Соглашение о заключении нового союзного договора. Попытка заключения нового союзного договора. Завершение распада и ликвидация властных структур ссср

Утром 18 августа 1991 года в киоски многих городов СССР поступил в продажу обычный выпуск еженедельника "Московские новости", в котором был опубликован проект Договора о Союзе Суверенных Государств, подписание которого было намечено на 20 августа.

В этом же номере были напечатаны предваряющая текст Договора редакционная заметка "Об этом мечтал Сахаров?" и обращение председателя Государственного банка СССР В.Геращенко к Совету Федерации и Верховным Советам республик "Госбанк предупреждает: Рубль в опасности".

А предваряя текст самого Договора, редакция "МН" сообщала:

"Публикуемый документ до сих пор хранится в секрете.

Тем не менее объявлено, что первоначальное согласие между участниками ново-огаревских переговоров достигнуто и через несколько дней - 20 августа - его подпишут первые республики. Публикуя договор, «Московские новости» исходят из главного: общественное обсуждение определяющего судьбу миллионов людей документа должно начаться как можно раньше. Предлагаем читателям Союзный договор, согласованный 23 июля 1991 года".

ДОГОВОР О СОЮЗЕ СУВЕРЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

Государства, подписавшие настоящий Договор, исходя из провозглашенных ими Деклараций о государственном суверенитете и признавая право наций на самоопределение; учитывая близость исторических судеб своих народов и выполняя их волю к сохранению и обновлению Союза, выраженную на референдуме 17 марта 1991 года; стремясь жить в дружбе и согласии, обеспечивая равноправное сотрудничество; желая создать условия для всестороннего развития каждой личности и надежные гарантии ее прав и свобод; заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии народов, взаимообогащении национальных культур, обеспечении общей безопасности; извлекая уроки из прошлого и принимая во внимание изменения в жизни страны и во всем мире, решили на новых началах построить свои отношения в Союзе и договорились о нижеследующем.

I
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ


Первое.
Каждая республика - участница Договора - является суверенным государством. Союз Советских Суверенных Республик (СССР) - суверенное федеративное демократическое государство, образованное в результате объединения равноправных республик и осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора.

Второе. Государства, образующие Союз, сохраняют за собой право на самостоятельное решение всех вопросов своего развития, гарантируя равные политические права и возможности социально-экономического и культурного развития всем народам, проживающим на их территории. Участники Договора будут исходить из сочетания общечеловеческих и национальных ценностей, решительно выступать против расизма, шовинизма, национализма, любых попыток ограничения прав народов.

Третье. Государства, образующие Союз, считают важнейшим принципом приоритет прав человека в соответствии со всеобщей Декларацией прав человека ООН, другими общепризнанными нормами международного права. Всем гражданам гарантируются возможности изучения и использования родного языка, беспрепятственный доступ к информации, свобода вероисповедания, другие политические, социально-экономические, личные права и свободы.

Четвертое. Государства, образующие Союз, видят важнейшее условие свободы и благосостояния народа и каждого человека в формировании гражданского общества. Они будут стремиться к удовлетворению потребностей людей на основе свободного выбора форм собственности и методов хозяйствования, развития общесоюзного рынка, реализации принципов социальной справедливости и защищенности.

Пятое. Государства, образующие Союз, обладают всей полнотой политической власти, самостоятельно определяют свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов власти и управления. Они могут делегировать часть своих полномочий другим государствам - участникам Договора, в состав которых входят.

Участники Договора признают общим фундаментальным принципом демократию, основанную на народном представительстве и прямом волеизъявлении народов, стремятся к созданию правового государства, которое служило бы гарантом против любых тенденций к тоталитаризму и произволу.

Шестое. Государства, образующие Союз, считают одной из важнейших задач сохранение и развитие национальных традиций, государственную поддержку образования, здравоохранения, науки и культуры. Они будут содействовать интенсивному обмену и взаимообогащению гуманистическими духовными ценностями и достижениями народов Союза и всего мира.

Седьмое. Союз Советских Суверенных Республик выступает в международных отношениях в качестве суверенного государства, субъекта международного права - преемника Союза Советских Социалистических Республик. Его главными целями на международной арене являются прочный мир, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения, сотрудничество государств и солидарность народов в решении глобальных проблем человечества.

Государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества. Они вправе устанавливать непосредственные дипломатические, консульские связи и торговые отношения с иностранными государствами, обмениваться с ними полномочными представительствами, заключать международные договоры и участвовать в деятельности международных организаций, не ущемляя интересы каждого из союзных государств и их общие интересы, не нарушая международные обязательства Союза.

II
УСТРОЙСТВО СОЮЗА

Статья 1. Членство в Союзе

Членство государств в Союзе является добровольным. Государства, образующие Союз, входят в него непосредственно либо в составе других государств. Это не ущемляет их прав и не освобождает от обязанностей по Договору. Все они обладают равными правами и несут равные обязанности. Отношения между государствами, одно из которых входит в состав другого, регулируются договорами между ними, Конституцией государства, в которое оно входит, и Конституцией СССР. В РСФСР - федеративным или иным договором, Конституцией СССР. Союз открыт для вступления в него других демократических государств, признающих Договор. Государства, образующие Союз, сохраняют право свободного выхода из него в порядке, установленном участниками Договора и закрепленном в Конституции и законах Союза.

Статья 2. Гражданство Союза

Гражданин государства, входящего в Союз, является одновременно гражданином Союза. Граждане Союза ССР имеют равные права, свободы и обязанности, закрепленные Конституцией, законами и международными договорами Союза.

Статья 3. Территория Союза Территория Союза состоит из территории всех государств, его образующих. Участники Договора признают границы, существующие между ними на момент подписания Договора. Границы между государствами, образующими Союз, могут изменяться только по соглашению между ними, не нарушающему интересы других участников Договора.

Статья 4. Отношения между государствами, образующими Союз

Отношения между государствами, образующими Союз, регулируются настоящим Договором, Конституцией СССР, не противоречащими им договорами и соглашениями. Участники Договора строят свои взаимоотношения в составе Союза на основе равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров мирными средствами, сотрудничества, взаимопомощи, добросовестного выполнения обязательств по Союзному договору и межреспубликанским соглашениям. Государства, образующие Союз, обязуются: не прибегать в отношениях между собой к силе и угрозе силой; не посягать на территориальную целостность друг друга; не заключать соглашений, противоречащих целям Союза или направленных против образующих его государств. Не допускается использование войск Министерства обороны СССР внутри страны, кроме их участия в решении неотложных народнохозяйственных задач в исключительных случаях, в ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, а также случаев, предусмотренных законодательством о режиме чрезвычайного положения.

Статья 5. Сфера ведения Союза ССР

Участники Договора наделяют Союз ССР следующими полномочиями:

Защита суверенитета и территориальной целостности Союза и его субъектов; объявление войны и заключение мира; обеспечение обороны и руководство Вооруженными Силами, пограничными, специальными (правительственной связи, инженерно-техническими и иными), внутренними, железнодорожными войсками Союза; организация разработки и производства вооружений и военной техники.

Обеспечение государственной безопасности Союза; установление режима и охрана государственной границы, экономической» зоны, морского и воздушного пространства Союза; руководство* и координация деятельности органов безопасности республик.

* Предложение т. Крючкова В. А. согласовано с руководством республик.

Осуществление внешней политики Союза и координация внешнеполитической деятельности республик; представительство Союза в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; заключение международных договоров Союза.

Осуществление внешнеэкономической деятельности Союза и координация внешнеэкономической деятельности республик; представительство Союза в международных экономических и финансовых организациях, заключение внешнеэкономических соглашений Союза.

Утверждение и исполнение союзного бюджета, осуществление денежной эмиссии; хранение золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; руководство космическими исследованиями; управление воздушным движением, общесоюзными системами связи и информации, геодезии и картографии, метрологии, стандартизации, метеорологии; управление атомной энергетикой.

Принятие Конституции Союза, внесение в нее изменений и дополнений; принятие законов в рамках полномочий Союза и установление основ законодательства по вопросам, согласованным с -республиками; высший конституционный контроль.

Руководство деятельностью федеральных правоохранительных органов и координации деятельности правоохранительных органов Союза и республик по борьбе с преступностью.

Статья 6. Сфера совместного ведения Союза и республик

Органы государственной власти и управления Союза и республик осуществляют совместно следующие полномочия:

Защита конституционного строя Союза, основанного на настоящем Договоре и Конституции СССР; обеспечение прав и свобод граждан СССР.

Определение военной политики Союза, осуществление мероприятий по организации и обеспечению обороны; установление единого порядка призыва и прохождения воинской службы; установление режима пограничной зоны; решение вопросов, связанных с деятельностью войск и дислокацией военных объектов на территории республик; организация мобилизационной подготовки народного хозяйства; управление предприятиями оборонного комплекса.

Определение стратегии государственной безопасности Союза и обеспечение государственной безопасности республик; изменение Государственной границы Союза с согласия соответствующего участника Договора; охрана государственных секретов; определение перечня стратегических ресурсов и изделий, не подлежащих вывозу за пределы Союза» установление общих принципов и нормативов в области экологической безопасности; установление порядка получения, хранения и использования расщепляющихся и радиоактивных материалов.

Определение внешнеполитического курса Союза ССР и контроль за его проведением; защита прав и интересов граждан СССР, прав и интересов республик в международных отношениях; установление основ внешнеэкономической деятельности; заключение соглашений о международных займах и кредитах, регулирование внешнего государственного долга Союза; единое таможенное дело; охрана и рациональное использование естественных богатств экономической зоны и континентального шельфа Союза.

Определение стратегии социально-экономического развития Союза и создание условий для формирования общесоюзного рынка; проведение единой финансовой, кредитной, денежной, налоговой, страховой и ценовой политики, основанной на общей валюте; создание и использование золотого запаса, алмазного и валютного фондов Союза; разработка и осуществление общесоюзных программ; контроль за исполнением союзного бюджета и согласованной денежной эмиссией; создание общесоюзных фондов регионального развития и ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф; создание стратегических резервов; ведение единой общесоюзной статистики.

Разработка единой политики и баланса в области топливно-энергетических ресурсов, управление энергетической системой страны, магистральным газонефтепроводным, общесоюзным железнодорожным, воздушным и морским транспортом; установление основ природопользования и охраны окружающей среды, ветеринарии, эпизоотии и карантина растений; координация действий в области управления водным хозяйством и ресурсами межреспубликанского значения.

Определение основ социальной политики по вопросам занятости, миграции, условий труда, его оплаты и охраны, социального обеспечения и страхования, народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта; установление основ пенсионного обеспечения и сохранения иных социальных гарантий - в том числе при переезде граждан из одной республики в другую; установление единого порядка индексации доходов и гарантированного прожиточного минимума.

Организация фундаментальных научных исследований и стимулирование научно-технического прогресса, установление общих принципов и критериев подготовки и аттестации научных и педагогических кадров; определение общего порядка использования лечебных средств и методик; содействие развитию и взаимообогащению национальных культур; сохранение исконной среды обитания малочисленных народов, создание условий для их экономического и культурного развития.

Контроль за соблюдением Конституции и законов Союза, указов Президента, решений, принимаемых в рамках союзной компетенции; создание общесоюзной криминалистической учетно-информационной системы; организация борьбы с преступлениями, совершаемыми на территории нескольких республик; определение единого режима организации исправительных учреждений.

Статья 7. Порядок осуществления полномочий государственных органов Союза и совместных полномочий государственных органов Союза и республик

Вопросы, отнесенные к совместной компетенции, решаются органами власти и управления Союза и образующих его государств путем согласования, специальных соглашений, принятия основ законодательства Союза и республик и соответствующих им республиканских законов. Вопросы, отнесенные к компетенции союзных органов, решаются ими непосредственно.

Полномочия, прямо не отнесенные статьями 5-й и 6-й к исключительному ведению органов власти и управления Союза или к сфере совместной компетенции органов Союза и республик, остаются в ведении республик я осуществляются ими самостоятельно либо на основе двусторонних и многосторонних соглашений между ними. После подписания Договора производится соответствующее изменение полномочий органов управления Союза и республик.

Участники Договора исходят из того, что по мере становления общесоюзного рынка сокращается сфера непосредственного государственного управления экономикой. Необходимое перераспределение или изменение объема полномочий органов управления будет осуществляться с согласия государств, образующих Союз.

Споры по вопросам осуществления полномочий союзных органов или реализации прав и исполнения обязанностей в области совместных полномочий органов Союза и республик разрешаются посредством согласительных процедур. При недостижении согласия споры выносятся на рассмотрение Конституционного Суда Союза.

Государства, образующие Союз, участвуют в реализации полномочий союзных органов посредством совместного формирования последних, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения,

Каждая республика может путем заключения соглашения с Союзом дополнительно делегировать ему осуществление отдельных своих полномочий, а Союз с согласия всех республик передать одной или нескольким из них осуществление на их территории отдельных своих полномочий.

Статья 8. Собственность Союз и государства, его образующие, обеспечивают свободное развитие, защиту всех форм собственности и создают условия для" функционирования предприятий и хозяйственных организаций в рамках единого общесоюзного рынка. Земля, ее недра, воды, другие природные ресурсы, растительный и животный мир являются собственностью республик и неотъемлемым достоянием их народов. Порядок владения, пользования и распоряжения ими (право собственности) устанавливается законодательством республик. Право собственности в отношении ресурсов, находящихся на территории нескольких республик, устанавливается законодательством Союза. Государства, образующие Союз, закрепляют за ним объекты государственной собственности, необходимые для осуществления полномочий, возложенных на союзные органы власти и управления. Имущество, находящееся в собственности Союза, используется в общих интересах образующих его государств, в том числе - в интересах ускоренного развития отстающих регионов. Государства, образующие Союз, имеют право на свою долю в золотом запасе, алмазном и валютном фондах Союза, имеющихся к моменту заключения настоящего Договора. Их участие в дальнейшем накоплении и использовании сокровищ определяется особыми соглашениями.

Статья 9. Союзные налоги и сборы

Для финансирования расходов союзного бюджета, связанных с реализацией переданных Союзу полномочий, устанавливаются единые союзные налоги и сборы в фиксированных процентных ставках, определяемых по согласованию с республиками, на основе представленных Союзом статей расходов. Контроль за расходами союзного бюджета осуществляется участниками Договора. Общесоюзные программы финансируются за счет долевых отчислений заинтересованных республик и союзного бюджета. Объем и назначение общесоюзных программ регулируются соглашениями между Союзом и республиками с учетом показателей их социально-экономического развития.

Статья 10. Конституция Союза

Конституция Союза основана на настоящем Договоре и не должна ему противоречить.

Статья 11. Законы

Законы Союза, Конституции и законы государств, его образующих, не должны противоречить положениям настоящего Договора. Законы Союза по вопросам его ведения обладают верховенством и обязательны для исполнения на территории республик. Законы республики обладают верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Республика вправе приостановить действие на своей территории закона Союза и опротестовать его, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам республики, принятым в пределах ее полномочии. Союз вправе опротестовать и приостановить действие закона республики, если он нарушает настоящий Договор, противоречит Конституции или законам Союза, принятым в пределах его полномочий. Споры передаются в Конституционный Суд Союза, который принимает окончательное решение в течение одного месяца.

III
ОРГАНЫ СОЮЗА

Статья 12. Формирование органов Союза

Союзные органы власти и управления формируются на основе свободного волеизъявления народов и правительств государств, образующих Союз. Они действуют в строгом соответствии с положениями настоящего Договора и Конституции Союза.

Статья 13. Верховный Совет Союза ССР

Законодательную власть Союза осуществляет Верховный Совет Союза ССР, состоящий из двух палат: Совета Республик и Совета Союза.

Совет Республик состоит из представителей республик, делегируемых их высшими органами власти. За республиками и национально-территориальными образованиями в Совете Республик сохраняется не меньшее число депутатских мест, чем они имели в Совете Национальностей Верховного Совета СССР на момент подписания Договора.

Все депутаты этой палаты от республики, непосредственно входящей в состав Союза, имеют при решении вопросов один общий голос. Порядок избрания представителей и их квоты определяются в специальном соглашении республик и избирательном законе Союза ССР.

Совет Союза избирается населением всей страны по избирательным округам с равной численностью избирателей. При этом гарантируется представительство в Совете Союза всех республик - участниц Договора.

Палаты Верховного Совета Союза совместно вносят изменения в Конституцию СССР; принимают в состав СССР новые государства; определяют основы внутренней и внешней политики Союза; утверждают союзный бюджет и отчет о его исполнении; объявляют войну и заключают мир; утверждают изменения границ Союза. ,.

Совет Республик принимает законы об организации и порядке деятельности союзных органов; рассматривает вопросы отношений между республиками; ратифицирует международные договоры Союза ССР; дает согласие на назначение Кабинета Министров Союза ССР.

Совет Союза рассматривает вопросы обеспечения прав и свобод граждан СССР и принимает законы, по всем вопросам за исключением тех,.которые относятся к компетенции Совета Республик.

Законы, принятые Советом Союза, вступают в силу после одобрения Советом Республик.

Статья 14. Президент Союза Советских Суверенных Республик

Президент Союза - глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью. Президент Союза выступает гарантом соблюдения Союзного Договора, Конституции и законов Союза; является главнокомандующим Вооруженными Силами Союза; представляет Союз в отношениях с зарубежными странами; осуществляет контроль за выполнением международных обязательств Союза. Президент избирается гражданами Союза на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет и не более чем на два срока подряд. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании в целом по Союзу и в большинстве образующих его государств.

Статья 15. Вице-президент Союза ССР

Вице-президент Союза ССР избирается вместе с Президентом Союза ССР. Вице-президент Союза выполняет по уполномочию Президента Союза отдельные его функции и замещает Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей.

Статья 16. Кабинет Министров Союза ССР

Кабинет Министров Союза - орган исполнительной власти Союза, подчиненный Президенту Союза и несущий ответственность перед Верховным Советом. Кабинет Министров формируется Президентом Союза по согласованию с Советом Республик Верховного Совета Союза. В работе Кабинета Министров Союза участвуют с правом решающего голоса главы правительств республик.

Статья 17. Конституционный Суд Союза ССР

Конституционный Суд Союза ССР формируется на равных началах Президентом СССР и каждой из палат Верховного Совета СССР. Конституционный Суд Союза рассматривает вопросы о соответствии законодательных актов Союза и республик, указов Президента Союза и президентов республик, нормативных актов Кабинета Министров Союза Союзному Договору и Конституции Союза, а также разрешает споры между Союзом и республиками, между республиками.

Статья 18. Стояние (федеральные) суды

Союзные (федеральные) суды - Верховный Суд Союза Советских Суверенных, Республик, Высший арбитражный суд Союза, суды в Вооруженных Силах Союза, Верховный Суд Союза и Высший арбитражный суд Союза осуществляют судебную власть в пределах полномочий Союза. Председатели высших судебных, арбитражных органов республик входи по должности соответственно в состав Верховного Суда Союза и Высшего арбитражного суда Союза.

Статья 19. Прокуратура Союза ССР

Надзор за исполнением законодательных актов Союза осуществляется Генеральным прокурором Союза, Генеральными прокурорами (прокурорами) республик и подчиненными им прокурорами. Генеральный прокурор Союза назначается Верховным Советом Союза и ему подотчетен. Генеральные прокуроры (прокуроры) республик назначаются их высшими законодательными органами и входят по должности в состав коллегии Прокуратуры Союза. В своей деятельности по надзору за исполнением союзных законов они подотчетны как высшим законодательным органам своих государств, так и Генеральному прокурору Союза.

IV
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Язык межнационального общения в Союзе ССР

Республики самостоятельно определяют свой государственный язык (языки). Языком межнационального общения в Союзе ССР участники Договора признают русский язык.

Статья 21. Столица Союза

Столицей Союза ССР является город Москва.

Статья 22. Государственная символика Союза

Союз ССР имеет государственный Герб, Флаг и Гимн.

Статья 23. Вступление Договора в силу

Настоящий Договор одобряется высшими органами государственной власти государств, образующих Союз, и вступает в силу с момента подписания их полномочными делегациями. Для государств, его подписавших, с той же даты считается утратившим силу Договор об образовании Союза ССР 1922 года. С вступлением Договора в силу для государств, подписавших его, .действует режим наибольшего благоприятствования. Отношения Союза Советских Суверенных Республик и республик, входящих в состав Союза Советских Социалистических Республик, но не подписавших настоящий Договор, подлежат урегулированию на основе законодательства Союза ССР, взаимных обязательств и соглашений.

Статья 24. Ответственность по Договору

Союз и государства, его образующие, несут взаимную ответственность за выполнение принятых обязательств и возмещают ущерб, причиненный нарушениями настоящего Договора.

Статья 25. Порядок изменения и дополнения Договора

Настоящий Договор или отдельные его положения могут быть отменены, изменены или дополнены только с согласия всех государств, образующих Союз. В случае необходимости по согласованию между государствами, подписавшими Договор, могут приниматься приложения к нему.

Статья 26. Преемственность высших органов Союза

В целях непрерывности осуществления государственной власти и управления высшие законодательные, исполнительные и судебные органы Союза Советских Социалистических Республик сохраняют свои полномочия впредь до сформирования высших государственных органов Союза Советских Суверенных Республик в соответствии с настоящим Договорам и новой Конституцией СССР.

Одновременно в Ново-Огареве продолжались начатые в апреле переговоры об итоговом варианте Союзного договора. На отдельной закрытой встрече М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и Н.А. Назарбаева (главы Казахстана) 29 июля 1991 г. обсужда­лись также кадровые вопросы.

31 июля 1991 г. помощник Президента СССР Г.Х. Шах­назаров после согласования с Ельциным представил Горбачеву график многоэтапного подписания нового Союзного договора: 20 августа 1991 г. - РСФСР и Казахстан, 3 сентября - Белорус­сия и Узбекистан, 17 сентября - Азербайджан и Таджикистан, 1 октября - Туркмения и Киргизия, 22 октября (ориентировоч­но) - Украина и, возможно, Армения с Молдовой, а также со­юзная делегация. В конце процесса свою подпись должен был поставить Президент СССР. После этого договор вступал в силу.

Странная система многоэтапного подписания договора объяснялась необходимостью дать Украине время определиться, на каких условиях она войдет в обновленный Союз.

2 августа 1991 г. Президент СССР объявил по Централь­ному телевидению, что 20 августа Россия, Казахстан и Узбекис­тан начнут процедуру подписания нового Союзного договора. После этого Горбачев уехал в отпуск в Крым (местечко Форос).

ГКЧП

Накануне подписания Союзного договора, 19 августа 1991 г., был создан Государственный комитет по чрезвычайно­му положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР Г.И. Янаев, который издал указ о временном испол­нении обязанностей Президента СССР в связи с невозможностью выполнять Горбачевым обязанности главы государства «по состо­янию здоровья». В состав Комитета вошли также премьер-ми­нистр B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внут­ренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, замести­тель председателя Совета обороны при Президенте СССР,

О.Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предпри­ятий промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, генеральный директор научно-производственного объединения «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина» А.И. Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев.

В «Заявлении советского руководства», подписанном Янаевым, Павловым и Баклановым и переданном по Центральному телевидению утром 19 августа, сообщалось, что в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 19 августа вводится чрез­вычайное положение с целью положить конец «конфронтации, хаосу, анархии». На этот период высшая власть в стране перехо­дит в руки ГКЧП, решения которого обязательны для неукосни­тельного исполнения всеми органами власти на всей территории СССР. ГКЧП обещал установить на всей территории Союза безус­ловное верховенство Конституции СССР и законов Союза ССР.

ГКЧП еще до официального объявления о своем сущест­вовании в ночь на 19 августа дал указание арестовать Прези­дента РСФСР, который находился на своей даче под Москвой. Спецгруппа КГБ по борьбе с терроризмом «Альфа», оцепив да­чу, ожидала решающего приказа на завершение операции. Он не поступил, ГКЧП дал отбой. В дни августовского путча руко­водство России выступило сплоченно, энергично, наступатель­но. ГКЧП, напротив, действовал нерешительно и пассивно.

По распоряжению ГКЧП в Москву были введены войска и бронетехника. Уже утром 19 августа здание Верховного Совета России стали окружать москвичи, опасавшиеся разгона россий­ского парламента и готовые защищать его. В обращении «К гражданам России» Б.Н. Ельцин, председатель правительства России И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета Рос­сии Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реак­ционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны и объявили «так называемый комитет» и все его решения незакон­ными. Б.Н. Ельцин издал указ: все решения ГКЧП не имеют си­лы на территории России. Символично, что Президент России выступил перед своими сторонниками и огласил этот историчес­кий указ, взобравшись на один из танков, прибывших в столицу по приказу ГКЧП. Вокруг Белого дома развернулось строитель­ство баррикад. Даже ночью у здания Верховного Совета остава­лось около 10 тыс. человек, образовавших живое кольцо. Граждане России были готовы защищать Белый дом. Перед лицом этой решимости ГКЧП так и не осмелился отдать приказ на штурм. После того как под боевые машины пехоты, которые дви­гались по Садовому кольцу, попали трое защитников Белого до­ма (Д. Комарь, И. Кричевский и В. Усов), начался вывод броне­техники и войск из Москвы.

Утром 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР вы­слал к Горбачеву в Форос делегацию во главе с вице-прези­дентом РСФСР А.В. Руцким, чтобы привезти Президента СССР в Москву. Одновременно с Руцким в Крым летели Язов и Крюч­ков с целью получить аудиенцию у Горбачева, объясниться и получить прощение, но Горбачев не принял их.

Члены ГКЧП были арестованы (Пуго покончил с собой). В этот же день Президент РСФСР выразил признательность гражданам России за поддержку российского руководства в от­поре «реакционной кучке высокопоставленных путчистов». Вер­нувшись из Фороса, Президент СССР по Центральному телеви­дению отметил «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

1. Новый союзный договор, его суть, сторонники и противники, результат

На IV Съезде народных депутатов РСФСР (май 1991 года) было принято решение о проведении выборов президента РСФСР, которые были назначены на 12 июня. Лучшие шансы быть избранным на этот пост имел Б.Н. Ельцин.

Он укрепил свои позиции и сформулировал условия подготовки и подписания нового Союзного договора: диалог всех политических сил и профессиональных объединений всех республик на принципах «круглого стола», формирование демократической коалиции партий, рабочих движений, различных объединений, отказ от применения силы, в том числе военной, как средства политической борьбы, развитие системы прямого народовластия, верховенство закона. Он призвал создать коалиционное правительство народного доверия и согласия для скорейшего подписания данного договора.

Совершая поездки по стране летом 1990 года, Б.Н. Ельцин сформулировал основные черты тактики российского руководства по отношению к Союзному договору: «Учитывая, что мы от союзной структуры отказываемся, от всех министерств союзных отказываемся, все на себя берем, в России тоже не будет этой бюрократии… Вокруг России будут и другие союзные республики соответственно как-то консолидироваться. Потому что как только мы приняли Декларацию о суверенитете, так сразу приняли Декларацию Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия», .

Чтобы ослабить позиции союзных республик на переговорах о Союзном договоре, Горбачев попытался привлечь к его подготовке не только союзные, но и автономные республики в составе союзных. Российские политики увидели в этом враждебный шаг по отношению к РСФСР, потому что тем самым статус автономий поднимался до уровня республик. В результате напряжение в борьбе за суверенитет перекинулось на внутриреспубликанский уровень.

В ходе обсуждения Союзного договора Б.Н. Ельцин отстаивал независимость России как субъекта международных отношений. По сути, такой подход означал конфедеративное устройство Союза. Фактором объединения должен был стать межреспубликанский общий рынок. Ельцин соглашался передать на союзный уровень только Министерство обороны, Министерство путей сообщения и Министерство атомной энергетики, .

В конце июля 1991 года Россия в числе семи союзных республик согласилась заключить новый Союзный договор. Украина ждала референдума.

23 июля 1991 года состоялось самое большое совещание по тексту договора. Обсуждение длилось 12 часов, но один из самых важных разделов - о союзных налогах - остался неурегулированным. 29 июля М.С. Горбачев встретился с Б.Н. Ельциным и Н. Назарбаевым, чтобы выработать план действий после подписания договора. Они сошлись на том, что пост президента будущего обновленного Союза займет Горбачев.

2 августа М.С. Горбачев выступил по телевидению с обращением к населению и объявил, что Союзный договор «открыт к подписанию». Он уверял, что «война законов» будет закончена, союзная государственность будет сохранена.

5 августа текст договора отправили в республики. В Верховный Совет РСФСР текст поступил 10 августа, а на 20 августа было назначено подписание, после которого договор вступал в силу. Тщательно отработанный протокол подписания договора исключал участие и союзного, и республиканских парламентов, ни слушания, ни голосования в парламенте не предусматривались, .

В договоре была статья о создании Союза Суверенных Республик - суверенного федеративного демократического государства как правопреемника СССР. Новая аббревиатура (ССР) принципиально меняла характер будущего Союза. Участниками договора становились государства, обладающие всей полнотой суверенной политической власти, .

К полномочиям нового Союза относились внешняя политика, обеспечение государственной безопасности, защита суверенитета Союза и его субъектов, внешнеэкономическая деятельность. Для выполнения этих функций предполагалось формировать союзный бюджет. Предусматривалась следующая структура власти: глава государства - президент, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью и избираемый на всеобщих выборах, и двухпалатный Верховный Совет, одна палата которого - Совет Союза - избирается непосредственно населением, а другая - Совет Республик - формируется высшими органами власти республик. Съезд народных депутатов не предусматривался. Должны были быть сформированы Кабинет министров, Конституционный суд, прокуратура. На основе Союзного договора предстояло выработать и новую Конституцию ССР.

Проект Союзного договора был компромиссным и потому крайне противоречивым. Например, Союз создавался по «принципу матрешки», так как включал в себя «государства непосредственно» или в «составе других государств», при этом говорилось, что они «обладают равными правами и несут равные обязанности», . Конструкцию, в которой целое уравнивается с частями, крайне неустойчива. Автономная республика получала право выхода из состава Союза, но могла при этом оставаться в составе союзной республики; ее граждане являлись бы гражданами Союза, но не обязательно союзной республики. Не был решен вопрос о процедуре разрешения противоречий между союзными законами и законами автономных республик. Межгосударственный характер приобретали административные границы между республиками. Эти и многие другие противоречия проекта открывали путь к развалу союзных республик.

Достаточно сбалансировано была разведена компетенция Союза и входящих в него государств в сфере обороны, безопасности, правоохранительных органов, внешней политики, денежной эмиссии. Однако спорными оставались вопросы: какие союзные министерства должны остаться, какой должна быть налоговая система?

Проект критиковали и демократы, и консерваторы. Демократы, как и национальные элиты республик, считали, что такой договор возрождал имперские традиции и ущемлял национальный суверенитет. Консерваторы, напротив, видели в нем угрозу для сохранения целостности Союза, оценивали его как «трамплин» для выхода из состава СССР большинства союзных республик. Они предлагали пересмотреть этот документ на Верховном Совете, а затем Съезде народных депутатов.

Отсутствие согласия в обществе по поводу проекта Союзного договора предопределило ход истории. Поставить свои подписи под этим документом соглашались лидеры лишь семи республик. От любых переговоров по этому поводу отказались государства Балтии. Столь же категорично о своей независимости заявила Грузия. Центробежные тенденции были сильны в Азербайджане и Молдове. Украина ждала референдума. Активно поддерживали идею «обновленного Союза» республики Средней Азии, которые рассчитывали на сохранение традиционных финансовых вливаний из России. Союзное руководство планировало подписать договор 20 августа 1991 года.

Согласившись подписать Союзный договор, Б.Н. Ельцин мучился сомнениями: не станет ли этот документ ловушкой для России? Выступая на «Радио России» 10 августа 1991 года, глава российского государства заявил, что после подписания договора власти союзных ведомств придет конец, что мы, россияне, немедленно откажемся от услуг союзных министерств, все предприятия перейдут под юрисдикцию России. 16 августа «Российская газета» опубликовала заявление координационного совета движения «Демократическая Россия», в котором звучало предостережение от подписания этого договора, .

Таким образом, подписание Союзного договора оказалось в эпицентре противоборства между главными политическими силами. В зависимости от того, кто победит, должны были сложиться личные судьбы политиков союзного и республиканского уровней. Впрочем, по прошествии почти двух десятков лет стало очевидным, что подписание договора вряд ли могло предотвратить распад СССР как единого государства.

К августу 1991 года перераспределение властных полномочий в пользу республиканских элит зашло так далеко, что возврата к унитарному Союзу уже не было. У политического руководства разных союзных республик имелись зачастую диаметрально противоположные взгляды на пути модернизации своих регионов. Не только республики Прибалтики, но и Россию нельзя было «впрячь в одну телегу» с Туркменией и Таджикистаном. Республиканские элиты жаждали получить все атрибуты независимости, включая собственную валюту, право печатать деньги, полномочия в сфере обороны и иностранных дел.

Не работали на новый Союзный договор и перспективы общего рынка. Ведь в республиках еще не проводилась приватизация, не было частных собственников предприятий, которые могли бы получить весомые преимущества от общего рынка, .

2. Создание ГКЧП, его цели и состав

Ранним утром 19 августа 1991г. граждане СССР узнали о том, что в стране сменилась власть. Центральное телевидение сообщило, что руководство взял на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В его состав вошли почти все руководители страны, кроме президента Михаила Горбачева, .

В состав ГКЧП вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны Д. T. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков, председатель Крестьянского союза СССР В. А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий СССР А. И. Тизяков, заместитель председателя Совета обороны О. Д. Бакланов, .

События, позже названные августовским путчем, изменили ход истории огромной страны. По мнению многих историков, именно переворот, организованный советской элитой, ускорил падение коммунистического режима и распад Советского Союза.

Напомним, члены ГКЧП объясняли свои действия необходимостью «преодоления глубокого и всестороннего кризиса». С этой целью в стране вводилось чрезвычайное положение, ограничивалась свобода партий и собраний, приостанавливалась деятельность региональных органов власти. «Для обеспечения безопасности» в Москву были введены войска.

Отсутствие в составе ГКЧП президента Михаила Горбачева, отдыхавшего в тот момент в своей резиденции в Крыму, объяснялось плохим состоянием его здоровья. Как выяснилось позже, у главы государства со здоровьем все было хорошо, но он был фактически заблокирован в своей резиденции в Форосе и оставлен без связи, .

Однако уже с первого дня стало ясно, что действия заговорщиков непродуманны. Фактически взять под контроль ситуацию ГКЧП удалось лишь в мятежных республиках Прибалтики, где ОМОН в кратчайшие сроки занял здания администраций и телевидения. В Москве же военные не только не овладели Белым домом, где тогда находилось руководство Российской СФСР, но и не задержали президента России Бориса Ельцина, сумевшего прибыть в Москву из своей резиденции в Подмосковье.

Уже 19 августа Б.Ельцин в своих указах назвал действия ГКЧП незаконными и призвал региональные власти подчиняться распоряжениям правительства России. Возле Белого дома начали собираться оппозиционные политики, деятели культуры и простые москвичи, пожелавшие оборонять законно избранное правительство республики. Многие жители столицы отправились в центр, чтобы уговорить солдат не применять силу по отношению к народу.

Не удалось путчистам организовать и информационную блокаду оппозиции. В Москве появились подпольные издания газет, работали оппозиционные радиостанции, заглушить которые не удавалось. Транслировавшийся центральным телевидением балет «Лебединое озеро» особой популярностью не пользовался.

Не пошла на пользу ГКЧП и организованная участниками заговора пресс-конференция. Они сильно волновались, а у вице-президента Геннадия Янаева тряслись руки. Вдобавок на пресс-конференции звучали крайне неудобные вопросы, в которых события 19 августа сравнивались с государственным переворотом, .

Что касается регионов, то во многих республиках местные руководители заняли выжидательную позицию, рассчитывая при любом исходе событий сохранить власть.

Как позже писал в своих мемуарах генерал Александр Лебедь, командовавший ВДВ, у него был силовой план разрешения конфликта, захвата Белого дома и ареста руководителей России. Однако пойти на конфронтацию, результатом которой могло быть большое количество жертв, члены ГКЧП не решились. Столкновения имели место лишь в ночь на 21 августа. На Садовом кольце в результате погибли три человека. Позже они были названы героями.

Понимая провал своей акции, члены ГКЧП сначала решились на вывод войск из Москвы, а днем 21 августа отправились в Крым, чтобы договориться с М.Горбачевым. Президент страны отказался с ними разговаривать и отстранил всех от должностей. Позже члены ГКЧП были арестованы.

Спустя три дня после создания ГКЧП этот орган прекратил свое существование. Над Белым домом 22 августа был поднят российский триколор (этот день позже стал Днем государственного флага), а 23 августа Борис Ельцин подписал указ о роспуске Компартии РСФСР. В этот же день символом окончательного краха переворота стал демонтаж памятника Феликсу Дзержинскому возле здания КГБ .

3. Результат и последствия Августовского путча

августовский путч горбачёв

Августовский путч -- попытка отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР и смены проводимого им курса «Перестройки», предпринятая Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) -- группой консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ -- 19 августа 1991 года, .

Провал путча ускорил процессы, происходившие в СССР со второй половины 80-х гг. Вследствие того что значительная часть руководства КПСС оказалась замешанной в выступлении ГКЧП, деятельность Компартии была запрещена, ее имущество национализировано. Коммунистический режим в стране был ликвидирован.

В августе--сентябре большинство советских республик объявило о своей независимости. Проходивший со 2 по 5 сентября V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий. Был объявлен переходный период для формирования новой системы государственных отношений между республиками. Съезд сформировал временные органы власти. Президент СССР предпринимал попытки заключить новый союзный договор, однако становилось все очевиднее, что сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР невозможно. Зрела опасность неуправляемого распада государства.

В декабре 1991 г. лидеры трех славянских республик -- Белоруссии, России, Украины -- заявили о прекращении существования СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на совещании в Алма-Ате к нему присоединились другие бывшие союзные республики. 25 декабря стал последним днем работы Президента СССР М.С. Горбачева. СССР прекратил свое существование, .

Большинство наших граждан в то время отрицательно отнеслись к путчу, поскольку это действительно был возврат в старый тоталитарный режим, с жесткой цензурой, четким распределением средств производства, а также отсутствием возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Однако с позиции сегодняшних дней августовский путч 1991 года можно оценить более трезво, поскольку будущие события 1992-1995 годов показали, что в некоторых моментах мятежники оказались правы, поскольку в это время наша страна действительно была попросту разграблена, многие предприятия остановлены, грамотные специалисты остались без работы, страну захлестнула волна бандитизма и гиперинфляции.

К счастью, это время удалось преодолеть, однако августовский путч необходимо помнить, поскольку он являлся своего рода предупреждением возможности такого развертывания событий, которые и произошли в будущем. Само собой, никто не оправдывает заговорщиков, поскольку государственный переворот не должен иметь место ни в какой стране. Все должно происходить исключительно в мирном демократическом русле, однако, история показывает, что мирных революций практически никогда не бывает, поскольку в большинстве случаев они сопровождаются массовыми жертвами. Путч в Москве вызвал большой социальный резонанс, который еще в течение нескольких лет сказывался на обществе, а также взглядах как обычных граждан, так и государственных чиновников. Историю необходимо помнить всегда, поскольку она имеет свойство повторяться, .

"Холодная война": причины, суть, последствия

Начало ее было связано с атомным оружием. Американские военные, мыслившее привычными категориями голой силы, стали приискивать надлежащие средства для удара по "врагу", то есть по Советскому Союзу. Философским камнем при решении проблемы...

Брак в Древнем Риме

Брачный договор (лат. tabulae nuptiales) не являлся обязательным для заключения брака, однако такой договор часто составлялся, так как он регулировал вопросы, связанные с приданым и формальностями его выплаты в случае развода...

Зарождение науки о разработке нефтяных месторождений

В 1942 г. в Московском нефтяном институте было создано Проектно-исследовательского бюро (ПИБ). Работу бюро возглавил Б.Б. Лапук, а позже А.П.Крылов. Упоминание ПИБ в данном параграфе не случайно...

Исследование системы государственного управления в период НЭПа

К концу Гражданской войны на территории бывшей Российской империи сложился сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с Советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва...

Коллегиальная реформа Петра I

Перечисленные ранее основополагающие документы КИД четко определяли функции каждого ее подразделения и каждого должностного лица персонально. Возглавлял Коллегию иностранных дел президент-канцлер, граф Гаврила Иванович Головкин...

Коллективизация в СССР

Коллективизация -- это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Глубокое революционное преобразование не только села и сельского хозяйства, но и всей страны. Она повлияла на всю экономику...

Опричнина Ивана Грозного: как это было

В 1566 г. ушел на покой по болезни митрополит Афанасий. Царь предложил митрополичий престол казанскому архиепископу Герману Полевому. Герман оказался противником насилия и опричнины...

Революция 1917 года

Таким образом, стиралась вся прежняя царская политика. В корне ломались вековые устои общества, нарушались представления о государстве вообще. Для русского народа все было незнакомым. Никто не знал, чего ждать от завтрашнего дня...

Реформы Петра I

Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства - соха...

Решения республик об образовании Союза ССР

В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые советские республики РСФСР, ЗСФСР...

События холодной войны

После окончания Второй Мировой войны страны Западной Европы и США объединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами...

Столыпинские реформы и их осуществление на территории Беларуси

Аграрная политика П.А. Столыпина ускорила развитие капиталистических отношений в сельском хозяйстве, способствовала появлению социального слоя крестьян-собственников, дала рабочую силу не только сельскому хозяйству, но и промышленности...

Холодная война

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками - НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и Советский Союз не вступали в прямое военное столкновение...

Школы Древнекитайской мысли

Даосизм, т.е. учение о Дао в духе метафизики, натурфилософии и откровенной мистики, -- сложный комплекс идей. Он появился сравнительно поздно, на рубеже IV--III вв. до н.э., если даже не в III в. до н.э....

Экономическая политика правительства Ли Пена

В последнее время мир сконцентрировал свое внимание на угрозах Пекина против Тайваня и на все ухудшающихся отношениях с Соединенными Штатами...

Девять плюс один

23 апреля 1991 года в Ново-Огарево на встрече руководителей девяти союзных республик и президента СССР было подписано заявление о принципах нового союзного договора, получившее название «9+1».

На рубеже 1980 - 1990-х годов в СССР наблюдался всплеск национальных движений. 1990 год ознаменовался односторонним решением некоторых союзных республик (в первую очередь Прибалтийских) о самоопределении и создании независимых национальных государств.

Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения не имели успеха. По стране прокатилась волна провозглашения суверенитетов союзных республик, избрания в них своих президентов, введения новых названий. Республики стремились избавиться от диктата центра, объявив о своей независимости.
Реальная опасность неуправляемого распада СССР заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям, но Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал 1-й Съезд Народных депутатов России, открывшийся 16 мая 1990 года. В повестку дня съезда был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б.Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР, а 30 мая на пресс-конференции он заявил, что после принятия Декларации о суверенитете России она станет самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Ельцин предложил начать переговоры с республиками о новом Союзном договоре без каких-либо предварительных условий.
12 июня 1990 года 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Она стала рубежом как в развитии Российской Федерации, так и всего Советского Союза, который мог существовать до тех пор, пока Россия являлась объединяющим началом. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил образовать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Выбор российских депутатов во многом был предопределен поведением других союзных республик, провозгласивших свою независимость.
Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости.
Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.
В августе состоялись консультации между рабочими группами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с представителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского совета, на котором было решено создать Подготовительный комитет по разработке нового Союзного договора в составе полномочных делегаций республик во главе с их высшими руководителями и при участии Президента СССР. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направлен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения.
1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. Россия заключила двусторонние соглашения с Киргизией, Казахстаном, Украиной, Литвой, Молдовой о межгосударственных отношениях и экономическом сотрудничестве. В высших эшелонах власти как в Москве, так и на местах зрела боязнь неуправляемого распада СССР, который мог принести неисчислимые бедствия народам.
В декабре 1990 году 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу сохранения Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства. Референдум состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса), из них 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4%).
23 апреля 1991 года на встрече Президента и руководителей 9 республик в Ново-Огарево было принято «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9 + 1». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета республик. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднациональной властной структурой оставалась партия.
22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 года. Был создан Подготовительный комитет для разработки договора новой концепции Союза. Согласно этому документу республики получали больше прав, Центр из управляющего превращался в координирующий. В результате многие союзные структуры, прежде всего министерства и ведомства, кабинет министров, претерпели бы серьезные изменения. В руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финансовой политики, внутренних дел; все остальные должны были решаться на республиканском уровне. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский. Это соглашение должно было составить основу нового союзного договора, подписание которого намечалось на 20 августа. Михаил Горбачев собирался отдохнуть в Крыму. Незадолго до отпуска он встретился в Ново-Огареве с Б.Ельциным и Н.Назарбаевым. В конфиденциальной беседе речь шла о кадровых перестановках в высшем эшелоне власти СССР после подписания союзного договора. Говорилось о смещении премьер-министра В.Павлова, министра обороны Д.Язова, министра внутренних дел Б.Пуго и председателя КГБ В.Крючкова. 18 августа в Форос, где отдыхал Горбачев, прибыли высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур, потребовали у него введения на всей территории СССР чрезвычайного положения, но получили неожиданный отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков.
Утром 19 августа было объявлено по радио о болезни Горбачева, и всю полноту власти взял Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав его входили Янаев, Павлов, Пуго, Крючков и др. ГКЧП обнародовал манифест, в котором говорилось о развале экономики и беспорядках в стране, об унижении советских людей за границей. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации. Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др.
Утром 19 августа Б.Ельцин издает ряд указов, которые квалифицируют действия ГКЧП как государственный переворот. В Москву были введены войска, объявлен комендантский час. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, исчез страх. Замыслы ГКЧП провалились, гэкачеписты были арестованы, Горбачев был возвращен в Москву. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. КПСС перестала существовать как правящая государственная структура. В итоге была ликвидирована основа прежней системы. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда» и «День».
В ряде союзных республик начались процессы, которые заставили пересмотреть основы нового союзного договора. Унитарный Союз рушился. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии. 9 сентября 1991 года Госсовет СССР признал независимость Прибалтийских государств. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Союз распадался на глазах. Все попытки М.Горбачева возобновить работу по подписанию договора оказались безуспешными. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.
Проходивший со 2 по 5 сентября 1991 года. V Внеочередной съезд народных депутатов СССР принял решение о прекращении своих полномочий как высшего органа власти в стране. Съезд объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, основанной на волеизъявлении свободных республик. Во время переходного периода высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Для управления экономикой был образован Межреспубликанский экономический комитет во главе с премьер-министром России И.Силаевым.
Президент СССР М.Горбачев предпринимал попытки заключить новый Союзный договор. 18 октября 1991 года 8 республик подписали договор об экономическом сообществе (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). 14 ноября в Ново-Огареве 7 республик (Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан) договорились о создании Союза Суверенных Государств (ССГ). Однако сохранить какое-либо единое государственное образование на территории СССР было уже невозможно.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще в резиденции «Вискули» руководители Белоруссии (С.Шушкевич, В.Кебич), Украины (Л.Кравчук, В.Фокин), Российской Федерации (Б.Ельцин, Г.Бурбулис) подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) Три государства вступили в СНГ и пригласили вступить в Содружество новые государства бывшего СССР. Именно в Беловежской пуще были впервые провозглашены принципы сосуществования в рамках СНГ: единое экономическое пространство, единая денежная единица, единые вооруженные силы и т.д. В СНГ было вовлечено подавляющее большинство бывших республик Союза - исключение составили Прибалтийские республики и Грузия, присоединившаяся к Содружеству чуть более двух лет спустя.
25 декабря 1991 года Горбачев заявил об уходе с поста Президента СССР. И в этот вечер в Москве над Кремлем был спущен красный флаг с Государственным гербом СССР, а на его месте вознесся российский трехцветный. Этот акт смены государственных символов поставил последнюю точку в драматической судьбе огромной страны, которая называлась Советский Союз.

Кроме того, в этот день произошли следующие события:

В 1836 году в Петербурге вышел первый номер литературного и общественно-политического журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В первой половине XIX века значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания, такие, как «Вестник Европы», печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 году стала выходить первая русская провинциальная газета «Казанские известия». Она просуществовала 10 лет. С 1838 года в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости». Участилось издание детских и женских журналов. Официальной газетой по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». Они сохранили характер информационного бюллетеня. В николаевское время известный журналист и издатель Ф.В.Булгарин издавал газету «Северная пчела». В первые годы царствования Николая I преобладали журналы консервативного направления. Одним из журналов либерального направления в то время был «Телескоп», но он издавался всего пять лет. После его закрытия эстафету либеральной журналистики подхватили петербургские журналы «Современник» и «Отечественные записки». «Современник» основал А.С.Пушкин. 23 апреля 1836 года в Петербурге вышел в свет первый номер пушкинского «Современника», отпечатанный в типографии Смирдина. В первом издании в отделе поэзии были напечатаны произведения Пушкина («Пир Петра Первого», «Скупой рыцарь», «Родословная моего героя», «Полководец» и др.), стихи Жуковского, Вяземского, Давыдова, Баратынского, Кольцова, цикл стихов Тютчева и др. В отделе прозы основное место занимали произведения Пушкина («Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», «Джон Теннер») и Гоголя, принявшего ближайшее участие в начале издания («Коляска», «Нос», «Утро делового человека», «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 годах» и др.) Первые два издания «Современника» имели тираж 2400 экземпляров, из которых расходилось не более трети, последний том за 1836 год выпущен тиражом 900 экземпляров. После гибели поэта «Современник» издавался в пользу его семьи группой друзей во главе с В.А.Жуковским. Регулярность выхода томов часто нарушалась: в 1841 году вышло пять томов, в 1842 - три тома, в 1845 - четыре тома. В 1866 году, после покушения Каракозова на Александра II, журнал был закрыт властями.
В 1964 году была основана фирма граммофонных пластинок "Мелодия". Пластинки «Мелодии» были окном в музыкальный мир для миллионов советских граждан, и способом стать известными для исполнителей. «Мелодия» осуществляла руководство творческими и промышленными предприятиями и организациями, которые записывали, изготовляли и распространяли грампластинки и магнитофонные компакт-кассеты. В составе «Мелодии» были и творческие студии. На них изготавливались оригиналы матриц для производства грампластинок, создавались оригинальные произведения для записи, реставрировались исторические фонодокументы и другие уникальные записи прошлого. Творческие студии действовали в Москве, Ленинграде, Риге и Таллине, Вильнюсе, Тбилиси, Алма-Ате, Ташкенте. До 1986 года «Мелодия» держала монополию на звукозапись в СССР. В настоящее время фирма «Мелодия» специализируется в первую очередь на формулировании и продвижении новых направлений деятельности, а также на качественной реставрации и выпуске архивных записей. В каталоге фирмы преобладает советская и российская продукция, музыка русских и советских композиторов.

Предыдущие дни в русской истории:

22 апреля в русской истории→ Берлинская операция


→МИГ-17

→ Вяземская воздушно-десантная операция

14 января в русской истории

→ Январский гром

Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось з

аменить премьер-министра СССР В. Павлова Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц.

Другим непосредственным поводом развития событий стал указ российского Президента от 20 июля 1991 г. о департизации в РСФСР госучреждений, нанесший по монополии КПСС сильный удар. На местах началось вытеснение партноменклатуры из областных структур и замена ее новым.

Накануне подписание нового союзного договора в отсутствие Президента СССР М.С. Горбачева, находившегося в это время на отдыхе в Форосе, утром 19 августа телевидение и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, ряд других ответственных работников. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В стране вводилось чрезвычайное положение, закрывались демократические газеты, ужесточалась цензура.

Введением чрезвычайного положения «гэкачеписты» рассчитывали вернуть страну назад: ликвидировать гласность, многопартийность, коммерческие структуры. В обращении «К советскому народу» ГКЧП объявлял себя истинным защитником демократии и реформ, щедро обещал в кратчайший срок облагодетельствовать все слои советского общества – от пенсионеров до предпринимателей. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Главные события этих дней развернулись в Москве. 19 августа в столицу были введены танки и бронетранспортеры, которые перекрыли основные магистрали города. Был объявлен комендантский час. Однако эти действия вызвали обратную реакцию. Путчисты просчитались в главном – за годы перестройки советское общество сильно изменилось. Свобода стала для людей высшей ценностью, окончательно исчез страх. Большая часть населения страны отказалась поддержать неконституционные методы выхода из кризиса. К вечеру 19 августа десятки тысяч москвичей устремились к Дому Советов РСФСР горожанам обещалось предоставить земельные участки.

Сопротивление мерам ГКЧП возглавил Б.Н. Ельцин и руководство России. Они организовали своих сторонников на митинги протеста, строительство баррикад у здания парламента. Войска, введенные в Москву, отказались стрелять в народ. В условиях фактического бездействия ГКЧП сторонникам Ельцина удалось довольно быстро переломить ситуацию в свою пользу. 22 августачлены ГКЧП были арестованы.

Анализ событий 19–21 августа 1991 г. показывает, что на их исход повлияли не столько силовые факторы или правовая обоснованность позиций сторон, сколько чувство политической ситуации, умение собрать в нужный момент и в нужном месте своих сторонников и поставить противника в такие условия, в которых даже численное или силовое превосходство не принесет ему победу.

Одна из главных целей ГКЧП состояла в том, чтобы «надавить» на российское руководство, заставить сесть за стол переговоров и сформулировать приемлемые для сохранения СССР и вывода страны из кризиса условия будущего Союзного договора. При этом его лидеры не без оснований рассчитывали на неприятие большинством населения М.С. Горбачева и отсутствие массовой устойчивой политической базы у Ельцина, а также на подвластные им, союзным руководителям, КГБ, МВД и СА СССР. Однако они недооценили информационно-политическую и организационную «отмобилизованность», бескомпромиссность позиции, готовность оппонентов идти «до конца», а также неприятие населением военного вмешательства.

Тбилисский, бакинский и вильнюсский «синдромы», когда армия использовалась против экстремистов, но была подвергнута хуле за то, что было поднято оружие против «мирного населения», затрудняли и даже делали практически невозможным ее привлечение длч активных действий в Москве. Но в тех случаях применению Вооруженных сил все же предшествовали крупные провокации, в столице же все приобретало вид «верхушечной разборки». В ГКЧП победила позиция тех, кто предлагал привлечь армию для оказания психологического давления. Как позже говорил маршал Д.Т. Язов, он согласился войти в Комитет с твердой оговоркой, что армии будет отведена роль пассивной давящей силы. Нежелание силовых структур (армии, КГБ, МВД) участвовать в политических «разборках», активное неприятие ГКЧП рядом высокопоставленных военных во многом предрешили исход начавшегося 19 августа противостояния.

В ночь с 20 на 21 августа произошел инцидент, которому было суждено оказать значительное влияние на развитие политической си туации. При странных обстоятельствах погибли три молодых человека из числа «защитников» Белого дома.

Последовавшее позже расследование этих событий показало, что случившееся было, скорее, даже», – не несчастным случаем, а результатом заранее продуманной провокации. Тем не менее факт пролития крови «мирных» жителей находящимися в подчинении ГКЧП военными стал последней каплей, которая предрешила конец колебаний и без того неустойчивых сторонники Комитета, позволив российскому руководству начать развернутое политическое наступление на своих противников и одержать полную и безоговорочную победу.

Утром 21 августа Коллегия Министерства обороны СССР высказалась за вывод войск из Москвы и отмену повышенной готовности.

Августовские события и победа российского руководства способствовали резкому ускорению развития политических процессов и изменению расстановки сил в стране. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Президент СССР Горбачев по сути стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попытки переворота отказалось от подписания Союзного договора. В повестку дня стал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

В попытках избавиться от дискредитированного центра в декабре 1991 г. в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии и заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики.

2. Распад СССР и «парад суверенитетов»

распад политический парад суверенитет

После августовского кризиса сложилась ситуация, когда принимаемые лидерами решения определялись не Конституцией и законами СССР, а реальным соотношением сил и по-разному понимаемой «политический целесообразностью». Республиканские органы власти действовали уже без оглядки на союзный Центр. Выступление ГКЧП стало удобным поводом для отказа от серьезных интеграционных предложений. С" конца августа начался набиравший все большие темпы демонтаж союзных политических и государственных структур. На этом основании некоторые историки полагают, что в действительности Советский Союз «умер» сразу после августа, продолжая формально существовать до конца года.



Похожие статьи