поверхности появятся капельки жира. На стол кушанье подается с брынзой, грибами и со шкварками.

Для приготовления грибной юшки сухие белые грибы варят в курином бульоне с приправами, а затем добавляют вермишель и зелень.

Традиционный гуцульский борщ хозяйки готовят из копченой буженины и заквашенной свеклы.

Раздел 11. Гуцулы… Кто такие эти люди? Можно ли их назвать современными?

Сегодня жизнь гуцулов также мало подвергается различным политическим и социальным потрясениям. В селах возрождаются народные промыслы и занятия скотоводством, что связано с распадом колхозов и остановкой производства. Для многих это является основным или дополнительным видом дохода. Почти во всех семьях мастерят сувениры для продажи туристам. Несмотря на это, в отличие от других жителей Украины, гуцулы имеют самый низкий доход.

Часть гуцулов, причислявших в Советское время себя к украинцам, сейчас считают себя русинами и отделяются, хотя они не могут объединиться и создать единое общество русинов с бойками и лемками.

(с сокращениями)

Из 50 миллионов жителей Украины гуцулы составляют не более двух миллионов и живут исключительно в Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областях. Гуцулы самые рьяные «украинские националисты», ненавидят русских, люто. Причем ненавидят какой-то странной, необъяснимой ненавистью. Так ненавидеть нас может только враждебный, действительно чужой этнос, не имеющий ничего общего с нами. Но мы, когда говорили о малороссах привели немало убедительных свидетельств общности. В этой связи кажется уместным предположить, что некоторые жители Галиции, гуцулы - ВООБЩЕ НЕ СЛАВЯНЕ!? Попробуем проанализировать этнические корни этого, так называемого «украинского национализма».


ГУЦУЛЬСКИЙ ТИП, ТОПОРИКИ И ТРЕМБИТА

Некоторое впечатление о гуцульском народе можно получить, посмотрев шедевр какого-то режиссера - «Тени забытых предков», плюс несколько лент советского агитпропа про то, как правильные гуцулы-коммунисты мочили неправильных гуцулов-фашистов, сотрудничавших с немцами. Однако, поскольку первый фильм наши читатели видели вряд-ли, а советский агитпроп - кинематографическая редкость, то в качестве наглядного пособия вполне можно использовать официальную хронику поездок Владимира Владимировича на «Территории U»: как только увидите на заднем плане мужиков в меховых куртках, дудящих в подобие весла от галеры - это и есть гуцулы. Хотя уже на основании изучения внешнего вида этих господ читателю можно прийти к весьма серьезным выводам касательно этнической принадлежности сих странных, одетых в звериные шкуры людей, однако мы пойдем дальше: мы ДОКАЖЕМ, что гуцулы (то есть «шчырые украйинци») - это какой-то непонятный, чудом выживший в горах реликтовый этнос, чуждый как конкретно славянам, так и вообще индоевропейской группе.

Версий происхождения гуцулов существуют десятки и, скорее всего ни одна из них не является правильной: это свойственно всем гипотезам, авторы которых пытаются выяснить этногенез горцев. Кроме того, что горные территории могут служить домом, горы - это еще во многом и крепость, укрытие для поселившихся там народов. Многие и многие из народов, живших на равнинах, канули в Лету, будучи растворены в пришлых этносах либо уничтожены оккупантами. В то же время на одном Кавказе насчитывается больше микроскопических этносов, чем за всю историю было народов во всей равнинной Европе. В горах нередки случаи существования двух абсолютно разных этносов, живущих по разные стороны одной горы (при этом их представители еще и могут веками люто ненавидеть друг друга!). Это происходит потому, что искоренить какой-либо народ, нашедший приют в горной местности практически невозможно из-за труднодоступности этой местности для отрядов завоевателей. В горах, например, живут чеченцы, которых русские не могут оттуда выкурить вот уже которое столетие. В горах живут уйгуры и тибетцы, противостоящие китайцам уже несколько тысяч лет. Так что в Карпатах тоже вполне мог укрыться какой-то народ, враждебный другим этносам.

Согласно утвержденной приказом сверху версии, расписанной в макулатуре для Средней Школы и ВУЗов «Территории U», гуцулы - это потомки так называемых Белых Хорватов, поселившихся в Карпатах. Хорваты - славянский этнос, часть которого приняла участие в формировании русского народа. Так, одного из братьев - легендарных основателей Киева звали Хорев. Так же Хор (Хоре, Хора) - один из богов русского языческого пантеона. Корневая общность, таким образом, очевидна. Племена хорватов жили не только на Востоке от Карпат. К Западу от этих гор жили так называемее Черные Хорваты - будущие чехи и поляки. Так что «будучи» Белыми Хорватами, как утверждает официальная пропаганда «Территории U», предки гуцулов были как бы окружены дружественными народами (чего не скажешь о жителях Тибета, непальцах, уйгурах и народах Кавказа). Тем не менее, братья славяне, почему-то, загнали гуцулов в горы. Поскольку же славянская природа русских, поляков и чехов никем не подвергается сомнению, можно предположить, что предки гуцулов - чуждый славянам и потому враждебный этнос. Тем более гуцулы, как будет описано ниже совсем не белые, скорее смуглые.

Хотя сейчас гуцулы считаются славянами, говорят на славянском языке (предки гуцулов переняли у славян язык, стали вступать с ними в смешанные браки и вследствие этого гуцулы сегодня уже несколько не те, что были тысячу лет назад), тем не менее, даже после исторических метаморфоз гуцулы никак не слились с местным славянским населением. Типичная внешность гуцула - это смуглый худощавый человек, обязательно кареглазый, с иссиня черными волосами и мелкими чертами лица. Как, например, юный Бюль-Бюль оглы. Похоже ли это описание на Родована Караджича, на Слободана Милошевича, Леха Валенсу, Вацлава Говела - хорошо известных нашим читателям представителям южных и западных славян? Можно даже сравнить гуцульских музыкантов со стоящим рядом с ними Борисом Николаевичем Ельциным или Владимиром Владимировичем - представителем восточных славян. Похожи ли эти люди? Тот, кто видел значительное количество гуцулов, может с уверенностью утверждать, что общеславянские черты в них почти полностью отсутствуют, это совершенно иной расовый тип.

Безусловно: кто-то из наших оппонентов путем титанических усилий может отыскать в Карпатах здорового мужика-альбиноса и объявить его гуцулом. Однако есть ведь и чеченские тейпы, где блондины не редкость - просто их предки потомки от смешанных браков со славянами. В общем, смешанные браки были, наверное, и у гуцулов.

Кроме типажа можно обнаружить элементы материальной культуры, резко отличающие гуцулов от славян. Мы не будем описывать многое, приведём самые явные свидетельства. Например, традиционный гуцульский топорик - национальное оружие этого народа (гуцулы носят его за поясом).Топорик этот весьма небольшой: тонкая ручка сантиметров тридцать в длину, маленькое топорище - не более полукилограмма весом. Назначение этой штуковины трудно понять. Валить ей окружающий лес невозможно. Сражаться в серьёзном бою - тоже проблематично, разве что выскочить из-за куста и огреть прохожего по голове, сзади (кстати, слово «разбойник» на языке живущих по соседству румын звучит как hocul). Таким образом, если гуцульские воины воевали такими штуковинами, то это было вызвано либо специфическими особенностями их военной тактики (то есть, они были разбойниками и проламывали своими маленьким топориками черепа зазевавшихся путешественников-славян), либо же гуцулы просто не знали металлургии и довольствовались обработкой выторгованных у жителей низины предметов из металла (так жители Африки делают наконечники стрел из консервных банок, а индейцы Америки изготавливали копья из ножей). Поскольку мы не склонны видеть в гуцулах этнических разбойников, как это делают румыны и молдаване, останется признать - с металлургией у них было плохо (в отличие от славян, прекрасных металлургов).

Вообще оружие очень много говорит о своем хозяине. Архетипическим символом оружия германца или славянина является булава, длинный меч, массивный боевой топор - тяжелое оружие, требующее от владельца невероятной физической силы - хотя бы для того чтобы таскать за собой пудовую палицу, не говоря уже о том, что ей иногда бывает нужно помахать. В сагах, былинах, эпосах описаны герои вооружённые именно этим оружием, отражая природную, телесную конституцию этносов. Низкорослым и тонкокостным азиатам изобрести нечто, напоминающее булаву, даже не приходило в голову. А поскольку таким эффективным оружием, как тяжелая железная дубина азиаты овладеть не могли, их умы рождали такие экзотические штуки как кусаригама (японский боевой серп на цепи), цзуцзебянь (китайская металлическая боевая плеть), пакчхиги (техника боя собственными волосами (косой) с вплетенными туда металлическими предметами). Хотя на Востоке, конечно, использовались разного палицы и молоты, были они небольшими, и какая-то их часть, для облегчения конструкции, была из дерева.

Собственно, вес оружия свидетельствует не только о мощи хозяина, но и о силе его потенциального противника. Например, рассмотрим тяжелый двуручный меч наших предков. Его общая длина (рукоять плюс лезвие) доходила до полутора метров, а вес составлял 4-5 килограмм, (речь идет о массовом оружии, поскольку в документах встречаются упоминания о богатырях с персональным пудовым и более оружием). Махать такой штукой китайцу (при росте местного былинного богатыря в 160 сантиметров) довольно сложно, поэтому китайский прямой меч цзянь весит не более полутора килограмм. Угол заточки клинка европейского меча составлял не менее 45 градусов, то есть противник не «резался», а «рубился». Такое оружие было создано для того, чтобы бороться с воинами, закованными в тяжелые латы. Кроме того, в подобные латы они были закованы сами - техника боя пятикилограммовой железной палкой исключает блокирование встречных ударов. Следовательно - защиту от пропущенных ударов должны были брать на себя доспехи. Отсюда легко видеть, что наши предки, во-первых, рубились с очень сильными врагами (доходяга не может носить латы), во вторых – у славянского воина хватало сил не только несколько часов махать пятикилограммовым мечом, но и разрубить им закованного в хорошее железо здоровяка, наконец - носили доспехи, что говорит о развитости в данной местности кузнечного дела.

Однако вернемся к топорикам гуцулов. Наше замечание на предмет того, что им удобно проламывать головы спящим - небезосновательно. Дело в том, что легкое и компактное оружие - это, как правило, оружие разбойников. Не случайно китайцы называют его ань-ци (тайное оружие). У разных народов оно тоже было разное, но использовали его исключительно лица одной категории - бандиты и наемные убийцы. Китайские бандиты пользовались разновидностью люедао - гибким мечом, носимым в виде пояса. Русские разбойники пользовались кистенем - тяжелой железке на цепи, которую легко спрятать в карман. Однако самое популярное оружие у разбойников - метательное, поэтому кроме меча, ниндзя таскали за собой еще и пачку сюрикенов, хорошо известного по фильмам метательных звездочек. Один из недостатков сюрикена - его низкая убойная сила, невозможность полета на большие расстояния или сквозь негустую растительность (чтобы бросать из кустов), поэтому живущие в лесу индейцы изобрели томагавк - маленький топорик, который хорошо летает через негустую листву и которым, засев на дереве, легко проломить голову идущему внизу человеку. В бою же стенка на стенку томагавк оружие неудобное. Аналогов томагавков в мире не так много, но во всех случаях ими пользовались люди, жившие в лесу (джунглях), низкорослые и худощавые, то есть не имеющие физической возможности бросить в противника, например, тяжелое копьё. Ничего не хотим сказать плохого про гуцульский народ, но их топорики напоминают томагавки более чем очень.

Закончив с оружием, перейдем к другим атрибутам быта гуцулов. По понятным причинам внутри традиционного жилища карпатских горцев 99.9% наших читателей никогда не были, тем не менее, из средневековых гравюр известен общий вид их усадеб: крепостеподобный дом (наподобие домов аварцев и сванов) обнесенный непрерывным забором - так называемой граждой. Кто видел ПОДОБНОЕ в деревнях Малороссии? Вообще у кого-нибудь из славян? Такие дома строят только люди, привыкшие жить в окружении врагов (причисляя к таковым и соседей из соплеменников). Но кто же был тогда врагом гуцулов? Воинственные молдаване? Однако для молдаван совсем несвойственно прессовать соседние народы, чего не скажешь о наших пращурах, русских - очевидно именно они и загнали гуцулов в горы.

Куртка и шапка - так же весьма интересный элемент национальной одежды гуцула. Гуцулы зимой и летом ходят в коротких безрукавках (типа жилеток) из овчины. Причём покрой, манера носить, комплект одежды не имеет ничего общего со славянской традицией. Ничего подобного вы не встретите ни у малороссов ни у чехов ни у поляков, ни у кого из славян.

Весьма любопытен и музыкальный инструмент гуцулов - так называема трембита. Это здоровенная труба длиной до четырех метров, которую выдалбливают из сваленных молнией мачтовых сосен (оно и понятно - гуцульским топориком такое дерево не завалишь, вот и приходится гуцульским краснодеревщикам ждать грозы). Звук, издаваемый этой штукой весьма странный и своеобразный. Если вы не смотрели «Тени забытых предков», то весьма близко смоделировать его можно, подойдя к водосточной трубе трехэтажного дома и подудев туда. Если после этого мистического акта на вас сверху полетят ругательства и выброшенный с балкона предметы - можете быть уверены, что там живут представители индоевропейской расы. Оно и понятно, поскольку у индоевропейцев такие звуки будят самые омерзительные чувства и источник неприятного шума хочется поскорее заткнуть. Почему так происходит?

Авторитетные исследовали однажды поставили эксперимент: изучалось влияние тех или иных звуков на разные расы и этносы. Там-тамы (которые, кстати, в обилии присутствуют на шоу выдвинутой на Евровидение Русланы исполняющей как раз гуцульские мотивы) - очень хорошо воспринимаются представителями африканских народов, которые при звуках барабана просто плывут от счастья. А индоевропейцу, слушающему такие барабаны, через некоторое время почему-то хочется выть и вскрыть себе вены. В то же время звуки рога, характерные ритмы рока - обладают противоположным эффектом, помните хит группы «Европа». Читатели наверняка смотрели и фильм «Викинги». Следовательно, все слышали звук рога викингов (с подобным устройством наши предки ходили в атаку). Если у вас есть возможность - прослушайте звуки, издаваемые гуцульской трембитой (а если такой возможности нет - попросите соседа этажом ниже подуть из пылесоса в унитаз). Какие чувства будят в вас эти звуковые вибрации? Напоминают они эффект прослушивания боевого клича варягов? Неужели трембита (бульканье в продуваемом компрессором сливном стояке) заставляет чаще биться сердце русского человека? Зовет его в бой? Рождает дрожь в спине и будит желание крушить врагам головы? Если у вас именно так и обстоит, то вы тогда, очевидно, гуцул, поскольку у русского (малороссы тоже имеются ввиду) звук трембиты вызывает отвращение и непреодолимое желание устранить физически источник неприятного шума.

Есть зафиксированная, значимая разница в звуковом восприятии разных народов? Более того: почему ни одному русскому из Подмосковья за тысячу лет не пришло в голову выломать березу и начать дуть в её дупло? Почему это не пришло голову сербу, чеху, болгарину, поляку? Но что интересно, трембита и её аналоги широко представлены у народов Средней Азии, Ближнего Востока. То есть дуда эта трехметровая - кроме того, что с субъективной точки зрения индоевропейца, издает очень неприятный звук - явно не изобретение индоевропейца. Или, может, гуцулы посылали своих страдивари учиться в Узбекистан? Мы же не можем усомниться в психической полноценности гуцульского народа и предположить, что все гуцулы - мазохисты и специально мучают себя своей музыкой?! Нет, конечно - звук трембиты близок их сердцу и приятен.

Нельзя оставить без внимания и весьма своеобразные национальные танцы гуцулов под звуки своей дуды: на манер представителей некоторых народов Кавказа плясуны собираются в тесный круг, обнимаются и начинают таким живым кольцом скакать. Представляете себе Святослава с дружиной под Царьградом в таком дэнсе? Где, у какого славянского народа есть подобные танцы?

ГУЦУЛЫ И ПРАВОСЛАВНЫЕ

Как известно, эту разновидность христианства Ватикан насаждал весьма сурово, делая завоеванным крестоносцами этносам предложение, от которого нельзя отказаться. Однако не так далеко от Карпат находятся другие горы - Балканы. Сербам предлагают сменить религию вот уже сколько столетий, однако они весьма упрямы в своей вере. Причем, вопрос здесь даже не в том, что Православие более правильное, чем католицизм или там вера в Аллаха: просто, если человек живет в труднодоступной местности, убедить его что-то сделать против его воли практически невозможно. Это особенность всех этнических групп в горах. Турки так и не обратили в ислам армян, русские не смогли убедить чеченцев стать православными, не сильно продвинулись и китайцы в приобщении уйгуров в Конфуцию. И тут вдруг миссионерам Ватикана удалось сделать то, что не смогли сделать многотысячные армии! Это могло произойти исключительно в одном случае: гуцулы САМИ спустились в долину и попросили принять их в католицизм.

Можно, конечно, допустить, что горцы сильно прониклись учением Христа и попросили местную власть (с 1349-го года Прикарпатье принадлежало католической Польше) научить их вере. Однако до 1349-го года соседями гуцулов тоже были христиане, только православные. Поэтому наверняка гуцулы были знакомы с христианством, но эту веру они не приняли. Однако с приходом новой власти в отличие от Сербов они не ушли в горы, а наоборот - дружно стали католиками, подчёркивая своё отличие от окружавших их малороссов.

ПОЧЕМУ ОНИ ГОВОРЯТ НА СЛАВЯНСКОМ

Но почему гуцулы говорят на том же языке, что и малороссы? Этому есть до смешного банальное объяснение. Эпизодов, подобных, у человечества предостаточно. Различие в вере и вражда существовали, но кроме этого гуцулам надо было жить вместе со славянами. Тем более, что славяне были сильнее, обладали более совершенными технологиями, так что приходилось считаться с этим. То есть повседневные реалии, необходимость сосуществовать с сильными, богатыми и более технологически развитыми противниками заставили гуцулов постепенно перейти на их язык, всеми силами пытаться слиться с соперниками, чтобы те считали гуцулов своими: торговали с ними, позволяли путешествовать по своей земле, брать в жены своих женщин и так далее. Подобным образом, кстати, часто поступают этносы, преследуемые более сильным народом на занимаемой территории, они мимикрируют. Иногда растворяются без следа, иногда как потомки древних египтян, копты, выделяясь среди арабов своей христианской религией, а иногда и как гуцулы, переняв язык, но унаследовав древнюю ненависть к соперникам и гонителям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подытожим сказанное. Предки современных гуцулов не являются коренными жителями Запада Руси, а скорее всего - они не славяне и вообще, скорее всего, даже не индоевропейцы. То есть немцы малороссам на порядок ближе, чем гуцулы. Этот этнос пришел откуда-то с Юга и сразу оделся в меховые куртки - холодно им тут было. Зато сохранил музыкальные инструменты - трембиты: в свободное от охоты время они в них дудели и тосковали по исторической родине. Будучи народом реликтовым (например, какой-то неизвестной науке ветвью троглодитов или что-то вроде того), гуцулы не обладали развитыми технологиями и агрессивные славянские конкуренты вытеснили этот народ в горы. Будучи этносом слабым, они ответили славянам тихой ненавистью: пуская исподтишка свои томагавки, которыми из кустов крушили головы своих врагов. Но если гуцулы не являются нашими родственниками, как они могут быть частью наших братьев, малороссов? Надо признаться никак. Несмотря на общий язык, это совершенно разные этносы. Поэтому разговоры об «украинском национализме», не более чем химера, с таким же успехом можно придумать и «российский национализм» или, к примеру, закавказский, подразумевая под единой нацией армян, грузин, осетин и абхазов. Бред, да и только, однако, этим бредом вскармливают так называемый «украинский национализм», выставляя совершенно чужеродный, даже враждебный этнос в качестве национального ядра «украинцев».Однозначно одно, истоки ненависти не в угрозе самостийности, а теряются в глубине веков, именно она питает этот так называемый «украинский национализм». Но, ясно и другое, перспектив у этого «национализма» нет никаких, абсолютно, так же как у Украины как единого государства. Ничего не имеем против ни гуцулов да вообще никого, но трудно жить народу, да хоть тем же гуцулам, в такой химерической общности. Вылезет всё наружу, начинает на Территории «U» народ разбираться что к чему.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».
У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.
Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.
Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.

Распад Украины, который начался еще в марте отделением Крыма и восстанием в Донбассе, явно не ограничится только отделения юго-востока Украины. Вся Украина, включая ее западную часть, состоит из слишком разнородных частей, что бы быть единым государством. Галиция, Волынь, Буковина, Полесье, Подолия, Закарпатье Покутье - эти исторические регионы говорят на разных языках (в самом буквальном смысле слова), исповедуют разную религию, имеют свои исторические предания. При этом, как бы ни кричали украинские самостийники о «единой украинской нации», ее не было и нет (и, похоже, не будет). На самом деле украинцы, включая тех, кто воспринял украинскую идентичность, остаются совокупностью различных землячеств и кланов. Даже среди «западенцев», которых на востоке и в РФ считают поголовно «бандеровцами», есть карпатские русины, бойки, лемки, покутяне, гуцулы. Все они отличаются культурным своеобразием, и тесной групповой сплоченностью. Они в первую очередь «местные», а уже потом украинцы. В целом Западная Украина имеет больше сходства с Северным Кавказом, чем с Европой. Любое ослабление искусственной украинской государственности и ослабление навязанной украинскости стремительно приведет в самому настоящему племенному разделению жителей края. Собственно, свою «самость» отдельные группы «западенцев» демонстрировали всегда. И особенно это относится к гуцулам - самой яркой в культурном смысле (и пока еще самой тихой в смысле политическом) субэтнической группе западных украинцев. Потенциально гуцулы еще монгут сыграть самую значительную роль в событиях постукраинского пространства. Гуцулы ныне - неизвестный фактор «икс», который может стать козырной картой в политических преобразованиях Украины.

Среди регионов метрополии восточного славянства - Малой Руси - выделяется весьма специфический субрегион - Гуцульщина. Этот субрегион с одной стороны, является вполне «очевидным», поскольку заселен гуцулами - одной из самых интересных и древних этнических групп малороссийской ветви русского народа. С другой стороны, Гуцульщина включает в себя земли сразу трех различных исторических областей западной Украины - Галиции, Буковины и Закарпатья. Гуцульщина никогда не была отдельной политической или экономической общностью. Но отдельным субрегионом Гуцульщину делает то обстоятельство, что она является уникальным историко-этнографическим краем.

Географически Гуцульщина включает в себя горные районы Восточных Карпат, (и верховья рек Черный и Белый Черемош, Прут, Черная и Белая Тиса), входящие в состав Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей современной Украины. Гуцульщина включает в себя современные Косовский и Верховинский районы Ивано-Франковской области, Раховский район Закарпатья и западные части Черновицкой области, часть Гуцульщины находится на территории Румынии, Польши и Словакии. Территория Гуцульщины на Украине - 6,5 тыс. кв. км.

В 1878 году, по данным видного исследователя западных ветвей восточного славянства Я. Головацкого, гуцулов насчитывалось в Галичине - 79 031 человек, в Буковине - 13 205, в Угрии (Закарпатье) - 15.384 человек. Итого всех гуцулов насчитывалось 107 610 человек .

По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 г., 21 400 жителей Украины назвали себя гуцулами. Учитывая, что большинство гуцулов относят себя к украинцам, то в целом с учетом постоянных жителей Гуцульщины эту цифру можно смело увеличить в 10 раз. Более того, с учетом большой русинской диаспоры в странах Западного полушария (а среди полумиллиона русин в США до половины из них составляют гуцулы), численность гуцулов в мире определяют в 2 миллиона человек».

Несмотря на свою малочисленность, гуцулы широко известны за пределами своего расселения. Нередко всех жителей Западной Украины считают гуцулами, (подобно тому, как порой всех жителей Русского Севера считают поморами, а всех уроженцев Краснодарского края казаками), хотя слово «гуцулы» носит не этнический, и даже не географический, а скорее профессионально-хозяйственный характер. Гуцулы издавна занимались горно-пастбищным скотоводство, лесными промыслами, сплавом леса по горным рекам. Земледелие (главным образом садоводство и огородничество) имело второстепенное значение, что принципиально отличало их от русин равнинной части Галиции, Буковины и Закапартья. Были развиты у гуцулов художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарство, ткачество). Гуцулы резко отличаются от других малороссов, в том числе и живущих в Карпатах русин, своим говором, одеждой, строением жилья, традиционно-прикладным искусством.

Благодаря географической изолированности, гуцулы, подобно многим горцам, смогли уберечь в своей культуре и обычаях древние славянские черты, давно утерянные жителями долин, и тем более, городов.

Гуцулы в антропологическом плане относятся к карпатскому антропологическому комплексу, отличаясь от других восточнославянских групп более тёмной окраской волос, широким лицом и широкоовальным его контуром. В первой половине XX века ученые производили исследование антропологических особенностей жителей Гуцульщины. В 1904-1906 годах систематическим изучением населения Карпат занимался Федор Волков (Вовк). Он пришел к следующим выводам: гуцулы живущие в верховьях Прута и Черемошей на 86, 9 % темноволосые и на 58 % темноглазые. Средний рост составляет 169 см.

По словам исследователя славянских горцев Карпат В.Шухевича (внук которого, увы, был главарем т.н. УПА), гуцулы «народ пригожий и красивый. Сильное телосложение, свобода движений, обыкновенно свойственная жителям гор, наконец, отвага и ловкость - прирожденны вместе и гуцулам и бойкам. Горцы различаются между собою в частности, но они имеют много общего, их вяжет с собою особый быт и особый характер страны. Горный мир - особый мир, различный от остального мира низменных стран; жизнь горца, пастуха, полукочевника, совсем другая жизнь. Песни горцев, по своему выражению, по своему метру, ритму и напеву, напоминают журчание воды по камням и мелким порогам горных притоков. В этих песнях особенно выпукло обнаруживаются любовь горца к родной стране, мягкость и нежность чувства, его способности к заявлению глубокой любви, и при всей жестокости натуры, обнаруживается в нем много честных, благородных качеств, делающих это племя для каждого весьма сочувственным» .

По мнению Головацкого, «гуцулы и вообще Верховинцы отличаются стройным телосложением и заметной телесной силой. Гуцул возьмет один на плечо такое бревно, которое есть кому и двоим понести; он зарубит топор в длинный ствол ели, и одной рукой тянет ее к реке на сплав. Гуцул оборотный, ловкий, охоч к работе и труду, но на досуге он любит отдохнуть и полежать, куря трубку. Он добродушен, простосердечен, чувствительный, хлебосольный до расточительности, но и хитер и непостоянен. Он любит щеголять своим яркоцветным убранством, дорожит своей блистающей сбруей, Сяном, писанным топорцом».

У гуцулов довольно долго, вплоть до XX века, сохранялось родо-клановые отношения. Существовала у гуцулов кровная месть. В романе М. Коцюбинского «Тени забытых предков», по которому был снят известный фильм, речь идет именно о традициях вендетты среди гуцулов. Даже в середине XX века в Карпатах были зафиксированы случаи убийств по почве кровной мести. И в настоящее время отголоски тех давних времен проявляются в запрете вступления в брак с представителями определенных родов.

Подобно горцам многих мест Европы и Азии, ранее гуцулы постоянно ходили вооруженными. У каждого гуцула вплоть до второй половины XIX века было ружье, за поясом пистолеты, рогатина (кинжал), наконец, знаменитый гуцульский топорик, который мог применяться и как оружие. Хотя правительство Австро-Венгрии несколько раз проводило кампании по разоружению горцев, применяя для этого войска, все же и в начале XX столетия у каждого гуцула за кушаком всегда был длинный нож в металлической оправе (чепалик), топорик, а в доме ружье. 6 мая, в день Георгия Победоносца, гуцулы не только разжигали костры на всех значимых для них местах, но и усердно стреляли в воздух. В 1940-х среди сотрудников НКВД ходила шутка, что каждое гуцульское село может вооружить дивизию.

Впрочем, главным оружием гуцула были не ружья, пистолеты или кинжалы, а знаменитый небольшой топорик на высокой ручке - бартка. Его использовали и как трость, что бы опираться во время ходьбы по горным склонам, и как топор для колки дров, и как оружие. Черенки топорика украшали резьбой, стальные лезвия отливали с узорами. Впрочем, подобные топорики были и у горцев всех карпатских этносов. У словаков подобный топорик назывался валашкой, у венгров - фокош, у гуралей (карпатских поляков) - цулаг.

Традиционная одежда гуцулов, как отмечали исследователи XIX столетия, также резко отличается от одеяний жителей равнины, зато очень похожа на одежду карпатских горцев других этносов. Гуцулы носят меховые безрукавки из овчины. В праздничной одежде гуцулы гуцулы стремятся к ярким, кричащим расцветкам. Польский ученый XIX века Винцент Поль считал гуцулов осевшим в горах восточным кочевым племенем на том основании, что гуцулы отличались любовью к животным и ярким цветам. Свою народную одежду гуцулы повсеместно носили еще в 50-х гг. XX века. Впрочем, и доныне практически каждая уважающая себя гуцульская семья хранит у себя старинные наряды.

Помимо бартки, гуцулы славятся своим музыкальным инструментом - трембитой. Тремби́та - род деревянной трубы длиной до четырёх метров, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание (впрочем, скорее в этом проявляются языческие представления гуцулов). Диаметр - около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце (пищик). Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. Трембита исполняет роль информатора о разных событиях на селе (о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии. Временами игру трембиты включают в оркестры.

Этноним «гуцул» появился только к XVIII веку, причем гуцулами называли карпатских разбойников. Так, в 1703 году Иван Пискливый предводительствовал шайкой опришков, в которых участвовали валахи, бойки и гуцулы. В 1712 году некий Иван Панчишин, в сообществе двоих волохов и шести гуцулов ночью напал на Коломыю и ограбил одного торговца. Это - первые упоминания имени гуцулов, однако это имя уже явно устоявшееся и всем известное название, не требующее разъяснений.

Впрочем, происхождение слова «гуцул», как и его значение, остаётся загадочным. Одни ученые связывают его со словом «гоцалы» (так называли ранее Карпаты), другие - с «кочулами» (кочевниками), а также со словом «гуц» (разбойник).

Происхождение гуцулов загадочно. Ученые высказывают прямо противоположные мнения о происхождении этой этнической группы. Одни аргументировано считают гуцулов самыми прямыми потомками древних славян, живущих в краю, по меньшей мере, с рубежа нашей эры, сохранившими наиболее архаичные черты славянской культуры и быта. Наряду с этим, существуют не менее научно подтверждаемые мнения авторитетных учены, считающих, что гуцулы - ославяненные потомки древнего дако-фракийского и валашского населения Карпат.

Каким бы ни было происхождение карпатских горцев в древности, за последние полтора тысячелетия они совершенно определенно являются восточными славянами, относящимися к антам, а в дальнейшем к белым хорватам. Не случайны такие названия карпатских гор, как Бабья, Поп-Иван, Попадья, Черногора, Кукуль, Ясель, Гусля, Сивуля, Хомяк, и т.п. Интересно, что даже для кратера угасшего вулкана местными гуцулами дано имя Говерла, то есть от глагола «выгорлать», то есть «выбрасывать горлом» . Впрочем, вплоть до XX века Говерла называлась Русской Горой.

В конце VIII - начале IX века на территории верховий Тисы возникают славянские городища Шаришки-Соколовцы, Смижаны, Земплин, Бреков, Вары, Солотвино, Ужгород и др. В IX веке местные земли входили в Великоморавскую державу. Вероятно, уже тогда, почти на век ранее остальной Руси, здесь распространилось православное христианство. По сообщению венгерского летописца Анонима (жившего в начале XII века), в 903 году пришедшие в Паннонию венгры захватили славянские города Ужгород и Вары (Боржаву), причём до этого вся территория Верхнего Потисья до этого находилась под властью местного князя Лаборца. Так самые западные земли будущей Гуцульщины оказались под властью венгров. Большая часть карпатских горцев в X-XIV веках жили под властью Галицких князей. Впрочем, общины гулов высоко в горах жили совершенно независимо. Крепостное право на Гуцульщине не получило распространения.

В XIV веке гуцульские земли попали под власть Польши и Молдавии. В период постоянных войн между Габсбургами и турками Гуцульщина часто становилась театром военных действий.

В дальнейшем предки гуцулов разделяли судьбу жителей трех исторических регионов Украины. Но, будучи разрезаны государственными и административными границами, гуцулы всегда сохраняли осознание своего единства. В XVII-XVIII веках большинство гуцулов Галиции и Закарпатья перешли в униатство, что, впрочем, почти не оказало влияние на их традиционный быт, в котором сохранилось множество пережитков язычества. Народную культуру гуцулов так охарактеризовал украинский писатель М. Коцюбинский: «Гуцулы - оригинальный народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами, населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ». Гуцулы действительно поклонялись огню, и в ночь на Ивана Купалу на вершинах гор разжигали множество огней.

Все попытки иноземных владык ассимилировать гуцулов натыкались на их упорное сопротивление. Горцы вообще проявляли непримиримость к чужеземцам, что способствовало сохранению у них многих архаичных черт быта и культуры. В XVI-XVIII веках на Гуцульщине действовали опришки - народные мстители, благородные разбойники. Действуя небольшими отрядами по несколько десятков человек, опришки совершали набеги на поместья, грабили и сжигали их, чинили суд и расправу, делясь с крестьянами добычей. Один из самых знаменитых предводителей опришков, Олекса Довбуш (убитый в 1745 году) стал самым популярным персонажем гуцульского фольклора, о котором сложено множество баллад и песен.

После раздела Польши в 1772 году и присоединения Буковины в 1774 году все гуцульские земли оказались в составе Австрийской монархии Габсбургов. Впрочем, административно гуцулы все равно оставались разделены. Закарпатские гуцулы были во власти Венгерской части Габсбургской монархии, Галиция и Буковина имели определенную автономию в собственно Австрийской части империи.

С этого времени западноевропейские ученые «открывают» гуцулов. В 1788-93 гг. профессор Б. Гаке прошел вдоль и поперек Карпаты, подробно описав гуцулов, наряду с другими жителями гор. Однако первые научные работы по этнографии и народному творчеству гуцулов появились только в 70-80-е гг. XIX века. Обширный материал по жизни и быту гуцулов собрал виднейший Галицкий москвофил Яков Головацкий (1814-1888). В 1894 году немецкий ученый, уроженец Черновцов Раймунд Кайндль (1866-1930) на основании своих многолетних экспедиций и исследований опубликовал основательный труд «Гуцулы, их жизнь, нравы и народные предания». В дальнейшем гуцулам были посвящены исследования Ф. Волкова (Вовка). Наконец, после двадцати лет изучений 5-томный труд о гуцулах в 1899-1908 гг. опубликовал Владимир Шухевич.

Гуцулы стали привлекать внимание и писателей. Иван Франко, Юрий Федькович, Василий Стефаник, Марко Черемшина и другие украинские писатели, (среди которых только М. Черемшина был гуцулом), посвящали карпатским горцам многие свои произведения.

Искусство гуцулов вдохновляющее подействовало на ряд архитекторов самых разных национальностей Австро-Венгрии. Во Львове и ряде городов Прикарпатья в начале XX века стали строиться здания в «гуцульском стиле» (т.н. «гуцульская сецессия»). Для стиля характерны выразительная конфигурация дверных прорезов, окон, навесов, сложные очертания крыш с большими склонами, которые иногда украшаются башней, подобной колокольне гуцульской церкви. Декор и колористическая гамма народного искусства обыгрывались в украшении зданий металлом и керамическими вставками, напоминающими рушники.

В Австрийской монархии Гуцульщина была довольно отсталым краем, занимая почти по всем экономическим показателям последнее место. Также на последнем месте в Австро-Венгрии стояла Гуцульщина по уровню образования, здравоохранения, социальной защиты. Многие горцы переселялись в города на равнине, постепенно утрачивая свои характерные черты. Немало гуцулов перебиралось в пределы Российской империи. Особенно много осело их в Бессарабской губернии. В губернском центре Кишиневе в начале XX века существовало предместье Гуцулевка, населенное гуцулами . Впрочем, нищета нередко гнала гуцулов и за океан. В Канаде, США, Аргентине, Бразилии, и других странах осели десятки тысяч неграмотных, не знающих местных языков и законов, но зато готовых к любой работе гуцулов.

Разумеется, определенное развитие Гуцульщины все же происходило. Карпатские горы, обильно заросшие лесом, способствовали развитию деревообрабатывающей промышленности в Австро-Венгрии. При этом, поскольку лес сначала надо срубить и доставить на деревообрабатывающую фабрику, для гуцулов рубка и сплав по рекам леса стал одной из самых распространенных профессий. Впрочем, значительная часть прибыли от переработки леса Гуцульщины получали предприятия, находящиеся далеко за пределами края. Да и в самой Гуцульщине практически все доходы от труда лесорубов и плотогонов доставались посредникам. Таким образом развитие края шло замедленными темпами. Гуцульские города Косов, Жабье, Яремча были похожи на большие села. Впрочем, мост в Яремче был самым высоким в Европе и вторым по высоте в мире. Город Коломыя постепенно разрастался, причем гуцулы стали в нем меньшинством. Быт гуцулов в горах почти не менялся.

Как отмечал В. Шухевич: «... у гуцулов развивалась своя промышленность: между ними находятся искусные плотники для построения домов, которые, срубив целые дома, разбирают весь сруб и сплавляют в безлесные страны Надпрутовской долины, где продают их по ярмаркам в Заболотове, Снятине и др. городах. Они делают хорошую деревянную посуду. Есть между ними и другие мастера. Гуцул умеет плавить металлы и довольно искусно выделывает желтомедные крестики, пуговицы, заколки, цепочки, топорики, поясы, порошницы; он сумеет починить, или сделать ружье, конную збрую и проч. изделия для собственного употребления и на продажу. Женщины гуцулки опять - мастерицы красить овечью волну и козью шерсть на разные яркие цвета: алый, малиновый, голубой, желтый, зеленый и коричневый; руками гуцулок перерабатывается не только весь запас домашних рун, но иная деревня (Яворов, Соколовка и др.) прикупают несколько сот пудов волны и перерабатывают ее домашним (не фабричным) образом на сукна, ожники, килимы, фоты, опинки, катраны, крайки, рукавицы и др. изделия. Замечательно, что это искусство вовсе не перенято от немцев, ни от Запада, а все у них своедельно и по преданию сохраняется и переходит из поколения в поколение, от самых. может быть, доисторических времен. Вообще у карпатских горцев, особенно у гуцулов, в домашнем быту, хозяйственных приборах и уборах, незаметно ни малейшего влияния ападных образов, все у них по своему, по старинному.

И ныне Гуцулы так выделывают бриндзу (брынзу), урду, гуслянку, как ее выделывали два, три столетия тому назад; так одеваются в самодельное платье, как это описал Гаке; и ныне они так пляшут гайдука, смело подбрасывая на сажень вверх свои топоры и с верностию ловя их над головами...Форма и материал орудий и снастей, снадобья, убранства домашней обстановки - все как бы в первобытных лесах. Они строят дома по обычаю своих предков; лошадиная сбруя, убранство мужчин и ожерелье женщин, до малейшей пуговицы и пряжки, покрой одеяния до малейшей каймы и обшивки, все столь определенно, неизменно, как бы в статуе вылито или долотом ваятеля выковано. Гражданственность Европы не дотронулась гуцулов. Как среди постоянно движимых волн на поверхности моря недвижимые массы воды лежат внизу, которых не касается никакая буря, никакой ураган».

В годы Первой мировой войны Гуцульщина стала местом жестоких боев между русскими и австрийскими войсками. После распада Австро-Венгрии в последовавшем хаосе даже возникла Гуцульская республика, просуществовавшая 6 месяцев (с ноября 1918 по июль 1919 гг). Впрочем, хотя эта республика была совершенно крохотной, состоявшая из примерно полутора десятка деревень, не включая даже большинство гуцульских районов, занимая только нынешний Раховский район Закарпатской области, важен был сам факт того, что гуцулы оказались способны на создание собственного государственного образования. На территорию маленькой новоявленной республики немедленно двинулись воинские формирования другой маленькой новоявленной республики - Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). Впрочем, попытки руководства ЗУНР присоединить территории венгерских русинов очень быстро провалились по причине крайне негативного отношения местного русинского населения к украинским войскам из Галиции, которые нередко занимались открытыми грабежами местного населения. По признанию одной львовской газеты, «везде на Венгерской Руси... нападают на украинцев, ругают Петрушевича и открыто требуют русинских школ, носят трехцветные русинские бантики, а сине-желтые срывают и топчут» .

С 1919 года гуцулы оказались разделенными государственными границами между Польшей, Румынией и Чехословакией. В жизни гуцулов в этот период мало что изменилось в хозяйственной жизни, но зато происходили определенные изменения в самосознании. На протяжении целого тысячелетия, со времен Киевской Руси, гуцулы читали себя русинами (то есть русскими в архаичном произношении этого слова). Но в 20-30-гг. XX века гуцулы, жившие в тогдашней польской Галиции, в значительной степени усвоили украинскую идентичность. Закарпатские и буковинские гуцулы, впрочем, продолжали считать себя русинами.

В хозяйственной жизни гуцулов за межвоенное двадцатилетие ничего принципиально не изменилось. Голод, нищета и эмиграция были свойственны Гуцульщине, как и во времена Австро-Венгрии. Так, в 1932 году Гуцульщину поразил особенно сильный неурожай, вызвавший голод. По данным польской газеты Nowy Czas» в 1932 году «В марте голодало полностью около 40 сел Косовского, 12 сел Наддворнянского и 10 - Коломыйского уездов»... Люди повально пухнут с голоду и умирают на ходу. Особенно лютует голод в селах - Перехреснях, Старой Гвоздцы, Островце. Вместе с голодом быстро распространились брюшной тиф и туберкулез»

В сентябре 1939 году Гуцульщина, как и вся «западная Украина», вошла в состав Советского Союза. Впрочем, первоначально замкнутые в своих горах гуцулы никак не реагировали на это. Однако в годы Второй мировой войны и особенно в первые послевоенные годы Гуцульщина стала одним из центров бандеровского движения.

Горно-лесной характер местности, идеально приспособленной для партизанской войны, беспрекословное повиновение своим клановым вождям, наличие огромного количества оружия у прекрасно владевшего им населения - все это сделало Гуцульщину оплотом украинских самостийников. Пикантность ситуации, заключавшаяся в том, то гуцулы сражались не столько «за» самостийность, сколько «против» всего того, что изменяло устоявшийся в веках образ жизни, осталась незамеченной ни советскими властям, ни тем более их жовто-блакитными противниками. В определенном смысле, не некая «украинская идея», чуждая большинству гуцулов, а лишь нежелание подчиняться чужакам с долины толкнуло многих гуцулов на вооруженную борьбу с советской властью.

Как бы то ни было, к 1953 году бандеровщина в Карпатах была ликвидирована. Была проведена коллективизация, ликвидирована неграмотность (на украинской мове, что способствовало дальнейшей украинизации). Гуцульщина стала достаточно средним советским регионом.

Началась постепенная индустриализация края. Наряду с лесным хозяйством Гуцульщина стала поставлять на всесоюзный и мировой рынки мебель. Помимо этого, Гуцульщина с ее первозданными красотами и минеральными источниками стала одним из туристических центров СССР. Традиционное гуцульское искусство получило определенное развитие. Гуцульские деревянные резные изделия, керамика, рушники, писанки и другие произведения народных промыслов - все это увозилось туристами во все концы Советского Союза, популяризируя Гуцульщину и гуцулов.

Распад СССР больно отразился на Гуцульщине. При этом, сами гуцулы с присущим горцам консерватизмом не увлекались мифами о свободе и не проявляли особых самостийнических настроений. Заметим, что во время выборов 1990 года в Верховный совет Украинской ССР, единственными районами Ивано-Франковской области в которых выбирали депутатов от компартии, а не от самостийнического «Руха», были именно истинно гуцульские Верховинский и Косовский районы.

В незалежной Украине Гуцульщина переживает упадок экономики, массовую эмиграцию населения. После закрытия большинства промышленных предприятий и колхозов, многие горцы вновь вернулись к натуральному хозяйству. Массовая неконтролируемая вырубка лесов привела к массовым затоплениям территории в период весенних паводков. Произошла серьезная архаизация жизни и быта гуцулов, возродились многие старинные и порой совершенно дикие обычаи.

Тем не менее, не любившие никогда жаловаться, привыкшие к самостоятельности упрямые горцы по-прежнему остаются гордыми хозяевами своих зеленых гор, воспринимая украинскую «незалежность» как очередную чужую, далекую и несправедливую власть. И, что более существенно, отнюдь не считают «Украинское государство» какой-либо значимой ценностью. И это означает, что история Украины и гуцулов вновь могут пойти разными путями. На сегодняшний день нет «чисто» гуцульских политических организаций, ставящих пред собой серьезные задачи, не сводящиеся только к строительству памятников боевикам УПА в Карпатах. Однако гуцулы никогда и не демонстрировали другой политической традиции, кроме настороженности к любой власти в долине и заботе о судьбе своей домовины (клана). Следовательно, в случае углубления украинского кризиса стремительно, как из - под земли, может явиться гуцульское движение со своей структурой, лидерами и даже с «силами самообороны». Современная Украина уже впадает в феодализм с провинциями, отданными в «кормление» олигархам, с их дружинами, удельными олигархическими княжествами. Но это еще не предел падения, Украина вполне может в самое быстрое время скатиться к родо-племенным отношениям, которые для части украинцев, то есть конкретно гуцулам, знакомы и привычны.

Пока еще гуцульский фактор - спящая сила. Но что будет, если он пробудится?


Http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm

Вергун Дм. Что такое Галиция, Пг., 1915, с. 56

Зеленчук В. С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX веке. Кишинев, 1979, с. 100

Шевченко К. В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX-начале XX вв. М, Регнум, 2010, С. 126

Http://alternatio.org/articles/item/1292-long-live-



Похожие статьи