Ограниченными возможностями здоровья 8 вида. Программа специального (коррекционного) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Извлечение из конвенции о правах ребенка

Образовательная программа специального (коррекционного) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Воронежской области

на 2013 – 2016 гг.
Пояснительная записка

Образовательная программа специального (коррекционного) образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлена на основе


  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Конвенции ООН о правах ребенка;

  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями»;

  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г., № 288;

  • Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  • Устава ФКОУ В(С)ОШ УФСИН России по Воронежской области.

  • Образовательной программы, утвержденной на педагогическом Совете школы 2 сентября 2013 года;

Образовательная программа–нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного.

Приоритетными направлениями развития данного вида образования являются:

Создание в школе атмосферы всеобщего уважения, доброты, интереса, терпимости, поощрения всякого успеха, условий для творчества, саморазвития, коллективного и индивидуального продвижения вперед;

Изучение индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся и педагогических систем с целью обеспечения комфортности образовательной среды;

Создание комплекса социально-образовательной реабилитации осужденных подростков с отклонениями в развитии;

Обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении.

Задачи школы:

Обеспечение дифференциации и индивидуализации коррекционно - образовательного процесса с учетом психофизических особенностей и возможностей детей;

Сотрудничество педколлектива школы и сотрудников ВК с целью максимальной социализации личности подростка;

Создание методической базы коррекционно-образовательного процесса в работе.

Расширение диапазона оказания реабилитационной помощи воспитанникам;

Поддержка жизнеобеспечивающих систем в режиме гарантированной стабильности, безопасности.

Основой организации учебного процесса в учреждениях является личностно-развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития.

Педагогический коллектив отчетливо представляет, что подростка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом, не менее важным является формирование его личности: опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, креативных умений в доступных и разнообразных видах деятельности.

Основной целью деятельности в 2013 - 2016 гг. педагогический коллектив школы считает:


создание оптимальных условий для развития механизмов продуктивного общения у учащихся и освоения ими моделей коммуникативного поведения, способствующих решению проблемы социальной адаптации каждого воспитанника в современном обществе.

Целями деятельности школы в 2013-2014 уч. году в специальном (коррекционном) образовании являются:
- коррекция отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки;

Формирование положительных личностных качеств;

Социальная адаптация и реабилитация подростков с ограниченными возможностями здоровья;

Развитие интеллекта, умений и навыков у обучающихся и воспитанников через организацию и проведение различных спортивных и культурно – массовых мероприятий, конкурсов и смотров.

Модель выпускника начальных классов


  • владеет основами знаний общеобразовательных предметов, имеющих практическую направленность, на уровне начальной школы;

  • владеет основами здорового образа жизни, имеет четкое представление о правилах ухода за собой.

  • имеет определенный уровень развития познавательных функций;

  • физическое развитие соответствует возрасту и психофизическому состоянию ребенка;

  • эмоционально – положительно воспринимает трудовую деятельность;

  • владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения, способен на адекватные ролевые отношения с педагогами (взрослыми).

Модель выпускника 9 - 12 классов


  • выпускник – это социально – адаптированная личность;

  • владеет основами знаний образовательных предметов, имеющих практическую направленность, умеет применять стандарт знаний в простых житейских ситуациях;

  • обучен приемам самообразования, способен осуществлять самооценку и самоконтроль;

  • ведение здорового образа жизни после освобожления, критичен, адекватен, соблюдает нормы и правила культурного поведения, умеет анализировать поступки;

  • владеет навыками самообслуживания, ведения домашнего хозяйства;

  • имеет достойный уровень развития познавательных функций, умеет бесконфликтно обращаться в различных ситуациях, противостоять негативному влиянию;

  • способен к осознанному профессиональному выбору;

  • физическое развитие соответствует возрасту;

  • подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и работе в условиях современного общества с учетом интересов, возможностей и состояния здоровья.

Цели и задачи учебно-воспитательного процесса


Название этапа

Классы,

Аспекты

Цели

Задачи

Начальное образование

1-4 классы

Образова-

тельный


1.Первичная диагностика и

адаптация воспитанников к условиям учебно-воспитательного процесса школы.

2.Формирование навыков письма, чтения, выполнение инструкций учителя.

3.Овладение основными навыками счета и измерений, уточнение знаний об окружающем мире. 5.Активизация словаря, формирование диалогической речи.


1.Продиагностировать обученность воспитанников.

2.Выявить педагогическую подготовленность ребёнка к обучению в начальных классах.

3.Формировать основы усвоения образовательных областей.

4.Формировать коммуникативную функцию речи, практическое и образное мышление, эмоционально-волевую сферу и личность воспитанника средствами рисования, музыки, физкультуры.


Общее образование

5-7 классы

1.Элементарная общеобразовательная подготовка, имеющая практическую направленность.

1.Обеспечение учащихся доступными системными знаниями основных образовательных областей.

2.Формирование у учащихся средствами образования практических умений, способствующих становлению их

личности и коррекции эмоционально-волевой сферы.


8-9 классы

2.Продолжение формирования и укрепления базы основных знаний, умений и навыков, расширение знаний об окружающем мире; развитие речи, её понятийной стороны: закрепление умений делать выводы и обобщения.

3.Развитие измерительных и вычислительных операций.



1.Сфорировать у учащихся современные представления об окружающем мире, научные элементарные понятия мировоззрения.

2.Развить навыки самостоятельной работы.

3.Углубить жизненно необходимые знания и умения, дающие возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.

4.Закрепить ранее изученные знания в соответствии с требованиями, определенными учебными программами, с учетом психофизических параметров личности учащихся.


Начальное образование

1-4 классы

Трудовой

1.Ознакомление воспитанников с видами труда.

2.Приобретение учащимися элементарных знаний и основных приёмов работы с бумагой, пластилином, тканью и др.


1.Форировать положительное отношение воспитанников к занятиям по труду.

2.Формировать трудовые действия осознанного выполнения приёмов работы на занятиях, на уроке, кружковой деятельности.



Общее образование

5-9 классы

1.Формирование у учащихся умений и навыков по соответствующему профилю трудового обучения.

2.Наращивание темпов работы и степени овладения трудовыми навыками.

3.Профконсультирование. Оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии с учётом диагностики.


1.Изучить динамику развития трудовых способностей учащихся.

2.Обеспечить учащихся доступными для них знаниями, профессиональными приёмами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия.

3.Развивать у школьников трудовые умения, повышающие их самостоятельность.

4.Формировать профессиональные навыки.



10-12 классы

1.Прогнозирование, создание условий и оказание помощи в жизнеобеспечении, трудоустройстве и социальной адаптации выпускников школы.

2.Профконсультирование учащихся.


1.Обеспечить профессионально-трудовое обучение в целях адаптации воспитанников к жизни и обществу, создать условия для осознанного выбора будущей профессии.

2.Сформировать профессиональные навыки.


Начальное звено

1-4 классы

Воспита-тельный

1.Выявление сохранных, потенциальных компенсаторных возможностей ребенка на основе диагностики.

2.Оказание необходимой помощи и поддержки детям в умении адаптироваться к условиям жизни в условиях школы.



1.Изучить поведенческие особенности воспитанников, их интересы и склонности.

2.Создать оптимальный учебный режим и санитарно-гигиенические условия, соответствующие психофизическим особенностям детей и обеспечивающие их развивающую деятельность и общение.

3.Разработать программы индивидуального сопровождения воспитанников с целью наиболее полной личностной самореализации и социальной адаптации.

4.Закрепить культурно-гигиенические навыки. Навыки самообслуживания.

5.Сформировать навыки здорового образа жизни, навыки безопасного поведения, заботы о благополучии окружающих людей.

6.Сформировать навыки послушания, умения адекватно реагировать на критические замечания взрослых и сверстников.

7.Изучать с детьми правила поведения в школе, на улице, в общественных местах.


Общее образование

5-12 классы

1.Изучение общественной направленности школьников. Выявление исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся.

2.Практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду, социальная адаптация и интеграция в общество.

3.Коррекция поведения и личностного развития.


1.С целью организации помощи учащимся на основе диагностики уровня воспитанности разработать программы индивидуального сопровождения.

2.Сформировать устойчивую потребность совершать правильные поступки и действия. Сформировать привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях, в частности, когда обстановка может провоцировать на не правильные поступки.

3.Воспитать потребность здорового образа жизни.

4.Сформировать положительные качества личности, навыки межличностного общения.

5.Сформировать навыки сознательной дисциплины и культуры поведения.

6.Сформировать умения правильно оценивать окружающих и самих себя.

7.Создать условия для саморазвития личности через творческую деятельность в группах, спортивных секциях, кружках, через общение воспитанников с педагогами и воспитателями.

Содержание образовательных предметов.
Образовательные области школьного учебного представлены государственными программами по русскому языку: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математике, природоведению и биологии, географии, истории Отечества и обществоведению, музыке и пению, изобразительному искусству, физкультуре. Коррекционный блок представлен, уроками по социально-бытовой ориентировке (СБО) и ОБЖ.
Письмо и развитие речи .

Учебный предмет, является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому языку – повысить уровень общего и речевого развития учащихся, прививать общепринятые нормы общественного поведения, научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Изучение раздела «Грамматика и правописание» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактивности самого учебного материала. У учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. По письму и развитию речи во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение»,»Связная речь». Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору слова. При изучении состава слова, основных грамматических категорий в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения в младших классах простого предложения на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме. Части речи изучаются в том объем, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучению построения предложений, связному и письменному высказыванию. Обучение навыкам делового письма осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки).
Чтение и развитие речи .
Учащиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов, расширение кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию детей с ограниченными возможностями здоровья произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.

В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь. Уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц и служат формированию читательской самостоятельности школьников.


Математика.
Задачи преподавания математики в школе состоят в том, чтобы:

Дать учащимся доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые им в дальнейшем помогут включаться в трудовую деятельность,

Использовать процесс математики для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитывать у учащихся целенаправленность терпеливость, работоспособность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца. Обучение математике носит предметно –практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессиональной подготовкой учащихся.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся.

На изучение геометрического материала в 5-9 классах из числа уроков математики выделяется один урок в неделю. В начальной школе геометрия органически вписываются в структуре уроков математике. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Самое серьезное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В младших классах вычисления осуществляются в пределах 100. Арифметические действия с переходом через разряд тщательно отрабатываются и устраиваются в пределах 20, 100. Такая система обучения позволяет школьникам осознанно выполнять все действия с большими числами в старших классах где они знакомятся с многозначными числами в пределах 1000000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку сравнивать, выделять классы, разряды. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умения проверять решения. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное место. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе.


Природоведение и биология.
Содержание курса предусматривает изучение элементарных сведений о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за ними, знакомятся с природой Ярославского края. Преподавание природоведения и биологии направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой, у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать причинно – следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
География.
Предмет дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания. Основной материал посвящен изучению географии России. В программе материал расположен по годам обучения: 6 кл. «Начальный курс физической географии». Учащиеся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. 7 кл.- «Природа нашей Родины», раздел посвящен изучению природы России и природы своего края. Изучение «География материков и океанов» -8 кл. позволяет затронуть проблемы взаимопонимания и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государственными, входившими в состав бывшего СССР, станами Азиатско –Тихоокеанического региона, государствами Европы и Северной Америки. Подбор материала в 9 классе «География России» предусматривает углубление и систематизацию, обобщение знаний о России.
История Отечества.
На уроках учащиеся знакомятся с наиболее значительными событиями из отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной, краеведческой. Исторический материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества. В рассказах по истории раскрываются традиции, трудовые и героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры служения своему Отечеству. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного краеведческой работе с использованием местного краеведческого материала. Завершает курс «История моей Родины» знакомство с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Обществознание.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного курса – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правильной и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

На уроках изучаются основные принципы правового государства. Учащиеся знакомятся с законодательной, исполнительной, судебной властью, изучают роль права в жизни человека, общества и государства, основные нормы морали. Тема «Конституция Российской Федерации» знакомит с основными устройствами Российской Федерации, дает представление о российском государстве как о целостной политико – правовой системе Тема «Права и обязанности России» носит практический характер, должна быть адаптирована к социальным и психическим потребностям учащегося коррекционной школы.


Музыка и пение .

Содержание программного содержания уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры: музыка народная и композиторская: детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты. Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально –хоровых навыков и умений учащихся. Классика, фольклор, современная песня – основа формирования вокально – хорового репертуара классного хора. В разделе «Слушание» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: доверительное общение с одноклассниками и учителем. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.


Изобразительное искусство .

Изобразительное искусство в процессе обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья большое значение. Программой предусмотрены четыре вида знаний: рисование с натуры (школьники учатся изображать разнообразные предметы, подобранные с учетом графических возможностей учащихся), декоративное рисование (составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов, параллельно учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно – прикладного искусства, получают сведения о примени узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву, кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта). Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей действительности и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Для бесед по изобразительному искусству выделяются специальные уроки, на которых уделяется особое внимание выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения, и его главную мысль. Изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которых направлено на развитие у учащихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию.

Физкультура.
Предмет имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), подвижные и спортивные игры, плавание. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащимися даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой, они овладевают спортивной ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С 1 по 7 классы в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с 5 по 9 - спортивные. На уроках физической культуры решаются следующие задачи:

Укрепление здоровья, физического развития, повышение работоспособности учащихся;

Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;

Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

Развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

Формирование навыков правильной осанки в статических позах в движении;

Усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках.
Трудовое обучение.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

Воспитание положительных качеств личности ученика,

Уважение к людям,

Формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, привитие интереса к труду.

Учебный материал распределен по годам обучения и предусматривает следующие виды труда:

Работа с пластилином,

Работа с природным материалом,

Работа с бумагой и картоном

Работа с текстильными материалами,

Работа с проволокой и металлоконструктором,

Работа с древесиной.

Коррекционный блок.
Социально-бытовая ориентировка (СБО).
Для более успешной социальной адаптации и реабилитации школьники, с ограниченными возможностями здоровья, в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой проблемы в значительной степени подчинены занятия по СБО (Y-IX классы), на которых осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития, то есть возможность посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыки обеспечения безопасности жизни (ОБЖ). Они обучаются приготовлению пищи, личной гигиене, уходу за одеждой и обувью. Школьники учатся убирать жилище, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально – бытовой ориентировки как учебных занятий способствуют формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближнем окружении. Дети усваивают морально – этические нормы поведения у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус.


Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Предмет изучается с первого по четвертый класс, на котором целенаправленно решается коррекция общего и речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. У них формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно – образное мышление. Школьники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать причинно –следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико – синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений природы, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.

Организация безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).


Ученик должен знать и понимать:


  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

Критерии, показатели (измерители) реализации образовательной программы.


Критерии и показатели

Способы измерения

1-4 классы

  • Показатели техники чтения.

  • Грамотное письмо.


  • Счетные умения.


  • Развитие речи.

  • Учебная мотивация.

3. Протекание процесса адаптации (уровень тревожности, эмоциональное напряжение.

4. Качество отношений между воспитанниками, выявление лидеров и отвергаемых.

5. Социальная направленность, потребности, интересы воспитанников.

6. Качество отношений воспитанников и родителей.

7. Адаптация воспитанников к социальным к условиям жизни.
5-9 классы


  • Грамотное письмо.

  • Показатели техники чтения.

  • Сформированность учебной деятельности (уровень программы).

  • Счетные умения.

  • Физическая подготовка и состояние здоровья.

  • Развитие речи.

  • Учебная мотивация.

  • Уровень самостоятельности.

  • Производительность труда.


1. Уровень развития познавательных интересов: память, восприятие, воображение, внимание, мышление.

2. Уровень развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей.

3. протекание процесса адаптации: (уровень тревожности, эмоциональное напряжение).

4. Качество отношений между учащимися, выявление лидеров и отвергаемых.

5. Социальная направленность, потребности, интересы учащихся.


6. Качество отношений учеников и родителей.

7. Трудоустройство учащихся после 9-го класса.

8. Адаптация учащихся к социальным условиям жизни.
9-12 классы


  • Учебная мотивация.

  • Уровень самостоятельности.

  • Производительность труда.

  • Умение ориентироваться в задании.

  • Умение анализировать свою работу. Соответствие ЗУН. квалификационным характеристикам.
1. Уровень развития познавательных интересов: память, восприятие, воображение, внимание, мышление.

2. Уровень развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей.

3. Качество отношений между учащимися, выявление лидеров и отвергаемых.

4. Социальная направленность, потребности, интересы учащихся.

5. Трудоустройство учащихся после 12-го класса.

6. Адаптация учащихся к социальным условиям жизни.


  • Проверка техники чтения (2 раза в год).

  • Диктанты.

  • Контрольные и срезовые работы на начало и конец учебного года, по четвертям.

  • Контрольные работы.

  • Данные медосмотров и динамика заболеваемости. Паспорт здоровья по годам.

  1. Психологические методики, тесты, наблюдение.

  1. Тестирование.

  1. Социометрические исследования.

  2. Наблюдение.

  3. Психологические опросники.

  1. Анкетирование.

  2. Статистика.

  • Диктанты.

  • Проверка техники чтения по всем классам (2 раза в год).




  • Экзамены.

Психологические методики.

Тестирование.

Данные наблюдений.


Тестирование.

Социометрические исследования, Анкетирование.

Анкетирование, тестирование.

Психологические опросники.

Наблюдения.

Анкетирование.

Статистика.


  • Контрольные и срезовые работы на начало и конец учебного года и по четвертям.

  • Контрольные работы, тестирование.

  • Самостоятельные работы на начало и конец учебного года по четвертям. Зачеты.

  • Экзамены.

  • Квалификационные характеристики.

  • Психологические опросники.

  • Наблюдения.

  • Анкетирование.

  • Статистика.

Особенности организации воспитательного процесса


Критерии и показатели

Способы измерения

  • Уровень сформированности навыков поведения учащихся.

  • Занятость учащихся в работе коррекционных групп, кружков, секций.

  • Включенность учащихся в специально организуемую воспитывающую деятельность и общение, отношение к деятельности, качество школьных отношений.

  • Участие в спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах.

  • Уровень подготовки учащихся к самостоятельной жизни, трудовой деятельности.

  • Качество отношений педагогов и воспитателей (доверительные отношения, оправданное ожидание, оказание помощи и поддержки и т.д.)

  • Графики.

  • Анализ списков кружков и секций.

  • Диагностика воспитанности.

  • Места и результаты.

  • Статистика.

  • Анкетирование

Измерительные материалы для осуществления

процедуры оценивания учеников.
Измерительные материалы составляются на основе тех показателей, которые отражены в планируемых результатах освоения образовательной программы. Для внутреннего оценивания школа отобрала такие инструменты измерений:


  1. Проверочные и контрольные работы.

  2. Тесты, составленные учителями на основе планируемых результатов освоения образовательной программы.

  3. Психологические тесты для личностной диагностики и диагностики познавательных способностей, соответствующие возрасту учащихся.

  4. Практические работы, творческие работы, проекты, входящие в состав тематического планирования учебных программ по предметам и по внеурочной деятельности.

Соотношение текущего и итогового оценивания


  • Внутреннее итоговое оценивание осуществляет администрация школы по окончанию каждого полугодия.

  • Текущее оценивание проводится учителем в классных журналах на бумажных носителях. Сравнительный анализ результатов текущего и итогового оценивания определяет целевую направленность коррекционных мер в организации и реализации образовательного процесса, дифференцированной и индивидуальной работы с учащимся.

  • На основании показателей успешности ученика, установленных внутренним оцениванием, на педагогическом совете принимается решение о переводе в следующий класс.

Особенности речевой деятельности ребенка с ОВЗ.

Развитие речи у детей 8 вида существенно отличается от нормы. В отечественной и зарубежной специальной литературе отмечается, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью овладевает речью значительно позднее своих нормально развивающихся сверстников. В частности, еще в работах М.С.Певзнер показано; что первые слова умственно отсталый ребенок начинает произносить в 3,4 и даже в 5 лет. Ребенок, отстающий в развитии не переходит к спонтанному лепету до 12 – 14 лет (в норме к 5,7 месяцам), первые слова произносятся в 2,5 – 5 лет (в норме в 10-12 месяцев). Кроме того, у/о дети позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, начинают употреблять предложения.

Таким образом, выявлено, что отставание в развитии речи начинается у них с младенчества. А в дошкольном возрасте – оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки ее развития: не развита предметная деятельность, которая лежит в основе смысловой стороны речи; отсутствует интерес к окружающему; не создана потребность в обучении; не сформированы фонематический слух и готовность артикуляции.

По отношению к игре речь не выполняют регулирующей и фиксирующей функций, не способствует планированию игры, не помогает развитию сюжетных ходов.

Для большинства детей с интеллектуальной недостаточностью развитие речи начинается только в возрасте после 3 – 4 лет. Фразовая речь у детей с интеллектуальной недостаточностью не достигает полноценного развития даже к школьному возрасту. Отчетливо проявляется слабая речевая активность, которая наблюдается на занятиях, в обучении друг с другом

Ребенку с интеллектуальной недостаточностью сложно выловить из сплетенного речевого потока взрослого, необходимую информацию. Затрудненное понимание чужих высказываний нарушает общение детей с окружающими, отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности. Словарный запас детей с отклонениями в умственном развитии растет медленно и включает в себя слова наиболее близкие и часто встречающиеся в его жизни и деятельности. Пассивный словарь дошкольника больше по своему объему, чем их активный словарь примерно в 2 раза. У детей с нарушением интеллекта длительно сохраняется ситуативное значение слова. Семантическая нагрузка слова у детей с отклонением в умственном развитии намного меньше, чем у нормально развивающихся детей того же возраста.

Позднее, чем у нормально развивающихся детей, у них идет развитие фонематического слуха. Слабое развитие фонематического слуха и недостаточная координированность движений речевых органов влияют друг на друга и задерживают развитие у детей с интеллектуальной недостаточность.

Дефекты звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся сверстников. В их основе лежит недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации звуков, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляционного аппарата, недоразвитие психологической базы речи. Ситуативное значение слова, недостаточная грамматическая оформленность речи, нарушение фонематического слуха и замедленность восприятия приводят к тому, что речь взрослого часто совсем не понимается ребенком с отклонениями в умственном развитии, либо понимается неточно и даже искаженно.

У детей с нарушением интеллекта обнаруживается неполноценность словесной регуляции в своих действиях. Речевые высказывания в процессе игры не отражают тех действий, которые они в то время производят. Речь и действие разорваны между ними нет связи, т.е. речь не выполняет ни планирующий, ни регулирующей функций, не отражает содержание игровых действий.

Детей с интеллектуальной недостаточностью трудно побудить к самостоятельности высказывания. Их речевая активность снижена. Дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности при словесной передаче содержания картин, они не проявляют достаточного интереса к заданию, почти не рассматривают картинки, не могут объяснить самостоятельно содержание изображения, а в ответах на вопросы взрослого перечисляют только названия отдельных предметов. Дети не могут понять и объяснить жесты, эмоциональные состояния изображенных предметов. Дети не могут понять и объяснить жесты, эмоциональное состояние изображений персонажей. Однако при условии особой организации коррекционно-воспитательного процесса ребенок с нарушением интеллекта способен воспринимать содержание картинки и словесно ее интерпретировать.

Таким образом, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается замедленное формирование речи, и качественное своеобразие и наличие большого количества речевых нарушений.

Недоразвитие речи представляет собой системное нарушение, охватывающее все стороны речи, что выражается в резком снижении речевой активности, бедности лексического запаса, неумение выражать свои впечатления, чувства, желания, стойкости нарушения лексического запаса, стойкость грамматических строк речи, грубое искажение звукопроизношения. При этом существенно страдает регулирующая, планирующая, обобщающая функция речи.

У детей 8 вида отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Анализ исследований показывает, что у этих детей оказываются несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а так же ее грамматического строя. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в двух направлениях – с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой – над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной), познавательной функции и функции регуляции деятельности.

Речевое развитие ребенка в значительной степени отстает от речевого развития нормального ребенка. В норме к 3 годам лексический запас достигает 10000 слов, а к 5 годам заканчивается в основном фонетическая сторона речи, формируется диалогическая и монологическая речь, нормальный ребенок пользуется речью во всех видах деятельности. У умственно отсталого ребенка речь появляется к 2 – 3 годам и позже.

Особенности речевого развития детей –ОВЗ.

  • Нарушение произносительной стороны речи;
  • Нарушение лексической стороны речи;
  • Нарушение семантической стороны речи;
  • Нарушения грамматического строя речи;
  • Нарушения со стороны использования речи как регулятора поведения.

Аграмматическая дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи - морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно отсталых детей. Они затрудняются в установлении логических и языковых связей между предложениями. Аграмматизмы на письме проявляются также в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий, в нарушении предложно- падежных конструкций, в нарушении согласования. При этой форме дисграфии наблюдаются также трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении.

Аграмматические дислексии и дисграфии связаны с недоразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. Логопедическая работа строится в следующих направлениях:

  • Уточнение и усложнение структуры предложения.
  • Развитие функций словоизменения.
  • Формирование навыков словообразования.
  • Развитие умений морфологического анализа слова.
  • Работа над однокоренными словами.
  • Закрепление грамматических форм в письменной речи.

Примерные задания:

  • Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки.
  • К названию одного предмета дописать названия 2, 3, 4, 5 предметов.
  • Письменные ответы на вопросы.
  • К названию большого предмета дописать название маленького предмета.
  • К названию предмета дописать название его цвета.
  • Дописать приставки в словах предложения.
  • К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, Какой? Какое? Какая?
  • Из слов, данных в беспорядке составить предложение.
  • Вставить в предложение слова вместо картинок.
  • Закончить предложение, подобрав нужное слово.
  • Добавить недостающую букву в глагольную форму.
  • Изменить словосочетание, данное в скобках.
  • К названию животного дописать название его детенышей.

Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно – падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее – предлоги над, из, около, за, перед, между, по.

Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

  • Рекомендуются картинки с различным пространственным расположением предметов.
  • Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда.

В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога.


Специальные образовательные учреждения предназначены для обучения , имеющих различные отклонения в развитии. Всего существует восемь видов таких школ. Для обучения неслышащих детей созданы коррекционные учреждения1-го вида. Специальные школы 2-го вида предназначены для обучения слабослышащих детей, имеющих частичную потерю слуха и разную степень недоразвития речи. Коррекционные школы 3-го и 4-го видов организованы для обучения, воспитания, коррекции отклонений в развитии , имеющих нарушения . В такие образовательные учреждения принимаются незрячие и слабовидящие дети, дети с амблиопией, косоглазием, со сложными сочетаний нарушений функций зрения, страдающие глазными заболеваниями, приводящими к слепоте.

Коррекционные школы 5-го вида предназначены , имеющих тяжелые речевые патологии, детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, с заиканием. Специальные образовательные учреждения 6-го вида созданы для обучения и воспитания детей с какими-либо нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, с ДЦП, деформациями опорно-двигательного аппарата. Специальные школы 7-го вида предназначены для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. При сохранных возможностях интеллектуального развития у таких детей наблюдается внимания, памяти, повышенная истощаемость, недостаточность темпа психических процессов, эмоциональная неустойчивость, несформированность произвольной регуляции деятельности. Коррекционные образовательные учреждения 8-го вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Коррекционные школы 8-го вида

Целью создания специальных образовательных учреждений 8-го вида является коррекция отклонений в развитии, а также социально-психологическая реабилитация для дальнейшей интеграции в общество. В таких школах создаются классы для детей, имеющих глубокую умственную отсталость, наполняемость таких классов не должна быть больше 8 человек. Ученики школ 8-го вида имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени обучение в этих образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме, позволяющей избежать катастроф социального характера. В небольшом объеме им дают академические знания, которые направляются на поддержание социализации. Дети с нарушенным интеллектом обучаются по специальной программе до 9-го класса. Те из них, кто может освоить рабочую профессию, занимаются, в дальнейшем, малоквалифицированным трудом.

- предназначены для детей с глубокими нарушениями слуха (глухота) .

Основная задача – научить глухого ребенка общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, тактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Коррекционные школы 2 вида

- для слабослышащих или поздноглохших детей .

Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Коррекционные школы 3 вида

Принимаются незрячие дети, а также дети с остротой зрения от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте .

Коррекционные школы 4 вида

- для детей с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции .

Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Коррекционные школы 5 вида

- предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию.

Основная цель школы – коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Коррекционные школы 6 вида

- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата .

В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется социально-трудовой адаптации воспитанников.

Коррекционные школы 7 вида

- принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития.

В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам обучения в начальной школе воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционные школы 8 вида

- детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе.

Цель обучения – социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Подробнее о коррекционных школах

Абсолютное большинство коррекционных школ имеют большую степень специализации и почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет и имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна.

Имеются также санаторные (лесные школы для хронически болеющих и ослабленных детей. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения финансируются соответствующим учредителем.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответственность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специального образовательного стандарта.

Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получают цензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образование, общее среднее образование).

Им выдается документ государственного образца, подтверждающий полученный уровень образования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием только с согласия родителей и по заключению (рекомендации) психолого-медико-педагогической комиссии.

Также, с согласия родителей и на основании заключения ПМПК ребенок может быть переведен внутри специальной школы в класс для детей с умственной отсталостью только после первого года обучения в ней.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого- медико -педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров.

Главные задачи таких классов - обеспечение элементарного начального образования, создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индивидуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обучения в обычную общеобразовательную школу органами управления образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключения ПМПК, а также в случае, если в общеобразовательной школе имеются необходимые условия для интегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты.

Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специальной школе охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

При необходимости дети получают медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание трудовой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенностей: территориальных, этнонациональных и культурных, от потребностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой деятельности.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих особые образовательные потребности, создаются специальные детские дома и школы-интернаты в соответствии с профилем нарушений в развитии. Преимущественно это детские дома и школы-интернаты для детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием и трудностями в обучении.

В случае, если ребенок не в состоянии посещать специальное (коррекционное) образовательное учреждение, организуется его обучение в домашних условиях.

Организация такого обучения определяется постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях» от 18 июля 1996 г. № 861.

Впоследнее время стали создаваться школы надомного обучения , персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения.

В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.

Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения.

К оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы.

Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ.

Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования.

В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи , привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.

Если ребенок с особыми образовательными потребности обучается на дому, органы управления образованием компенсируют родителям затраты на обучение в соответствии с государственными и местными нормативами финансирования обучения ребенка в соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Для обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков со сложными, с тяжелыми нарушениями в развитии, сопутствующими заболеваниями, а также для оказания им комплексной помощи создаются реабилитационные центры различных профилей.

Это могут быть центры: психолого - медико - педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др.

Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. В ряде центров ведет специальная образовательная деятельность.

Занятия в реабилитационных центрах строятся по программам индивидуального и. группового воспитания и обучения. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку.

Реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений д. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: вед коррекционно-педагогическую работу и консультирование.

Для оказания логопедической помощи детям дошкольной школьного возраста, имеющим отклонения в развитии речи обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения, работает логопедическая служба.

Это может быть введение штат образовательного учреждения должности учителя-логопеда; создание в структуре органа управления образованием логопедического кабинета или создание логопедического центра.

Наиболее широко распространенной формой стал логопедический пункт при общеобразовательном учреждении.

Основными задачами ее: деятельности являются: коррекция нарушений устной и письменной речи; своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями; распространение основных логопедических знаний среди педагогов и родителей. Занятия на логопедическом пункте проводятся как в свободное роков время, так и во время уроков (по согласованию с администрацией школы).

Дети с установленным диагнозом задержка психического развития и обучающиеся в классах коррекционно-развивающего обучения получают логопедическую помощь учителя-логопеда , прикрепленного к данному классу.

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Материалы по теме:

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый - со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП - детский церебральный паралич;

ЗПР - задержка психического развития;

ЗРР - задержка речевого развития;

ММД - минимальная мозговая дисфункция;

ОДА - опорно-двигательный аппарат;

ОНР - общее недоразвитие речи;

РДА - ранний детский аутизм;

СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего - относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I , II , III , IV , V , VI , VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент - дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия - это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия - это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений - научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы - от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» - до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» - произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно - с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное - трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение - как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение - это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования , а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся .

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.



Похожие статьи