Урок окружающего мира на тему: «Какие бывают растения. Интернет-урок по окружающему миру «Многообразие растений»

1. Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение. Проверь себя по учебнику.

2. Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
у хвойных растений листья в виде хвоинок.

3. Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: берёза, ель, сосна
б) Кустарники: малина, смородина, облепиха
в) Травы: одуванчик, колокольчик, ромашка

4. Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.


5 Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями. Проверь себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Раскрась на рисунке те травы, которые растут возле твоего дома.


В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ об одном из этих растений (по своему выбору). Подготовь устное сообщение.

6. Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Птичью гречиху часто называют «травой-муравой». Это растение можно встретить на улицах во дворах, на спортивных площадках. Ею питаются многие птицы.

А здесь наклей одну из своих фотографий, показывающих удивительную красоту растений.

Выполнила: Родина Ирина Александровна

МБОУ Ковылкинская «Гимназия №1»

учитель начальных классов

2016 г.

Класс: 2

Программа: Школа России.

А.А. Плешаков

Тема: Какие бывают растения

Цель: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией.

Планируемые результаты:

- предметные:

Формировать представление о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы.)

- развивающие (метапредметные):

Регулятивные УУД:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

развивать познавательную активность детей, интерес к изучению природы, внимание, память; отрабатывать умение безошибочно распределять растения на деревья, кустарники и травы, обучение выделению признаков растений; использовать модели для решения задач.

Коммуникативные УУД:

задавать вопросы; строить понятные высказывания, анализировать, делать выводы

формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;

развивать логическое мышление, используя игровые технологии.

- воспитательные (личностные):

Воспитывать бережное отношение к растениям, осознание значения растений для человека;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность принимать участие в обсуждении вопросов, оказывать помощь друг другу.

Ход урока:

Организационный момент.

Добрый день! Всем добрый день!

И работать нам не лень,

Мы друг к другу повернемся

И друг другу улыбнемся.

Пожелайте глазами и улыбкой удачи на уроке.

2. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку: Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший. Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек.

(Лес)

Сегодня на уроке мы совершим с вами прогулку по лесу. Совсем недавно закончилось лето. Все вы летом бывали в парке или в лесу. Давайте вспомним, что вы видели в лесу? (Ответы детей).

На доске с помощью цифр зашифровано слово. Отгадайте его

18,1,19,20,6,15,10,6 растение

Предположите, что на уроке мы будем изучать?

-Что вы уже знаете о растениях?

(У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена, есть комнатные растения и садовые и т.д.)

3. Самоопределение к деятельности

Хотите узнать еще, что-то новое о растениях?

Задание: У вас на парте лежат карточки с названием растений, распределите их на группы.

Дуб, береза, клен.

Орешник, смородина, шиповник.

Одуванчик, подорожник, клевер.

Вывод: на какие группы можно разделить все растения? (Травы, кустарники, деревья).

На какие группы можно разделить все растения? (деревья, кустарники, травы)

Итак, тема нашего урока - «Какие бывают растения?» Обратите внимание - название выражено вопросительным предложением. Это значит, что в конце урока каждый должен чётко ответить на этот вопрос.

Чтобы наш урок получился интересным и полезным, предлагаю вам стать исследователями. Вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу.

Мы будем работать группами. У каждой группы будет своё исследование. В результате работы мы должны будем ответить на вопросы: на какие группы разделены растения и какие признаки характерны для каждой группы.

1-я группа. «Травы» Кейс №1.

2-я группа. «Кустарники» Кейс №2.

3-я группа. «Деревья» Кейс №3.

4-я группа. « Значение растений. Охрана растений » Кейс №4.

Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которые нужно раскрыть. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа. Ученики первой группы расскажут нам о том, что такое травы, назовут признаки трав.

2 группа. Эта группа расскажет нам о кустарниках и их отличительных признаках.

3 группа. Третья группа расскажет о деревьях и признаках деревьев.

4 группа. Четвертая группа раскроет вопрос « Какое значение имеют растения для человека?»

На столах у вас лежат несколько источников информации и проекты выступлений. Изучив источники (на изучение дается 15 минут), вы должны будете заполнить пропуски в основных листах. Затем вы озвучите свои выступления.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Оценивать работу группы мы будем по 10-ти бальной шкале.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1:

Источник №2

А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», издательство «Просвещение», 2012, Стр.20, 44, 42

Источник №3:

Трава — это растение, у которого нет одревесневающих стеблей. Самое мощное и высокое травянистое растение — это банан, который часто считают деревом, однако его мощный стебель не является древесиной. У трав есть корень, стебель, листья и цветочная часть. А высота трав от нескольких сантиметров до нескольких метров, например, банан может вырастать до 6-7 метров.


Источник №4

Чаще всего к травам относятся растения, имеющие несколько видоизмененный побег. То есть побег должен включать стебель, листья и цветок. Так вот у трав могут наблюдаться не все структурные части. Зачастую стебель видоизменяется, листья приобретают такую форму и размеры, которые помогают максимально приспособиться к условиям окружающей среды. Цветок есть, конечно, у всех трав. Однако по размерам, форме и окраске они также весьма различны. Этот фактор будет зависеть от способа опыления конкретного вида растения. Дикорастущие травы - очень многочисленная группа, включающая представителей практически из всех известных семейств растений. Названия трав очень разнообразны.

Источник №5

Трава - имеет зеленые стебли;
Однолетние - растение, жизненный цикл которого, включая созревание, цветение и увядание, занимает один год. Пример — горох, цветная капуста, укроп;
Двулетние растения - травянистое растение, полный жизненный цикл которого составляет от 12 до 24 месяцев. В первый год у растения вырастают листья, стебли и корни, после чего оно впадает в состояние покоя на зимние месяцы. Во второй год растение цветет, а затем погибает;
Многолетние растение — растение, живущее более двух лет.

Источник №6

О целебных свойствах многих растений знали еще задолго до появления медицины. С их помощью наши предки лечили всевозможные болезни, при этом, не забывали копить свои знания и передавать из поколения в поколение рецепты чудодейственных средств, составляя «травники», «цветники». Благодаря им появились многие лекарственные препараты, ведь почти половину всех лекарств готовят на травяной основе. И сейчас, не смотря на то, что в любой аптеке можно купить средство практически от всех недомоганий, многие семьи занимаются сбором и заготовкой лекарственных растений.





Кейс №2

Источник №1

Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 56

Источник №2

А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», издательство «Просвещение», 2012, Стр.82

Источник №3

Кустарником называется растение, которое имеет изначально один деревянный ствол, но с самого молодого возраста приобретает еще несколько таких же стволов. То есть всего стволов получается достаточно много. Взрослым кустарником называется растение, которое имеет несколько равнозначных деревянных стволов, среди которых невозможно различить главный. Данные растения могут заметно отличаться по высоте. Так, например, черемуха - это достаточно высокий кустарник, напоминающий во многом уже настоящее дерево. А карликовая ива - это очень низкий цветущий кустарник, высота которого не превышает 5 см.


Источник №4

Кустарник — это многолетнее деревянистое растение, которое достигает в высоту 0,8-6 метров и не имеет ствола. Они бывают ягодные, например, земляника, жимолость, малина, крыжовник, облепиха, черная и красная смородина, рябина. Причем, ягодные кустарники могут расти повсюду, а вот плоды на них будут появляться только в том случае, если условия благоприятные. Но бывают и декоративные кустарники, без которых не обходится ни один сад, который они украшают и делают нарядным.

Средняя продолжительность жизни кустарника составляет 10-20 лет, но существуют и долговечные кустарники, например, айва японская. До 60 лет живет акация желтая (карагана древовидная), барбарис обыкновенный, дерен белый, а вереск обыкновенный живет около 30 лет. От 60 до 100 лет живет жимолость татарская. Между прочим, побеги малины живут всего два года, после плодоношения они отмирают, зимовать остаются только корни, которые весной дают новые побеги.

Источник №5

Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля (ствола). У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. По этому весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева.

Кустарники подразделяются на дикорастущие и культурные. Дикие кустарники растут в окружающей природе без помощи человека. Наиболее известны среди них вереск, акация, верба, волчье лыко (волчья ягода), дикая малина. Также к диким кустарникам относятся некоторые лесные ягоды, например, клюква и брусника.

Кейс №3

Источник №1

Учебник А.А. Плешаков. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, издательство «Просвещение», 2014. Стр. 56

Источник №2

А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», издательство «Просвещение», 2012, Стр.84

Источник №3

Дерево-многолетнее растение с одревесневающим прямостоячим главным стеблем - стволом. Деревья - самые крупные и самые долгоживущие из современных организмов. Рекордсмен по размерам - секвойядендрон (мамонтово дерево) «Генерал Шерман» из национального парка Секвойя в Калифорнии.


Источник №4

Классификация деревьев. В зависимости от вида листьев выделяют: Хвойные деревья. Листья у них жесткие игловидные или чешуйчатые, имеющие свойство круглый год сохранять насыщенный зеленый цвет и характерный яркий аромат (его можно почувствовать, размяв листик в руках). Смена листвы хотя и происходит, но совершенно не так заметно, как у лиственных деревьев. Хвойные растения меняют свою листву постепенно, в течение всей жизни. Кроме листвы, на таких деревьях вырастают шишки или можжевеловые ягоды. Что касается того, какие растения называют деревьями хвойными, то это, к примеру, кипарис, ель и сосна, лиственница, секвойя. Лиственные деревья. Их листья значительно более широкие, чем у хвойных. Старая листва осенью желтеет и после опадает (лиственные деревья как бы «уходят в спячку» на зимний период), на смену ей весной приходит новая.

Источник №5

В кратком описании каждого дерева можно узнать их особенности, как выглядит, где растет, возраст, интересные факты о дереве. Строение дерева - разделения дерева на основные части: корни, ствол, крона.

Источник №6

Корни дерева - его основа. Они кормят дерево, всасывая в себя растворенные в воде питательные вещества, а также удерживают его в вертикальном положении. Чем больше по размеру дерево, тем богаче его корневая система.

Ствол дерева - это как бы его корпус. По стволу проходят вверх все вещества, добытые корнями, от ствола же начинают отходить ветви. Важно отметить, что настоящее дерево имеет один ствол, а вот кустарники - несколько, пусть даже и крупных, стволов.

Ветки деревьев - опора для листьев; именно на ветвях образуются почки, из которых потом появляются листочки и цветы. Внутри них также проходят питательные вещества. Со временем ветви становятся более широкими и твердыми (одревесневают), а от них появляются новые ветви.

Листва дерева - это орган, который позволяет дереву обмениваться веществами с окружающей средой. Благодаря листьям дерево поглощает из воздуха вредный для человека углекислый газ, здесь же из него под действием солнечных лучей образуются органические вещества, и через листья дерево выделяет наружу кислород, которым мы дышим.

Все листья и ветви дерева образуют его крону - пышную шапку, которая дает тень и укрывает нас от дождя.

Кейс №4

Источник №1

Значение растений в природе и жизни человека. Как нам известно, все люди и животные дышат кислородом и выделяют углекислый газ. Количество углекислого газа в воздухе также увеличивается от сжигания топлива. А растения в свою очередь поглощают углекислый газ из воздуха на свету и выделяют кислород.

Кроме этого растения обогащают воздух кислородом, уменьшая количество углекислого газа. Ввиду того, что кислород является необходимым компонентом для жизни людей и животных, жизнь на Земле без зелёных растений была бы невозможна.

Чтобы обогатить города и сёла кислородом - проспекты, бульвары, улицы озеленяют. Люди высаживают деревья, кустарники, обустраивают парки, бульвары, цветники, газоны. В любом городе на планете стараются как можно больше насадить растений, которые так необходимы для сохранения здоровья населения. Учитывая то, что растения поглощают углекислый газ, они также выделяют в воздух кислород и некоторые газообразные вещества, которые задерживают пыль и уничтожают вредные для здоровья микробы.

Поэтому мы должны заботиться об охране наших растений, каждого листочка и приумножать зелёные насаждения, а точнее не забывать высаживать новые растения, ухаживать за ними, и охранять от повреждений.

Источник №3

Роль растений в природе

Невозможно представить себе окружающий мир без растений - наших верных и молчаливых зеленых друзей. Каждый глоток воздуха, каждая крошка пищи подарены нам растениями, они помогают нам почувствовать радость общения с природой, ее очарование и красоту. Ухаживая за безмолвными и прекрасными растениями, человек сам становится чище и добрее.

Зеленые растения создают на Земле условия для существования всех живых организмов. Они выделяют кислород, который необходим для дыхания, служат основным источником пищи для всех животных. Даже самый кровожадный хищник зависит от растений, которыми питаются его жертвы.

Покрывая Землю зеленым ковром, растения защищают и сохраняют ее. Заросли растений создают свой климат, более мягкий и более влажный, потому что листва противостоит иссушающему действию солнечных лучей. Корни растений скрепляют и удерживают почву. Там, где сохранился лес, поверхность Земли не обезображена оврагами.

Растения являются первоисточником существования, процветания и развития жизни на Земле и в первую очередь благодаря их свойству осуществлять фотосинтез. В процессе фотосинтеза зеленые растения из углекислого газа и воды создают органические вещества, служат источником ценных продуктов питания (зерна, овощей, плодов и т. д.), сырья для промышленности и строительства.

Источник №4

В настоящее время человек все активнее вмешивается в природные процессы, поэтому охрана окружающей среды является одной из самых важных проблем.

Наиболее серьезная мера сохранения растений — это охрана их местообитания. Для этого создаются заповедники, заказники, природные (национальные) парки. В отличие от заповедников на территории заказников охраняется не весь природный комплекс, а лишь та его часть, которая обеспечивает существование определенных растений и животных.

Большую роль в охране редких растений играют ботанические сады, опытные станции и другие подобные учреждения. В ботанических садах собраны живые коллекции редких растений; некоторые из них вводятся в культуру.

В последние годы в нашей стране были приняты важные законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий. Эти законы предусматривают ответственность руководителей сельскохозяйственных и промышленных производств, отдельных граждан за пользование землей, ее недрами, водой, воздухом, растительным и животным миром.

Источник №5

Растительный мир - это один из наиболее важных элементов окружающей нас среды.

Красная книга” - это сигнал, предупреждающий о том, что животные и растения того или иного вида находятся в опасности, что их надо особенно бережно охранять и что их добыча любыми способами запрещается. Это книга наших потерь, прошлых и настоящих. Не просто сигнал тревоги, а программа действий, направленных на сохранение ценных и редких животных, на увеличение их численности. Для этого и создаются заповедники, национальные парки, заказники - то есть особые охраняемые территории. Основная же задача “Красной книги” - рассказать о полезной роли животных и растений, познакомить читателя с редкими и исчезающими животными и указать основные мероприятия по их охране и воспроизводству.


6. Работа в группах.

Учитель выполняет роль консультанта.

7. Физкультминутка

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

8. Презентация выступлений.

Итак, ваша работа над выступлениями завершена, прошу одного представителя от каждой группы. По окончанию выступления можно задавать вопросы. (Дети выступают, защищают свои работы)

9. Подведение итогов. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы.

Наш урок подошел к концу.

- На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

- На какие группы делят растения?

- Назовите отличительные признаки каждой группы.

Рефлексия.

Вам понравилось работать в группе? Оцените свою работу в группе. Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Мне понравилось …

- Я могу использовать эти знания …

Как видите, жизнь человека тесно связана с растительным миром. Мы должны знать про него как можно больше. К сожалению, не все люди понимают значение растений: рвут дикорастущие травы, ломают деревья и кустарники, рубят деревья в лесах, забывая о том, что погубить растение недолго, а вырастить его — дело многих лет. К тому же, хозяйственная деятельность людей изменяет условиям жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят дома, роют карьер, на месте луга закладывают завод или фабрику. Много дикорастущих растений гибнет. Поэтому растения нуждаются в охране. Берегите и охраняйте природу!

Идите в лес в мороз и зной Любите лес, как дом родной! Он будет рад приветить вас И чем богат - всё вам отдаст. Лесной родник прильнёт к губам, Гриб-боровик к вам выйдет сам. Даст ягод луг, орехов - кедр, Зелёный друг богат и щедр. Идите в лес в мороз и зной, Храните лес, как дом родной!

Домашнее задание.

Дома вы ещё раз повторите пройденную тему по учебнику. Для тех, кто хочет знать ещё больше, - дополнительное задание: подготовить сообщение о каком-либо растении.

Спасибо за урок!

Содержание. Виды растений:

  1. Зеленые водоросли
  2. Мохобразные
  3. Папортники
  4. Хвойные
  5. Цветковые
  6. Из каких частей состоят растения

Крайне сложно представить нашу планету без растений …

2.Мохообразные

Мохообразные растут во влажных местах. Количество мхов насчитывается более 27 тыс. видов .

Печёночные мхи распространены в большинстве своём в тропиках. Такой вид, как м оховидные можно встретить даже в… Антарктиде.

3.Папоротники

К самому известному и богатому в видовом плане относится отдел папоротникообразных, проще – , которых насчитывается около 11 тыс. видов .

Каждый знаком с этим растением с детства, вот только далеко не все знают то, что некоторые виды папоротников можно употреблять даже в пищу (при грамотном подходе).

4. Хвойные

Это вид семенных растений, у которых развитие семян происходит в шишках. На Земле меньше 1000 разных видов хвойных растений.

К хвойным растениям относятся - сосны, ели, можжевельники и др. У них листьями являются хвоинки, а на месте плодов у этих растений шишки с семенами - орешками.

5.Цветковые

Эти растения – самые распространённые в мире. Их насчитывается более 280-290 тыс . видов. Цветковыми, эти растения называются потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена.

Цветковые имеют не только , но еще плоды, корни, стебли и листья.

Интересное: дети далеко не с ранних лет узнают о том, что оказывается и растения бывают … «хищниками».

Действительно, таких видов плотоядных (насекомоядных) растений насчитывается более 600. Множество насекомых, маленьких животных попадают в специальные «ловушки» (липкие, в форме клешни, капканов, кувшинов) этих растений.
А на территории нашей страны пальму первенства в этом отношении можно отдать Drósera rotundifólia - Росянке круглолистной.

А «охотится» растение следующим образом: оно выделяет особенную липкую жидкость - по краям своих листьев. А уже насекомое, которому не посчастливилось сесть на листок и становится «прилипшей» жертвой…

К какому виду относятся эти растения?

Из каких основных частей состоят растения:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.
  4. Цветки.
  5. Плоды с семенами.

Ещё среди наших далёких предков принято было разделять живые организмы на растения и животных.

Восемь царств живых организмов

(хотя споры учёных по этому поводу не утихают и до сих пор):

  • растения,
  • животны,
  • грибы,
  • одноклеточные организмы, без ядра - называются археи,
  • одноклеточные организмы «первейшие» - это протисты,
  • двухклеточные организмы, одна клетка в которых находится внутри другой - хромисты,
  • вирусы,
  • бактерии.

Так что не стоит полностью соотносить грибы с растениями, как это делают многие.

Задумайтесь перед сном о том, как выглядела наша планета миллионы-миллиарды лет назад. И может, произойдёт чудо - вы увидите первозданное великолепие растительного мира во всей его красе!

Многие растения обладают удивительными полезными свойствами: ,

Слайд 2

Цели проекта:

узнать почему растения так названы; откуда пришли к нам эти названия; беречь и сохранять окружающую нас природу.

Слайд 3

Задачи проекта:

Изучить названия растений. Проанализировать их названия. Показать свое отношение к природе как объекту ценности.

Слайд 4

План проекта

Посещение библиотеки. Изучение литературы о растениях: энциклопедий о окружающем мире, научных статей о природе, толковых словарей. Поиск информации в Интернете.

Слайд 5

ГипотезаНазвания растений связаны с какими – то их особенностями.

  • Слайд 6

    Кто не знает малину?

    Ягоды ее и вкусны, и душисты, и очень полезны. Мама при простуде всегда дает мне чай с малиной. Но почему она названа малиной? Я присмотрелась к этой ягоде и заметила, что она состоит из маленьких сросшихся ягодок. Возможно, от «мал», «малый», «маленький» и образовалось это название. В то же время можно предположить, что название растению дала малиновая окраска ягод. А может быть, название краски пошло от малины? Я считаю, что первое название является наиболее точным, так как эта ягода состоит из отдельных маленьких ягодок, внутри которых находятся косточки - семена.

    Слайд 7

    Первоцвет весенний.

    Без объяснений понятно для меня происхождение названия растения первоцвет весенний: одним из первых зацветает ранней весной. Но оказывается, у этого растения есть и другие названия. Примула, что в переводе с латинского означает «первый». Ключики – соцветие растения повислое, напоминает связку ключей.

    Слайд 8

    Названия, произошедшие от их запахов.

    Для многих растений источником названия стали издаваемые ими запахи: душица, медуница, ландыш. В церкви священник проходит между людьми с ладанником, в котором горит смола африканского растения, издающего сильный приятный запах. Эту смолу стали называть «ладьнъ», затем - ландыш. Достаточно было небольшого преобразования старого слова «ладьнъ», чтобы получился ландыш.

    Слайд 9

    А вот одно из теневыносливых растений –кислица.

    Кислица – маленькое, хрупкое растение, которое едва возвышается над почвой. Листья кислицы имеют характерную форму: каждый из них состоит из трех частей и похож на лист клевера. Отсюда происходит само название растения – кислица. Кислый вкус листьев объясняется тем, что оно может быть хорошим заменителем щавеля.

    Слайд 10

    Растения наших водоемов.

    Кубышка. Чуть поднимаясь над поверхностью воды, они привлекают внимание своей яркой окраской. В цветке пять крупных лепестков и много мелких такой же окраски. Тычинок большое количество, а пестик только один. Форма его очень характерна – он напоминает колбу с очень коротким горлышком- кубышку. После цветения пестик разрастается, сохраняя свою оригинальную форму. Внутри завязи созревают семена.

    Слайд 11

    Кувшинкабелая.А нежные бутоны действительно похожи на кувшины. Кувшинки – это очень древние растения, а приспособление опускаться под воду появилось у них еще в те времена, когда климат на Земле был не таким как сейчас. Тогда нередко летними ночами случались заморозки. А под водой они не страшны. Сейчас во время цветения кувшинок заморозков не бывает. Климат стал другим, а приспособление осталось, кувшинки прячутся под воду.

    Слайд 12

    Еще очень интересное название – «чилим». Его называют «живым ископаемым». Жителям нашей области хорошо известно плавающее на поверхности воды растение с ромбическими листочками- водяной орех или чилим. Латинское название «трапа». Оно происходит от того, что купающиеся острыми выростами ореха, часто накалывают кожу, попадая как бы в капкан. Это растение еще за тысячи лет до появления первой лодки, построенной человеком, изобрело живой якорь. Растения наших водоемов.

    Слайд 13

    Полынь – одно из древнейших лекарственных растений

    Полынь существует белая и черная. У нас в Астраханской области встречаются оба этих вида. В старинных песнях о тяжелой доле нередко упоминается полынь. Это понятно, ведь не найти травы горче ее. Недаром существует поговорка: «Горька, как полынь». Полынь – одно из древнейших лекарственных растений. Войска Петра 1 во время похода в Персию за ночь потеряли свыше 500 лошадей. Они отправились под Кизляр, где лошади

    Слайд 14

    Полынь – одно из древнейших лекарственных растений.

    отравились полынью. Полынь ядовита летом, а зимой ее охотно поедает скот. Мелкие листья, большое количество ароматического масла, опушенные листья – все это способствует ее выживанию. Я сделала предположение, что название ее произошло от слова «поле», хотя она встречается в степи и пустыне.

    Слайд 15

    Пограничники на посту.

    Много вязов растет на улицах наших городов, сел. Все они верой и правдой служат людям, давая кислород, тень, такую нужную в летние знойные дни. У вяза мелкие зубчатые листочки, которые задерживают воду, не отдают ее солнцу. Радуют своей зеленью вязы, которые растут и у нашей школы. Только ничего это дерево не вяжет. А произошло его название от слова «вязнуть». Даже сырые дрова из вяза хорошо горят. Но наколоть дрова из вяза не так-то просто. Ударишь изо всех силы по вязовому полену топором. А оно не расколется, да еще топор увязнет в полене так, что немало надо приложить сил, чтобы его освободить.

    Слайд 16

    Тамариск – гребенщик или биссерник.

    Тамариск – гребенщик или биссерник, удивительно выносливое растение. Его назвали по имени реки Тамарикс, протекавшей в горах Пиренеях. У нас этот кустарник невысокий с тонкими поникшими ветвями и ажурной кроной. Окраска листьев меняется: весной изумрудно-зеленая, летом- сизая. Интересно цветение тамарикса. У одних цветы имеют форму кистей, а у других – метелки, образующиеся на концах растущих ветвей. Растут эти растения и у нашей школы, радуя нас весной своими цветами-гребешками.

    Слайд 17

    ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ, ПРОИЗОШЕДШИЕ ОТ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ.

    Майкоп – столица Республики Адыгея – в переводе с адыгейского «яблоневое место», Форментера– Средиземноморский остров - в переводе с каталонского «остров пшеницы», Караганда – город в Казахстане – в переводе с казахского «место, где растет караган (кустарниковая акация), Мацусима – архипелаг у тихоокеанского побережья Японии из сотен островков, покрытых соснами с причудливо изогнутыми стволами – в переводе с японского «сосновые острова», Кипр – островное государство в Средиземном море – греческое название острова «Кипрос» дано ему за рощи кипариса, Аддис-Абеба – столица Эфиопии – в переводе с амхарского «Новый Цветок».

    Слайд 18

    Это должны все знать!

    Все эти растения требуют бережного отношения. Каждый из нас должен помнить, что сорванный цветок – это десятки погибших в ваших руках будущих растений. Вместе с цветком вы уничтожили и будущие семена растений. Настоящий любитель природы никогда не позволит себе сломать ветку, сорвать цветок, загрязнять природу, уничтожать ее. Каждая встреча с природой для меня – это новые открытия, это настоящий праздник познания. Охрана растительного мира – дело чрезвычайно важное, которое требует принятия срочных мер по защите наших зеленых друзей.

    Слайд 19

    Астраханская область расположена в двух природных зонах: полупустыне и пустыне. Поэтому растительный покров беден, его нужно беречь и преумножать, изучать его особенности. Опасность полного уничтожения нависла сейчас не только над видами растений, но и над целыми растительными сообществами. Не допустить их гибели очень важно. Нам еще неизвестны все полезные свойства каждого из существующих в природе видов растений. Наш астраханский писатель В.А.Хлебников еще в 1924 году писал: «Каждая форма хранит в себе тайны для будущих поколений и, будучи истреблена, уносит эти тайны навсегда». Уже по одной этой причине нельзя допустить, чтобы из общего фонда флоры был потерян хотя бы один вид.

    Слайд 20

    Для себя я сделала выводы:

    Что многие названия ведут начало из древних языков, обычаев и быта разных народов. Другие связаны с историческими событиями, с именами известных людей, с местом обитания и с какими-то особенностями растений. Исследуя происхождения названий можно попутно узнать очень много интересного. Часто бывает, что толкований одного и того же названия несколько. Каждое интересно. Но я в своей работе постаралась доказать, какое название мне кажется наиболее точным и почему.

    Слайд 21

    ЛИТЕРАТУРА:

    З.А.Клепинина «Тайны окружающего мира». Издательство «Ювента», 2005 г. В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины.» М., «Просвещение», 1989 г. К.Н.Благосклонов «Рассказ о Красной книге. М.», «Просвещение», 1898 г. С.А.Кивонтов « Загадки о растениях. М.», «Просвещение», 1989 г. Б.Н.Гребенщиков «Астраханский государственный заповедник.» Ниж. Волжское изд., 1970 г. www.greeninfo.ru

    Посмотреть все слайды

    9. крылатка (семя с крыльями) Например, семя клёна, ясени.

    10. Гесперидий . Это плоды у всех цитрусовых.

    Классификация плодов…

    Классификация - это порядок вещей, явлений, разделение по каким-либо важным признакам.

    Попробуем угадать плоды…



    А здесь можно узнать о самых необычных плодах. .

    Животное съедает плод вместе с семечком, которое защищено оболочкой и сохраняется в желудке невредимым. Потом животное перемещается на другое место и теряет семечко на землю вместе с помётом. Помёт удобряет землю, и семя со временем прорастает…

    Выращиваем растение….

    Как растёт яблоня…

    Как растёт одуванчик…

    Наблюдаем как растут томаты-черри

    Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
    – Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
    Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»
    – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
    – Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

    А кроме того я самый красивый из Вас…
    А какой чудесный аромат исходит от меня…
    – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.
    Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.

    Какие растения растут на нашей планете? Их множество. В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов! Все эти виды растений в зависимости от их строения они объединили в классы или группы:

    • цветковые
    • хвойные
    • водоросли
    • лишайники
    • мхи
    • папоротники
    • плауны
    • хвощ

    Самые распространённые наземные растения — цветковые . Почему их так назвали?…. Верно, у них есть не только листья, стебель и корень, но и цветок. Теперь вы знаете какое значение у растения имеет цветок. Какое?….Верно, на месте цветка созревает плод, который служит для защиты и расселения семян.

    Все цветковые растения можно разделить ещё на: деревья, кустарники и травы. Посмотрите на рисунки, назовите отличие…

    дерево

















































    кустарник


    травы



    Верно, отличаются они стеблем.

    Дерево — это многолетнее растение с одревесневшим стеблем — стволом. В свою очередь, деревья можно разделить на лиственные (берёза, тополь, липа и др.) и хвойные (ель, сосна, пихта и др.). Подробнее .

    Кустарники в отличие от деревьев имеют несколько или много крепких одревесневших стеблей. Например, сирень, шиповник, малина, смородина, барбарис.

    Трава - это растение, у которого нет одревесневающих стеблей. У травы мягкий однолетний стебель. Самое мощное и высокое травянистое растение - это банан, который часто считают деревом, однако его мощный стебель не является древесиной.


    Хвойные растения названы от слова «хвоя» - это листья иглообразной формы. Семена хвойных деревьев развиваются в шишках. Хвойные встречаются в основном деревья. Их ещё называют «вечнозелёные». Вы знаете почему? Подробнее .

    Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвощи и плауны их относят к «низшим» растениям. Они очень похожи на обычные травы. Но эти растения отличаются от трав по своему строению и другим признакам.

    мох

    лишайник

    хвощ

    плаун



    папоротник


    Водоросли. Это самые первые растения, которые появились на Земле. Они могут быть микроскопическими, но могут быть и очень крупными экземплярами до 20-30 метров. Водоросли не имеют корней, стеблей и листьев. Их тело состоит из слоевища, которое может иметь много выростков. Цветков, а следовательно плодов и семян, у них тоже нет. А размножаются они, как все «низшие» растения — спорами. Водоросли бывают одноклеточными, то есть состоящие из одной клетки (планктон).

    Тело водоросли с помощью особых образований может закрепиться на грунте, а может и совершенно свободно плавать в воде (саргассы).


    У всех представителей этих групп не бывает цветков, а значит, не может быть плодов и семян. В спорах почти нет питательных семян, поэтому они небольшие и лёгкие.


    Споры разносятся водой и ветром. Вот почему споровые растения предпочитают селиться во влажных местах, где они могут размножаться.

    А теперь познакомимся с самыми необычными растениями мира…

    Раффлезия состоит только из одной лишь части – из цветка. Без сомнения, раффлезия это самый большой цветок на планете, достигающий в диаметре около 2-х метров. Однако полюбоваться этим растением не так просто. Дело в том, что помимо своей красоты, цветок создает очень неприятный запах гниющей плоти. Этот запах очень привлекает мух. Муха садится на поверхность цветка, вываливается в пыльце и возвращается восвояси. По пути она встречает другой такой же цветок и таким образом происходит опыление.




    Аморфофаллус гигантский или Цветок-труп. Второй по величине цветок в мире после раффлезии. Это растение точно также источает омерзительный запах тухлых яиц и гниющего мяса. И все по той же причине — привлечь насекомых для опыления. Если вы хоть раз в своей жизни увидите, как цветет аморфофаллус гигантский, то считайте, что вы счастливчик. Растение живет 40 лет, но цветет за свою жизнь всего пару раз. Это растение носит титул «Самый вонючий цветок в мире».

    Вельвичия. Мало того, что этот «цветочек» может 5 лет жить без дождей, получая необходимую влагу лишь из атмосферы. Так еще и продолжительность его жизни от 400 до 2000 лет. Облик этого растения довольно странный — на поверхности находятся два огромных листа, со временем они становятся все более бесформенными, и в конце концов непонятно на что похожими. Произрастает вельвичия лишь в районах Намибии, где из-за туманов влажность воздуха очень велика. Жители этих мест говорят, что побеги вельвичии пригодны в пищу, если их запечь в костре.


    Драконово дерево. Странный вид этого дерева не является его главной отличительной чертой. Растение, произрастающее на Канарских островах получило свою известность благодаря древесному соку, который имеет красный цвет, как настоящая человеческая кровь. Эта так называемая «кровь» использовалась для лечения многих болезней.


    Поркупинский томат растёт на Мадагаскаре полутораметровое чудовище, листья которого покрыты устрашающего вида колючками оранжевого цвета. У этого шипастого чуда-юда невероятно красивые фиолетовые цветки, которыми он приманивает к себе своих жертв: и вот вы уже наклоняетесь, чтобы сорвать один из них и оказываетесь насажанными на “смертоносные” шипы. Они колючие и ядовитые.


    Рука Будды. По сути, это странного вида лимон, в котором зачастую кроме кожуры ничего и нет. Фруктина привлекает восточные народы не только необычным внешним видом, но и своими ароматическими свойствами: в Японии из него заваривают чай, а в Китае хранят дома в качестве талисмана, который приносит в дому удачу, счастье, отгоняет всякую нечисть и дарует долголетие. Еще из этих лимоновых щупалец делают варенье, мармелад и пахнущие фиалками духи.
    Почему назвали «Рука Будды», спросите вы? Традиционно считается, что Будда может хитро заворачивать, сворачивать и переворачивать свои пальцы вовремя молитвы и в такие моменты его руки очень похожи на эти монстровидные лимончики.


    Китайский мышецвет. Матушка природа потрудилась на славу в попытке создать самое жуткое и вместе с тем отвратительное растение, наделив его всеми отличительными признаками летучей мыши и добавив для верности пучок жгутовидных щупалец.


    Кукольные глазки. Это необычное растение получило название “кукольные глазки”. Никакими особенностями, кроме своего внешнего вида данное растение не обладает.


    В далекой и жаркой Латинской Америке растет удивительное дерево с красивым названием Джаботикаба . Дважды в год его стволы и ветви покрываются сначала маленькими белыми соцветиями, издалека похожими на тополиный пух, а затем крошечными зелеными ягодками размером с виноградины. Эти зеленые ягодки постепенно созревают и превращаются в темно-синие или бордовые спелые плоды.


    Молочное» дерево растет в странах Центральной и Южной Америки. Это невысокие деревья с блестящими и толстыми листьями с несъедобными плодами. Местные жители употребляют сок этого растения как молоко. Но вытекает оно из дерева достаточно медленно: из одного надреза за 1 час вытекает 1 литр сока. К тому же употреблять этот напиток нужно сразу, так как он быстро портится.
    При кипячении сока на его поверхности выделяется воск, идущий на изготовление свечей и жевательной резинки.

    «Хлебное дерево» вырастает примерно до 20-26 метров в высоту, листья его большие и толстые. Но не за рост его уважают. И не за толщину. Хлебное дерево приносит до 200 плодов за сезон. И является одним из самых урожайных деревьев, тем более что каждая булка хлеба весит 3-4 килограмма. Эти плоды являются основным продуктом питания для жителей тропических островов. Плоды едят и жареными, и печёными, и варёными. На вкус эта еда – что-то среднее между картошкой и хлебом. Причём жареный плод хлебного дерева похож на – свежий хлеб. Отсюда и название.




    «Колбасное» дерево растёт на территории Африки. На высоких деревьях растут несъедобные плоды, которые очень напоминают колбасу. Эти деревья называются кигелиями , или «колбасными» деревьями .

    Плоды кигелии совершенно несъедобны. Увесистые колбаски могут достигать в дину полуметра, но едят их разве что гиппопотамы, и попугаи выковыривают семена.

    Местные жители используют колбасное дерево как угодно, но только не в пищу. Его плоды настолько твердые, что, если просушить их, могут служит топливом. Из отвара плодов готовят краситель красного цвета. Из плодов изготавливают украшения, посуду и чашки.


    Великий баньян - дерево с самой большой в мире площадью кроны. Растёт в Индии. Баньян, или, как его еще называют, дерево-лес, имеет не один, а тысячи стволов.


    «Конфетное» дерево растет в лесах тропической Америки. Внешне оно очень похоже на липу, с большим количеством цветов, богатых нектаром. В конце осени на дереве созревают «конфеты» – высохшие серые стручки, которые содержат до 50 % сахара и по вкусу очень похожи на изюм.


    В Индии произрастает растение калир-канда , которое еще называют Обмани желудок. Съев 1-2 листочка его, человек чувствует сытость на протяжении целой недели, несмотря на то, что в них нет никаких питательных веществ!

    В южноамериканских странах растёт кустарник стевия , в листьях которого содержится вещество, напоминающее сахарин. Оно более чем в 300 раз слаще сахара.

    А чемпионом среди сверхсладких растений является кустарник кетемф , который растет в тропических лесах Западной Африки. Из него получено самое сладкое в мире вещество - тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на тонну воды!


    В тропических лесах Западной Африки произрастает кустарник синсепалум дульцификум . Его красные ягоды имеют удивительное свойство - влиять на вкусовые ощущения человека. Если пожевать перед едой несколько этих мелких ягод, с вкусом начнут происходить чудеса: кислый лимон покажется слаще апельсина, а сахар - горьким. Этот эффект сохраняется примерно час.

    Кувшинка Виктория регия была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как «самое большое цветковое растение на земле».

    Пушечное дерево , так как плоды очень похожи на ядра, а звук, который они издают при падении, схож с разрывом снаряда. Находиться под этим деревом очень опасно, плоды весят по несколько килограммов, а диаметр достигает до тридцати сантиметров.





  • Похожие статьи

    • Салат "цезарь" с пекинской капустой и курицей Цезарь с курицей и пекинской рецепт

      Салат "Цезарь" уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Салат является малокалорийным, но при этом очень вкусным и сочным! Каждая хозяйка подстраивает его под вкусы своей семьи и я не являюсь исключением. Поэтому поделюсь нашим любимым...

    • Крабовый салат с капустой и кукурузой Салат капуста крабовые палочки кукуруза огурец

      Предлагаем вашему вниманию безумно вкусный салат «Свежесть» с капустой. Легкий овощной салат без майонеза несложный в приготовлении, а в результате получается очень эффектным и вкусным! Пальчики оближешь! Нотку свежести салату придаст...

    • Щи с рыбными консервами в мультиварке

      Щи бывают разные, один из вариантов – рыбные. Это блюдо намного легче мясного, но не такое пустое, как вегетарианский суп. Также оно отличается особенным ароматом. Попробуйте приготовить! Кто знает, может рыбные щи понравятся домочадцам,...

    • Королева пентаклей в таро: значение карты в раскладах

      Финансовое благополучие, стабильность, плодородие и уверенность – вот что олицетворяет карта Таро Королева пентаклей.Выпадая в гадании, она предвещает успех во всех начинаниях и реализацию задуманного. Анализировать значение этой карты в...

    • Фигуры людей и человекоподобных существ

      О том, как гадать на кофейной гуще мы уже Вам рассказали. Если вы читали о процессе приготовления к гаданию, и об истории, то здесь можно сделать два вывода. Во-первых, гадание на кофейной гуще не было исконно русским гаданием, скажем на...

    • Что представляет собой вексель сбербанка

      Развитие фондового рынка в России и возникающие трудности в оплате между различными агентами и контрагентами малого бизнеса стали предпосылками для появления значительного интереса к покупке векселей. Это документ, содержащий долговое...