Ментальность населения. Что такое Менталитет? Определение этнической ментальности

Что такое менталитет

Это столь распространенное нынче слово широко употребляется как в повседневной жизни, так и в СМИ. Что же оно означает и какова история его происхождения? Менталитет — это комплекс культурных, религиозных, психических и эмоциональных особенностей, присущих определенной социальной группе или этносу.

Реже это слово употребляют для характеристики внутреннего мира конкретного индивида. Первым данный термин ввел в оборот Л. Леви-Брюль, французский этнолог, он охарактеризовал им модели поведения в первобытных обществах (в переводе с латыни mentis - ум, alis - другие). Что такое менталитет в обыденном понимании? Как правило, это определенные стереотипы и шаблоны поведения, характерные для людей, объединенных проживанием в одном культурном пространстве. Менталитет формируется в процессе социализации индивида и является результатом приспособления к нормам и ценностям, господствующим в обществе, и принятия оных. Различие в поведении разных народностей объясняется разными климатическими, историческими, психологическими, религиозными и т.д. факторами.

Менталитет и ментальность — есть ли разница

Некоторые исследователи и публицисты склонны ставить знак "равно" между этими двумя понятиями. И если более-менее понятно, что такое менталитет, то ментальность — настолько абстрактная субстанция, что в русском языке нет конкретных определений для ее категоризации.

В большинстве случаев употребление двух этих терминов как синонимов не приведет к искажению смысла. Есть лишь одна ремарка: "ментальность" — понятие более широкое, характеризующее способ мышления как таковой, а "менталитет" — определение более конкретное, общая характеристика специфических качеств и явлений.

Каков он, менталитет россиян

Славяне, как и другие народы, имеют ряд психологических и поведенческих черт, свойственных лишь им. Итак, что такое менталитет русского человека? Перечислим основные черты многогранной и загадочной "русской души", которые иногда иностранцам так тяжело понять:

1. Преобладание коллективного над индивидуальным.Русскому человеку намного легче выговориться, нежели переживать все в себе. Как пример: такие прижившиеся у нас понятия как "коллектив", "общественное мнение", "народное порицание" никогда не пользовались популярностью на Западе.

2. Пренебрежительное отношение к государству и законам."Жить по правде" — вот девиз русского народа.

3. Искренность. Искреннее проявление чувств ценится превыше всего, именно поэтому у русских не принято "искусственно" улыбаться на улицах.

4. Относительная пассивность в общественной и политической жизни. Большинство наших соотечественников не привыкли принимать активного участия в различных мероприятиях и митингах. Намного предпочтительнее коллективно осудить творящуюся несправедливость.

5. Негативизм по отношению к незнакомым людям. Чтобы в этом убедиться, нужно случайно толкнуть незнакомого человека на улице.

6. Богатая внутренняя эмоциональность, где есть место и добродушию, и пониманию, и милосердию.

Введение

К числу факторов, обуславливающих особенности развития России, относится менталитет русского народа. Сущностью современного глобального кризиса, поразившего человечество, является всё возрастающая зависимость человека от общества и государства, утрата всё большим количеством индивидов смысла собственной жизни.

Обращение к особенностям формирования менталитета русского народа дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа, что, в свою очередь, должно способствовать формированию нового ценностно-смыслового ядра русского менталитета, определяющего социально-психологические и нравственные установки народа, особенности их характера.

Знание условий формирования, а, следовательно, и изменения российского менталитета, необходимо для определения оптимальных путей дальнейшего развития российского общества. В связи с этим комплекс понятий, характеризующих русский менталитет, требует уточнения смысла. Этим и обуславливается актуальность темы данной контрольной работы.

Также формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. При формировании системы управления надо как можно сильнее учитывать деловые качества индивида, способность его к восприятию нового, настойчивость.

Следовательно, предметами проводимого исследования в данной работе являются российский менталитет и менеджмент. Данные понятия очень важны для страны, для государства, так как на управление людьми большое влияние оказывает менталитет руководителя, управляющего организации.

Целью данной контрольной работы является определение условий формирования и функционирования российского менталитета, а также и менеджмента.

Исходя из указанной темы контрольной работы, ее основными задачами являются:

Понятие менталитета;

Определение факторов, влияющих на формирование российского менталитета;

Рассмотрение концепций формирования российского менеджмента;

Изучение закона соответствия менеджмента менталитету, и его формы.

В процессе исследования использовались различные учебные материалы и пособия.

Понятие менталитета

Подходы к определению понятия «менталитет»

Менталитет - система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. Сам термин «менталитет» изначально появился не в психологической науке, а был в первой трети 20 в. введен в этнологии и истории, а затем уже привнесен в сферу психологического знания и с самого начала наиболее активно стал использоваться в психологии больших групп. Менталитет складывается посредством социализации больших человеческих сообществ, объединенных общностью социального положения, национального единства, фактом территориальной концентрации.

Проблема менталитета становится главным, определяющим фактором развития современного и будущего человечества, так как каждый народ имеет свой образ мышления, общую духовную настроенность, связанную с этическими особенностями его развития .

Между тем, однозначного представления о сущности понятия «менталитет» не сложилось. Интерес к менталитету восходит к ранним психологическим исследованиям, но разработка его проблематики носит достаточно неопределенный характер, по образному выражению И. В. Герасимова: «Мода на термин «менталитет» во много раз превосходит и опережает опыт реального прикладного освоения этой гипотезы».

Слово «менталитет» в переводе с латинского языка означает «умственный», «мышление», «образ мыслей», «душевный склад». Впервые это слово стало использоваться еще в 14 в.

В соответствии с взглядами Ф. Граус: «Словом «менталитет» называется часто все то, что не подпадает под определение понятий «политика», «социально-экономические отношения», «обычаи», «законы». Понятие «менталитет» так же неопределимо, как понятие «культура» или «идеология», что не исключает, однако, возможности его описания. Менталитет - это «общий тонус» долговременных форм поведения и мнений индивидуумов в пределах групп. Менталитет часто противоречив, он образует специфические «вживленные образы», стереотипы мнений и действий. Он проявляется в предрасположенности индивидуума к определенным типам реакций - собственно, он является их механизмом .

В начале 90-х российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину определение. Вклад в разработку внесли и отечественные ученые как близкие к методологии новой интеллектуальной истории - А.Я. Гуревич, А.П. Ястребитская, В.П. Даркевич.

Одни из первых определений менталитета были довольно размытыми, например, «менталитет - духовно-психологический облик общества». Позднее менталитет стали определять как совокупность представлений, воззрений общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы. Данное понятие используется главным образом для обозначения оригинального способа мышления, склада ума или даже умонастроений (например, национальный - грузинский, русский, немецкий). Такое понимание менталитета практически отожествляет понятие «менталитет» с массовым сознанием, что, в свою очередь, делает это понятие ненужным.

Менталитет можно рассматривать как наиболее константную, глубинную часть психического склада нации. Менталитет имеет особые каналы трансляции, позволяющие ему передаваться из поколения в поколение. Чаще всего менталитет одного народа реконструируется исследователями путем сопоставления с менталитетом другого. Он выражает жизненные и практические установки людей, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные данному сообществу и культурной традиции.

Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития данного этноса и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, а ментальные конструкции являются, по сути, стержневыми особенностями различных культур, позволяющими так или иначе классифицировать эти культуры. Наличие устойчивых особенностей национального менталитета не означает, однако, что он представляет собой некую неподвижную метафизическую сущность. На самом деле, национальный менталитет меняется, хотя и очень медленно. Механизм этого изменения носит весьма специфический характер: он осуществляется не путем перестройки, а посредством наслаивания поверх древних архетипов новых и новых смысловых пластов.

Для менталитета характерны подсознательный характер реагирования и высокая устойчивость, неподатливость населения воздействию со стороны государства и социальных институтов при попытках коренного изменения его образа жизни, социальных и культурных условий.

Факторы, определяющие тип менталитета

Менталитет включает в себя систему ценностей и целей данной личности в рамках характерных для нее наборов убеждений.

Основными факторами, определяющими тип менталитета, являются:

Индивидуальная эволюция;

Биологические факторы (уровень физического и психического здоровья, детские болезни);

Менталитет родителей;

Воздействие со стороны отдельных личностей: тренеров, старших друзей, случайных прохожих;

Школа и иные социальные учреждения;

Литература, прочитанная в детстве и юности;

Кинофильмы, просмотренные в детстве и юности;

Иные формы искусства (кроме литературы и кино);

Случайные или намеренные медитации.

Особенности менталитета человека наиболее ярко проявляются в стрессовых ситуациях, когда возникает «конфликт целей».

Что такое менталитет? Это слово употребляется довольно часто, его мы слышим с экранов телевизоров от психологов, социологов, журналистов и политиков. Им пользуются в контексте обсуждения отличительных черт отдельных людей или их объединений на различных уровнях. Его употребляют и иностранцы, которые особенно любят порассуждать о загадочности русской души. В данной статье постараемся рассказать о том, что это - менталитет, простыми словами.

Происхождение термина

Это слово произошло от латинского корня, в широком смысле обозначающего душу, дух, а в более узком - ум. Понятие менталитета кратко можно охарактеризовать как некое нематериальное образование, присущее той или иной общественной группе - народу, нации, государству, коллективу.

Оно представляет собой соединение ряда особенностей, таких как умственные, культурные, эмоциональные, а также моральных установок и ценностных ориентиров.

Первоначально сущность и значение менталитета раскрывались учеными-историками, сегодня его часто используют социологи и психологи. Первым, кто ввел его в обиход в XX веке, был профессор Сорбонны Люсьен Леви-Брюль, философ и этнолог.

Из науки - в публицистику

Ученый применял его относительно племен, живших во времена первобытнообщинного строя, считая, что их мышление кардинально отличалось от мышления современных людей, так как в нем отсутствовала такая составляющая, как логика. Вспомним, что значение слова «менталитет» восходит к душе, духу, то есть первобытные представители рода человеческого, по мнению Леви-Брюля, жили душой, а не разумом.

Переход к массовому употреблению термина произошел благодаря сторонникам французской исторической школы, так называемой школы «Анналов». Ими он понимался как черта, присущая коллективу, то есть как тот «состав», который объединяет королевских особ и рядовых солдат.

Со временем из научных кругов термин «менталитет» переместился в сферу публицистики и рассматривается и как индивидуальная, и как коллективная черта, но первая всегда проистекает из второй.

Современное понимание

Что такое менталитет в сегодняшней интерпретации? Социологи определяют его как особую форму умственной деятельности, позволяющую осознать окружающий мир, общественные явления.

Он формируется в процессе переработки социального опыта, которая производится как индивидуальным, так и Менталитет выражает ценности, востребованные тем или иным коллективным образованием и оказывающие большое влияние на отношения и связи в обществе.

Это понятие отражает глубинные процессы, происходящие в коллективном и индивидуальном сознании и в области бессознательного, в результате которых создаются конкретные устойчивые установки и представления, отражающие особые взгляды, характерные для тех или иных общественных групп. Сформировавшись, они являются ориентиром в социальном поведении людей.

Коротко о человеческом сознании

Для более глубокого понимания того, что такое менталитет, целесообразным будет кратко рассмотреть понятия сознательного и бессознательного в психике человека.

Сознание является одним из наиболее сложных объектов для изучения, так как чувствами его воспринять невозможно. Однако никто не сомневается, что оно существует и характеризуется особенным бытием - психическим и духовным. Сегодня существует два взгляда на его сущность - материалистический и идеалистический.

Согласно первому, сознание - это продукт «мыслящей» материи, инструмент мозговой деятельности, помогающий отражать и осмысливать окружающий мир. В соответствии со вторым, только сознание представляет собой реальность, а весь остальной мир - лишь иллюзия.

Научной является первая точка зрения, которая делит сознание на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное. Ко второму относятся: наука, политика, право, религия мораль.

А также сознание делится на обыденное, которое опирается на жизненный опыт и здравый смысл, и научное, являющееся систематизированным, основанным на теоретическом фундаменте и проверенным практикой. То есть в нем обязательно присутствует четкое осмысление, анализ и выводы.

Область бессознательного

Под бессознательным понимается комплекс психических состояний и процессов, которые происходят помимо сознания, помимо логики. В их функционировании человек не отдает себе никакого отчета. Это понятие применительно к одному человеку ввел в науку в XX веке Зигмунд Фрейд, психолог и психиатр из Австрии.

По мнению швейцарского психиатра Карла Юнга, кроме бессознательного каждого отдельного человека существует и коллективное. В нем присутствуют архетипы - неосознанные образы, являющиеся общими для всех людей. Они находят свое проявление в сказках, притчах, пословицах и поговорках, мифах и легендах, в которых формируются образцы поведения в различных ситуациях. С самого детства эти образцы усваиваются людьми, а в последующие годы жизни они воспроизводятся в деятельности в бессознательном режиме.

Каким бывает менталитет

Из сказанного можно сделать вывод о том, что менталитет формируется посредством бессознательного, он не имеет четких границ и форм. Кроме указанных элементов народного творчества, его источником являются представления элитарных слоев общества, вырабатывающих политические идеалы, ценности, стереотипы и другие феномены общественного сознания.

Постепенно в социальных группах формируется догматическая программа - менталитет, который и обуславливает определенную восприимчивость народа, нации, класса к тому или другому типу идеологии, политических ценностей, культурных норм.

Выделяют несколько типов менталитета, в зависимости от политического, исторического и социального подходов. Это такие его разновидности, как аристократический и рабский, господский и крестьянский, буржуазный и пролетарский, элитарный и массовый, демократический и бюрократический.

При этом всегда существует доминирующий тип менталитета, который обеспечивает преемственность в политике, единство нации, традиций, идеалов и ценностей. Особенностями менталитета являются долгий период его образования, устойчивость и сложность в формировании качественных изменений.

Русская ментальность по И. И. Ильину

Что касается российского менталитета, то о нем очень хорошо сказал русский философ и публицист, деятельность которого пришлась на первую половину XX века, Ильин Иван Александрович. Он писал о том, что русская культура в первую очередь держится на сердце и чувствах, на созерцании, на свободе совести. За ними следуют воля, правовое сознание, осознанная мысль.

Таким образом, русский народ является народом совести и сердца. И в этой последовательности кроется источник всех его достоинств и недостатков. В отличие от западного человека, в основе русской натуры - доброта и мечтательность, терпение, достоинство и простота. Дав такую характеристику русскому менталитету, Ильин в полной мере раскрыл его глубинную сущность.

В. С. Барулин о русском долготерпении

О том, что такое менталитет русского человека, как он формировался, писал и известный советский и российский философ Барулин Владимир Семенович. Он считал, что российская ментальность складывалась на протяжении множества веков и оказала на народ двоякое влияние. С одной стороны, оно позитивное и созидательное, а с другой - разрушительное и деструктивное.

С особенной яркостью разрушительность проявилась в выборе, сделанном в 1917 году. Вследствие установления приоритета государственно-партийной диктатуры в менталитете народа развился комплекс долготерпения, харизматичного лидера и приоритета силы. Тем самым на первый план вышли ценности, касающиеся не индивидуальной самореализации, а общественно-социального начала.

Термин "менталитет" происходит от латинского слова "mens", смысл которого переводится как ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. Впервые данное понятие было разработано во французской школе "Анналов" (А. Лефевр, М. Блок, Л. Февр, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф и др.)

Менталитет — совокупность специфического склада ума, чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире, о себе, верования, мнения, предрассудки, присущие индивиду или определенной социальной общности.

Менталитет в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми. Понятие "менталитет" близко по значению к таким терминам, как мировоззрение, национальный характер, картина мира, однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью.

Менталитет как специфическая форма коллективного чувства, мышления и сознания влияет на оценку событий, является своеобразной призмой, через которую человек смотрит на мир, и в этом проявляется его связь с мировоззрением. Национальный характер воплощается не в каких-то личностных чертах всех или большинства отдельных членов нации, а в социокультурной деятельности народа. Национальный характер выступает как форма выражения ментальности народа. Он образует духовную атмосферу, которая царит в обществе и обнаруживает себя в образцах мышления и поведения, задаваемых культурой, в нормативах, ценностных ориентациях и продуктах культурного развития. Национальный характер есть общее достояние народа, а не комбинация индивидуальных качеств, свойственных его представителям.

Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира, которая является результатом восприятия и видения окружающей человека действительности. В основе картины мира лежит осмысление отношений человека с Космосом, с Богом, с властью, со временем и пространством, со смертью и бессмертием, понимание добра, зла, счастья, справедливости, эстетического совершенства и т.д. Эти ценностные отношения являются базовым содержанием культурной картины мира и придают ей черты самобытности, которые позволяют отличать одну картину от другой.

В последнее время, наряду с понятием «менталитет», стал применяться производный от него термин «ментальность». Их соотношение можно рассматривать как отношение общего к частному. Если под менталитетом понимается некое специфическое явление, характерное для человека вообще, то под ментальностью – форма его конкретного проявления. В этой связи можно говорить о ментальности (но не менталитете) определенных социальных общностей или групп, а также о ментальности отдельного человека (русская, немецкая ментальность, ментальность дворянства, студенчества и т.д.), о ментальности определенного культурно-исторического периода (ментальность первобытного общества, ментальность эпохи Возрождения и т.д.). Каждый народ обладает собственной ментальностью, уникальной способностью воспринимать реальность и создавать свою неповторимую картину мира.

Характер менталитета определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, особенности русской души Н. А. Бердяев связывал, прежде всего, с бескрайними русскими просторами, которые и породили в ней антинонимичные (противоречивые) начала: с одной стороны, — удаль, вольность, а с другой стороны, — чувство смирения, так как безграничное пространство не только побуждает человека к вольности, но и вселяет в него неуверенность в своих возможностях. Поэтому русский народ, как утверждал Н. А. Бердяев, — народ государственный, но одновременно и способный на бунт и анархию.

Характеризуя противоречивость русской культуры, Н.А.Бердяев называл Россию «Востоком-Западом» и утверждал, что в России «сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный «Востоко-Запад», она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

Русский марксист Г.В.Плеханов утверждал, что во время Петровских реформ осуществлялись «два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны». В дворянской среде формировалась культура по европейскому образцу, в то время как в народной среде происходило усиление «восточной деспотии и углубление азиатского способа производства», сопровождавшееся дальнейшим закрепощением крестьян, тогда как на Западе он исчезает.

Татаро-монгольское влияние обусловило формирование министрально-подданический тип социальных связей.


На основе подданнического типа социальных связей сложилось и особое представление о поведении человека в обществе. Он стало оцениваться и в общественной, и в частной жизни с точки зрения выполнения своего «чина», то есть в соответствии с его местом в социальной иерархии. Появилась особая, холопская, психология и нравственность, безответственно – пренебрежительная по отношению к своим подданным и рабски уничижительная – к своему господину. Если в западноевропейской культуре верховный правитель воспринимался как обычный, но лишь обладающий незаурядными способностями человек, то в восточной и русской традиции правитель наделяется харизмой (сакрализация личности). В качестве примера можно привести обожествление фараонов в Древнем Египте, а в России – царя, а затем и генеральные секретари компартии (в особенности И.В.Сталин).

Принятие христианства в его православной, греко-византийской форме определило историческую судьбу Российского государства. Этот выбор был шагом к Западу, к цивилизации европейского типа. Православие, включив в свою сферу все слои русского народа, всё общество, не захватывало человека целиком. Проникновение человека в толщу народной жизни не было всеобъемлющим. Оно руководило лишь религиозно-нравственным бытом русского народа, регулировало время провождение и праздничное настроение, семейные отношения, слабо отражаясь в ежедневном обходе, не оставляя заметных следов в его будничных привычках и понятиях, предоставляя во всём этом свободный простор самобытному национальному творчеству, основанному на языческой экзальтации почвы и духа.

Русский философ Серебряного век Г.П.Федотов представлял структуру менталитета русской культуры в виде «двухжелткового яйца» — эллипса с двумя разнозаряженными центрами, между которыми «развертывается постоянная борьба – сотрудничество, сочетающая напряжение и отталкивание смысловых полюсов. Внутренняя поляризованность русской культуры, в каждый конкретный момент драматичная, остроконфликтная, на разных этапах исторического становления и развития выражалась различно: то это оседлость и кочевничество, то – христианство и язычество, то – земство и опричнина, то – церковность и секуляризация (омирщение жизни), то – западничество и славянофильство, то – революция и реакция, то – федерация и империя, то – коммунизм и антикоммунизм, то – «демократы» и «патриоты».

Отечественный культуролог И.В.Кондаков определил фундаментальное качество русского менталитета как бинарное . Стабильная противоречивость русской культуры, порождает, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, — периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой цивилизации, что и составляет ее органическое своеобразие и называется бинарностью .

Однако под средой, обусловливающей фактор менталитета, понимаются не только природные, но и социальные условия жизни людей: быт, обычаи, традиции, верования и система экономических и политических отношений. Следовательно, смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые. Например, архитектурные сооружения 30-60-х годов в Москве (главный корпус МГУ, неосуществленный архитектурно-скульптурный проект Дворца Советов, превосходящий по высоте американские небоскребы (425 м), с венчающей стометровой статуей Ленина), должны были стать символами нового, советского образа жизни. Новая архитектурная среда была призвана формировать менталитет человека тоталитарной системы, в которой сочетались бы два противоположных начала – восхищение мощной политической системой и страх перед ней.

Интерес к менталитету в культурологии разнопланов. С одной стороны, познание особенностей культуры, образа жизни, религиозных верований народа конкретной эпохи предполагает постижение его менталитета. С другой, познание менталитета определенного этноса есть ключ к познанию его культуры. Такой методологический подход в изучении средневековой культуры применили в своих исследованиях Ж. Ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада» и А.Я. Гуревич «Категории средневековой культуры».

Таким образом, если менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву, политической системе, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее, ни понять ни секрет экономических скачков, которые порой совершает общество, ни причин торможения его развития.

Сегодня понятие менталитета является одним из самых популярных терминов современной психологии. Он выступает фактором построения интегрального образа реальности (картины мира), психологи с его помощью пытаются объяснить особенности поведения людей. Это понятие относительно новое, а поэтому не все понимают его смысловое значение. Что же означает менталитет простыми словами?

Содержание:



Что такое менталитет?

Менталитет (от латинского «mens» – дух, душа и «alis» – другие) – это особенности мышления группы людей или отдельной личности, к которым относятся: система ценностей, норм, идеалов, моральных ориентиров, установок и представлений; когнитивные, интеллектуальные, эмоциональные, культурные особенности; склад ума; образ мыслей; мировоззрение, мироощущение и мировосприятие. Это своеобразное воплощение совокупного опыта предыдущих поколений. Менталитет складывается и передается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности, народности, нации.

Корни этого понятия прослеживаются в работах Ш.Монтескье, Ж.Б.Вико, И.Гердера, Гегеля, Д.Локка, Ф.Бекона и др. Первым, кто ввел этот термин в научный обиход, был французский историк и этнолог Л.Леви-Брюль. Он в 1921 году опубликовал свою книгу «Первобытный менталитет», в которой подробно объяснил значение этого понятия на основе изучения человека каменного века. Менталитет изначально был термином исторических наук и уже позже перешел в качестве предмета исследования социологии и психологии.




Сознательное и бессознательное

В психологии существует два подхода к интерпретации менталитета:

  1. Это противопоставленность двух оснований: сознательного и бессознательного; Сознание представляет собой способность целенаправленного оценочного отражения объективной действительности с помощью построения визуальных образов и логических рассуждений, проявления эмоций и чувств. Сознание может быть индивидуальным и общественным. Часто человек, настолько проникаясь коллективным духом и сливаясь с какой-либо группой людей, начинает подчинять личные взгляды общественным. Бессознательная составляющая пронизывает все психические процессы человека, именно она лежит в основе его поведения и эмоционального состояния. Но человек этого не осознает. Бессознательное так же, как и сознание, бывает индивидуальным и коллективным. В основе последнего лежат архетипы – так называемые неосознанные образы (литературных и фольклорных героев), которые влияют на формирование шаблонов поведения человека, перенимаемых с далекого детства и затем воспроизводимых на бессознательном уровне в повседневной жизни на протяжении длительного времени.
  2. Это совокупность рациональной (совокупность знаний о мире) и иррациональной (вера, представляющая собой социальную память) составляющих мышления человека.

Важно! Менталитет – это нечто общее, рождаемое из природных данных и компонентов, обусловленных принадлежностью к общности, которое раскрывает представление человека об окружающей действительности, это картина мира, воплощенная в системе образов и представлений, массовое сознание на глубинном уровне.




Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.



Типы группового менталитета

Если на формирование менталитета личности большее влияние оказывает сознание, то на групповой менталитет – бессознательное – стереотипы и архетипы общества, которые человек, являющийся частью этого общества, не всегда может объяснить.

В зависимости от различной степени общности типы бывают следующие типы группового менталитета:

  • менталитет нации (русский, славянский, американский и т.д.);
  • профессии (военный, врачебный, преподавательский и т.д.);
  • класса (рабочий, буржуазный и т.д.);
  • партии (либеральный, демократический);
  • возрастной (детский, подростковый, зрелый, старческий и т.д.);
  • территориально-географической принадлежности (городской, столичный, сельский, провинциальный);
  • криминальный.

Число типов менталитета постоянно увеличивается. По причине многогранности современного общества каждый человек является представителем сразу нескольких типов менталитета.



Особенности национального менталитета

Основными структурными элементами национального менталитета являются:

  • речь, языковая принадлежность;
  • коллективная память;
  • представления, сформированные в обществе;
  • коллективные эмоциональные переживания и настроения;
  • коллективные ценности, идеалы и установки;
  • национальная идентичность;
  • стиль мышления и общественного восприятия;
  • национальный характер и темперамент;
  • образцы и шаблоны поведения;
  • ментальные культурные репрезентации.

Черты российского менталитета: (россиянин – не обязательно русский, это и казаки, и башкиры, и евреи, живущие на территории Российской Федерации, а за ее пределами всех бывших или настоящих россиян независимо от происхождения называют русскими):

  1. Соборность: все общее, все свои, что скажут люди – проявляется в отсутствии приватности и возможности вмешиваться в чужую жизнь.
  2. Желание жить «по правде», а не быть законопослушными гражданами своей страны.
  3. Превалирование чувств над разумом: искренность и душевность – две черты характера сборного образа русского человека.
  4. Преобладание негативизма над позитивизмом: большинство русских ищут в себе недостатки, а не достоинства.
  5. Улыбка – не обязательный атрибут вежливости: у нас не принято улыбаться на улицах, смотреть в лица окружающих и знакомиться с незнакомыми людьми.
  6. Любовь к спорам по глобальным философским вопросам.
  7. Вера в победу добра над злом.
  8. Руководство жизненным правилом «Не высовывайся».
  9. Привычка, что в жизни все достается даром, убежденность, что больших денег честным трудом не заработать.
  10. Здоровье – не главная ценность в жизни.
  11. Забота об убогих и бедных.
  12. Вместо гуманизма предпочтение отдается жалости.

Простыми словами, в основе национального менталитета лежат стереотипы мышления, различные устоявшиеся особенности того или иного народа.



Похожие статьи