"человек отражается в своих поступках". Классный час «Как научиться управлять собой» (урок самовоспитания) Классный час учись управлять собой

Классный час

« Поведение при конфликте?»

1 .Зашли – при входе берём Сердечки (желтые и зеленые)

Желтый – внутренний Зеленый – внешний (напротив друг друга)

2 . «Круг»

Внешний круг (зеленый) Шаг вправо – поздоровайтесь!

Шаг вправо – улыбнитесь!

3. «ПРИТЧА»

Сели на места по группам (по цвету и номеру)

Прежде, чем вы узнаете тему нашего классного часа послушайте притчу

«Отец и сын»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек.

У него не было друзей,так как он всё время со всеми ссорился.Пришёл юноша к отцу и сказал: «Отец,почему со мной никто не дружит?»

Старик дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева и обидит кого-нибудь, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

Ау кого из вас в последнее время было много конфликтов? Кто кого обидел? (Забить гвозди –гвоздь вынули, а след остался )

Вывод : Да, действительно, все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

В совместной деятельности присутствует мнение как минимум двух сторон и мнений, которые не всегда совпадают.

Как вы считаете, к чему может привести несовпадение мнений?

(предположения участников)

Вы правы, речь идет о конфликте.

Актуальна ли эта тема для нашего класса?

Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликт» и вы получите возможность научиться вести себя в конфликтной ситуации.

4 . «Работа с ПОНЯТИЕМ «КОНФЛИКТ»» по группам

Разделимся на творческие группы и поработаем с понятиями,

близкими термину «Конфликт»

1 группа

2 группа

объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком

Подберите синонимы к слову “конфликтовать”.

3 группа

Объяснит, что мы называем « конфликтной ситуацией »

ЗАДАНИЕ

1 группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком ”?

2 группа подберёт синоним к слову “ конфликтовать”.

3 группа объяснит, что мы называем « конфликтной ситуацией »

Вывод: Конфликт это столкновение интересов , которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми .

И, как в любом столкновении, в конфликте нет победителей. Плохо, как правило, бывает всем.

5. «СТРАТЕГИИ»

Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология .

Теперь я вам расскажу о стратегиях разрешения конфликтов.

С тратегия - это ваше поведения , для достижения своих целей .

Их всего 4:

Приспособление

Избегание

Сотрудничество

Соперничество

6. «РАБОТА С КАРТОЧКАМИ В ГРУППАХ»

У конфликта всегда как минимум две стороны. Разрешение этого конфликта зависит от того, готовы ли конфликтующие пойти навстречу друг другу. Мы будем выходить выход из конфликтной ситуации, используя одну из стратегий.

Предлагаю поиграть в игру “ Контакты и конфликты” .

Решение ситуаций .

Ситуация 1. Надя долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной работе не готовилась. Во время контрольной работы у Нади и Наташи один вариант. Наташа просит Надю дать возможность списать её решение. Наде обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать. Как правильно поступить Наде?

1)Дать списать.

2) Сказать, что сама не решила(хотя Надя задачу решила).

3)Сказать, чтобы думала сама.

4)Подсказать ход решения, но само решение не давать.

Ситуация 1. (обсуждение 2 мин.) Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
1) будете плакать; 2) пожалуетесь учителю; 3) ударите его; 4) сделаете ему замечание; 5) можно своё мнение .

Ситуация 3. Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями . Что делать?

Все вы вели себя по-разному.

7 . «ПРИЧИНЫ»

Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех похожие

Назовите причины конфликтов: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться. На доске

Причины

Несовпадение целей, желаний.

Неуважение к другим

Неумение общаться

Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?

В чем же вред конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

8 . «ПРАВИЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Прочитайте правила предупреждения конфликтов. (слайд 7)

Правила предупреждения конфликтов:

    Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.

    В споре будь сдержан и тактичен.

    Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.

    Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

9 .СУНДУК « ПОДАРОК - ПОЖЕЛАНИЕ »

Здесь, в сундучке « С частья », для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.

(Каждый находит листок, на оборотной стороне которого написано пожелание.

Пожелания

Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

В споре умей выслушивать собеседника до конца

Уважай чувства других людей

Любую проблему можно решить.

Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

Не сердись, улыбнись.

Начни свой день с улыбки.

Будь уверен в себе.

Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

Взгляни на своего обидчика - может, ему просто нужна твоя помощь

Будь обаятелен и добр.

Извинись, если ты не прав.

Не забывай выражать свою благодарность.

Выполняй свои обещания.

Уметь ставить себя на место другого, посочувствовать, договариться.

Не критикуй постоянно других

Внимательно выслушивай мнение других людей

Научись уступать друг другу, не всегда настаивают на своем.

В споре будь сдержан и тактичен

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе

Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.

10. Рефлексия

В начале нашего общения мы стояли в кругу. Предлагаю и завершить наше общение в теперь уже дружеском кругу.

Встать в 2 круга: внешний и внутренний. Лицом друг к другу.

Внешний круг (зеленый)

Всем хочется стать чуточку лучше. Это знает каждый по себе

Один из способов - умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.

Шаг вправо – поблагодарите друг друга за общение!

Шаг вправо – комплимент!

Шаг вправо – обнимитесь!

Итоги.

Учитель : Ребята, давайте подведем итог занятия.

Вспомним, какие з адачи ставили:

1. Узнать, что такое конфликт?

2 .Как вести себя в конфликтной ситуации. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора)

Учитель : Как вы думаете помогут вам новые знания избегать конфликтов?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Помните - человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии.

А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

Закончить наше общение хочется словами Максима Горького :

«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

«Умение владеть собой»

Всякая эмоция непроизвольна, если она искренна.

Марк Твен.

Раздражительность и несдержанность – это главные враги общения, поэтому необходимо учиться с ними бороться. Умение усмирять свои эмоции и порывы не появляется само по себе, для того чтобы постичь искусство самообладания, нужно приложить немало усилий.

ОВЛАДЕВАЕМ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, ЭМОЦИЯМИ

К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию - агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки. Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение. К сожалению, в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, которые вызывают у нас гнев и раздражение. Грубость по отношению к нам может вызвать ответную реакцию - агрессию. Обиженный человек в большинстве случаев не способен полностью анализировать свои действия, поэтому в эмоционально нестабильном состоянии мы очень часто совершаем несвойственные нам поступки. Причиной раздражительности не обязательно становятся внешние факторы. В некоторых случаях человек становится не в меру агрессивным, когда у него просто плохое настроение.

КАК НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СПОКОЙНЫМ

Разные по характеру и темпераменту люди проявляют негативные эмоции не одинаково. Одни выражают негодование бурно, устраивая настоящий скандал, другие высказывают претензии более сдержанно. Но в любом случае, негативные эмоции оказывают деструктивное воздействие на того, кто утратил контроль над собой. Многие люди пытаются подавлять гнев, ярость, раздражение и злобу, но это не решает саму проблему. Отрицательные эмоции рано или поздно выплеснутся наружу, а если их долго сдерживать, то произойдет это с удвоенной силой. Единственный правильный путь к спокойствию – научиться управлять своими переживаниями.

Если вам нанесли оскорбление, не отвечайте тем же. Постарайтесь успокоиться, сосчитайте до 10 – за это время вы остынете, и желание вступать в конфликт пропадет само собой. Одним из проявлений сильного гнева является учащение пульса и дыхания, поэтому, чтобы успокоиться постарайтесь сделать несколько глубоких вдохов. Подумайте о чем-нибудь хорошем, направьте свои мысли в позитивное русло. Не давайте негативным эмоциям управлять вами. Выясните причину того, что именно вас раздражает и постарайтесь ее устранить. Учитесь правильно выражать свои чувства. Не бойтесь спокойно рассказывать окружающим о наболевшем. Старайтесь не замечать мелкие недостатки, не стоит придираться к деталям. Не совершайте опрометчивых поступков под воздействием эмоций. Скорее всего, когда вы успокоитесь, то сильно пожалеете о содеянном. Старайтесь общаться вежливо не только с посторонними, но и с близкими людьми. Относитесь терпимо к недостаткам окружающих. Делая замечание, старайтесь выбирать слова так, чтобы не обидеть человека. Мысленно станьте на сторону собеседника. Это поможет вам лучше понять мотивы поведения оппонента. Возможно, он не хотел вас обидеть, просто вы сделали неправильные выводы. Перенаправьте сильные эмоции, например, займитесь спортом. В тренажерном зале вы быстрее забудете о своих обидах. Старайтесь проводить как можно больше времени на свежем воздухе. Прогулки помогают справиться со стрессом.

Волнение - это естественное состояние любого человека, которому небезразлично то, что он делает. Поэтому рекомендация совсем не волноваться равносильна рекомендации вообще не дышать. Другое дело, когда волнение чрезмерно и необходимо справляться с ним, когда оно мешает работе. Кроме того, существует взаимосвязь между уровнем мотивации и результативностью действий, которая проявляется в следующем: чем больше вы хотите и стараетесь сделать что-то, тем лучше вначале результат. Далее вы хотите этого еще больше, сильнее беспокоитесь, то есть теряете спокойствие, и результативность перестает расти, оставаясь на прежнем уровне. Затем вам невыносимо, буквально «позарез», хочется достигнуть желаемого результата. При этом вы начинаете так волноваться, что вас бросает в дрожь от одной мысли потерпеть крах, и в итоге продуктивность будет только падать. Чем больше вы боитесь совершить ошибку, тем больше вероятность, что она произойдет. В спорте это называется «предстартовой лихорадкой» - так переживал, что «сгорел» на старте. В психологии - «самопрограммируемым пророчеством» (self-fulfilling prophecy): столько думал и тревожился о возможной неудаче, что в конечном итоге воплотил ее в жизнь. То есть, решение сложных задач не достигается при слишком завышенной мотивации, если она порождает сильное волнение и страх перед ошибкой. Тот же закон диалектики - крайность переходит в свою противоположность. Поэтому избавляться нужно не вообще от эмоций, а от деструктивных чувств. Необходимо «сбивать» излишнюю мотивацию как повышенную температуру, говоря себе: «Это мелочь по сравнению с мировой революцией».

Существуют две стратегии поведения.

Одна направлена на стремление избежать ошибок и неудач. Как только ошибка происходит, человек может остановиться на этом, опасаясь двигаться вперед. Особенно если дальше сложнее и вероятность неудач возрастает. Иногда развитие на этом вообще может прекратиться. Другая стратегия - стремление достичь цели, независимо от того, сколько будет неудач на пути, действуя по принципу: «Смеется тот, кто смеется последним». Данная стратегия продуктивней. Процесс любой учебы - это уменьшение количества ошибок. Приступив к освоению чего-либо, вначале мы делаем массу ошибок, а затем, благодаря длительным упражнениям, постепенно совершаем их все меньше и меньше, достигая в итоге того, что хотели.

Вывод:

не бойтесь сделать ошибку, дайте себе право на нее, и тогда, как ни странно, этих ошибок будет гораздо меньше либо они вовсе исчезнут. Потому что все внимание и энергия будут направлены не на боязнь неудачи, а на успешное выполнение задачи. Страх и боль - вестники опасности, и благо, что они есть. Однако они должны быть вашими помощниками, а не врагами. Когда вы не решаетесь на что-то, вы опасаетесь последствий, которые могут наступить. Одна из особенностей страха - это тревога о том, что может произойти, однако не происходит сейчас, когда вы боитесь. То есть в момент нерешительности и опасений вы испытываете страх перед несуществующей пока действительностью. Конечно, вы можете сослаться на предыдущий негативный опыт, если он есть. Однако речь идет не о повторе ошибок, а их преодолении и поиске возможностей для этого. Наступают на одни и те же грабли потому, что каждый раз действуют по одной и той же некогда сложившейся «программе». Привычка - вторая натура, действующая автоматически. Поэтому учитывайте: не мир делает нас, а наше понимание и отношение к нему.

Когда говорят «Хочу, но не знаю как», то за этим можно проследить похожую цепочку: Плохо ищете → значит, нет большого желания → к тому же сделать предстоит многое, а вдруг не получится, то есть вдруг я «не смогу» → тогда зачем мне это, которое я «не хочу» → потому что «боюсь», что это ударит по моему самолюбию и уверенности в себе.

В итоге программа «хождения по кругу» срабатывает вновь. Часто не осознавая этого, человек находит объяснения своих поступков, являющиеся, по сути, самооправданиями своих поступков, то есть защитными реакциями. Кто действительно хочет что-то сделать, ищет пути и средства, кто не хочет - ищет причины невозможности этого. Кстати, лень бывает разная, и одна из ее разновидностей состоит в том, чтобы оттянуть время, откладывая самое трудное на потом, чтобы укрепить уверенность в себе и волю к достижению цели. И это нормально, если, конечно, не затягивается надолго, потому что когда-то надо все-таки действовать.

Слова «надо» и «должен» также стоит проанализировать

По большому счету, вы никому не должны в этой жизни, кроме самого себя. Смените внутреннюю установку «Я должен (а)» на «Я хочу», «Я предпочитаю это». Считайте, что вы добровольно занимаетесь полезным и в то же время непростым делом - тренировкой своей воли к победе для выполнения того, что хотите. Тогда воля станет не насилием над собой, а усилием и средством в достижении цели, которая ставится вами в результате свободного выбора. Усилия - это труд, то есть преодоление трудностей, потому что вы знаете, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При этом вас никто не заставляет, вы сами принимаете решение пойти на это, то есть самостоятельно распоряжаетесь своей судьбой, а не плывете по течению «волн жизни». А то, что предстоят трудности, - это естественно. Потому и возникает «боязнь» перед мыслью, что вдруг это не получится.

Подведем итог. Истинное «хочу» - это когда вы добровольно желаете то, что действительно является для вас потребностью. Если вы потом начинаете искать сострадания окружающих в качестве подтверждения, что это сложно, тем самым вы собираете оправдания для прекращения своей деятельности. Тогда четко осознайте - это нужно вам, а не другим. С другой стороны, следует подчеркнуть: истинное «не хочу» - выражение самостоятельности личности, когда вам это на самом деле не надо. Тогда нет никаких оснований для переживаний и чувства неполноценности.

В целом начинать надо, конечно, с самопознания. Плохо понимаете себя - плохо будете разбираться в других людях. Не уважаете себя - не будете уважать окружающих. Человек есть мера всех вещей, как отмечали классики. Эту меру и определите для себя.

Прежде чем приступить к освоению способов саморегуляции, определите свои слабые стороны, то есть какие отрицательные эмоции чаще всего охватывают вас на работе и что порождает их: наглость клиентов, их неуступчивость, излишняя разговорчивость, критика в ваш адрес и др. Здесь как в медицине: сначала диагноз, а потом лечение. Физиологические показатели потери самообладания являются очевидными и знакомыми. Это сердцебиение, покраснение или побледнение лица, сжатие кулаков, болевой спазм в животе, дрожание рук, головокружение, внезапное потоотделение, «комок» в горле, сухость во рту и др. Чем серьезней вы хотите получить результат самообладания и личностного роста, тем больше необходимо затратить труда.

Практикум . Цель - освоить один из способов преодоления нерешительности и страха последствий. Когда вы опасаетесь за что-то, попробуйте выполнить следующее:

Напишите все последствия, которых вы больше всего боитесь. Это называется объективизацией мысли. Одно дело, что у вас в голове, и другое, когда вы выплеснете это на бумагу и посмотрите со стороны. Перечислите самое страшное, что может произойти, если ваши опасения сбудутся. После этого ответьте себе на основной вопрос: «Живы останетесь?» Если «да», то это - самое главное.

Поэтому следующий шаг - подумайте и запишите, что конкретно вы будете делать в каждом из возможных негативных исходов. Как будете действовать, чтобы справиться с ними?

Дополнительно проанализируйте, есть ли другой способ решения, иные варианты подхода к проблеме, кроме тех, которые вы сейчас обдумывайте. Если нет, то тогда что можно заранее либо сейчас предпринять, чтобы уменьшить ожидаемые последствия или даже избежать их?

В заключение взвесьте, что лучше: решиться на то, что пугает, принять объективные обстоятельства, четко зная, что произойдет, как при этом поступите, что сделаете заранее, либо ничего не предпринимать. Чувство неопределенности - одно из самых неприятных, тем более нет гарантий, что не станет еще хуже. Любое продуманное и спланированное действие гораздо продуктивней, чем бездействие.

ПОСЛОВИЦЫ об отношении человека к жизни, людям, к самому себе:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна; - Лучше жить бедняком, чем жить со стыдом; - Не хлебом единым жив человек; - Не в деньгах счастье;
- Кому счастье служит, тот ни о чем не тужит; - Где счастье родиться, там и зависть плодится; - Кто хорошо живет, тот долго живет; -Жизнь прожить, не поле перейти; - Бояться несчастья и счастья не видать; - Деньги - дело наживное;

Только тот не ошибается, кто ничего не делает;
- Береженого Бог бережет;
- На Бога надейся, а сам не оплошай;
- Не зная броду, не суйся в воду;
- Всяк сам своего счастья кузнец;
- Хочу - половина могу;
- Сам пропадай, а товарища выручай;
- Хочешь себе добра- не делай зла;
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
- Доброе братство лучше богатства;
- Без труда нет добра;

Тестирование
ТЕСТ №1 – Паутина (О тебе настоящем).

На картине изображена паутина. Возьмите карандаш и нарисуйте паука и двух мух. Одна муха должна увязнуть в паутине, другая- остаться вне ее.

Если вы первым нарисовали ПАУКА, то вы –адекватный, деятельный, решительный человек. Вы владеете эмоциями и прислушиваетесь к голосу разума.
Если первой вы нарисовали МУХУ в ПАУТИНЕ, можно предположить, что вы- человек пассивный и не всегда адекватно воспринимаете информацию, склонны к рефлексии либо в настоящее время пребываете в состоянии стресса.
Если вы первой нарисовали МУХУ вне паутины, ваша позиция-наблюдательная, и ваша адекватность может «не сработать» в момент, когда нужно действовать на свой страх и риск. Вы предпочитаете ждать и не любите сюрпризов.
Если все фигуры РАВНО УДАЛЕНЫ друг от друга, вы адекватно воспринимаете жизнь. Вам приходилось как полностью контролировать обстоятельства, так и бывать ее безвольной жертвой.
Если МУХА РЯДОМ С ПАУКОМ, вы воспринимаете жизнь как борьбу. Вам редко удается расслабиться, потому что жизнь редко представляла вам шансы просто плыть по течению.
Если РЯДОМ ОКАЗАЛОСЬ МУХИ, это говорит о вашем желании выпутаться из любой ситуации, полагаясь на советы близких или друзей. Вы всегда ищете себе союзников и, как правило, находите их.

ТЕСТ №2 - Нарисуйте дом (твой психологический портрет)

Нарисуйте то, что сразу же возникнет в вашем воображении при упоминании слова «дом».

ГОРОДСКОЙ ДОМ
Речь идет о многоэтажном здании. Его мало кто рисует. Потому что большинство пытается изобразить иной «идеальный» дом. Этот же рисунок позволяет судить о чертах сухого, замкнутого человека, склонного сосредоточиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делиться.
НЕБОЛЬШОЙ НИЗКИЙ ДОМ
Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нем обычно не находит ничего приятного.
ЗАМОК
Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение человека, который обычно не успевает справляться со своими обязанностями.
ПРОСТОРНЫЙ СЕЛЬСКИЙ ДОМ
Он означает необходимость расширения своей жилплощади. Если человек, который рисует такой дом, бездетен, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность создать семью, растить детей. Если дом окружает неприступная железная ограда, то это, скорее всего, говорит о замкнутом характере. Если вокруг дома «живая изгородь», то это означает обратное - доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.

ДВЕРИ
Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо- о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Закрытая - замкнутость. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой человек не так легко идет на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии, иногда даже чрезмерном.

ОКНА
Огромное окно, скорее всего, говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон с решетками, ставнями -показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни давать, ни принимать что-либо от других.
ТРУБЫ
Отсутствие на рисунке трубы -признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но это черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом – признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Интернет – ресурсы:

1. lie.kz

2.Умение владеть собой. Гeннaдий Aлeкcaндрoвич Poзoв, кандидат психологических наук, бизнес-тренер.

Министерство образования и науки

Донецкой Народной Республики

«Комсомольский индустриальный техникум»

Воспитательный час:

"Умей владеть собой"

Классный руководитель гр. ТЭЭО-14

Кулага Т. Ф.

Классный час "Умей владеть собой"

Цель : научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.

Ход кл. часа.

(Звучит спокойная музыка)

Ведущий: Добрый день, уважаемые десятиклассники. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей "деловой встречи", которая так и называется "Умей владеть собой" стоит проблема эмоционального стресса и неврозов.

Почему мы об этом сегодня говорим? Я хочу задать этот вопрос врачу невропатологу.

Итак, почему сегодня необходимо говорить о вопросах по профилактике неврозов и эмоциональных стрессов?

Врач: Дело в том, что любая жизненная ситуация - болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.

Ведущий: Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Врач: Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.

Ведущий: Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да - 3, очень часто - 2, иногда - 0, редко - 0.

2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.

3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?

4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.

5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа - 0, 2 часа -0, 1 час - 0, 0,5 часа -2, минуты - 4.

6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да - 4, часто - 3, в зависимости от обстоятельств - 2, редко - 1.

7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да - 5, часто - 4, спешу - 1,никогда - 0.

8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да - 3, часто - 2, иногда - 0, редко - 0.

9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да - 5, часто - 4, иногда - 3, редко - 1.

10. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень - 5, часто - 4, случается - 3, иногда - 0.

12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1.

13.Любите ли вы давать советы?

Да - 4, часто - 3. иногда - 1, редко - 0.

14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда - 3. часто - 2, редко - 3, никогда - 0.

15.Как Вы говорите?

Торопливо - 3, быстро - 2, спокойно -0, медленно - 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. - нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. - нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. - вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б - если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Ведущий: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Второй этап - "Физминутка".

Ведущий: Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.

Физзарядка в полчаса

Может сделать чудеса.

Коль устал ты не на шутку,

Проведем физкультминутку.

Ведущий: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.

Третий этап - "Здоровая душа - душа здоровья".

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: "Веселый человек всегда выздоравливает". Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации - это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд - "смелые"

2 ряд - "ловкие"

3 ряд - "находчивые"

Цель: "Смех - дело серьезное" - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию - вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: "Что стоишь, как корова?"

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: "Откуда появился этот неопознанный объект"?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: "Не голова, а дом Советов".

Вопрос на засыпку: "Почему у бублика дырка в виде круглика?"

Вам приз - связка баранок.

Четвертый этап - "Умей владеть собой"

Это поможет усвоить вам 7 заповедей.

Прошу приготовиться командам.

Внимание, кроссворд!

1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)

2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое - нанести душевную боль другому человеку. (гнев)

3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)

4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем - это облегчит ваше положение. (страх)

5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)

6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)

Ведущий: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово "стресс".

На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!

Умейте владеть собой!

Цель:

  • развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  • научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
  • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
  • выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
  • активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа.

  • Подготовить аудиторию.
  • Разделить группу студентов на 3 микрогруппы.
  • Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
  • Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
  • Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др.
  • Провести анкетирование студентов на коммуникативную толерантность.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  • Компьютер, проектор, презентация классного часа.
  • На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске).
  • Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.
  • На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя .

Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

Вопросы для обсуждения:

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? Вот что говорят результаты анкетирования, проведенного в нашей группе.

Результаты анкетирования студентов. (Проанализировать диаграммы ответов учащихся).

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

– Как вы считаете, девочки, знаете ли Вы себя?

– Давайте сейчас это и проверим.

Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

Задание № 2. Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
  2. Когда от меня требуют послушания, я …
  3. Когда меня просят не грубить, я …
  4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
  5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
  6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
  7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
  8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
  9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
  10. Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
  11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

Задание № 3. «Улови настроение группы».

Трем студентам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, студенты должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе).

Вопросы студентам:

  • Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов?
  • По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить?

Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

Трем студентам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Студентам предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому студенту необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1 . После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

Вопросы студентам:

  • Согласны ли вы соблюдать их?
  • Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил
  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы студентов).

– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

Формы раздаточного материалы и варианты оформления класса в

Цель:

развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

Задача:

Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

Развивать самосознание подростков;

Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

Упражнение «Угадай»

Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

Тяжело было показать свои эмоции?

Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

Ситуации:

Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

Вас кто-то очень обидел.

Упражнение «Стакан»

Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

Упражнение «Дыхание»

Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

Упражнение «Сердитые шарики»

Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

Варианты заданий:

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

Обсуждение:

Вам было интересно это упражнение?

Что вы поняли?

История «кусок хлеба»

Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

Обсуждение:

Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

Как относятся к таким людям в социальной среде?

Упражнение «Эмоция по кругу»

Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.



Похожие статьи