Первое послание святого апостола павла к коринфянам. Нз-толкование на первое послание святого апостола петра Смотреть что такое "Первое послание Петра" в других словарях

Рубенс, Питер Пауль (1577 -1640)

Перед Вознесением на Небо Иисус Христос призвал Своих учеников, апостолов, проповедовать христианское вероучение всем народам мира. Согласно церковному преданию апостолы бросили жребий – кому остаться на территории Римской империи и рассказывать ее жителям о Христе, а кому покинуть пределы империи и отправиться с проповедью в далекие страны. Апостол Павел не участвовал в событии жребия, так как сначала являлся гонителем христиан – лишь после чудесного обращения на дороге в Дамаск, где ему явился Сам Христос, он обрел веру в Спасителя. Став апостолом, Павел сначала хотел рассказывать об Иисусе Христе евреям, своим соплеменникам, но впоследствии, увидев нежелание многих из них поверить в Спасителя, апостол адресовал проповедь язычникам. Инициатива Павла возымела успех. Число христиан Римской империи стало неуклонно расти благодаря притоку в их ряды обращенных Павлом язычников. Ключевым городом в этом смысле стал Коринф – античный мегаполис, расположенный в южной части Греции на перешейке между Эгейским и Ионическим морями. Апостол Павел оказался в Коринфе в 52 году. Город, население которого составляло порядка семисот тысяч человек, Павел вначале воспринял довольно скептично. Коринф был известен по всей империи своим богатством и распущенностью нравов местных жителей. Однако же именно Коринф горячо откликнулся на проповедь апостола Павла – обратившиеся ко Христу язычники образовали в этом городе большую церковную общину. Ее членам апостол Павел впоследствии направил два обширных послания. Отрывок из первого послания к Коринфянам читается сегодня утром во время богослужения:

Братья, 1.3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 1.4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 1.5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,– 1.6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,– 1.7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 1.8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. 1.9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Апостол Павел направил свое первое послание к христианам Коринфа почти сразу после отбытия из этого города – в период между 54 и 57 годами. Причиной написания послужила печальная новость – после отбытия Павла коринфяне стали ссориться между собой и разделяться на партии – имени Христа, имени Павла, апостола Петра и Аполлооса, известного на тот момент христианского проповедника. Нестроения в рядах коринфян, к сожалению, стали ожидаемым событием. Коринфяне, как почти все южане, были слишком эмоциональны. К тому же многие из них занимались торговлей, а потому привыкли соревноваться между собой, спорить и конкурировать. Коринфяне с легкостью увлекались всем новым, но также легко меняли свои убеждения. После отбытия апостола Павла многие христиане Коринфа посчитали, что достигли духовного совершенства и теперь не нуждаются во внутренней работе над собой. Такой самообман и привел коринфских христиан к разделению. Коринфская церковь оказалась на грани исчезновения. Спас ситуацию апостол Павел, направив коринфянам посланием. В нем он сначала хвалит христиан Коринфа, напоминая им о том, с какой радостью они приняли веру в Спасителя. Пишет апостол и о том, какие великие духовные дарования проявились в среде коринфян, когда они приняли святое крещение. Многие из них были наделены Богом способностью говорить на иных языках, пророчествовать о будущем, совершать исцеления. При этом Павел указывает, что коринфяне еще не до конца утвердились в вере, в духовном смысле остались инфантильны. Поэтому апостол призывает их повзрослеть, прекратить раздоры и ссоры и снова сплотиться, чтобы дать миру пример христианской любви и взаимной поддержки. Призыв Павла не пропал втуне – коринфяне вняли его словам, а Коринфская церковь преодолела внутренние разделения.

О его ранней жизни смотрите страницу 464. 0 его позднейшей жизни в Писании нет сведений, кроме его двух посланий. Со слов Христа, записанных Иоанном в 21:18, мы можем сделать вывод, что Петр умер мученической смертью. Будучи лидером среди Двенадцати, он, по всей видимости, смог посетить главные церкви Римской империи.

Некоторые церковные историки думают, что нет достаточных доказательств, что Петр когда-либо был в Риме. Однако большинство из них соглашаются с возможностью, что в последний год своей жизни Петр посетил Рим по приказу Нерона либо добровольно, чтобы подкрепить христиан во время страшных гонений со стороны Нерона.

Согласно преданию «Куда идешь?», Петр, поддавшись настойчивой просьбе друзей спасти себя, бежал из Рима, но ночью, на Аппиевой дороге, в видении, он увидел Иисуса и спросил: «Господи, куда идешь?" Христос ответил: «Я иду в Рим, чтобы вновь быть распятым». Петр, крайне пристыженный, возвратился в город, где был распят вниз головой — по своему собственному желанию, потому что не считал себя достойным быть распятым так, как Господь. Это только предание, и мы не знаем насколько оно верно.

Имеется и другое предание: когда жена Петра, по имени Конкордия или Перпетуя, умирала мученической смертью, Петр ободрял ее быть смелой, говоря: «Помни, дорогая, нашего Господа».

Кому адресовано послание

Оно писалось к церквам в Малой Азии (1:1), которые большей частью были основаны Павлом. И хотя прямо не указано, мы допускаем, что Петр в это или другое время посетил эти церкви. К некоторым из них Павел написал послания, а именно: к Галатам, Ефесянам и Колоссянам. Первое послание Петра имеет поразительное сходство с Послание Павла к Ефесянам. Впоследствии, Иоанн написал свою книгу Откровения к некоторым из этих церквей.

Откуда писалось послание

«Из Вавилона» (5:13). Некоторые понимают это в буквальном смысле, имея в виду Вавилон на реке Евфрате. Но в общем думают,

что это Рим образно назван Вавилоном. В книге Откровения 17:5,18, Рим также назван Вавилоном. В эти времена гонений христиане проявляли благоразумие, они должны были очень осторожно говорить о правящей власти и давали ей названия, понятные для них, но не для внешних.

Марк в это время был с Петром (5:13), а из Второго Послания к Тимофею 4:11, мы заключаем, что Марк мог быть в Риме приблизительно в то время, когда писалось это послание.

Цель послания

Преследование христиан в 64-67 годах Нероном было очень жестоким в Риме и его окрестностях, но не по всей Римской империи. Тем не менее, пример императора воодушевлял врага христиан везде искать малейшего повода для преследований. Это было время испытаний. Церковь существовала уже 35 лет. Она и до этого была преследуема по местам со стороны местных властей, но теперь императорский Рим, который до этого времени был безразличным и даже в некоторых случаях дружественным, обвинял Церковь в ужасном преступлении и приготовился наказать ее (см. стр. 635).

Церковь подвергалась испытанию со стороны мира (5:9). Казалось, что ее конец приблизился. Это было буквально «огненное испытание» (4:12). Христиан по ночам сжигали в парках Нерона. Казалось, что дьявол «как рыкающий лев» (5:8) вот-вот поглотит Церковь.

Предполагают — и это вполне возможно — что Петр написал это послание сразу же после мученической смерти Павла, примерно в 66 году, а затем послал его через Силу (5:12), одного из помощников Павла, церквам, основанным Павлом, ободряя их нести бремя страданий. Сила лично принес весть о мученической смерти Павла в эти церкви.

Это послание родилось в атмосфере страданий, незадолго до мученической смерти самого Петра. Оно призывало христиан не думать о своих страданиях как о явлении странном, напоминая им, что и Христос прошел Свой путь страдания.

Глава 1.

Славное наследие христиан

Великолепная глава! Почти каждое слово в ней насыщено драгоценным содержанием.

«Пришельцы» (1:1), видимо в смысле «странники». Можно думать, что это христиане из евреев, но 2:10 показывает, что они были, в основном, из язычников. Петр обращается к ним, как к временным жителям, пилигримам, гражданам иного мира, живущим малое время в этом мире, вдали от родного дома, путешествующим в их родную страну.

Страдания и слава (1:7). Чем больше страдания в этом мире, тем большая слава ожидает нас в ином мире. Испытания здесь, слава — в явление Господа (1:7). Вновь и вновь сопоставляются страдания и слава. Страдания Христа — и последующая за ними слава (1:11). Соучастники в Христовых страданиях будут радоваться чрезмерной

радостью в явлении Его славы (4:13). Петр, свидетель Христовых страданий, будет соучастником Его славы (5:1). После кратковременных ваших страданий — вечная слава (5:10). Это было также Павлова утешение: «Наше кратковременное легкое страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Коринф. 4:17).

«Драгоценный»-любимое слово Петра. Испытанная вера — драгоценнее золота (1:7). Искуплены драгоценною Кровию Христа (1:19). Драгоценный Господь (2:4,7). Драгоценная вера (2 Петра 1:1). Великие и драгоценные обетования (2 Петра 1:4).

Христос, Которого лично не видя, любите (1:8). В Нем вы радуетесь радостью неизреченною и преславною (1:8). Его силой вы соблюдаетесь ко спасению, готовому открыться в последнее время (1:5). Христос Сам есть центр небесной славы (1:3-9). Возложите полностью вашу надежду на Него и на Его явление (1:13).

Глава 2,3.

Земное пилигримство верующих

Верующие, рожденные от слова Божьего, чтобы быть наследниками славы (1:23), в своем шествии через этот мир к небесной родине постоянно нуждаются для подкрепления в слове Божьем (2:2), познавая, как драгоценен их Господь, милостив, добр и скор на помощь к ним, когда Он управляет ими на пути (2:2,3).

Странники (2:11), избранные святые (2:9), люди добрых дел (2:12); 3:13), которые своей жизнью прославляют Бога (3:16). Это напоминает нам слова Христа (Матф. 5:14-16) о том, что добрые дела Его учеников являются светом для мира.

Будьте добрыми гражданами, покорными всякому земному правительству, насколько это возможно; подчиняясь законам правительства страны, где вы живете, и проявляя послушание, чтобы возвысить доброе имя вашей веры, если бы даже это правительство было возглавляемо Нероном (2:13-17).

Верующие слуги (2:18-25). В среде первых христиан было много рабов. Они призывались быть добрыми рабами даже для жестоких своих господ и страдать невинно — без ропота и возмущения.

Верующие жены (3:1-6). «Называя его господином» (3:6), конечно, не в смысле того, чтобы подчиниться унизительному рабству своего мужа, но скорее, в смысле бескорыстной преданности, чтобы вызвать его восхищение и любовь, и, если он неверующий, своей любовной тактичностью привести его ко Христу. Мы понимаем стихи 3 и 4 не как запрещение женам проявлять их желание быть привлекательными своим внешним видом, но, скорее, быть осторожными, чтобы не заходить слишком далеко в этом, помня, что никакое количество пышных нарядов и украшений не может заменить собой красоту характера верующего человека (см. Ефес. 5:22-33).

Верующие мужья (3:3-7). Мужья должны обращаться с женами нежно, благоразумно. Бог хочет, чтобы любовь была взаимной, чтобы одна сторона проявляла внимание к другой. Если одна сторона имеет придирчивый характер или язык, тогда для другой труднее отвечать любовью. «Дабы не было вам препятствия в

молитвах» (3:7). Ничто так не угашает пламени любви в супружеской жизни, как распри.

Христос проповедовал духам в темнице (3:18-22). Видимо, это место указывает, что Христос в промежуточное время, между Его смертью и воскресением, проповедовал духам, заключенным в темнице, некогда непокорным во дни Ноя. Или же это может означать, что Дух Христов был в Ное, проповедовавшем людям, жившим до потопа.

Главы 4 и 5.

Огненное испытание

Вооружитесь для страданий (4:1-6). Это было время гонений. Специальный призыв этого послания для верующих — быть готовыми к преследованиям. Но здесь имеется и утешение для верующих, которые живут в спокойные времена, потому что очень немногие проходят через жизнь без страданий физических или душевных. Одним из странных путей Божьего провидения является то, что многие люди страдают таким образом, каким они не должны были бы страдать, и проводить жизнь в лишениях, без надобности переносить эти лишения. Такие люди могут утешаться уверенностью, что если Бог применяет шлифовку, то это для того, чтобы ярче сиял отшлифованный камень.

Христианская любовь (4:7-11)-наивысшая добродетель жизни. Призыв Петра к любви прекрасен. Любите друг друга горячо, от чистого сердца (1:22). «Всех почитайте, братство любите» (2:17). «Будьте братолюбивы, милосердны» (3:8). «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу» (4:8). Братья, в общей славной надежде, будьте братьями один другому и во время страданий.

Огненное испытание (4:12-19). Преследование христиан Нероном было явным делом дьявола (5:8). Но несмотря на это, тайным Божьим провидением оно превращалось во благо для Церкви, где испытывалась вера, становясь дороже золота (1:7). С тех пор было много преследований более распространенных и жестоких, чем Нероновы, в которых бесчисленные миллионы христиан переносили разного вида пытки. Когда мы думаем об этом, нам должно быть стыдно, что так часто мы раздражаемся из-за пустяков.

Смирение Петра (5:1-7) особенно заметно в этом месте. Марк (5:13) в это время был с Петром. Предполагают, что он писал свое Евангелие под руководством Петра, возможно, в то время, когда Петр писал это послание.

Принадлежность первого Соборного послания св. апостола Петра этому именно первоверховному апостолу, в новое время западными библеистами иногда оспариваемая, утверждается прежде всего не только указанием второго Соборного послания того же апостола (2 Петр 3:1 ), но и единогласным свидетельством первохристианского предания, идущего от самого апостольского века, а затем и внутренними признаками, заключающимися в самом содержании послания. В отношении свидетельств предания достойно замечания, что уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский и ученик св. апостола Иоанна Богослова, в своем послании к филиппийцам, как свидетельствует Евсевий (Церковная история IV, 14), "приводит некоторые свидетельства из первого послания Петрова ", и это вполне подтверждается сличением Поликарпова послания к филиппийцам с первым соборным посланием ап. Петра (из последнего у св. Поликарпа приводятся: 1:8,13,21 ; 2:11,12,22,24 ; 3:9 ; 4:7 ). Столь же ясные свидетельства в пользу подлинности первого послания ап. Петра находятся у св. Иринея Лионского , также приводящего места из послания с указанием на принадлежность их ап. Петру (Против ересей . IV, 9, 2, 16, 5), у Евсевия (Церковная история V, 8), у Тертуллиана ("Против иудеев"), у Климента Александрийского (Стром. IV, 20). Вообще Ориген и Евсевий называют 1 Петра непререкаемо подлинным ἐπισττολὴ ὁμολογουμένη (Церковная история VI, 25). Свидетельством общей веры древней Церкви первых двух веков в подлинность 1 Петра является, наконец, нахождение этого послания в сирском переводе II века Пешито . И во все последующие века вселенская Церковь на Востоке и Западе согласно признавала это послание Петровым.

О той же принадлежности послания ап. Петру говорят и внутренние признаки, представляемые самим содержанием послания.

Общий тон или акцент воззрений священного писателя послания, характер его богословия, нравоучения и увещания, вполне соответствует свойствам и особенностям личности великого первоверховного апостола Петра, как известна она из евангельской и апостольской истории. Две главных характерных черты выступают в духовном облике св. апостола Петра: 1) живой, конкретный образ мыслей, склонный, ввиду отличающей ап. Петра горячности, легко переходит в побуждение к деятельности, и 2) постоянная связь мировоззрения апостола с учением и чаяниями Ветхого Завета. Первая особенность апостола Петра со всею очевидностью выступает в евангельских упоминаниях о нем (см. Лк 5:8 ; Мф 14:25-33 ; 16:16,22 ; Ин 6:68,69 ; Мк 9:5 ; Ин 13:9 ; Лк 22:31-33,57 и др.); вторая удостоверяется призванием его, как апостола обрезания (Гал 2:7 ); обе эти особенности одинаково отразились и в речах ап. Петра, изложенных в книге Деяний апостольских. Богословие и писания ап. Петра отличаются вообще преобладанием образов и представлений над отвлеченными рассуждениями. У апостола Петра мы не встречаем ни таких возвышенно-метафизических созерцаний, как у апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ни такого тонкого выяснения логического соотношения христианских идей и догматов, как у апостола Павла. Внимание св. Петра останавливается преимущественно на событиях, истории, главным образом христианской, частью же и ветхозаветной: освещая христианство, преимущественно, как факт истории, ап. Петр является, можно сказать, богословом-историком, или, по собственному его выражению, свидетелем Христовым: апостольское призвание он полагает в том, чтобы быть свидетелем всего, что сотворил Господь Иисус Христос, и особенно воскресения Его. Многократно говорится об этом в речах апостола (Деян 1:22 2:32 ; 3:15 ; 5:32 ; 10:39 ), и то же утверждается в его посланиях (1 Петр 5:1 ; 2 Петр 1:16-18 ). Столь же характерна для апостола Петра связь его учения с Ветхим Заветом. Эта черта весьма заметно выступает в писаниях св. апостола Петра. Христианство он всюду освещает главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния: достаточно, для примера, сравнить место из речи апостола Петра по поводу исцеления хромого Деян 3:18-25 и слова 1 Петр 1:10-12 , чтобы видеть, что все суждения и доказательства апостола исходят от факта ветхозаветного откровения и всюду предполагают ветхозаветное пророчество, предуготовление и новозаветное исполнение. В связи с этим в учении ап. Петра занимает весьма видное место идея божественного предвидения и предустановления (Самое слово πρόγνωσις , проразумение, предведение, кроме речей и послания ап. Петра — Деян 2:23 ; 1 Петр 1:2,20 — в Новом Завете нигде больше не встречается). И в речах своих, и в посланиях ап. Петр весьма часто говорит о предустановленности того или иного события новозаветного (Деян 1:16 ; 2:23-25 ; 3:18-20,21 ; 4:28 ; 10:41,42 ; 1 Петр 1:1,20 ). Но в отличие от ап. Павла, во всей полноте развившего учение о предопределении (Рим 8, 9 , 11 гл.), ап. Петр, не давая теоретического выяснения идеи божественного предвидения и предопределения, предлагает самое обстоятельное раскрытие о фактическом обнаружении божественного предвидения и предопределения в истории — о пророчестве. Учение о пророчестве, о вдохновении пророков Святым Духом, об откровении им тайн Божиих, о самодеятельном проникновении их в эти тайны и т. д. — раскрыто у ап. Петра с такою полнотою и ясностью, как ни у одного из священных писателей, — и это учение одинаково нашло свое выражение и в посланиях, и в речах (1 Петр 1:10-12 ; 2 Петр 1:19-21 ; 3:2 , сн. Деян 1:16 ; 2:30-31 ; 3:18-24 ; 4:25 ; 10:43 ).

Наконец, характерную черту посланий, равно как и речей апостола Петра, составляет обилие прямых цитат из Ветхого Завета. По отзыву ученого А. Клемена (Der Gebrauch des Alt. Testam. in d. neutest. Schriften . Gütersloh, 1895, s. 144), "ни одно из новозаветных писаний не богато так ссылками на Ветхий Завет, как 1 послание ап. Петра: на 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат ".

Это близкое совпадение в духе, направлении и основных пунктах учения между речами и посланиями ап. Петра, равно как и между особенностями содержания и известными из Евангелия характерными чертами личности в деятельности ап. Петра, дает убедительное доказательство принадлежности двух соборных посланий тому же великому первоверховному апостолу Петру, речи которого записаны и в книге Деяний св. апостолов, именно в первой части этой книги (гл. 1-12 ). После речи на Апостольском соборе (Деян 15:7-11 ), дальнейшая деятельность св. Петра делается достоянием церковных преданий, не всегда достаточно определенных (см. Четьи-Минеи . Июня 29). Что касается теперь первоначального назначения и первых читателей 1 Соборного послания ап. Петра, то апостол пишет свое послание избранным пришельцам рассеяния (ἐκλεκτοι̃ς παρεπιδήμοις διασπορα̃ς ) Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1:1 ). Ввиду того, что "рассеяние", διασπορα , нередко обозначает в Писании (Иак 1:1 ; 2 Макк 1:27 ; Иудифь 5:19 ) совокупность иудеев, живущих в рассеянии, вне Палестины, в языческих странах, — многие древние и новые толкователи послания св. ап. Петра полагали, что оно написано к христианам (ἐκλεκτοι̃ς , избранным) из иудеев. Такого взгляда держались в древности Ориген , Евсевий Кесарийский (Церковная история III, 4), Епифаний Кипрский (Против ересей . XXVII, 6), блаженный Иероним (О знаменитых мужах . Гл. I), Икумений , блаж. Феофилакт ; в новое время — Бертольд , Гуч , Вейсс , Кюль и др. Но во всей исключительности мнение это не может быть принято: в послании есть места, которые могут быть относимы к языко-христианам, но отнюдь не к иудео-христианам. Таковы, напр., слова апостола в 1:14,18 , где причина прежней плотской и греховной жизни читателей ἐν τη̨̃ ἀγνοία̨ , в неведении Бога и Его святого закона, — а самая эта прошлая жизнь их именуется "суетной (ματαία ) жизнью, преданною от отцев": то и другое приложимо лишь к религиозно-нравственному язычников, а никак не иудеев. То же следует сказать и о таких местах, как 2:10 ; 3:6 ; 4:3,4 . Поэтому, следует 1) принять смешанный состав читателей — иудео-христиан и языко-христиан; 2) под именем "рассеяния" надо разуметь христиан вообще без различия национальности, 3) "избранные пришельцы" — не отдельные христиане, а целые христианские церковные общины, как видно из заключительного приветствия от целой Церкви 5:13-14 . Если в перечне географических названий 1:1 видели указание на существование в Малой Азии иудео-христианских общин, основанных здесь раньше и независимо от благовестия ап. Павла, и основание этих общин усвоили ап. Петру, то все это не подтверждается новозаветными данными, которые, напротив, приписывают первое насаждение христианства в малоазиатских провинциях ап. Павлу (Рим 15:20 ; Деян 13 ; сл. 14:1 и т. д.). Равным образом и церковное предание не сообщает ничего определенного о проповеди ап. Петра в названных им 1:1 местностях.

Что же побудило ап. Петра обратиться с посланием к христианам этих провинций? Общею целью послания, как видно из его содержания, является намерение апостола — утвердить читателей разных общественных положений в вере и правилах жизни христианской, устранить некоторые нестроения внутренние, успокоить в внешних скорбях, предупредить от соблазнов со стороны лжеучителей, — словом, насаждение в жизни малоазийских христиан тех истинных духовных благ, недостаток которых в жизни и поведении которых был ощутителен и сделался известным апостолу Петру, быть может, при посредстве бывшего с ним в то время ревностного сотрудника Павлова Силуана (1 Петр 5:12 ; 2 Фес 1:1 ; 2 Кор 1:19 ). Можно лишь заметить, что и наставления, и особенно предостережения ап. Петра отличаются более общим характером, чем наставления и предостережения в Павловых посланиях, что и естественно ввиду того, что ап. Павел был основателем малоазийских церквей и ближе знал условия их быта по личному непосредственному опыту.

Местом написания первого соборного послания ап. Петра является Вавилон, откуда от имени местной христианской общины апостол посылает приветствие церквам малоазийским, которым направляет послание (5:13 ). Но что следует здесь разуметь под Вавилоном, мнения толкователей расходятся. Одни (Кейль , Неандер , Вейсог и др.) видят здесь знаменитый в древности Вавилон на Евфрате. Но против этого говорит уже то, что к евангельскому времени этот Вавилон лежал в развалинах, представляя одну обширную пустыню (ἔρημος πολλὴ — Страбон . География . 16, 738), а затем еще более — полное отсутствие свидетельств церковного предания о пребывании ап. Петра в Месопотамии и проповеди его там. Другие (Гуг , преосвящ. Михаил ) разумеют в данном случае Вавилон Египетский — небольшой город на правом берегу Нила, почти против Мемфиса: здесь была христианская церковь (Четьи-Минеи . 4 июня). Но о пребывании ап. Петра и в Египетском Вавилоне предание ничего не сообщает, оно лишь считает евангелиста Марка, ученика ап. Петра, основателем Александрийской церкви (Евсевий . Церковная история II, 16). Остается принять третье мнение, в древности высказанное Евсевием (Церковная история II, 15) и теперь господствующее в науке, по которому Вавилон (1 Петр 5:13 ) нужно понимать в аллегорическом смысле, именно: видеть здесь Рим (Корнели , Гофман , Цан , Фаррар , Гарнак , проф. Богдашевский ). Кроме Евсевия , из древних толкователей под Вавилоном разумели Рим блаж. Иероним , блаженный Феофилакт , Икумений . В пользу этого понимания говорит и текстуальное предание: многие минускульные кодексы имеют глоссу: ἐγράφη ἀπò Ρώριης . Если против этого указывали, что до написания Апокалипсиса (см. Откр 16:19 ; 17:5 ; 18:2 ), не могло образоваться иносказательное наименование Рима Вавилоном, то в действительности такое сближение первого с последним произошло, по свидетельству Шеттгена (Horae hebr. P. 1050), значительно раньше, будучи вызвано аналогиею между древним угнетением иудеев со стороны халдеев и позднейшим — со стороны римлян. И то обстоятельство, что в заключительных приветствиях Павловых посланий, написанных из Рима (к Филиппийцам, Колоссянам, Тимофею, Филимону) последний не называется Вавилоном, не исключает возможности такого словоупотребления у ап. Петра, которому вообще свойственна аллегория (напр., слово διασπορα в 1:1 , имеет духовный, переносный смысл). Таким образом, местом написания 1 соборного послания ап. Петра был Рим.

Трудно с точностью определить и время написания послания. Многие древние церковные писатели (св. Климент Римский , св. Игнатий Богоносец , Дионисий Коринфский , св. Ириней Лионский , Тертуллиан , Ориген , канон Муратория ) свидетельствуют о пребывании ап. Петра в Риме, но все они не датируют прибытие его в Рим даже хотя бы с приблизительною точностью, а говорят большею частью о мученичестве первоверховных апостолов, опять без точной датировки этого события. Поэтому вопрос о времени происхождения рассматриваемого послания должен быть решен на основании новозаветных данных. Послание предполагает устроение св. ап. Павлом малоазийских церквей, имевшее место, как известно, в третье великое благовестническое путешествие апостола языков, около 56-57 гг. по Р. Х.; следовательно, ранее этого срока первое соборное послание ап. Петра не могло быть написано. Затем в этом послании не без основания указывали признаки сходства с Павловыми посланиями к Римлянам и Ефесянам (ср., напр., Деян 26-27 гл. ). Именно тогда естественно было ап. Петру обратиться с посланием к малоазийским церквам, лишившимся своего великого благовестника, и преподать им наставление в вере и благочестии и ободрение в скорбях жизни. Таким образом, вероятным временем написания послания является период между 62-64 гг. (вскоре после первого послания, незадолго до мученической своей кончины апостол написал и второе послание).

По особенностям личной духовной жизни своей, а также и по особенному назначению послания, апостол Петр более всего и неоднократно поучает читателей христианской надежде на Бога и Господа Иисуса Христа и на спасение в Нем. Как апостол Иаков является проповедником правды, а евангелист Иоанн — любви Христовой, так ап. Петр есть по преимуществу апостол надежды христианской.

Исагогическая и толковательная литература о посланиях ап. Петра на западе очень значительна, таковы, напр., труды Hofmann ’а, Wiesinger ’а, Kühl ’а, Usteri , Sieffert ’а и др. В русской библиологической литературе нет специальной ученой монографии о посланиях св. ап. Петра. Но весьма ценные исагогико-экзегетические сведения о предмете содержатся в трудах 1) проф. прот. Д. И. Богдашевский . Послание св. Ап. Павла к Ефесянам . Киев, 1904; и 2) проф. О. И. Мищенко . Речи святого ап. Петра в книге Деяний Апостольских . Киев, 1907. Заслуживает также полного внимания брошюра епископа Георгия . Изъяснение труднейших мест первого послания св. апостола Петра . 1902. Ближе же всего изъяснению посланий ап. Петра, как и других соборных посланий, служит классический труд преосвящ. еп. Михаила. Толковый Апостол . Кн. 2-я. Изд. Киев, 1906. Имеют известное значение и "Общедоступные объяснения " соборных посланий архимандр. († архиеп.) Никанора . Казань, 1889.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Первое послание Иоанна , полное название «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» - книга Нового Завета .

Послание Иакова, Иуды, два послания Петра и три - Иоанна называют соборными посланиями, так как они, в отличие от посланий апостола Павла адресованы не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

История

Хотя автор послания не называет себя по имени, однако почти не вызывает сомнений, что оно написано автором Евангелия от Иоанна . Особенность построения фраз, склад мысли, именование воплощённого Бога Словом указывает на личность апостола Иоанна Богослова или того, кто написал от его имени Евангелие от Иоанна. Судя по всему, оно было написано в 90-х годах I века , почти сразу за Евангелием. Обращено послание к верующим малоазийских церквей.

Древнейшие из известных рукописей послания - Синайский и Ватиканский кодексы (IV век). Послание цитируют Поликарп Смирнский и Ириней Лионский . Клименту Александрийскому и Оригену из всех посланий Иоанна было известно только первое.

Основные темы

Главные темы послания - Любовь Бога и учение об Иисусе как о воплотившемся предвечном Слове Божием.

В пятой главе послания содержится один из самых спорных библейских текстов («Comma Johanneum ») - «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино». Эти слова отсутствуют в ранних библейских текстах и, вероятно, являются позднейшей вставкой, призванной подтвердить догмат о Троице .

  • Слово жизни ( -)
  • Бог есть свет ( -)
  • Христос-наш Ходатай перед Отцем, умилостивление за грехи наши.( -)
  • О последних временах и об антихристе ( -)
  • О пребывании в истине ( -)
  • Дети Божии ( -)
  • Любовь к ближнему ( -)
  • Духи истины и духи заблуждения ( -)
  • Бог есть любовь ( -)
  • О вере ( -)
  • О силе молитвы ( -)
  • Заключительные слова, подытоживающие послание ( -)

Известные фразы

  • «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы».
  • «Они вышли от нас, но не были наши».
  • «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх».
  • «Боящийся несовершен в любви».
  • «Бог есть любовь».

Напишите отзыв о статье "Первое послание Иоанна"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Первое послание Иоанна

«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.

Похожие статьи