Иностранная пресса о россии и не только. Современные русские рабы в чечне Русские солдаты рабы в чечне

Рабство на Северном Кавказе

Похищения людей в городах России с целью их дальнейшего вывоза в Дагестан стали достаточно распространенной практикой в последние годы. "Рекрутеры" ищут потенциальных работников на вокзалах Москвы, Саратова и других крупных городов. Чаще всего жертвами работорговцев становятся люди из провинции, приезжающие в крупные города на заработки. Помимо дагестанского рабства, стоит вспомнить, что в 1990-е годы в Чечне существовала практика похищения людей с целью их выкупа. Похищенные тогда тоже использовались как подневольные рабочие. Если заглянуть в более отдаленное прошлое, то можно увидеть, что использование рабского труда было типичным явлением для истории Кавказа.

Рабство на Кавказе: история

По сообщениям Иоганна Бларамберга, географа и военного топографа XIX века, состоявшего на службе в Российской императорской армии, в рабство в те времена попадали либо военнопленные, либо те, кто был уведен во время набегов на территорию противника. В мирное время людей похищать можно было только тайно, в противном случае похититель подвергался кровной мести .

Пленники оказывались в Анапе, Сухум-Кале (Сухуме), Поти и Батуме для продажи турецким торговцам, которые отвозили их в Стамбул, а оттуда в Египет и порты Леванта (восточное побережье Средиземноморья) .

В "Докладной записке начальника Дагестанской области Главнокомандующему Кавказской армией кн. Барятинскому" от 30 марта 1861 года сообщается, что на Кавказе класс рабов "образовался большею частью из пленных христиан, захваченных в хищнических набегах, и находится в самом унизительном состоянии, какое только можно создать для человека". Рабы и рабыни считались "принадлежностью владельцев своих, как и всякое другое домашнее животное, с которым хозяин вправе поступить, как он хочет". "Они берегут невольников своих… потому что, лишившись раба, понесут материальный ущерб", - говорилось в записке .

На Кавказе находились крупнейшие на Ближнем Востоке невольничьи рынки. В частности, такая ярмарка находилась в ауле Эндирей (ныне - село в Хасавюртовском районе Дагестана). Историк Семен Михайлович Броневский (1763-1830) называл Эндирей "главною ярмонкою для торга пленными". Эндирейцы скупали пленников у горцев в обмен на порох, хлеб, соль, а иногда и за деньги. Из Эндирея скованных пленников проводили большими конвоями "через земли чеченские, ингушские и черкесские скрытными дорогами мимо российских караулов до Анапы" .

Кроме того, практиковавшаяся в регионе в течение столетий работорговля вызвала появление посредников в лице купцов, у которых торговля рабами превратилась в специальный промысел. Дореволюционные историки писали: "Этого рода торговлею усиленно занимались армяне, которые не оставляли этого промысла и с появлением русских на Кавказе". Пользуясь своим положением, они помогали горцам воровать людей в наших пределах, получая за это соответствующее вознаграждение от горцев, а потом помогали русскому правительству в переговорах с горцами о выкупе тех же пленных – также не без вознаграждения, или же сами выкупали, чтобы перепродавать их русским…" .

Работорговля на Северном Кавказе продолжала существовать вплоть до 60-х годов XIX века .

Похищения, работорговля и принудительный труд в Чечне (1990-е годы)

Новая Россия столкнулась с проблемой рабства на Кавказе в начале 1990-х годов, когда власть в Чечне перешла в руки Джохара Дудаева и его сторонников. Позже, когда Чечня стала анклавом, исключенным из российского правового поля, принудительный труд стал в республике частью повседневной реальности.

В общей сложности в Чечне за 1990-е годы более 46 тысяч человек обращены в рабство или использовались на принудительных работах – от сбора дикорастущей черемши до строительства дорог в Грузию через Итум-Кале и Тазбичи . Часто наемные рабочие обманом привлекались в Чечню под предлогом заработка денег, однако оплаты за свою работу они так и не получали .

Не только невольничий труд, но и похищение людей с целью выкупа служило одним из источников дохода организованной преступности в Чечне. Первым в Чечне (в начале 1994 года) стал похищать людей с целью получения выкупа Рамазан Лабазанов, бравший в заложники новоявленных чеченских миллионеров, разбогатевших на операциях с фальшивыми авизо. С началом боевых действий в декабре 1994 года воюющие стороны практиковали друг другу продажу и обмен пленных и убитых. В первый год военной кампании боевики освобождали пленных солдат и офицеров в основном с пропагандистскими целями .

После того как осенью 1996 года российские войска были выведены из Чечни, бандиты стали брать в заложники людей, сотрудничавших с федеральными властями и режимом Доку Завгаева.

С середины 1997 года, когда были похищены журналисты НТВ и ОРТ и за них был выплачен огромный выкуп, похищения людей были поставлены на поток. Первоначально правоохранительные органы Чечни пытались бороться с этим бизнесом, но впоследствии сами включились в посреднические операции по торговле невольниками, и даже сами стали похищать людей .

Современное рабство в Дагестане

Другим регионом, для которого современное рабство превратилось в реальность, стал Дагестан. В мае 2014 года сотрудники МВД Дагестана начали проверку по поводу сообщения блогера Закира Магомедова о существовании в Махачкале рынка рабов на автобусной остановке.

Закир Магомедов в своем "Твиттере" написал, что автобусная станция "Пирамида" - это "черный рынок, где покупают рабов". По сообщению блогера, всего за 15 тысяч рублей можно купить мужчину и за 150 тысяч – девушку.

Большинство выявленных случаев принудительного труда в Дагестане связано с заводами по производству стройматериалов. При этом республика демонстрирует высокий рост безработицы.

Рабы в Дагестане - дешевая рабочая сила, которую завлекают на Кавказ в основном обманным путем - тот же товар, который можно купить, продать.

Видеосюжет "Рабство XXI века (Дагестан)"

В видеоблоге "Кавказского узла" показан сюжет о совместном рейде МВД Дагестана и молодежного движения "Альтернатива", проведенном в мае 2013 года, в результате которого были освобождены четверо рабочих. Со слов рабочих, с момента прибытия на место владелец цеха забрал у них документы и ни разу не выплачивал зарплаты, а когда некоторые выразили недовольство работой и условиями, заявил, что он заплатил за каждого из них 15 тысяч рублей, и они должны отработать.

Цитаты из фильма "Рабство XXI века (Дагестан)"

Владимир: " Меня, говорят, купили за 15 штук. Я ехал с документами, а некоторых везли в багажном отделении, как рабов в трюме".

Алексей: "В Москве отлавливают рабов на Казанском, Ярославском вокзалах. Предлагают работу, напаивают, накармливают и сажают в вагон. А когда приезжаешь в Дагестан - тут уже приходят покупатели. За меня, говорят, заплатили 15 тысяч".

Магомедшапи Магомедов (работодатель, начальник цеха): Я покупаю им все, что они просят из еды. Все вычитаю потом из их зарплаты. У нас договор был устный с ними такой. Никаких разрешений, лицензий у меня нет - здесь все так работают" .

Происходящее в Дагестане, однако, не все склонны квалифицировать как рабство. Например, дагестанский юрист Расул Кадиев, комментируя в мае 2013 года истории о подневольном труде в республике, отмечал: "Надо различать незаконное удержание, похищение и принудительный труд. На этой неделе к нам пришел человек из Башкирии. Он сказал, что работал на кирпичном заводе, с ним не расплатились, и он бросил работу и ушел. В данном случае сложно сказать, что это было именно рабство. Его никто не удерживал, не охранял, ему просто не заплатили". Между тем, по словам юриста, "есть работа, на которую дагестанцы не идут". Труд на заводах стройматериалов тяжелый и низкооплачиваемый. Что же касается фактов принудительного труда, то это – "трудовой спор", когда "людей заставляют отрабатывать, не платят" .

Истории "кавказских пленников"

Антон Кузнецов

В июне 2009 года из Дагестана в Липецкую область вернулся солдат Антон Кузнецов, пять лет считавшийся пропавшим без вести. По его словам, все это время он провел в рабстве , куда его продали командиры части.

Призывник из Липецкой области Антон Кузнецов ушел на срочную службу в 2003 году, а весной 2005 года исчез из части. По документам значилось, что Антон Кузнецов дезертировал в неизвестном направлении.

По словам Кузнецова, командиры одной из махачкалинских воинских частей, где он служил, передали солдата хозяевам частного кирпичного завода в "вечное пользование", а затем про него "забыли".

По возвращении Кузнецов был взят под стражу. Как выяснилось, он уже не был срочником. По документам, сразу же после приезда в Дагестан он подписал контракт. Однако сам солдат, по его словам, никаких документов не подписывал.

Сергей Хливной

26 сентября 2014 года в Волгоградской области сотрудники полиции сняли с автобусного рейса Махачкала – Москва 43-летнего мужчину без документов. Задержанный утверждал, что последние 18 лет он провел в рабстве в Дагестане, где у него отобрали паспорт. После дачи объяснений правоохранителям мужчина был отпущен и поехал в Москву автостопом, сообщили в волонтерской организации "Альтернатива".

Пассажир автобуса, представившийся Сергеем Хливным, рассказал, что он родом из Мурманска, однако последние 18 лет провел на принудительных работах в Дагестане. Он рассказал, что приехал в Махачкалу на заработки в 1996 году. Как только он сошел с автобуса, неизвестные отобрали у него все документы и заставили работать на кирпичном заводе в селе Петропавловском. За свой труд мужчина, по его словам, получал только еду и старую одежду, а самого его держали взаперти.

Через несколько месяцев Хливной совершил попытку побега, однако его поймали и заставили пасти скот в селе Таловка. С 2000 по 2004 год мужчина пас скот в селе Юрковка, с 2004 по 2007 год – в селе Казаюрт, с 2007 – в селе Камыш-Кутан. Он еще раз предпринимал попытку к бегству, однако его снова поймали.

Жителя Мурманска в Дагестане обнаружила волонтерская организация "Альтернатива". Сотрудник организации Алексей Никитин решил вывезти мужчину из Дагестана на автобусе. По свидетельству волонтера, посты в Дагестане и Калмыкии его спутник прошел без проблем, а уже под Волгоградом он был задержан правоохранителями до выяснения личности.

Родственники Сергея подавали в 1996-1997 годах заявление о его пропаже в полицию, однако, судя по всему, искать пропавшего без вести правоохранительные органы не стали.

Блогер Оксана Вельва приводит на своей странице основную хронологию нахождения в плену С.Хливного, записанную с его слов:

  • лето 1996 - осень 1996 кирпичный завод в Каспийске
  • осень 1996 - весна 1997 село Акуша, пас скот, сидел по ночам на цепи
  • весна 1997 - осень 1998 село Петропавловское, пас скот
  • осень 1998 - 2000 год село Таловка, пас скот
  • 2000 год - 2004 год село Юрковка, пас скот
  • 2004 год - 2007 год село Казаюрт, пас скот
  • 2007 год - 2014 год - село Камыш-Кутан, пас скот

Также Оксана Вельва утверждает, что Сергей Хливной удерживался у своих хозяев, "неоднократно пытался бежать и предпринял около 20 (!!!) попыток к бегству, однако его ловили или хозяева, или "будущие хозяева" и увозили на фермы или кошары пасти скот".

Мнение Светланы Ганнушкиной:

"Информация Сергея Хливного и представителей "Альтернативы" требует тщательной проверки и полицейского расследования ".

У правозащитницы Светланы Ганнушкиной вызвал сомнение тот факт, что человек находился в рабстве столь долгий срок и не сбежал. Ганнушкина привела известный ей пример, когда проживший несколько лет в Ингушетии у местного фермера неместный мужчина вернулся на Северный Кавказ после недолгого пребывания на родине. Он попросился назад к фермеру по причине того, что не смог адаптироваться к российским реалиям. Под влиянием рабочей обстановки у фермера он бросил пить и курить и никуда больше не пожелал уезжать. Также, по словам Светланы Ганнушкиной, к ней обращались освобождённые с помощью активистов "Альтернативы" из Дагестана жители других российских регионов, которые не могли найти работу и жилье. "Я подозреваю, что в Дагестане им было лучше – они приехали чистые, кормленые", - отметила Ганнушкина.

Добровольное рабство

Андрей Попов

История рядового Андрея Попова, пропавшего в октябре 2000 года, активно обсуждалась в Интернете и в блогосфере. Вернувшись домой в августе 2011 года, Попов заявил, что его 11 лет насильно удерживали на кирпичных заводах Дагестана .

Главное военное следственное управление распространило информацию о том, что военнослужащий . Родственники Попова, а также он сам это опровергали, однако перед началом слушаний Попов заявил, что признает свою вину. Правозащитники считают, что на него было оказано давление.

В ходе судебного заседания в Саратовском гарнизонном военном суде Андрей Попов заявил , что его избивали на кирпичных заводах в Дагестане.

"Некоторые шрамы на теле получены в период того, когда я был в Дагестане. В результате побоев со стороны дагестанцев. Бывало такое, что отказывался работать. Это было на кирпичном заводе. Несколько случаев было. Дубинками били, ногами били. Когда падаешь, можно и на кирпич напороться", - рассказал Попов.

На вопрос судьи Игоря Суровцева о работе на последнем кирпичном заводе в Дагестане подсудимый заявил, что контроль над работниками осуществляли так называемые бригадиры из числа местных жителей. "Бригадиры-дагестанцы следили, чтобы не отрывались от работы, простоя чтобы не было. В противном случае могли избить", - отметил подсудимый.

По его словам, он жил на территории завода в общежитии, где было чуть более десятка спальных мест, притом что работников было порядка 200 человек. "Остальные спали на полу. Там была охрана, общежитие на ночь закрывалось", - добавил Попов.

Он сказал, что кирпичным заводом руководил человек по кличке "доктор Магомед". "На руки деньги не давали. Там всем обещали в конце сезона отдать. Обещали, но мало кто получал", - заявил он.

В сентябре 2011 года следователи вместе с Андреем Поповым посетили кирпичные заводы, на которых, по словам военнослужащего, его держали в рабстве . Директор Каспийского кирпичного завода ООО "Стройсервис" Магомед Раджабов обвинил Попова в распространении ложной информации .

Видеосюжет "Рядовой Попов - раб или дезертир?"

В видеоблоге "Кавказского узла" представлен сюжет о результатах проверки следователями военной прокуратуры одного из кирпичных заводов Дагестана, где, по словам Андрея Попова, он 11 лет содержался в рабстве. В ладелец кирпичного завода Каспийска эту информацию опровергает, называя эту информацию враньем или наговором :

Видеосюжет "Андрей Попов в Дагестане"

Продолжение следственных действий в Дагестане. Андрей Попов, обвиняемый в дезертирстве, в сопровождении следователей военной прокуратуры посещает кирпичные заводы вблизи Каспийска и села Мекеги Левашинского района, на которых, по его словам, он содержался в рабстве :

Борьба с рабством в Дагестане

О случаях освобождения людей, незаконно удерживавшихся на предприятиях в Дагестане, неоднократно сообщал "Кавказский узел". В частности, в июне 2014 года сообщалось об освобождении трех человек из трудового рабства в Дагестане, среди которых – двое граждан Республики Белоруссия.

Согласно статистике Международной организации миграции, в 2010 году зафиксированы 103 случая рабства на территории страны и с россиянами – за пределами России. В 2011 году – 50, столько же – за девять месяцев 2012 года. Однако правозащитники уверены, что рабов в России сотни и тысячи. По данным ООН, в РФ – один из крупнейших в мире рынков работорговли .

По словам лидера общественной организации "Альтернатива" Олега Мельникова, почти все похищенные в Дагестан попали одним и тем же путем – к ним подходили люди на остановках, предлагали хорошую работу. Тех, кто не хотел ехать – спаивали, добавляли в еду снотворное. Так они оказались в Дагестане.

По словам Мельникова, в преступной связке работают несколько участников: "Тот человек, что находит людей в Москве и приводит к автобусу, за каждого получает минимум тысячу рублей". Водители, по словам Мельникова, также находятся "в доле". "На контрольно-пропускных пунктах именно водители договариваются с проверяющими", - отметил Мельников. В Махачкале этих людей покупают те, кому нужна дешевая рабочая сила .

В среднем похищенные проводят в Дагестане больше года. Наемных рабочих выгоняют, если они уже физически не могут работать.

По словам корреспондента "Комсомольской правды" Дмитрия Стешина, волонтеры, занимающиеся освобождением рабов, стараются не сообщать полиции про свои спецоперации заранее, потому что "были ситуации, когда сама же полиция предупреждала преступников – и рабов прятали" .

По словам Закира Исмаилова – руководителя дагестанского отделения движения "Альтернатива", "были случаи, когда людям удавалось сбегать, но их тут же ловили патрульные ДПС и доставляли в отдел". А затем возвращали владельцам заводов .

Однако, по сообщениям прокуратуры Республики Дагестан , "фактов принуждения в какой-либо форме к труду прокурорской проверкой не установлено". Проверка прошла на заводах по производству кирпича в городах Махачкала, Кизилюрт, Кизляр, а также в других районах республики. По данным прокуратуры, у всех сотрудников заводов взяты объяснения об обстоятельствах их приезда в республику, их трудоустройства, условий жизни и работы, сказано на официальном сайте ведомства.

Примечания:

  1. Бларамберг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа (Нальчик: Эль-Фа, 1999) // Восточная Литература.
  2. Бларамберг И. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа...
  3. ЦГАРД Ф. 120 Оп. 2 Д. 71а; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв. // Исторический вестник, вып. VIII. Нальчик: Издательство Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, 2009.
  4. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Ч. 2. М., 1823; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв ...
  5. Шамрай В.С. Историческая справка к вопросу о ясырях на Северном Кавказе и в Кубанской области и документы, относящиеся к этому вопросу. Б. м. Б. г.; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв....
  6. Рамазанов Х.Х. К вопросу о рабстве в Дагестане // Ученые записки ИИЯЛ Даг. Ф. АН СССР. Т. 9. Махачкала, 1961; Иноземцева Е. К вопросу о торговле "живым товаром" в контексте кавказской политики России на Северо-Восточном Кавказе в XVII – первой половине XIX вв...
  7. Пути мира на Северном Кавказе / Независимый экспертный доклад под ред. В.А.Тишкова. М., 1999. С. 18; Потери вооруженных сил России и СССР в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (1990-2000 гг) // Рязанцев С.В. Демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 26-77.
  8. Рабы Аргунского ущелья. В канун XXI века Чечня стала местом торговли живыми людьми // Независимая газета, 25.05.2000.
  9. Евлоев М. Выкуп и смерть // Итоги, 28.12.1999, С. 14; Потери вооруженных сил России и СССР в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (1990-2000 гг.)...
  10. Евлоев М. Выкуп и смерть...
  11. Рабство XXI века (Дагестан) // Кавказский узел-Youtube, 15.05.2013.
  12. Рабовладельческие регионы России // Свободная Пресса, 16.05.2013.
  13. Рядовой Попов - раб или дезертир? // Кавказский узел-Youtube, 08.09.2011.
  14. Андрей Попов в Дагестане // Кавказский узел-Youtube, 14.09.2011.
  15. Истории российских рабов: от дагестанского завода до московских электричек // NEWSru .com , 03.01.2013.
  16. Рабов в Дагестан везут из Москвы // "Эхо Москвы", 18.05.2013.

Фото: religion.russiaregionpress.ru


Британская газета Sunday Times опубликовала расследование своего московского корреспондента Марка Франкетти, в котором утверждается, что сотрудники служб безопасности президента Чечни Рамзана Кадырова держат настоящий гарем секс-рабынь. Невольницами гарема становятся «опозорившиеся» женщины - одинокие матери или изнасилованные. Рабынь из гарема регулярно насилуют и избивают, а за попытку сбежать лишают жизни.


Силовики чеченского лидера Рамзана Кадырова с его ведома и одобрения держат в секретных местах целые «гаремы» секс-рабынь, которых ежедневно жестоко насилуют и избивают. Так утверждает британский журналист, московский корреспондент The Sunday Times Марк Франкетти. Эту информацию ему якобы предоставили анонимные источники и некий правозащитник, которой встречался с одной из таких рабынь - Залиной Исраиловой, которая впоследствии была убита. В статье подробно описана ее история и делается предположение, что подобной участи подвергаются десятки ее землячек.

Опозорилась? В гарем!


Согласно источникам газеты, рабынями делают чеченских девушек, которые каким-либо образом «опозорились» в глазах насаждаемого в республике сурового исламского закона - к примеру, матерей-одиночек или жертв насилия. Исраилова как раз была матерью-одиночкой: она родила дочь, после чего отец ребенка (судя по тексту, он не был ей мужем, а лишь любовником) бросил ее, женился на другой и забрал ребенка.

Этот мужчина - высокопоставленный представитель сил безопасности Кадырова, и именно его сослуживцы превратили его бывшую возлюбленную в секс-рабыню. Под угрозой убийства Залину похитили - родственники видели, как ее увезли на машине с затемненными стеклами. Ее отвезли на некую «тренировочную базу» бойцов.

На базе уже находились 10 таких же молодых женщин, говорится в материале. Их держали голыми в одном большом помещении, где они спали, ели и мылись. С места на место их перевозили с завязанными глазами. Каждую ночь мужчины их насиловали, в том числе со всяческими извращениями, а также избивали. Многие жертвы были в ужасном состоянии.

Состав «гарема» менялся: некоторых женщин увозили, и их больше никто не видел, на их место привозили новых. Как минимум одну казнили, когда она стала искать помощи. С остальными просто обращались очень плохо, «хуже, чем с бродячими собаками», говорится в статье. Две девушки забеременели и родили там же, на базе.

Звонок Кадырову


То, что их мучителями являются силовики Кадырова, подтвердилось после того, как одна сумела украсть у одного из мужчин мобильный телефон. В нем нашелся личный номер главы республики, по которому женщина и позвонила с жалобами. Однако Кадыров лишь отчитал своего бойца за то, что тот «позволяет своей шлюхе совершать такие звонки». «Провинившуюся» в итоге застрелили.

Залине Исраиловой, напротив, удалось бежать - как пишет издание, с помощью одного из насильников, который вдруг пожалел ее. Женщина уехала в Петербург, а также некоторое время провела за границей - во Франции и Турции, где лечилась и восстанавливалась после нанесенных ей в секс-рабстве физических и душевных травм.

До этого, в Грозном с ней и встретились чеченские правозащитники, в том числе тот, на которого ссылается газета, а также, как утверждается, сотрудница «Мемориала» Наталья Эстемирова. По словам источника, она готовила доклад о преступлениях чеченских силовиков против женщин и хотела собрать больше фактов. У нее должна была состояться вторая встреча с Исраиловой, но летом 2009 года правозащитница была найдена мертвой.

В ноябре прошлого года The Sunday Times разыскала Залину в Петербурге, и та согласилась встретиться с чеченским посредником. По его словам, она в точности повторила ту историю, что слышала от нее Эстемирова. Женщина, которой «пришлось пройти через ад», была по-прежнему напугана и эмоционально сломлена.

На условиях анонимности она согласилась дать интервью газете, но оно так и не состоялось, поскольку она как раз уехала лечиться за границу. А потом было уже поздно. Ей позвонил брат из Чечни и сообщил, что она может безбоязненно вернуться в республику и встретиться с дочерью. Та поверила и вернулась. И лишь на прошлой неделе британское издание узнало от четырех разных источников в республике, что Исраилова была убита и похоронена в безымянной могиле.

Слишком много знала


По словам одного из родственников, бывшие насильники убили Залину, потому что она слишком много знала и видела. Убийцам при этом все легко сходит с рук - девушек с такой биографией как правило никто не ищет, потому что они считаются «позором семьи», а если тела находят, то все легко списать на «убийство ради чести».

В пример корреспондент газеты приводит случай ноября 2008 года, когда в Чечне были найдены тела шести молодых женщин от 20 до 30 лет, которые были застрелены в упор. Кадыров тогда приветствовал хладнокровную казнь, заявив, что жертвы были проститутками и родственники-мужчины правомерно убили их, защищая свои семьи.

На фоне рассказа о судьбе Залины Исраиловой, не исключено, что эти девушки были такими же секс-рабынями, с которыми затем просто решили расправиться, предполагает со своей стороны The Sunday Times.

Слухи ходят давно


На эту публикацию отреагировали журналисты Русской службы BBC, которые обратились за комментариями к известной правозащитнице, заместителю директора российского представительства правозащитной организации Human Rights Watch Татьяне Локшиной, хорошо знакомой с ситуацией в Чечне. Она сообщила, что слухи о «гаремах рабынь», связанных с чеченскими силовыми структурами, ходят давно, однако подтвердить их фактами ей не пока удавалось. Конкретно о случае Исраиловой она ничего не слышала.

«Мне сложно сказать, насколько эта история достоверна, - сказала Локшина. - Но с точки зрения контекста действительно в последние несколько лет я слышала достаточно регулярно от разных своих знакомых в Чечне о том, что существуют своеобразные бордели для сотрудников силовых структур господина Кадырова».

«Могло ли быть что-то подобное? В принципе, да, могло. Располагают ли, по крайней мере, мои контакты данными для того, чтобы это доказать? Скорее, нет», - говорит она.

Впрочем, по словам Локшиной, с уверенностью можно говорить о том, что положение женщин в Чечне в целом остается крайне сложным. "Речь идет о дискриминации в отношении женщин, о насилии в отношении женщин и, что самое важное, о пропаганде господина Кадырова и высокопоставленных официальных лиц в Чечне приниженного положения женщины, ее служебной роли по отношению к мужчине", - утверждает глава московского отделения Human Rights Watch.

В частности, Локшина говорит, что чеченские женщины зачастую подвергаются насилию в семье, их заставляют носить исламские платки в общественных местах, а суды, как правило, принимают решения в пользу мужчин.

Идеологический террор


В окружении Кадырова вообще категорически отрицают, что такие факты имели место, и заявляют, что подобные слухи - «часть кампании идеологического террора в отношении Чеченской республики».

Официальный представитель чеченского лидера Альви Каримов сказал: «Я могу со всей ответственностью заявить, что разговоры о каком-то рабстве, о каких-то секс-рабынях - это может идти речь о каком-нибудь другом государстве, или другом регионе, но не о Чеченской республике. Здесь такого никогда не было и быть не может».

По словам Каримова, «уважающий себя чеченец никогда в жизни близко не подойдет к девушке, которая при ком-то раздевалась, она какая-то секс-рабыня и так далее». «Это все является частью систематически подпитываемой кем-то, кем-то организовываемой, кампании идеологического террора в отношении Чеченской республики», - подытожил он.

По материалам:

Письмо недавно освобожденного из рабства М. Жилкина:

"Прошу внимания всех друзей. Это очень важный пост и, возможно, он поможет спасти мою жизнь.
Любой перепост приветствуется. Чем больше людей узнают о сложившейся ситуации, тем лучше.
Обычно я не люблю рассказывать свою историю, предпочитая говорить, что всё хорошо. Но вот стало совсем уж не хорошо и я говорю.
Несколько лет назад у меня отняли половину дома в Наро-фоминске. Банда черных риелторов. Несколько судов оказались безуспешными просто потому, что в составе банды оперуполномоченный, зять прокурора и прочие милые люди, сумевшие превратить все суды в развеселый фарс. В общем история из серии тех, которыми никого сейчас не удивишь и которая кроме фраз «ужас какой»(с) и «ты держись - ты сильный»(с) никаких иных реакций не получает. Я уже устал ей делиться, помолчал бы и сейчас, если бы не её продолжение. После последнего суда я почти год я провел заложником у бандитов, выполнявших для ментов «черную работу», откуда, не без приключений, был вызволен приятелями-чеченцами. Один из них, его имя Гуржиханов Ибрагим Юсуп-Хаджиевич, уверил меня, что решит вопрос с отобранной половиной дома неофициальным путем и предложил переехать в Грозный. Поскольку с Москвой меня уже ничего, кроме грустных воспоминаний не связывало, а о российской судебной системе после того, что со мной произошло, я мог говорить исключительно хорошее, как о покойнике, я согласился и с тем и с другим предложением. Банальная фраза о том, что нельзя вступать в сделку с дьяволом, в тот момент как-то не пришла мне в голову. А зря. По приезде в Грозный, Ибрагим отобрал у меня документы и банковскую карту. Общая психологическая подавленность после произошедшего и новый поворот, скажу честно, сломили меня и я, вместо того, чтобы хоть как-то сопротивляться, стал приспосабливаться к предполагаемым обстоятельствам. Радостный Ибрагим сообщил, что его условия для меня гораздо лучше - он будет давать мне денег на прожиточный минимум из тех, что я зарабатывал и не станет ограничивать свободу передвижения, поскольку убежать из Грозного нереально. Так я прожил четыре года, пытаясь выстроить вокруг себя свой мир, через стенки которого не просвечивала бы реальность. Чем больше я зарабатывал, тем меньше мне доставалось. В последние месяцы он стал забирать все заработанные мной деньги, также, как и пенсию по инвалидности. Заставил сделать завещание на себя - с домом вопрос решить у него не получилось в надежде, что со своими болезнями долго я не протяну. Я же выживал благодаря соседям и друзьям, которыми там обзавелся. Вступать в противоборство с Ибрагимом они не решались и выражали сочувствие едой. Ибрагим уверенно шел вверх по карьерной лестнице, добравшись в итоге до должности помощника министра. Родственные связи и должность крепко защищали его от любых нападок. Попытки увещевания и разговоров по душам тоже ни к чему хорошему не привели - к сожалению бандиты плохо понимают сложносочиненные предложения, деепричастные обороты и скрытые за ними аллюзии. Он искренне ставил себе в заслугу, что не прибил меня, а дает жить и ходить по городу. Один из последних разговоров закончился моим избиением. Бил в голову целенаправленно, зная, чем для меня, инсультника, это может закончится. Этой же ночью я, благодаря Елене Греминой и сотрудникам московского и ингушского отделений общества «Мемориал» (вечная благодарность им за этот поступок), был эвакуирован из Чечни в Москву. Ибрагим рвал и метал. На шум собрался совет старейшин тейпа, который, вот неожиданность, решил, что Ибрагим не прав и поступал ни как мусульманин, ни как чеченец, ни как мужчина, в конце концов. Правда инкриминировалось ему не мое удержание и отъем денег, а то, что он поднял на меня, старшего по возрасту человека, руку. Через какое-то время меня нашли и передали, что, если я буду молчать, то, так и быть, могу жить спокойно. Огласка. Единственное, чего они боятся. Ибрагим будет делать неплохую карьеру в правительстве Кадырова (да, впрочем, и в любом другом он не пропадет - такие люди без моральных принципов и паталогической жаждой наживы просто созданы для работы в правительстве) - у него есть связи, теперь ему необходима безупречная репутация. По прошествии времени всё же было решено, что я - единственное, что может испортить его репутацию. Ни его криминальные разборки в Пскове, ни его разбойные нападения на курьеров, развозящих айфоны в Питере (об этих подробностях я узнал от него самого; он этими подвигами гордился), а вот именно я. Думаю, не малую роль в этом решении сыграло и то, что документы на злосчастную половину нарофоминского дома вкупе с завещанием остались после моего бегства у него. Также как и моя пенсия, которую он, воспользовавшись связями в пресловутом чеченском пенсионном фонде, просто отменил непонятным науке способом. Чтобы я не заговорил, было принято решение избавится от меня. Вот то есть в прямом смысле этого слова, как бы дико это ни звучало. Хотя по нынешним временам дикостью мало кого можно удивить. Да. Я устал прятаться. Это не совсем та жизнь, о которой я мечтал. Огласка - единственное, что меня сейчас спасет. Друзья в Чечне запустили своё письмо в инстаграмме у Кадырова и еще нескольких популярных личностей. Я не совсем согласен с тем, что там написано, но выражаю им благодарность за то, что они сделали. Не называю имен, чтобы не навлечь на них беду. Комментарии там удаляются и пишутся снова. Пока этот тяни-толкай привел к тому, что Ибрагим в бешенстве и попытается побыстрее добраться до меня.
Огласка - это единственное, что может меня спасти. Я знаю их возможности и то, на что они способны. Прошу перепост. Спасибо."

В ИТУМ-КАЛЕ корреспондентам "НГ" довелось встретиться с только что освобожденными рабами, которые живут в расположении местного временного РОВД. Когда-то эти люди обманом были вывезены из разных краев и областей России в Чечню, где до прихода федеральных сил они влачили жалкое существование. А теперь, временно обитающие по соседству с новосибирскими милиционерами в ожидании решения миграционных властей, они отъедаются и набираются сил. Усталые, измученные люди смотрели на нас с интересом и подозрительностью. Немногие из них делились воспоминаниями о прежней жизни, некоторые все-таки осмелились подойти поближе и завести разговор. Когда фотокорреспондент Артем Чернов попросил их встать рядом и не смотреть в объектив, все они покорно и почти одновременно выполнили его указания. Вот какую историю поведал нам один из них - Владимир Станиславович Росман.

Попал я сюда еще до первой войны, в 1992 году. В Астрахани познакомился с одним чеченцем, он предложил заработать денег в Чечне. Я строитель: кровельщик, каменщик, маляр-штукатур, все время работал на стройках, шабашках. Он меня обманул - не заплатил. Из Шали, куда он меня привез, я ушел в Аргун - там тоже денег не было, тоже обман. Оттуда убежал в Грозный, хотел выехать из Чечни, потому что понял, что здесь кругом обман.

Кормили?

Кормить-то кормили, работать же на них надо! В городе меня отправили в спецприемник, а там милиция таких, как мы, отлавливала и продавала...

Официальные органы внутренних дел?

Да, официальные. Продавали всего за 50 тысяч рублей. И меня продали. Попал сюда, пас баранов. Мой бывший хозяин - Магомед Амиров - теперь назначен здесь уполномоченным по сельскому хозяйству.

Как? Бывший рабовладелец при нынешней власти получил должность?

А что делать? Он оппозиционер. Он был в оппозиции в ту войну и в эту. Тут больше таких людей нет, некому власть доверить. Он хоть он и рабовладелец, но подходит этой власти.

Было желание выбраться отсюда?

Такое желание было всегда. Но со временем уже как-то привык. Мне обещали дать заем, скот, говорили, мол, будешь сам себе хозяин, но слова оставались словами. Верил, все время верил, ждал и вот, наконец, дождался...

У вас есть квартира, дом?

У меня мать в Осетии живет, там и дом есть. Отсюда к матери, естественно, поеду. Я и так уж семь лет как связь с ней потерял.

Судьбы таких людей в основном схожи. Другой узник - Петр Шаповалов, ему 60 лет, он из Ростовской области. В Чечне пробыл 12 лет - с 1988 года. Хромой, во рту нет ни одного зуба. Его история также банальна: проработал 3 месяца в Чечне, за работу не заплатили ни копейки, пытался бежать, его поймали, побили, второй раз - то же самое.

Еще один пример - Геннадий Шулико с Урала. В 1983 году он попал сюда, в Итум-Кале, в рабство. В свое время был музыкантом-трубачом в ресторанном оркестре. Его просто подпоили, наобещали золотые горы и в пьяном виде ввезли на территорию Чечни из Астрахани. Пробовал бежать 3 раза в сторону Грузии по перевалу. И каждый раз его возвращали назад, каждый раз побеги заканчивались сильными побоями. У него есть семья, которая, наверное, его ждет. Он сказал, что поедет домой, когда хоть чуть-чуть встанет на ноги.

На территории военной комендатуры Итум-Калинского района в начале мая находились 15 бывших рабов. 11 из них были освобождены разведчиками комендатуры, 4 - сотрудниками временного местного РОВД. Я попросил прокомментировать эту ситуацию старшего офицера по разведке Итум-Калинской военной комендатуры подполковника Юрия Щукина, чьи солдаты-разведчики отыскали по кошарам в горах 11 человек.

Из 11 человек только двое вывезены сюда силой, остальные - обманом, особенно те, кто здесь дольше находится. Как правило, их встречали на вокзалах, когда у них не было денег на билет. Заводили разговор, угощали в ресторане или где-нибудь на природе, бутылка водки, предложение подзаработать. Затем везли сюда, в горные районы, отбирали документы и заставляли работать практически за кусок хлеба. Отношение к этим людям было разное: некоторым попадались хорошие хозяева, которые кормили их со своего стола, других держали впроголодь - кусок лепешки, вода.

Имели ли они возможность бежать?

Имели, но только в то время, когда наши войска находились на территории Чечни. И то они со страхом бежали, потому что многие их попытки ранее заканчивались неудачей. Любой чеченец, встретившийся им на дороге, видя, что это русский, их задерживал, выяснял, где находится их хозяева, и возвращал обратно, мог и перекупить, а мог и просто убить... Все эти каменные дома, хоромы, которые вы видите, построены не чеченцами, а этими обманутыми людьми, вывезенными, кстати, не только с территории России. Здесь, в Итум-Кале, живет один грузин. Его хозяин ушел и сейчас живет, как ни парадоксально, в Грузии, а он содержит его хозяйство, пасет его отару, ухаживает за скотом... Когда мы их вывозили, они сначала отказывались ехать. Силой мы никого не забирали но, в конце концов они сами нас за это благодарили.

Военнослужащие комендатуры рассказали также историю о строительстве русскими рабами горной дороги, проложенной по ущелью. Мы видели эту дорогу: берущая начало в Итум-Кале, поднимаясь все выше в горы, серпантином опоясывая угрюмые каменистые склоны над бурлящим внизу Аргуном, она исчезала в туманной дымке среди малопроходимых перевалов, за которыми находится Грузия. По словам чеченцев и русских узников, эта дорога строилась после 1996 года, в перерыве между первой и второй войнами. Дорогу чеченцы строго охраняли: ставили посты, шлагбаумы. Ее не достроили, она совсем немного не доходит до грузинской границы. По мнению подполковника Щукина, для ее строительства понадобилась не одна тысяча людей, возможно, были и военнопленные. Однажды разведчики комендатуры обнаружили полуразложившийся труп военнослужащего, видимо, захваченного в плен где-нибудь на территории Дагестана на раннем этапе боевых действий. На теле солдата были следы издевательств: у него была отрублена кисть, переломаны ребра, руки и снесено полчерепа. Местные жители рассказали, что это был разведчик. Труп вывезен в Ростов-на-Дону для опознания. Но из 11 итум-калинских рабов ни один прямо не сказал, что он участвовал в строительстве дороги. Узники говорили об этом только намеками. Эти люди напуганы до предела и опасаются, что это станет известно их бывшим хозяевам, их разыщут и любая информация может стоить им головы.

Итум-Кале - Москва

"Командующий войсками МО в Чечне генерал-майор Владимир Шаманов: "На днях мы освободили Харсеной. Неподалеку от селения, на берегу реки, мои ребята нашли двух симпатичных русских девчат, изможденных от побоев и издевательств. То, что они рассказали, меня потрясло...
...Их было трое - Катя, Валяй Лена. С ноября 1995 года они приезжали на вахту в Грозный, жили в поезде, который стоял в депо, со строителями. Работа была несложной: поддерживай порядок, топи печь да "титан" для чая. Строители - ребята спокойные, весь день трудились на восстановлении города, девушки только по вечерам и видели их.
Второго апреля их вахта прикомандированных на строительство заканчивалась. И девчата накануне отъезда домой решили сходить в баню, до которой было рукой подать. Но помыться в тот вечер им не удалось. Только вышли за ворота депо, как к ним подъехала "санитарка", из которой выскочили два бородача и запихнули девушек в машину.
Ехали долго, наконец машина остановилась. Их завели в одиноко стоящий домик, что находился на склоне горы. Внизу горели огни какого-то большого селения. Как потом выяснилось, это было село Комсомольское.
В избе без окон и дверей стоял жуткий холод. Русские девчонки, прижимаясь друг к другу, пытались согреться и уснуть. Они пока еще не догадывались, какая участь им уготована. Боевики, поглядывая в их сторону, грелись в машине. Домогательства Леонсио к бедной рабыне Изауре - детские шалости по сравнению с тем, что Валя, Катя и Лена испытали в чеченском плену.
Наутро привезли рабочих. Почти все русские. Их заставили забить окна, натянуть клеенку, сколотить нары и поставить "буржуйку". Вместе с заложниками приехало человек сорок боевиков.
Первый раз русских рабынь подняли ночью. Вывели во двор, стали избивать. Сначала были пощечины, затем пошли палки и кулаки. Били и ногами. Насладившись вдоволь своей жестокостью, боевики стали девчат успокаивать, расспрашивать, кто они такие, откуда, где работают. А потом начали насиловать, избивать и снова насиловать...

Этот кошмар продолжался месяца полтора. 10 мая их увели в горы, в Харсеной. Лену передали в другую банду, и где она сейчас, подружки не знают. Накануне специальной операции, 12 мая, Валю и Катю зверски избили и, поскольку они не могли самостоятельно передвигаться, отвели к речке и спрятали за бетонными плитами. Целый день, превозмогая боль, девчата пролежали под паляшим солнцем, а под вечер услышав шум двигавшейся машины подумали, что возвращается охранник, обещавший привезти Лену и забрать их. Из последних сил Катя и Валя начали отползать в сторону, чтобы спрятаться, но когда услышали русскую речь и увидели танк, позвали на помощь наших парней..." - из книги Асташкин Н. "По волчьему следу." М., 2005. С. 212-213.



Похожие статьи