Сознание как высшая ступень развития психики самосознание. Вопрос. Сознание как высшая ступень развития психики. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания. Состояния сознания. Роль сна

  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  • Проверил: преподаватель

    Шапаренко А.А


    Сознание как высшая ступень развития психики

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс).

    Рис. 1 Функции, свойства сознания

    Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

    «Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С.Л. Рубинштейн).

    Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

    В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В преринатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью. Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но и оформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей.

    Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью, т.е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.


    Рис. 2 Развитие сознания

    Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознание своего невыполненного желания. Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

    Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко).

    I.Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

    1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

    2) чувственные образы.
    II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

    1) значение;

    Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком; это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

    Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания).

    Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».


    Рис. 3 Структура сознания

    Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

    Функции сознания:

    1) отражательная,

    2) порождающая (творчески-креативная),

    3) регулятивно-оценочная,

    4) рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания.

    В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

    Слово, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка. Язык и объективированные в нем формы мышления - это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга.

    Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются только частной реализацией базовых оппозиций сознания, во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, освобождение энергии сознания для следующего цикла развития возможно только через акты осознания на себе (в том смысле, что все психическое содержание, подлежащее осознанию, уже существует и функционирует в моей психике, и только то, что живет во мне, я и могу осознать, осознать же что-то внешнее невозможно).

    Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

    Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

    Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

    Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция - защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того чтобы самоактуализироваться, стать самим собой, лучшим из того, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев желание защиты и свою застенчивость, и переживать это нечто без самокритики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявляться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовывать свои возможности полностью в каждый данный момент.

    Заключение

    · Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственнаятолько человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями,абстрактными понятиями.· “Ядром” сознания, способом его существования является знание.· Формирование сознания связано с возникновением труда.· Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труди язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.· Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы- человеческого мозга.· Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно -единое целое.Высшим уровнем психического отображения, характерного только человеку какобщественно-историческому существу, является сознание. Сознание – этоотображение в психике человека идеальных образов действительности, своейдеятельности, самого себя. Сознание – не просто образ действительности, аособенная форма психической деятельности, ориентированная на отображениедействительности. Список литературы 1. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М.Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.2. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.:Политиздат, 1988. - 592с.3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2. Под общ.ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.4 Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф.А.В. Петровского - М.: «Просвещение», 1970.- 432с.

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

    Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

    Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

    И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

    Выделяют два слоя сознания (В.П.Зинченко).

    I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

    II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

    Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.

    Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

    Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я".

    Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

    Функции сознания:

    1. отражательная,

    2. порождающая (творчески-креативная),

    3. регулятивно-оценочная,

    4. рефлексивная функция - основная функция, характеризует сущность сознания.

    В качестве объекта рефлексии могут выступать:

    1. отражение мира,

    2. мышление о нем,

    3. способы регуляции человеком своего поведения,

    4. сами процессы рефлексии,

    5. свое личное сознание.

    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ; 2) операционное и предметное значение; 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

    Все стадии развития личности и сознания, как мы уже говорили, делятся на и находящиеся над ними духовные этапы. Граница между социальным и духовным отличается интересной особенностью. Если нам приходится чем-то жертвовать ради других, для нас это некомфортно и неприятно, а вот кто-то делает что-то значительное ради нас, это приносит нам удовлетворение и счастье. Это обычный человеческий эгоизм. Социальные этапы развития характеризуются тем, что наше эго приобретает четко выраженные черты, кристаллизуется и постепенно развивается. Для людей, находящихся на них, потребность утверждаться за счет других является доминирующей. Человек живет только ради себя, любимого, часто проявляет агрессию, жадность, раздражителен, часто обижается, волнуется, порой унижает окружающих. Со стороны кажется, что ему чего-то очень не хватает, но он даже не может сознательно дать себе отчет, чего именно. Как только черта между социальными и духовными уровнями перейдена, наступает неминуемое облегчение, связанное с перестройкой эго и кардинальным изменением мировоззрения. По словам известного Дона Хуана, человек уже шествует по жизни, лишь слегка интересуясь окружающими его проявлениями внешнего мира. Как это бывает, описано ниже. Рассмотрим три последующие этапа развития личности: блаженный, мудрец и просветленный.

    Четвертая стадия развития личности

    Люди, достигшие этого этапа, - блаженные . Они перестают лелеять собственное эго и практически полностью избавляются от чувства собственной важности . Часто эту ступень связывают с истинным духовным взрослением, когда человек выходит из детского состояния души и способен по-настоящему заботиться об окружающих. Ему не нужны никакие покровители, в то время как члены социума с трех предыдущих этапов развития не заинтересованы в том, чтобы прожить свою жизнь полностью самостоятельно и так, как стремятся они. Даже рассказ или чтение об этом способны повергнуть такую личность в тоску. Однако, с другой стороны, интерес к этой теме говорит о том, что человек уже готов переступить рубеж между социальным и духовным. Однако переход может растянуться по времени на года и даже десятилетия или совсем не произойти, если вы не будете практиковать осознанную мудрость.

    Не всем понятно, почему следует жить ради других и что меняется на этом этапе в сознании и душе по сравнению с предыдущими этапами. Чтобы получить ответы на эти вопросы, стоит спросить у себя: а в чем смысл жизни, направленной на удовлетворение лишь своих эгоистических потребностей иможет ли она сделать вас по-настоящему счастливым ? Человек, который думает лишь о себе, подсознательно хочет, чтобы весь мир вращался вокруг его личности. Однако даже если бы такое желание осуществилось, он бы познал бесконечное одиночество, а не счастье. Чтобы найти родственные души, необходимо уметь раскрываться для полного и гармоничного общения. Если вашу душу сжигает огонь алчности, жестокости и властолюбия, быть самим собой опасно, дискомфортно и страшно. Перед тем как выплеснуться из чаши вашего внутреннего Я, ледяное пламя самолюбия и стремления к власти обожжет и вас своим ледяным потоком.

    На данном этапе развития восприятие приобретает большую чувствительность , и человек начинает еще более внимательно и чутко относиться к происходящему. Он осознает, что мудрость не терпит эгоизма и желания получить выгоду только для себя, становится более дальновидным и понимает, что лень, ложь, грубость, корысть, жадность лишь отдаляют от истинного счастья. Даже если наши желания постоянно выполняются, это дарит нам лишь иллюзию удовлетворенности, после чего бешеная гонка за призрачным будущим начинается вновь.

    На этой стадии человек сознает страхи и ложные цели, которые ставят перед собой окружающие, находящиеся на первых трех уровнях развития, но не осуждает их за это, возвеличивая свою персону. Наоборот, он исполнен сочувствия к тем, кто еще пребывает в невежестве и зачаточном состоянии сознания. Если тщательно проанализировать, большинство людей, остающихся на социальных стадиях развития, тратят свое время и материальные блага напрасно, а иногда и наносят себе непоправимый вред. Хорошо проработанная третья стадия развития дарит человеку максимальную силу, сосредоточенную на социальном уровне, но лишь на четвертой стадии он учится ею правильно распоряжаться.

    Блаженный, пребывающий на четвертом уровне, истинно счастлив , потому что меньше всего беспокоится о собственном я. Он обожает жизнь и не растрачивает свою энергию и время на рефлексии и бесплодные размышления, как 90% жителей нашего мира. Смысл его бытия - творческое созидание, позитивное действие, которое несет благо всем, кто находится рядом с ним. Если же заботы о собственном эго начинают превалировать, самоотдача становится невозможной, и страдания и душевная пустота получают над вами полную власть.

    Пятая стадия развития личности

    Это этап, на котором человек уже может носить гордое звание мудреца . Как правило, переход с третьей ступени развития на четвертую является самым сложным как в плане чувств, так и по накалу происходящих в жизни событий. Поэтому нередко встречаются люди, неплохо проработавшие последние стадии, но при этом лелеющие чувство собственной важности. На самом деле этапы развития в идеале должны быть пройдены в строгой последовательности.

    Если на третьем уровне мы учимся управлять ситуациями и событиями на уровне социума, то на пятом уровне нам предоставляется возможность контролировать собственное сознание, а значит, и корректировать на метафизическом уровне происходящее в нашей жизни.

    Когда человек с полной отдачей проработал четвертый уровень, на пятом его мудрость становится по-настоящему глубокой. Именно сейчас мудрость достигает рубежа, после которого приходит интуитивное понимание того, почему в мире возникают войны, болеют и страдают люди. Смысл жизни постигается намного глубже, чем стандартный взгляд на то, что есть справедливым, а что - нет. Мудрец легко различает причину и следствие. Все, что происходит вокруг, неслучайно, каждый жизненный урок - это драгоценный камень , являющийся неотъемлемым элементом мира вокруг нас. Именно на этой стадии возможно целостное восприятие реальности.

    Все скрытые процессы на пятой стадии развития становятся очевидными, а их глубинные предпосылки - понятными. Если при перемещении с третьего уровня на четвертый исчезает чувство собственной важности, а преодоление вины, стыда и страха приводит к полному перелому в мышлении и чувствах, то на пятой стадии мирские идеалы превращаются для истинного мудреца в ничто.

    Если четвертая стадия не была достаточно проработана, переход неподготовленной души на пятый этап вызывает чувство отчаяния. Однако познание, дальновидность и чуткость восприятия здесь находятся на достаточно высокой ступени развития, поэтому духовные иллюзии постепенно разоблачаются так же, как и мирские. Обреченность, бессмысленность, неверие в свои силы - это точно такие же иллюзии, как и все, происходящее на социальном уровне.

    На этой стадии человек понимает всю значимость уроков высших сил, которые ему предоставляются для дальнейшей духовной эволюции. Чувство вины, зависть, алчность, эгоизм, тоска, злость, жажда животных наслаждений даются ему для обретения внутренней силы и самопознания. Они способствуют расширению и стимуляции сознания и, следовательно, приводят к полному прощанию с грубыми иллюзиями чувственного мира. Тяжелые переживания - это некий кнут, с помощью которого мы волей-неволей начинаем развивать и увеличивать силу различения и восприятия. Зрелое сознание, наделенное этими замечательными качествами, может без проблем удалять и растворять негативные эмоции. Если предыдущие стадии развития были полноценно проработаны, на пятой ступени человек учится балансировать в любой ситуации, в любой миг жизни, причем его реакция будет наиболее адекватна и благоразумна. Человек при этом способен уравновесить события, происходящие в данный момент на весьма тонком духовном уровне.

    Шестая стадия развития личности

    На этом этапе на человека нисходит, а в разуме происходит как будто познавательный «взрыв». Состояние в этом случае нельзя описать как простое удивление или даже большое изумление. Просветленный человек - это человек, который навсегда оставил неведение и пришел к истине. В обычном мире при стандартном ходе событий мы можем участвовать в беседах с людьми, заниматься совместной деятельностью, но ваша душа уже изменилась навсегда. Отличительной чертой перехода с третьей стадии на четвертую является эмоциональный переворот, при достижении шестой ступени его сменяет полный переворот сознания.

    Этот этап означает, что человек достигает вершины восприятия, возможного в этом мире, и видит все вещи такими, какими они являются. Он знает, что жизнь происходит только в этом месте и в этот момент, прошлое и будущее - всего лишь иллюзии , владеющие большинством обитателей планеты. Все события кажутся просветленными лишь сном разума, так сладко убаюкивающим обычных обывателей. На данной стадии личность проживает полный катарсис, восприятие по кругу замыкается в самом себе, следствием чего становится глубинное самоосознание. Сама личность превращается в объект изучения чем-то сокровенным, глубинным, что находится выше человеческой жизни и оценивает ее со стороны. Человеческая душа и сознание видятся в истинном свете, ведь они представляют собой ничто иное, как сплетения вечно меняющейся ментальной энергии, сосредоточенной в районе головы, сердца и горла. Все, что человек знал о жизни раньше, оказывается самообманом. Миром его становится мысль о самой мысли.

    На этой стадии избавление от сильных страданий, легкость существования и полное отсутствие «земных» желаний - это реальность. Бытие осознается как абсолютно спонтанное явление. Просветленная личность воспринимает саму себя как реальное ощущение существования в этом мире, сопричастности ко всему, что в нем происходит, поэтому посвящает себя полностью развитию способности воспринимать и созерцать. Роль зрителя означает невмешательство в процесс, а жизнь течет сама собой, по законам своей внутренней энергии.

    Просветление - это осознание того, что присутствует здесь и в данный момент. При этом сам человек воспринимается всего лишь как одно из большого количества явлений, самопроизвольно продуцирующихся бытием. Такое понимание недоступно человеку, остающемуся на первых трех этапах развития. При изучении этой теории иногда появляются оценки, но это не более чем мысли, которые могут оценивать одно и то же явление в разных точках временного континуума по-разному.

    Если человек с другой стадии развития в какой-то момент приобщится к свободе спонтанного бытия , характерной для просветления, его жизнь обретет смысл.

    В разные периоды нашей жизни мы на какое-то время оказываемся на более высоких уровнях развития, затем происходит регрессия и это понимание уходит. Причина этого - пропущенные уроки на предыдущих этапах развития. Именно процесс развития, совершенствования человеческой личности является краеугольным камнем нашего существования, с которым не сравнятся никакие богатства мира.

    О первых стадиях развития личности на сайте можно читать

    Высший уровень психики, свой­ственный человеку, образует созна­ние. Сознание есть высшая, интегри­рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном обще­нии (с помощью языка) с другими людьми.

    Сознание - высшая, свойствен­ная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружа­ющего мира, формирования у чело­века внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружаю­щей действительности. Сознание - высший уровень психического отра­жения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

    Основные характеристики созна­ния состоят в том, что: сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире; в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»; сознание обеспечивает целеполагающую дея­тельность человека; в сознание вклю­чены определенные отношения и оценки внешнего мира. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

    Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, состояния и свойства человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, не осознаются. Их называют бессознательным началом.

    Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии ко­торых человек не дает себе отчета. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результа­тов.

    Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З. Фрейд.

    Бессознательное проявляется:

    В психических явлениях во сне;

    В автоматизированных движениях в некоторых неосознанных побуждениях к деятельности;

    В реакциях на неосознанные раздражители.

    Сознание и бессознательное работают в режиме гармони­ческого единства:

    В зоне ясного осознания человека находили лишь часть постоянных сигналов, они используются для осознанного управления поведением;

    Выбор стратегии поведения;

    Поиск новых способов решения;

    Остальные сигналы используются для регуляции процессов, но на подсознательном уровне, для регуляции поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.


    Самосознание личности. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятель­ность, общение, самосознание.

    В ходе социализации расширяются и углубляются связи об­щения человека с людьми, группами, обществом в целом, про­исходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включа­ет 4 компонента (по В. С. Мерлину):

    Сознание отличия себя от остального мира;

    Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

    Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

    Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

    В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

    Традиционным является понимание самосознания как исходной генетически первичной формы че­ловеческого сознания, основывающейся на самоощущениях, самовосприятие человека, когда еще в раннем детстве формирует­ся у ребенка целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концеп­ции «первичности» указывается, что способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной - самосозна­ния, которая его порождает.

    Существует и противоположная точка зрения (Л: Л. Рубин­штейн) согласно которой самосознание - высший вид созна­ния, возникший как результат развития сознания. Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности.

    Третье направление психологической науки исходит из того, что осознание внешнего мира и самосознание возникли и разви­вались одновременно, едино и взаимообусловлено. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представ­ление человека о внешнем мире, а в результате синтеза само­ощущений - о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схе­ма собственного тела и формируется «чувство Я». Затем по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и станов­ления понятийного мышления самосознание достигает рефлек­сивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне свя­занным с аффективным самопереживанием (В.П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется пра­вым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосоз­нания - левым полушарием.

    Критерии самосознания:

    1) выделение себя из среды, созна­ние себя как субъекта, автономного от среды (физической сре­ды, социальной среды);

    2) осознание своей активности - «Я, управляю собой»;

    3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

    4) моральная оценка себя, наличие рефлексии - осознание своего внутренне­го опыта.

    Ощущение человеком своей единственности поддерживает­ся непрерывностью его переживаний во времени: помнит о про­шлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

    При анализе динамической структуры самосознания исполь­зуют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем насто­ящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосоз­нания. «Личностное Я» - это устойчивая структурная схема са­моотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте само­сознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

    Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постоль­ку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

    В структуре самосознания можно выделить:

    1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как дей­ствующий субъект»);

    2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»);

    3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

    4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Таким образом, самосознание включает в себя: самопознание (интеллектуальный аспект познания себя); самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

    Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более много­гранным, Сознательное поведение является не столько проявле­нием того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе обще­ния с ним окружающих.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

    В структуре самосознания можно выделить 4 уровня :

    непосредственно-чувственный уровень - самоощущение, самопереживание психосоматических процессов в организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

    целостно-образный, личностный уровень - осознание себя как деятельного начала, проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная иденти­фикация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

    рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень - осознание личностью содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

    целенаправленно-деятельный уровень - своеобразный син­тез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыраже­ния.

    В целом можно выделить три пласта сознания человека:

    1. от­ношение к себе;

    2. отношение к другим людям;

    3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция);

    Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным.

    1. эгоцентрический уровень от­ношений (отношение к себе как самоценности влияет на отно­шение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»);

    2. группоцентрический уровень отношений («Если дру­гой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»);

    3. просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, ува­жай и прими другого человека таким, каков он есть», «Поступай с другим так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»);

    4. эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом. Милосердие, совесть, духовность- главное в отноше­нии к другому человеку»).

    Существуют специфи­ческие расстройства самосознания :

    деперсонализация , когда происходит утрата своего «Я», все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

    расщепление ядра личности . Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой. Каждое из этих начал, «Я», обладало памятью, индивидуальностью, утверждало соб­ственную жизненную целостность, но не признавало саму мысль о возможном существовании других начал;

    нарушение телесной идентификации , когда люди жалуются, что части своего тела воспринимают как что-то от них отдельное;

    крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается чувство реальности не только своего бы­тия, но появляются сомнения в подлинности существования всего окружающего мира.

    Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Homo sapiens – человек разумный. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая в силу необходимости совместных действий для добывания пищи осуществлялась при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходит в процессе активной деятельности. Трудовая деятельность для человека имеет продуктивный характер, поскольку труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в продукте, т.е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

    Труд – это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

    1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

    2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

    3) подчиненность труда представлению о продукте труда - трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

    4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

    5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

    В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

    Таблица 3. Основные формы и взаимосвязь проявлений психики человека

    При этом необходимо понимать, что действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.

    Таблица 4. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

    ЖИВОТНЫЕ

    Инстинктивно-биологическая деятельность

    Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации

    Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты)

    Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно

    Приспосабливаются к внешней среде

    Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

    Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

    Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и др. системы)

    Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям

    Преобразует внешний мир к своим потребностям

    Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

    Структура деятельности человека

    Деятельность

    Мотивы – то, Действия – то, Цели – то,

    что побуждает что направлено на что направлена

    к деятельности на достижение деятельность

    Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

    Поступок-действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые; мыслительные; мнемические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия (табл.5):

    Таблица 5. Компоненты действия

    Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции речи:

    1)средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества;

    2)средство общения (коммуникации);

    3) интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли .

    ФУНКЦИИ РЕЧИ

    Общение Мышление

    Коммуникация Экспрессия Обозначение Обобщение

    Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми. Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т.е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т.е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализовываться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

    Рассматриваемое в данном контексте, сознание выступает высшей, свойственной человеку формой обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

    Выделяют следующие свойства сознания: а) построение отношений, б) познание и в) переживание. Основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структуре сознания синтезируются формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Осознание переживания – это установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано (С.Л.Рубинштейн).

    Функции сознания : 1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция (характеризует сущность сознания). К функциям сознания относятся познание (обобщенное отражение мира), переживание, отношение к миру и людям, рефлексия, регулирование поведения и деятельности, мышление (образ и мысль), эмоции и чувства, воля.

    Сознание человека развивалось в филогенезе и становилось возможным в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности и социальных контактов. Сознание 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» .

    Выделяют два слоя сознания (рис.1): 1. бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя а) биодинамические свойства движений, б) опыт действий; в) чувственные образы; и 2. рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя а) значение; б) смысл. В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) и отражение мира, 2) и мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) и сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

    Значение означает содержание общественного сознания, усваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

    Смысл – это объективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений.

    Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и обозначение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

    На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т.к. для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира.

    Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотносится со смыслом (рефлективного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах.

    Биодинами- Мир производст-

    ческий опыт венной практичес-

    действий, кой деятельности

    Бытийное движений

    сознание

    Чувствен- Мир пред-

    ные обра- ставлений,

    зы культурных

    Самосознание символов

    Мир идей,

    Значение научных

    Рефлективное знаний

    сознание

    Смысл Мир пережива-

    ний, эмоций

    Рис. 1. Структура сознания

    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

    Язык и объектированные в нем формы мышления – это определенным образом рационализированные формы сознания, которые обретают видимую самостоятельность, но в действительности являются только вершиной айсберга. Рефлектированные, рациональные структуры сознания имеют в своем основании другое содержание, источник и энергию образования этих рациональностей. Рациональные структуры являются, во-первых, только частной реализацией базовых оппозиций сознания; во-вторых, в сознании часто наличествуют конфликтующие структуры. И разрешение таких конфликтов, есть освобождение энергии и сознания для следующего цикла развития возможно только через акры осознания на себе.

    Функция организации сознания (ее задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития.

    Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективированного мышления, то его можно исследовать и описывать объективно. В то же время, внешняя структура указывает на наличие внутренней структуры сознания, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания.

    Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы в контексте идеи непрерывного развития:

    1. Необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса развития знания, деятельности

    2. В ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования развития может быть или заданная форма сознания, или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т.п.

    3. Развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри (извне это будет описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т.п.; изнутри – это будет генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга).

    Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом для человека в его отношении к себе являются, прежде всего, другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые создают препятствия для продолжения прежнего режима регулирования.

    Возникшие затруднения привлекают внимание и они, таким образом, осознаются. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств, способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления обеспечивает человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр А. Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи решает человек подсознательно, реализуя автоматизмы.

    Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.



    Похожие статьи

    • Страхование опр. Страхование. Также страхование может быть

      Страхование – очень сложная область. Теоретически застраховать можно что угодно от любого риска: есть даже экзотические страховки от похищения инопланетянами или поломки лифта по пути на работу. Но на практике намного чаще применяются...

    • Список аффилированных лиц Список аффилированных лиц контрагента

      Аффилированные лица общества с ограниченной ответственностью: обязанность вести список Из текста ст. 50 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) вытекает, что каждое общество с...

    • Накопительное страхование жизни Накопительная система страхования

      Приветствую вас, друзья! Наверняка вам хотя бы раз предлагали стать участником программы накопительного страхования жизни. Учитывая, что популярность подобных проектов в нашей стране намного ниже, нежели за рубежом, вероятнее всего, от...

    • Обработка Закрытие кассовой смены

      Опубликовано 18.08.2017 15:25 Просмотров: 8440 В прошлой статье мы разобрали документы, которые можно использовать для печати чеков в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0» (). После того, как вами был...

    • Письмо-подтверждение Тенденции в обществе

      В программе ведется складской учет по регистру "Учет ТМЦ на складах" , поэтому при попытке отгрузить со склада ТМЦ в количестве большем, чем есть на складе, выдается сообщение о наличии их на складе и документ не проводится. В данном...

    • Приёмо-сдаточный акт Приемо сдаточный акт в 1с

      Приемо-сдаточный акт для БП 3.0 (управляемое приложение). Внешняя печатная форма для документа «Поступление товаров». Приемо-сдаточный акт для БП 3.0 (управляемое приложение). Внешняя печатная форма для документа «Поступление...