Рассеянный свет в комнате. Как подобрать освещение в комнате

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.


Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.


Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная


Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская


По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.


А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.


В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.


Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.


Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Видео: фильм об основах светодизайна

"в процессе..."

Освещение внутреннего пространства жилища - задача не только творческая, но и техническая. Задаваясь вопросом как правильно подобрать освещение в квартире или доме, многие в первую очередь задумываются о декоративной привлекательности , забывая о влиянии уровня освещенности на наше настроение, самочувствие, и здоровье в целом. Украшая интерьер люстрами, торшерами, бра, настольными лампами, важно создать правильный световой сценарий в каждой комнате.

Что нужно знать для правильного освещения квартиры

Эффективность освещения зависит от двух ключевых факторов - количества источников света и мощности ламп. Чем больше светильников, тем шире возможности организации светового сценария в комнате. Включая их вместе или по отдельности можно с легкостью формировать максимально комфортную атмосферу для чтения или отдыха, для работы или учебы, для общения членов семьи, приготовления еды, других домашних дел. Сочетанием разных источников света разного уровня яркости можно корректировать визуальное восприятие комнаты, делить пространство на функциональные зоны.

Три ключевых типа освещения

Основное освещение - источник света, охватывающего всю комнату. Установленные на потолке светильники излучают ровный всенаправленный свет, обеспечивая базовый уровень освещенности помещения.
Локальное освещение - направленный свет, акцентированный на определенном участке комнаты.
Подсветка - используется для выделения элементов интерьера, мебели, картин, шкафов с прозрачным стеклянным фасадом и т.п.

Как использовать

Верхний свет - общий фоновый.
Локальный - для выделения смысловых центров.
Подсветка - по вкусу.

С чего начать

Самое важное, что нужно сделать перед началом «строительства» качественного освещения квартиры - точно определиться с функциональными зонами в каждой комнате. Решите, что и где Вы будете делать в этом помещении, где читать, где смотреть телевизор, где готовить пищу.

Для расчета освещенности любого помещения необходимо учитывать размер удельной мощности источника света и тип помещения. Ниже приведена таблица показателей удельной мощности освещения, учитывая тип помещения и вид ламп:

Следующим шагом желательно рассчитать уровень освещенности. Для точного расчета придется учесть отражающую способность стен, распределение светового потока, высоту потолков и расположения источника света. Можно воспользоваться калькулятором освещенности, а можно формулой P=pS/N (p - кол-во Вт на 1м2 площади, S -площадь, N - кол-во светильников).

Более просто определиться с мощностью ламп можно ориентируясь на стандартные показатели освещенности, которые принято считать достаточными для простых домашних работ.

  • Для ламп накаливания - 20-30 Вт/м2
  • Для галогенных - 10-15 Вт/м2
  • Для светодиодных - 4-6 Вт/м2

Так же Вы можете определить уровень освещения эмпирически - по принципу «комфортно, значит хорошо», а можно - руководствуясь общими правилами и нашими рекомендациями, которые Вы сможете подкорректировать исходя из своих предпочтений. Все указанные ниже показатели мощности ламп указаны для ламп накаливания, в соответствии с которыми Вы сможете подобрать галогенные, светодиодные или люминесцентные светильники..

Обратите внимание , что везде выше и далее по тексту при указании мощности указано по две цифры. Этот разброс вынужденный и связан с разным коэффициентом отражения потока света от внутренних поверхностей комнаты.. Первая цифра соответствует помещению со светлыми поверхностями, а вторая - с темными.

Детская комната

Освещение детской должно быть хорошим, но не агрессивным, лучше всего многоточечным, чтобы ребенок в одной комнате разное время мог с удовольствием играть, эффективно учить уроки, спокойно засыпать. Главное правило - не подвергать глаза ребенка воздействию прямых лучей. Для детей рекомендуется устанавливать основной плафон с лампочкой средней мощности до 100-150 Вт.
В зоне для учебы и работы на компьютере необходимы настенные и настольные светильники мощностью до 60-100 Вт с регулируемым кронштейном, чтобы можно было освещать разные точки поверхности стола. Место для чтения оснащается бра или торшером (100-150 Вт).

Кухня

Основной свет - 100-150 Вт. Ровный и яркий свет галогенных, светодиодных или люминесцентных ламп (2-4 лампы по 30-60 Вт), прямонаправленный на рабочие поверхности, делает процесс приготовления еды удобным и безопасным. Обеденный стол на кухне является в большинстве современных квартир местом сбора всех членов семьи за завтраком или ужином, поэтому его можно с полным на то основанием считать центром кухни. Желательно, чтобы над столом присутствовал локальный светильник (около 60-100 Вт) с плафоном, излучающий теплый рассеянный свет, не дающий теней от рук и головы сидящих за столом людей.

Спальня

В спальне целесообразно использование одного общего источника света в виде люстры с короткой «ножкой» или большого матового плоского плафона (светодиоды суммарной мощностью на 100-150 Вт) и несколько локальных неярких светильников - два у изголовья по 60-100 Вт, и два по 40-60 Вт на противоположных стенах, испускающих теплый приглушенный свет. Такой ансамбль обеспечит в помещении расслабляющую спокойную атмосферу. Идеальное решение для спальни - выключатель с диммером (светорегулятором) и дистанционным управлением.

Гостиная

Основной источник света в гостиной должен быть ярким (200-250 ВТ), что обусловлено площадью комнаты, традиционно большим количеством мебели, а так же тем, что в гостиной принято принимать друзей, знакомых и близких - яркий свет способствует активному общению, хорошему настроению. Количество локальных источников света в гостиной определяется ее размерами и задачей сформировать уютную атмосферу при просмотре телевизора, прослушивания музыки. Направленное освещение от торшера или бра с лампой мощностью до 100-150 Вт у кресла или дивана в гостиной очень удобно для чтения, а плюс к тому, выгодно выделяет форму, фактуру и дизайн этих предметов мебели в интерьере.

Ванная Комната

Решение вопросов освещения ванной комнаты должно учитывать требования безопасности, связанные с тем, что это комната с повышенной влажностью, а следовательно, зона высокого риска поражения электротоком. Светильники в ванной обязательно должны быть снабжены плафонами, защищающими лампы от брызг воды, и установлены не ближе чем в 2-х метрах от смесителей и душевых рассеивателей. Нельзя использовать переносные лампы. Для небольшой ванной комнаты достаточно одного мощного общего светильника (150-200 Вт) и одного локально над зеркалом (60-100 Вт). Разумеется, необходимо делать поправку на преобладающие в ней поверхности, темные или светлые. Чем больше светлых поверхностей, тем выше степень отражения света, а следовательно общей освещенности, и наоборот.

Коридор

Коридор в квартире, это место, где мы делаем последние штрихи в плане корректировки прически или макияжа, смотрим как «сидит» на нас одежда, поэтому света здесь должно быть много. Поскольку коридор и прихожая - это традиционно маленькие помещения, здесь достаточно лампы общего освещения мощностью в 100-150 Вт, нескольких светильников по периметру или вдоль противоположных стен, и отдельной подсветки зеркала. Свет возле зеркала должен быть мягким, рассеянным, максимально приближенным к естественному.

Кладовая, гараж

Кладовки и гаражи с течением времени превращаются в места, где хранятся тысячи нужных и ненужных вещей. На первый взгляд, казалось бы, здесь ни к чему яркий свет, что логично, ведь они не предназначены для проживания. Между тем, случается что без мощного источника света нужную вещь найти не представляется возможным, да и ходить в полумраке среди ящиков, коробок, банок и прочего, может быть небезопасным. Здесь Вам самостоятельно придется найти «золотую» середину освещенности, исходя из площади помещения, наличия или отсутствия окон и т.п.

Семь приемов для изменения восприятия помещения с помощью освещения

1 . Если Вы хотите сохранить пропорции помещения, используйте светильники прямого света.
2 . Чем больше в комнате отражающих поверхностей или источников рассеянного света, тем больше кажется внутреннее пространство комнаты.
3 . Чтобы уменьшить высоту потолка, используйте потолочные светильники с изменяемым углом и направьте поток света не вертикально вниз, а на стены.
4 . Чтобы увеличить высоту потолка, нужно сначала сделать его светлым, например смонтировать белый или матовый , а затем направить на него свет настенных светильников.
5 . Расширить узкое помещение можно разместив светильники по ровной оси вдоль одной из стен.
6 . Уменьшить длину комнаты можно последовательно установив на потолке несколько пар светильников поперек комнаты.
7 . Сузить широкое помещение легко, если расположить светильники цепочкой по центральной оси потолка.

Важнейшую роль в создании интерьера играет освещение. Именно с помощью света можно подчеркнуть достоинства любого помещения и спрятать в тень все его недостатки. Если привесить слишком плотные занавеси в северной комнате, забыть про миниатюрные бра, поднять под потолок огромной гостиной люстру с тусклым светом и совершить еще множество других ошибок, простая комната может превратиться в неуютное помещение, нахождение в котором будет доставлять дискомфорт. Как этого избежать?

Пустите в квартиру естественный свет

Нет ничего лучше, чем естественный свет. Поэтому устройство освещения в квартире предполагает максимальное количество источников дневного света. Чтобы он свободно заходил и равномерно распространялся по всем комнатам, в доме должны быть стандартные, а лучше большие окна. Они не должны постоянно наглухо закрываться ставнями или, что еще хуже, быть забиты фанерой.

Если окна выходят на юг, на них можно привесить жалюзи или плотные портьеры, которые обязательно нужно регулярно открывать. Если окно закрывают деревья, достаточно будет тонкой тюлевой занавески. У естественного света не должно быть для распространения препятствий.

Организовываем правильное освещение в квартире

В любой комнате должно быть несколько источников освещения. Основной – под потолком, и несколько дополнительных – сбоку. Это поможет создать иллюзию дневного света. Напомним, что в природе солнечный свет падает не сверху вниз, а по диагонали.

Идеальное ночное освещение квартиры предполагает наличие разных источников света:

  • лампы накаливания,
  • галогеновых ламп,
  • лампы дневного света.

В зависимости от того, сколько ламп будет гореть одновременно, удастся создать в комнате романтическое настроение для двоих или торжественное для семейного ужина.

Ночное освещение в разных комнатах обычной квартиры

Душа дома – это, конечно, гостиная. И в ней должно быть комфортно и гостям, и хозяевам. Рекомендуется привесить большую люстру или заменить ее несколькими настенными лампами, направленным в сторону и вверх. В качестве альтернативы, можно разместить точечные светильники по всему потолку. Не забудьте про бра на стенах, небольшую настольную лампу или торшер, необходимые для создания романтической обстановке в комнате.

В спальне освещение организуется по такому же принципу: должен быть верхний яркий свет и несколько бра на стенах. Их включают, когда читают, смотрят телевизор или просто хотят отдохнуть от яркого света.



Также поступают и с кухней. Ярким верхним светом пользуются во время приготовления пищи, а маленькими светильниками над столом и кухонным фартуком, когда ужинают с любимым человеком.

Правильное устройство и в квартире предполагает, что и в ванную будет проникать дневной свет. В идеале для этого здесь пробивается под самым потолком небольшое окно или часть стены закладывается толстыми блоками из матового стекла. Но в обычной квартире это сделать не так просто.

Можно ли сделать освещение дачного участка своими руками

Но помните, что даже самое хорошее и разумное ночное освещение квартиры не сможет заменить естественный свет. Поэтому сначала позаботьтесь о том, чтобы в самый темный угол самой дальней комнаты беспрепятственно заходило солнце, а потом уже занимайтесь устройством искусственного .

Порой бывает не так просто грамотно подобрать источники света для комнаты. Чтобы организовать освещение комнаты правильно, нужно учитывать множество факторов. Вот об этом мы сейчас и поговорим. На что же стоит обратить особое внимание при выборе освещения для Вашей комнаты?

Правильное освещение

Подобрать правильное освещение для комнаты, на самом деле, не так сложно, как кажется на первый взгляд. Если комната большая, то центральная люстра станет идеальным вариантом. Если же в этой комнате еще и слишком высокий потолок, то люстру стоит подвесить пониже, чтобы потолок остался в тени, тем самым не привлекая к себе излишнего внимания. Дополнительное освещение в виде точечной подсветки в потолочных нишах тоже будет не лишним, однако расположение таких светильников следует тщательно продумать, чтобы грамотно зонировать имеющееся пространство. Торшеры помогут создать атмосферу уюта в зоне отдыха, а бра располагают в удобном для чтения месте.

Небольшие комнаты не обязательно комплектовать люстрой, точечных светильников по периметру потолка будет вполне достаточно. Чтобы акцентировать внимание на эффектном элементе декора, применяют точечный направленный свет. А для романтической обстановки можно пустить точечное освещение по периметру комнаты – по нижней части стены. Помните, чтобы человеческому глазу было комфортно находиться в комнате, на один метр квадратный должно приходиться не менее 15 и не более 25 Вт, если говорить о лампе накаливания. Поэтому, прежде всего, важно произвести правильные расчеты. Хотя варианты освещения комнаты все же могут быть различными, главное – чтобы такое освещение было удобным, подходящим по стилистике к дизайну и интерьеру самой комнаты, а также удовлетворяющим Вашим задумкам и Вашему вкусу.

На сегодняшний день светодиодное освещение в квартире приобретает все большую популярность. Ведь такие лампы, несмотря на их большую стоимость, обладают массой преимуществ. Качественные светодиоды имеют очень длительный срок службы (до 11 лет), поэтому фактически являются самым экономным вариантом освещения. Важной особенностью таких ламп является возможность отрегулировать интенсивность освещения и выбрать цвет светодиодов. А благодаря их техническим характеристикам при перепадах напряжения свет от этих светодиодов не будет мигать. Немаловажным является также отсутствие инфракрасного и ультрафиолетового излучения, ведь последнее способствует выгоранию цвета штор и обивки на мебели. Ну, и самое, пожалуй, приятное в этих лампах – это то, что с их помощью можно придумать невероятно красивый дизайн. Стоит только приложить немного фантазии. Тем более, что светодиодное освещение прекрасно подойдет для любой комнаты.

Освещение в ванной комнате

Постарайтесь сделать освещение в ванной комнате достаточно ярким, но не забывайте и о возможности создания расслабляющего, приглушенного света. Светильники в ванной должны быть закрытого типа – по причине высокой влажности, можно из матового стекла, а выключатели лучше выносить за пределы ванной комнаты в целях безопасности. Для создания атмосферы покоя и полной релаксации можно предусмотреть возможность включения только легкой подсветки, например, светодиодной ленты над зеркалом.

Подбирая освещение в ванную комнату, необходимо учесть весь функционал, возложенный на нее. Ведь если Вы планируете наносить макияж в ванной, то важно предусмотреть наличие дополнительного освещения возле зеркала. Отличным вариантом будет самая обычная лампа накаливания. А люминесцентная лампа подойдет для бритья.

Освещение в детской комнате

Освещение в детской комнате должно сочетать в себе, как минимум, 3 источника света:

  1. центральный потолочный
  2. возле кровати (торшер, ночник)
  3. на рабочем месте

Основным требованием искусственного освещения является равномерность, то есть отсутствие резких перепадов «свет-тень». Потолочную люстру выбирайте негромоздкую, чтобы она не стала случайной «жертвой» игры в мяч. Хорошей альтернативой могут стать все те же точечные светильники – свет от них хотя и яркий, но не навязчивый. Использовать для детской комнаты лампы дневного света специалисты настоятельно не рекомендуют. У изголовья кровати удобно установить светильник для чтения. Хорошо, если он будет оснащен регулятором яркости, тогда он может послужить и в качестве ночника. Рабочий же стол должен быть хорошо освещен, но без излишней яркости, чтобы не утомлять глаза. В любом случае, главное при выборе источников света для детской – это безопасность, соответствие санитарным нормам и эргономичность.

Чаще всего светодиодное освещение комнаты используют в декоративных целях – для подсветки стен детской, потолка или мебели всевозможными цветами. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы комната Вашего ребенка не превратилась в сверкающую новогоднюю елку. Пусть цвета светодиодных лент гармонируют с общей цветовой гаммой комнаты.

Гармония света, цвета, формы и пространства – это формула безупречного архитектурного сооружения и интерьера. Но почему-то, приступая к работе над интерьером квартиры, хозяева в первую очередь думают о планировке, стиле, цветовой гамме и забывают о световом оформлении. А ведь свет можно сравнить с одеждой или макияжем, которые определяют внешний вид, создают настроение, скрывают недостатки, подчеркивают достоинства, и в конечно итоге, создают образ. Неординарное – это настоящее искусство, требующее особого видения, вдохновения, знаний. Сегодня мы попробуем "прикоснуться к прекрасному" и озвучим некоторые базовые правила создания светового сценария в интерьере.

С чего начать и чем закончить?

Правильно подобранное освещение может изменить к лучшему и планировку, и облик интерьера, и наше самоощущение. Чтобы пространство, формы и фактуры в помещении ожили, необходимо создать продуманную динамику светотеневых переходов от ярко освещенных до затемненных зон. Самое лучшее решение - это скомбинировать расположенные на разных уровнях источники направленного, рассеянного и отраженного света.

●Для начала, определитесь, что вы будете в этом помещении делать (читать, играть, готовить, шить) и найдите места для функциональных светильников, дающих яркий направленный свет в этих зонах: настольные лампы, споты и встраиваемые светильники.

●Расставьте акценты при помощи источников «рисующего» света. Они подчеркнут пластику и цвет архитектурных и декоративных элементов, картин и стилеобразующих предметов интерьера. Это могут быть ленты LED, точечные светильники, светильники для подсветки. Применяя яркие направленные светильники, лучше избегать частых резких переходов между ярким светом и тенью, так как это утомляет глаза и искажает графический рисунок интерьера. Если вы и используете художественные контрасты светотеневой игры, то тщательно обдумывайте все нюансы.

●И наконец, добавьте источник ровного, озаряющего всю комнату фонового света. Для этой цели подойдут потолочные (подвесные или точечные) светильники, настенные и , свет которых отражается от стен и потолка.

●Подумайте о палитре интерьера, цвете самого освещения и их взаимодействии.

●Определитесь с внешним видом светильников для каждого помещения. Они могут быть выполнены в одном дизайне или формально противоречить друг другу, растворяться в интерьере или доминировать в нем. В настоящее время нет стилевых императивов. Вы можете следить за последними тенденциями в интерьерной моде, предпочитать старую добрую классику или функциональный подход, важно одно: светильники – полноправные участники в создании атмосферы и характера вашего интерьера.





Искусственный и естественный

В интерьере крайне важна интеграция естественного и искусственного освещения, сохранение баланса между ними и, конечно, художественный подход к использованию разных источников света.

●Вспомните о простых правилах сторон света. Если окна выходят на запад или на юг, придется серьезно задуматься о рассеивающем оконном декоре, позволяющем время от времени скрываться от слепящих лучей и смягчать высококонтрастные границы ярко освещенных и утонувших в тени областей.

●В помещениях с окнами на восток просыпаться и приходить в форму по утрам будет легче. Несмотря на то, что свет прямой, он не ослепляет, как днем, а создает красивые свето-теневые переходы и блики на стенах, потолке, мебели. Во второй половине дня солнце уйдет, и освещение станет рассеянным, мягким.

●В комнате с окнами на север свет всегда рассеянный, но необходимо тщательно продумать использование искусственного освещения и максимально «облегчить» дизайн окон, либо полностью отказаться от оформления шторами.

●Естественный свет может проникать и в традиционно затемненные помещения (прихожую, ванную, коридор, гардеробную), если межкомнатные двери будут из матового стекла, а стены из стеклоблоков. Также можно предусмотреть межкомнатные окна, сквозь которые будет проникать солнечный свет из соседних помещений.

●Известно, что смешение источников света разных температур воспринимается нами как дискомфортное. Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, желательно применять люминесцентные светильники или светящиеся панели холодного или тепло-белого света.





Отражения и преломления

●Зеркала недаром наделяются магическими свойствами. Они творят чудеса в интерьере: «поднимают» потолок, «раздвигают» стены, создают бесконечное отраженное пространство. Чем больше в комнате зеркал и зеркальных поверхностей, тем она «светлее» и «просторнее».

●Кристаллы, хрусталь, многогранные предметы из стекла действуют как призма. Взаимодействуя со светом, они создают непрерывно меняющийся, как в калейдоскопе, эффект сияния. Используйте их в предметах декора, чтобы оживить интерьер солнечными бликами и расширить пространство.




Офор м ительский свет

Цветное освещение, дополненное спецэффектами - это всегда интересный ход в оформлении интерьера, позволяющий преобразить пространство, подчеркнуть тональность элементов интерьера и раздвинуть границы реальности, создавая отличную от существующей при естественном свете обстановку. Внедряя в интерьерную мизансцену цвето-световое оформление, вы сможете изменить не только ее настроение, но и основной смысл. Так светлая, оформленная в нейтральных тонах и спокойных формах скандинавского стиля гостиная вечером при помощи светодиодов может превратиться в напоминающую бразильский карнавал, зажигательную площадку для вечеринок, а потом – с помощью систем, имитирующих звездное небо, напомнить о спящих Гавайских островах.

Современные промышленные дизайнеры предлагают настоящие шедевры, позволяющие создавать различные цветовые и световые сценарии: от переливающейся яркой феерии красок до медитативного фигурного света и лаконичных, приятных глазу бликов.









Похожие статьи

  • Щи с рыбными консервами в мультиварке

    Щи бывают разные, один из вариантов – рыбные. Это блюдо намного легче мясного, но не такое пустое, как вегетарианский суп. Также оно отличается особенным ароматом. Попробуйте приготовить! Кто знает, может рыбные щи понравятся домочадцам,...

  • Королева пентаклей в таро: значение карты в раскладах

    Финансовое благополучие, стабильность, плодородие и уверенность – вот что олицетворяет карта Таро Королева пентаклей.Выпадая в гадании, она предвещает успех во всех начинаниях и реализацию задуманного. Анализировать значение этой карты в...

  • Фигуры людей и человекоподобных существ

    О том, как гадать на кофейной гуще мы уже Вам рассказали. Если вы читали о процессе приготовления к гаданию, и об истории, то здесь можно сделать два вывода. Во-первых, гадание на кофейной гуще не было исконно русским гаданием, скажем на...

  • Что представляет собой вексель сбербанка

    Развитие фондового рынка в России и возникающие трудности в оплате между различными агентами и контрагентами малого бизнеса стали предпосылками для появления значительного интереса к покупке векселей. Это документ, содержащий долговое...

  • К чему снится рожать ребенка по соннику Нострадамуса

    Наши сновидения иногда бывают удивительны и загадочны, а некоторые из них, особенно яркие, оставляют после себя сильное впечатление и могут надолго заставить человека обдумывать увиденное. Следует обратить особое внимание именно на такие...

  • Варенье из абрикосов без косточек

    Для абрикосового варенья дольками отбираем плотные и немного не доспевшие абрикосы. Переспевшие фрукты можно съесть или сварить из них обычное абрикосовое варенье или джем. Тщательно моем абрикосы. Когда вода стечет, и плоды слегка...